Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

Процессный подход и система высшего профессионального образования

Е.Ж.Есмуханов, к.т.н., Главный консультант по системам менеджмента качества


Унаследованная от СССР система высшего профессионального образования основана на концепции массового производства, доминировавшей во всем народном хозяйстве. Основная цель этой системы — получить экономический эффект от роста масштабов производства. Чем больше объем продукции, тем меньше затрат на единицу выпускаемой продукции. При этом легче стандартизировать и унифицировать образовательные процессы, а также проще осуществлять централизованный контроль. Такая образовательная система позволяла выпускать огромное количество дипломированных специалистов в год. На следующем этапе молодые специалисты доучивались на реальных предприятиях. Весь образовательный цикл специалиста достигал 25 лет (10 лет в школе, 5 лет в вузе и 10 лет на производстве). Для современных темпов развития науки и технологий 25 лет — чрезмерно долгий срок. При этом любые изменения в образовательном процессе устареют до того момента, когда обучающийся станет специалистом.

Новые реформы в образовании увеличивают протяженность образовательного цикла. Так, например, школы переходят на 12 летнюю систему обучения, а вузы — на трехуровневую систему образования «бакалавр—магистр—доктор». Форма новая, а сущность образования практически осталось старой.

В итоге всего этого мы выпускаем большое количество специалистов, которые не могут найти работу по специальности. В то же время организации испытывают острый дефицит в высококвалифицированных кадрах. Проблема усложняется еще и тем, что человеческий ресурс не безграничен. Через пять лет вузы столкнуться с резким снижением количества абитуриентов, что связанно с падением рождаемости в 90-х годах прошлого века.

Если у нас имеется отставание в одной из отраслей экономики, то это относительно локальная проблема, так как мы можем компенсировать связанные с этим потери за счет других отраслей. Так, например, у нас практически нет фармацевтической промышленности, но импорт лекарств мы можем осуществлять за счет доходов от экспорта в добывающей промышленности. Но никак нельзя иметь отставание в образовательной сфере, так как дефицит в человеческих ресурсах нечем компенсировать. Нельзя также забывать о социальных программах, так как высокая занятость и высокие доходы населения обеспечиваются только через качественную систему образования.

Мы также должны четко понимать, что качество образования — это, прежде всего, соответствие знаний и личных качеств выпускника требованиям, предъявляемым в реальных организациях. Обеспечение такого соответствия посредством стандартов специальностей — невыполнимая задача. Стандарты специальностей не успевают за развитием науки и технологий, а также не могут учесть всего разнообразия конкретных требований работодателей. Никто не может заставить работодателя принять молодого специалиста, знания и личные качества которого не удовлетворяют его требованиям, но соответствуют государственным стандартам образования. Это рыночный закон. Всякое государственное вмешательство здесь может только навредить. Кроме этого постоянный рост заработной платы специалистов заставляет работодателей проводить более тщательный подбор претендентов.

Почему нельзя решить все вышеперечисленные проблемы в существующей системе образования или в чем же недостатки системы массового образования? Главный недостаток любой системы массового производства (образования) заключается в том, что сначала появляется продукт, а затем под него ищется потребитель. Такую систему производства принято назвать «выталкивающей системой». Сначала подготавливается специалист, а затем он трудоустраивается. В результате, такая система буквально выталкивает выпускников с дипломами на рынок труда, где большинство из них не могут трудоустроиться, как правило, те, у кого нет родственников покровителей. А как это воздействует на молодежное представление об истинных ценностях — страшно даже думать!

В защиту выталкивающей системы часто ссылаются на Западную систему образования. Во-первых, надо отметить, что их система образования находится не должном уровне за что они постоянно критикуются у себя на родине. Во-вторых, они богаче, а потому еще некоторое время могут позволить себе расточительное отношение к ресурсам. Мы же себе такую роскошь не можем позволить и кроме этого нам необходимо догонять их.

Вместо «выталкивающей системы» необходимо поэтапно переходить на «вытягивающую систему» образования. В такой системе вначале появляется заказ потребителя, а затем весь образовательный процесс вытягивается под его конкретные требования. При этом необходимо достигнуть: высочайшего уровня квалификации преподавателей и внедрить систему индивидуальной подготовки обучающихся. Особый упор должен делаться на практику обучающихся, которая должна проходить в условиях реального предприятия и по месту будущего трудоустройства выпускника.

Автономность организации образования исчезнет, так как для обучающегося граница между процессом образования и трудовой деятельностью будет размыта. Обучающиеся будут постепенно втягиваться в трудовую деятельность, начиная с младших курсов.

При выталкивающей системе невозможно будет преподавателям однажды разработанную методику применять многократно, а необходимо будет постоянно повышать свою квалификацию в такт с изменениями науки и технологий. На каждого студента будет разрабатываться индивидуальная программа обучения в соответствии с требованиями организации заказчика.

Преимущества вытягивающей системы образования:

- процесс трудоустройства обучающегося завершается до прохождения им итоговой аттестации. Обучающийся не только знает, но и знаком с местом будущего его трудоустройства;

- жесткая ориентация образовательного процесса под требования потребителя. Потребитель определяет состав и содержание дисциплин;

- гибкость организации образования в быстром реагировании на изменения требований потребителей и рыночного спроса;

- экономия затрат за счет использования практической базы заказчиков, снижения иерархических уровней административного управления, эффективного использования преподавательских ресурсов и снижения сроков обучения.

Такой процессно-ориентированный подход позволяет выпускать только востребованных специалистов.

Уже сейчас имеются отдельные примеры из образования будущего. Некоторые выпускающие кафедры наладили сотрудничество с будущими работодателями на договорной основе. Это позволяет выявлять требования потребителей к знаниям выпускников, направлять специалистов на практику на место будущей работы с последующим трудоустройством. Студент в такой системе уже вовлекается в трудовой процесс на более младших курсах, а по завершению учебы гарантировано трудоустраивается. Организации несут меньше затрат на переобучение специалистов, имеют возможность на контроль процесса обучения своих будущих работников, определять требования по программе обучения.

Процессный подход в образовании предполагает вытягивание ответственности вдоль всего учебного процесса. Хозяин процесса (заведующий выпускающей кафедрой) определяет требования к кафедрам поставщикам (например, к языковой кафедре по обучению студентов профессиональной терминологии). Кафедра будущего будет отвечать за весь процесс, включая преподавателей разных дисциплин. Междисциплинарные проблемы исчезнут. Теперь кафедра может принимать студента первокурсника, контролировать его знания на протяжении всех курсов, проводить воспитательную работу и обеспечивать его трудоустройство. Кафедра имеет долговременные связи с организациями, проводит рекламную компанию и так далее.



Хотя не все аспекты системы образования будущего еще определены, но уже сейчас необходимо передовым организациям образования проводить исследования и эксперименты по системам менеджмента качества в образовании.

страница 1

Смотрите также: