Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Аналитическая справка

по результатам социологического исследования

«СМИ области в зеркале общественного мнения».
Активное развитие казахстанского общества, значительные темпы экономического роста, включение и углубление Казахстана в глобализационные процессы повлияли на трансформацию стратегии и тактики казахстанских средств массовой информации. На наш взгляд, свою определяющую роль в данном процессе способен сыграть каждый субъект и объект политической деятельности, государство и общество, а также их институты. Одним из общественных институтов и непременных атрибутов общественно-политической деятельности государства являются СМИ. Первоначально необходимо отметить произошедшую либерализацию, в условиях которой обеспечиваются конституционно закрепленная свобода слова, доступ представителей СМИ и, соответственно, всех граждан, практически ко всем видам информации, эффективно функционирует правовая база регулирования взаимоотношений СМИ и государства.

На современном этапе новая и приоритетная роль СМИ в условиях устойчивого развития и демократизации казахстанского общества связана с процессом когнитивизации, с глубинной ломкой норм и правил деятельности средств массовых коммуникаций. В этих условиях закономерно возрастает их значение в плане направленности на развитие демократических принципов и повышение объективности материалов, передаваемых через них.

Большое значение средства массовой информации имеют для возникновения, формирования и изучения общественного мнения. Данная политическая роль средств массовой информации обусловлена, прежде всего, тем, что СМИ являются достаточно самостоятельным субъектом по производству политической информации, оказывают влияние на политические процессы, способствуя политическому просвещению широких слоев населения. «Кто владеет информацией - тот владеет миром» - утверждает известный афоризм.

Управление внутренней политики Акмолинской области в июне т.г. провело социологическое исследование на тему «СМИ области в зеркале общественного мнения». Зона охвата – г.Кокшетау. В опросе приняло участие 500 человек в возрасте старше 18-ти лет.

Метод, используемый в исследовании – анкетирование по месту жительства респондентов. Выборка формировалась на основе заданной квоты и репрезентатирует население области по полу, национальной принадлежности и социально-профессиональной категории.

Анализ социологического опроса показал, что среди СМИ основным источником информации выступает телевидение – 59%, газеты предпочитают 23%, Интернет – 11,6%.


Диаграмма 1

Результаты социологического опроса свидетельствуют, что основной массив опрошенных респондентов (54,6%) предпочитает смотреть телепередачи, слушать радио и читать газеты на русском языке и 30,6% населения одинаково получают информацию как на государственном, так и на русском языках (диаграмма 2).


Диаграмма 2


В освещении проблем какой – либо стороны жизни в системе массовой коммуникации важное место занимает телевидение, которое согласно результатам анкетирования остается наиболее доступным и востребованным видом получения информации: его регулярно смотрят -72,3% респондентов, часто-67, %, время от времен -5,3%.

При этом 44,1% предпочитают смотреть информационные программы коммерческого телеканала КТК. Самый низкий показатель просмотра у населения является телеканал «Ел Арна» – 2,4% (диаграмма 3).



Диаграмма 3

Остается достаточно высоким и уровень востребованности периодических изданий. Так, регулярно читают газеты 33,2%, часто-36%, время от времени - 20,1%.

Рейтинговая таблица периодических изданий, распространяющихся в области, выглядит следующим образом:

«Любимый город» - 22,5%

«Акмолинская правда» - 18,9%

«Степной маяк» - 17%

«Курс» - 12,3%

«Риск-бизнес» - 6,3%

«Арка ажары» - 5,3%

«Кокшетау» - 4,5%

«Букпа» - 3,2%

Другие - 10%



Среди причин предпочтения газеты в качестве основного источника информации респондентами были названы следующие: 21,8% – «газета объективно освещает события»; 25,6% - «в ней много полезной информации» (диаграмма 4).

Диаграмма 4

Степень удовлетворенности населения СМИ зависит от глубины анализа вопросов касательно информационного содержания газет. В этом аспекте практический интерес представляет оценка респондентами информационного содержания газеты, которую постоянно читают. Опрашиваемым предлагалось оценить их работу по пятибалльной шкале. В ответах на данный вопрос можно проследить корреляцию популярности и степени доверия к источнику информации.
Таблица 1





Параметры

1

2

3

4

5

1

Политические новости

2,9%

8,9%

35,7%

22,5%

30%

2

Городские новости

4,1%

6,4%

33,9%

25,8%

29,8%

3

Информация в сфере бизнеса и экономики

6%

10%

45,1%

23,4%

15,5%

4

Информация о реформах в стране

2,7%

7,1%

46,1%

27,1%

17%

4

Информация о здоровье и медицине

2,8%

10,7%

47,6%

22,2%

16,7%

5

Освещение спортивных событий

5%

7,2%

46,7%

21,4%

19,7%

6

Научные разработки и новости

8,1%

7,8%

50,5%

18%

15,6%

7

Наличие молодежной и/или детской странички

7,1%

8,9%

44,8%

21,1%

18,1%

8

Новости культуры

4,3%

6,9%

48,2%

20,1%

20,5%

9

Криминальные новости

4,7%

7,3%

41,5%

20%

26,5%

Частота обращения прямо связана с уровнем доверия, т.е. респонденты чаще всего используют тот источник, который больше всего заслуживает доверия. Оценивая достоверность информации в передачах областного телевидения, в публикациях газет и журналов 38,5% респондентов чаще всего отмечают, что «и достоверных, и недостоверных материалов почти одинаково», 23% - «показывают все события такими, какие они есть» (диаграмма 5).



Диаграмма 5


Как свидетельствует диаграмма 6, 36,7% респондентов считают, что СМИ должны уделять в настоящее время больше внимания в первую очередь теме информационно – просветительского характера. Далее по тематической направленности наиболее востребованными изданиями должны стать молодежные – 17,6% и культурные - 14,8%. Тема общественно – политической направленности представляется наиболее важной для 13,5% участников опроса. Сюжеты и статьи на спортивные и рекламные темы считают важными – 6,1% и 2,6%, соответственно.

Диаграмма 6


Выводы:

  1. Данные опроса показали, что для респондентов основным источником получения информации выступает телевидение.

  2. Результаты социологического исследования свидетельствуют о предпочтении респондентами СМИ, выпускающихся на русском языке.

  3. Основная часть всей выборочной совокупности при выборе электронного СМИ в освещении общественно - политических и социально-экономических событий выбирает информационные программы коммерческого телеканала КТК. Самый низкий показатель просмотра у населения является телеканал «Ел Арна».

  4. В рейтинговой таблице периодических изданий, распространяющихся в городе, лидирующее положение занимает газета «Любимый город».

  5. Большая часть респондентов считает, что СМИ необходимо развивать в информационно – просветительском направлении.

  6. Основными причинами предпочтения газеты в качестве основного источника информации респонденты называют объективность освещения событий.


страница 1

Смотрите также: