Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3
«ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БӨЛІМІ»

МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ

Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 2 орта мектебі
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА КОСТАНАЯ»

Средняя школа № 2 отдела образования акимата г.Костаная


Материалы областного семинара

для учителей русского языка и литературы

по теме:


«Деятельностный подход к освоению содержания образования по русскому языку и литературе

при подготовке учащихся к ент»




г. Костанай, 2007г.





Сборник «Материалы областного семинара для учителей русского языка и литературы по теме: «Деятельностный подход к освоению содержания образования по русскому языку и литературе при подготовке учащихся к ЕНТ», 2007 г.,

г. Костанай, отдел образования акимата города Костаная

Сборник «Материалы областного семинара для учителей русского языка и литературы по теме: «Деятельностный подход к освоению содержания образования по русскому языку и литературе при подготовке учащихся к ЕНТ» определяет тенденции в организации учебно-воспитательного процесса при подготовке учащихся 11-х классов к ЕНТ, факторы, обуславливающие повышение качества образования по русскому языку, оптимальные пути повышения качества подготовки учащихся к ЕНТ.

В данном пособии представлены теоретические и практические аспекты проблемных тем по русскому языку, детальное изучение которых позволит учителям русского языка повысить уровень знаний учащихся по подготовке к ЕНТ. Материалы сборника послужат инструментарием в создании условий для повышения профессионализма учителя и качества сдачи ЕНТ по русскому языку.


© методический кабинет г.Костаная





СОДЕРЖАНИЕ






стр.

Программа областного семинара учителей русского языка

4

Деятельностный подход к освоению содержания образования


по русскому языку и литературе при подготовке учащихся к ЕНТ

5


Приемы и формы работы по подготовке к ЕНТ

9

Система подготовки учащихся 11-х классов к ЕНТ

11

Открытый урок русского языка в 11 «Б» классе по теме:

«Эти непростые простые предложения»



12

Методические рекомендации семинара

19

Приложения




Основы деятельностного компонента образовательного процесса при подготовке учащихся к ЕНТ

21

Памятка по оцениванию деятельности учителей русского языка и литературы

по повышению качества подготовки выпускников к сдаче Единого национального тестирования


23

Рекомендации руководителям ШМО по организации деятельности педагогов при подготовке учащихся 11-х классов к сдаче ЕНТ


24

Примерная схема анализа итогов пробного тестирования


25


Орыс тілі мұғалiмдерiнiң облыстық семинары бағдарламасы

«Орыс тілі мен әдебиетінен білім мен оның мазмұнын игерудегі

ісәрекеттік әдіс».

Қостанай, 2007 ж. 24 қаңтар
Программа областного семинара учителей русского языка

«Деятельностный подход к освоению содержания образования по русскому языку и литературе»

Костанай, 24 января 2007 г.

Семинар мақсаты.

Семинарға қатысушыларды орыс тіті мұғалімдерінің ҰБТ-ға дайындық жұмыс тәжірибесімен таныстыру.



Цель семинара.

Ознакомление участников семинара с опытом работы учителей русского языка по подготовке к ЕНТ. 


Гармонию, которая ожидалась со стороны,

от каких-то программ и методик,

надо обнаружить

в своем собственном

педагогическом опыте.



Семинардың жұмыс жоспары.

1.Семинарға қатысушыларды қарсы алу – 8.45 – 9.00.

2. 9.00 – 9.35, 22 каб. – Орыс тілі мен әдебиетінен білім мен оның мазмұнын игерудегі

ісәрекеттік әдіс (ҚББ орыс тілі мен әдебиеті бойынша әдіскері С. В. Стадниченконың).

ҰБТ-ға дайындық жұмыстарының тәсілдері мен үлгілері (директордың ақпараттық технологиялар жөніндегі орынбасары Мухортова О.В.).

3. 9.45 – 10.25. – Ашық сабақ 11 «Б» сынып. «Эти непростые простые предложения» (Подзюбан В.Г., 37 каб.).

4. 10.35 – 11.15. – Мұғалімнің ҰБТ-ға дайындық бойынша жұмыс жүйесі

(Волосян Н.П. 36 каб.).

5. 11.20 – 11.40. – Семинар қорытындысы.
МҰҒАЛІМНІҢ МІНДЕТІ


  • Оқушыға өз күшіне сенімді болуына мүмкіндік беру

  • Дүние тану құралын қолына беру

  • Тұлғаның толық ашылуына жағдай туғызу

  • Табысқа ынталандыру


МИССИЯ УЧИТЕЛЯ

  • Дать ученику возможность быть уверенным в своих силах.

  • Дать в руки инструменты познания мира.

  • Создать условия для полного раскрытия личности.

  • Настроить на успех.


План работы семинара.

1.Встреча участников семинара – 8.45 – 9.00.


2. 9.00 – 9.35, кабинет 22.

«Деятельностный подход к освоению содержания образования по русскому языку и литературе» (Стадниченко С.В., методист горОО по русскому языку и литературе)

Приемы и формы работы по подготовке к ЕНТ (Мухортова О.В., заместитель директора по информационным технологиям)

3. 9.45 – 10.25. – Открытый урок в 11 «Б» классе. «Эти непростые простые предложения» (Подзюбан В.Г., кабинет № 37).

4.10.35 – 11.15. – Система работы учителя по подготовке к ЕНТ.

(Волосян Н.П., кабинет 36).

5. 11.20 – 11.40. – Подведение итогов. Рефлексия.

Деятельностный подход к освоению содержания образования

по русскому языку и литературе при подготовке учащихся к ЕНТ

Стадниченко С.В., методист ОО г.Костаная



Деятельностный подход представляет собой методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности.

Педагогическая деятельность - профессиональная деятельность, осуществляемая в условиях педагогического процесса, направленная на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Структура педагогической деятельности:



  • Определение целей (стратегических, тактических, оперативных)

  • Выбор средств

  • Преобразование объекта

  • Оценка и коррекция результатов (побочных и основных)

Свойства педагогической деятельности:

  • Открытость

  • Системность

  • Уровневость

  • Гибкость

  • Кольцевой характер

  • Универсальность

  • Динамичность

Деятельностный подход выступает одним из ведущих подходов в педагогике, так как позволяет изучить и описать особенности функционирования субъектов педагогического процесса, раскрыть характеристики и этапы их взаимодействия, выявить пути оптимизации современного образования. Результаты деятельностного подхода к обучению проявляются в соответствующей деятельности учащихся с учетом реальных учебных возможностей, возрастных особенностей и уровня развития, обученности и воспитанности.

Современная экономическая обстановка, сложившаяся в мировом сообществе, предъявляет определенные требования к будущему работнику, а пока школьнику. Выпускник школы, который будет трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами, в частности:



  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

  • владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний;

  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

  • быть коммуникабельным.

Именно поэтому современная концепция содержания обучения русскому языку и литературе в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Однако существует ряд факторов, препятствующих формированию у школьников высокого уровня языковой и речевой компетенции:

1. Дети сегодня становятся основными потребителями современной поп-культуры. Все это создает среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на развитие общей и речевой культуры школьников. Современная общественная практика отучает детей думать, наблюдать, оценивать.

Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения, каждая из которых предъявляет к нему свои требования, поэтому воспитание речевой культуры личности немыслимо без учета цели, сферы и ситуации общения.

Вместе с тем в действующих учебниках коммуникативный аспект культуры речи, если иметь в виду культуру владения языком в различных сферах общения, остается недостаточно разработанным. Несмотря на то, что в содержание современных учебников введены такие важные разделы, как устная и письменная формы речи и их особенности, стили, типы речи и др., они не могут в полном объеме обеспечить формирование навыков адекватного речевого общения в различных жизненных ситуациях.

3. Нет сомнения в том, что формирование собственно коммуникативных умений и навыков возможно лишь на базе прочных лингвистических знаний и умений. Но именно здесь сосредоточена главная трудность и одна из причин потери интереса учащихся к нашим учебным предметам. Лингвистическая теория и практика в большинстве современных учебников не дает целостного представления о языковой системе как средстве, орудии мысли, средстве выражения определенного смысла, средства отражения внеязыковой действительности языковыми средствами.

4. Существующая методика преподавания русского языка в школе не устремлена на формирование коммуникативных потребностей у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами. Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не испытывают потребности говорить более ярко и выразительно.

5. Используемые в настоящее время приемы и методы обучения направлены на ознакомление учеников с разнообразными средствами речи (типами, стилями речи и пр.), но не на практическое овладение ими: немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться.

6. Уроки развития речи не направлены на развитие умения мыслить с помощью языка, фактически существующая методика понимает речь не как высшую психическую функцию, не как творческую деятельность, а как чисто технический навык, хотя это не так.

7. Речь изначально диалогична, а уже затем человек приобретает способность к монологической речи, однако используемая сейчас методика в большей степени стремится развивать монологическую речь, в какой-то мере искусственно игнорируя то, что речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника, которое также необходимо развивать.

8. Нормальное освоение речи проходит следующие этапы: а) слушание, б) практическое освоение, в) осознание – существующая методика делает упор на осознание, игнорируя предыдущие этапы.

9. В современных учебниках, прежде всего для средней ступени обучения, слабо прослеживается текстоориентированный подход к обучению русскому языку: задания по комплексному анализу текста, во многом способствующие формированию как языковой, так и речевой компетенции, даются не в системе.

Попытаемся сформулировать условия составления системы заданий к учебному курсу «русский язык», чтобы обозначить впоследствии, где и каким образом могут быть заложены основы системной интерактивности проведения занятий по подготовке учащихся к ЕНТ:

во-первых, задания должны быть скоординированы с общими целями и задачами курса и действительно способствовать их достижению;

во-вторых, задания должны быть выстроены в определенную систему последовательных шагов достижения цели, простейшим вариантом реализации которой является соблюдение принципа движения от простого к сложному;

в-третьих, задания должны быть разнообразны, чтобы максимально охватывать спектр формирующихся познавательных навыков и функционально полезных (с житейско-прагматической точки зрения) качеств, но в то же время их разнообразие не должно превышать некоего порога, определяющегося тем, что типы заданий в рамках курса должны неоднократно повторяться, что способствует закреплению формируемых навыков;

в-четвертых, задания, предлагаемые учащемуся, должны по уровню сложности соответствовать его познавательным возможностям, несколько превышая их таким образом, чтобы "укладываться" в зону ближайшего развития;

в-пятых, работа по выполнению учебного задания должна быть организована таким образом, чтобы максимально эффективно конвертировать потенциал задания в формируемые навыки учащихся.

Особое внимание обращает на себя последний пункт. Организация работы с учебным заданием оказывается сферой ответственности каждого преподавателя, поскольку эта работа выстраивается каждый раз, когда учащиеся «озадачиваются» выполнением какой-либо работы, неважно, является она контрольной или формирующей.

Именно поэтому основной целью является внедрение в учебный процесс деятельностных форм обучения. При этом деятельностные формы обучения рассматриваются как составляющая новой образовательной практики.

Под деятельностной составляющей учебного процесса понимается усиление роли самостоятельности учащихся, ориентация на активные методы обучения. Проведение учебных занятий с элементами деятельностного подхода, на наш взгляд, обеспечивает включенность каждого ученика в учебный процесс на уровне индивидуального мышления, действия, рефлексии, коммуникации.

Перечисленные приемы организации работы позволяют осуществлять обучение учащихся в деятельности и придают ему коммуникативную направленность.

В образовательных стандартах по русскому языку большое внимание уделяется интенсивному речевому и интеллектуальному развитию учащихся на всех ступенях обучения. В этом проявляется деятельностный подход к отбору содержания обучения  русскому языку в школе. Между тем, сегодня учителя видят, что по-прежнему в практике преподавания русского языка в школе остается правописно-орфографическая направленность и недостаточное внимание уделяется развитию речевой культуры учащихся, что негативно отражается на уровне коммуникативной и языковой компетенции выпускников школы.

В структуре курса русского языка ярко выделяются три достаточно самостоятельные линии: 1) знания о системе; 2) правописание; 3) развитие связной речи. Эти три направления находят своё отражение и в формулировке задач обучения языку.

Особую сложность представляет необходимость соотнести предметный курс и реальный речевой опыт ребёнка, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

На наш взгляд, необходимо обратиться к идеям «антропоцентричной» лингвистики, где центральной фигурой оказывается личность, языковая личность, субъект деятельности.

