страница 1 Экономическая игра
«Я, моя семья и бережливость»
Цель: Помочь учащимся задуматься о том, что сегодня человечество подошло к той черте, когда от разумного решения многих людей и каждого из нас в отдельности зависит наше будущее.
Участники: Ученики из 9 –х классов.
Оборудование: Таблицы, схемы, подготовленные учениками.
Экономическая игра – новая форма экономического обучения школьников. В настоящее время она применяется очень широко. Можно сказать, что сейчас даже мода на деловые игры. Действительно, игровая методика, или, как стали говорить, игровая технология, является важным средством активизации процесса обучения. В отличие от традиционного урока в игре участвуют все (пассивных наблюдателей нет). причем, как правило, игре свойственно оживление, поднятие настроения, раскованность, расширение контактов. Поэтому игра не только снабжает учащегося новыми знаниями, но и обеспечивает привитие этих знаний в нестандартной форме. Такие знаний усваиваются ярче, полнее.
Вместе с тем игра, как и вообще любая методика обучения, имеет не только положительные, но и отрицательные стороны.
Подготовительная работа.
1. Учащиеся 9 классов делятся классными руководителями на группы.
2. Выбираются по одному представителю от класса – это будут ведущие.
3. Определяются направления для исследования.
4. Каждая группа получает задание.
Эпиграф
«Все сложные проблемы некогда были
простыми, а все великие дела
начинаются с малых.»
Вступительное слово ведущих:
Сегодня человек впервые начинает задумываться о том, какую роль он играет в развитии Земли. Он оценивает то, что было им создано за всю историю существования человечества, и пытается найти оправдание тому, что он видит вокруг. Однако факты, как принято говорить, вещь упрямая, и то, что видит человек, наводит его на грустные размышления: озоновые дыры, грозящие рано или поздно обернуться глобальной катастрофой, радиоактивное заражение озер и лесов, смерть людей от рака крови, гибнущие леса, вымирающие животные, пустыни на месте лугов, разрастающиеся мусорные свалки, грязь собственных улиц, домов, подъездов...
Наша Земля – это остров в океане вселенной. Сегодня человечество подошло к той черте, когда от разумного решения многих людей и каждого из нас в отдельности зависит будущее нашего острова. Сегодня человечество стоит перед выбором: так же безумно, как и раньше, тратить ограниченные ресурсы, чтобы в один “прекрасный день” исчезнуть навсегда из-за экологической катастрофы, или изменить свое отношение к приоритетам развития в целом, обернуться вокруг и осознать, что человек не один на этой Земле, что необходимо справедливо относиться не только к своим близким, но и к своим далеким потомкам, и к животным и растениям. Развитие человечества должно быть устойчивым, т. е. необходимо, чтобы использование человеком природных ресурсов основывалось не только на получении экономической прибыли.
Устойчивое развитие и разумное использование ресурсов – воды, нефти, газа, являющихся источниками тепла и электричества, - это основа безопасности планеты и живущих на ней людей. Однако насколько успешно эти концепции будут реализованы, зависит от каждого человека в отдельности.
Земля – это остров, с которого нам некуда бежать. Давайте же строить на ней жизнь в гармонии с окружающим миром!
В каждом классе были сформированы группы:
1. « Электричество»
2. «Тепло»
3. «Вода»
Каждая группа получает задание:
I группа «Электричество».
Провести исследование:
-
Какие приборы работают у Вас дома от сети и потребляют электрическую энергию?
-
Подсчитайте, сколько раз в неделю у Вас дома используется каждый электроприбор.
-
Рассчитайте в соответствии с приведенной таблицей количество потребляемой электроэнергии в день, неделю месяц (таблицу составляете сами).
-
Предложите способы уменьшения потребления электроэнергии в домашнем хозяйстве.
II группа «Тепло».
Провести исследование:
-
Измерьте температуру в классе до заклейки окон и после. Тоже сделайте дома. Данные сравните.
-
Запишите какие мероприятия для утепления жилищных помещений Вы знаете, какие проводите дома.
III группа «Вода».
Провести исследование:
-
Определите, сколько раз в день Вы используете воду. Для чего? Данные запишите в таблицу (таблицу составляете сами).
-
Попробуйте во второй колонке определить сколько Вы потребляете воды в день, месяц.
-
Определите, в каких случаях в вашей семье к экономии воды относятся халатно?
-
Предложите мероприятия по экономии воды.
После выступления групп ведущие предлагают присутствующим проделать более серьезные экспериментальные исследования.
Задание:
Ваши родители тратят деньги на оплату коммунальных услуг (свет, тепло, вода). Запишите показатели счетчиков в начале и конце месяца. Сравните, как они изменятся, после проведения в вашем доме энергосберегающих, теплосберегающих и водосберегающих мероприятий. Подсчитайте, сколько денег может сэкономить Ваша семья в месяц.
По итогом работы совместно все группы составляют памятки:
-
Мероприятие по экономии электроэнергии
-
Мероприятие по экономии тепла
-
Мероприятие по экономии воды.
В заключении предлагается всем проверить знания с помощью теста.
Тест «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ»
1.Республика Беларусь относится к странам, крайне бедным топливными природными ресурсами. Лишь:
а) 5 – 8%
б) 10 – 14%;
в) 15- 18%;
г) 25 – 28%;
потребностей республики обеспечивается местными запасами топлива.
2. Формирование основ политики энергосбережения в республике целенаправленно ведётся с:
а) 1990г.;
б) 1993г.;
в) 1996г.;
г) 1999г.;
со времени образования межведомственного республиканского органа – Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь (с 24.09.2001 г. – Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь).
3. Преобразование гидроэнергии в электрическую стало возможным в конце:
а) ХХ в.;
б) ХIX в.;
в) XVIII в.;
г) XVII в.;
4. Наиболее значимый вклад в общий энергетический баланс Республики Беларусь может внести строительство каскада ГЭС на двух реках:
а) Западная Двина;
б) Неман;
в) Припять;
г) Днепр;
д) Сож;
е) Березина.
5. Энергосбережение выгодно экономически. Мероприятия по экономии энергоресурсов в
а) 1.5 – 2.0 раза;
б) 2.5 – 3 раза;
в) 3.5 – 4.0 раза;
г) 4.5 – 5.0 раз;
дешевле, чем производство и доставка потребителям такого же количества вновь полученной энергии.
-
Через окна теряется значительное количество теплоты:
а) 5 – 10%; б) 10 – 20%; в) 20 – 30%; г) 35 – 45%.
-
В зависимости от конструкции через стены дома теряется до:
а) 5 – 10%; б) 10 – 20%; в) 20 – 30%; г) 35 – 45% тепла.
-
Самым энергоёмким потребителем электроэнергии являются:
а) электроплиты;
б) холодильники;
в) стиральные машины;
г) бытовые кондиционеры.
-
В последнее время в продаже появились компактные люминесцентные лампы (КЛЛ), которые потребляют:
а) в 6 – 7; б) 5 – 6; в) 4 – 5; г) 3 – 4 раза
меньше электрической энергии по сравнению с лампами накаливания при одинаковой освещенности.
-
Нет, вероятно, ничего более угнетающего, чем тусклый свет в квартире. Лампочка,
покрытая слоем пыли, дает света:
а) на 10 – 15%; б) 5 – 9%; в) 3 – 4%; г) 1 – 2%
меньше по сравнению с чистой.
-
На освещение в Беларуси расходуется:
а) 1 – 3%; б) 10 – 13%; в) 20 – 33%; г) 30 – 43%
от общего потребления энергии.
-
В настоящее время широко ведутся работы по расширению применения нетрадиционных, возобновляемых источников энергии:
а) солнечная энергия;
б) органическое топливо (уголь, нефть, газ и др.)
в) гидроэнергия рек;
г) ядерное топливо (уран, торий и др.)
д) энергия ветра;
е) энергия приливов;
ж) энергия морских волн;
з) энергия внутреннего тепла Земли;
и) редуцированный природный газ;
к) биомасса (включая древесные отходы);
л) твёрдые бытовые отходы.
-
Вставить пропущенное слово. Приоритетом энергетической политики государства является повышение ……….. использования энергии как средства снижения затрат общества на энергосбережение, обеспечения устойчивого развития страны, повышения конкурентоспособности производительных сил и охраны окружающей среды.
-
Флагман белорусской энергетики (самая крупная по производству электроэнергии):
а) Березовская ГРЭС;
б) Новополоцкая ТЭЦ;
в) Лукомльская ГРЭС;
г) Минская ТЭЦ-4;
д) Минская ТЭЦ-3;
е) Могилевская ТЭЦ-2.
ОТВЕТЫ:
-
в
-
б
-
б
-
а, б
-
б
-
б
-
г
-
а
-
а
-
а
-
б
-
а, д, е, ж, з, и, к, л
-
энергоэффект
-
в
Рефлексия.
Что Вам запомнилась в ходе экономической игры?
Какие Вы сделали для себя выводы?
Мероприятия по энергосбережению.
-
Выключайте свет в том случае, если Вы в нем не нуждаетесь.
-
Отключайте от сети на ночь электроприборы.
-
Включайте технику только тогда, когда это нужно.
-
Используйте стиральную машину при полной загрузке, настраивайте ее на как можно меньшую температуру.
-
Почаще размораживайте холодильник, и используйте холодильник более эффективно.
-
Если у вас в доме электроплита, готовьте пищу, экономия при этом энергию.
-
Установите энергосберегающие лампы.
-
Установите автоматические выключатели.
-
Не покупайте лишних электроприборов, интересуйтесь их энергосберегающими характеристиками.
Мероприятие по сбережению тепла.
-
Зарывайте шторы на ночь
-
Установите индивидуальные счетчики тепла и регуляторами подачи тепла.
-
Освободите пространство вокруг радиаторов.
-
Плотно закрывайте двери комнат и квартиры.
-
Не допускайте сквозняков.
-
Между батареей и стеной установите защитный экран.
-
Подоконник должен быть шире, тогда тело наружу уходит меньше.
-
Застеклите балкон.
-
Установите стеклопакеты.
-
Изолируйте стены, пол и потолок.
Мероприятие по экономии воды -
Закрывайте кран, если не используете воду.
-
Немедленно ремонтируйте протекающие краны и сливные бочки.
-
Экономно расходуйте воду в ванной комнате.
-
Экономьте воду в процессе стирки.
-
Используйте при стирке меньше порошка.
-
Используйте экологически чистые моющие средства.
-
Замена душевых головок на водосберегающие.
-
Установите водосберегающие насадки на краны, и используйте водосберегающие бачки.
-
При покупке стиральной машины и посудомоечных аппаратов выбирайте, которые обладают лучшими водосберегающими характеристиками.
Приложение 1.
Мероприятия по энергосбережению.
-
Выключайте свет в том случае, если Вы в нем не нуждаетесь.
-
Отключайте от сети на ночь электроприборы.
-
Включайте технику только тогда, когда это нужно.
-
Используйте стиральную машину при полной загрузке, настраивайте ее на как можно меньшую температуру.
-
Почаще размораживайте холодильник, и используйте холодильник более эффективно.
-
Если у вас в доме электроплита, готовьте пищу, экономия при этом энергию.
-
Установите энергосберегающие лампы.
-
Установите автоматические выключатели.
-
Не покупайте лишних электроприборов, интересуйтесь их энергосберегающими характеристиками.
Приложение 2.
Мероприятие по сбережению тепла.
-
Зарывайте шторы на ночь
-
Установите индивидуальные счетчики тепла и регуляторами подачи тепла.
-
Освободите пространство вокруг радиаторов.
-
Плотно закрывайте двери комнат и квартиры.
-
Не допускайте сквозняков.
-
Между батареей и стеной установите защитный экран.
-
Подоконник должен быть шире, тогда тело наружу уходит меньше.
-
Застеклите балкон.
-
Установите стеклопакеты.
-
Изолируйте стены, пол и потолок.
Приложение 3.
Мероприятие по экономии воды
Закрывайте кран, если не используете воду. -
Немедленно ремонтируйте протекающие краны и сливные бочки.
-
Экономно расходуйте воду в ванной комнате.
-
Экономьте воду в процессе стирки.
-
Используйте при стирке меньше порошка.
-
Используйте экологически чистые моющие средства.
-
Замена душевых головок на водосберегающие.
-
Установите водосберегающие насадки на краны, и используйте водосберегающие бачки.
-
При покупке стиральной машины и посудомоечных аппаратов выбирайте, которые обладают лучшими водосберегающими характеристиками.
страница 1
|