страница 1 | страница 2 страница 3
Рефлексия
По мнению участников семинара, плюсы и минусы ЕНТ состоят в следующем:
Плюсы ЕНТ для учащихся и родителей: «одним махом семерых побивахом», т.е. ЕНТ – это еще и одновременно и вступительные экзамены в ВУЗ, учащиеся и родители волнуются и переживают только один раз, психологическая и физическая нагрузка учащихся снижается в несколько раз, ученик имеет возможность получить хорошую оценку, набрав определенное количество баллов, даже если учился на «3», материал ЕНТ рассчитан на сильного ученика, тесное сотрудничество учителя, родителей и учеников, ответственное отношение к обучению.
Плюсы ЕНТ для учителя: идет повторение всего материала учащимися, учитель может показать результаты своего труда, учителя освобождены от экзаменов в школе, поиск дополнительных источников знаний, новых педагогических методов, идей, возможность индивидуальной коррекционной работы, умение видеть «слабые стороны» учащихся в изучении русского языка, изменение традиционной формы преподавания.
Минусы ЕНТ: тест ограничивает творчество ученика, слабо развивается логическое мышление, речевая подготовка, происходит перегрузка учащихся, сельские выпускники находятся в непривычной для себя обстановке, малое количество часов русского языка в старших классах, слабая материальная база некоторых школ, литература для учащихся становится не таким важным предметом, большая психологическая и физическая нагрузка на учителя, рост ответственности педагога, так как по результатам ЕНТ судят о работе учителя, тесты не позволяют в достаточной мере проверить грамотность, учащемуся нужно уметь говорить, широко мыслить, писать грамотно, постоянный стресс учителя по поводу низкого качества знаний, ученик отвыкает от общения, привыкает к одному виду контроля.
Приложения
Деятельностный компонент образовательного процесса предполагает:
1.Использование специальной системы упражнений. Упражнения распределяются по трем направлениям в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: 1) аналитические, 2) аналитико-синтетические и 3) синтетические. Упражнения первого типа – аналитические – это коллективная (в классе) коммуникация с автором текста. Дети учатся быть читателями, т.е. умению понимать текст, занимать позицию адресата, и стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел (то, что на уроках литературы называется идеей произведения). С этой целью исследуются лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические особенности текста.
Второй тип – аналитико-синтетические упражнения. В этом случае коммуникация усложняется количеством текстов, и ученик вступает в диалог сразу с несколькими писателями (авторами), так как ему предстоит в едином псевдотексте выделить различные тексты. Такого рода упражнения помогают отрабатывать коммуникативные позиции слушателя (читателя), критика, управляющего и организатора коммуникации. Школьник сначала разбирает текст, а затем собирает разрозненные предложения в несколько единых по содержанию и форме отрывков. Третий тип – синтетические упражнения, с помощью которых ученик приобретает умение сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации. Задания, помещенные в этом разделе, решают проблему мотивации к сочинению учениками собственных произведений. Они помогают тренировать у школьников умение писать свои тексты. Предлагается выполнять эту сложную работу частями, поэтапно, тем самым готовиться к освоению сложного процесса написания сочинения.
Главный результат выполнения всех типов упражнений: школьники овладевают способами действия с текстом, т.е. самостоятельно могут: понять главную мысль, максимально близкую авторской идее; восстановить конситуацию создания текста; объяснить приемы и средства, с помощью которых автор достигает реализации своего замысла; объяснить использование конкретных грамматических и стилистических средств для выражения замысла автора и создания образов; создать собственные тексты (устные и письменные), адекватные заданной речевой ситуации.
2. Введение в образовательный процесс интерактивных форм обучения: а) ролевая игра, б) модель речевой ситуации, в) устные дискуссии, г) устная и (или) письменная газета, д) торг решений, е) опорный текст или опорный конспект, ж) языковые игры.Использование подобных игр позволяет сформировать стойкую мотивацию, направленную на овладения языковыми знаниями и нормами.
3. Работа со зрительной опорой. Ситуации должны быть тематически разнообразными, включать самые разные – наиболее распространенные в жизни – темы и сюжеты. При этом можно использовать следующие виды работ: а) устный диалог, в котором каждый участвующий играет роль одного из персонажей, б) устный рассказ по картинке, в) письменный рассказ по картинке. Другим типом зрительной опоры являются репродукции картин известных художников и фотографии. Основная цель работы с этим видом зрительной опоры – развитие наблюдательности.
4. Написание творческих работ (сочинения) на основе личных впечатлений. Методика этой работы следующая: 1) обдумывание темы творческой работы (возможно, вместе с детьми); 2) чтение творческих работ; 3) анализ.
Технология полноценного сотрудничества при подготовке к ЕНТ.
Не секрет, что зачастую хорошо подготовленный тест вызывает разочарование, так как ожидаемый учителем результат расходится с реальным. В чем дело? Нередко причина заключается в том, что учитель переоценил знания учащихся, предлагая выбранный им вариант тест. Чтобы избежать этого, можно предложить использовать технологию методики полноценного сотрудничества (10-11 классы), в этом случае у учащихся уже имеются знания по изучаемым темам.
Построение любого урока с использованием такой технологии выглядит приблизительно таким образом: учащиеся, заранее ознакомленные с тематикой будущего урока, должны составить тестовые вопросы, на которые они хотели бы получить ответы в ходе урока (такое задание можно выполнять в группе или индивидуально; дома (в виде опережающего задания) или прямо на уроке (этап мотивации). Оптимальное количество вопросов – 2 - 4. Далее в ходе обсуждения отбираются основные, которые необходимы для раскрытия темы и как отвечающие интересам учащихся. По характеру вопросов учитель еще до начала урока определяет уровень знаний и подготовки как отдельных учащихся, так и всего класса в целом и корректирует свои планы на данный урок. Работа над вопросами позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, заставляя их не только вспомнить ранее изученный материал, но и разобраться в том, что им еще хотелось бы узнать на уроке. Таким образом, заинтересованным в конечном результате урока становится не только учитель, но и ученик. Составляя тестовые вопросы, ученики одновременно кратко формулируют причину, которая побудила их поставить этот вопрос. В более подготовленном классе можно предложить спрогнозировать возможный вариант решения выдвинутой ими проблемы. Этим мы не только оказываем им доверие, но и еще больше активизируем познавательный процесс.
В процессе объяснения нового материала ребята либо подтверждают или уточняют свои знания, либо опровергают их. По времени эта вводная часть урока занимает не более 5 -7 минут, максимум – 10. В данном случае лучше всего работать в группах по 2 - 4 человека (один готовит вопросы, другой – пояснения на их основе, третий прогнозирует результат. Сотрудничество в группе распределяют самостоятельно).
После завершения вводной части следует объяснение нового материала по любой возможной, соответствующей новому материалу и уровню подготовки класса технологии.
После объяснения – подведение итогов: учащиеся отвечают на вопросы:
а) получили или нет они ответы на свои вопросы;
б) в каком объеме они получили ответы;
в) как они могут оценить свои знания после урока.
Это задание выполняется самостоятельно. Для систематизации работы можно использовать таблицу:
Тема урока
|
Цель урока
|
Комментарий
|
Результат работы
|
Самооценка
|
|
вопросы, поставленные в начале урока
|
почему и что хотел узнать
|
получил ли ответ
|
в каком объеме
|
остались ли после
объяснения вопросы или возникли вновь?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проанализировав данную таблицу, учитель не только имеет представление о знаниях своих учеников, но и перспективы дальнейшей своей работы с ними, а также уровень адекватности их самооценки.
Некоторые варианты интерактивных технологий
Признание творческой природы личности каждого ребенка, наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии.
В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности. Например, работа в группах связанная с самостоятельным исследованием проблемы «Предложения с обособленными и необособленными членами предложения». Ребята разбиваются на группы, каждая из которых пытается найти свой вариант ответа. В ходе обмена мнениями вырисовывается реальная ситуация, которая приводит к общему выводу по теме. Особенность инновационных технологий заключается в том, что в этом случае главным действующим лицом на уроке становится ученик. Учитель же организует и стимулирует учебный процесс.
Технология контрольно-обучающего тестирования при подготовке к ЕНТ.
Одним из наиболее распространенных методических приемов в преподавании отдельных предметов, в том числе и в преподавании русского языка, особенно при подготовке учащихся к ЕНТ, сегодня является использование тестов. Причем тесты используют не только с целью осуществления контроля за ЗУН (знаниями, умениями и навыками), но и как контрольно-обучающий метод:
1. Перед изучением нового материала, чтобы определить уровень подготовленности класса к его восприятию (входной контроль) или выделить в проблеме основные смысловые блоки.
2. Организация групповой самостоятельной работы с источниками, в которых учащиеся ищут ответы на поставленные в тесте вопросы. В этом случае учащиеся должны не только определить правильный ответ, но и обосновать свой выбор.
3. Эффективна постановка задачи на самостоятельное составление тестов учащимися по пройденному материалу.
В ходе контрольно-обучающего тестирования могут быть использованы и такие варианты, как работа экспертов из состава учащихся, перенос незавершенного тестирования на домашнее задание, работа над тестом в группе с последующей защитой коллективно избранной позиции.
Руководителю ШМО
Памятка
по оцениванию деятельности учителей русского языка и литературы по повышению качества подготовки выпускников к сдаче Единого национального тестирования
Цель изучения:
-определение тенденций в организации учебно-воспитательного процесса при подготовке учащихся 11-х классов к ЕНТ, факторов, обуславливающих повышение и понижение качества лингвистического образования;
-отслеживание результативности деятельности педагогов, направленной на повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса, развитие учащихся;
-оценивание результативности деятельности педагогов по подготовке выпускников к сдаче Единого национального тестирования.
Объекты анализа:
-
документация (методическая папка педагога, план подготовки учащихся к ЕНТ, аналитические материалы по ЕНТ);
-
учебно-методическое сопровождение УВП;
-
ресурсное обеспечение УВП.
План аналитических действий:
-
Провести собеседование с учителями русского языка и литературы с целью выявления условий для целенаправленной деятельности по повышению качества подготовки выпускников к сдаче Единого национального тестирования и определения проблемного поля;
-
наличие плана мероприятий по подготовке к ЕНТ;
-
наличие аналитических материалов по итогам ЕНТ 2006 года;
-
наличие и качество выводов, рекомендаций в аналитических материалах по итогам ЕНТ;
-
какие достижения психологической и педагогической науки реализуются в практике работы педагога;
-
качество и успеваемость по предмету за 3 года;
-
организация учебно-воспитательного процесса на основе современных требований к образованию: гибкость организационных форм, индивидуализация содержания образования, интенсификация процесса обучения и обмена информацией; использование самых современных технических, электронных и телекоммуникационных средств, являющихся посредниками между субъектами образовательного процесса для качественной подготовки учащихся к внешней оценке качества образования через единое национальное тестирование;
-
наличие системы психологической и педагогической диагностики, результаты которой закладываются в основу личностно-ориентированного обучения школьников;
-
развитие у школьников умений самостоятельно добывать знания такими способами обучения, при которых содержание обучения обязательно переосмысливается учеником;
-
Изучить документацию по проблеме:
-
план мероприятий по подготовке к ЕНТ;
-
индивидуальный план по самообразованию;
-
материалы мониторинга и анализа всех туров пробного тестирования учащихся 11-х классов за 2005-2006, 2006 - 2007 уч. годы;
- методические рекомендации и система дидактического обеспечения по подготовке к ЕНТ;
-
Изучить деятельность педагогов по повышению качества подготовки учащихся
11-х классов к сдаче ЕНТ.
Руководителю ШМО
Рекомендации руководителям ШМО по организации деятельности педагогов при подготовке учащихся 11-х классов к сдаче ЕНТ.
Актуальность обозначенных проблем позволяет участникам заседания:
- признать, что в условиях модернизации системы образования необходимо повысить качество, эффективность, продуктивность образования, которые напрямую зависит от профессионализма и творчества учителя;
-признать необходимость создания условий для инновационного пространства, как фактора повышения качества образования;
-обеспечить условия для реализации современных требований к образованию, для качественной подготовки учащихся к внешней оценке качества образования через Единое национальное тестирование, промежуточный государственный контроль
В связи с этим, во всех школах города наряду с планом мероприятий по подготовке к ЕНТ данный вопрос должен отражаться в планах МО, планах по самообразованию учителей.
Рекомендации руководителям ШМО по разработке мероприятий при подготовке учащихся к сдаче ЕНТ:
- создание банка данных учителей, работающих в выпускных 11 классах, для того, чтобы выяснить качественный состав и профессиональный уровень педагогов:
- разработка учителями-предметниками измерителей обученности с целью проведения мониторинга и анализа промежуточного тестирования:
- проведение в течение учебного года мониторинга и анализа пробного тестирования;
- оказание методической помощи педагогам в разработке планов подготовки к ЕНТ, содержанию измерителей обученности, проведению анализа;
-организация и проведение практических семинаров по личностно-ориентированному подходу к обучению в течение учебного года;
-продуктивное использование технологии дифференцированного обучения, создание мотивационных установок в образовательном процессе;
- организация работы консультационных пунктов на базе школы для проведения индивидуальных и групповых консультаций;
- организация пробного тестирования 11-классников на базе школы и ППЕНТ;
- проведение заседаний методического объединения по анализу деятельности педагогов по подготовке к ЕНТ и определению проблемного поля;
-направление учителей на курсы повышения квалификации на базе обл. ИПК и ПРО, тестирование учителей-предметников по сборникам ЕНТ в рамках курсов повышения квалификации;
-тестирование учителей-предметников по сборникам ЕНТ с целью повышения профессионального уровня педагогов;
-внедрение в практику работы школ рекомендаций обл.ИПК и ПРО;
-комплекс мер по работе с родителями и учащимися;
-разработка учителями-предметниками системы дидактического обеспечения образовательного процесса;
- использовать сборники тестов, разработанные НЦГСОТ, разных годов издания;
- разработка плана совместных мероприятий с психологом школы по отслеживанию эмоционального и психического состояния выпускников, проведения психологических тренингов, разработка методических рекомендаций по подготовке к ЕНТ.
Во всех школах города после обсуждения результатов ЕНТ и обсуждения плана мероприятий городского методического объединения должны быть намечены пути решения данной проблемы и разработаны собственные планы мероприятий по подготовке к ЕНТ.
Руководителю ШМО
Примерная схема анализа итогов пробного тестирования
(при подготовке к ЕНТ – 2007 г.)
Цель:
-определение тенденций в организации учебно-воспитательного процесса при подготовке учащихся 11-х классов к ЕНТ, факторов, обуславливающих повышение и понижение качества образования, определение оптимальных путей повышения качества подготовки учащихся к сдаче ЕНТ;
-отслеживание результативности деятельности педагогов, направленной на повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса, развитие учащихся;
-оценивание результативности деятельности педагогов по подготовке выпускников к сдаче Единого национального тестирования.
Схема анализа:
-
Название учреждения образования
-
Предмет.
-
Ф.И.О. педагога, категория, стаж работы.
-
Количество учащихся 11-х классов, принявших участие в тестировании по предмету.
-
Ожидаемые результаты пробного тестирования.
-
Степень реализации педагогом плана подготовки учащихся к ЕНТ.
-
Какие достижения психологической и педагогической науки реализуются в практике работы педагога.
-
Организация педагогом учебно-воспитательного процесса на основе современных требований.
-
Наличие системы психологической и педагогической диагностики, результаты которой закладываются в основу личностно-ориентированного обучения школьников.
-
Результаты пробного тестирования в сравнении с качеством знаний и успеваемостью учащихся: (согласно приложения 1)
-
Ф.И. ученика,
-
оценка по итогам четверти,
-
кол-во баллов,
оценка по итогам пробного тестирования.
11. Анализ усвоения элементов содержания программного материала по предмету
-
Результаты пробного тестирования в сравнении с качеством знаний и успеваемостью учащихся по четвертям: (согласно приложения 2)
Причины повышения или понижения качества знаний учащихся (по тестируемому предмету) по итогам пробного тестирования.
-
Факторы, снижающие качество подготовки учащихся к ЕНТ
-
Выводы и рекомендации по итогам пробного тестирования.
Приложение 1
Предмет
|
Класс
|
ФИ уч-ся
|
1 тур пробного тестирования
|
Типичные ошибки по содержанию программного материала
|
Кол-во баллов
|
Оценка
|
Приложение 2
школа
|
Предмет
|
ФИО учителя
|
Категория
|
Стаж
|
Класс
|
Кол-во уч-ся
|
Средний балл
|
% качества
|
% качества за четверть
|
Типичные ошибки по содержанию программного материала
|
|
|
|
|
|
11 А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 Б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
страница 1 | страница 2 страница 3
|