Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Работа классного руководителя по организации

развивающего досуга

Макеенко Ольга Александровна, классный руководитель государственного учреждения образования “Станьковская средняя школа имени Марата Казея”

Досуг - это сфера личной свободы человека, сфера раскрытия его творческих сил, реализации возможностей, общественная сфера, способствующая адаптации человека в реальном мире, подчиняющая личные интересы общественным. Следовательно, его можно рассматривать и как важнейшее средство социализации личности.

На различных возрастных этапах жизни человека досуговая деятельность занимает разное место в деле социального становления и развития. Особую значимость ей приписывают в подростковый период жизни, когда идет активное осмысление своего предназначения в этом мире, строятся жизненные планы, складываются жизненные стратегии, формируются представления о других и себе. Поэтому организация досуга является одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе, осуществляется в течение всего года, проводится в форме практической деятельности школьников с учетом особенностей и традиций школы, особенностей микрорайона школы, особенностей формирования и развития классных коллективов.

Считаю, что основными задачами организации досуга являются следующие: создание условий для активизации творческой деятельности обучающихся, формирования гражданской социально активной позиции школьников, развитие творческих связей между всеми участниками образовательного процесса - учащимися, родителями, педагогами.

Включение обучающихся в социально значимую деятельность, формирующую личность, рассматривается в педагогике как важное условие развития положительного индивидуального своеобразия ребенка, через которое преломляется и усваивается социальный опыт жизнедеятельности.

Выделяется проблема: как организовать досуговую деятельность обучающихся, направленную на развитие социальной активности, на развитие творческих способностей учащихся.

Решение данной проблемы составляет цель работы – обобщение личного опыта по организации досуга детей.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу по данной теме.

2. Изучить процесс развития социальной активности через организацию досуга.

3. Выявить условия достижения положительного результата по проблеме.

4. Определить показатели эффективности организации досуговой деятельности.



Развитие индивидуальных особенностей обучающихся, социальной активности личности через систему воспитательных мероприятий

Сейчас я являюсь классным руководителем 8 класса. Классным руководителем в этом классе работаю четвертый год. Считаю, что необходимо увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, развить познавательные, творческие силы, способности, расширить кругозор и сферу общения. А для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого обучающегося, учесть его индивидуальные особенности, развить социальную активность можно и нужно предложить различные виды деятельности.

Основными для учащихся моего класса стали следующие: членство в историко-этнографическом клубе «Вытокі”, главной целью которого является возрождение традиций белорусского народа (организация и проведение праздников “Беларускі кірмаш запрашае ў госці вас”, “Масленіца”,” Калядкі”, “Багач”, “Запрашаем у беларускую хатку”, “Калядны кірмаш” ), организация праздничных мероприятий в классе (как классный руководитель считаю необходимым создание условий для совместной деятельности детей и их родителей при проведении таких мероприятий), участие во всевозможных творческих конкурсах, проводимых на разном уровне, исследовательская работа (например, конкурс “Таямніцы малой радзімы”).

Каждый классный руководитель является еще и учителем-предметником. Я преподаю белорусский язык и литературу. Видимо, в том числе и поэтому с 5 класса в своей работе я обратила особое внимание на формирование интереса к национальным традициям белорусского народа, на развитие творческих способностей, организовывая и проводя такие праздники, как «Беларускі кірмаш запрашае ў госці вас”, “Масленіца”, “Калядкі”.

К восьмому же классу возникла идея создания историко-этнографического клуба “Вытокі”. Это общественная организация, членами которой являются около 40 учащихся школы ( 100% учащихся моего класса являются членами клуба). Что привлекает? Вот что отмечают сами дети: развиваются инициативность, активность, креативность, смелость, независимость, есть возможность проявить свои способности, поделиться своими умениями с другими, побывать в роли руководителя, лидера, приобщиться к народным традициям.

Основная цель работы клуба – это воспитание любви к родной земле, формирование гражданственности и патриотизма путем использования воспитательного потенциала народной культуры, театрального искусства белоруссов. А одной из задач является развитие индивидуальных особенностей детей, их творческих способностей, социальной активности. Уже в этом учебном году нами проведены следующие мераприятия: фольклорный праздник “Багач”, праздник для учащихся начальной школы “Спадчына маёй маці”, внеклассное мероприятие на базе школьного музея “Падарожжа ў сялянскую хату”, “Калядны кірмаш”. В планах у нас знакомство с народным этикетом и семейными традициями белорусов, с белорусскими народными играми, осуществление театральной постановки, приобщение к свадебной обрядности белоруссов, праздник “Масленица”.

Праздничные мероприятия и конкурсы творческого характера, проводимые в классе, предполагают креативность в их реализации, рассчитаны на использование творческих возможностей учащихся и позволяют ребенку развиться и обогатить себя новым опытом и знаниями.

Творческое мероприятие, конкурс для ребенка – это вдохновение его души, реализация его мысли. А если в них еще принимают участие и родители, то для детей это имеет особый смысл. Каждый праздник – это поэтапное творчество учащихся и учителя, начиная со сбора материала, его обработки, оформления, выбора формы представления, темы проведения, анализа коллективного творческого дела, когда каждый несет ответственность, может внести свой личный вклад.

Как минимум два раза в год в классе проводятся совместные праздники с родителями (причем приходят и мамы, и папы вместе), это доставляет большое удовольствие детям. Все они с большим удовольствием готовятся к этим встречам: «Моя мама самая-самая», «Семейная круговерть», «Вместе дружная семья». Проводятся также интеллектуальные состязания детей и взрослых, презентации детских портфолио. Родители принимают участие и в подготовке и проведении общешкольных мероприятий: «Беларускі кірмаш запрашае ў госці вас», «Масленіца».

Главная задача состоит в том, чтобы привлечь внимание отцов и матерей к внутреннему миру их собственных детей, к их способностям, к их интересам, их проблемам, к их жизни в кругу друзей и товарищей. Чтобы увидеть ребёнка, взрослый (учитель и родитель) должен приблизиться к тому детскому миру, который зачастую нам кажется несерьёзным, сравниться с ним, проникнуться им. Пристально всмотреться и понять: рядом с тобой растущий человек со своими проблемами, своим характером. Принять, помочь.

Творческие способности обучающихся, их социальная активность проявляются и в исследовательской работе. В этом учебном году ученицы восьмого класса Войтехович Анастасия и Кривицкая Елена приняли участие в конкурсе исследовательских работ «Таямніцы малой радзімы”. Они исследовали легенды деревни Станьково и, написав небольшую работу, проявили свои способности к литературному творчеству и приобщили своих одноклассников к истории малой родины. Вот небольшой отрывок из их работы:

“Цікавае заўсёды побач. І часам нават цяжка ўявіць наколькі…

Мінулае лета выдалася для нас вельмі цікавым. Мы вырашылі больш грунтоўна пазнаёміцца з гісторыяй нашай роднай вёскі Станькава, у прыватнасці з легендамі, якія існуюць у нашай мясцовасці. Гэта ж наша вёска, вёска, дзе жывём мы, нашы бабулі і дзядулі, сваякі, сябры і проста знаёмыя.Здавалася, што мы ведаем тут кожны куточак, кожную сцежку, кожнае дрэва. Мы і здагадацца не маглі, колькі цікавага і таемнага нам яшчэ невядома, якія незвычайныя людзі жывуць радам з намі. Шмат легенд і паданняў тоіць у сабе кожны куточак беларускай зямлі. І наш абавязак, наша мэта – запісаць легенды вёскі Станькава, пазнаёміць і зацікавіць імі як мага больш людзей.

Для ажыццяўлення гэтай мэты мы выкарыстоўвалі вусныя крыніцы, спецыяльную літаратуру, матэрыялы са сродкаў масавай інфармацыі. З вусных крыніц мы мелі магчымасць пачуць легенды нашага краю, даведацца пра гісторыю нашай вёскі не з падручнікаў ці ад настаўнікаў, а пачуць яе ад вяскоўцаў. Аднак трэба адзначыць, што найбольш грунтоўна і цікава са станькаўскімі легендамі нас пазнаёміў Алег Ігаравіч Масліеў, супрацоўнік Мінскай епархіі, член народнага гісторыка-краязнаўчага аб’яднання “Прылуцкая спадчына”. У спецыяльнай літаратуры атрымалі дакладную інфармацыю пра легенды як жанр вуснай народнай творчасці, пазнаёміліся з публікацыямі пра вёску Станькава, род Чапскіх. Для сябе распрацавалі план нашых дзеянняў.

Спадзяёмся, што падрыхтаваны намі матэрыял паспрыяе фарміраванню ўстойлівай цікавасці да культурнай спадчыны нашай роднай вёскі і ўсведамленню яе самабытнасці”.

Как классный руководитель, всегда стараюсь поддержать и настроить детей на участие в различных мероприятиях. Цель этих конкурсов – формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

В целом же все формы досуговой деятельности (беседы, интеллектуальные игры, круглые столы, экскурсии, походы и т.п.) способствуют развитию социальной активности обучающихся.

Результатом проводимой в классном коллективе работы является повышение уровня самостоятельности, творческой активности, мастерства учащихся. Дети сами могут предлагать, творить, создавать. Они имеют возможность помогать друг другу, общаться в процессе творчества. Все это позволяет ребенку развиваться как личности, способствует сплочению классного коллектива.

Дети ждут новых интересных конкурсов, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых на разных уровнях.

По результатам опроса, проведенного в классе, учащиеся отмечают, что в нашем классе 95% ребят принимают активное участие в мероприятиях, потому что они им интересны, в них они могут раскрыть свои способности, классный руководитель замечает их успехи, они получают одобрение у учителей и остальных учащихся школы. Данные результаты говорят об удовлетворенности процессом деятельности.

На протяжении трех лет наш класс занимал первое место в школьном конкурсе «Лучший школьный класс». Этому способствовало и постоянное активное участие в различных мероприятиях.

Для достижения положительных результатов по развитию творческих способностей необходимо использовать:

- индивидуальный и дифференцированный подход;

- активные методы работы;

- самостоятельную деятельность учащихся.

Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.



Список литературы:

1. Алимова, М.К., Козлова, В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.

2. Беберханова, В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка// Классный руководитель №3, 2000 год, стр. 39 – 48.

3. Борзова В.А., Борзов А.А.« Развитие творческих способностей у детей». - Москва, 1998 г.

4. Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся ». – Москва, 2003 г.

5. Дереклеева Н.И. Справочник завуча. – Москва, 2006 г.

6. Хуторский А..В. « Развитие творческих способностей». – Москва, 2000 г.

7. Щуркова, Н.Е., Питюков, В.Ю., Савченко, А.П., Осипова, Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.

8..Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 1998.

Приложение 1

Гісторыка-этнаграфічны клуб “Вытокі”

Дэвіз: Хто забыў сваіх продкаў – сябе губляе.

Хто забыў сваю мову – усё згубіў.

( У. Караткевіч)



Мэта: выхаванне любові да роднай зямлі і фарміраванне грамадзянскасці і патрыятызму ў маладога пакалення шляхам выкарыстання выхаваўчага патэнцыялу скарбніцы народнай культуры, тэатральнага мастацтва беларусаў

Задачы:

1. Паказаць месца традыцыйнай беларускай культуры ў выхаванні духоўных каштоўнасцей сучаснай моладзі;

2. Садзейніца нацыянальна-дзяржаўнай самаідэнтыфікацыі маладых людзей, іх самапазнанню і самавызначэнню як асобы;

3. Дапамагаць вучням ва ўсведамленні сваёй адказнасці за лёс і будучыню нашай Бацькаўшчыны.



Асноўныя напрамкі дзейнасці:

Інфармацыйна-асветніцкая дзейнасць па вывучэнню, захаванню, адраджэнню і прапагандзе гісторыка-культурнай спадчыны беларусаў;

вывучэнне і збор ( па магчымасці) артэфактаў матэрыяльнай традыцыйнай культуры, збіранне, вывучэнне і захаванне мясцовага фальклору ;

захаванне і папулярызацыя духоўнай і культурнай спадчыны беларускага народа;

вяртанне да жыцця народных свят і абрадаў;

вывучэнне тэатральнага мастацтва беларусаў, ажыццяўленне тэатральных пастановак.



5-6 класы: вывучэнне і папулярызацыя фальклору беларускага народа,

беларускіх народных гульняў, народнага этыкету, матэрыяльнай культуры;



7-8 класы: вывучэнне і папулярызацыя мясцовага фальклору, святаў і абрадаў беларускага народа;

9 – 11 класы: вывучэнне і папулярызацыя тэатральнага мастацтва беларусаў.
План работы на 2012/2013 навучальны год




5-6 класы


7 – 8 класы

9 – 11 класы

верасень

Арганізацыйны сход, афармленне дакументацыі, афармленне старонкі на сайце школы

Збор і вывучэнне фальклорнага матэрыялу(прыказкі, прымаўкі, загадкі і т.п.)

Збор матэрыялу пра народнае свята “Багач”, падрыхтоўка да яго правядзення

Знаёмства з працэсам развіцця тэатральнага мастацтва Беларусі


кастрычнік

Фальклорнае свята для вучняў пачатковай школы “Спадчына маёй маці”

Правядзенне народнага свята “Багач”

Гутаркі для вучняў 7-8 класаў “Тэатральнае мастацтва Беларусі”

лістапад

Знаёмства з беларускімі народнымі гульнямі

Вывучэнне традыцый святкавання калядных святаў

Наведванне аднаго з тэатраў г. Мінска (БДМТ, “Вясёлы кірмаш”)

снежань

Прадстаўленне для вучняў пачатковай школы “Пагуляем разам”

Прадстаўленне для вучняў школы “Калядкі”

Пастаноўка беларускай народнай казкі

студзень

Знаёмства з народным этыкетам і сямейнымі традыцыямі беларусаў

Вывучэнне традыцый святкавання Масленіцы

Знаёмства з п’есай для пастаноўкі, размеркаванне роляў

люты

Гадзіны зносін для вучняў 1-6 класаў “Народныя вытокі сучаснага этыкету”, “Сямейныя традыцыі беларусаў”, “Як сябе паводзіць”

Прадстаўленне для чучняў школы “Масленіца”

Рэпетыцыі, падрыхтоўка дэкарацый

сакавік

Знаёмства і вывучэнне прадметаў матэрыяльнай культуры беларусаў(на базе школьнага музея)

Знаёмства з сямейнымі абрадамі беларусаў

Рэпетыцыі, падрыхтоўка дэкарацый

красавік

Збор і апісанне прадметаў матэрыяльнай культуры (па магчымасці) Правядзенне экскурсій для вучняў школы “Беларуская хатка”

Вясельны абрад беларусаў

Тэатральная пастаноўка

май

Наведванне музея беларускага народнага быту


Прагназуемыя вынікі:

выхаванне актыўных адносін да жыцця;

ужыўленне вучняў у кантэкст беларускай этнакультуры;

фарміраванне здольнасцей выкарыстоўваць мастацкія навыкі і веды ў жыцці і практычнай дзейнасці незалежна ад прафесіі.






страница 1

Смотрите также: