страница 1 Д.э.н., профессор Тулембаева А.Н.,
д.э.н., ассоциированный профессор Калиева С.А.
Проблемы занятости населения Республики Казахстан в условиях социальной модернизации
Проблемы занятости населения, безработицы и мобильности трудовых ресурсов всегда в центре внимания научной, общественной, политической и хозяйственной деятельности соответствующих ведомств, организаций и предприятий Республики Казахстан. Они приобретают все большую актуальность на современном этапе посткризисного восстановления глобальной экономики. В начале третьего тысячелетия с переходом к экономике знаний одним из главных факторов экономического роста, повышения благосостояния людей, качества их жизни становится человеческий фактор. Человеческие ресурсы на основе образования, профессионализма, интеллекта составляют важнейшие предпосылки успешной реализации новых стратегических задач. В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана 27 января 2012г. «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» подчеркивается начало нового этапа казахстанского пути на ближайшее десятилетие, что означает решение новых задач укрепления экономики и повышения благосостояния народа. В Послании были обозначены необходимость и реализация новых задач по десяти направлениям. Первое – занятость казахстанцев. [1].
В сфере занятости населения и на казахстанском рынке труда по сравнению со многими развитыми и развивающимися странами в посткризисных условиях глобальной экономики сложилась стабильная ситуация. Так, в 2012г. по данным Агентства Республики Казахстан по статистике в стране происходило увеличение экономически активного населения, повышение занятости, снижение уровня безработицы [2].
Однако показатели занятости населения и низкий уровень безработицы недостаточно полно отражают нерешенные задачи в этой сложной и противоречивой социально-экономической сфере. Увеличение занятости населения характеризуется неустойчивостью, распределение занятого населения по секторам экономики и видам экономической деятельности показывает повышенную долю занятости в сельском хозяйстве (свыше 1/3 занятого населения при низкой производительности труда), что снижает уровень производительности труда по экономике в целом и регионам.
Социально-экономическая модернизация республики на основе ускоренного индустриально-инновационного развития потребует специалистов в области новейших технологий, информатики, биотехнологии, космических разработок, атомной энергетики, где имеется продвинутая научно-исследовательская база. Эти нерешенные до конца проблемы обусловливают необходимость изучения проблем обеспечения занятости населения.
Проблема занятости населения рассматривается не только как результат экономического роста и макроэкономических реформ, но и как качество эффективности использования главных факторов производства, определяющего уровень развития экономики и социального положения населения.
В своей политике по обеспечению и поддержанию занятости населения Казахстан прошел путь от планово-директивных методов, используемых социалистической экономикой, к преимущественно рыночному механизму поддержания и регулирования данного процесса. Однако, экономический кризис и последовавшие за этим остановка, банкротство и ликвидация предприятий, сокращение работников привели к необходимости широкого использования государственных методов регулирования и поддержания занятости населения.
В кризисный период в целях защиты граждан от безработицы государством была использована стратегия, которую можно условно охарактеризовать, как «стратегия выживания». Основой этой стратегии стала реализация программы «Дорожная карта» (создание социальных рабочих мест, переобучение и переподготовка специалистов, организация молодежной практики и пр.), а также принятие государством активных мер по сохранению существующих рабочих мест, замене иностранных кадров на казахстанские, увеличение периода выплаты пособия по безработице и др.
Преодоление кризисных явлений, активизация экономической деятельности, переход к индустриально-инновационному типу производства сегодня требуют от государства выработки нового типа стратегии занятости – «стратегии развития».
Современное состояние занятости населения характеризуют следующие основные признаки:
- недостаточная степень развития институционально-правового обеспечения занятости, что ведет к сохранению конфликтов на рынке труда;
- преобладание неэффективной занятости, которая выражается в высокой концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях, больших масштабах недоиспользования рабочего времени, низкой производительности труда, снижении в общем числе работников доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности;
- отсутствие эффективно работающего рыночного механизма трудовых ресурсов, адекватного макроэкономическим преобразованиям;
- потеря квалификации высококвалифицированными кадрами из-за отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работников, их перетока в неформальную занятость, миграции за рубеж;
- нарастание разрыва между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы;
- ухудшение качественных характеристик имеющихся рабочих мест и медленное создание новых;
- увеличение травматизма и числа профессиональных заболеваний из-за роста доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда;
- обострение проблем трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения: молодежи, инвалидов, женщин, уволенных в запас военнослужащих и др.;
- сохранение на производстве значительных масштабов скрытой безработицы, расширение предложения рабочей силы в «теневой» сфере занятости;
- недостаточно гибкое реагирование на изменения спроса на рабочую силу системой профессионально-технического образования;
- наличие стихийной трудовой миграции рабочей силы внутри страны;
- медленная интеграция переселенцев - оралманов на исторической родине;
- слабое развитие доступности рынка жилья, что препятствует гибкому перемещению и использованию экономически активного населения;
- отсутствие возможности ускоренного переобучения безработных по требуемым специальностям;
- направление больших потоков трудовой миграции из государств СНГ (прежде всего, из Кыргызстана и Узбекистана) в Казахстан;
- значительный объем нелегальной трудовой миграции и отсутствие механизмов по возвращению трудящихся-мигрантов, незаконно находящихся на территории Казахстана, в места их постоянного проживания;
- отсутствие единой автоматизированной информационной базы по вопросам занятости населения.
За время независимости Казахстана в сфере занятости произошли существенные изменения. В ходе проведенных социально-экономических преобразований в стране создан динамично развивающийся рынок труда. Так, уровень экономической активности населения вырос с 68,6% в 1991 г. до 71,9% в 2012 г. (2-й квартал 2012 г.). Численность экономически активного населения увеличилась с 7,7 млн. до 9 млн. человек, занятого населения - с 7,7 млн. до 8,5 млн. человек. Более трети занятого населения являются самостоятельно занятыми. Высокие темпы роста экономики и создание постоянных рабочих мест способствовали снижению уровня безработицы более чем в 2 раза – с 12,8% в 2000 г. до 5,3% в 2012 г. (во 2-м квартале 2012 г.). Численность безработного населения составила 467,8 тыс. человек (на 1.08.2011 г.), что в 2 раза меньше по отношению к 2000 г. [3].
Анализ данных официальной статистики показал изменение, свидетельствующее о положительной динамике процессов трансформации, изменение в численности занятых в экономике по формам собственности, где можно наблюдать незначительный (в среднем на уровне 2 % в год) прирост количества занятых в частном секторе (таблица 2).
Таблица 2 - Численность населения по формам собственности (тыс.человек)
|
Фактически
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
Занятое население - всего:
|
7261
|
7403,5
|
7631,1
|
7857,2
|
7903,4
|
8114,2
|
8301,6
|
в том числе по формам собственности:
|
|
|
|
|
|
|
|
государственная
|
1779
|
1705,7
|
1793,3
|
1822,9
|
1817,8
|
1890,6
|
1950,9
|
частная
|
5310,8
|
5521,8
|
5647
|
5837,9
|
5888
|
6020,7
|
6159,8
|
собственность других государств, их юридических лиц и граждан
|
171,2
|
176
|
190,8
|
196,4
|
197,6
|
202,9
|
190,9
|
Примечание - Составлено по данным http://www.stat.kz
|
Данные за 2005-2011 гг., сгруппированные по видам экономической деятельности нельзя оценивать как положительные с точки зрения изменения структуры экономики. Так, на фоне сокращения численности занятых в сельском хозяйстве с 2294,9 тыс. в 2010 г. до 2196,1 тыс. человек в 2011 г. и обрабатывающей промышленности с 565,6 тыс. в 2010 г. до 542,2 тыс. человек в 2011 г. в экономике произошел незначительный прирост количества работающих в строительной сфере, в образовании и здравоохранении (таблица 3), что свидетельствует об отсутствии видимых изменений в структуре экономической системы республики, поскольку сокращение занятости в одних отраслях не привело к серьезным изменениям в других. Таким образом, динамика показателей объясняется не структурными, а циклическими изменениями в экономике.
Таблица 3 - Занятое население по видам экономической деятельности (тыс. человек)
Отрасли экономики
|
Фактически
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
Занятое население- всего:
|
7261
|
7403,5
|
7631,1
|
7647,9
|
7704,6
|
8114,2
|
8301,6
|
Сельское хозяйство, охота и рыбное хозяйство
|
2353
|
2334,7
|
2349,2
|
2221,7
|
2175,2
|
2294,9
|
2196,1
|
Промышленность
|
891,8
|
904,5
|
906,6
|
919,1
|
921,9
|
948,8
|
960,3
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
Горнодобывающая промышленность
|
184,3
|
186,8
|
195,8
|
196,8
|
195,5
|
193,7
|
206,8
|
Обрабатывающая промышленность
|
540,5
|
554,8
|
530,7
|
539,9
|
543,1
|
565,6
|
542,2
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
|
167,1
|
162,9
|
180,1
|
182,4
|
183,2
|
189,5
|
211,3
|
Строительство
|
415,5
|
460,8
|
518,1
|
549
|
551,3
|
569,8
|
614
|
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов
|
1038,5
|
1066,5
|
1065,9
|
1145,2
|
1165,8
|
1224,2
|
1233,7
|
Транспорт и складирование
|
529
|
538,5
|
449,2
|
478,5
|
476,3
|
511,8
|
546,3
|
Финансовая и страховая деятельность
|
66,5
|
73,8
|
91
|
99,6
|
100,1
|
104,7
|
119,2
|
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям
|
291,9
|
319
|
110,6
|
114
|
117
|
139
|
135,6
|
Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение
|
330,4
|
335,4
|
342,2
|
351
|
371,5
|
376,5
|
391,9
|
Образование
|
689,5
|
720,5
|
736,6
|
758,2
|
773,6
|
816,2
|
851,5
|
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
|
328,2
|
331,5
|
332,6
|
343,9
|
347,9
|
370,2
|
392,4
|
Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления
|
36,3
|
29,5
|
28,4
|
24,4
|
21,4
|
22,5
|
23,9
|
Примечание - Составлено по данным http://www.stat.kz
|
В Казахстане низка доля занятых в сфере услуг - 51,7%, в то время как в странах ЕС доля занятых в этих сферах составляет в среднем - 65-66%. Учитывая множество неоднородных отраслей, входящих в сферу услуг, необходимо отметить, что в сфере услуг развитых стран значительный вес занимают профессиональные и сервисные услуги, в то время как в Казахстане почти треть (28,6%) занятого населения в сфере услуг приходится на торговлю и предоставление ремонтных услуг.
Более детальное изучение трансформационных изменений в Казахстане показало, что на протяжении десятилетия реформ в стране происходило обесценение и постепенная деградация трудового потенциала. Недоиспользование рабочей силы выражается не только в количественных параметрах безработицы, но и в снижении качества занятости, что не находит отражение в данных официальной статистики. Об этом свидетельствуют значительные масштабы частичной и подавленной безработицы, распространение неполной занятости. Низкий уровень трудовых доходов большой части работников заставляет их искать дополнительные источники средств к существованию, соглашаться на любые условия труда. Все эти проблемы проявились в полной мере с началом мирового экономического кризиса.
Одной из причин нерационального использования трудовых ресурсов является неадекватность сложившегося типа занятости (соответствующего, в лучшем случае, потребностям индустриального общества) императивам экономического развития, связанным с новым уровнем развития техники и трудовых отношений. Новые направления экономического развития вступают в противоречие с жесткой регламентацией условий труда, практикуемой на современных предприятиях. Традиционные режимы занятости тормозят процессы преобразований, что приводит к появлению новых форм организации труда, а традиционные оценочные показатели рынка труда, отражающие позитивные сдвиги в структуре занятости, по сути, носят малоинформативный формальный характер.
Для более полной оценки тенденций в развитии структуры занятости важно определить причины, повлекшие за собой те или иные изменения, а также внутреннее содержание процессов, происходящих в каждом секторе казахстанской экономики.
Однако сегодня созданию такого адекватного современной экономике рынка труда препятствует законодательная и коллективно-договорная зарегулированность трудовой сферы, растущее бремя социальных расходов.
В Казахстане высока доля самозанятого населения, несмотря на значительное снижение за 2006-2011 гг. Данная проблема остается одним из актуальных вопросов в развитии экономики страны и является одним из факторов бедности населения. Наибольшая доля самостоятельных работников трудится в сельском, лесном и рыбном хозяйстве - это 1 млн. 676 тыс. человек, а также в оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования, транспорте и строительстве - это еще 837 тыс. человек. Все эти люди, как правило, имеют низкий и нестабильный доход.
Статистика показывает, что среди самозанятых основную долю составляют женщины и молодежь. И именно эти люди сегодня в недостаточной мере охвачены социальными услугами и гарантиями, предоставляемыми государством, хотя они непосредственно взаимодействуют с потребителем, а их работа является показателем уровня жизни населения.
В Казахстане в 2011 г. численность самозанятого населения составила 2720,2 тыс. человек или 33,% от занятого населения страны, в то время в развитых странах, как США, Франция, Германия, Австралия и Великобритания доля самозанятых составила 7,1-13,6%.
В разрезе городской и сельской местности наблюдается высокая дифференциация показателей, так в городской местности- 18,8%, в сельской- 49,3%. Рост самозанятости в сельской местности в условиях мелкотоварного сельского хозяйства не ведет к ощутимому повышению доходов и консервирует бедность. В разрезе регионов высокая доля самозанятого населения характерна для регионов с большей долей населения, занятого сельскохозяйственными и сопутствующими видами экономической деятельности.
Качественный состав самозанятых в Казахстане значительно отличается от категории самозанятых в постиндустриальных странах, характеризирующийся значительной долей высококвалифицированного труда. В Казахстане значительная доля самозанятых сосредоточены в сельском хозяйстве (62,0%) и торговле (22,1%), в том числе основная доля самозанятых со средним общим образованием - 63,3%, тогда как со средне специальным образованием -21,0%, а с высшим образованием всего-15,7% [4]. Таким образом, проведенный анализ подтверждает, что в Казахстане значительная доля самозанятого населения приходится на низкоквалифицированный труд.
Перспективное изменение рынка труда в стране будет определяться преодолением неэффективных форм занятости населения, повышению продуктивной занятости и мобильности рабочей силы. Рациональное управление миграционными процессами, содействие в трудоустройстве безработного и самозанятого населения будет способствовать снижению бедности и повышению доходов населения. Также, необходим специальный Закон РК «О самозанятости населения», представляющий права и обязанности граждан этой категории.
В июле 2011 г. в Казахстане по поручению Главы государства Н.А. Назарбаева была начата реализация Программы «Занятость-2020», основными задачами которой являются:
- вовлечение в продуктивную занятость самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения;
- развитие кадрового потенциала для реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010–2014 годы;
- совершенствование системы оказания социальной помощи.
Программа содержит четыре ключевых направления (таблица 4)
Таблица 4 – Направления программы «Занятость - 2020»
1
|
2
|
Первое направление
|
«Обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения»
|
Второе направление
|
«Содействие развитию предпринимательства на селе».
|
Третье направление
|
«Повышение мобильности трудовых ресурсов»
|
Четвертое направление
|
«Развитие сельских населенных пунктов»
|
Примечание - Составлено автором по Программе занятости населения-2020
|
С начала реализации Программы «Занятость-2020» ее мероприятиями было охвачено 170 тыс. человек, включая 115 тыс. человек трудоустроенных. Объем финансирования программы в республиканском бюджете за два года составляет 95,4 млрд. тенге (в 2011 г. – 33,1 млрд. тенге, в 2012 г. – 62,3 млрд. тенге).
Проводимые мероприятия в рамках программы наряду с другими мерами по обеспечению занятости населения оказывают положительное влияние на ситуацию на рынке труда в республике. Так, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, уровень безработицы в стране снизился с 5,3% в августе 2011 года до 5,2% в августе 2012 года (оценка АС РК от 10.09.2012 г.). При этом численность занятых увеличилась с 8,2 млн. человек до 8,6 млн., т. е. наблюдается рост на 0,4 млн. человек. Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения уменьшилась с 33 до 31,9%.
Таким образом, основными этапами формирования нового типа занятости населения в РК являются:
- разработка Программы занятости населения (2010 г.);
- разработка проекта Закона РК "О занятости населения" (2011-2012 гг.);
- создание единой автоматизированной информационной системы «Рынок труда» (2009-2011 гг.);
- разработка проекта генеральной схемы (баланса) создания рабочих мест и кадрового обеспечения (на базе Карты индустриализации) (2011-2012 гг.) [5].
Важным шагом в этом направлении должна стать реализация принятой Правительством РК в 2011 г. государственной программы «Занятость-2020», основными направлениями которой являются:
- обучение и помощь в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения на рынке труда;
- содействие развитию предпринимательства на селе и повышение мобильности трудовых ресурсов.
К 2015 году мерами, предлагаемыми новой программой занятости, предполагается охватить до 1,5 млн. человек, что позволит снизить уровень бедности до 6% (с 8,2%), а уровень безработицы до 5,5% [6].
В целом, положительно оценивая намеченные мероприятия нельзя не отметить значительное отставание этих процессов от требований сегодняшней экономики. Особую обеспокоенность вызывает ориентация программы «Занятость-2020» преимущественно на экстенсивный тип развития и на решение краткосрочных задач. Это означает, что переход страны на индустриально-инновационный тип развития может столкнуться с невозможностью ее реализации вследствие отсутствия условий для использования и развития имеющегося кадрового потенциала.
Конечно, универсальной стратегии занятости не существует. Но любая выбранная стратегия должна корректироваться в зависимости от результатов деятельности, а стратегические решения следует глубоко продумать, хорошо обосновать, а действия – детально спланировать.
По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК основными направлениями стратегии занятости являются:
- переход к масштабной реализации программы занятости-2020;
- увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;
- повышение доходов населения;
- социальная помощь и поддержка социально уязвимых категорий населения, не имеющих возможности обеспечить себя самостоятельно;
- повышение качества предоставления государственных услуг по вопросам содействия занятости.
Вместе с тем, приоритетами новой стратегии занятости могут стать следующие направления:
1. Совершенствование институционально-правовой базы. Необходимым является принятие закона о занятости, который бы охватывал все ее сферы, определил формы участия и меру ответственности за решение проблем занятости всех причастных субъектов общества.
2. Проведение работы по идентификации самозанятого населения в рамках неформальной экономики Казахстана и сопоставление с международной практикой, включая определение правового и социально-экономического статуса самозанятых и их отраслевого профиля, а также выявление доступа этой категории к услугам системы социального обеспечения.
3. С помощью республиканских и местных исполнительных органов решение проблемы самозанятости населения за счет более активных мер по возрождению, развитию и инновационному обновлению производства в промышленных и аграрном секторах, в депрессивных регионах, развитие малого и среднего предпринимательства.
4. Создание условий для эффективной системы учета, отчетности и контроля занятости населения, преодоление стихийности в развитии рынка труда, координация решений по регулированию рынка труда с учетом состояния региональных рынков, состояния социальной инфраструктуры и прежде всего рынка жилья.
5. Принятие мер по недопущению нелегальной трудовой миграции, использование возможностей перелива рабочей силы и формирования общего рынка труда в рамках Таможенного Союза.
6. Развитие и поощрение научных исследований по наиболее актуальным проблемам занятости населения, создания эффективного рынка труда и регулирования миграции рабочей силы.
Эти меры могли бы обеспечить повышение эффективности занятости населения, снижение безработицы, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, предоставление социальных гарантий гражданам в области труда, медицинского страхования, получения профессионального образования, соблюдение ряда других социальных стандартов и нормативов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1 Послание Президента – Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» // Казахстанская правда, 28 января 2012 года.
2 Социально-экономическое развитие Республики Казахстан. г.Астана, 2012, с. 39.
3 Нугербеков С. Казахстанский рынок труда характеризует динамичность / / Казахстанская правда № 354-355 (27173-27174) 16.10.2012
4 Экономическая активность населения Казахстана, 2007 – 2011 / Статистический сборник. Астана, 2012 - 388 с
5 Стратегический план Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан на 2010-2014 годы
Постановление Правительства РК от 31 декабря 2009 года № 2342- http://www.enbek.gov.kz/law/law.ph
6 http://www.enbek.gov.kz/index.php
страница 1
|