страница 1
Анализ воспитательного мероприятия
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых во внеурочной и внешкольной воспитательной работе. По существу, воспитательная работа классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий. Это и классные собрания, классные часы, встречи, вечера, КВН, КТД, экскурсии, походы и т.д. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое "последействие", т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач. Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Исключение одного звена этой цепочки разрушает систему, снижает эффективность мероприятия. К тому же каждый из этапов уже есть процесс воспитания, позволяющий включить учащихся в аналитическую, коммуникативную, организаторскую деятельность.
Последовательно продвигаясь от идеи-цели и педагогического осмысления мероприятия через обсуждение содержания и возможностей каждого и класса, через планирование, выбор лидеров и совета дела, распределение поручений в микрогруппах к осуществлению его, т.е. от замысла — к реализации и анализу сделанного, мы уводим детей от слепого послушания и приспособленчества, иждивенчества и пассивности, лености и несвободы, утверждаем положительные проявления личности, способствуем успеху ее, учим самоутверждению и защищенности.
Главными моментами в анализе воспитательного мероприятия должны выступать:
|
анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;
|
|
оптимальность применяемых форм и методов;
|
|
реализация поставленных целей;
|
|
отношения воспитателя и воспитанников;
|
|
профессионализм педагога-воспитателя.
|
В качестве примера анализа для практического использования приводится одна из возможных его схем.
1. Общие сведения
а) Название мероприятия.
б) Дата проведения, школа, класс, кто проводит.
в) Состав группы учащихся: мальчики, девочки, по интересам, класс, РВГ.
г) Вид деятельности; входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.
д) Цель мероприятия; на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие.
е) Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: соответствия занятия общим воспитательным задачам, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.
2. Анализ подготовки мероприятия
а) Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось. В чем и как проявлялась активность, самостоятельность и инициатива учащихся при подготовке к занятию.
б) Методика подготовки мероприятия: планирование, разработка, участие в них детей.
в) Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.
3. Ход мероприятия
а) Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности.
б) Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа?
в) Какие знания приобрели учащиеся и ходе мероприятия, какие социальные установки, чувства и убеждения формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие.
г) Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли?
д) Как сказалось проведенное мероприятие на формировании общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношения? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности.
е) Каково его воздействие на отдельных учащихся?
|
эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;
|
|
этика труда, художественной деятельности;
|
|
эстетика поведения.
|
ж) Роль и место старших (классный руководитель, вожатый, социальный педагог, кружковод) на данном занятии.
з) Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.
4. Общая оценка воспитательного мероприятия
а) Насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач. Причины успехов, неудач и ошибок.
б) Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.
в) Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.
5. Анализ деятельности воспитателя
а) Какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие, наоборот, мешали?
б) Какие педагогические способности проявились при проведении воспитательной работы с учащимися?
в) Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.
г) Способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему?
Литература
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М., 1982.
Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. – М., 1988.
Березняк Е.К. Руководство современной школой.- М., 1988,
Величкина В.М. Классный руководитель сельской школы.- М., 1986.
Голубев Н.Н., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания.- М., 1989.
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания.- М., 1990.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989.
Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой.- М., 1986.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1986.
Методика воспитательной работы / Под ред. Тувинского Л.И.- М., 1989.
Педагогическая диагностика в школе / А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский, И.И. Прокопьев и др.- Минск, 1987.
Поташник М.М. Управление современной школой.- М., 1992.
Прасолова Е.В. В союзе с красотой.- М., 1987.
Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников.- М., 1986.
Формы воспитательной работы классного руководителя / Научные редакторы Шнекендорф 3.К., Елизаров А.А.- М., 1987.
Шамардин В.Н. и др. Школа: от конечного результата к творческому поиску.- М., 1991.
Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников.- М., 1990.
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.- М., 1986.
страница 1
|