Основным направлением поисков в области методики обучения русскому языку является поиск способов формирования трёх видов компетенции: языковой, лингвистической и коммуникативной. Только о человеке, который обладает всеми тремя видами компетенций, мы можем сказать, что он «владеет языком». Поэтому важной задачей методики преподавания русского языка является реализация в преподавании этой взаимосвязи, преодоление обособленности трёх составляющих школьного курса русского языка.

Основные положения деятельностного подхода таковы:

1. Преодоление объектоцентризма. Родной язык нельзя изучать так же, как физику, математику, ибо он (язык) – часть личности. Предлагается выстраивать деятельность ребёнка как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленную на собственное языковое развитие.

2. Соотнесение материала учебного курса, задач и способов обучения с основными этапами, закономерностями психического и речевого развития ребёнка, учёт возрастных особенностей, ориентация на ведущую деятельность.

3. Опора на такие лингвистические концепции, которые рассматривают язык с точки зрения носителя языка.

Из этого следует, что, например, при введении новой лексики необходимо представлять слово во всём многообразии его связей, пытаясь найти опору в индивидуальном речевом опыте ребёнка. Это не значит, что нужно устанавливать связи со словами школьного сленга. Это значит, что задание должно быть организовано таким образом, чтобы, выполняя его, ребёнок использовал собственный языковой опыт или расширял его шаг за шагом.



4. Особое значение имеет всё сказанное при обучении орфографии. Отметим лишь, что при обучении правописанию важно сочетание аналитической и интуитивной стратегий (нельзя обучение строить только на анализе сильных и слабых позиций, только на развитии орфографической зоркости): в центре внимания ребёнка – правильные написания и отношение «значение – форма».

5. Овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникации. Первый подход представляет процесс коммуникации как ещё один объект изучения наряду с языковой нормой и языковой системой. Речевое развитие ребёнка мыслится в этом случае как следствие такого изучения. Второй подход предполагает непосредственное создание на уроке ситуаций общения, организованных вокруг определённых тем с использованием определённых речевых жанров.

Опыт показывает, что в первом случае не удаётся преодолеть отчуждение ребёнка от изучаемого материала, во втором случае обогащение речевого опыта происходит за счёт включения в речь ребёнка на уроке готовых конструкций и моделей, соответствующих определённым условиям коммуникации.

Учебная задача поставлена таким образом, что при её решении ребёнок воспроизводит (обязательно!), активно «проживает» процесс понимания текста и переживает «муки творчества» (трудности с выбором языкового средства, попытки точно выразить смысл и т.п.).

6. Один из основных принципов – текстовая насыщенность учебного пространства (детские тексты, художественные, научно-популярные, учебные). Требования к отбору текстов для заданий: яркие по языку, разнообразные в жанровом и стилистическом отношениях; авторские тексты, по возможности неадаптированные.

8. Обучение русскому языку не ограничивается рамками урока. Обязательно дополнение урока специально организованной (вместе с детьми) языковой средой. Под образовательно-языковой средой понимается весь корпус текстов, возникающих и имеющих хождение в стенах школы (школьные законы, газеты, доклады, сценарии праздников и т.п.). Речь идёт о структуризации и организации этой среды с целью максимального воздействия на речевое развитие ребёнка. При реализации коммуникативного подхода специально организованная среда является необходимым условием и средством речевого развития.

Поэтому представляется целесообразным  при повторении базовых элементов курса русского языка при подготовке учащихся к ЕНТ основной упор делать не на проверку уровня сформированности лингвистической и языковой компетенции, т.е. не проверять знания о системе языка и основных ее единицах (фонетике, лексике, грамматике), а проверять умение ими (знаниями) пользоваться в практической работе при выборе варианта написания и его обосновании, при расстановке знаков препинания, при выборе того или иного языкового средства для употребления в речи.

Широкое использование современных компьютерных технологий, проведение тренингов, учебных занятий в деятельностном режиме, проектирование, интерактивное общение посредством электронной почты, использование Интернет технологий - все это позволяет обеспечить высокую эффективность учебных занятий при подготовке к ЕНТ.



страница 1 страница 2 | страница 3

Смотрите также: