Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

Анализ воспитательного мероприятия


    Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых во внеурочной и внешкольной воспитательной работе. По существу, воспитательная работа классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий. Это и классные собрания, классные часы, встречи, вечера, КВН, КТД, экскурсии, походы и т.д. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.

    Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое "последействие", т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач. Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Исключение одного звена этой цепочки разрушает систему, снижает эффективность мероприятия. К тому же каждый из этапов уже есть процесс воспитания, позволяющий включить учащихся в аналитическую, коммуникативную, организаторскую деятельность.

    Последовательно продвигаясь от идеи-цели и педагогического осмысления мероприятия через обсуждение содержания и возможностей каждого и класса, через планирование, выбор лидеров и совета дела, распределение поручений в микрогруппах к осуществлению его, т.е. от замысла — к реализации и анализу сделанного, мы уводим детей от слепого послушания и приспособленчества, иждивенчества и пассивности, лености и несвободы, утверждаем положительные проявления личности, способствуем успеху ее, учим самоутверждению и защищенности.

Главными моментами в анализе воспитательного мероприятия должны выступать:




анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;



оптимальность применяемых форм и методов;



реализация поставленных целей;



отношения воспитателя и воспитанников;



профессионализм педагога-воспитателя.

В качестве примера анализа для практического использования приводится одна из возможных его схем.

1. Общие сведения

    а) Название мероприятия.


    б) Дата проведения, школа, класс, кто проводит.
    в) Состав группы учащихся: мальчики, девочки, по интересам, класс, РВГ.
    г) Вид деятельности; входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.
    д) Цель мероприятия; на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие.
    е) Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: соответствия занятия общим воспитательным задачам, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.

2. Анализ подготовки мероприятия

    а) Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось. В чем и как проявлялась активность, самостоятельность и инициатива учащихся при подготовке к занятию.


    б) Методика подготовки мероприятия: планирование, разработка, участие в них детей.
    в) Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.

3. Ход мероприятия

    а) Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности.


    б) Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа?
    в) Какие знания приобрели учащиеся и ходе мероприятия, какие социальные установки, чувства и убеждения формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие.
    г) Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли?
    д) Как сказалось проведенное мероприятие на формировании общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношения? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности.
    е) Каково его воздействие на отдельных учащихся?



эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;



этика труда, художественной деятельности;



эстетика поведения.

    ж) Роль и место старших (классный руководитель, вожатый, социальный педагог, кружковод) на данном занятии.
    з) Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

  

  4. Общая оценка воспитательного мероприятия



    а) Насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач. Причины успехов, неудач и ошибок.
    б) Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.
    в) Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.

5. Анализ деятельности воспитателя

    а) Какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие, наоборот, мешали?


    б) Какие педагогические способности проявились при проведении воспитательной работы с учащимися?
    в) Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.
    г) Способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему?

Литература


    Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М., 1982.
    Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. – М., 1988.
   Березняк Е.К. Руководство современной школой.- М., 1988,
   Величкина В.М. Классный руководитель сельской школы.- М., 1986.
   Голубев Н.Н., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания.- М., 1989.
   Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания.- М., 1990.
   Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989.
   Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой.- М., 1986.
   Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1986.
   Методика воспитательной работы / Под ред. Тувинского Л.И.- М., 1989.
   Педагогическая диагностика в школе / А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский, И.И. Прокопьев и др.- Минск, 1987.
   Поташник М.М. Управление современной школой.- М., 1992.
   Прасолова Е.В. В союзе с красотой.- М., 1987.
   Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников.- М., 1986.
   Формы воспитательной работы классного руководителя / Научные редакторы Шнекендорф 3.К., Елизаров А.А.- М., 1987.
   Шамардин В.Н. и др. Школа: от конечного результата к творческому поиску.- М., 1991.
   Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников.- М., 1990.
   Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.- М., 1986.

страница 1

Смотрите также: