Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Утверждена решением Западно-Казахстанского областного маслихата от 10.12.2005 года № 24

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«развитие образования в Западно-Казахстанской области на 2006–2007 годы»

Уральск, 2005 год


Содержание



1.

Паспорт …………… ……………………………………………………..

3 3-5

2.

Введение ………………………………………………………………….

5

3.

Анализ современного состояния системы образования……………….

5-13

4.

Цель и задачи Программы ………………………………………………

1 13-14

5.

Основные направления и механизм реализации Программы ………...

14-17

6.

Объемы и источники их финансирования …………….

17

7.

Ожидаемый результат от реализации Программы …............................

17-18







1. Паспорт Программы


Наименование программы

Региональная программа «Развитие образования в Западно-Казахстанской области на 2006–2007 годы».


Основание

для разработки

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года № 735. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года № 1459, План мероприятий на 2005-2007 годы по реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденный постановлением Правительства РК от 11 ноября 2004 года №1180.

Разработчик

Управление образования Западно-Казахстанской области.


Цель и

задачи

Создание условий для эффективного развития системы дошкольного и среднего образования области, обеспечивающих широкий доступ к качественному образованию на всех его уровнях в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании». Формирование и создание базы для перехода на 12-летнее среднее общее образование, развитие системы многоуровневого профильного обучения учащихся старшей ступени общеобразовательных школ. Создание условий для подготовки специалистов и рабочих кадров на уровне требований новых технологий и рынка труда.

Для реализации целей региональной программы предусматривается решить следующие основные задачи:

- обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения;

- воспитание казахстанского патриотизма, толерантности, высокой культуры, уважения к правам и свободам человека;

- приоритетное развитие государственного языка;

- обновление содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и принципов устойчивого развития;

- совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса;

- укрепление материально-технической базы системы дошкольного и среднего, начального и среднего профессионального образования;

- подготовка общеобразовательных школ к переходу на 12-летнее среднее общее образование;

- организация подвоза учащихся к образовательным учреждениям и доставка их к местам проживания;

- повышение качества подготовки специалистов и рабочих кадров для всех отраслей экономики области;

- трансформирование начального и части среднего профессионального образования в техническое и профессиональное образование;

- повышение социального статуса педагогических работников и совершенствование кадрового обеспечения системы образования области.


Сроки реализации

2006–2007 годы



Объемы и и источники финансирования

Объем расходов государственного бюджета, необходимых для реализации Программы, составит 2356,9 млн. тенге, в том числе из средств республиканского бюджета 1253,5 млн. тенге.

По годам

Всего

Республи-канский бюджет

Местный бюджет

Иностранные инвестиций

2006 год

1079,7

506,7

339,0

234,0

2007 год

1277,2

746,8

374,4

156,0

Объемы финансирования Программы в 2006-2007 годы будут уточняться при планировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год. Также Программа будет финансироваться за счет привлечения спонсорской помощи.


Ожидаемые результаты

В результате реализации Программы:

- будут созданы условия для получения качественного образования, ориентированного на результат;

- школы будут готовы к осуществлению перехода на 12-летнее среднее общее образование;

- будет создана соответствующая учебно-материальная база системы дошкольного и среднего, начального и среднего профессионального образования области;

- будут обеспечены доступность и преемственность всех уровней среднего образования;

- будут внедрены система мониторинга и прогно-зирования развития системы образования, национальная система оценки качества образования;

- будут созданы условия для организации бесплатного подвоза учащихся школ и воспитанников пришкольных интернатов;

- будет усилена государственная поддержка и усовершенствованы механизмы стимулирования труда педагогических работников;

- будут созданы условия для социального партнерства в профессиональной подготовке кадров;

- активизируется инновационная деятельность в сфере дошкольного и среднего образования;

- будет создана эффективная система управления образованием.

2. Введение

Региональная программа «Развитие образования в Западно-Казахстанской области на 2006–2007 годы» (далее – Программа) разработана в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года № 735.

Методологической основой Программы служит Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года №1459, определяющая стратегию, основные направления, приоритеты и задачи образовательной политики в Республике Казахстан.

Механизмы реализации Программы составлены в соответствии с Планом мероприятий Правительства Республики Казахстан на 2005-2007 годы по реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 ноября 2004 года №1180.

Программа определяет основные направления развития системы образования области на два года по следующим направлениям: дошкольное обучение и воспитание; среднее общее образование; начальное и среднее профессиональное образование; подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров; информатизация образования; национальная система оценки качества. В Программе дана оценка реального состояния сферы образования в области, намечены перспективы и определены приоритеты дальнейшего развития системы образования.
3. Анализ современного состояния системы образования
Деятельность организаций образования Западно-Казахстанской области была направлена на реализацию государственных и региональных целевых программ в области образования и воспитания молодежи. Важной задачей образовательной политики, поставленной в Послании Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», является достижение такого качества образования, которое соответствовало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Решение этой задачи связано с обновлением содержания образования в соответствии с современными запросами общества, повышением эффективности материальной базы образования, обеспечением наиболее полной реализации практической направленности образования при сохранении лучших традиций отечественной образовательной системы.

Одной из приоритетных задач, на решение которой направлены усилия органов управления образованием, является сохранение и развитие сети организаций дошкольного и среднего образования, обеспечивающих конституционное право граждан Казахстана на обязательное среднее образование.



Дошкольное воспитание и обучение. В 2004 году Глава государства Н.А.Назарбаев в своем ежегодном Послании народу Казахстана объявил, что восстановление системы дошкольного образования является одним из национальных приоритетов в образовании и поручил местным акиматам формировать полнокровное дошкольное образование, восстановить сеть детских садов за счет строительства новых и открытия дошкольных групп при школах, особенно на селе.

В связи с этим, в области принимаются меры по восстановлению системы детских садов и формированию полнокровного дошкольного образования.

Сеть дошкольных организаций в 2005 году составляет 72 единицы против 63-х в 2004 году, из них 1 негосударственный детсад (Сырымский район).

В сельской местности функционируют 39 дошкольных организаций, в городах – 33, в т. ч. в Уральске - 28 и Аксае – 5.

Охват дошкольным воспитанием в области составляет 9849 детей или 31,4% от общего количества детей дошкольного возраста (против 28,2% в 2004 году) при республиканском показателе 23,2%.

В сельской местности охват детей увеличен на 4% и доведен до 14,6% от общего количества детей дошкольного возраста.

Несмотря на предпринимаемые меры по увеличению сети организаций, в области охват дошкольным воспитанием детей в возрасте от 1 года до 6 лет составляет только 31,4%.

Не в полной мере выполняется Закон Республики Казахстан «Об образовании» по обязательной предшкольной подготовке. Охват предшкольной подготовкой составляет 72,2%, при республиканском показателе 72,0%.

Для удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного воспитания и обучения наряду со строительством новых, реконструкцией приспособленных зданий, необходимо развивать новые низкозатратные модели: открытие мини-центров, комплексов «школа-детский сад» и групп кратковременного пребывания детей.

Среднее общее образование. На начало 2005 - 2006 учебного года по области число государственных дневных общеобразовательных школ составляет 466 единиц с контингентом 111852 учащихся, в том числе начальных школ - 124 с числом учащихся 2053, основных школ 76 единиц с контингентом 5411 и средних школ 266 с контингентом 104388 учащихся. Из общего числа (466) государственных дневных общеобразовательных школ 288 – с казахским языком обучения с контингентом 44944, 65 – с русским языком обучения с контингентом 22130 и 113 – со смешанным языком обучения с контингентом 44778 учащихся.

Сеть малокомплектных школ по области составляет 324 единиц (69,5%) с общим контингентом 27136 учащихся (24,3%). Из них 135 средних с контингентом 21778, 68 основных - с контингентом 3946 и 121 начальная школа с контингентом 1412 учащихся.

Сеть вечерних школ составляет 4 единицы и 82 учебно-консультационных пункта вечернего обучения при дневных школах с общим контингентом 1622 учащихся.

Количество негосударственных дневных общеобразовательных школ составляет 4 единицы с общим контингентом 229 человек. Также под ведомством областного управления физической культуры и спорта работает школа с контингентом 62 учащихся.

В области в режиме развития работают 12 инновационных организаций, из них 9 гимназий, из которых 7 с казахским языком обучения, 1 лицей, 2 областные специализированные школы для одаренных детей и одна школа с углубленным изучением иностранного языка. 6 из них расположены в сельской местности. В 321 школах функционируют 586 классов с углубленным и профильным изучением предметов с охватом 12,4 тыс. учащихся.

18 школ области официально участвуют в экспериментах республиканского уровня по экспертизе содержания нового поколения учебников, 12-летнего обучения, внедрения курса «Самопознание», введение раннего изучения иностранного языка и триязычия.

В целях повышения качества образования по общеобразовательным дисциплинам естественно – математического цикла, поднятия их престижа, обеспечения рынка труда области востребованными квалифицированными специалистами, второй год проводится областная техническая олимпиада. В 2005 году она проводилась по 4 предметам: математика, физика, химия и биология. Всего участвовало 10346 учащихся, что в 3 раза больше, чем в 2004 году.

Ежегодно 10 победителей технической олимпиады направляются на обучение в КБТУ, а 100 выпускников рекомендуются для обучения в профессиональной школе №1 г.Уральска на основе государственных заказов, с последующим трудоустройством.

Координирующим и организующим звеном в системе сверхбазовой интеллектуальной подготовки учащихся является областной центр дополнительного образования «Дарын».

Определены 207 общеобразовательных школ, с учетом перспективности сельских населенных пунктов, на базе которых будет осуществлено внедрение профильного обучения в старшей ступени (11-12 классы) 12-летнего обучения, из них 156 сельских и 51 городских школ, в т.ч. 5 школ г.Аксая и 4 областные школы-интернаты.

Произведены расчеты по подготовке и переподготовке педагогических кадров области в связи с переходом на 12-летнее обучение, определены размеры необходимых ассигнований на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение материально-технической базы государственных организаций среднего общего образования.

В рамках региональной Программа «Капитальный ремонт и материально-техническое оснащение организаций образования на 2005-2007 годы» в 2005 году проведен капитальный ремонт 65 объектов образования на сумму 585,1 млн. тенге. Приобретены 207 кабинетов физики за счет средств местного бюджета на сумму 330,9 млн. тенге и 29 мультимедийных кабинетов на сумму 166,0 млн. тенге, из них 52,8 млн. тенге из средств местного и 113,2 млн. тенге из средств республиканского бюджетов.

В соответствии с пунктом 2.8 статьи 31 Закона РК «Об образовании» местные исполнительные органы организуют бесплатный подвоз учащихся до школы и обратно.

Он организован к 43 школам области с охватом 2146 учащихся. В подвозе задействовано 38 единиц автотранспорта, из них только 16 машин принадлежат школам, сельским акиматам – 4, шефам – 3 и арендаторам – 15. Для качественной и безопасной организации ежедневного подвоза необходимо дополнительно 23 единицы автомобильного транспорта. Кроме того, в области осуществляется подвоз 2253 детей, живущих в пришкольных интернатах. Для еженедельного их подвоза необходимо 61 единицы транспорта. Всего по области необходимо 84 единицы автотранспорта.

Вместе с тем, в системе среднего общего образования области обозначились проблемы, требующие своего решения.

Из 466 общеобразовательных школ области, только 218 или 46,8% - расположены в типовых зданиях.

В аварийном состоянии находятся 9 школ. Нуждается в капитальном ремонте 131 школа. Дефицит ученических мест по г.г.Уральск и Аксай составляет около 11,0 тысяч.

Эксплуатация устаревших учебной мебели и оборудования, недоукомплектованность предметных кабинетов, специализированных лабораторий и спортивных залов не позволяют выполнять в полном объеме требования государственного общеобязательного стандарта образования.

Горячее питание организовано в 344 школах области (73,8%) с охватом 20957 учащихся, что составляет 18,7% от общего числа учащихся при республиканском показателе 33,3%. Столовые имеются только в 298 школах. Требует замены технологическое и холодильное оборудование школ. Обеспеченность медицинских кабинетов оборудованием школ области составляет 55%.

Необходимо выделение средств на приобретение и ремонт технологического и медицинского оборудования для школ области согласно нормативам.

В системе образования области функционируют 3 специальных (коррекционных) организаций образования с общим контингентом 574 учащихся: областная специальная школа-интернат-комплекс для детей с нарушением слуха и речи, областная специальная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей, областная вспомогательная школа-интернат № 15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2005-2006 учебном году открыты в общеобразовательных школах 11 специальных классов коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития и нарушением речи, 5 логопунктов.

Для организации раннего выявления детей и оказания своевременной коррекционной поддержки открыты 2 ПМПК – городская (г.Уральск) и региональная (г.Аксай). В 7 районах области открыты кабинеты психолого-педагогической коррекции.

Кроме того, имеются 1 средняя общеобразовательная школа-интернат для детей с девиантным поведением с контингентом 64 учащихся, 1 санаторная школа-интернат с контингентом 320 учащихся

В области действуют 3 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с общим контингентом 421 воспитанник: областной детский комплекс «Жас даурен» (262 воспитанников), областной дошкольный детский дом (80), областная детская деревня семейного типа (79) и 1 семейный детский дом.

С 2004 года получила развитие система патронатного воспитания. В 32 семьи на патронатное воспитание определено 53 ребенка, оставшихся без попечения родителей.

С целью осуществления комплекса мер по социальной защите несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, сформирован институт социальных педагогов.

Деятельность органов образования в 2004-2005 г.г. была направлена на развитие сети внешкольных организаций. С 2004 года количество внешкольных организаций увеличилось на 5 единиц, охват учащихся - на 1,5%.

На сегодняшний день доступность дополнительного образования обеспечивают 37 внешкольных учреждений (таблица 1) с общим контингентом 18408 учащихся, что составляет 16,5 % от общего количества учащихся школ области. Таблица 1


Учебные годы

Количество внешкольных организаций (% охвата)

Контингент

2004-2005

32 - 15 %

17 572

2005-2006

37 -16,5 %

18 408

Система дополнительного образования представлена 16 музыкальными школами, 1 художественной школой. 12 центрами внешкольной работы и домами детского творчества, 6 станциями туризма и экологии, 1 станций юных техников и 1 станцией юных натуралистов.

Количественные показатели охвата детей по направлениям свидетельствуют о диспропорции в предлагаемых детям видах деятельности. В наибольшей поддержке нуждаются техническое и военно-патриотическое направления.

Сеть интернатов при школах области по сравнению с 2004-2005 учебным годом увеличилась на 1 и составила 63 единицы.

Охват школьников пришкольными интернатами увеличился на 217 учащихся и составил 2441 ученик.

При этом 20 интернатов (32%) находятся в типовых зданиях, а основная часть – 43 (68,%) расположены в приспособленных помещениях.

Типовые спортивные залы имеются в 205 школах (46%), приспособленные - в 86 школах (18 %), не имеют типовых спортивных залов 178 школ области.

В целом, обеспеченность спортивными залами школ области составляет 55%, спортивным оборудованием – 60%.

Начальное и среднее профессиональное образование. В области на начало 2005-2006 учебного года образовательной деятельностью занимаются 33 организации начального и среднего профессионального образования, из которых 21 профессиональная школа и лицеи являются государственными. Из 12 колледжей 6 являются государственными и 6 негосударственными.

Общая численность учащихся профессиональных школ составляет 6512 человек, из них на базе основного общего образования обучаются 4444 учащихся, на базе среднего – 2068 учащихся.

Общий контингент учащихся в государственных колледжах составляет 5855 человек, в негосударственных колледжах составляет 7974 студентов.

За последние 5 лет наметилась тенденция увеличения контингента учащихся учебных заведений начального и среднего профессионального образования (таблицы 2 и 3).

Таблица 2


Учебные годы

Кол-во ПШ (ПЛ)

Контингент обучающихся

Кол-во обучающихся за счет средств госбюджета

2003-2004

20

6263

6105

2004-2005

20

6493

6327

2005-2006

21

6512

6512

Таблица 3




Учебные годы

Кол-во колледжей

Контингент обучающихся

Кол-во обучающихся за счет средств госбюджета

2003-2004

11

11493

2966

2004-2005

11

12769

2829

2005-2006

12

13829

2568

За 2004-2005 годы сеть организаций начального профессионального образования увеличена на 2 ед. (открыты ПШ-18 в с.Сайхин Бокейординского района и областная профессиональная школа для несовершеннолетних с девиантным поведением в с. Тайпак Акжаикского района). В целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы ПШ-1 определена опорной по подготовке рабочих кадров машиностроительного профиля, для укрепления и совершенствования учебно-материальной базы, которой выделено 107,0 млн. тенге.

ПШ-4 определена опорной по подготовке квалифицированных рабочих кадров для строительной индустрии области. Для капитального ремонта и улучшения материально-технической базы профессиональной школе выделено 94,5 млн. тенге, из которых 17,8 млн. тенге из республиканского бюджета.

Проведены ремонтные работы ПЛ-2, колледжа газа, нефти и отраслевых технологий, ПШ-14 и ПШ-8.

Продолжая работу в данном направлении ПЛ-15 г. Аксая определен опорным по подготовке рабочих кадров для нефтегазовой отрасли. ПЛ-12 г. Уральска определен опорным по подготовке рабочих кадров для промышленности и коммунального хозяйства города и области. Для этого необходимо проведение капитального ремонта учебных корпусов и мастерских, укрепление материально-технической базы этих учебных заведений.

Активизирована работа с социальными партнерами и работодателями. Утвердилась практика участия работодателей в качестве председателей государственных экзаменационных комиссий, членов жюри областных конкурсов профессионального мастерства, стали заключаться трехсторонние договора по прохождению оплачиваемой производственной практики.

В 2006 году планируется открытие профессиональной школы в Каратобинском районе, с проведением капитального ремонта и созданием материально-технического обеспечения.

В связи с переходом на 12-летнее образование и переориентацией профессиональных школ (лицеев) и колледжей на новую ступень образования необходим капитальный ремонт ПЛ-5, ПЛ-12, педагогического колледжа им.Ж.Досмухамедова, ПШ-13 Зеленовского, ПШ-20 Таскалинского и ПШ №7 Чингирлауского районов.



Педагогические кадры. В организациях образования области работает 17797 педагогов. Из них в общеобразовательных школах – 14146, в дошкольных организациях – 920, во внешкольных – 614, в профессиональных школах и лицеях – 869, в колледжах – 1014 и частных общеобразовательных школах - 55 педагогов. Высшее образование имеют 12222 педагога, или 68,7% от общего количества педагогических работников области (республиканский показатель 72,5%).

Улучшение качественного состава педагогических кадров, потребность в учителях остается актуальной. Так, в 2005 году потребность составила 605 педагогов, в т.ч. в учителях математики - 71, физической культуры -70, информатики - 50, физики – 41, английского языка – 34 и т.д. Наибольшее количество школ, испытывающих дефицит в учителях, в Чингирлауском, Каратобинском, Бурлинском, Зеленовском, Жанибекском и Жангалинском районах.

Не способствует закреплению кадров на местах отсутствие социальной защиты педагогов. Как показывает статистика последних лет, закрепление молодых специалистов с высшим образованием по месту распределения в среднем составляет 40%.

Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров. В 2004 году областным институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров переподготовлено 2860, в 2005 году – 3150 педагогических работников. Ведется работа не только над совершенствованием качества курсовых мероприятий, но и над созданием «учителя новой формации», готового и способного реализовать задачу перехода на модель 12-летней школы.

Структурное развитие регионального ИПК и ППК на ближайшие годы учитывает необходимость решения задач совершенствования менеджмента, создания эффективной системы подготовки управленцев системы образования, решение вопросов переподготовки и повышения квалификации кадров учителей для малокомплектных школ.



Информатизация образования. В соответствии с Государственной программой информатизации системы среднего образования завершена компьютеризация общеобразовательных школ области. На сегодняшний день в школах имеется 3617 компьютеров, т.е. обеспеченность компьютерной техникой составляет в среднем 31 учащийся на один компьютер, при республиканском показателе 41.

Доступ к сети Интернет имеют 336 школ области, что составляет 72,1% от общего числа общеобразовательных школ области.

В 2005 году из областного бюджета выделены финансовые средства в объеме 10,4 млн. тенге на телефонизацию всех школ области.

К спутниковому каналу дистанционного обучения подключены 292 организаций образования.

В профессиональных школах (лицеях) и колледжах на 1 компьютер приходится 29 учащихся. К сети Интернет подключено 81% профшкол (лицеев) и 100% колледжей.

Все школы области оснащены электронными учебными изданиями в количестве 12951 диск (87 наименований).

Вместе с тем, 33,6% парка компьютерной техники требует замены, так как не обеспечивает использование современных электронных учебников и полноценный доступ к сети Интернет. Не в полной мере используются возможности дистанционного обучения и всемирной сети Интернет.

На сегодняшний день школам области необходимо активно использовать в учебном процессе электронные учебники и ресурсы сети Интернет не только при преподавании предмета «Информатика и ВТ», но и при изучении других учебных предметов.



Национальная система оценки качества образования. В соответствии с Госпрограммой развития образования в республике создана Национальная система оценки качества образования. Одним из ее основных элементов является проведение процедуры внутреннего и внешнего контроля.

Второй год внедряется независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ) выпускников школ и впервые проведен промежуточный государственный контроль (ПГК) в 4-х и 9-х классах общеобразовательных школ.

Из 9505 выпускников области итоговую аттестацию за курс средней школы в форме ЕНТ прошли 8197 выпускников, что составляет 86,2% (против 85,0% прошлого года). Этот показатель превышает средний республиканский показатель на 5,0%.

Позитивная динамика отмечается в отношении показателей качества обучения. Из 74 претендентов на знак «Алтын белгi» подтвердили знания на ЕНТ 64 выпускника или 86,5%. Это первый показатель по республике (66,8%).

Средний балл ЕНТ составил 62,2 (четвертый показатель по республике), что на 1,9 балла выше среднереспубликанского показателя (республика – 60,3) и на 8,0 баллов выше показателя 2004 года.

Также для внешней оценки организаций образования предусматриваются процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации организаций образования.

Основная цель государственной аттестации – определение степени соответствия образовательного процесса и его результатов стандартам, предъявляемым государством.

Для осуществления государственной аттестации и лицензирования в структуре Управления образования с 1 января 2005 года функционирует отдел лицензирования и аттестации.

Государственная аттестация проводится на основании нормативно-правовых актов, с проведением срезов знаний среди учащихся, анкетирования учащихся и педагогических работников.

Для проведения аттестации организаций образования создан банк данных из числа лучших педагогических работников. Ведется работа по формированию, внедрению критериев и процедур аттестации и лицензирования. Из 601 организаций образования области государственную аттестацию прошли 230 общеобразовательных школ области, что составляет 49,3% от общего числа школ, из них 99 (37,2%) - средние, 76 (100%) - основные и 54(43,5%) - начальные общеобразовательные, а также 19 (95%) профессиональные школы.

Лицензию на осуществление образовательной деятельности получили 466 общеобразовательных школ, в том числе 3 – спецкоррекционные и 4 – негосударственные организации образования, а также 20 профессиональных школ, 62 дошкольных организаций и 33 внешкольных учреждений.


  1. Цель и задачи Программы

Целью Программы является создание условий для эффективного развития системы дошкольного и среднего образования Западно-Казахстанской области, обеспечивающих широкий доступ к качественному образованию на всех его уровнях в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании». Формирование и создание базы для перехода на 12-летнее среднее общее образование, развития системы многоуровневого профильного обучения учащихся старшей ступени общеобразовательных школ.

Основными задачами Программы являются:

- обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения;

- воспитание казахстанского патриотизма, толерантности, высокой культуры, уважения к правам и свободам человека;

- приоритетное развитие государственного языка;

- обновление содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и принципов устойчивого развития;

- укрепление материально-технической базы системы дошкольного и среднего образования;

- подготовка общеобразовательных школ к переходу на 12-летнее среднее общее образование;

- создание условий для доступа образования путем организации подвоза учащихся к образовательным учреждениям и доставка их к местам их проживания;

- повышение качества подготовки специалистов и рабочих кадров для всех отраслей экономики;

- совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса;

- повышение социального статуса педагогических работников и совершенствование кадрового обеспечения системы образования области.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
Для реализации поставленных задач необходимо:

- трансформировать содержание образования от знаниецентристского к «компетентностному», ориентированному на результат;

- привести материально-техническую базу, предметно-пространственную среду и учебно-методическое обеспечение организаций образования в соответствие с современными социально-экономическими условиями и требованиями учебно-воспитательного процесса;

- усилить языковую, информационную, экологическую, экономическую и правовую подготовку обучающихся.



Дошкольное воспитание и обучение. Основным направлением повышения качества дошкольного воспитания и обучения является создание условий для приобретения детьми основ личностной культуры, навыков, необходимых для обучения в школе, изучения государственного языка, интеллектуального и эмоционального развития детей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья.

В целях удовлетворения возрастающих потребностей населения в услугах дошкольного воспитания и обучения необходимо открытие:

- дошкольных центров разного профиля (физкультурно-оздоровительные, гуманитарные, спортивные, эстетические, лингвистические, экологические, по обучению родителей, для одаренных дошкольников, детей с ограниченными возможностями и т.д.);

- семейных детских садов;

- негосударственных детских садов;

- кабинетов коррекции и инклюзивного образования;

- дошкольных мини-центров на базе общеобразовательных школ, групп кратковременного пребывания;

- детских яслей, детских садов, яслей-садов;

- комплексов «школа-детский сад»;

- предшкольных групп и классов на базе организаций образования.



Среднее общее образование.

В среднем образовании необходимо:

- подготовить общеобразовательные школы к переходу на 12-летнее среднее общее образование;

- решить вопросы организации профильного обучения в старшем звене, определив в каждом районе и городе базовые школы по профильному обучению;

- сократить количество малокомплектных школ за счет организации подвоза и открытия пришкольных интернатов при базовых школах;

- внедрить новые педагогические, информационные и здоровье-сберегающие технологий обучения;

- строительство, реконструкция и капитальный ремонт общеобразовательных школ.

Учебный процесс будет направлен на:

- формирование потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания на практике, целенаправленное и систематическое приобщение к научным способам познания;

- воспитание уважения к национальной культуре и формирование открытости по отношению к другим культурным истокам;

- формирование основных понятий рыночной экономики и качества, умения применять их на практике;

- обеспечение предпрофильной подготовки на ступени основного общего и профильного обучения на ступени среднего общего образования.

Посредством областного центра дополнительного образования «Дарын» будут совершенствоваться формы и методы работы с одаренными детьми.

Особое внимание будет уделено развитию сельских школ. Для полноценного и качественного проведения учебного процесса в малокомплектных школах совмещенные классы основного и старшего звена будут постепенно сокращаться. В сельской местности предусматриваются строительство и открытие профильных школ-интернатов для детей из малокомплектных школ. Для создания открытой образовательной среды будут шире внедряться дистанционная и другие инновационные формы организации учебного процесса.

Будет сохранена и увеличена сеть специальных коррекционных организаций образования, расширен доступ к допрофессиональной и профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.

Для развития дополнительного образования предполагается укрепление и развитие сети внешкольных организаций, максимальный охват внеурочной деятельностью детей из социально незащищенных слоев населения и детей, склонных к девиантному поведению, создание условий для посещения организаций дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями.


Начальное и среднее профессиональное образование.


Перед учебными заведениями начального и среднего профессионального образования стоят следующие задачи:

- улучшить качество подготовки рабочих кадров;

- принять меры по повышению уровня квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения;

- развивать информационно-методический и научно-педагогический потенциал;

- расширять пространство социального партнерства, укреплять и расширять с помощью социальных партнеров материально-техническую базу учебных заведений;

- расширять возможности для получения доходов от производственной деятельности.



Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров.

В области подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров предполагается:

- дальнейшее ресурсное и методическое развитие системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров на базе регионального ОИПКиППК;

- осуществление переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей организаций образования с учетом нового содержания образования, изменения технологий обучения и методик преподавания;

- осуществление целенаправленной подготовки руководителей организаций образования по программам менеджмента в образовании;

- ориентация образовательных программ ОИПКиППК на подготовку полиязычного учителя, владеющего навыками педагогического менеджмента и проектирования, информационными и дистанционными технологиями обучения, способного работать в непрерывном инновационном режиме, обладающего навыками самообразования и самосовершенствования, ориентированного на самостоятельный теоретический и методический поиск;

- развитие поддержки инновационно-экспериментальной деятельности организаций образования области, как инструмента формирования навыков работы в непрерывном инновационном режиме;

- активизация сотрудничества ОИПКиППК ЗКО с образовательными центрами ближнего зарубежья, ИПК других регионов Казахстана, привлечение научных кадров высшей школы;



Информатизация образования. Основными направлениями реализации блока информатизации являются:

- дальнейшая компьютеризация организаций среднего образования для достижения мировых показателей обеспеченности компьютерной техникой;

- подключение к сети Интернет всех организаций среднего образования;

- внедрение технологий дистанционного обучения на всех уровнях образования;

- обеспечение организаций среднего образования электронными учебными изданиями в соответствии с образовательными программами;

- внедрение информационной системы мониторинга, анализа и управления организациями образования.

Реализация указанных направлений обеспечит повышение качества образования за счет внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс и принятия управленческих решений на основе достоверных данных мониторинга и анализа состояния образования.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

Для создания условий перехода на новую модель казахстанского образования необходимо укрепление экономического базиса. Общая сумма расходов, необходимых для реализации Программы, составит 2356,9 млн. тенге (таблица 4).


Таблица 4 (млн. тенге)




2006

2007

Республиканский бюджет

506,7

746,8

Местный бюджет

339,0

374,4

Иностранные инвестиций

234,0

156,0

Объемы финансирования Программы в 2006–2007 годы будут уточняться при планировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.


7. Ожидаемый результат от реализации Программы
В системе дошкольного воспитания и обучения:

- изменятся статусы отдельных дошкольных организаций;

- будет создано 14 комплексов «школа - детский сад»;

- расширится сеть дошкольных организаций за счет создания 10 мини-центров на базе организаций образования.



В системе специального образования:

- расширится охват детей с ограниченными возможностями до 650 чел.;

- сохранится сеть специальных коррекционных дошкольных организаций;

- будет создана единая форма учета детей с ограниченными возможностями;

- расширится доступ к допрофессиональной и профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.

В системе дополнительного образования:

- увеличится занятость несовершеннолетних в свободное от учебы время до 17,0% от общей численности учащихся;

- увеличится объединения школьников по интересам до 460 объединений;

- снизится число детей с асоциальным поведением.



В среднем общем образовании будут:

- созданы условия перехода на 12-летнее обучение;

- изменены принципы организации обучения и роли ученика в нем от пассивного «получателя» знаний, умений и навыков к активному субъекту образовательного процесса;

- создана система вовлечения всего общества в процесс обсуждения ожидаемых результатов школьного обучения и путей их достижения на основе данных мониторинга;

- внедрены новые педагогические, информационные и здоровьесберегающие технологии обучения.

Ежегодно будут проходить повышение квалификации три тысячи педагогов.



В начальном и среднем профессиональном образовании:

- повысятся доступность и престиж профессионального образования для удовлетворения потребностей рынка труда и общества (доля выпускников школ, которые продолжат обучение в организациях технического и профессионального образования, должна составить не менее 30 %);

- укрепятся связи системы технического и профессионального образования с работодателями и субъектами малого и среднего бизнеса, повысится эффективность сотрудничества субъектов социального партнерства;

- будет внедрена кредитная система обучения в системе среднего профессионального образования;

- будет создана система содействия трудоустройству молодых специалистов, их переподготовки (включая развитие целевой контрактной подготовки), формирования готовности к профессиональному самоопределению, в том числе к открытию собственного дела;

- будет укреплена материально-техническая база государственных учебных заведений технического и профессионального образования;



- будет создана независимая система оценки профессиональной подготовленности, подтверждения и присвоения квалификации рабочих кадров и специалистов технического и обслуживающего труда.



страница 1

Смотрите также: