Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
УТВЕРЖДАЮ
Ректор УО «БГЭУ»

___________В.Н. Шимов

« » 2011 г.

ОТЧЕТ

ПО АНАЛИЗУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА УО «БГЭУ»

ЗА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

Система менеджмента качества в университете официально функционирует с марта 2009 года. За прошедший период времени была проделана определенная работа по ее становлению, совершенствованию и улучшению.

В марте 2011 года проводился инспекционный аудит с целью подтверждения функционирования системы менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ISO 9001 – 2009. Органом по сертификации функционирование системы менеджмента качества в университете было признано соответствующей требованиям СТБ ISO 9001- 2009.

Настоящий отчет содержит анализ функционирования системы менеджмента качества в университете за 2010-2011 учебный год.




  1. Реализация Политики и целей в области качества

Высшее руководство БГЭУ определило и документально оформило намерения и направления в области качества.

Политика и цели в области качества являются основополагающими.

Выполнение требований Политики и достижение поставленных целей в области качества показывают, насколько успешно функционирует система менеджмента качества в университете.

Цели в области качества на 2010-2011 учебный год были приняты на Совете университета (Постановление №5 от 26 октября 2010 г.), после их принятия они были утверждены ректором университета, и их выполнение стало обязательным для всех сотрудников университета. Для всеобщего ознакомления цели в области качества были размещены на сайте университета и в локальной сети.

Сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов приведен в таблице.




Таблица



Цель

Оценочный показатель

Ответственные исполнители

Наименование,

единица

Значение

Плани-руемое

Достиг-нутое

1

2

3

4

5

1.Подтверждение сертификата СМК БГЭУ


Акт инспекционной проверки


1

1


Шимов В.Н.- ректор, Садовский В.В.- первый проректор, ПРОСМК

2. Обеспечить мониторинг рынка труда, расширение взаимодействия с потребителями

- востребованность выпускников дневной формы обучения, обучающихся за счет бюджета, %;

- востребованность выпускников второй ступени высшего образования, обучающихся за счет средств бюджета, %;

- открытие новых специаль-ностей, ед.;

- удовлетворенность работодателей, %


95

95


1
90,0

95

95


2
87,6

Садовский В.В. – первый проректор, ПРОСМК, деканы факультетов

3.Обеспечить высокое качество обучения

Первая ступень высшего

образования

Удовлетворенность обучаемого:

- дневная форма обучения, % ;

- заочная форма обучения, %;



абсолютная успеваемость:

- дневная форма обучения, %;

- заочная форма обучения, %;

- удельный вес выпускников, получивших диплом с отличием, %


Вторая ступень высшего

образования

- удовлетворенность обучаемого, %


Переподготовка кадров с

высшим образованием
- удовлетворенность обучаемого, %;

- абсолютная успеваемость, %;

- качественная успеваемость, %:

- удельный вес выпускников, получивших диплом с отличием, %



Повышение квалификации
- удовлетворенность обучаемого, %

76

85
92

95

3,8


79,5
79

93
80

15,8

87,0


76

82,3
91

94

6,3


80,8
84,4

92
84

11,0

90,0


Садовский В.В. – первый проректор, ПРОСМК, проректоры по учебной работе, директора филиалов, деканы факультетов, зав.кафедрами

4.Обеспечить развитие научно-исследователь-ской и инновационной деятельности



- удовлетворенность потребителя, % ;

- интегральный показатель результативности НИР, %;

- количество научно-исследо-вательских тем, в том числе хоздовогорных, шт.;

95
80,4

130/50

94,2
82,3

97/42


Короленок Г.А. – проректор по научной работе, Доронин Л.Ф. – начальник ЦНИ,

деканы факуль-тетов, зав. кафедрами






- объем финансирования НИР, в том числе хоздоговорных, млн.руб.;

- объем финансирования НИР, в том числе хоздоговорных на 1 преподавателя, млн.руб;

- удельный вес студентов днев-ной формы обучения, участ-вующих в НИР с оплатой, %;

- публикации и монографии, шт.



1700/750
2,0/1,2

3,5
35


1900/847
3,1/1,4

0,5
45





5.Обеспечить подготовку кадров высшей научной квалификации

- результативность подготов-ки, включая предварительную экспертизу диссертационных исследований, %;

- эффективность деятельности аспирантуры, %;

- общий показатель резуль-тативности подготовки науч-ных кадров высшей квали-фикации, %;

- интегральный показатель результативности ПНКВК, %;

- удовлетворенность потре-бителя, %

6,8
24,8


9,7
25,8


90

10,9
25,5


10,6
26,5


90

Короленок Г.А. – проректор по научной работе, Шутилин В.Ю. – начальник УПНКВК, деканы факультетов, зав.кафедрами

6.Обеспечить структурные подразделения квалифицированным персоналом

Удельный вес, %

- преподавателей с учеными степенями ( с учетом БФ);

- преподаватели, прошедшие повышение квалификации, %

Не менее 50


20

49
20,7



Лагута С.С. - начальник ЦКПП, Шутилин В.Ю. – начальник УПНКВК, деканы факультетов, зав. кафедрами

7.Обеспечить повышение уровня воспитательного процесса

- удовлетворенность потребителя, %;

- выполнение плана по коли-честву запланированных меро-приятий в университете, %;

- удельный вес студентов, принявших участие в мероприятиях университета, %;

- удельный вес студентов, совершивших правонаруше-ния в университете, %;


75,9


100

100

--

75,9


99

99,1

0,02


Мишкевич М.В. – проректор по учебной работе, Денисов В.А. – начальник УВР, деканы факультетов

8.Повысить качество методического обеспечения деятельности университета

- издание учебников и учебных пособий, ед.;

- издание учебно-методичес-ких пособий, ед.;

- количество электронных изданий, разработанных преподавателями универ-ситета, ед.

26
50

1450

11
51

1895


Садовский В.В. – первый проректор, ПРОСМК, деканы факультетов, зав.кафедрой

9.Повысить качество информационного обеспечения

- библиотечный фонд, ед.;

- количество подсистем корпоративной информационной системы, ед.;




1450000

14


1440000

14


Сосновский О.А. – проре-ктор по учебной работе, Лавринович А.С. – началь-ник ЦРИТ, Шандора С.В. – директор библиотеки

10.Обеспечить внедрение нововведений в образовательную деятельность

- внедрение новой компьютерной программы для тестирования студентов заочной формы обучения;

- внедрение программного модуля «Сессия» для студентов заочной формы обучения




1


1

1


1

Сосновский О.А. – прорек-тор по учебной работе

11.Обеспечить интеграцию в мировое образовательное пространство

- обучение иностранных студентов, чел.;

- выполнение международных договоров, шт.




601

77


650

77


Хмельницкий В.А. – прорек-тор по учебной работе,

декан по работе с иностранными учащимися Афанасьев Е.В. – начальник УМОМС,



12.Поддерживать на должном уровне техническое осна-щение образователь-ного процесса

- количество компьютерных классов, ед.;

- количество лингафонных кабинетов, ед.;

- количество аудиторий, оборудованных ТСО, ед.

34
7


92

34
7


92

Сосновский О.А.- проректор по учебной работе, Лавринович А.С. – началь-ник ЦРИТ

13.Обеспечить экономное расходование энергоресурсов

Целевой показатель по энергосбережению, % к предыдущему году

-8,0 к

-8,3 к


Марукович А.И. – проректор по АХР

14.Обеспечить благоприятную среду для деятельности коллектива БГЭУ

Средняя заработная плата, руб.

1186000

1993520


Шимов В.Н. – ректор университета

Из таблицы видно, что большинство показателей выполнено или перевыполнено.

По ряду критериев планируемые цели не достигнуты. Следует обратить внимание на критерий «Количество научно-исследовательских тем, в том числе хоздоговорных (запланировано -130/50 шт., достигнуто – 97/42 шт.). Невыполнение объясняется тем, что за счет уменьшения количества тем был улучшен качественный показатель, т.е. темы были более емкими и более дорогостоящими. В результате был значительно перевыполнен критерий «Объем финансирования НИР, в том числе хоздоговорных» (запланировано – 1700/750 млн.руб., выполнено – 1900/ 847 млн.руб.), т.е. перевыполнение составило 200 млн.руб. по объему финансирования НИР и 97 млн.руб. по хоздоговорным темам.

Не выполнен критерий «Удельный вес студентов дневной формы обучения, участвующих в НИР с оплатой» (запланировано – 3,5%, достигнуто -0,5%). Это говорит о том, что проводится недостаточная работа со студентами по их вовлечению в НИР.

Настораживает критерий «Издание учебников и учебных пособий» (запланировано – 26 ед., выполнено – 11 ед.), невыполнение составляет более 50%. Заведующим кафедрами необходимо активизировать работу с преподавателями в данном направлении.

Необходимо обратить внимание на критерий «Удовлетворенность потребителей», этот критерий был не выполнен по некоторым категориям потребителей (см. раздел 3 «Обратная связь с потребителем» данного отчета).

По отдельным критериям запланированные результаты перевыполнены, что является положительным в работе нашего коллектива:

- «Удельный вес выпускников первой ступени высшего образования, получивших диплом с «отличием» (запланировано 3,8%, достигнуто – 6,3%);

- «Качественная успеваемость слушателей ИПК и ПЭК» (запланировано – 80%, достигнуто – 84%);

- «Публикации и монографии» (запланировано – 35 шт., достигнуто – 45 шт.);

- «Результативность подготовки кадров высшей научной квалификации, включая предварительную экспертизу диссертационных исследований» (запланировано 6,8%, достигнуто - 10,9%);

- «Количество электронных изданий, разработанных преподавателями университета» (запланировано – 1450 ед., достигнуто – 1895 ед.).

Можно сделать вывод, что Политика и мероприятия по достижению целей в области качества на 2010-2011 учебный год были реализованы, цели в области качества в основном выполнены.


  1. Результаты аудитов (проверок) университета

В прошедшем учебном году в университете было проведено 3 аудита. Внешний аудит, который проводился в марте 2011 г. комиссией УО «БГИПК по стандартизации, метрологии и управлению качеством» и 2 внутренних аудита.

Целью внешнего аудита была проверка соответствия системы менеджмента качества университета требованиям стандарта СТБ ISO 9001-2009. В ходе инспекционного аудита было выявлено 3 несущественных несоответствия и 8 аспектов для улучшения, все они были устранены в установленные сроки. В результате инспекционного аудита установлено, что система менеджмента качества университета соответствует требованиям стандарта, об этом сделан вывод в заключительном акте, который был выдан по результатам инспекционного аудита.

Внутренние аудиты проводились аудиторами университета в декабре 2010г. и мае 2011 г.

Целью данных аудитов было подтверждение соответствия системы менеджмента качества требованиям СТБ ISO 9001-2009 и стандартов СМК БГЭУ.

В декабре 2010 г. был проверен процесс «Образовательная деятельность» и 67 структурных подразделений. Для проведения данного аудита было задействовано 67 аудиторов. В ходе аудита было выявлено 149 несущественных несоответствий и 14 аспектов для улучшения.

В мае 2011 года было проверено 2 процесса «Научная и инновационная деятельность», « Идеологическая, воспитательная работа» и 42 структурных подразделения. Для проведения данного аудита было задействовано 54 аудитора. В ходе аудита было выявлено 26 несущественных несоответствий и 8 аспектов для улучшения. На сегодняшний день большинство выявленных несоответствий и аспектов для улучшения устранены.

По итогам внутренних аудитов также был сделан вывод, подтверждающий функционирование системы менеджмента качества и ее соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2009 и внутренним стандартам СМК БГЭУ.

Результаты инспекционного и внутренних аудитов размещены на сайте университета и в локальной сети.

Необходимо отметить, что аудиты в прошлом учебном году были проведены организованнее и на более высоком уровне, чем в 2009-2010 учебном году. Можно сделать вывод, что и аудиторы, и руководители структурных подразделений, а также сотрудники подразделений стали относиться более ответственно к улучшению функционирования системы менеджмента качества, к ее требованиям, и к ее результатам.

Ответственно относятся к работе по улучшению функционирования системы менеджмента качества декан факультета менеджмента Симхович В.А., зам.декана факультета менеджмента Петриченко Е.В., декан учетно-экономического факультета Березовский В.А., зам.декана учебно-экономического факультета Буев А.Л., декан факультета международных экономических отношений Шмарловская Г.А., зам.декана факультета международных экономических отношений Маркусенко Л.Н., декан факультета «Высшая школа управления и бизнеса» Кричевский С.Ю., зам.декана факультета «Высшая школа управления и бизнеса» Бавдей А.Л., декан факультета «Консалтторгцентр» Цыганков Д.Г., директор Бобруйского филиала Гавриленко В.Н., зам.директора Бобруйского филиала Ковальчук В.М., декан довузовской подготовки Кучук С.А., зам.декана факультета довузовской подготовки Реут В.Г., начальник ЦКОП Ноздрин-Плотницкий В.И., зам.начальника ЦКОП Файнгольд В.А., начальник ЦНИ Доронин Д.Ф., начальник УПНКВК Шутилин В.Ю., зам.начальника УПНКВК Нечай О.Д., начальник отдела договорной работы и закупок Деменкова Н.В.

Аудиторы: Петриченко Е.В., Нечай О.Д., Федоркевич А.В., Маркусенко Л.Н., Лобан Л.А., Садовская М.Н., Горбылева З.М., Цаганков Д.Г., Грузицкий Ю.Л., Панкрутская Л.А., Титкин А.Г., Сидорова М.В., Даукш И.А., Скриба С.И.

Недостатком в ходе проведения аудитов является слабое знание стандарта СТП СМК БГЭУ 8.2.2-01-2009 «Внутренний аудит» отдельными руководителями подразделений и некоторыми аудиторами, а также несвоевременность, небрежность и грубые ошибки в оформлении документов по результатам проведенных аудитов.

В текущем учебном году в феврале-марте 2011 года в университете планируется проведение очередного инспекционного аудита системы менеджмента качества с целью подтверждения полученного сертификата.

В ходе инспекционного аудита основное внимание будет уделено следующим вопросам:

- анализу со стороны руководства;

- оценке удовлетворенности потребителей и улучшению работы с ними;

- качеству проведения внутренних аудитов и их эффективности;

- порядку функционирования процессов в университете и их результативности.

Кроме этого, будут проверены выборочно отдельные подразделения по функционированию в них системы менеджмента качества, включая наличие и порядок ведения документов СМК, согласно стандартам университета.




  1. Обратная связь с потребителем

Университет осуществляет обратную связь с потребителем путем доведения до них сведений об оказываемых услугах и о ходе выполнения контрактов.

Взаимодействие с потребителями осуществляется в следующих формах:

согласование с заинтересованными сторонами учебных планов и программ и вносимых в них изменений;

проведение студенческих ярмарок вакансий с целью учета мнений работодателей о соответствии компетенции выпускников, предъявляемым требованиям и оказания содействия по трудоустройству выпускников;

информирование студентов о наличии заявок на трудоустройство и на прохождение практики;

анкетирование потребителей с целью анализа их удовлетворенности;

информирование заинтересованных лиц и сторон о проводимых защитах диссертаций и конкурсах на замещение вакантных должностей;

предоставление заказчику промежуточных результатов выполнения НИР;

проведение конференций, семинаров, круглых столов с заинтересованными сторонами;

доведение текущей информации до потребителей через локальную информационную сеть и радиосеть университета;

изучение жалоб и предложений потребителей.

Одним из главных источников информирования потребителей является Web-сайт БГЭУ, где размещается предназначенная для пользователей сети Интернет в Республике Беларусь и за рубежом открытая официальная информация о деятельности БГЭУ, предусмотренная Уставом и законодательными актами Республики Беларусь.

Оценка удовлетворенности потребителей всех категорий осуществляется на основе их анкетирования, а также учета замечаний и предложений.

Согласно стандарту СТП СМК БГЭУ 8.2.1-01-2009 «Оценка удовлетворенности потребителей» в университете выделено 6 категорий потребителей:

- работодатели;

- выпускники со стажем работы (более 1 года);

- студенты, слушатели;

- аспиранты;

- потребители научной продукции;

- профессорско-преподавательский состав, персонал.

Проведем сравнительный анализ оценки удовлетворенности потребителей по категориям за 2009-2010 уч.год и 2010-2011 уч.год.



Потребители научной продукции

Делая сравнительный анализ потребителей данной категории можно сделать вывод, что удовлетворенность потребителей научной продукции остается на достаточно высоком уровне. Нужно отметить, что несколько увеличился процент удовлетворенности потребителей научной продукции, готовых к дальнейшему сотрудничеству с БГЭУ (был 91,3% , стал 93,6%)



Работодатели

Анализ удовлетворенности работодателей показывает, что данная категория удовлетворена качеством подготовки специалистов в университете. Несмотря на то, что самая высокая оценка получена по критерию «Соблюдение выполнения ваших требований» (90,9,%), в прошлом учебном году удовлетворенность по данному критерию была значительно выше (95,0%). Необходимо обратить внимание на критерий «Оперативность реагирования на ваши запросы» (удовлетворенность была 89,3%, стала 87,7%).

В целом удовлетворенность работодателей можно считать высокой.

Профессорско-преподавательский состав, персонал

Значительные изменения произошли в текущем учебном году по удовлетворенности данной категории потребителей. Если в 2009-2010 учебном году критерием «Мотивация труда» были удовлетворены лишь 35% профессорско-преподавательского состава и персонала, то в 2010-2011 учебном году процент удовлетворенных данным критерием увеличился почти в два раза - 64,2%.

Настораживает снижение удовлетворенности по критериям «Готовность к дальнейшему сотрудничеству с университетом» (было 87,0%, стало 81,9%) остальные критерии данной категории потребителей изменились несущественно.

Выпускники со стажем работы

Сравнительный анализ оценки удовлетворенности этой категории потребителей за последние два года показывает, что их удовлетворенность полученными знаниями в университете несколько возросла.

Средний процент удовлетворенности этой категории потребителей образовательных услуг по критериям, включенным в анкету, изменялся в 2009-2010 учебном году от 67,0% до 83,2%, а в 2010-2011 учебном году от 72,9% до 89,1%.

Необходимо обратить внимание на критерий «Применение инновационных образовательных технологий», который остается на протяжении 2-х лет с наименьшим процентом удовлетворенности (был 67,0%, стал 72,9%).

Увеличилось число удовлетворенных потребителей по критерию «Качество образовательной услуги» (был 79,9%, стал 86,6%). Необходимо отметить увеличение числа потребителей, удовлетворенных критерием «Профессионализм и компетентность преподавателей» (было 82,3%, стало 86,2%).

Делая сравнительный анализ данной категории потребителей можно сделать вывод, что удовлетворенность выпускников университета, полученными знаниями несколько повысилась.


Студенты, слушатели

На протяжении 2-х учебных лет самый низкий уровень удовлетворенности остается по критерию «Применение инновационных образовательных технологий» (был 72,0%, стал 66,9%), т.е. удовлетворенность данным критерием снизилась на 3,1%. Низкая удовлетворенность по данному критерию отмечается на всех курсах обучения дневной и заочной форм обучения.

Проведя анализ оценки удовлетворенности потребителей данной категории можно сделать вывод, что изменения незначительные. Средняя удовлетворенность данной категории потребителя осталась на уровне 2009-2010 учебного года.
Аспиранты

В 2010-2011 учебном году по сравнению с 2009-2010 учебным годом значительно повысилась удовлетворенность данной категории потребителей. Среднее значение оценки уровня удовлетворенности в 2009-2010 учебном году составляло 78%, а в 2010-2011 учебном году – 89,%5. Если в 2009-2010 учебном году критерий «Возможности апробации и публикации результатов диссертационного исследования» удовлетворял лишь 62% респондентов, то 2010-2011 учебном году - 83,3%. Можно сделать вывод, что качество образовательных и научных услуг для данной категории возросло.

Следует отметить, что руководство университета и руководители всех структурных подразделений оперативно реагировали на замечания и предложения, поступающие от потребителей.

По результатам сравнительного анализа можно сделать вывод, что в прошлом учебном году на достаточно высоком уровне осуществлялась обратная связь с потребителями и работа с ними, но в то же время руководству университета, деканам факультетов и зав.кафедрами необходимо обратить внимание на незначительное снижение удовлетворенности профессорско-преподавательского состава, персонала и студентов, слушателей по отдельным критериям.

Объективность оценки удовлетворенности потребителей зависит от точности соблюдения репрезентативной выборки респондентов. Директору Бобруйского филиала, декану факультета права, начальнику ЦКПП следует обратить внимание на точность соблюдения репрезентативной выборки, согласно СТП СМК БГЭУ 8.2.1-01-2009 «Оценка удовлетворенности потребителей».

В 2011-2012 учебном году для объективной оценки удовлетворенности потребителей необходимо строго руководствоваться стандартом университета СТП СМК БГЭУ 8.2.1-01-2009 «Оценка удовлетворенности потребителей» и своевременно проводить все мероприятия, связанные с оценкой удовлетворенности потребителей всех категорий.





  1. Функционирование процессов и соответствие продукции (услуг) установленным требованиям

В 2010-2011 учебном году в университете функционировало 4 процесса:

- стратегическое планирование, анализ и улучшение СМК;

- образовательная деятельность;

- научная и инновационная деятельность;

- идеологическая, воспитательная работа.

Руководителями процессов соответственно являются: ректор университета Шимов В.Н., первый проректор Садовский В.В., проректор по научной работе Короленок Г.А., проректор по учебной работе Мишкевич М.В.

Согласно отчетам, представленных руководителями процессов, цели в области качества по показателям, характеризующих функционирование процессов, в основном, достигнуты.


Процесс «Стратегическое планирование, анализ и улучшение СМК»
2010-2011 учебный год - первый год функционирования данного процесса.

Ход реализации процесса контролировался ректором университета. Для стратегического планирования, анализа и улучшения системы менеджмента качества руководством университета анализировались отчеты руководителей процессов, отчеты о выявленных несоответствиях и предпринятых корректирующих и предупреждающих действиях, План развития «УО «БГЭУ» на 2011-2015 год, контролировалась реализация Политики и целей в области качества, выполнение Мероприятий по достижению целей в области качества на учебный год, осуществлялся контроль за выполнением Постановлений ректората и Совета университета, заслушивались отчеты руководителей процессов, деканов факультетов, зав.кафедрами и руководителей других подразделений.

По итогам анкетирования высшего руководства университета был сделан вывод, что процесс функционирует результативно:

- система менеджмента качества является пригодной, адекватной и результативной;

- Политика в области качества является пригодной и ее актуализация не требуется;

- цели в области качества на 2011-2012 учебный год требуют актуализации.


Процесс «Образовательная деятельность»
В 2010-2011 учебном году процесс осуществлялся согласно паспорту процесса ПП СМК БГЭУ 7.5.1-01-2009 «Образовательная деятельность».

Организация обучения проводилась в соответствии с Графиком учебного процесса университета, утвержденным приказом ректора.

В ходе реализации процесса осуществлялся постоянный анализ функционирования процесса со стороны руководства.

Основным показателем результативности процесса является достижение поставленных целей в области качества на учебный год.

Оценка результативности процесса подтверждает, что цели в области качества по критериям, характеризующим образовательную деятельность, достигнуты за исключением:

- удовлетворенность обучаемых заочной формы обучения первой ступени высшего образования (82,2%, вместо 85% запланированной);

- абсолютная успеваемость обучаемых на первой ступени высшего образования (дневная форма обучения – 91%, вместо 92%; заочная форма обучения – 94%, вместо 95%);

- абсолютная успеваемость обучаемых по программе переподготовки кадров с высшим образованием (92%, вместо 93%);

- удельный вес выпускников, получивших диплом с отличием (11%, вместо 15,8%.).

По отдельным критериям, характеризующим образовательную деятельность, цели в области качества не достигнуты, но отклонения не превышают 5%, которые установлены ПП СМК БГЭУ 7.5.1-01-2009 «Образовательная деятельность».

Как показал анализ успеваемости обучаемых, основной вклад в ее снижение внесли студенты первого курса. Причиной является то, что контингент абитуриентов, поступивших на 1-ый курс в 2010 году, оказался по уровню знаний слабее, чем предыдущий.

При оценке удовлетворенности обучаемых, магистрантами высказаны замечания по недостаточному объему часов на изучение специальных дисциплин, слабому инновационному содержанию и актуальности изучаемого материала, недостаточной ориентации на практическую деятельность. Студенты заочной формы обучения не удовлетворены обеспеченностью учебной литературой и качеством составления расписания занятий.

Актуальными проблемами процесса «Образовательная деятельность» являются:

- нехватка учебников и учебных пособий по ряду дисциплин;

- недостаточность учебно-методической базы для подготовки специалистов на 2 ступени высшего образования;

- низкое качество заочного обучения;

- на ряде кафедр не налажены устойчивые и тесные контакты с субъектами хозяйствования, что приводит к трудностям в организации практики студентов и распределения выпускников;

- низкая исполнительная дисциплина и связанные с ней непроизводительные потери;

- недостаточность технических средств обучения для оборудования аудиторий;

- неукомплектованность штатов на отдельных кафедрах и, как следствие, большие сложности в составлении оптимального расписания занятий и неравномерность распределения учебной нагрузки ППС в течение года;

- слабая работа деканатов и кафедр над устранением недостатков итоговой аттестации студентов.

Несмотря на отдельные недостатки, процесс является результативным.


Процесс «Научная и инновационная деятельность»
Оценка результативности процесса по данным за 2010 год показывает, что цели в области качества достигнуты, за исключением отдельных критериев:

- количество научно-исследовательских тем, в т.ч. хоздоговорных (шт.) – 97/42, вместо 130/50;

- удельный вес студентов дневной формы обучения, участвующих в НИР с оплатой (0,5%, вместо 1,5%).

Уменьшение количества выполняемых НИР, в том числе хоздоговорных, объясняется увеличением объемов их финансирования, что позволило выполнить этот оценочный показатель (объем финансирования НИР, в т.ч. хоздоговорных на 1 преподавателя – 1900/847 млн.руб., вместо 1700/750 млн.руб.) с превышением, т.е. можно сказать о более качественной научно-исследовательской работе в прошедшем учебном году.

Особое внимание в истекшем периоде уделялось вовлечению студентов и аспирантов в исследовательскую деятельность в рамках НИРС, выполнения дипломных работ и проектов, магистерских диссертаций. Общее количество студентов, принявших участие в различных формах НИРС, составило 4839 человек, подготовлено 839 публикаций. На ежегодную студенческую конференцию подали заявки на участие 920 студентов из них 793 студенты БГЭУ, было представлено более 800 докладов по различным направлениям социально-экономического развития страны.

Количество студенческих научно-исследовательских лабораторий (СНИЛ) выросло в 2010 г. с 13 до 22, а количество студентов, работавших в СНИЛ, составило 442 человека. Проведен второй смотр-конкурс «Лучшая научно-исследовательская лаборатория БГЭУ», в котором приняла участие 21 СНИЛ.

Подготовка кадров высшей научной квалификации в 2010 году велась по 13 специальностям 4 отраслей наук. Всего в 2010 году в аспирантуре и докторантуре БГЭУ обучалось 239 аспирантов, из них 7 иностранных граждан, и 3 докторанта. Окончили аспирантуру с предоставлением диссертации в срок 5 человек. Защитились в 2010г. 22 человека в т.ч. досрочно — 3, в год окончания — 1.

В марте был проведен аудит ЦНИ и УПНКВК органом по сертификации. В ходе годового аудита несоответствий выявлено не было.

Актуальными проблемами процесса «Научная и инновационная деятельность» являются:

- неподготовленность руководителей НИР, при завершении работ, к представлению информации в соответствии с требованиями системы менеджмента качества;



  • недостаточно отработано взаимодействие кафедр и организаций-заказчиков на подготовку научных кадров высшей квалификации;

  • отсутствие планомерной работы по привлечению аспирантов к выполнению НИР, выполняемых по государственным программам фундаментальных и прикладных исследований;

  • не систематическая работа по мониторингу выполнения аспирантом диссертационного исследования;

  • отсутствие изучения запросов и ожиданий потребителей.

В целом, процесс «Научная и инновационная деятельность» является результативным. У ЦНИ и УПНКВК есть и определенный резерв для улучшения деятельности.
Процесс «Идеологическая, воспитательная работа»
Идеологическая, воспитательная работа в вузе проводится на основе нормативных правовых документов по воспитанию детей и учащейся молодежи Республики Беларусь (законы, декреты, директивы, указы, программы, постановления, рекомендации, приказы и т.д.) и в соответствии с ежегодными приказами ректора «Об организации идеологической, воспитательной работы в БГЭУ», «Об организации и системе информирования в БГЭУ в учебном году», другими нормативно-правовыми документами.

Оценка результативности процесса по данным за 2010-2011 учебный год показывает, что цели в области качества достигнуты, за исключением отдельных показателей:

- выполнение плана по количеству запланированных мероприятий в университете (99% вместо 100%);

- удельный вес студентов, принявших участие в мероприятиях университета (99,1%, вместо 100%);

- удельный вес студентов, совершивших правонарушения в университете (0,02%, вместо 0%).

Актуальными проблемами процесса «Идеологическая, воспитательная работа» являются:

- недостаточно ведется работа по формированию таких ценностей, как толерантное отношение к людям различных национальностей и вероисповеданий, труд на благо Родины, знание белорусского языка, обычаев, традиций, культуры;

- совершенствование работы ППС по формированию мировоззренческих основ личности студента БГЭУ;

- недостаточно внимания уделяется факторам, повышающим патриотическую направленность студентов: постоянное использование при проведении культурно-досуговых, спортивно-массовых, мероприятий символику факультетов, привлечение больше студентов к участию в Звездных походах по местам боевой и трудовой славы, используя для этого имеющийся потенциал общественных молодежных организаций;

- слабо учитываются иждивенческие настроения определенной части молодежи и недостаточно проводиться соответствующая работа по преодолению данного явления в молодежной среде при планировании работы кураторами учебных групп, педработниками общежитий; необходимо шире привлекать студентов к участию в волонтерском, донорском движении, развивая ответственность, доброту, милосердие, сострадание к нуждам других людей.

- недостаточно эффективно ведется профориентационная работа студентами вуза в общеобразовательных учреждениях;

- мало проводится, в свете реализации Программы демографической безопасности, развивающих занятий, круглых столов, семинаров и т.д., направленных на формирование культуры гендерных отношений, культуры семейных ценностей.

Анализ процесса показывает отлаженную, взаимосвязанную систему работы ректората, управления воспитательной работы, деканатов, профессорско-преподавательского состава кафедр, педагогических работников общежитий.

Процесс «Идеологическая, воспитательная работа» является результативным.




  1. Статус предупреждающих и корректирующих действий

В университете в 2010-2011 учебном году обеспечивались условия, для того чтобы продукция, которая не соответствует установленным требованиям, идентифицировалась и управлялась для предотвращения ее преднамеренного использования для поставки.

К несоответствующей продукции в образовательном процессе относятся неуспевающие обучаемые. В процессе «Научная и инновационная деятельность» – продукция, не отвечающая требованиям потребителя, в подготовке научных кадров высшей квалификации – лица, не выполняющие индивидуальный план работы. В процессе «Идеологическая, воспитательная работа» - нарушители дисциплины и правонарушители.

Высшее руководство БГЭУ, руководители процессов, руководители всех подразделений, с целью недопущения выпуска продукции не соответствующей требованиям, на протяжении учебного года предпринимали действия по выявлению несоответствий и проведению предупреждающих и корректирующих действий.

Руководители подразделений два раза в год представляли отчеты «О выявленных несоответствиях и предпринятых корректирующих и предупреждающих действиях. В этих отчетах отражены все несоответствия, выявленные в подразделениях, а также предпринятые руководителями подразделений корректирующие и предупреждающие действия с целью их недопущения в дальнейшем. По отчетам руководителей подразделений дважды в год составлялись отчеты руководству университета «О выявленных несоответствиях и предпринятых корректирующих и предупреждающих действиях».

Следует отметить, что руководители большинства подразделений университета серьёзно относятся к выявлению несоответствий, понимая, что их выявление, при устранении причин возникновения, ведет к улучшению качества работы и ее результативности.

Однако есть несоответствия, которые в силу объективных причин пока не удается устранить в полной мере. К этим несоответствиям относятся:

- невыполнение на отдельных кафедрах установленного показателя по числу остепененных преподавателей;

- недостаточная работа зав.кафедрами по заключению хоздоговорных тем.

Выявленные несоответствия рассматривались на заседаниях ректората, Совета университета, советов факультетов и принимались соответствующие решения по их уcтранению.




  1. Последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа со стороны руководства

По результатам анализа функционирования системы менеджмента качества, за 2009-2010 учебный год руководством университета, был предпринят ряд действий по улучшению системы менеджмента качества и повышению ее результативности.

На заседаниях ректората и Совета университета рассматривались вопросы работы системы менеджмента качества, ее результативности и задачи по ее совершенствованию; отчеты руководителей процессов; итоги НИР и подготовки научных кадров высшей квалификации; вопросы кадрового обеспечения учебного процесса; состояние учебно-методической, научной, кадровой и воспитательной работы в различных подразделениях университета; состояние развития организационно-методической работы по компьютерному тестированию студентов заочной формы обучения; выполнение Комплексного плана развития УО «БГЭУ» за 2006-2010г.г. и утверждение Плана на 2011-2015 гг.

По данным вопросам принимались конкретные Постановления ректората и Совета университета, которые способствовали более результативному функционированию СМК и успешному выполнению Политики и достижению целей в области качества.

Основными постановлениями являлись:

- утвердить план развития БГЭУ на 2011-2015 гг.;

- руководителям процессов, начальникам структурных подразделений обеспечить подготовку своих подразделений к годовому инспекционному аудиту по системе менеджмента качества, проводимом органом по сертификации;

- одобрить цели и Мероприятия по достижению целей в области качества УО «БГЭУ» на 2010-2011 учебный год;

- ЦКОП, ЦРИТ, деканатам и кафедрам факультетов обеспечить соответствие компьютерного тестирования стандарту СТП СМК БГЭУ 6.3.0-04-2010 «Компьютерное тестирование в учебном процессе»;

- ИПК и ПЭК организовать в 2011-2012 учебном году проведение семинара по обучению преподавателей методике составления тестовых заданий;

- проректору по научной работе Короленку Г.А. провести во 2-ом квартале 2011 года, в рамках СМК университета, анализ процесса «Научная и инновационная деятельность» и выработать корректирующие мероприятия по повышению его эффективности;

- деканам факультетов, зав. кафедрами, начальнику ЦНИ, научным руководителям НИР обеспечить выполнение научных исследований в соответствии с приоритетным для университета на 2011-2015 гг. направлением «Формирование стратегии повышения конкурентоспособности белорусской экономики и условиях устойчивого инновационного развития»;

- для достижения целевых показателей Плана развития университета на 2011-2015 гг. и целей в области качества на 2011г. по объемам финансирования НИР из всех источников, установить для выпускающих кафедр университета на 2011 г. плановый объем научно-исследовательских работ из расчета не менее 3млн. 400 руб. в год на одного штатного преподавателя. Довести общий объем финансирования научных исследований до 2 млрд.руб;

- ежегодно (декабрь) организовывать мониторинг результативности и эффективности подготовки научных кадров высшей квалификации в соответствии с СМК;

- до 01.10.2011 г. актуализировать документы СМК с целью уменьшения документооборота;

- до 30.12.2011 г. привести стандарты СМК в соответствие с Кодексом Республики Беларусь об образовании (от 31.01.2011 г. №243-3);

- до 01.05.2011 г. руководителям структурных подразделений внести предложения в УМО менеджмента качества по изменению содержания анкет для определения удовлетворенности потребителей.

На заседаниях ректората и Совета университета принимались и другие решения, все они изложены в Постановлениях. Кроме этого, текущие решения по функционированию СМК принимались издаваемыми приказами ректора и распоряжениями руководства университета.




  1. Рекомендации по улучшению СМК

1. Привести в соответствие с Кодексом Республики Беларусь об образовании внутривузовскую документацию, регламентирующую учебный процесс.

2. Разработать учебно-методическое обеспечение для подготовки специалистов двух направлений II ступени высшего образования.

3. Организовать практику студентов, работу ГЭК, распределение и трудоустройство выпускников с учетом двойного выпуска.

4. Эффективно использовать СМК вуза для совершенствования всех видов деятельности университета, подготовки к проведению инспекторского аудита.

5. Провести анализ итоговой аттестации студентов и разработать конкретные мероприятия по улучшению ее содержания и организации.

6. Организовать самоконтроль, подготовку и проведение аккредитации специальностей «Политология», «Психология», «Менеджмент».

7. Разработать образовательные стандарты, типовые учебные планы по специальностям переподготовки кадров на базе высшего образования.

8.Усилить профориентационную работу с будущими абитуриентами.

9.Повысить ответственность кафедр за достижение плановых показателей по объемам финансирования НИР.

10.Активизировать участие аспирантов и соискателей в государственных программах фундаментальных и прикладных исследований.

11.Повысить ответственность кафедр и научного руководителя в процессе подготовки аспирантов на каждом году обучения, исключив формальный подход к оценке работы аспиранта на кафедре.

12. Продолжить совершенствование веб-сайта «Научная деятельность» для повышения информированности потребителей и других заинтересованных сторон

13. Проработать вопрос о выделении средств на командирование аспирантов на научные конференции в Республике Беларусь и за ее пределами.

14. Повысить теоретико-методологический уровень подготовки руководителей воспитательного процесса и профессорско-преподавательского состава для овладения инновационными приемами организации и ведения индивидуальной воспитательной работы со студентами в ходе учебного процесса и во внеучебное время.

15. Проводить деканатами факультетов систематический анализ индивидуальной, профилактической, культурно-досуговой, спортивно-массовой работы кураторами учебных групп, преподавателями кафедр и педработниками общежитий в студенческих общежитиях и выработать формы совершенствования их деятельности.

16. Совершенствовать спортивно-массовые и профилактические мероприятия по предупреждению зависимостей и пропаганде здорового образа жизни с учетом результатов ежегодного мониторинга эффективности и качества воспитания, морально-психологического климата и воспитательной работы.

Выполнять приказ ректора об исключении случаев курения в помещениях университета всеми участниками воспитательного процесса.

17.Поддерживать и развивать традиции вуза через организацию участия студентов в университетских мероприятиях: научных и творческих проектах, праздниках, спартакиадах студентов и преподавателей, фестивалях и конкурсах, встречах с членами клуба «Экономист», экскурсиях и учебных занятиях в музее истории БГЭУ и т.п.

18.Своевременно предпринимать предупреждающие и корректирующие действия по выявленным несоответствиям в ходе инспекционных и внутренних аудитов.

19. Всем сотрудникам БГЭУ глубже изучить документы системы менеджмента качества и своевременно выполнять их требования.

По результатам анализа функционирования системы менеджмента качества, в университете, можно сделать вывод, что система менеджмента качества функционирует в соответствии со стандартами СМК БГЭУ, является результативной и соответствует требованиям СТБ ISO 9001-2009.

Представитель руководства,

ответственный за систему

менеджмента качества В.В. Садовский

Начальник учебно-методического



отдела менеджмента качества Л.И. Романюк



страница 1

Смотрите также: