Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2


Департамент координации занятости и социальных программ

Северо-Казахстанской области


ПРОГРАММА


занятости населения

Северо-Казахстанской области

на 2005 - 2007 годы


г. Петропавловск

2005 г.

Программа утверждена решением областного маслихата № 15/3 от 12 апреля 2005 г.

Разработана: Департаментом координации занятости и социальных

программ Северо-Казахстанской области

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Программы


Введение
Раздел 1. Анализ современного состояния рынка труда
Раздел 2. Цель и задачи Программы
Раздел 3. Основные направления и механизм реализации Программы

3.1. Обеспечение занятости населения на основе социально-экономического развития области.

3.1.1. Меры по содействию трудоустройства безработных граждан и незанятого населения

3.1.2. Создание новых рабочих мест в отраслях экономики

3.1.3. Поддержка малого, среднего бизнеса и предпринимательства для создания дополнительных рабочих мест

3.2. Обеспечение занятости населения за счет применения

активных форм занятости

3.2.1. Организация занятости граждан, нуждающихся в социальной поддержке

3.2.2. Меры по сбалансированности спроса и предложения рабочей силы

3.2.3. Меры по поддержанию и развитию занятости и совершенствование форм социального партнерства на отраслевых рынках труда

3.2.4. Меры по поддержке и развитию на рынках труда районов и г. Петропавловска

3.2.5. Меры по содействию занятости женщин

3.2.6. Меры по содействию занятости молодежи и выпускников организаций образования

3.2.7. Защита внутреннего рынка труда

3.2.8. Повышение эффективности деятельности уполномоченных органов по вопросам занятости

3.2.9. Информационная поддержка политики занятости населения


Раздел 4. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Раздел 5. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Раздел 6. План мероприятий по реализации Программы занятости населения Северо-Казахстанской области на 2005 – 2007 годы

Паспорт Программы


Наименование

Программа занятости населения Северо-Казахстанской области на 2005 – 2007 годы

Основание для

разработки



Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения»

Основные

разработчики



Департамент координации занятости и социальных программ Северо-Казахстанской области

Срок реализации

2005 – 2007 годы

Цель

Обеспечение эффективной занятости, снижение уровня безработицы, повышение качества рабочей силы

Задачи

Осуществление активной политики на рынке труда направленной на содействие эффективной занятости, стимулирование экономического роста, повышение уровня жизни, удовлетворение потребностей в рабочей силе и снижение уровня безработицы и неполной занятости;

повышение качества профессионального образования, переобучения молодежи и безработных граждан;

приведение системы подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики;

поддержка предпринимательской деятельности и самозанятости;

легализация трудовых отношений занятых в неформальном, «теневом» секторе рынка труда;

совершенствование методической базы в области занятости населения,

обеспечение мобильности трудовых ресурсов


Источники

финансирования

Предполагаемое финансирование из местных

бюджетов


Финансирование программы будет осуществляться за счет средств бюджетов районов и города Петропавловска, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан

2005 год – 121,6 млн. тенге

2006 год – 137,0 млн. тенге

2007 год – 144,8 млн. тенге




Ожидаемые

результаты



Реализация программы позволит снизить напряженность на рынке труда за счет ввода 36,5 тыс. новых рабочих мест, организации трудоустройства 66,7 тыс. безработных, организации общественных работ для 13,6 тыс. человек, направления на профобучение и переподготовку 1,4 тыс. человек и доведения уровня безработицы к концу 2007 года до 6,9 %.



Введение
Программа занятости населения Северо-Казахстанской области на 2005 - 2007 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения».

Разработка Программы обусловлена, во-первых, в связи с темпами экономического роста, макроэкономической стабилизацией, оказавшими существенное влияние на рынок труда. Во-вторых, новой стратегической задачей и приоритетами развития экономики на долгосрочную перспективу: индустриально-инновационное развитие и переход к сервисно-технологической экономике с эффективным сельскохозяйственным производством. В-третьих, сохранением ряда проблем в сфере занятости. К ним, в первую очередь, относятся: низкая эффективность труда в ряде ключевых отраслей экономики; снижение качества трудового потенциала; набирающий обороты профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения труда; отсутствие работы для значительной части населения; значительные масштабы длительной безработицы в отдельных районах области.

Программа будет способствовать формированию новой системы взаимоотношений на рынке труда, повышению роли работодателей в обеспечении занятости населения, приведению системы подготовки специалистов в соответствие с потребностями экономики. Программа учитывает современную социально - экономическую ситуацию, а также меры по снижению безработицы, предусмотренные в районных и городской программах занятости населения.

Программа определяет перечень задач, которые предстоит решить за период 2005-2007 годы, содержит механизмы реализации этих задач и ожидаемые результаты.

Реализация Программы направлена на: смягчение диспропорций в развитии локальных рынков труда; поддержку и защиту уязвимых категорий населения, испытывающих трудности при поиске работы и формирование навыков самостоятельного поиска работы; приведение системы подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики, расширение доступа населения к социальным услугам вне зависимости от пола, возраста, места проживания и вида занятий.

В рамках Программы рассматриваются основные проблемы рынка труда и принятие комплекса мер, направленных на создание гибкого рынка труда, развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения уровня безработицы, социальной поддержки безработных.



РАЗДЕЛ 1

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА

Современный рынок труда формируется под влиянием социально-экономического развития, сохраняющегося миграционного оттока и естественной убыли населения области, профессионального-квалификационного дисбаланса спроса и предложения труда; отсутствия работы для значительной части населения, роста общей и регистрируемой безработицы в отдельных районах области.



Экономически активное население. Общее снижение численности населения повлияло на показатели, характеризующие экономическую активность населения. Согласно официальным данным областного управления статистики за период 1999-2003 годы экономически активное население можно определить как переменную величину, но тем не менее по сравнению с 1999 годом в 2003 году численность экономически активного населения увеличилась на 51 тыс.человек и составила на 1 января 2004 года 404,9 тыс.человек. При этом уровень экономической активности населения возрос на 10,5 процентных пункта и составил 76,1 %.

Соотношение численности городского и сельского экономически активного населения в последние годы изменялось незначительно и составило в 2003 году соответственно 34,4 % (139,1тыс. чел.) и 65,6 % (265,8 тыс. чел.). Уровень экономической активности в городе в 2003 году составлял 66,7%, а в селе 82,1%.



Занятое население. Численность занятого населения в абсолютных цифрах увеличилась на 70,1 тыс.человек. Если занятое население в 1999 году составляло 302,4 тыс.человек, то в 2003 году оно составило 372,5 тыс.человек. Неоднозначно обстоит дело по видам экономической деятельности. Для анализируемого периода характерно перераспределение числа занятых между видами экономической деятельности. Если в силу развития сельскохозяйственного производства численность в отрасли сельского хозяйства за период 1999-2003 годы увеличилась на 142,2 тыс.человек, то за этот же период в промышленности и сфере услуг численность занятого населения уменьшилась на 16,2 и 55,8 тыс.человек соответственно. В то же время, изменение численности занятого населения в 2000 году к 1999 году составило 102,1%, в 2001 году к 2000 году – 129,8%, в 2002 году к 2001 году – 93,6%, в 2003 к 2002 году – 99,3%. То есть удельный вес занятого населения имеет тенденцию снижения.

Доля женщин, занятых в экономике, в 2003 году составила 49 % от общего числа наемных работников. Традиционно женщины заняты в таких видах деятельности, как здравоохранение, образование, финансовая деятельность и в сфере услуг.

Свобода в выборе вида и формы деятельности способствовали развитию предпринимательской деятельности, притоку занятых в торговлю, в финансовую деятельность и в сферу услуг. Высокая мобильность рабочей силы обусловлена развитием новых форм приложения труда, межотраслевым перераспределением и перемещением работников с крупных и средних предприятий в сферу малого бизнеса.

С 2000 года в области действуют целевые программы: «Программа по обеспечению занятости населения и оказанию государственной адресной социальной помощи на 2000-2002 годы» и «Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2003-2005 годы», которыми определены приоритетные направления по восстановлению и созданию новых рабочих мест.

В результате по состоянию на 1 января 2004 года в экономике области были заняты 372,5 тыс. человек, из них наемные работники 189,9 тыс. человек, или 51 % от всех занятых, самостоятельно занятые – 182,6 тыс. человек, или 49 %. Уровень занятости достиг 92 % (в 1999 г. был 85,4%).

Самостоятельная занятость. Современный рынок труда в области характеризуется снижением численности самостоятельно занятого населения. В 2003 году по сравнению с 1999 годом она уменьшилась на 21,3%.

В составе экономически активного населения ежегодно увеличивается доля наемных работников и самозанятого населения. Если в 1999 году их удельный вес составлял 45,1% и 40,4%, то в 2003 году – 47% и 45,1% соответственно. В 2003 году в сельской местности число самозанятого населения составляло 182,6 тыс. человек, или 72% от всех занятых на селе, тогда как в городской местности, наоборот, отмечалось преобладание наемных работников – 89,2 тыс. человек, или 75 %.

Наибольшая доля самозанятого населения отмечается в таких видах деятельности, как торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь.

Часть самозанятого населения трудится на личном подворье и заняты на индивидуальной основе (самостоятельные работники) – 53,4%, работодатели составляют 1,3%.



Безработные. Принимаемые меры по снижению безработицы в области обеспечили устойчивую тенденцию снижения численности безработного населения. Если в 1999 году численность безработного населения составляла 51,5 тысяч человек, то за 5 лет она уменьшилась на 19 тысяч и составила на 1.01.2004 года 32,5 тысяч человек. Экономическое развитие области, создание новых производств, развитие рыночной инфраструктуры, поддержка малого предпринимательства обеспечили снижение уровня безработицы с 14,6% в 1999 году до 8,0 % на 1.01.2004 года.

Число безработных граждан, зарегистрированных в органах по вопросам занятости, в 1999 году составляло 22,1 тыс. человек, а их доля в экономически активном населении – 6,4 %. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения числа лиц, зарегистрированных в качестве безработных, уменьшения их доли в численности экономически активного населения. В 2002 году она составила 2,7%, в 2003 году – 1,8 %, в 2004 году – 1,6%.

Вместе с тем, в региональном плане сохраняется высокая степень дифференциации территорий по уровню общей безработицы.

Самый низкий уровень безработицы в 2004 году отмечен в Кызылжарском (4,0%) и Г.Мусрепова (4,5%) районах.

Высокий уровень безработицы сохраняется по сравнению со среднеобластным (8,7%- 4 квартал 2004 года) в Мамлютском (9,7%) и Акжарском (9,5%) районах.

В 2004 году из общего числа безработных городское население составило 18,4 тыс. чел. (54%), сельское – 15,4 тыс. (46%), уровень безработицы – соответственно 14,8 % и 6,4 %.

Негативным фактором на рынке труда является преобладание женской безработицы.

В структуре безработных каждая вторая – женщина. Доля лиц в возрасте 16-24 года и 25-34 года составила по 26 %. Уровень женской безработицы составил 9,8 % против 8,4 - в 2003 году, молодежной (в возрасте 16-24 года) – соответственно 12,2 и 9,7 %. Наиболее высокий уровень женской безработицы - в городской местности –15,2%.

Из общего числа безработных наибольший удельный вес составляют лица, имеющие среднее общее образование.

В 2003 году каждый третий безработный не был занят по причине отсутствия любой работы, каждый шестой – из-за ее отсутствия после окончания учебного заведения, каждый восьмой – уволенный по собственному желанию, каждый десятый – в связи с увольнением по сокращению штатов.

В поисках работы от 1 до 6 месяцев в истекшем году находилось 27,6 % от общей численности безработных, от 6 до 12 месяцев – 20,3 %, свыше года – 44,8%.

Состав безработных зарегистрированных в органах занятости по образовательному уровню: 45,4 % безработных имеют среднее общее, 19% - среднее профессиональное, 4,5 % –высшее профессиональное образование.

В общей численности безработных подавляющее большинство составляют рабочие – 65,7%, служащие – 20,2%, прочие категории – 14,1%.

По квалификационному уровню зарегистрированных безработных максимальная доля (65,7% или 4,2 тыс.человек) приходится на неквалифицированных работников, испытывающих серьезные затруднения при поиске работы.

Сохраняется высокий удельный вес безработных, не имеющих профессии – 31,1 %.

По данным районных уполномоченных органов по вопросам занятости населения на 1 января 2005 года одно предприятие, полностью остановило производство, частично приостановили производство – 7 предприятий. На гране безработицы, или частично заняты были 4,3 тыс.человек.

Для области характерен недостаточный спрос на рабочую силу, при одновременном ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия качества и профессионально-квалификационной структуры предложения и низкой трудовой мобильности населения. Структура вакансий в профессиональном, квалификационном, половозрастном аспектах не соответствует составу безработных.

Больше шансов на трудоустройство имеют безработные мужчины в возрасте до 35-40 лет, мало востребован женский труд. Зачастую рост требований работодателей к наемным работникам не адекватен уровню оплаты и условиям труда.

Около 21 % работодателей сообщают сведения о свободных рабочих местах в органы занятости. Ежемесячный банк вакансий органов по вопросам занятости в среднем составляет 670 единиц. Из-за ограниченного спроса на рабочую силу на одно свободное рабочее место претендует в среднем 10-15 безработных в месяц.

Среди незанятого населения всё больше преобладают лица, уже утратившие полностью или частично квалификацию из-за затяжного характера нахождения без работы. Приобрела остроту проблема подготовки и сохранения потенциала высококвалифицированных рабочих кадров.

В последние годы большинство организаций практически свернули внутрипроизводственную подготовку и повышение квалификации рабочих. Устаревшие производственные технологии и оборудование, длительные и порой необратимые остановки производства существенно снизили общий уровень профессиональной подготовки и квалификации рабочих кадров.

Между тем, экономика области подошла вплотную к тому, когда для экономического роста на основе технологической модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня.

Требуют внимания проблемы сбалансированности спроса и предложений рабочей силы, регулирования миграции и защиты внутреннего рынка труда. Эти обстоятельства требуют комплексного решения проблемы использования иностранной рабочей силы с учетом интересов рынка труда.

Продолжает сохранять свою актуальность проблема занятости сельского населения, в малых городах.

Не решена проблема трудоустройства оралманов. Анализ свидетельствует, что при организации работы в этом направлении имеются существенные недостатки.

Следует отметить узковедомственный характер воздействия органов по вопросам занятости на рынок труда. Слабость их заключается в том, что они не располагают, эффективными техническими и аналитическими средствами, а также компьютерными технологиями, средствами и возможностями для проведения качественного анализа спроса и предложения рабочей силы, профподготовки незанятого населения, не имеют резерва рабочих мест для временной занятости, в результате чего не оказывается действенной социальной защиты безработным в районах и сельских округах области.

Кроме того, различные услуги населению оказывают частные агентства занятости. В области функционируют 5 частных агентств, которые оказывают содействие в трудоустройстве гражданам. Так, по состоянию на 1 января 2005 года по вопросам трудоустройства в них обратилось 2932 человека. Удельный вес трудоустроенных граждан из числа обратившихся в частные агентства занятости составил 29,2 процента или 855 человек. При этом они трудоустраивают в большей степени занятых граждан, ищущих более престижную и высокооплачиваемую работу.

Проблемными вопросами на рынке труда являются:

преобладание временной занятости;

несоответствие квалификационно-профессиональной структуры спроса и предложения рабочей силы;

несоответствие подготовки кадров потребностям экономики;

сложность трудоустройства отдельных групп населения (женщины, молодежь, лица предпенсионного возраста, инвалиды);

большая дифференциация региональных рынков труда;

высокий уровень безработицы в депрессивных сельских районах, малых городах.
РАЗДЕЛ 2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы – снижение уровня безработицы, повышение конкурентоспособности безработных на рынке труда, обеспечение эффективной занятости.

Задачи Программы:

осуществление активной политики на рынке труда, направленной на содействие эффективной занятости, стимулирование экономического роста, повышение уровня жизни, удовлетворение потребностей в рабочей силе и снижение уровня безработицы и неполной занятости;

повышение качества профессионального обучения, переобучения безработных граждан в соответствии с потребностями экономики;

приведение системы подготовки кадров, развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций;

поддержка предпринимательской деятельности и самозанятости;

легализация трудовых отношений занятых в неформальном секторе экономики;

обеспечение мобильности рабочей силы.

Особое внимание будет уделяться гражданам, определенным действующим законодательством в целевые группы.

Приоритеты Программы:

оказать содействие в трудоустройстве не менее 70% безработных на постоянные рабочие места от общего числа трудоустроенных;

трудоустроить не менее 25% безработных от общего числа трудоустроенных на постоянные рабочие места через органы занятости по заявкам работодателей;

трудоустроить как минимум одного члена семьи, где нет ни одного работающего.

РАЗДЕЛ 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ
Расширение сферы приложения труда, формирование благоприятной предпринимательской среды, повышение социальной защищенности граждан являются стратегическими целями государственной политики. Обеспечение занятости будет зависеть от роста объемов производства и инвестиций, поэтому важным направлением государственной политики в сфере занятости становится обеспечение взаимосвязи мер экономического развития, бюджетной и налоговой политики в каждом районе и г. Петропавловске.

В этой связи, главной задачей действий на рынке труда на 2005-2007 годы будет реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, который позволит перейти к эффективной занятости населения с достойным уровнем оплаты труда, обеспечит потребность экономики в работниках соответствующей квалификации, а также будет способствовать оперативному реагированию на изменения конъюнктуры рынка труда.

Таким образом, основными направлениями реализации Программы определены:

3.1. Обеспечение занятости населения на основе

социально-экономического развития области
По прогнозам в период 2005-2007 годов произойдут коренные изменения в структуре экономики и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Этот период будет характеризоваться подготовкой и началом качественных структурных преобразований в экономике (реструктуризация отраслей экономики на государственном уровне, реализация Стратегии индустриально-инновационного развития области, Агропродовольственной программы «Возрождение аула (села) на 2003-2005 годы», Программы развития сельских территорий на 2004-2010 годы, модернизация системы среднего и высшего образования и т.д.).
3.1.1. Меры по содействию трудоустройства безработных граждан

и незанятого населения
Проведение активной политики занятости и ее приоритетов с учетом особенностей социально-экономического развития области в среднесрочной и долгосрочной перспективах в соответствии с действующими отраслевыми программами обеспечат за период 2005-2007 годы трудоустройство 66,7 тыс.человек (Приложение 1).

По прогнозным данным органов занятости районов и г.Петропавловска в 2005-2007 годах за содействием в трудоустройстве обратятся 25,8 тыс. человек (Приложение 2), из которых 20,0 (77%) будут трудоустроены.

Предполагается, что в 2005-2007 годах из числа оралманов, возвращающихся на историческую родину в пределах установленной квоты, прибудут ориентировочно 2875 семей, в их составе более 5,0 тыс. человек – в трудоспособном возрасте, которым будет оказано содействие в трудоустройстве (постоянное место работы, участие в общественных работах, обучение и переобучение по востребованным на рынке труда профессиям).
3.1.2. Создание новых рабочих мест в отраслях экономики
В период 2005-2007 годов численность экономически активного населения к концу анализируемого периода составит 409,4 тыс. человек при уровне безработицы в 7,1%.

В условиях изменения отраслевой структуры занятости в соответствии со структурно-технологической перестройкой, выбором приоритетов в промышленной политике, направленной на импортозамещение, диверсификацию производства и создание новых рабочих мест возникновение дефицита квалифицированной рабочей силы является вполне закономерным явлением.

С реализацией Стратегии индустриального развития ожидается создание 3209 новых рабочих мест, численность занятых в промышленности увеличится на 1,8 тыс.человек.

В рамках Программы развития агропромышленного комплекса ожидается повышение спроса на специалистов сельскохозяйственного профиля. В прогнозном периоде будет создано 8472 новых рабочих места в сельскохозяйственной отрасли, а численность занятых в данной отрасли увеличится на 2,0 тыс.человек.

Прогнозируется устойчивый спрос на работников организаций рыночной инфрастуктуры, бытового и сервисного обслуживания населения, транспорта, связи, школьного образования, науки.

Потребность экономики в квалифицированных кадрах будет характеризоваться устойчивым спросом на руководителей и специалистов в области управления и административно–производственного обеспечения. Значительно повысится спрос на специалистов, работающих непосредственно в области менеджмента и анализа хозяйственной деятельности предприятий промышленности, транспорта, строительства, связи и т. д.

В связи с развивающимся процессом информатизации общества увеличится спрос на квалифицированных специалистов, владеющих компьютерными технологиями и технических исполнителей.

На основе проведения мониторинга создания дополнительных рабочих мест, обобщения и анализа перспективного развития экономики области, реализации Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, Агропродовольственной программы на 2003-2005 годы, Программы развития сельских территорий на 2004-2010 годы и ряда других отраслевых и секторальных программ, мер по поддержке малого и среднего бизнеса можно прогнозировать, что в 2005 - 2007 годах будет создано во всех сферах экономической деятельности 36460 рабочих мест.

Ожидается, что количество создаваемых рабочих мест в области на период 2005-2007 годы согласно отраслевым программам будет следующим

(рабочих мест)



п/п


Наименование района

(города)


Годы

Итого


2005

2006

2007

1

2

3

4

5

6

1

Айыртауский

598

610

615

1823

2

Акжарский

366

375

405

1146

3

Аккайынский

812

815

819

2446

4

Есильский

624

652

678

1954

5

Жамбылский

604

543

509

1656

6

М.Жумабаева

712

711

716

2139

7

Кызылжарский

1076

1029

1069

3174

8

Мамлютский

548

381

366

1295

9

Г.Мусрепова

1003

1098

1106

3207

10

Тайыншинский

1374

1380

1388

4142

11

Тимирязевский

638

640

645

1923

12

Уалихановский

540

351

324

1215

13

Шал акына

525

531

535

1591

14

г. Петропавловск

2782

2965

3002

8749



По области


12202

12081

12177

36460

Наибольшее количество создаваемых новых рабочих мест предусматривается в Тайыншинском, Г.Мусрепова, Кызылжарском районах и областном центре.

Трудоустройство безработных граждан на вновь создаваемые рабочие места обеспечит дополнительный доход в каждую семью в виде оплаты труда за фактически выполненный объем работ. В рамках выполнения трехстороннего соглашения по социальному партнерству в области проводится работа по повышению заработной платы и сокращению задолженности по оплате труда.

В последние годы в области отмечается положительная тенденция увеличения среднемесячной заработной платы. За период с 2002 по 2004 год ее размер повысился на 6283 тенге или на 45,8%. По прогнозным данным ожидается увеличение средней заработной платы в 2007 году до 25048 тенге, что по сравнению с 2004 годом выше на 25,3%.

Сумма просроченной задолженности по невыплаченной заработной плате согласно статистическим данным по состоянию на 01.01.2005 года составляет 139,5 млн. тенге, по сравнению с 2002 годом ее объем снизился в два раза.


Период

Среднемесячная

заработная плата

(тенге)


Сумма просроченной

задолженности

(млн.тенге)


Фактические данные за

2002 год


2003 год

2004 год
Перспектива на

2005 год

2006 год


2007 год

13708


15327

19191


20755

22687


25048

276,4


216,2

125,2


100,0

60,0


0,0


3.1.3. Поддержка малого, среднего бизнеса и предпринимательства

для создания дополнительных рабочих мест
Реализации государственной политики в сфере занятости и создания новых рабочих мест будет способствовать:

дальнейшее кредитование из местного бюджета хозсубъектов для развития предпринимательства в производственной сфере на условиях обеспечения модернизации устаревших и создания новых высокопроизводительных производств, развития приоритетных направлений малого бизнеса;

финансирование хозсубъектов через кредитные товарищества;

развитие гибких форм занятости, создания рабочих мест с неполным рабочим днем, на вспомогательных работах, в частной сфере услуг.


3.2. Обеспечение занятости населения за счет применения

активных форм занятости

3.2.1. Организация занятости граждан, нуждающихся

в социальной поддержке
Повышение уровня и эффективности трудоустройства безработных - основная задача органов по вопросам занятости. Для создания объективного банка данных рабочей силы будет активизирована работа по сбору информации о вакансиях от работодателей. При содействии органов занятости предполагается трудоустроить 19,8 тысяч безработных. Органами занятости будет проводится работа по организации общественных работ в сельских округах и населенных пунктах области.

Общественные работы - один из главных элементов активной политики занятости на рынке труда, получат в 2005-2007 годах приоритетное развитие, повысится их социальная значимость.

Общественные работы будут применяться при реализации программ развития таких отраслей экономики, как дорожное строительство и их ремонт, лесопосадки, улучшение санитарно – эпидемиологического состояния населенных пунктов и регионов, развитие инфраструктуры (коммунальные сети, телефонизация, строительство и др.), необходимой для создания и развития малого и среднего предпринимательства, получат развитие общественные работы в сфере оказания социальных услуг.

За 2005-2007 годы в общественных работах примут участие 13564 безработных области.

Особое внимание будет уделено подготовке и переподготовке безработных с учетом потребности рынка труда в специалистах данной категории и квалификации.

Структурная перестройка экономики повлечет за собой изменения в характере спроса на рабочую силу и в ее профессионально-квалификационном составе. Cоответственно, будут трансформироваться профили подготовки специалистов. По прогнозным данным районов социальной защитой от безработицы в виде профессиональной подготовки и переподготовки безработных будут охвачены 1,4 тыс. человек, на что из местных бюджетов предполагается направить 32,3 млн.тенге.

В соответствии с законодательством о занятости населения предусматриваются меры по содействию занятости гражданам из целевых групп населения. К ним относятся: молодежь в возрасте до 21 года, воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, одинокие и многодетные родители, воспитывающие малолетних детей, лица предпенсионного возраста, оралманы, лица, освобожденные из мест лишения свободы, малообеспеченные и др.

В целом по области из целевых групп населения получат содействие в трудоустройстве 8860 граждан.

В связи с тем, что прибывшие оралманы относятся к категории малообеспеченных граждан, из категории целевых групп «малообеспеченные» - 40% или 2072 постоянных рабочих мест дополнительно определены для оралманов.

Учитывая, что среди них есть молодежь в возрасте до 21 года, то из 937 постоянных рабочих мест для данной категории забронированы для оралманов 30% или 281 постоянное рабочее место.

Из 283 мест, предусмотренных для категории «лица, предпренсионного возраста» - 85 рабочих мест запланированы для оралманов.

В 2005-2007 годах предполагается трудоустроить 5488 человек, из них:

3588 человек трудоустроить на постоянное место работы;

150 человек направить на профессиональную подготовку и переподготовку;

1750 чел. - направить на общественные работы.

Если число прибывших будет больше предполагаемого, то по желанию оралмана, будут внесены корректировки по общественным работам, или профессиональной подготовке по востребованным на рынке труда профессиям (за счет других категорий целевых групп населения).

Определенные меры будут направлены на повышение эффективности проводимой работы органами занятости, это:

усиление контроля за соблюдением для участников работ условий труда и порядка оплаты труда, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

организация в приоритетном порядке видов работ, имеющих как экономическую целесообразность, так и социальную значимость для региона;

проведение общественных работ во всех сельских округах области.

создание социальных рабочих мест для целевых групп населения;

проведение мониторинга спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

внедрение инновационных технологий обслуживания населения, включая безработных и работодателей;

внедрение адресности (целевой направленности) активных мер на рынке труда;

разработка и внедрение системы превентивных мер, направленных на предотвращение (или смягчение) напряженности на рынке труда и ориентированных, прежде всего, на целевые группы - молодежь, женщины, инвалиды и т.д.

Региональные приоритеты по трудоустройству безработных в районных программах определены с учетом:

уровня зарегистрированной безработицы;

уровня жизни населения.


3.2.2. Меры по сбалансированности спроса и предложения рабочей силы
В этих целях необходимо увеличить спрос на рабочую силу, снизить уровень общей безработицы.

Данная многофакторная проблема зависит от реализации целого комплекса экономических и социальных действий на рынке труда.

К ним относятся:

Совершенствование анализа, прогноза и мониторинга рынка труда.

Повышение эффективности регулирования процессов на рынке труда, предусматривающее:

разработку прогнозных показателей социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, отражающих движение трудоустройства, создание рабочих мест и структуру рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте;

обеспечение наличия в разрабатываемых региональных и отраслевых программах разделов по созданию рабочих мест и позитивному влиянию реализации этих программ на ситуацию на региональных рынках труда;

расширение банка вакансий и свободных рабочих мест, предоставляемых работодателями в органы занятости.

Это позволит органам занятости области своевременно принимать превентивные меры по снятию напряженности на региональных рынках труда и сократить расходы местного бюджета на ликвидацию негативных последствий безработицы.

Созданию полноценного рынка труда будет способствовать работа по совершенствованию мониторинга и анализа регулируемого рынка труда, выявление тенденций изменения структуры спроса и предложений рабочей силы. Будет проводиться анализ профессионально-квалификационной структуры персонала организаций и рабочих мест.

С этой целью предполагается:

способствовать структурной перестройке профессионального образования всех уровней исходя из требований рынка труда в целях эффективного трудоустройства выпускников;

реализовать механизм адаптации рынка образовательных услуг к рынку труда в интересах сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

способствовать развитию системы внутрипроизводственного обучения персонала организации, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;

развивать профессиональную ориентацию школьников, повышать их мотивацию к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.

Приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с прогнозом развития экономики повысит качество рабочей силы.

В Программе предусмотрено создание необходимых условий для обучения безработных по профессиям, востребованным на рынке труда. За 2005-2007 годы пройдут обучение 1408 безработных граждан.

Обучение безработных будет осуществляться по 13 профессиям, востребованным на рынке труда работодателями (перечень будет расширяться по мере востребованности). По заявкам предприятий промышленности пройдут подготовку 507 безработных (36%), хозяйствующих субъектов сельского хозяйства – 436 (31%), развитие строительной индустрии обеспечит рабочие места для 324 безработных (23%) и транспорта - 141 (10%). Из местных бюджетов на эти цели выделено 32,3 млн.тенге (более 10 млн.тенге в год).


Социальное партнерство в подготовке и переподготовке безработных по профессиям строительного направления.


Партнеры:

департамент координации занятости и социальных программ;

департамент архитектуры, градостроительства и строительства;

департамент образования;

работодатели;

учебные заведения.

Организация сотрудничества социальных партнеров в решении задач подготовки безработных для строительной индустрии будет действовать по схеме:

Эффективность такой схемы будет подтверждена уже в 2005 году. Для удовлетворения потребности строительных организаций в 2005 году в соответствии с государственным стандартом, допускающим сокращение срока подготовки специалистов по строительным профессиям, сокращен срок обучения до 2-х месяцев, в результате на высвободившиеся финансовые средства будет дополнительно обучен 31 безработный. В целом по области в 2005 году будет обучено 46 каменщиков, 23 штукатура-маляра и 18 столяров-плотников, тем самым потребность строительных организаций в кадрах, заявивших в уполномоченные органы в 2005 году закроется полностью. Безработные будут обучаться по гарантийным письмам предприятий, согласно которым подготовленные специалисты будут трудоустроены.



3.2.3. Меры по поддержанию и развитию занятости и совершенствование форм социального партнерства на отраслевых рынках труда

В первоочередном порядке предусматривается осуществление мер, направленных на повышение роли работодателей и представителей работников в решении вопросов организации рабочего времени, заработной платы и защиты от дискриминации при найме и увольнении.

В целях использования потенциала социального партнерства предусматривается регулярное рассмотрение вопросов занятости населения, а также хода реализации Программы на заседаниях областной трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально - трудовых отношений.

Направления действий:

проведение анализа перспектив развития занятости в проблемных отраслях экономики;

развитие социального партнерства на рынке труда в целях реализации активных программ по содействию занятости работников, высвобождаемых в процессе реструктуризации отраслей экономики (создание на предприятиях консультационных пунктов и организация предувольнительного консультирования по содействию в трудоустройстве высвобождаемых работников);

разработка механизма взаимодействия местных исполнительных органов, профессиональных союзов и работодателей по регулированию процессами высвобождения и поддержания занятости работников на региональных рынках труда;

информирование потерявших работу граждан об услугах, предоставляемых органами занятости, возможностях трудоустройства;

организация временного трудоустройства для безработных посредством организации общественных работ и социальных рабочих мест;

развитие самозанятости и предпринимательства.




      1. Меры по поддержке и развитию рынков труда районов

и г. Петропавловска
Решение проблем региональных рынков труда возможно только при условии взаимодействия со всеми заинтересованными государственными органами, налаживания целевого взаимодействия между ними, направленного на снятие межведомственных барьеров, что предусматривает:

формирование эффективной социальнокономической политики и стратегии как на уровне области, города и районов, так и на уровне сельских округов, населенных пунктов, предприятий и организаций, что позволит осуществлять целенаправленное трудоустройство безработных граждан и рационально планировать потребность в рабочей силе и своевременно корректировать структуру профилей профобучения с учетом перспектив социально-экономического развития;

осуществлять взаимосвязь с действующими предприятиями, организациями – потенциальными потребителями выпускников местных учебных заведений всех уровней, в целях развития системы профориентации учащихся общеобразовательных школ, основанной на учете потребностей региональных рынков труда;

совершенствование малого бизнеса, сферы услуг и самозанятости (с учетом региональной специфики), позволяющих создать условия для трудоустройства лиц с профессиями обслуживающего профиля, в особенности отдельных категорий женщин и инвалидов;

внедрение практики профилирования зарегистрированных безработных деления их на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поисков рабой;

реализацию принципа адресности в работе по обеспечению занятости;

осуществлять возможность получения в полном объеме услуг, предоставляемых органами занятости, по повышению их конкурентоспособности на рынке труда для целевых групп (оралманов, инвалидов и т.д.) путем организации общественных работ, трудоустройства на социальные рабочие места и профобучения;

совершенствование клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных, имеющих длительный перерыв в работе или отсутствие опыта работы



3.2.5. Меры по содействию занятости женщин

Предусматривается реализация ряда эффективных мер, направленных на обеспечение занятости и социальную поддержку безработных женщин. В частности, будут созданы условия по повышению конкурентоспособности женской рабочей силы за счет:

участия в малом бизнесе, поощрения предпринимательской инициативы;

содействия профессиональной подготовке и переподготовке, по специальностям востребованным на рынке труда и способствующих развитию малого бизнеса;

способствовать трудоустройству в традиционно "женские" виды экономической деятельности;

широкого привлечения к общественным работам и трудоустройству на социальные рабочие места.


3.2.6. Меры по содействию занятости молодежи

и выпускников организаций образования
Проблемы занятости молодежи будут решаться не только с учетом текущих потребностей в рабочей силе, но и перспективных задач. К числу первоочередных задач относятся:

создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь;

сокращение периода поиска работы для безработной молодежи.

Основные направления действий:

расширение сети профессионального начального образования;

привлечение незанятой молодежи на общественные работы, другие виды временных работ;

повышение конкурентоспособности незанятой молодежи путем обучения двум-трем смежным профессиям;

активное содействие молодежи в организации собственного дела, малого бизнеса; организация молодежных ярмарок вакансий, распространение по области «Молодежной практики»;

опережающее профессиональное обучение молодежи, находящейся под риском увольнения.

В 2005-2007 годах предполагается оказать содействие в трудоустройстве 1005 безработным из числа молодежи, в том числе воспитанникам детских домов, сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей - 68.

Предусматриваются следующие меры по трудоустройству выпускников учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования:

развитие служб профессиональной ориентации, помогающей в выборе специальности, соответствующие личностным особенностям абитуриентов, обучающихся и молодых специалистов;

развитие информационных и профориентационных услуг для выпускников через тесты и профессиограммы.

Органы по вопросам занятости, осуществляя сбор информации о работодателях, имеющих перспективы дальнейшего развития, расширения производства и возможности принятия участников «Молодежной практики», о свободных рабочих местах (вакансиях), будут оказывать посредническую помощь в подборе подходящей работы и трудоустройстве, в том числе через проведение специализированных ярмарок вакансий и путем стимулирования работодателей на создание социальных рабочих мест. В 2005-2007 годах молодежную практику пройдут 371 выпускник.

Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит:

обеспечить конкурентоспособность выпускников с целью повышения их профессиональной гибкости и мобильности;

прогнозировать спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг и регулировать их путем изменения объемов, профилей и сроков подготовки специалистов;

осуществлять в организациях программы перспективного развития кадрового потенциала;

интегрировать интересы работодателей, высших, средних и начальных организаций образования и выпускников по вопросам их трудоустройства;

сформировать на базе органов занятости, образования, общественных организаций и учебных заведений начального, среднего, высшего профессионального образования систему консультирования, информационного и образовательного содействия трудоустройству выпускников;

организовать на базе существующей системы профессионального дополнительного образования переподготовку выпускников длительно невостребованных на рынке труда по новым специальностям, расширяющих их профессиональные возможности и повышающих конкурентоспособность на рынке труда.

Предполагается создать:

банк данных выпускников в разрезе профессий и специальностей;

систему взаимосвязанного прогнозирования развития рынков труда и образовательных услуг.

Комплексность мероприятий позволит координировать деятельность государственных и местных исполнительных органов, объединений работодателей и профсоюзов.

Ход трудоустройства выпускников учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования будет контролироваться посредством проведения мониторинга по области в разрезе районов, а в районах в разрезе сельских округов и населенных пунктов.



      1. Защита внутреннего рынка труда

Одним из направлений миграционной политики в части поддержки занятости населения является защита внутреннего рынка труда, снижение его напряженности за счет временного использования рабочей силы за рубежом, защиты трудовых прав и интересов мигрантов.

С целью защиты внутреннего рынка труда предусматривается установление квоты для ввоза иностранной рабочей силы.

Вместе с тем, проблемы использования иностранной рабочей силы требуют комплексного решения с учетом интересов рынка труда.

Составляющие незначительный объем экономически активного населения нелегальные мигранты заполняют рабочие места, не пользующиеся спросом у казахстанских граждан, а также способствуют созданию дополнительных рабочих мест в малом бизнесе.

Расселение оралманов будет осуществляться с учетом ситуации на региональных рынках труда. Для решения проблемы трудоустройства оралманов предусматривается их обучение и переобучение, участие в общественных работах, а также создание для них дополнительных рабочих мест путем микрокредитования.



3.2.8. Повышение эффективности деятельности уполномоченных

органов по вопросам занятости
В целях повышения эффективности деятельности уполномоченных органов по вопросам занятости планируется расширение показателей статистической отчетности по труду и занятости. Внедрение единой автоматизированной базы данных рабочей силы по профессиональному и квалификационному составу по каждой отрасли и по возрасту.

Получит развитие практика профилирования зарегистрированных безработных - деления их на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поисков работы.

Главными элементами системы информационной базы занятости будут являться:

сведения о рынке труда и социальной поддержке безработных;

информация о рабочих местах;

информация о численности и составе обратившихся граждан в органы по вопросам занятости;

информация по общественным работам;

информация по обучению и переподготовке безработных;

создание и ведение общереспубликанской базы по вопросам занятости;

создание телекоммуникационной системы сбора информации по проблемам занятости;

аналитическая обработка информации с предоставлением результатов заказчику;

поставка, совершенствование и сопровождение систем, эксплуатируемых в органах по вопросам занятости;

организация обучения работников органов по вопросам занятости эффективному использованию программных и технических средств;

проведение работ по поставке органам по вопросам занятости системного и прикладного программного обеспечения, компьютерной техники и телекоммуникационного оборудования;

выработка основной стратегии развития информационного обеспечения органов по вопросам занятости.

Предполагается повысить эффективность использования кадрового потенциала органов занятости за счет дальнейшего развития и совершенствования аналитической работы.

Деятельность органов занятости будет ориентирована на усиление упреждающей и оперативной работы с гражданами, повышение эффективности их трудоустройства на основе:

проведения мероприятий по развитию системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечение доступности информации;

совершенствования работы специалистов органов занятости с незанятыми и безработными гражданами в части их приема;

создания Клубов поиска работы для социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе или отсутствие опыта работы.

Для целенаправленной работы по обеспечению занятости населения будет осуществляться взаимосвязь с другими государственными органами.
3.2.9. Информационная поддержка политики занятости населения
Информационная поддержка включает в себя следующее:

информирование населения о ситуации на рынке труда через средства массовой информации;

содействие самостоятельному поиску работы через информационные стенды, распространение памяток, тематических проспектов;

содействие трудоустройству граждан посредством публикаций сведений о вакантных рабочих местах в средствах массовой информации.


РАЗДЕЛ 4

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Финансирование Программы предусматривается из средств местных бюджетов.

На реализацию мер, непосредственно направленных на поддержание занятости и предотвращение безработицы предусматривается израсходовать - 403,5 млн. тенге, в том числе:

2005 год – 121,6 млн. тенге;

2006 год – 137,1 млн. тенге;

2007 год – 144,8 млн. тенге.
РАЗДЕЛ 5

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Поэтапное выполнение мероприятий, вытекающих из настоящей Программы, позволит обеспечить занятость, как минимум, одного члена каждой семьи, как максимум, большей части трудоспособного населения области.

За счет реализации Программы в 2005-2007 годах предусматривается:

создать 36,5 тыс. рабочих мест (2005 г.-12,2 тыс., 2006 г.-12,1 тыс., 2007 г.-12,2 тыс.);

оказать содействие в трудоустройстве всего 66,7 тыс. человек (2005 г.– 22,3 тыс., 2006 г.– 22,2 тыс., 2007 г.–22,2 тыс.), из них на постоянные рабочие места 50,1 тыс. человек (2005 г.– 16,7 тыс., 2006 г.– 16,7 тыс., 2007 г.–16,7 тыс.), в том числе через органы занятости 20,0 тыс. человек (2005 г.– 6,6 тыс., 2006 г.– 6,7 тыс., 2007 г.– 6,7 тыс.);

организовать общественные работы для 13,6 тыс. человек (2005 г. – 4,5 тыс., 2006 г.– 4,5 тыс., 2007г. – 4,5 тыс.);

направить на профессиональное обучение и переподготовку 1408 безработных (2005г.– 448 чел., 2006 г.– 474 чел., 2007г. – 486 чел.);

снизить уровень безработицы к началу 2008 года до 6,9 процента.
___________________________________________



страница 1 страница 2

Смотрите также: