страница 1 Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинская cпециализированная школа- интернат для одаренных детей «Дарын»
Рассмотрено
на заседании
методического объединения
учителей математики и информатики
ШОД «Дарын
от «___» __________ 2007 г.
№ ________
|
Рассмотрено
на заседании
научном методическом
совете
от «___» __________ 2007 г.
№ ________
|
Утверждено
решением педагогического совета
ШОД «Дарын»
от «___» __________ 2007 г.
№ ________
|
г. Караганда,
Гапеева 29/2
ПРОГРАММА
углубленного изучения
математики
для специализированных школ
10 класс
Автор: Ахметова Ж.И
Учитель математики
профиль: естественно- математический.
г. Карагандa 2007 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана для классов естественно-математического направления на основе «Закона об образовании РК», «Учебной программой по математике», утвержденной Министром образования и науки РК № 403 от 12.05.2004г., в соответствии с требованиями базисного учебного плана и рабочего учебного плана ШОД «Дарын».
Программа регулирует организацию учебного процесса, основой которого является личностно-ориентированный подход, предусматривающий дифференцированный подход к обучению, с учетом интеллектуального развития ученика и уровня его подготовки по предмету, его способностей и задатков.
Естественно-математическое направление обучения предназначено для учащихся, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет решающую роль. Изучение их предполагает реализацию тех же целей, что и в общеобразовательном курсе, но на более высоком уровне. В связи с вышеназванным направлением, программа предусматривает расширение некоторых разделов и включение следующих тем в курс алгебры 10 класса:
- преобразования и вычисления, связанные с обратными тригонометрическими функциями;
- некоторые приемы решения трансцендентных уравнений и неравенств, содержащих тригонометрические функции;
- тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами;
- обратная функция;
- сложная функция;
- предел и непрерывность, замечательные пределы;
- применение производной к приближенным вычислениям;
- вторая производная, её применение;
- элементы теории вероятностей и математической статистики;
- основная теорема теории алгебры многочленов, разложение многочлена на неприводимые множители.
Цель обучения математике для старшей ступени школы естественно-математического направления заключается в том, чтобы научить учащихся составлять и выбирать нужный или оптимальный метод для решения поставленной задачи; способствовать формированию умения корректно проводить исследовательскую работу, давать математическую оценку результатам вычислений; развивать способность к самообразованию. Большое значение для учащихся естественно-математического направления имеет развитие научно-исследовательской культуры, формулируемое при изучении математики.
Цель программы:
-
создание условий для развития информационной компетенции учащихся;
-
развитие способностей, необходимых для их осознанного профессионального самоопределения.
-
Задачи:
-
Обеспечить изучение тем, углубляющих и расширяющих содержание преподавания математики в 10 классах в рамках Госстандарта.
-
Формирование устойчивого интереса к предметам естественно-математического цикла.
-
Развитие исследовательской культуры и навыков работы по самообразованию.
Содержание и структура учебного материала углубленного изучения математики в 10 классе.
Алгебра и начала анализа
I. Общие свойства функции
Числовые функции и их свойства. Возникновение понятия функции. Соответствия. Числовые функции. Способы задания функции и действия над ними. Сложные и обратные функции. Простейшая схема исследования функции.
-
Тригонометрические функции.
Преобразование тригонометрических выражений. Определение тригонометрических функций числового аргумента. Основные формулы тригонометрии. Исследование свойств основных тригонометрических функций. Функция y=sin x, y=cos x, y=tg x, y=ctg x.
Примеры построения графиков некоторых тригонометрических функций. Обратные тригонометрические функции: y=arcsin x, y=arcos x, y=arctg x, y=arcctg x. Преобразования и вычисления, связанные с обратными тригонометрическими функциями.
Тригонометрические уравнения. Методы решения тригонометрических уравнений. Некоторые приемы решения трансцендентных уравнений, содержащих тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения с параметрами. Решение систем тригонометрических уравнений. Обратимые тригонометрические уравнения. Решение обратных тригонометрических уравнений. Методы решения обратных тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических неравенств. Решение трансцендентных неравенств, содержащих тригонометрические функции. Тригонометрические неравенства с параметрами. Доказательство тригонометрических неравенств.
-
Предел и непрерывность.
Предел числовой последовательности. Бесконечно большие и бесконечно малые величины. Основные теоремы о пределах. Пределы функции в точке. Предел функции на бесконечности. Асимптоты функции. Первый замечательный предел. Второй замечательный предел. Непрерывность функции в точке. Свойства функций, непрерывных на отрезке.
IV. Производная и ее применения.
Задачи, приводимые к понятию производной. Производная функции. Дифференциал и его геометрический смысл. Правила дифференцирования. Правила нахождения производной. Производная элементарных функций. Производная сложной и обратной функций. Применение производной в исследовании функции. Промежутки возрастания и убывания функций. Необходимые и достаточные условия экстремума функции. Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке. Промежутки выпуклости и точки перегиба графика функции. Полная схема исследования и построения графика функции. Применение производной для нахождения пределов функции. Применение производной в приближенных вычислениях. Элементы теории вероятностей.
Элементы комбинаторики. Размещение заданного состава. Сочетания с повторениями. Алгебра событий и классическое определение вероятности. Полная вероятность события. Формула Бейеса. Формула Бернулли. Понятие закона больших чисел.
-
Многочлены.
Многочлены с одной переменной и действия над ними. Разложение многочлена на неприводимые множители. Понятие об основной теоремы теории алгебры многочленов. Рациональное выражение и его канонический вид.
Геометрия
-
Параллельность прямых и плоскостей.
Аксиомы стереометрии и их некоторые следствия. Параллельность прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей.
II. Перпендикулярность прямых и плоскостей.
Угол между прямыми. Перпендикулярность прямых. Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Понятие расстояния в пространстве. Угол между прямой и плоскостью. Двугранные углы. Перпендикулярность плоскостей. Изображение пространственных фигур на плоскости. Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображения пространственных фигур на плоскости. Тетраэдр. Параллелепипед. Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда.
III.Векторы в пространстве.
Понятие вектора в пространстве, действия над векторами. Коллинеарные векторы. Компланарные векторы. Координаты точки и вектора в пространстве. Прямоугольная декартова система координат в пространстве. Скалярное произведение векторов. Деление отрезка в данном отношении. Векторное произведение векторов. Свойства векторного произведения. Смешанное произведение трех векторов. Смешанные задачи.
IV. Уравнение плоскости.
Уравнение прямой, проходящей через три точки. Уравнение прямой в пространстве. Приложения метода координат в пространстве.
Ожидаемые результаты обучения математике в 10 классе.
Личность, владеющая информационной компетенцией, способная осознанно самоопределиться в дальнейшем профессиональном выборе.
Учебно-тематический план
-
|
Разделы
|
Количество
часов
|
|
Алгебра
|
|
1
|
Общие свойства функции
|
26
|
2
|
Тригонометрические функции
|
58
|
3
|
Предел и непрерывность
|
26
|
4
|
Производная и ее применение
|
32
|
5
|
Многочлены
|
25
|
6
|
Элементы теории вероятностей и статистики
|
17
|
7
|
Повторение
|
20
|
|
Геометрия
|
|
8
|
Введение в стереометрию
|
8
|
9
|
Параллельность прямых и плоскостей
|
20
|
10
|
Перпендикулярность прямых и плоскостей
|
20
|
11
|
Векторы в пространстве
|
16
|
12
|
Метод координат в
пространстве
|
20
|
13
|
Многогранники
|
14
|
14
|
Повторение
|
4
|
Основополагающие документы
-
Концепция развития образования РК до 2015 года
-
Закон Республики Казахстан «Об образовании»
-
ГОСО-2002
-
ГОСО-2006
-
Проект концепции профильного обучения
-
Программа по математике 10-11 классов общеобразовательной школы естественно-метематического направления. Чакликова С.Е., Алдибаева Т.А., Казешев А.К., Рустемова Н.И., Кенжебаева М.У.
Список литературы:
-
А. Абылкасымова. Алгебра и начала анализа.
-
Учебник для 10-го класса естеств.-мат. направления. Алматы. Издательство «Мектеп», 2007 год
-
М.А. Доброхотова, А.Н.Сафонов. Функция, ее предел и производная. Москва. «Просвещение», 1969 год
-
Н.А. Виленкин, А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа. Москва «Просвещение», 1981 год
-
А.Н. Шыныбеков. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-го класса. Алматы. Атамура, 2006 год
-
Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Л.С.Киселева. Геометрия. Учебник для 10-11 классов средней школы. Москва. «Просвещение», 1992 год.
-
А.Н. Шыныбеков. Геометрия. Учебник для 10-го класса. Алматы. Атамура, 2006 год
-
Н.С. Пискунов. Дифференциальное и интегральное исчисления. Издательство «Наука». Москва, 1965 год.
-
М.Ж. Жадрина «Ориентация на результат как условие реализации компетентностного подхода к образованию в школе», Алматы,2004г.
-
В.С. Крамер, П.А. Михайлов Тригонометрические функции. Издательство «Просвещение», 1979г
-
А.Д Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. Геометрия. Учебник для 10-11 классов. Москва «Просвещение», 2002г.
страница 1
|