Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Экономическая игра

«Я, моя семья и бережливость»
Цель: Помочь учащимся задуматься о том, что сегодня человечество подошло к той черте, когда от разумного решения многих людей и каждого из нас в отдельности зависит наше будущее.

Участники: Ученики из 9 –х классов.

Оборудование: Таблицы, схемы, подготовленные учениками.

Экономическая игра – новая форма экономического обучения школьников. В настоящее время она применяется очень широко. Можно сказать, что сейчас даже мода на деловые игры. Действительно, игровая методика, или, как стали говорить, игровая технология, является важным средством активизации процесса обучения. В отличие от традиционного урока в игре участвуют все (пассивных наблюдателей нет). причем, как правило, игре свойственно оживление, поднятие настроения, раскованность, расширение контактов. Поэтому игра не только снабжает учащегося новыми знаниями, но и обеспечивает привитие этих знаний в нестандартной форме. Такие знаний усваиваются ярче, полнее.

Вместе с тем игра, как и вообще любая методика обучения, имеет не только положительные, но и отрицательные стороны.

Подготовительная работа.

1. Учащиеся 9 классов делятся классными руководителями на группы.

2. Выбираются по одному представителю от класса – это будут ведущие.

3. Определяются направления для исследования.

4. Каждая группа получает задание.

Эпиграф

«Все сложные проблемы некогда были

простыми, а все великие дела

начинаются с малых.»
Вступительное слово ведущих:

Сегодня человек впервые начинает задумываться о том, какую роль он играет в развитии Земли. Он оценивает то, что было им создано за всю историю существования человечества, и пытается найти оправдание тому, что он видит вокруг. Однако факты, как принято говорить, вещь упрямая, и то, что видит человек, наводит его на грустные размышления: озоновые дыры, грозящие рано или поздно обернуться глобальной катастрофой, радиоактивное заражение озер и лесов, смерть людей от рака крови, гибнущие леса, вымирающие животные, пустыни на месте лугов, разрастающиеся мусорные свалки, грязь собственных улиц, домов, подъездов...

Наша Земля – это остров в океане вселенной. Сегодня человечество подошло к той черте, когда от разумного решения многих людей и каждого из нас в отдельности зависит будущее нашего острова. Сегодня человечество стоит перед выбором: так же безумно, как и раньше, тратить ограниченные ресурсы, чтобы в один “прекрасный день” исчезнуть навсегда из-за экологической катастрофы, или изменить свое отношение к приоритетам развития в целом, обернуться вокруг и осознать, что человек не один на этой Земле, что необходимо справедливо относиться не только к своим близким, но и к своим далеким потомкам, и к животным и растениям. Развитие человечества должно быть устойчивым, т. е. необходимо, чтобы использование человеком природных ресурсов основывалось не только на получении экономической прибыли.

Устойчивое развитие и разумное использование ресурсов – воды, нефти, газа, являющихся источниками тепла и электричества, - это основа безопасности планеты и живущих на ней людей. Однако насколько успешно эти концепции будут реализованы, зависит от каждого человека в отдельности.

Земля – это остров, с которого нам некуда бежать. Давайте же строить на ней жизнь в гармонии с окружающим миром!

В каждом классе были сформированы группы:

1. « Электричество»

2. «Тепло»

3. «Вода»
Каждая группа получает задание:

I группа «Электричество».

Провести исследование:



  1. Какие приборы работают у Вас дома от сети и потребляют электрическую энергию?

  2. Подсчитайте, сколько раз в неделю у Вас дома используется каждый электроприбор.

  3. Рассчитайте в соответствии с приведенной таблицей количество потребляемой электроэнергии в день, неделю месяц (таблицу составляете сами).

  4. Предложите способы уменьшения потребления электроэнергии в домашнем хозяйстве.

II группа «Тепло».

Провести исследование:



  1. Измерьте температуру в классе до заклейки окон и после. Тоже сделайте дома. Данные сравните.

  2. Запишите какие мероприятия для утепления жилищных помещений Вы знаете, какие проводите дома.

III группа «Вода».

Провести исследование:



  1. Определите, сколько раз в день Вы используете воду. Для чего? Данные запишите в таблицу (таблицу составляете сами).

  2. Попробуйте во второй колонке определить сколько Вы потребляете воды в день, месяц.

  3. Определите, в каких случаях в вашей семье к экономии воды относятся халатно?

  4. Предложите мероприятия по экономии воды.

После выступления групп ведущие предлагают присутствующим проделать более серьезные экспериментальные исследования.



Задание:

Ваши родители тратят деньги на оплату коммунальных услуг (свет, тепло, вода). Запишите показатели счетчиков в начале и конце месяца. Сравните, как они изменятся, после проведения в вашем доме энергосберегающих, теплосберегающих и водосберегающих мероприятий. Подсчитайте, сколько денег может сэкономить Ваша семья в месяц.


По итогом работы совместно все группы составляют памятки:

  1. Мероприятие по экономии электроэнергии

  2. Мероприятие по экономии тепла

  3. Мероприятие по экономии воды.


В заключении предлагается всем проверить знания с помощью теста.

Тест «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ»
1.Республика Беларусь относится к странам, крайне бедным топливными природными ресурсами. Лишь:

а) 5 – 8%

б) 10 – 14%;

в) 15- 18%;

г) 25 – 28%;

потребностей республики обеспечивается местными запасами топлива.



2. Формирование основ политики энергосбережения в республике целенаправленно ведётся с:

а) 1990г.;

б) 1993г.;

в) 1996г.;

г) 1999г.;

со времени образования межведомственного республиканского органа – Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь (с 24.09.2001 г. – Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь).



3. Преобразование гидроэнергии в электрическую стало возможным в конце:

а) ХХ в.;

б) ХIX в.;

в) XVIII в.;

г) XVII в.;

4. Наиболее значимый вклад в общий энергетический баланс Республики Беларусь может внести строительство каскада ГЭС на двух реках:

а) Западная Двина;

б) Неман;

в) Припять;

г) Днепр;

д) Сож;


е) Березина.

5. Энергосбережение выгодно экономически. Мероприятия по экономии энергоресурсов в

а) 1.5 – 2.0 раза;

б) 2.5 – 3 раза;

в) 3.5 – 4.0 раза;

г) 4.5 – 5.0 раз;

дешевле, чем производство и доставка потребителям такого же количества вновь полученной энергии.



  1. Через окна теряется значительное количество теплоты:

а) 5 – 10%; б) 10 – 20%; в) 20 – 30%; г) 35 – 45%.

  1. В зависимости от конструкции через стены дома теряется до:

а) 5 – 10%; б) 10 – 20%; в) 20 – 30%; г) 35 – 45% тепла.

  1. Самым энергоёмким потребителем электроэнергии являются:

а) электроплиты;

б) холодильники;

в) стиральные машины;

г) бытовые кондиционеры.



  1. В последнее время в продаже появились компактные люминесцентные лампы (КЛЛ), которые потребляют:

а) в 6 – 7; б) 5 – 6; в) 4 – 5; г) 3 – 4 раза

меньше электрической энергии по сравнению с лампами накаливания при одинаковой освещенности.



  1. Нет, вероятно, ничего более угнетающего, чем тусклый свет в квартире. Лампочка,

покрытая слоем пыли, дает света:

а) на 10 – 15%; б) 5 – 9%; в) 3 – 4%; г) 1 – 2%

меньше по сравнению с чистой.


  1. На освещение в Беларуси расходуется:

а) 1 – 3%; б) 10 – 13%; в) 20 – 33%; г) 30 – 43%

от общего потребления энергии.



  1. В настоящее время широко ведутся работы по расширению применения нетрадиционных, возобновляемых источников энергии:

а) солнечная энергия;

б) органическое топливо (уголь, нефть, газ и др.)

в) гидроэнергия рек;

г) ядерное топливо (уран, торий и др.)

д) энергия ветра;

е) энергия приливов;

ж) энергия морских волн;

з) энергия внутреннего тепла Земли;

и) редуцированный природный газ;

к) биомасса (включая древесные отходы);

л) твёрдые бытовые отходы.


  1. Вставить пропущенное слово. Приоритетом энергетической политики государства является повышение ……….. использования энергии как средства снижения затрат общества на энергосбережение, обеспечения устойчивого развития страны, повышения конкурентоспособности производительных сил и охраны окружающей среды.

  2. Флагман белорусской энергетики (самая крупная по производству электроэнергии):

а) Березовская ГРЭС;

б) Новополоцкая ТЭЦ;

в) Лукомльская ГРЭС;

г) Минская ТЭЦ-4;

д) Минская ТЭЦ-3;

е) Могилевская ТЭЦ-2.


ОТВЕТЫ:


  1. в

  2. б

  3. б

  4. а, б

  5. б

  6. б

  7. г

  8. а

  9. а

  10. а

  11. б

  12. а, д, е, ж, з, и, к, л

  13. энергоэффект

  14. в


Рефлексия.

Что Вам запомнилась в ходе экономической игры?



Какие Вы сделали для себя выводы?

Мероприятия по энергосбережению.

  1. Выключайте свет в том случае, если Вы в нем не нуждаетесь.

  2. Отключайте от сети на ночь электроприборы.

  3. Включайте технику только тогда, когда это нужно.

  4. Используйте стиральную машину при полной загрузке, настраивайте ее на как можно меньшую температуру.

  5. Почаще размораживайте холодильник, и используйте холодильник более эффективно.

  6. Если у вас в доме электроплита, готовьте пищу, экономия при этом энергию.

  7. Установите энергосберегающие лампы.

  8. Установите автоматические выключатели.

  9. Не покупайте лишних электроприборов, интересуйтесь их энергосберегающими характеристиками.


Мероприятие по сбережению тепла.

  1. Зарывайте шторы на ночь

  2. Установите индивидуальные счетчики тепла и регуляторами подачи тепла.

  3. Освободите пространство вокруг радиаторов.

  4. Плотно закрывайте двери комнат и квартиры.

  5. Не допускайте сквозняков.

  6. Между батареей и стеной установите защитный экран.

  7. Подоконник должен быть шире, тогда тело наружу уходит меньше.

  8. Застеклите балкон.

  9. Установите стеклопакеты.

  10. Изолируйте стены, пол и потолок.


Мероприятие по экономии воды


  1. Закрывайте кран, если не используете воду.

  2. Немедленно ремонтируйте протекающие краны и сливные бочки.

  3. Экономно расходуйте воду в ванной комнате.

  4. Экономьте воду в процессе стирки.

  5. Используйте при стирке меньше порошка.

  6. Используйте экологически чистые моющие средства.

  7. Замена душевых головок на водосберегающие.

  8. Установите водосберегающие насадки на краны, и используйте водосберегающие бачки.

  9. При покупке стиральной машины и посудомоечных аппаратов выбирайте, которые обладают лучшими водосберегающими характеристиками.


Приложение 1.

Мероприятия по энергосбережению.

  1. Выключайте свет в том случае, если Вы в нем не нуждаетесь.

  2. Отключайте от сети на ночь электроприборы.

  3. Включайте технику только тогда, когда это нужно.

  4. Используйте стиральную машину при полной загрузке, настраивайте ее на как можно меньшую температуру.

  5. Почаще размораживайте холодильник, и используйте холодильник более эффективно.

  6. Если у вас в доме электроплита, готовьте пищу, экономия при этом энергию.

  7. Установите энергосберегающие лампы.

  8. Установите автоматические выключатели.

  9. Не покупайте лишних электроприборов, интересуйтесь их энергосберегающими характеристиками.


Приложение 2.

Мероприятие по сбережению тепла.

  1. Зарывайте шторы на ночь

  2. Установите индивидуальные счетчики тепла и регуляторами подачи тепла.

  3. Освободите пространство вокруг радиаторов.

  4. Плотно закрывайте двери комнат и квартиры.

  5. Не допускайте сквозняков.

  6. Между батареей и стеной установите защитный экран.

  7. Подоконник должен быть шире, тогда тело наружу уходит меньше.

  8. Застеклите балкон.

  9. Установите стеклопакеты.

  10. Изолируйте стены, пол и потолок.


Приложение 3.

Мероприятие по экономии воды




  1. Закрывайте кран, если не используете воду.


  2. Немедленно ремонтируйте протекающие краны и сливные бочки.

  3. Экономно расходуйте воду в ванной комнате.

  4. Экономьте воду в процессе стирки.

  5. Используйте при стирке меньше порошка.

  6. Используйте экологически чистые моющие средства.

  7. Замена душевых головок на водосберегающие.

  8. Установите водосберегающие насадки на краны, и используйте водосберегающие бачки.

  9. При покупке стиральной машины и посудомоечных аппаратов выбирайте, которые обладают лучшими водосберегающими характеристиками.


страница 1

Смотрите также: