страница 1 Формирование компетентности личности в процессе проектно – технологического образования .
Дробышева Е.Б., учитель технологии СШ№17
Современное общество, вступив в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни , уделяет особое внимание школьному образованию. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов, формировать компетентность личности учащихся в рамках изучаемых дисциплин.
Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям. Большие возможности для развития творческой активности школьников создает проектная учебная деятельность.
Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет образовательная область «Технология». Авторы современных подходов к технологическому образованию указывают на необходимость развития личностного потенциала учащихся в процессе проектной учебной деятельности.
Проблема развития компетентности и творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии специально не исследовалась. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить творческую активность школьников и их компетентность по разделам изучаемым совместно или самостоятельно .
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. (А. А. Хромов).
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Он возник в США во второй половине 19 в. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Основные концептуальные положения его теории:
-
• истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
-
• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
-
• усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
-
• ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:
-
• проблематизация учебного материала;
-
• познавательная активность ребенка;
-
• связь обучения с жизненным опытом ребенка;
-
• организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).
Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путём делания», которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира. Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века.
Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Ещё этот метод вошёл в историю как "метод проблем".Американский педагог У.Х.Килпатрик писал: "Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он же отмечает его положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.
Известна целая школа ведущих педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности, формирует компетентность учеников в разрезе изучаемых и выполняемых тем .
Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Т. о., метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.
Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения
в процесс самообучения, позволяет каждому ученику почувствовать свою компетентность в изучаемых в жизненно необходимых , важных вопросах.
Однако мы сегодня говорим с вами не только о проектно – технологическом образовании, но и о формировании компетентности в его рамках .
Что же такое компетентность, обратимся к энциклопедическому словарю.
Компетентность от латинского compete- добиваюсь, соответствую, подхожу, или Компетентный человек - обладающий основательными знаниями, хорошо осведомленный в какой-либо области; внушающий доверие.
Кто же как не мы- учителя технологии – должны развить компетентность учеников в вопросах не только предлагаемых учебной программой, но и в вопросах рассматриваемых учениками при проектировании .
Вот и возникают вопросы :
«Как этого добиться?»
«Как помочь учащимся при освоении интересующих их вопросов».
Ведь часто, то, что вкладывается в школе на уроках технологии не просто проносится учениками через всю жизнь, но и ежедневно применяется в повседневной жизни, ведь готовить, вести домашнее хозяйство, правильно выбрать профессию это не отвлеченные предлагаемые темы предмета, изучаемые на уроках технологии.
А выбранная каждым учеником индивидуально тема для метода проектов даёт нам возможность поработать с учеником именно в той области , которая интересует его именно в этот период жизни и вполне вероятно пригодится в дальнейшем.-
т. е. – формировать его компетентность в интересующем его конкретном вопросе.
-
О компетентности ученика в тех или иных вопросах технологии говорить не приходится , особенно на начальной стадии изучения предмета .
Системообразующий элемент компетентности – мотивационно-потребностное ядро личности учащегося.
Важнейшие условия формирования компетентности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование компетентности взаимосвязано с развитием интересов, склонности к творческой деятельности преобразующие отношения к изучаемым предметам, объектам; готовность к преобразующей деятельности; эвристический потенциал; сама преобразующая деятельность.
-
Развитие компетентности обеспечивается накоплением системы знаний, фонда умственных приемов, операций: операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнивание, анализа и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация); приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, тезисов и т.д.); общие способы учебной работы (умение работать с книгой, умение слушать, наблюдать, планировать, контролировать); перенос усвоенных знаний, умений и навыков на практику и на решение поставленных задач. Необходимо формировать интуитивные механизмы, эвристический потенциал.
Формирование компетентности должно строиться на свободе творчества школьников, которое имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями. Рассматривая процесс творческой компетентности, следует обращать внимание на формирование творческого климата среди учащихся, сам творческий процесс, наличие у учащихся способностей и определение творческой личности. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в самостоятельности личности.
Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности компетентного человека.
Но , как известно ,« Теория без практики мертва» и поэтому хочется поделиться собственным опытом в освещаемом мною вопросе.
-
Прежде всего формирование компетентности учеников необходимо начинать на начальных стадиях изучения проектно- технологического образования, т.е. с5 класса, ведь именно в это время ученики знакомятся с методом проектов на уроках технологии.
-
Внимательно наблюдая за деятельностью школьников на уроках к моменту выполнения проектов можно составить перечень предполагаемых тем проектов, учитывая способности и наклонности каждого из учеников. Однако не в коем случае данный перечень не должен быть неукоснительно выполнен каждым учеником, т.к наши учащиеся помимо школьной учебной программы могут обучаться в кружках ДПИ вне школы или посещать всевозможные курсы, творческие школы, или с увлечением помогать родственникам , в осуществлении их творческих замыслов, т. е. тема проекта должна быть тщательно проработана, обоснована в тандеме ученик – учитель, для того чтобы ученик смог увлеченно повышать свою компетентность по конкретно выбранной теме прибегая не только к помощи и консультациям учителя, но и к профессиональной помощи преподавателей дополнительных школ , курсов, кружков , родителей.
-
Применять компьютер, в частности интернет на первом уроке проектирования в каждом классе, каждым учеником - для более творческого подхода, получения дополнительных данных по выбранной теме и формировании компетентности ученика , при работе с компьютером.
-
Постоянно включать новые современные интересные для учащихся темы, соответствующие настоящему времени.
Так в прошлом учебном году ученицы 8-9 классов работали над такими нетрадиционными темами проектов
«Дизайн моей комнаты»
«Оформление квартиры комнатными растениями»
«Художественное оформление ногтей»
«Казахский национальный костюм в современной трактовке».
« Применение лоскутной пластики в оформлении быта в казахских и русских
семьях.»
«Я - будущий парикмахер»
«Повседневный костюм в гардеробе современной школьницы» и т.д.
-
Возможно запланировать проектную работу только по одному виду ДПИ с 5 по 9 класс планируя изготовление изделий от простого ( вязание прихватки спицами -5 класс) к сложному – усложняя с каждым годом вещи изготовленные в выбранной технике ( шапочка - 6 класс; ажурный шарфик 7, топ 8 класс, вязанная кофточка – 9 ), правда стоит оговориться что такой ступенчатый процесс повышения своей компетентности учащиеся выбирают в том случае, если данным видом деятельности увлечен кто-то из родственников.
-
Запланировать работу над проектом таким образом , чтобы каждый проект был защищен исполнителем .После выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации, что покажет насколько компетентен ученик в данном вопросе.
-
Итоги защиты желательно отразить в стенгазете или фотогазете. Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и т.д.
-
Выдача (не обязательного) летнего домашнего задания на изготовление практической работы по проекту. Зачастую такие работы более продуманные, аккуратные, творческие, как говорится «выполненные с душой, а не на скорую руку».
-
При увлечении ребёнком кулинарией , получения отзывов от близких в приложении к рабочей тетради о приготовлении , вкусе, оформлении того или иного блюда, приготовленного ребёнком самостоятельно. Рядом с отзывами обязательно необходимо записать точный рецепт приготовления блюда. Данные рецепты- отзывы часто используются ученицами не только в процессе работы над проектом, но и при проведении уроков кулинарии, что позволяет должным образом повысить компетентность ученика в данном вопросе .
-
Вести по технологии одну тетрадь на протяжении всего процесса обучения данному предмету. Выделить в тетради приложение, в которое выносятся термины и понятия, применяемые в процессе обучения в каждом классе.
-
Создать каждым свою информационную папку, в которой собирается информация: схемы, рисунки, рецепты, полезные советы по разделам технологии каждым учеником индивидуально, стоит ли говорить, что такая папка является прекрасным подспорьем при работе над проектом и помогает ученикам повышать свою компетентность, в определённых вопросах, самостоятельно.
И в заключении хочется сказать о том, что необходимо формировать компетентность личности не только учащегося , но и учителя, прекрасным практическим примером является ежегодная августовская конференция, но ещё хотелось бы побольше практических курсов не только от коллег, но и от специалистов более высокого уровня, обзора новой необходимой и интересной литературы, обучающих семинаров по новым методам ведения современного урока.
страница 1
|