Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Экономика и социальная сфера:

развитие в интересах человека (результаты социально-экономического развития Республики Беларусь в 2007 году)

(материал в помощь докладчикам)
2007 год стал серьезным испытанием для белорусской экономики и общества в целом. По мнению Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, он был самым сложным в истории нашего молодого государства. Причем трудности были вызваны, в основном, не внутренними факторами, а жесточайшим политическим и экономическим давлением на Беларусь извне. Цены на импортируемое нами углеводородное сырье выросли с 1 января 2007 г. в разы. В середине прошлого года Беларусь по надуманным причинам исключили из Генеральной системы преференций Европейского союза. Осенью правительство США заблокировало счета концерна «Белнефтехим» во всех банковских учреждениях, находящихся под его юрисдикцией.

В январе 2007 г. значительно усилились инфляционно-девальвационные ожидания в обществе. Однако нам удалось справиться со сложностями перехода к новым ценам на топливо и доказать, что в Беларуси устойчивый рост ВВП – это не случайность. И в основе достигнутых высоких результатов лежали не столько цены на российские нефть и газ, сколько эффективная реализация государственной экономической политики, отражающей интересы народа.

Бремя возросших цен на энергоносители было распределено между организациями, госбюджетом и населением. Государством был предпринят ряд мер по минимизации негативных последствий резкого роста цен на углеводороды для населения. В первую очередь, тарифы на услуги ЖКХ для населения росли такими же темпами, как и в предыдущие годы.

В непростой период государство, общество и граждане сохранили взаимное доверие. Беларусь по-прежнему уверенно движется вперед, выполняя планы развития экономики и социальной сферы, намеченные на третьем Всебелорусском народном собрании.


1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ В 2007 ГОДУ
1.1. Основные макроэкономические результаты
В 2007 году национальная экономика продолжала динамичное развитие в соответствии с основными направлениями и приоритетами, определенными Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. и иными государственными программами, утвержденными показателями годового прогноза, а также основными направлениями денежно-кредитной политики и бюджета на 2007 год.

В прошлом году основной прогнозный показатель по темпам роста объема валового внутреннего продукта (ВВП) выполнен и составил 108,2%. Наибольший вклад в развитие национальной экономики внесли промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и бытовое обслуживание.

Экономический потенциал республики по итогам 2007 года характеризуется не только положительной динамикой количественных параметров, но и достаточно высоким уровнем качественных показателей эффективности. В январе–ноябре 2007 г. производительность труда возросла на 7,7% к уровню аналогичного периода 2006 года (прогноз на год – 7–8,6%). Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) за этот период составила 12,1%, а в промышленности достигла 13,1%. Опережающими темпами по сравнению с прогнозом снижалась энергоемкость ВВП. Весь прирост ВВП был обеспечен практически без увеличения валового потребления энергоресурсов.

В прошлом году не удалось сдержать инфляцию на уровне прогнозировавшихся параметров (6–8%). Впервые за последние годы индекс цен не снизился, а вырос. Потребительские цены на товары и услуги в декабре 2007 г. по сравнению с декабрем 2006 г. увеличились на 12,1%, что в определяющей степени связано с ростом мировых цен на энергоносители и некоторые другие виды товаров, а также с колебаниями курсов мировых валют.

За 2007 год банковская система страны выполнила все запланированные показатели и обеспечила стабильность национальной валюты и финансовую стабильность в экономике. За 2007 год официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США снизился лишь на 0,5% и составил на 1 января 2008 г. 2 150 руб.

Эффективная политика изменения в течение 2007 года ставки рефинансирования Национального банка, средний уровень которой составил 10,5% годовых, способствовала росту привлекательности хранения сбережений в белорусских рублях (по сравнению с депозитами в иностранной валюте). Как следствие – расширилась ресурсная база для наращивания объемов кредитования не только экономики, но и населения. В 2007 году впервые вклады населения в белорусских банках в пересчете на национальную валюту превысили 10 трлн. руб. (причем на начало декабря 65% приходилось на вклады в белорусских рублях).

В 2007 году по сравнению с 2006 годом объемы кредитования отраслей экономики и населения увеличились на 47,4% и достигли почти 30 трлн. руб. Все государственные программы кредитовались в полном объеме. Сумма кредитов, выданных населению, возросла более чем на 2,5 трлн. руб. и достигла почти 8 трлн. руб.

Об укреплении национальной экономики также свидетельствует значительное пополнение в 2007 году казны Республики Беларусь. Золотовалютные резервы страны за год увеличились почти в 3 раза и составили в национальном определении на 1 января 2008 г. чуть менее 5 млрд. долл. США.

Устойчивый потенциал национальной экономики подтвержден присвоением Беларуси в августе 2007 г. кредитного рейтинга, уровень которого выше по сравнению с рейтингами, первоначально полученными Россией или Украиной. Суверенный кредитный рейтинг является независимой экспертной оценкой готовности и способности государства выполнять свои долговые обязательства перед иностранными инвесторами и кредиторами. Его получение существенно повысило интерес иностранных инвесторов к белорусской экономике. В связи с этим становится возможной не только масштабная модернизация реального сектора экономики, но и реализация крупных проектов по комплексной застройке больших территорий с возведением бизнес-центров, гостиниц, спортивных сооружений, современных жилых микрорайонов и городов-спутников.

Кроме того, по ежегодному рейтингу Всемирного банка, который оценивает условия для ведения бизнеса, Беларусь отнесена к числу государств, значительно улучшивших свои позиции. К осени 2007 года в рейтинге для 178-ми стран Беларусь поднялась на 19 «ступенек» и заняла 110-е место (Россия – 106-е, Украина – 139-е), чему способствовали переход на принцип «одного окна» и нововведения Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах», обеспечивающие защиту инвесторов.

Уже в конце прошлого года Глава государства принял ряд новых решений по дальнейшей либерализации в стране предпринимательского климата (декреты от 26 ноября 2007 г. № 7, от 17 декабря 2007 г. № 8). С 1 января 2008 г. срок государственной регистрации субъектов хозяйствования сокращен до 5 дней, минимальный размер уставного капитала уменьшен в 2 раза, упрощены процедуры лицензирования и т. п. Это делает нашу экономику более привлекательной, дает новый импульс ее дальнейшему развитию (в первую очередь, на основе белорусских инвестиций).

1.2. Развитие промышленного комплекса


Динамичное развитие национальной экономики обеспечивал промышленный комплекс республики. Несмотря на существенное увеличение цен на импортируемые энергоносители, белорусская промышленность в течение 2007 года сохраняла опережающие темпы развития по сравнению со многими странами СНГ. Рост объема производства промышленной продукции в 2007 году в Беларуси составил 8,5% (в России – на уровне 6,5%).

Прогнозный показатель по выпуску промышленной продукции выполнен во всех областях и г.Минске, наиболее высокие темпы роста достигнуты на предприятиях г.Минска – 115,7% и в Могилевской области – 112,3%.

10-процентный рубеж темпов роста объемов промышленного производства в 2007 году преодолели машиностроительная и металлообрабатывающая отрасли – 13,9%; промышленность строительных материалов – 11,3, а также лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – 10,8%.

В 2007 году значительно повысились конкурентоспособность белорусской промышленной продукции и уровень импортозамещения в производственном секторе экономики. Удельный вес новой продукции в общем объеме промышленного производства составил 13,8%, а доля сертифицированной продукции – 68,8%. Ускоренными темпами шло обновление номенклатуры на предприятиях Минпрома (32,1%), Минстройархитектуры (20%) и концерна «Белбиофарм» (20,3%).

Развитие в 2007 году отечественного промышленного комплекса, в том числе на основе реализации программы импортозамещения и иных отраслевых и межотраслевых государственных программ, способствовало развитию внутренней кооперации.

В процесс производства конкурентоспособной на внешних рынках продукции крупные белорусские предприятия вовлекают все новых отечественных производителей, у которых размещаются заказы на изготовление импортозамещающего технологического оборудования и комплектующих узлов.

Одновременно активно осваивается производство комплексов импортозамещающих машин и оборудования, так необходимых для оснащения других отраслей национальной экономики (сельского хозяйства, лесного комплекса, коммунальных служб, дорожного строительства, здравоохранения).

Беларусь остается крупнейшим производителем современной бытовой техники, широко востребованной также в странах СНГ. В 2007 году в республике произведено более 1 млн. холодильников и морозильников, почти 165 тыс. автоматических стиральных машин, более 3 млн. газовых и электрических бытовых плит, боле 700 тыс. телевизоров.

В 2007 году в Гродненской области произведено промышленной продукции на сумму 8,0 триллиона рублей, потребительских товаров – на сумму 2,8 триллиона рублей. Увеличили выпуск продукции по сравнению с 2006 годом 207 предприятий, или 81,5% от их общего количества. Удельный вес продукции этих предприятий в объеме производства составил 83,7%. Увеличили объем производства на 20 и более процентов 58 предприятий.

На предприятиях области производится более 300 видов продукции.

1.3. Показатели сельского хозяйства
Развитие агропромышленного комплекса страны в 2007 году осуществлялось в рамках реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы. Основу АПК составляет крупнотоварное сельскохозяйственное производство. Рост объема производства сельхозпродукции в общественном секторе и крестьянских фермерских хозяйствах республики в прошлом году составил 9% при годовом прогнозе 7,5–8,5%. В хозяйствах населения (по оценке) производство сельхозпродукции по сравнению с 2006 годом уменьшилось на 2,7%, что обусловлено пока не преодоленной тенденцией снижения численности сельского населения и количества сельских подворий.

2007 год был для республики «хлебным», однако уборочная кампания завершилась в чрезвычайно короткие сроки – уже к 1 сентября. Собран небывало высокий урожай – 8 млн. т зерна (в 2006 году – более 6 млн. т), причем впервые за всю историю кормопроизводства – рекордный урожай зерна кукурузы – почти 670 тыс. т.

Валовой сбор зерна и зернобобовых во всех категориях хозяйств в весе после доработки составил более 7,2 млн. т, что на 1,2 млн. т больше, чем в 2006 году. Урожайность зерна в общественном секторе достигла 28,4 ц с одного гектара.

Если в 2006 году только две области республики намолотили свыше 1 млн. т зерна – Минская и Гродненская, то в 2007-м к ним добавились еще две – Могилевская и Витебская. В 169-ти сельскохозяйственных организациях урожайность зерновых колосовых культур составила более 40 ц, а в 16-ти – свыше 60 ц с гектара.

Положительные результаты в прошлом году достигнуты и в других отраслях растениеводства. Сбор льноволокна увеличился на 33%, а его урожайность возросла на 1,5 ц. Картофеля было собрано более 8,7 млн. т при росте его урожайности почти на 20 ц. Урожайность сахарной свеклы увеличилась на 11 ц и составила в среднем по республике 387 ц, а в Гродненской области она достигла 460 ц с гектара.

В 2007 году для государственных нужд заготовлено более 1 млн. т зерна, что на 5,4% превысило годовое задание. Полученный в прошлом году урожай сахарной свеклы, ячменя и льноволокна в полном объеме обеспечивает потребность белорусских сахарных заводов, пивоваренных и льноперерабатывающих предприятий.

В общественном секторе животноводства по состоянию на 1 января 2008 г. в наличии имелось кормов почти на 10% больше, а на одну условную голову скота их было заготовлено больше на 1,1 ц. Численность крупного рогатого скота на начало текущего года возросла на 65,7 тыс. голов, в том числе коров – на 3,6 тыс. голов. Реализация скота и птицы на убой увеличилась на 6,5%, производство молока – на 3,7%. За год несколько уменьшились численность свиней (на 0,4%) и количество полученных яиц (на 4,6%).

Средний удой молока от коровы составил 4 115 кг, что на 100 кг больше, чем в 2006 году. Продуктивность дойного стада увеличили все области республики.

Наибольшая продуктивность достигнута в сельскохозяйственных организациях Минской (4 535 кг) и Гродненской (4 422 кг) областей. В 316 организациях продуктивность дойного стада превысила 5 тыс. т молока, а их удельный вес в общественном секторе составил 18%.

В прошлом году отечественный агропромышленный комплекс не только в полном объеме обеспечил продовольственную безопасность страны, но и экспортировал значительные объемы продуктов питания в Россию и другие государства.

В 2007 году сельскохозяйственными организациями Гродненской области произведено валовой продукции на сумму 1 триллион 508 миллиардов рублей, что составляет к уровню предыдущего года 108,5 процента, при прогнозном показателе 107-108,5 процента. Во всех категориях хозяйств произведено 1 миллион 254 тысячи тонн зерна, 1 миллион 418 тысяч тонн сахарной свеклы, 1 миллион 333 тысячи тонн картофеля, 284 тысячи тонн овощей, 56 тысяч тонн плодов и ягод, 5,6 тысячи тонн льноволокна, 905,9 тысячи тонн молока, 358,3 миллиона штук яиц и реализовано 232 тысячи тонн мяса.

Сельскохозяйственными организациями с каждого гектара получено по 34,6 центнера зерна, 231 центнер картофеля, 16 центнеров маслосемян рапса, 459 центнеров сахарной свеклы, 263 центнера овощей. Производство продукции земледелия на сельскохозяйственных угодьях в пересчете на кормовые единицы увеличилось по сравнению с 2006 годом более чем на 800 тысяч тонн или на 11,5 процента, в том числе на пахотных землях - на 12,3, сенокосах и пастбищах - на 5,8 процента.

Наибольший прирост продукции с земельных угодий обеспечили сельскохозяйственные организации Ошмянского, Островецкого, Сморгонского районов.

Достигнуто увеличение объемов производства продукции животноводства. Реализация скота и птицы возросла на 6,9 процента, производство молока - на 1,4 процента. Прирост объемов производства молока и мяса получен за счет повышения продуктивности общественного животноводства. По сравнению с 2006 годом средний удой молока от коровы увеличился с 4363 до 4422 килограммов, среднесуточный привес на выращивании и откорме крупного рогатого скота - с 588 до 591 грамма, свиней - с 515 до 522 граммов.

Более сложные задачи поставлены перед трудовыми коллективами агропромышленного комплекса в 2008 году. Во всех категориях хозяйств необходимо обеспечить темп роста валовой продукции сельского хозяйства на 105 процентов, в сельскохозяйственных организациях - на 108 процентов.

1.4. Жилищное строительство – важнейший приоритет

социально-экономического развития
Обеспечение населения жильем в 2007 году оставалось одним из ключевых приоритетов социально-экономического развития страны. В 2007 году за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию почти 4,7 млн. кв. м общей площади, что на 14,2% больше, чем в 2006-м. За последнее десятилетие это самый большой объем жилищного строительства в республике.

В последние два года в республике осуществлен переход к строительству жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с низким уровнем энергопотребления, современным благоустройством прилегающих территорий, развитой инженерной и транспортной инфраструктурой.

Комфортное современное жилье строится не только в столице и областных центрах, но и в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях, а также в агрогородках. Это – почти 2 млн. кв. м, или 41% от общего объема. Причем в сельских населенных пунктах сдано в эксплуатацию около 1,5 млн. кв. м.

Для снижения в стране стоимости жилья утверждены перечни типовых проектов и проектов повторного применения многоквартирных и усадебных жилых домов, строящихся в сельской местности. Привязка таких проектов к местным условиям позволяет снизить стоимость затрат на проектирование до двух раз. С середины 2007 года введена обязательная сертификация строительных изделий для жилых и общественных зданий, а также внутренних работ, что существенно повысит качество нового жилья.

В целях обеспечения нуждающихся граждан доступным жильем установлены предельные нормативы стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, строящегося с государственной поддержкой.

Начиная с 2008 года в целях упорядочения стоимости жилья при его долевом строительстве с участием сбережений населения для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет ограничен размер прибыли застройщика. Корректировка цены в ходе возведения жилья для этой категории граждан возможна только в случае значительного изменения индекса цен на строительно-монтажные работы, который утверждается Правительством, или изменения налоговой нагрузки.

Выполнение намеченных темпов жилищного строительства в 2007 году во многом обусловлено высокими темпами развития промышленности строительных материалов.

Для строительного комплекса страны в прошлом году было произведено, например, более 3,8 млн. т цемента (прирост составил 9,3%), однако этого недостаточно. В целях устранения сложившегося дефицита цемента в 2007 году были подписаны контракты на модернизацию трех белорусских цементных заводов с увеличением мощности каждого из них на 1,8 млн. т, а в 2008 году начнется возведение еще трех новых цементных заводов.

В Гродненской области 2007 году введено в эксплуатацию 585,9 тыс.квадратных метров жилья (100,3% к годовому плану), в том числе в сельской местности – 222,2 тыс.квадратных метров (127%). В сельскохозяйственных организациях введено 1064 квартиры (100,4%) общей площадью 84,7 тыс. квадратных метров (110,2%), в агрогородках – 303 квартиры (202%) общей площадью 25,1 тыс.квадратных метров (222,2%).

В агрогородки преобразовано 43 населенных пункта. На эти цели освоено 189,6 млрд.рублей (113,2% от плана).

Обеспечен ввод в эксплуатацию всех объектов, предусмотренных Государственной инвестиционной программой. Выполнены задания Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы в части реконструкции животноводческих и птицеводческих помещений.

1.5. Инвестиции в основной капитал


В прошлом году инвестиции в основной капитал и строительство в Беларуси составили свыше 25 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2006 годом в сопоставимых ценах на 14,7%, при прогнозе роста на 14,5–17%.

Опережающими темпами росли инвестиции в производство, что подтверждает инновационное развитие экономики страны. Из общего объема использованных инвестиций на объекты производственного назначения было направлено 16,1 трлн. руб. Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств увеличились на 12%, а их удельный вес в общем объеме инвестиций достиг 45%.

Основными источниками капитальных вложений по-прежнему оставались собственные средства организаций, средства консолидированного бюджета и кредиты банков, составившие в 2007 году соответственно 41,6%, 26% и 19,6% от общего объема инвестиций. В последние годы сложилась устойчивая тенденция роста иностранных инвестиций (с 1,3 млрд. долл. США в 2003 году до 4,04 млрд. долл. США в 2006 году). За 9 месяцев 2007 г. в республику поступило свыше 3 млрд. долл. США иностранных инвестиций, что на 36% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

По данным доклада о мировых инвестициях, подготовленного Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) за 2006 год, Беларусь отнесена к группе государств с высоким потенциалом для привлечения иностранных инвестиций, но не полностью его использующим. По индексу инвестиционного потенциала, рассчитанного на основе 12 показателей, Беларусь поднялась с 65-го места в 2000 году на 50-е в 2006 году среди 141 государства. По поручению Главы государства, в целях улучшения условий для работы иностранных инвесторов, разрабатываются проекты документов, предусматривающие меры стимулирующего характера в отношении организаций с иностранными инвестициями.


В Гродненской области за январь-декабрь 2007 год на развитие экономики и социальной сферы направлено 2806,2 миллиарда рублей инвестиций в основной капитал.

На объекты производственного назначения использовано 1805,7 млрд. рублей, или 64,3% от общего объема инвестиций, темп роста составил 113%.

Из общего объема инвестиций в основной капитал 37,6% составляют собственные средства организаций, 23,7% - кредиты банков, 24,3% - бюджетные средства, 10,7% - средства населения, 0,3% - иностранные источники.

Наиболее высокие объемы инвестиций в основной капитал использованы в промышленности - 747,7 млрд.рублей или 132,1% к уровню 2006 года (удельный вес в общем объеме – 26,6%), жилищном строительстве - 582,7 млрд.рублей или 132,8% (20,8%), на транспорте - 177,6 млрд.рублей или 146% (6,3%).

В 2007 году осуществлялись работы по 30 инновационным проектам, завершена реализация 10 проектов. ООО «Биоком» построен завод по производству кормовых добавок, заменителей молока для сельскохозяйственных животных, ОАО «Щучинский маслосырзавод» освоено производство концентрата сывороточно-белкового, ОАО «Сморгоньсиликатобетон» организовано производство сухих строительных смесей, ОУП «Лидский мясокомбинат» реконструировано колбасное производство, ООО «Бел-ЭЛСО» Островецкого района организовано новое производство многопостовых сварочных аппаратов, ЧТПУП «Региональная экологическая компания» Островецкого района организовано производство топливных брикетов из древесных опилок, ДП «Мостовская сельхозтехника» разработана энергосберегающая технология и освоено опытно-промышленное производство натриевой селитры и другие проекты.

В экономику области привлечено иностранных инвестиций на сумму 101,7 млн.долларов США при задании на год 95 миллионов долларов США.

В 2008 году инвестиционная политика республики будет нацелена на реализацию общегосударственных приоритетов, инновационное развитие отраслей и регионов.
1.6. Внешнеторговая деятельность
В январе–ноябре 2007 г. объем внешней торговли товарами и услугами значительно превысил прогнозный показатель и составил 124,7% к аналогичному периоду 2006 года. По предварительным оценкам, в 2007 году внешнеторговый товарооборот Беларуси достиг рекордного уровня – 52 млрд. долл. США. За 11 месяцев 2007 г. объем экспорта в фактических ценах увеличился на 22,1%, импорта – на 27,3%. Сальдо внешней торговли товарами за этот период сложилось отрицательное, услугами – положительное.

Определяющим фактором формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами стало резкое подорожание импортируемых энергоносителей. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года отрицательное сальдо внешнеторговых операций с Российской Федерацией увеличилось за 11 месяцев на 28,5% (с 5 592,8 до 7 191,8 млн. долл. США). В торговле с остальными странами СНГ в целом сальдо было положительным, так же как и по группе государств вне Содружества.

Наиболее общей причиной дефицита торгового баланса является высокая степень зависимости экономики республики от импорта материальных ресурсов и энергоносителей. Это подтверждается значительной долей (около 73%) в импорте страны промежуточных товаров: топливно-энергетических ресурсов, сырья, материалов и комплектующих. Для Беларуси, закупающей сырье и материалы за рубежом, рост объемов производства и ВВП объективно влечет за собой увеличение импорта. Кроме того, рост импорта стимулировался возросшей инвестиционной активностью организаций, которым в целях скорейшей модернизации и технологического перево-оружения производства было предоставлено право ввоза в республику технологического оборудования по нулевой таможенной ставке.

Меры, предпринимаемые по наращиванию экспорта и оптимизации импорта, позволили к концу 2007 года значительно сократить разрыв между темпами роста экспорта и темпами роста импорта товаров. Если в январе 2007 г. разрыв составлял 29,6 процентного пункта, в январе–марте – 14,6, то в январе–ноябре – 6,7 процентного пункта. Ускоренными темпами наращивался экспорт услуг. За январь–ноябрь 2007 г. положительное сальдо внешнеторгового баланса услуг на 44,4% перекрыло отрицательное сальдо внешней торговли товарами.

Беларусь осуществляет многовекторную внешнеторговую политику. В январе–ноябре 2007 г. зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций со 176 странами мира. Товары поставлялись на рынки 140 государств, импортировалась продукция из 157 стран.

Главным торговым партнером Беларуси по-прежнему остается Российская Федерация. С 2002 по 2007 год белорусский экспорт в Россию увеличился в 2 раза.

Европейский союз прочно занял второе место среди торговых партнеров республики, а по удельному весу в общем объеме белорусского экспорта превзошел нашего традиционного партнера на Востоке.

Наибольшего продвижения в развитии сотрудничества Беларусь достигла с теми странами, с которыми в духе взаимного доверия ведется поступательный диалог на высшем уровне и которые готовы выстраивать с нашей республикой отношения на принципах равноправия и взаимоуважения. Показательными примерами является взаимодействие Беларуси с Китаем, Индией, Ираном, Венесуэлой.

Сегодня Республика Беларусь экспортирует в другие страны более 940 видов товаров. В структуре белорусского экспорта основную долю занимают нефтепродукты, калийные удобрения, продукция машиностроения.

За январь–ноябрь 2007 г. на внешние рынки поставлено 51,4 тыс. тракторов (рост на 31,2%), 7 042 седельных тягачей, 12,4 тыс. грузовых автомобилей. Большим спросом пользуется белорусская бытовая техника – экспортировано почти 350 тыс. телевизоров, видеомониторов и видеопроекторов, 915,7 тыс. холодильников и морозильников. Традиционно импортировались нефть, нефтепродукты, природный газ и каменный уголь, продукты питания (растительные масла и рыба мороженая).

В 2007 году экспорт сельскохозяйственной продукции превысил ее импорт. Положительное сальдо внешней торговли продовольственными товарами увеличилось в январе–ноябре 2007 г. в 7,9 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший рост экспортных поставок наблюдался по молочной продукции.

Своеобразным катализатором экономического роста является внешнеэкономическая деятельность, которая способствует созданию новых, прогрессивных производств, обеспечению конкурентных позиций отечественных производителей на внешних рынках.

Объем внешней торговли Гродненской области в 2007 году составил 2468,7 млн. долл. США и увеличился по сравнению с 2006 годом на 20,4%, в том числе экспорт – 1412,3 млн. долл. США (увеличился на 28,8%), импорт – 1056,4 млн. долл. США (на 10,8%).

Область осуществляла внешнеторговую деятельность со 109 странами мира. Товары поставлялись на рынки 78 государств, импортировалась продукция из 98 стран.

Основные торговые партнеры области - Россия (37,7% в общем объеме товарооборота), Германия (9,6%), Польша (9,5%), Китай (6,6%), Украина (5,3%), США (4,9%), Литва (3%), Италия (2,6%), Франция (2,1%), Бразилия (2%), Тайвань (Китай) (1,3%), Нидерланды (1,6%), Чехия (1,2%).

Новыми рынками по поставкам продукции стали 12 стран – Аргентина, Саудовская Аравия, Сингапур, Ливия, Пакистан, Иордания, Катар, Филиппины, Сербия, Мексика.

Товарооборот Гродненской области с Россией составил 930,1 млн. долл. США (темп роста – 117,8 %), в том числе: экспорт – 680,8 млн. долл. США (120,8 %), импорт – 249,3 млн. долл. США (110,2 %). Сальдо сложилось положительное – 431,5 млн. долл. США.

В настоящее время действуют соглашения с 14 регионами Российской Федерации.

2. Общество благосостояния – основная цель социальной политики белорусского государства
2.1. Решение проблем занятости населения
Прошедший год отмечен рядом подвижек в решении проблем занятости населения.

За 11 месяцев 2007 г. на постоянную работу трудоустроено более 200 тыс. человек, в том числе 136 тыс. – на созданные рабочие места. Уровень регистрируемой безработицы сократился с 1,2% в конце 2006 г. до 1% на конец 2007-го. При этом количество вакансий более чем на 15% превысило число зарегистрированных безработных.

Однако при относительно благополучной конъюнктуре на национальном рынке труда требуют решения вопросы обеспечения занятости в сельской местности и небольших городских поселениях Беларуси.

Для решения всего спектра социально-экономических проблем территорий (в том числе вопросов занятости) реализуется Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265. В ней выделено 187 населенных пунктов, по каждому из которых приняты свои программы социально-экономического развития. Предусмотрено реализовать около 1 тыс. инвестиционных проектов, включая строительство новых промышленных предприятий и производств, модернизацию действующих, реконструкцию объектов агропромышленного комплекса и сферы услуг. В этих целях определены источники финансирования, установлены налоговые льготы и преференции для субъектов хозяйствования. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производств и реализации товаров (работ, услуг)» новые предприятия, в том числе с иностранными инвестициями, в малых населенных пунктах освобождаются на 5 лет от уплаты налога на прибыль и сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей при реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, от ряда других налогов.

В результате реализации Программы в малых и средних городских поселениях должно быть создано более 100 тыс. новых рабочих мест.

В 2007 году в малых городах создано 28,7 тыс. рабочих мест, на селе – около 15,5 тыс. Численность безработных сократилась примерно на 20%.

Например, в Гродненской области в г.п. Вороново решению проблем занятости помогло открытие нового производства по пошиву женского белья, в Скиделе – по производству оконных дверей, в Сморгони – по сборке садового трактора и производству многокорпусных плугов для энергонасыщенных тракторов.
2.2. Повышение заработной платы
Главная цель социально-экономического развития государства – повышение уровня и качества жизни граждан.

По сравнению с 2000 годом реальные денежные доходы населения выросли в 2,4 раза, зарплата – в 2,7.

За прошлый год реальные денежные доходы населения увеличились на 15%, реальная зарплата – более чем на 10%.

Беларусь входит в тройку государств – участников СНГ с наиболее высоким уровнем оплаты труда.

В последние годы в республике обеспечиваются более высокие темпы роста заработной платы в сельском хозяйстве, организациях коммунальной формы собственности с низким уровнем оплаты труда.

В целом по стране доля организаций с зарплатой ниже 200 долл. США снизилась с 55% в октябре 2005 г. до 19% – в октябре 2007-го. К настоящему времени в республике не осталось районов с уровнем оплаты труда ниже 200 долл. США.

2.3. Основные показатели пенсионного обеспечения
Важное значение в достижении главных целей социальной политики белорусского государства придается повышению уровня пенсионного обеспечения.

В республике обеспечивается последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения. Рост пенсий достигается путем их периодических перерасчетов в привязке к средней заработной плате по стране и бюджету прожиточного минимума. За 2001–2007 гг. реальная пенсия по возрасту увеличилась почти в 2,9 раза (реальная зарплата – в 2,7 раза).

В 2007 году проведены два перерасчета трудовых пенсий (с 1 сентября и с 1 ноября), четыре перерасчета минимальных трудовых и социальных пенсий, а также надбавок и повышений к ним (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября). В целом за 2007 год пенсии повышены на 18,2%.

В декабре 2007 г. средний размер пенсии по возрасту составил 345 тыс. руб. (161 долл. США). Средние размеры других видов пенсий: по инвалидности – 300 тыс. руб., по случаю потери кормильца – 201, за выслугу лет – 460, социальных пенсий – 124 тыс. руб. Уровень пенсионного обеспечения в Беларуси – один из самых высоких среди государств – членов СНГ.

Важной мерой по совершенствованию национальной пенсионной системы, укреплению ее финансовой стабильности стало принятие в конце 2007 года Палатой представителей Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании». Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 г. Документом предусмотрено введение автономной пенсионной системы для работников, занятых на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда (по так называемым спискам № 1 и № 2). Финансирование досрочных пенсий данных лиц будет осуществляться из дополнительных страховых отчислений, производимых работодателями из расчета имеющихся рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.

Пенсионным обеспечением в Гродненской области охвачено 26,6% населения, 296 тысяч человек, 13,5 тысячам пенсии назначены в 2007 году, На выплату пенсий израсходовано один триллион 6 миллиардов рублей.

Пенсионная система в области работает стабильно. Выплата пенсий произведена в полном объеме без задержек.

Сохраняется тенденция постоянного роста социальных выплат. Дважды (в сентябре и ноябре) 2007 г. проводились перерасчеты трудовых пенсий, ежеквартально пересчитывались надбавки, повышения, социальные и минимальные пенсии. В результате перерасчетов размеры трудовых пенсий выросли на 18,5%.

За год до 3,9 снизился процент получателей пенсий по возрасту в минимальном размере.

На 10% выросла покупательская способность пенсионных сумм, определяемая как соотношение пенсии и бюджета прожиточного минимума пенсионера.

2.4. Совершенствование системы образования
Отдельным направлением социальной политики, равно как и важным фактором решения ряда задач социально-экономического развития республики, выступает образование. Основные итоги его развития в 2007 году характеризовались следующими показателями.

Сегодня детские дошкольные учреждения посещают 82,3% детей. Для маленьких граждан страны создаются дошкольные центры развития, детские сады-школы, специальные дошкольные учреждения (группы), интегрированные группы. На селе перспективными становятся семейный детский сад (детский сад на дому), сезонные и игровые площадки, группы кратковременного пребывания. Ребенок может посещать дошкольные группы в гибком режиме, приходя только на занятия. При этом плата за питание ребенка, если он находится в дошкольном учреждении до 3,5 часов, не взимается.

В республике практически завершен процесс реформирования общеобразовательной школы, начатый в 1998 году. Введен 12-летний срок обучения, внедрена 10-балльная система оценки знаний, обучение в школе начинается с 6-летнего возраста. Перемены на уровне общего среднего образования отражены в Законе Республики Беларусь от 5 июля 2006 г. № 141-3 «Об общем среднем образовании», который вступил в силу 13 января 2007 г.

Разработаны и утверждены также Программа развития общего среднего образования на 2007–2016 гг., образовательный стандарт общего среднего образования. В соответствии с Планом мероприятий по устранению перегрузки учащихся доработаны предметные образовательные стандарты.

В Республике Беларусь реализуется Государственная программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007–2010 годы». В школах внедряются и получают развитие информационные технологии. Сегодня более 50% общеобразовательных учреждений имеют современную компьютерную технику (96% – компьютеры нового поколения) и доступ в Интернет. Выпущены пособия по физике, географии с электронным приложением.

Важным показателем качества образования, получаемого в отечественных общеобразовательных учреждениях, являются победы белорусских школьников на международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике, астрономии. В 2007 году представители нашей страны завоевали 3 золотые, 11 серебряных и 14 бронзовых медалей.

Ключевая новация в системе образования – введение профильного обучения, которое будет внедрено в 11-х классах с 2008/2009 учебного года.

Повышается значимость национальной системы профессионально-технического образования.

Сегодня особенно остро ощущается нехватка рабочих высокой квалификации (четвертый разряд и выше). В ПТУ молодые люди имеют возможность получить профессии широкого профиля с присвоением нескольких квалификаций. Это дает больше шансов устроиться на хорошо оплачиваемую работу.

В республике продолжается реформа высшей школы. Важным событием 2007 года в образовательной сфере стало принятие Закона Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 252-3 «О высшем образовании», которым закреплена двухступенчатая система обучения. Первая ступень направлена на подготовку квалифицированного специалиста для реального сектора экономики и социальной сферы, вторая (магистерская) ступень – на подготовку к научно-исследовательской, инновационной деятельности. В условиях двух ступеней образования будет два диплома: специалиста и магистра.

Согласно Закону, выпускники вузов, получившие образование первой или второй ступени на дневной форме обучения за счет средств республиканского бюджета и направленные на работу по распределению, считаются молодыми специалистами и обязаны отработать два года. В противном случае они должны возместить государству средства, затраченные на их подготовку. Стоимость платного обучения устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Впервые предусмотрено право для студента взять академический отпуск в случае финансовых трудностей.

Важной особенностью развития сферы образования в Республике Беларусь является переход к массовому высшему образованию. Число студентов вузов с каждым годом увеличивается. В 2007/2008 учебном году на 10 тыс. населения приходится 425 студентов (в 2006/2007 году – 409). Это – один из самых высоких показателей среди европейских государств.


2.5. Развитие отечественного здравоохранения
Укрепление здоровья людей, достижение современного уровня в качестве медицинского обслуживания населения республики – ключевые задачи отечественного здравоохранения. В 2007 году продолжена работа по развитию специализированной медицинской помощи, оснащению современным оборудованием операционных залов и реанимационных мест в областных и центральных районных больницах.

Проведена реконструкция НИИ травматологии и ортопедии, НИИ онкологии, а также Республиканского научно-практического центра «Кардиология».

В Беларуси ежегодно выполняется 8 тыс. операций на сердце. Специалисты Республиканского научно-практического центра «Кардиология» выезжают в областные больницы для обмена опытом со своими коллегами из регионов. Операции на открытом сердце уже выполнялись в гг. Витебске, Могилеве, Гродно и Бресте. Задача отечественного здравоохранения – в ближайшие годы осуществить пересадку сердца.

В 2007 году в Республиканском центре нефрологии и почечно-заместительной терапии на базе 4-й городской клинической больницы г. Минска проведено 40 операций по трансплантации почки. В настоящее время продолжается работа по созданию на базе 9-й городской клинической больницы г. Минска республиканского центра трансплантологии.

Один из главных приоритетов здравоохранения – охрана здоровья матери и ребенка. В этих целях осуществляются реконструкция и оснащение современным медицинским оборудованием родильных домов и отделений.

Переоснащаются сельские медучреждения.

Значительное внимание уделяется лекарственному обеспечению. В Беларуси производится 36% наименований лекарств, которые входят в Республиканский перечень основных лекарственных препаратов. К 2010 году планируется довести данный показатель до 50%.

Перспективным направлением улучшения лекарственного обеспечения в стране является выпуск витаминов и биологически активных добавок.

Во время посещения комплекса Научно-производственного центра «Институт фармакологии и биохимии НАН Беларуси» в январе 2008 г. Глава государства подчеркнул, что «Год здоровья, объявленный в Беларуси, предполагает решение комплекса задач. Это не только развитие физкультуры и спорта, переоснащение больниц и медицинских центров, решение демографической проблемы, но и, что особенно важно, развитие медицинской науки».
2.6. Усиление и совершенствование

социальной поддержки населения


В 2007 году принят ряд мер по усилению социальной поддержки различных групп населения: малообеспеченных граждан, семей с детьми, семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Значимой мерой материальной поддержки семей стало увеличение с 1 июня 2007 г. размеров единовременного пособия в связи с рождением: первого ребенка – с двух до пяти бюджетов прожиточного минимума, второго ребенка – с двух до семи, третьего и последующих детей – с 3 до 7 бюджетов прожиточного минимума.

При этом ежеквартально пересматривались размеры всех государственных пособий на детей в связи с установлением новых бюджетов прожиточного минимума. В результате за 2007 год они выросли на 9,5%.

В настоящее время размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет составляет 148 540 руб., на детей старше трех лет – 55 700 руб. Системой пособий охвачено свыше 500 тыс. детей.

С 1 января 2008 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет увеличен с 65% до 80% бюджета прожиточного минимума. Предусмотрено, что в 2009 году размер этого пособия будет доведен до бюджета прожиточного минимума.

С апреля 2007 г. установлены более благоприятные условия предоставления бесплатного питания детям первых двух лет жизни. За счет повышения критерия нуждаемости и отмены категориального принципа значительно увеличилась численность получателей данного вида государственной социальной помощи. Она предоставляется около 14 тыс. детей. По прогнозным оценкам, в 2008 году в связи с очередным повышением критерия нуждаемости численность получателей достигнет 26 тыс.

В Республике Беларусь с апреля 2007 г. для родителей, воспитывающих троих и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов, установлен ежемесячный стандартный вычет при исчислении подоходного налога в размере четырех базовых величин на каждого ребенка.

С учетом приоритетности вопросов жилищной политики в прошлом году существенно усилена государственная помощь молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по банковским кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.

Так, Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 414 определены более высокие размеры финансовой помощи государства многодетным семьям в погашении задолженности по льготным кредитам: при наличии троих несовершеннолетних детей – 50% от суммы задолженности по выданным кредитам (было – 30%); четверых несовершеннолетних детей – 70% (50%); пятерых и более несовершеннолетних детей – 100% от суммы задолженности.

Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007 г. № 585 установлено предоставление финансовой поддержки семьям для погашения задолженности по выданным нельготным жилищным кредитам: в случае рождения первого ребенка или при наличии одного ребенка – 20 бюджетов прожиточного минимума; второго ребенка (двоих детей) – 40; третьего (троих) и последующих детей – 50 бюджетов прожиточного минимума.

Данные меры играют важную роль как в решении жизненно важных проблем семьи, так и, в особенности, в сокращении малообеспеченности.

Тем самым сделаны важные шаги по усилению адресности социальной защиты населения с четким обозначением таких государственных приоритетов, как семейная и жилищная политика, поддержка материнства и детства, укрепление демографической безопасности, борьба с бедностью.

Принятие данных мер позволило также в значительной степени предупредить и скомпенсировать потери населения от оптимизации государственных социальных льгот.

В 2007 году населению республики предоставлено только льготных жилищных кредитов на сумму более 700 млрд. руб., что превысило объем финансирования всех социальных льгот.

Ранее социальные льготы предоставлялись без учета нуждаемости граждан и не оказывали существенного влияния на повышение реальных доходов населения, сокращение малообеспеченности, улучшение демографической ситуации. Упорядочение льгот было осуществлено с целью перераспределения части бюджетных средств на те направления и формы социальной поддержки населения, которые ориентированы на решение приоритетных социальных задач, повышение адресности и эффективности всей системы государственной социальной поддержки населения. Принятие закона о льготах, как подчеркнул Глава государства, «не какая-то вынужденная мера ввиду якобы сложного экономического положения в стране, а обоснованный шаг по усилению государственной помощи действительно нуждающимся гражданам».

Поэтому одновременно с вступлением в силу закона о льготах был принят Указ Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения».

Для малообеспеченных граждан устанавливаются два основных вида поддержки: государственная адресная социальная помощь и безналичные жилищные субсидии. При этом существенно расширяются критерии их предоставления, что позволяет в несколько раз увеличить охват одной и другой формой помощи нуждающихся граждан. Для назначения ежемесячного социального пособия «планка дохода» поднята с 60% до 100% бюджета прожиточного минимума, а единовременного социального пособия – с 60% до 120%. Безналичные жилищные субсидии будут предоставляться семьям (гражданам) при условии, если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в пределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителей города и 15% – для жителей села.

Число получателей адресной социальной помощи, оценочно, увеличивается с 46 тыс. человек в 2007 году до 200 тыс., а получателей безналичных жилищных субсидий – со 113 тыс. – до 161 тыс. человек.

Таким образом, в Беларуси создан простой и прозрачный механизм предоставления государственной поддержки. Максимально упрощены порядок обращения за помощью и процедура принятия соответствующего решения. При выполнении данных административных процедур предусмотрено использование заявительного принципа «одно окно».

На учете в территориальных центрах социального обслуживания населения Гродненской области на 1 января 2008 года состоит свыше 164 тысяч граждан различных категорий. В 2007 году предоставление социально-бытовых услуг разового характера возросло в 1,5 раза.

Отделениями социальной помощи на дому Центров обслуживаются 11402 пожилых человека, что на 4,4% больше в сравнении с началом 2007 года.

Продолжалась работа по оказанию материальной помощи из средств местных бюджетов, Фонда социальной защиты населения, государственной адресной социальной помощи нуждающимся гражданам и семьям. В 2007 году материальную помощь получили 13654 человека на сумму 871,7 млн. рублей, адресную – 4988 граждан на сумму 454,8 млн. рублей. В области ведется работа по реализации Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки населения». По состоянию на 8 февраля 2008 года адресная помощь в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий назначена 4180 гражданам на сумму 702 млн. рублей.

Оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны (более 4 тысяч), одиноким гражданам пожилого возраста (около 21 тысячи) – одно из главных направлений в работе органов системы комитета и исполнительной власти на местах.

В области проведена определенная работа по выполнению в 2007 году мероприятий, предусмотренных Планом развития сети учреждений социального обслуживания населения Гродненской области на 2006-2010 годы.

В 2007 году открыты все запланированные отделения дневного пребывания для инвалидов: в Центрах Сморгонского, Кореличского, Волковысского, Мостовского, Гродненского, Ленинского, Октябрьского г. Гродно районах (ранее – в Лидском и Слонимском районах). Всего в области 9 таких отделений. В 2008 году отделения дневного пребывания для инвалидов будут открыты в остальных районах области.

2.7. На пути к устойчивому демографическому развитию


Основные факторы и движущие силы социально-экономического развития страны тесно связаны с демографической ситуацией. Решению проблем народонаселения в Республике Беларусь подчинена реализация большинства государственных социальных программ.

Провозглашение 2006 года Годом матери положило начало повышению социального статуса женщины-матери, престижа здоровой и крепкой семьи.

Логическим продолжением стало объявление 2007 года Годом ребенка, что послужило основанием для принятия дополнительных мер по защите интересов и законных прав детей, обеспечению их гармоничного развития.

2008 год объявлен Годом здоровья, что свидетельствует о внимании государства к здоровью своих граждан.

С учетом первостепенной государственной важности проблем демографии и необходимости их комплексного решения в республике реализуется Национальная программа демографической безопасности на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2007 г. № 135. Она призвана содействовать стабилизации демографической ситуации и формированию предпосылок демографического роста в стране, повышению качества жизни семей с детьми, улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка, снижению заболеваемости и смертности.

По итогам первого года реализации Национальной программы демографической безопасности в Республике Беларусь наметились положительные тенденции. За январь–ноябрь 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом 2006 года число родившихся увеличилось на 7,8%, количество умерших снизилось на 4%. На 12% возросло число заключенных браков. В белорусских семьях уже становится нормой растить двоих–троих детей.

В широкой пропаганде здорового образа жизни населения требуется активное участие трудовых коллективов и общественных объединений.

В частности, Глава государства подчеркнул на встрече с членами Синода Белорусской православной церкви: «На первое место среди направлений приложения совместных усилий государства и Церкви я ставлю коренное улучшение демографической ситуации в стране, нравственное и физическое оздоровление людей».


3. Основные задачи социально-экономического развития на 2008 год
Государством многое делается для того, чтобы гражданам нашей страны жилось комфортно и благополучно. Но ведь для человека самое главное – это здоровье. Поэтому 2008 год объявлен в Республике Беларусь Годом здоровья. Крепкая семья, здоровые дети и родители – это здоровая нация и процветающая страна.

Созданию необходимых условий для дальнейшего формирования в обществе здорового образа жизни будет способствовать решение основных задач социально-экономического развития Республики Беларусь в 2008 году, которые определены в утвержденных Главой государства важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год, Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год и госбюджете на 2008 год.

В соответствии с Указом Президента от 18 декабря 2007 г. № 656 Правительством разработаны и приняты повышенные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год. В текущем году прогнозируется обеспечить рост ВВП, продукции промышленности, потребительских товаров на уровне 111%, сельского хозяйства – 108,5%, инвестиций в основной капитал – 125%, экспорта товаров – 116,5%, экспорта услуг – в 1,5 раза, розничного товарооборота – 113%, платных услуг населению – 112%, ввод общей площади жилья – 5,2 млн. кв. м, что позволит осуществить проведение сбалансированной политики повышения уровня реальных денежных доходов населения до 111%.

На 2008 год рост индекса потребительских цен (инфляция) прогнозируется на уровне 106–108% в целом за год, или 0,5–0,6% в среднем за месяц. В целях сдерживания инфляционных процессов, обусловленных увеличением цен (тарифов) на энергоресурсы, и сохранения конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках особое внимание предстоит уделять работе по сокращению производственных затрат, экономии топливно-энергетических ресурсов, повышению эффективности производства, расширению рынков сбыта.

Целью денежно-кредитной политики в 2008 году является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в т. ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

Основным средством достижения этой цели будет поддержание стабильного курса нашего рубля к доллару США. Колебания курса предусматриваются в границах плюс-минус 2,5% по отношению к величине курса на начало текущего года, т. е. в 2008 году курс будет находиться примерно в диапазоне 2 100–2 200 белорусских рублей за 1 долл. США. Сохранятся базовые принципы процентной политики – поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики. Общая динамика процентных ставок будет определяться ставкой рефинансирования. Исходя из оценки ключевых макроэкономических показателей, при прогнозируемом уровне инфляции в 6–8% ставка рефинансирования к концу 2008 года может снизиться до 7–9% годовых. Процентные ставки по новым срочным депозитам в банках на конец 2008 года могут составить 7–10%, а ставки по банковским кредитам предприятиям и населению – 10–12% годовых.

Бюджет на 2008 год сформирован в соответствии с целями и задачами Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. и традиционно является социально ориентированным, обеспечивая преемственность направлений бюджетной политики.

При формировании доходной части бюджета на 2008 год реализован ряд мер по упрощению, совершенствованию системы налогообложения, а также снижению уровня налоговой нагрузки.

В новых условиях в распоряжении субъектов хозяйствования останутся средства на общую сумму около 1 трлн. руб., которые могут стать источником дополнительных инвестиций в развитие производства.

Снижение налоговой нагрузки в 2008 году, в сравнении с прошлым годом, оценивается в 0,9 процентных пункта ВВП.

Доходы консолидированного бюджета в 2008 году (с учетом средств Фонда соцзащиты населения) запланированы в объеме 50,16 трлн. руб., или 44,5% ВВП. Расходы – 52,35 трлн. руб., или 46,4% ВВП. Доходы республиканского бюджета составят 38,15 трлн. руб. и вырастут к уровню прошлого года на 8%. Расходы – 40,34 трлн. руб. (рост на 13%). Предусмотрен несколько больший, чем в предыдущие годы, дефицит бюджета – 1,9% от ВВП, что обусловлено необходимостью дополнительного расходования бюджетных ресурсов на развитие реального сектора экономики и финансирование приоритетных направлений.

Бюджет сохраняет социальную направленность. Доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы, жилищного строительства, поддержку населения, субсидирование тарифов на оказываемые населению жилищно-коммунальные и транспортные услуги составит в 2008 году 61% объема консолидированного бюджета (32,4 трлн. руб.). Увеличение ассигнований на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы планируется в размере 11,9%.

Наиболее высокими темпами будут расти ассигнования на развитие национальной экономики. В консолидированном бюджете они увеличатся по отношению к предыдущему году на 21% и составят 12,3 трлн. руб., или 11% от ВВП. Из них 50,6% будет направлено на развитие промышленности, энергетики и строительство, 26,5% – на сельское хозяйство и 16,1% – на дорожное хозяйство.

Больше, чем в среднем по республике, будут увеличиваться расходы консолидированного бюджета на здравоохранение и образование – рост более чем на 16%, физическую культуру и спорт – 17,1%, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство – 19,8%.

Средства, высвобождаемые в связи с ликвидацией отдельных льгот, пойдут на оказание адресной социальной помощи, охрану материнства и детства, проведение дополнительных мероприятий по реабилитации территорий, пострадавших от аварии на ЧАЭС.

Как подчеркнул Глава государства, 2008 год – ключевой в реализации пятилетней программы социально-экономического развития страны.

Работа каждого на своем рабочем месте должна быть направлена на безусловное выполнение заданий 2008 года, что требует дисциплины, жесточайшего режима экономии и высокой ответственности кадров на всех уровнях управления.

Результаты развития республики в 2007 году убедительно продемонстрировали, что принятые задания в области социально-экономического развития страны могут и должны быть выполнены даже в условиях повышения цен на закупаемые энергоресурсы.



В своем Новогоднем обращении к гражданам страны Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко особо отметил: «Трудности научили нас жить по средствам, бережно, по-хозяйски, с любовью относиться к своему Отечеству».

 Учитывает численность официально обратившихся за содействием занятости и признанных в установленном порядке безработными.

 С 1 ноября 2007 года бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения установлен в размере 185670 руб.



страница 1

Смотрите также: