Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Отчетная документация школьного психолога

Брагина И.П., психолог СШ№16
Мы рассматриваем образовательный процесс как целостный, представляющий собой организованную жизнедеятельность школьников, в которой формируются интеллектуально-нравственные черты личности и реализуются в единстве все компоненты образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностные отношения к окружающей действительности). Вхождение ребенка в целостный образовательный процесс, где он является субъектом деятельности, позволяет обеспечить условия для самореализации личности и избежать ее деформации. Для осуществления в школе качественного управления образовательным процессом необходимо определить критерии оценки его качества с психолого - педагогической точки зрения.

Перед школой встают как минимум две проблемы.



1. Выбор показателей, контролируя которые можно управлять качеством образования.

2. Выбор инструментария, позволяющего многократно измерять эти показатели.

При решении первой проблемы необходимо, чтобы показатели были интегральными, соединяющими в себе влияние множества важнейших факторов. Мы считаем, что такими критериями качества могут быть только показатели успешности развития, обучения и воспитания ученика. диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и


динамики развития ребенка в образовательном процессе и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.



Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии образования детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.

Для системного контроля образовательного процесса мы определили следующие основные показатели:

• динамика когнитивного развития учащегося;

• рост достижений ученика по учебным дисциплинам;

• особенности личностного развития школьника.



Динамику когнитивного развития мы рассматриваем через анализ уровня умственного развития и обучаемости ребенка, понимая под обучаемостью потенциальные возможности ребенка к овладению новыми знаниями в содружестве со взрослыми, совокупность его психических свойств, от которых зависит продуктивность учебной деятельности, т.е. качество обучения.

Обучаемость на протяжении длительного периода может оставаться относительно постоянной, а умственное развитие с возрастом повышается и характеризуется рядом показателей: запасом знаний их систематизации, владением рациональными приемами умственной деятельности и др. Эти же показатели применительно к обучаемости приобретают иной характер, поскольку здесь имеют значение сам процесс формирования знаний, степень легкости и быстроты их приобретения, овладения приемами умственной деятельности.

Таким образом, интегральные показатели, изменение которых, на наш взгляд, позволяет контролировать уровень когнитивного развития учащихся, управлять им и совершенствовать качество образовательного процесса, — это показатели когнитивного развития.

К ним относятся:

• целостность восприятия;

• словарный запас, осведомленность;

• устойчивость и концентрация внимания;

• уровень развития зрительной и слуховой памяти, способов запоминания (механический и смысловой компоненты);

•владение операциями мышления: классификация, обобщение, аналогии, закономерности.

При этом мы определяем и учитываем динамические характеристики деятельности: работоспособность, утомляемость и свойства мыслительной деятельности: самостоятельность, обобщенность и др. Степень развития и характер сочетания указанных свойств, особенно мыслительной деятельности, определяют собой индивидуальные различия в обучаемости, являясь ее качественными показателями,


на основе которых мы делаем прогноз возможных достижений в процессе обучения каждого учащегося.

Для диагностики свойств познавательных процессов мы используем апробированный, надежный и валидный инструментарий: методики диагностики свойств мышления и словарного запаса, в целом характеризующие умственное или когнитивное развитие, — ШТУР, ДИТ, для определения свойств внимания — корректурную пробу Бурдона, методики для определения зрительной и слуховой памяти.

По данным диагностики составляется карта класса, содержащая следующую информацию: на каждого ученика и процент каждого уровня в целом по классу; состояние внимания (динамика работоспособности и особенности концентрации); уровень развития зрительной и слуховой памяти компоненты механического и осмысленного запоминания. Эта информация лежит в основе прогнозируемых результатов успешности развития и обучения.

Обследование психологической готовности к школе детей 1-го класса

сентябрь 200 уч.год

В рамках программы пси­холого-педагогического сопровождения проводится работа, направленная, на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Кроме то­го, осуществлена методическая работа педагогов по со­вершенствованию процесса и содержания преподавания с учетом ре­зультатов психолого-педагогической диагностики.

Таким образом, основные задачи данного этапа работы:

1. Определение уровня школьной адаптации первоклассников

2. Создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психологического самочувствия школьни­ков, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации

Цель диагностической работы на данном этапе - получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и пре­одоления трудностей периода адаптации к школьному обучению.

Задачи диагностики психологической готовности к школе:

• Определение уровня личностного и интеллектуального развития ребенка.

• Определение уровня социально-психологической адаптации уча­щихся первого класса.

• Выявление группы школьников, испытывающих трудности в адап­тации и определение характера и природы синдрома дезадаптации в каждом случае.

• Определение путей оказания помощи детям, испытывающим труд­ности в процессе адаптации.

СКРИНИНГОВЫЙ ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ.

Структура скринингового теста




Виды обследования

М Е Т О Д И К И

Автор

Название

Субтест

1.

Интеллектуальная готовность

К-Ийерасек

«Интеллектуальная готовность к школьному обучению»

1. Рис. человека

2.

Моторная координация







2. Срисов. фразы

3.

Пространственная ориентация







3. Срисовывание

4.

Произвольное внимание

Гуткина Н.

«Домик»




5.

Зрительно-моторная координация, счетные операции.

Эльконин Д.

«Гр. диктант»

4 диктанта

6.

Саморегуляция

Ульенкова У.







7.

Эмоционально-волевая сфера







Рисование человека. Элементы граф. методик.

Приведенный выше комплекс методик исходит из трех конкретных условий, в которые ставит первоклассника существующая школа с ее классно-поурочной системой и действующими программами. Как показывает практика, эти условия требуют от ребенка определенного уровня ОЗУН (произвольность действий, организация двигательной активности, действия в соответствии с указанием взрослых; определенный уровень мышления, наличия желания идти в школу и т. д.).



Таблица Психологическая готовность детей 1класса к обучению в школе

Октябрь 200 года



Психологические показатели готовности

Оценочные уровни

высокий

средний


низкий


Интеллектуальная готовность










Моторная координация










Пространственная ориентация










Произвольное внимание










Зрительно-моторная координация, счетные операции.










Саморегуляция










Диагностика готовности школьников 4 класса

к обучению в среднем звене школы.

апрель-май 200 г.

Диагностика проводится с помощью углубленного психолого-педагогического обследования

Цель: диагностика ряда существенных сторон, по которым можно судить о степени готовности четвероклассников к переходу в пятый класс.

Параметры обследования:


  • компоненты учебной деятельности (ШТУР – 4, уровень внимания)

  • отношение детей к школе (мотивация);

  • положение учебной самооценки;

  • саморегуляция.

Психологическая готовность детей 4 класса к обучению в среднем звене школы

Октябрь 200 года



Психологические показатели готовности

Оценочные уровни

высокий

средний

низкий

Интеллектуальная готовность










Отношение детей к школе (мотивация);











Положение учебной самооценки;











Саморегуляция










Особо хочется остановиться на сводной карте состояния здоровья учащихся. Так как здоровье ребенка нам необходимо ставить во главу угла. Считаем, что каждому психологу необходимо владеть информацией по состоянию здоровья детей в школе. Представляем Таблицу.
Состояние здоровья детей

(по данным мед. карт)




Всего детей в учрежд.

Здоровы

Группа риска

Всего

Соматические болезни

Нервно-психич. (ЗПР)

Нервозопо-добные (недостат. речев.разв.)

Пограничное состояние

Ослабл.

зрение


Ослаб.

здоровье


Ожирение

ЧБД

леворукость





























































Цель совместной деятельности на данном этапе: изучение и выявление индивидуальных особенностей детей группы «Академического риска».
Уровень КИ школьников 5 класса.

В рамках программы пси­холого-педагогического сопровождения проводится работа, направленная, на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Кроме то­го, осуществляется методическая работа педагогов по со­вершенствованию процесса и содержания преподавания с учетом ре­зультатов психолого-педагогической диагностики.

Таким образом, основные задачи данного этапа работы:

1. Определение уровня школьной адаптации 5 - классников

2. Создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психологического самочувствия школьни­ков, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации

Цель диагностической работы на данном этапе - получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе 5-классников для предупреждения и пре­одоления трудностей периода адаптации к школьному обучению.

Задачи диагностики психологической готовности к школе:

• Определение уровня личностного и интеллектуального развития ребенка.

Психологическая готовность детей 5 класса к обучению в среднем звене


Психологические показатели готовности

Оценочные уровни

Высокий

средний

низкий

Интеллектуальная готовность










Произвольное внимание










Саморегуляция











Диагностическое исследование по определению уровня интеллекта

учащихся 5-х классов.

200__г.


Исследование проводится по программе

Цель: выявление уровня интеллектуальных способностей учащихся 5-х классов, их потенциальных возможностей, проблем в освоении мыслительных операций.

Обследование проходит по 5 аспектам:


  • словарный объём;

  • классификация;

  • умение отразить в вербальной форме жизненный опыт (наблюдательность);

  • знание основных законов живой и неживой природы (научность);

  • уровень логического мышления на геометрическом материале (структура).

Обобщенные данные и анализ результатов исследования КИ учащихся 5-х классов позволили выявить индивидуальные особенности развития детей, их потенциальные возможности, которые могут способствовать или препятствовать успешному освоению УД, в конечном итоге приобретению жизненно необходимых навыков.

Уровень КИ школьников 5 класса
за 200_ – 200_ г.




Психологические показатели готовности

Оценочные уровни

высокий

средний

низкий

словарный объём










классификация










наблюдательность










научность










структуры












ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
7-ых,9-ых классов.


Цель:

Диагностика интеллекта.



Задачи:

Выявить умение рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира.



Находить общее и различия, т.е. выявление особенностей словесно-логического мышления учеников, уровень сформированности их мышления.

Данные исследования по ШТУР
7,9 класс




Мыслительные операции

Оценочные уровни

высокий

средний

низкий

осведомленность










осведомленность










аналогия










классификация










анализ










обобщение











ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

учащихся 7 - 9 класса
ЦЕЛЬ: Диагностика уровня интеллекта.
ЗАДАЧИ:

  1. Выявить умение рассуждать.

  2. Сравнивать предметы и явления окружающего мира.

  3. Находить в них общее и различное, т.е. выявление особенностей словесно-логического мышления учеников, а также уровень сформированности.


Диагностика интеллектуального развития школьников 8 класса по тесту КОТ



Интеллектуальное развитие учащихся класса

Оценочные уровни

высокий

средний

низкий












Готовность к выбору профессии
учащихся 9-го, 11-го класса.

Цель: выявление готовности школьников к выбору профессии

Уровень готовности школьников к выбору профессии оценивается по следующей шкале:



  • высокая готовность;

  • средняя готовность

  • - низкая готовность;

  • - неготовность.


Диагностика профессиональной направленности учащихся старших классов

Тест Д.Голланда
Цель:

-активизировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;

-развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.


Самоопределение учащихся старших классов по профессиональному предпочтению



Профессиональный тип

Количество учащихся в %

Реалистический тип




Интеллектуальный тип




Социальный тип




Конвенциональный тип




Предприимчивый тип




Артистический тип






Анкета для учащихся 9, 11 классов

Цель:

    • Выявить готовности школьников к выбору профессии.

    • Активизировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;

    • Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.


Уровень тревожности учащихся .

Цель исследования:

определение уровня тревожности как индивидуальной чувствительности к стрессу (на данный период стрессовая ситуация - обучение на новой ступени) и как черту личности, характеризующейся склонностью учащегося испытывать в большинстве ситуаций страх, опасение.



Оценка реактивной и личностной тревожности.

Низкая тревожность – до 35 баллов.

Умеренная тревожность – от 31 до 45 баллов.

Высокая тревожность – свыше 46 баллов.




Уровень тревожности учащихся
по Спилбергу





Показатели тревожности

Уровень тревожности

высокий

средний

низкий

Личностная тревожность










Реактивная тревожность









Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократит число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.



Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

страница 1

Смотрите также: