Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 | страница 6




К особым режимам работы можно отнести работу системы при значениях частоты вращения 20% и 80% от номинального значения. В каждом из режимов оцениваем реакцию системы на 50% и 100% изменение момента отдельно в сторону увеличения и уменьшения. Аналогично анализируем реакцию системы на ступенчатое изменение задающего воздействия.

Таким образом, в результате проведенных исследований и выполненной работы были сделаны выводы о недопустимости применения линейной модели 4-квадрантного привода постоянного тока для синтеза системы управления в связи со значительным расхождением заданных динамических параметров и полученных в процессе моделирования. Также был предложены структура нечеткой системы управления, методы построения базы логических правил нечеткого регулятора и разработаны рекомендации оценки работоспособности систем управления с регуляторами данного типа.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деменков Н.П. Нечеткое управление в технических системах. Учебное пособие. М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2005. 200 с.

2. Леоненков А. В. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECH. СПб: БХВ Петербург, 2005. 736 с.: ил.

3. Круглов В.В., Дли М.И. Компьютерная поддержка систем нечеткой логики и нечеткого вывода. М.: Физматлит, 2002.

4. Гостев В.И. Нечеткие регуляторы в системах автоматического управления. Киев: Радiоаматор, 2008. 972 с.


УДК 621.34:303.094.7




КАВЕРИН В.В.,
ЭМ Г.А.

Имитационное моделирование полупроводникового электропривода постоянного тока





В настоящее время в различных отраслях промышленности широкое распространение получил полупроводниковый электропривод постоянного тока (ППЭП ПТ) с двигателями средней мощности. Технологические особенности, а также нормативы безопасности, ГОСТы и др. документы для ряда машин и механизмов, оснащенных ППЭП ПТ, требуют реализации управляемых генераторных режимов работы привода. В этих условиях проектирование и надежная эксплуатация электропривода без знания его статических и динамических свойств невозможна.

Использование аналитических методов исследования характеристик ППЭП ПТ требует достаточно больших затрат времени. Современные средства имитационного моделирования, такие как пакеты прикладных программ (ППП) MatLab-Simulink, Multisim, ANSYS, позволяют решать задачи подобного класса значительно быстрее.

В настоящей работе рассматривается порядок проведения имитационных экспериментов в ППП MatLab 7.01 – Simulink 6.1 генераторных режимов работы электроприводов постоянного тока на примере двигателей независимого возбуждения серии 4ПФ в диапазоне мощности от 5,5 до 68 кВт. В качестве силового преобразователя используется в первом случае трехфазный полностью управляемый тиристорный преобразователь, а во втором случае – импульсный преобразователь повышенной частоты на силовых гибридных транзисторах (IGBT).

На рисунке 1,а представлена обобщенная структурная схема ППЭП ПТ с тиристорным преобразователем ТП, позволяющим обеспечивать работу привода как в двигательном, так и в генераторных режимах.

Здесь особенностью источника соизмеримой мощности (ИСМ) является наличие внутреннего сопротивления, величина которого соизмерима с эквивалентным сопротивлением нагрузки.

На рисунке 1,б изображена структурная схема ППЭП ПТ с широтно-импульсным преобразователем ШИП в режиме динамического торможения, которая характеризуется наличием блока ограничения напряжения БОН [1].

Каждая из представленных схем как объектов исследования представляет собой совокупность преобразователя, характеризующегося дискретностью действия, и электромеханической системы, процессы в которой носят непрерывный характер [2].

Задача исследования статических характеристик ППЭП ПТ – механических, электромеханических, регулировочных, а также динамических – переходной характеристики и логарифмических (ЛАЧХ и ЛФЧХ) для схем, изображенных на рисунках 1,а и 1,б, обусловлена как необходимостью синтеза систем автоматического регулирования, так и проектирования устройств защиты и ограничения предельных параметров электропривода.




Рисунок 1 – Структурные схемы ППЭП ПТ



Одной из особенностей статических характеристик электропривода постоянного тока, работающего совместно с ТП и ШИП, является необходимость учета влияния индуктивных компонентов цепи якоря на их характер. Средства ППП MatLab-Simulink позволяют автоматизировать исследование статических и динамических характеристик объекта путем формирования специальных входных воздействий с одновременной табличной регистрацией анализируемых параметров и графическим представлением результатов моделирования.

Использование ЛАЧХ и ЛФЧХ при исследовании электропривода позволяет линеаризовать компоненту его неизменной части «канал управления – электромагнитный момент, скорость (ток якоря)». Однако возможности набора инструментов ППП MatLab-Simulink ограничены при работе с дискретными моделями [3]. В связи с этим получение ЛАЧХ и ЛФЧХ моделей электропривода, содержащих ТП и ШИП, по каналу управления представляет достаточно большую сложность.

Важнейшим этапом в подготовке имитационного эксперимента является выбор численного метода решения и его оптимальных параметров, а также установка начальных условий в соответствии с поставленной задачей.

Исследование статических характеристик реализуется путем регистрации выходного параметра в функции аргумента, линейно изменяемого от 0 до максимального значения на протяжении установленного времени моделирования с последующим анализом полученных результатов.

В этих условиях предлагается следующая методика проведения имитационного эксперимента с автоматизированным определением статических характеристик электропривода в ППП MatLab-Simulink.

1. Выбор метода интегрирования. Для нелинейных динамических звеньев типа «силовой полупроводниковый преобразователь» рекомендуется использование метода ode23tb – одношаговый явный метод Рунге-Кутта 2-го и 3-го порядка [4].

2. Выбор шага интегрирования. С целью минимизации времени проведения эксперимента целесообразно применение метода интегрирования с переменным шагом. Опыт проведения имитационных экспериментов с силовыми полупроводниковыми элементами позволяет рекомендовать ограничение только максимального значения шага интегрирования, в этом случае минимальный шаг интегрирования задается автоматическим.

Значение максимального шага интегрирования выбирается из следующих условий:

- шаг не должен превышать 0,1 минимальной постоянной времени исследуемой системы;

- для случая с ТП величина шага не должна превышать некоторого значения, определяемого из соотношений диапазона регулирования, частоты промышленной сети напряжения, режима работы и схемы силовой части электропривода;

- для случая с ШИП величина шага не должна превышать значения, определяемого из соотношений диапазона регулирования и частоты коммутации импульсного преобразователя.

В таблице приведены рекомендуемые значения максимального шага интегрирования для имитационного моделирования ППЭП ПТ машин и механизмов, рассмотренных в [5].

3. Обоснование допустимой погрешности измерения. Выбор абсолютной погрешности зависит от ожидаемых максимальных значений сигналов. Рекомендуемое соотношение составляет 0,01-0,001 максимального значения сигнала тока и напряжения в схеме [3].

4. Задание периода моделирования. Период моделирования задается начальным и конечным значениями времени протекания исследуемого процесса.

При снятии статических характеристик моделей, содержащих, в том числе типовые динамические звенья, интенсивность изменения задающего линейно изменяемого воздействия определяется необходимостью минимизировать влияние динамических процессов, протекающих в электромеханической части двигателя, на статические характеристики ППЭП ПТ.

На рисунке 2 представлена обобщенная функциональная схема имитационной модели ППЭП ПТ, предназначенная для исследования статических характеристик.


1 – формирователь задающего линейно изменяемого управляющего воздействия;

2 – ОИ – объект исследования, НУ – начальные
условия, ВВ – возмущающее воздействие;

3 – регистрирующий измерительный комплекс

Рисунок 2 – Обобщенная функциональная схема
имитационной модели ППЭП ПТ для исследования статических характеристик

Рекомендуемые значения максимального шага интегрирования



Тип преобразователя

Схема силовой части

Режим работы привода

Диапазон регулирования

Частота коммутации преобразователя

Рекомендуемый максимальный шаг интегрирования

ТП

Трехфазный полностью управляемый

двигательный

1:100

300 Гц

10 мкс

генераторный

ШИП

Импульсный преобразователь повышенной частоты

генераторный

1 кГц

0,1 мкс


страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 | страница 6

Смотрите также: