страница 1 страница 2 страница 3
Приемы и формы работы по подготовке к ЕНТ
Мухортова О.В.,
заместитель директора по информационным технологиям,
учитель русского языка, СШ № 2
Говоря о подготовке к ЕНТ нельзя не сказать об эффективности восприятия учащимися учебного материала при помощи различных методов обучения.
Это видно из следующей «Пирамиды познания».
Попытаемся структурировать работу по подготовке учащихся к ЕНТ. Методика подготовки к ЕНТ включает в себя следующие этапы:
I. Отбор учебной литературы для учителя и учащихся при подготовке к централизованному тестированию – необходимый первоначальный этап совместной (учителя и учащихся) работы.
II. Составление индивидуальной программы подготовки к тестированию «Орфография – Пунктуация – Культура речи и стилистика для 10-11 классов». Программа позволяет целесообразно распределить время занятий между теорией и практикой при подготовке к ЕНТ как форме государственного экзамена по русскому языку.
Стандартная программа «Русский язык для общеобразовательных учебных заведений» предполагает изучение многих тем курса в два этапа в средних и старших классах, изучение «Культуры речи» рассредоточено по всем классам, кроме того, изучение курса русского языка осуществляется по разным программам и отсутствует обобщающий курс русского языка. Все это не способствует формированию навыков грамотной письменной и устной речи.
Программа «Орфография – Пунктуация – Культура речи и стилистика для 10-11 классов» носит практическую направленность, способствует отбору и систематизации материала, решает проблему рационального использования учебного времени.
III. Крупноблочная подача материала дает возможность обобщения и закрепления изученного в средних классах и осмысления более сложного материала.
Такая форма организации повторения материала при работе со старшеклассниками способствует в конечном результате повышению орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечивает широту видения.
IV. Составление сводных таблиц учащимися (по крупным темам) приучает приобретать знания самостоятельно, вырабатывает умение пользоваться справочной литературой, способствует применению полученных знаний на практике (при решении тестов).
V. Усвоение слов с непроверяемыми гласными и согласными – необходимое условие для успешной сдачи централизованного тестирования по русскому языку. Работа над словами с непроверяемым и трудно проверяемым написанием – необходимый и важный этап каждого урока. Приемы и способы работы над словом самые разнообразные.
VI. Корректировка собственных ошибок учащимися – важнейший момент в овладении грамотным письмом. Системность и целенаправленность работы над ошибками, классификация ошибок способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости.
VII. Различные виды контроля как средство повышения интереса к выполняемой работе, организации учащихся, приучение к самоконтролю. Используемые виды контроля:
- диктанты (словарные, буквенные, морфемные т.д.);
- тестовые задания;
- комплексный анализ текста
VIII. Создание самостоятельно учащимися отдельных тестовых заданий, полных тестов – активная форма работы. Такие задания нацеливают на отбор материала, на его группировку по видам орфограмм и пунктограмм, на структурирование теста, на формирование практических навыков.
После теоретический части выступающий представил примеры заданий по подготовке к ЕНТ:
- тестовые задания;
- on-line тесты и упражнения;
- обобщающие структурные карты;
- обучающие программы по русскому языку.
Система подготовки учащихся 11-х классов к ЕНТ
Волосян Н. П.,
учитель русского языка и литературы средней школы № 2
Вы никогда не получите то, что вам нужно, если сами не знаете, чего вы хотите
М. Рой
Чтобы качественно подготовить учащихся к ЕНТ, нужна система в работе самого учителя. Для этого прежде всего необходим план работы, в котором особое место отводится ведению информационной карты, включающие в себя следующие данные: качественную характеристику, качественные показатели учебной деятельности учащихся, показатели эмоционального состояния выпускников.
Без выявления потенциальных возможностей учащихся и на основе этого разработки программы педагогической коррекции не может быть в полной мере адресно оказана помощь тому или иному ученику.
С этой целью каждый ученик ведет тетрадь индивидуальной коррекции грамотности, в которой фиксируются все ошибки, допущенные при тестировании, дается их объяснение на основе определенных источников, позволяющих осознанно усвоить ту или иную орфограмму и пунктограмму.
Прежде чем проверять знания учащихся, надо их комплексно дать. Вот поэтому особый акцент делается на блочном и тематическом повторении материала. Нужно помнить о разнообразии форм работы на уроке, что способствует развитию интереса к языку.
Вот некоторые из них:
-
Орфоэпический марафон.
-
В мастерской Н и НН.
-
История жизни фразеологии.
-
Законы государства сложных слов.
-
Биография слова.
-
О чем поведала запятая.
-
Заседание знаков препинания.
И ни в коем случае нельзя забывать о комплексном анализе текста, что дает возможность решать не только задачи развивающего и воспитательного характера, но и возможность углубить знания по всем разделам русского языка.
Особое внимание следует уделять на уроке таким способам деятельности, как сравнение, сопоставление, нахождение частного в общем, так как тесты строятся именно на такой основе.
Очень важно,
-
чтобы после объявленной темы урока была представлена цель урока и осмыслено значение достижения этой цели (какие новообразования обретет ученик);
-
чтобы были актуализированы имеющиеся у детей представления об изучаемом предмете (встречался ли с этим в жизни, как выглядит образ явления и как видится роль его в жизни людей);
-
чтобы четко обозначены были объем необходимой работы и наглядное оформление обретаемых умений (что и сколько предстоит сделать и чему научатся дети и что станут понимать);
-
чтобы гарантированным был результат деятельности детей и успех каждого ребенка (личность не напрасно прожила сорок пять минут своей жизни);
-
чтобы все участники урока видели Человека в каждом присутствующем на уроке и выстраивали отношение к его душе уважительно, нежно и осторожно, вне зависимости от учебных успехов.
-
чтобы обеспечивалось свободное проявление индивидуального восприятия изучаемого и учитывался индивидуальный опыт взаимодействия с изучаемым объектом мира.
-
чтобы неизменно присутствовала жизненная перспектива изучения научных сведений и овладения учебными навыками (пригодится в жизни каждому, так как ..., в устройстве собственного счастья это важно, потому что... и т.д.).
Открытый урок русского языка в 11 «Б» классе по теме:
«Эти непростые простые предложения».
Подзюбан В.Г.,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 2
Цель урока:
-
повторить материал об односоставных предложениях; формирование умений:
-
различать односоставные и двусоставные предложения;
-
находить односоставные предложения по их значению, структурным особенностям;
-
правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых
-
входят односоставные предложения;
-
использовать односоставные предложения в разных стилях речи, пользоваться
-
двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Тип урока: комбинированный.
Орфоэпическая разминка.
Диалог, монолог, договор, звонит, каталог, квартал, красивее, углубить, обеспечение, досуг, прибывший, газопровод, кулинария, торты, понял, поняла, черпать.
Совершенствование знаний и умений.
-
Как называется предложение, грамматическая основа которого состоит из подлежащего и сказуемого?
-
А если в предложении один главный член?
-
На какие две группы делятся односоставные предложения?
-
Как называются односоставные предложения, в которых главный член – подлежащее?
-
Перечислить типы односоставных предложений, в которых главный член – сказуемое?
-
Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?
-
Могут ли быть частью сложных предложений?
Теперь поведём более конкретный разговор о типах односоставных предложений. Отвечать будете по плану, а примеры будете находить в том листочке, который лежит у каждого на столе.
План ответа.
1. Что обозначает односоставное предложение?
2. Способы выражения главного члена предложения?
3. Привести примеры.
4. Сфера использования.
Закрепление.
К. Паустовский «Осенью на Прорве». Задание: найти в тексте односоставные предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного предложения), обозначить их грамматические основы, определить тип этих предложений.
Контрольный срез. Учащимся предлагается тест.
Домашнее задание. Творческая лаборатория. Написать сочинение «Зимние этюды».
Использовать односоставные предложения.
Приложения
СРАВНИ!
Полное безмолвие.
Во льдах полное безмолвие.
СРАВНИ!
Чудесный день!
День чудесный!
Обобщённо-личные предложения.
Что посеешь, то и пожнёшь.
На чужой каравай рот не разевай.
-Можно ли определить лицо, которое производит действие?
-Можно ли определить, к кому относится действие?
Вывод?
Определённо-личные предложения.
Способы выражения сказуемого:
-
глагол в форме 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа;
-
глагол в повелительном наклонении;
-
глагол 1-го лица буд. времени.
Неопределённо-личные предложения.
Способы выражения сказуемого:
-
глагол в форме 3-го л. мн. ч. наст. или буд. времени;
-
глагол в форме мн. числа прош. вр;
-
глагол в форме мн. числа условного наклонения.
Безличные предложения.
Способы выражения сказуемого:
-
безличный глагол: Светлеет. Думается легко.
-
личный глагол в безличной форме: Пахнет ромашками.
-
инфинитив: Быть снегу.
-
глагол-связка в сочетании с наречием, словами категории состояния или кратким страдательным причастием в форме среднего рода: Стало холодно. Мне было легко. Не выпито всласть родниковой воды.
-
безличный вспомогательный глагол + инфинитив: Мне хочется подышать морским воздухом.
Безличные глаголы употребляются в следующих формах:
-
в форме 3-го л. ед. ч. наст. или буд. времени: Смеркается. Будет смеркаться. Нездоровится. Будет нездоровиться.
-
в форме среднего рода единственного числа прошедшего времени: Смеркалось. Нездоровилось.
-
в одной форме условного наклонения: Смеркалось бы. Нездоровилось бы.
-
в неопределённой форме: Смеркаться. Нездоровиться.
Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными.
Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам, т. е. не спрягаются.
Безличные глаголы обозначают явление природы или состояние человека: Скоро стемнеет. Меня знобит.
Определите тип предложения.
Снегом занесло дорогу.
Люблю грозу в начале мая.
На дворе вечереет.
В дверь постучались.
Прозрачное осеннее утро, ровный бодрящий холодок.
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре.
В доме зажгли свет.
Кончил дело – гуляй смело.
Не из Москвы ли будешь?
Вчера приехал в Пятигорск, нанял квартиру.
Мы очень хотим учиться.
На чужой стороне и сокола зовут вороною.
Приезжаем домой под вечер.
Пахнет свежим хлебом.
Травы скашивают обычно утром.
А песня летит над аулом.
Помнишь, как мы катали тебя на санках?
Не бывать ему в гостиной!
Соловья баснями не кормят.
В комнате было полутемно.
Тест по русскому языку. Односоставные предложения.
1-й вариант.
1. Прямой порядок слов в:
А) Лёгкий туман повис над рекой.
В) Сочинение он перечитал внимательно.
С) Над дорогой пыль дрожала.
Д) Гордо высится роща вековых дубов.
Е) В саду мы работали хорошо.
2. Побудительное предложение в:
А) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
В) Как пахарь, битва отдыхает.
С) Словно разъярённый зверь, река металась в своих берегах.
Д) Хлеб соль ешь – а правду режь.
Е) Как хорошо в лесу!
3. Укажите безличное предложение:
А) Давайте поработаем.
В) В дверь постучались.
С) Уходим завтра в море.
Д) Не из Москвы ли будем?
Е) Пахнет сеном над лугами.
4. Нераспространённое предложение:
А) Катятся ядра, свищут пули…
В) Скучная картина.
С) Весело сияет месяц над селом.
Д) Раскрылось небо голубое меж облаков.
Е) Весело жить в такой земле!
5. Определённо-личное предложение в:
А) Парк давно закрыли.
В) Соловья баснями не кормят.
С) Авось, увидимся когда-нибудь.
Д) Цыплят по осени считают.
Е) Думать о нём некогда.
6. Определите тип простого предложения:
Мне холодно.
А) Двусоставное предложение.
В) Односоставное определенно-личное.
С) Односоставное безличное.
Д) Односоставное назывное.
Е) Односоставное неопределённо-личное.
7. Безличное предложение в:
А) Ведут ко мне коня.
В) Оттуда тянуло холодом.
С) Нам долго не открывали дверь.
Д) Привыкнешь к городскому шуму.
Е) Скучал я без дела.
8. Укажите назывное предложение:
А) Мы очень хотели учиться.
В) Опять Егорушка лежал на траве.
С) Мне было десять лет.
Д) Две тысячи седьмой год. Январь.
Е) У меня нет времени.
9. Укажите неопределённо-личное предложение:
А) Ужинали рано, в девятом часу.
В) Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.
С) Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием.
Д) Вокруг бушевала не просто вода.
Е) Становилось свежо, и мне пора было отправляться домой.
10. Укажите обобщённо-личное предложение:
А) А на улицу что не идёшь?
В) Потерянное доверие не скоро найдёшь.
С) Большой костёр развели на берегу.
Д) В слободе играют на гармонике.
Е) Те минуты позабыть нельзя.
11. Определить вид простого предложения:
Леса – хранители вод.
А) Односоставное назывное.
В) Двусоставное предложение.
С) Односоставное безличное.
Д) Односоставное определенно-личное.
Е) Односоставное неопределённо-личное.
12. Укажите прямое дополнение.
А) Обсуждать с друзьями.
В) Увлекаться спортом.
С) Размышлять о вечном.
Д) Гордиться сыном.
Е) Законспектировать статью.
13. Чем выражено подлежащее в предложении:
Семеро одного не ждут.
А) Существительным.
В) Нет подлежащего.
С) Словосочетанием.
Д) Местоимением.
Е) Числительным.
14. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А) Он был высокого роста.
В) Я должен был признать свою ошибку.
С) Молодой Дубровский хотел заняться делами.
Д) Вдали показался дымок поезда.
Е) На второй день щегол начал петь.
Тест по русскому языку. Односоставные предложения.
2-ой вариант.
1. Прямой порядок слов в:
А) Тает, сияет луна в облаках.
В) Лёгкий туман повис над рекой.
С) Девочка косы плетёт при луне.
Д) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
Е) Да, заслужил я жребий мой.
2. Определить тип простого предложения:
Не из Алматы ли будешь?
А) Двусоставное предложение.
В) Односоставное определённо-личное.
С) Односоставное назывное.
Д) Односоставное неопределённо-личное.
Е) Односоставное безличное.
3. Укажите побудительное предложение:
А) Всё так прекрасно вокруг меня!
В) Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье!.
С) Такого чуда ещё не видывал никто!
Д) Это мог сказать только Абай!
Е) Дышалось глубоко, и хотелось думать!
4. Нераспространённое предложение:
А) Жара, безветрие.
В) На улице холодно.
С) Тучи застилали небо, низко опустились к воде.
Д) Парк давно закрыли.
Е) Звёздам было тесно на небе.
5. Найти словосочетание, связанное по способу примыкания:
А) Мокрый от росы.
В) Быстро бежать.
С) Близко от берега.
Д) Талантливая пьеса.
Е) Пиджак брата.
6. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
А) Уж проснулись певчие птицы.
В) Я готов с вами поспорить.
С) Мастер хотел повысить свою квалификацию.
Д) Иван Кузьмич был охотник пошутить.
Е) Восточная часть неба была темней западной.
7. Укажите косвенное дополнение:
А) Выпить воды.
В) Написать красками.
С) Загородил дорогу.
Д) Написать статью.
Е) Решить задачу.
8. Укажите согласованное определение:
А) Лестница на чердак.
В) Макароны по-флотски.
С) Зайчики от солнца.
Д) Спортивный комплекс.
Е) Игроки высокого класса.
9. Определите вид простого предложения:
На улице опять моросит.
А) Односоставное назывное.
В) Односоставное определённо-личное.
С) Односоставное неопределённо-личное.
Д) Односоставное безличное.
Е) Двусоставное предложение.
10. Определённо-личное предложение в:
А) Мне приходилось ночевать в стогах в октябре.
В) Люблю тебя, Петра творенье.
С) Остров малый на взморье виден.
Д) Рано начинало смеркаться.
Е) Владимиру стало неловко.
11.Выбрать двусоставное предложение:
А) Пахло весной.
В) В особняке было полутемно.
С) Не видно птиц.
Д) Туда долететь лишь степному орлу.
Е) Это походило на чудо.
12. Определить вид простого предложения:
Мороз и солнце! Чудесный день!
А) Двусоставное предложение.
В) Односоставное назывное.
С) Односоставное определенно-личное.
Д) Односоставное неопределённо-личное.
Е) Односоставное безличное.
13. Укажите тип предложения: Город и людей как будто подменили.
А) Односоставное назывное.
В) Двусоставное предложение.
С) односоставное определённо-личное.
Д) Односоставное безличное.
Е) Односоставное неопределённо-личное.
14. Определить вид предложения: Цель моя – убить двух зайцев.
А) Односоставное назывное.
В) Односоставное безличное.
С) Односоставное неопределённо-личное.
Д) Двусоставное предложение.
Е) Односоставное определённо-личное.
Осенью на Прорве.
Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.
Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.
Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю недолго. На Прорве слишком много помех. То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут. Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.
Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря. Воздух густ и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.
Задание.
Найдите в тексте односоставные предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного предложения), обозначьте в них грамматические основы, определите тип этих предложений.
Назывные предложения.
Главный член – подлежащее.
Чем может быть выражено подлежащее:
-именем существительным: Мороз и солнце! Пушистый снег.
-количественно-именным словосочетанием: Две тысячи седьмой год.
-цельным словосочетанием: Волнение среди публики, скандал!
Назывные предложения обозначают (называют):
-предмет или явление: Жара. Безветрие.
-время действия и место действия: Утро. Озеро.
-указание на предмет или явление при помощи указательных частиц вот, а вот, вот и, вон: Вот моя деревня! Вот мой дом родной!
Назывные предложения ёмки, лаконичны, динамичны, сразу вводят в ситуацию: Синий вечер! Серебристый снег!
Сфера использования: художественная литература, публицистика.
Сравни!
Свежее утро! – назывное предложение. (Свежее – определение).
Утро свежее! – двусоставное предложение. (Свежее – составное именное сказуемое).
Сравни!
Ночь. Полное безмолвие – назывные предложения.
Во льдах полное безмолвие – двусоставное неполное предложение.
ПОЧЕМУ?
(В назывных предложениях возможны только второстепенные члены предложения, относящиеся к группе подлежащего. Если второстепенный член относится к группе сказуемого, то это неполное двусоставное предложение).
проект
Методические рекомендации:
•в условиях модернизации системы образования необходимо повысить качество, эффективность, продуктивность образования, которые напрямую зависят от профессионализма и творчества учителя;
•признать необходимость создания условий для инновационного пространства как фактора повышения качества образования;
•обеспечить условия для реализации современных требований к образованию, для качественной подготовки учащихся к внешней оценке качества образования через Единое национальное тестирование;
•разработать измерители обученности с целью проведения мониторинга и анализа промежуточного тестирования;
• внедрять в процесс обучения технологии, методы и приемы, формы деятельности, способствующие качественной подготовке учащихся старших классов к ЕНТ по сложным темам и разделам русского языка;
• определить возможности педагогического коллектива по созданию программ и курсов по подготовке к ЕНТ.
страница 1 страница 2 страница 3
|