Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Местоимение как часть речи

Цели:1.Создать условия для ознакомления учащихся с местоимением как частью речи.

2. Обеспечить формирование умения определять, на что указывает местоимение - на предмет, признак или количество, вместо какой части речи употребляется.

3.Обеспечить формирование умения определять, каким членом предложения является местоимение.

4. Способствовать развитию культуры употребления местоимений в устной и письменной речи.

Оборудование: учебник, презентация, схема, тест, тексты упражнений.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:1. Орг. момент.



На 1-ом слайде стихотворение.

Я заменять могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Как названье дать словам

Я, ТЫ,МЫ и НАМ и ВАМ,

КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,

НАШ, ВАШ, МОЙ и ТВОЙ,

ИХ, ЕГО, ЕЁ и СВОЙ?

Это , без сомненья,

ВСЕ …


2.А) Найдите здесь местоимения.

Б) Как вы их определили?

В) В чем особенность местоимения?

П. Чесноков

Цели урока:

- мы сегодня познакомимся с местоимением как частью речи;

- формирование умения определять, какую часть речи заменяет местоимение;

- формирование умения определять, каким членом предложения является местоимение;

- развитие культуры употребления местоимения в речи.

3. В данном тексте найдите местоимение и определите, какими словами можно заменить их. Определите, какая это часть речи.

Каким членом предложения является местоимение?



Слайд 2.

Я вошел в лес. В нем было ещё темно. Вдруг что- то зашуршало. Послышался какой-то писк. Несколько птиц вспорхнули вверх.

А) Расскажите, что мы вспомнили о местоимении. Дайте его определение.



4. Слайд 3. Схема:1. Самостоятельная часть речи.

2. Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

3. Употребляется вместо имени числительного, прилагательного, существительного.

4. В предложении чаще всего бывает дополнением, подлежащим, определением. ( Учащиеся по схеме рассказывают о местоимении) – 2 ученика.

Б) Все читают правило в учебнике. Один из учеников дополняет известные сведения, пользуясь учебником.

5. Тест на компьютере. Учащиеся выполняют его самостоятельно. Потом самостоятельно и вслух определяют , сколько они знают и удовлетворены ли знаниями. ( Тренировочный тест).

- Что вы знаете о местоимении? Много ли ?

- Что вам надо узнать?

Физкультминутка. Игра.

6. Роль местоимения в тексте. Слайд 4.

А) Дан текст. Определите, правильно ли употреблены местоимения в тексте. Какова их роль в тексте.

Но очень часто мы забываем о том, что местоимения без имён существительных не могут

передать смысл нашей речи, чувства… Так произошло с героем стихотворения Агнии Барто, который хотел рассказать своим друзьям содержание кино (стихотворение А. Барто «Сильное кино»)


И вот он начал свой рассказ:

– Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Они ей – раз! Она им – раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно…
О чём забыл герой стихотворения?

Задание: замените местоимения, где нужно, другими частями речи.


Б) Слайд 5. Замените, где нужно, имена существительные местоимениями.

У школы растут красивые березы. Березы широко раскинули свои ветви.

Ученик вошел в класс. Ученик поздоровался с товарищами.

Девочка ходила в магазин. Девочка купила молоко.

У дороги росли липы. Липы были старые, ветвистые.

Мама – самый светлый, самый дорогой для меня человек. Мама учит меня доброте и терпению.

Ранней весной мы отправились к знакомому леснику. Лесник жил в лесной сторожке.

7. Обобщение. По схеме расскажите о местоимении ( слайд 6).

А) Самостоятельная или служебная;

Б) значение;

В)вместо какой части речи употребляется;

Г) роль в тексте;

Д) какими членами предложения является.



8. Домашнее задание. Параграф 67, упр. 499.

9. Рефлексия. При помощи разных цветов светофора расскажите о своих чувствах.

- Все ли понятно было на уроке?

- Как я оцениваю свои познания по данной теме?

- С каким чувством я ухожу с урока?



1.Я заменять могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Как названье дать словам

Я, ТЫ,МЫ и НАМ и ВАМ,

КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,

НАШ, ВАШ, МОЙ и ТВОЙ,

ИХ, ЕГО, ЕЁ и СВОЙ?

Это , без сомненья,

ВСЕ …

2.Я вошел в лес. В нем было ещё темно. Вдруг что- то зашуршало. Послышался какой-то писк. Несколько птиц вспорхнули вверх.

3. И вот он начал свой рассказ:

– Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Они ей – раз! Она им – раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно…

4. У школы растут красивые березы. Березы широко раскинули свои ветви.

Ученик вошел в класс. Ученик поздоровался с товарищами.

Девочка ходила в магазин. Девочка купила молоко.

У дороги росли липы. Липы были старые, ветвистые.



Мама – самый светлый, самый дорогой для меня человек. Мама учит меня доброте и терпению.

Ранней весной мы отправились к знакомому леснику. Лесник жил в лесной сторожке.

страница 1

Смотрите также: