страница 1 Местоимение как часть речи
Цели:1.Создать условия для ознакомления учащихся с местоимением как частью речи.
2. Обеспечить формирование умения определять, на что указывает местоимение - на предмет, признак или количество, вместо какой части речи употребляется.
3.Обеспечить формирование умения определять, каким членом предложения является местоимение.
4. Способствовать развитию культуры употребления местоимений в устной и письменной речи.
Оборудование: учебник, презентация, схема, тест, тексты упражнений.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:1. Орг. момент.
На 1-ом слайде стихотворение.
Я заменять могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Как названье дать словам
Я, ТЫ,МЫ и НАМ и ВАМ,
КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,
НАШ, ВАШ, МОЙ и ТВОЙ,
ИХ, ЕГО, ЕЁ и СВОЙ?
Это , без сомненья,
ВСЕ …
2.А) Найдите здесь местоимения.
Б) Как вы их определили?
В) В чем особенность местоимения?
П. Чесноков
Цели урока:
- мы сегодня познакомимся с местоимением как частью речи;
- формирование умения определять, какую часть речи заменяет местоимение;
- формирование умения определять, каким членом предложения является местоимение;
- развитие культуры употребления местоимения в речи.
3. В данном тексте найдите местоимение и определите, какими словами можно заменить их. Определите, какая это часть речи.
Каким членом предложения является местоимение?
Слайд 2.
Я вошел в лес. В нем было ещё темно. Вдруг что- то зашуршало. Послышался какой-то писк. Несколько птиц вспорхнули вверх.
А) Расскажите, что мы вспомнили о местоимении. Дайте его определение.
4. Слайд 3. Схема:1. Самостоятельная часть речи.
2. Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
3. Употребляется вместо имени числительного, прилагательного, существительного.
4. В предложении чаще всего бывает дополнением, подлежащим, определением. ( Учащиеся по схеме рассказывают о местоимении) – 2 ученика.
Б) Все читают правило в учебнике. Один из учеников дополняет известные сведения, пользуясь учебником.
5. Тест на компьютере. Учащиеся выполняют его самостоятельно. Потом самостоятельно и вслух определяют , сколько они знают и удовлетворены ли знаниями. ( Тренировочный тест).
- Что вы знаете о местоимении? Много ли ?
- Что вам надо узнать?
Физкультминутка. Игра.
6. Роль местоимения в тексте. Слайд 4.
А) Дан текст. Определите, правильно ли употреблены местоимения в тексте. Какова их роль в тексте.
Но очень часто мы забываем о том, что местоимения без имён существительных не могут
передать смысл нашей речи, чувства… Так произошло с героем стихотворения Агнии Барто, который хотел рассказать своим друзьям содержание кино (стихотворение А. Барто «Сильное кино»)
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
О чём забыл герой стихотворения?
Задание: замените местоимения, где нужно, другими частями речи.
Б) Слайд 5. Замените, где нужно, имена существительные местоимениями.
У школы растут красивые березы. Березы широко раскинули свои ветви.
Ученик вошел в класс. Ученик поздоровался с товарищами.
Девочка ходила в магазин. Девочка купила молоко.
У дороги росли липы. Липы были старые, ветвистые.
Мама – самый светлый, самый дорогой для меня человек. Мама учит меня доброте и терпению.
Ранней весной мы отправились к знакомому леснику. Лесник жил в лесной сторожке.
7. Обобщение. По схеме расскажите о местоимении ( слайд 6).
А) Самостоятельная или служебная;
Б) значение;
В)вместо какой части речи употребляется;
Г) роль в тексте;
Д) какими членами предложения является.
8. Домашнее задание. Параграф 67, упр. 499.
9. Рефлексия. При помощи разных цветов светофора расскажите о своих чувствах.
- Все ли понятно было на уроке?
- Как я оцениваю свои познания по данной теме?
- С каким чувством я ухожу с урока?
1.Я заменять могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Как названье дать словам
Я, ТЫ,МЫ и НАМ и ВАМ,
КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,
НАШ, ВАШ, МОЙ и ТВОЙ,
ИХ, ЕГО, ЕЁ и СВОЙ?
Это , без сомненья,
ВСЕ …
2.Я вошел в лес. В нем было ещё темно. Вдруг что- то зашуршало. Послышался какой-то писк. Несколько птиц вспорхнули вверх.
3. И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
4. У школы растут красивые березы. Березы широко раскинули свои ветви.
Ученик вошел в класс. Ученик поздоровался с товарищами.
Девочка ходила в магазин. Девочка купила молоко.
У дороги росли липы. Липы были старые, ветвистые.
Мама – самый светлый, самый дорогой для меня человек. Мама учит меня доброте и терпению.
Ранней весной мы отправились к знакомому леснику. Лесник жил в лесной сторожке.
страница 1
|