Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Оказание социально-педагогической

и психологической помощи семье и детям, находящимся в СОП

Момот Ольга Александровна

ГУО СШ№8 г. Бобруйска
В настоящее время мы являемся свидетелями интенсивного внедрения психологии в систему образования, издается огромное количество специальной литературы, проводятся многочисленные конференции, посвященные работе психолога в школе. Профессия становится массовой, требуется соответствующее кадровое обеспечение.

Деятельность психолога в школе достаточно автономна. Не потому что независима, а по­тому что представляет собой целостную самостоятельную сис­тему со своими целями и задачами.

1. Реализация психологической помощи детям и семьям осуществляется поэтапно, начинается с диагностики эмоционально – волевой и когнитивной сферы учащегося, диагностики отклонениях в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования, помогут с ориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития.
Эффективность оказания помощи в семье и детям во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы с различными государственными учреждениями и общественными организациями. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается помощь родителей в выполнении ими функции воспитателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители дети все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей, склонных к асоциальной деятельности или проблемным семьям. Они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу ее внутренних потребностей и растущих требований общества к семье как социальному институту. Затем СППС составляется план работы, в который входит, разработка цикла мероприятий, способствующих решению проблем.

Следующий этап оценка эффективности. Целью которого является — оценить и проанализировать в какой степени проведенная работа помогла в решении проблем конкретной семьи или учащегося, а также выявить недочёты и откорректировать план.

В ГУО СШ №8 семьям, состоящим в социально опасном положении оказывается социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь. В которую входит: индивидуальное консультирование, сотрудничество с другими здравоохранительными организациями, работа по меж ведомственному плану.

К сожалению, в настоящее время можно констатировать, что в нашей республике серьезно выражены проблемы детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации, ситуации объективно нарушающей жизнедеятельность ребенка, возникающей по не зависящим от него причинам, с которой он не может справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в его распоряжении возможности и средства.

Дети являются наиболее не защищенными в этом отношении членами общества. Надо отметить широкий спектр таких ситуаций: от статусного положения в школьном коллективе, эффектов стигматизации до сексуального или физического насилия над ребенком. Однако наибольшее распространение на данный момент времени в республике имеют такие жизненные ситуации, которые обусловлены социально-опасным положением семей, в которых воспитываются несовершеннолетние.
Успешная реализация данной задачи, как показывает собственный практический опыт работы в качестве психолога и анализ соответствующего опыта работы коллег, возможна только при реализации хорошо продуманного коррекционно-реабилитационного плана который создаёт психолог на основе психологических диагностик. В разработанном плане, должно учитываться следущее:

Максимальный объем информации о ребенке в контексте сложившейся негативной ситуации в его жизни;


Отражать взаимодействие всех специалистов учреждения образования по нивелированию последствий экстремальной ситуации для ребенка с четким распределением их функционально-профессиональных ролей и обязанностей;
 Способствовать созданию помогающего/развивающего социума вокруг ребенка.
 Отражать рефлексивные моменты, связанные с определением качества и результативности проведенной реабилитационной работой с ребенком, для своевременного внесения корректив и изменений в систему взаимодействия.
 Психологическая диагностика последствий социально опасного положения, трудной жизненной ситуацией для ребёнка - осуществляется путём наблюдения и посещения ребёнка во внеурочное время.

 Специалистами нашей службы проводится  работа по предупреждению попадания детей в социально опасное положение, осуществляют просвещение и профилактику, консультативную, диагностическую и коррекционную помощь детям и родителям, обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

В школе налажено взаимодействие всех заинтересованных организаций и ведомств по профилактике семейного неблагополучия, жестокого обращения, насилия в отношении детей, социального сиротства, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, что позволяет качественно проводить необходимую профилактическую работу с детьми и их семьями.

В соответствии с Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 5 мая 2007 г. № 30, в учреждениях образования района проводится целенаправленная работа по выявлению семейного неблагополучия.

Педагоги социальные совместно с классными руководителями, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, Еженедельно проводят рейды «Семья». Информация о проведенных посещениях обобщается и заслушивается на совещаниях при руководителе, заседаниях совета профилактики, что позволяет своевременно принять необходимые меры реагирования.

В нашем учреждении образования ведется учет посещения несовершеннолетними учреждения образования. При отсутствии детей на уроках принимаются меры по установлению их места нахождения и причин отсутствия. Такой контроль имеет особое значение и дает положительный результат в работе именно с детьми из неблагополучных семей, поскольку позволяет предупредить возможные негативные последствия.

Без сомнения, важным и наиболее доступным способом работы с семьей является профилактическая и просветительская работа. ГУО СШ№8 организует и проводит по данным направлениям разнообразные мероприятия для всей семьи.

В нашей школе с учащиеся склонными к девиантному поведению или состоящими на разных видах учёта организована досуговая деятельность.



В школе регулярно проводятся классные и общешкольные родительские собрания по ознакомлению с Декретом № 18. Специалистами социально-педагогических и психологических служб в просветительской деятельности используются видеофильмы, презентации, интерактивные формы работы.

Что касается проблемного поля в организации психологической помощи детям и семьям в социально опасном положении то, прежде всего, они возникают в связи с неготовность родителей идти на контакт со школой.

страница 1

Смотрите также: