страница 1 ЧТО ЗАКОН ГЛАСИТ…
В сфере социальной защиты и обеспечения граждан, как, впрочем, и в других функциях государства и общества, стержневую, основополагающую роль играет правовое регулирование. Тем более что в основном Законе – Конституции Республики Беларусь – наше государство позиционировано, охарактеризовано как «унитарное, демократичное, социальное и правовое». Поэтому без правового регулирования не может быть чёткого и единообразного порядка в области социального обеспечения и защиты граждан. Об этих аспектах наша беседа с доктором юридических наук, профессором БГУ А.А. ГОЛОВКО.
– Социальная защита человека исходит и зависит от демократичного общества и демократического социального государства и является его одной из основных функций. Давайте, Анатолий Александрович, определим, на каких правовых актах зиждется социальная защита и детализируем основные направления социальной функции нашего государства.
– Буквальный смысл слова «социальный» означает «общественный». Применительно к социальному государству оно будет звучать как «общественное государство», т.е. такое, которое гармонически соединяется с обществом и служит ему. Подлинно демократическое государство всегда будет социальным и наоборот. В свою очередь и социальное и демократическое государство основано на праве, на законе. Право регулирует все отношения в государстве и обществе, в т.ч. социальную защиту граждан.
Конституция Республики Беларусь определяет следующие основные направления социальной функции нашего государства:
-
охрана труда (ст. 41);
-
охрана здоровья людей (ст. 45);
-
справедливое вознаграждение за труд, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достойное существование (ст. 42);
-
установление государственных пособий и иных гарантий социальной защиты (ст. 47);
-
обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства (ст. 32);
-
развитие системы социальных служб.
Заметим, кстати, что из 146 статей нашей Конституции более 70 посвящены основным правам, свободам и обязанностям граждан.
Кроме Конституции и иных актов национального законодательства, в Республике Беларусь реализуются социальные нормы международного права, ратифицированные Национальным собранием, что обогащает правовую систему государства. Правда, не всегда нормы международного права отвечают требованиям национальных жизненных устоев. Из международных правовых актов, ратифицированных белорусским парламентом, отметим Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую социальную Хартию, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Государства, подписавшие и ратифицировавшие эти международные документы, ОБЯЗАНЫ обеспечить каждому человеку (а не только своему гражданину) «достаточное питание, одежду, жилище, медицинское обслуживание и иные блага».
– Это – интегральная, общегражданская правовая основа. На её фундаменте разработаны, приняты и действуют многие законодательные акты, обеспечивающие интересы отдельных категорий граждан – пенсионеров, инвалидов, членов многодетных семей, матерей-одиночек, переселенцев, ветеранов войны и труда…
– Да, особое внимание государство и общество обязаны уделять обеспечению и социальной поддержке лиц с ограниченными возможностями, уязвимым положением. Реальным проявлением социальной функции белорусского государства являются, во-первых, нормы права, определяющие порядок, объём и формы социальной помощи именно таким гражданам, во-вторых, наличие конкретных звеньев государственного аппарата в центре и на местах, контроль за их деятельностью и, в-третьих, создание специальных организаций и выделение людей для их обслуживания, опеки, развития физической и умственной деятельности.
Заметим, кстати, что эту необычно «тонкую», тактичную профессиональную деятельность – работу с людьми, обиженными судьбой, должны выполнять профессионалы с доброй душой, не допускающие ущемления человека с ограниченными возможностями. Их нужно умело и тщательно отбирать при их поступлении в учебные заведения и обучать психологическим приёмам обслуживания, включая и медицинское.
– Но вернёмся к правовым аспектам социального обеспечения граждан, имея в виду прежде всего людей с ограниченными возможностями.
– На таких граждан распространяются все права, свободы и блага, закреплённые в законодательных актах, и прежде всего в Конституции Республики Беларусь. Только из-за своей беспомощности они не всегда могут воспользоваться ими в полном объёме. Поэтому соответствующие государственные органы должны строго и чётко осуществлять социальную функцию, опираясь при этом на общественные объединения, в первую очередь на союзы инвалидов. Именно эти объединения согласно своим уставным документам оказывают определённую помощь по реабилитации, по включению в социум своих членов.
В мировой практике широко используются независимый от других властей институт омбудсмена для защиты прав граждан от неблагоприятных последствий деятельности органов государственного управления. В разных странах он имеет свои особенности. Желательно было бы создать специальную группу из учёных-юристов и опытных госслужащих для изучения сущности подобного института и возможности внедрения его в нашей республике.
Особого внимания заслуживает защита прав детей, имеющих физические и психические изменения, особенности. В Беларуси их насчитывается свыше пяти процентов от общего количества подрастающего поколения (до 18 лет). Кроме надлежащего лечения и питания, они нуждаются в специальном уходе, который им обеспечивают в специализированных школах, где они учатся и воспитываются. В Беларуси функционируют такие спецшколы, школы-интернаты, центры коррекционного развивающего обучения и реабилитации, спецклассы и классы интегрированного обучения. Свыше полутора тысяч детей обучаются на дому по специальным программам. Созданы учебники со шрифтом Брайля для обучения незрячих детей.
Однако наше законодательство в этой сфере отстало от жизни, от практики. Необходимо разработать и принять Закон «О специальном образовании в Республике Беларусь», в котором были бы закреплены правовые механизмы обучения и воспитания детей с особенностями физического и психического развития с учётом зарубежного опыта.
Считаю также необходимым и целесообразным поддержать идею о выделении социального права в самостоятельную отрасль. Какие бы создавались и ни возникали ситуации, законодательство должно чётко и единообразно регулировать подобные общественные отношения, в которых одной стороной выступает гражданин, человек с ограниченными физическими или психическими возможностями, с другой – общество, государство. Это важнейшее требование, предъявляемое к демократическому правовому государству.
– Спасибо за содержательную, интересную и, надеюсь, полезную для наших читателей беседу.
Вопросы задавал Ю.С. ВЫСОЦКИЙ
страница 1
|