страница 1 Томанова М.С.
PhD докторант 1 курса
специальности «Политология»
ЕНУ им. Л.Н. Гумилева
факультет Политологии и журналистики
кафедра Политологии
моб.тел.: 8 705 174 9 174
электронная почта: maral-kz@list.ru
Томанова М.С.
ЭТНОПОЛИТКА В СМИ: КОННОТАЦИЯ СМЫСЛОВ
(Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана)
Наложение на пространство межнациональных отношений процессов глобализации еще больше усложняет этническую картину современного мира. Формирование наднациональных структур, начинающееся с согласования таможенной, валютной, экологической политики, создания экономических союзов и общих экономических пространств, предполагает устранение торговых барьеров, обусловленных существованием границ национальных государств. Вслед за возникновением такого единого «супер рынка» происходит структурирование и унификация законодательства, политических и социальных институтов на территории стран, вступивших в данное сообщество, и, наконец, осознание их народами своей новой транснациональной идентичности. При этом официальная политика транснациональных пространств направлена на открытие и поддержку в их рамках и новых транснациональных идентичностей – с помощью одинаковых прав и обязанностей, одинаковых личных документов, флагов, гимнов, единой валюты и т.д. По отношению к своим соседям – членам транснационального пространства – представители и титульной нации, и легальные мигранты каждой отдельной страны сообщества приобретают равные права и обязанности. В то же время поддержка государствами-членами транснациональных сообществ интеграционных процессов (например, на уровне отдельных регионов) позволяет продолжительное время нейтрализовать центробежные силы межэтнических противоречий, вызванных и различным уровнем жизни населения, и страхом его снижения вследствие глобализации у представителей среднего класса.
В политической жизни государств большое значение приобретает национальный вопрос. Межэтнические отношения, являясь сферой взаимодействия больших социальных групп, наиболее динамична и восприимчива к социальным, экономическим, политическим процессам, включая частные, незначительные инциденты, конфликты на бытовом уровне. Межэтническая ситуация меняется быстро. Например, это показали события в 2010 году на юге Кыргызстана, в Москве, Санкт-Петербурге. И поэтому изучение таких вопросов для политической науки стала актуальной в современных условиях. Политическая наука определяет ее как целенаправленную деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.
В первые годы суверенного Казахстана появились много вопросов, как поведут себя представители титульной нации. Дискуссия появилась в СМИ, где главным вопросом стали предположения о возможности межэтнических конфликтов между двумя основными этносами - казахами и русскими, учитывая их культурные и фенотипические различия. Хотя в этой дискуссии не был учтен фактор толерантности двух народов. Казахстан был ареной взаимодействия многих этнических культур. Казахам традиционно присуща толерантность к культурам и конфессиям других народов, чувство уважения и открытость к другим культурам.
Сегодня для представителей всех этносов, проживающих на территории Казахстана, свойственно стремление к укреплению межэтнического взаимодействия через расширение межэтнических контактов, сотрудничества и кооперации. Это приводит к расширению сферы межэтнического общения и межэтнического взаимопонимания.
Исследования, проведенные в 2003 году на основе методики оценки способов реагирования на конфликтные ситуации, разработанной К.Томасом, показали, что более 90% казахов отрицают у себя наличие таких качеств как стремление к конфронтации, агрессивность, соперничество, конфликтность. В то же время, более 60% отметили такие качества, как стремление найти взаимоприемлемое решение, в чем-то уступить, доброжелательность и терпимость. Поэтому в сфере, как межличностных и межэтнических отношений казахи демонстрируют большую открытость для взаимодействия, чем другие народы. Что касается представителей русского этноса, то исследование показало их высокую настроенность на взаимодействие, готовность к сотрудничеству и кооперации. Сохранив свой высокий социально-профессиональный статус, они быстрее и лучше приспособились к условиям рыночной экономики, поэтому для них более актуальной стала проблема взаимодействия и сохранения толерантности. Лишь четвертая часть опрошенных русских указала на слабую выраженность такого качества как агрессивность, более 65% стремятся найти взаимоприемлемое решение, даже в чем-то уступить, проявит терпимость[1].
Различные проявления этнофобий, этнической нетерпимости, экстремизма не получили поддержки.
На вопрос о возможностях бесконфликтного существования на земле Казахстана, М.М. Ауэзов, отметил, что «бесконфликтное сосуществование возможно только там, где есть сотворение новой жизни. Оно не может состояться, если нет искренности и открытости намерений. История дает всем нам шанс облагородить свое сознание и свои поступки. Мы совместно избавляемся от пресса тоталитарного наследия, осколочных имперских амбиций и реликтов недавнего колониального прошлого» [2].
Серия замеров (2009-2010 гг.) межэтнических отношений, межэтнической ситуации в Казахстане проведенные Казахстанским институтом социально-экономической информации и прогнозирования (КИСЭИП) совместно с Фондом Первого Президента Республики Казахстан отражает динамику оценок населением страны характера взаимодействия этнических групп в стране, политику государства в сфере межнациональных отношений. Межэтнические отношения в Казахстане, по мнению превалирующей, части населения могут быть охарактеризованы как «спокойные». При этом, населению страны не свойственно разное видение межэтнической ситуации как в стране в целом, так и в собственном населенном пункте. Пятая часть населения Казахстана или 22,8% респондентов оценивают ситуацию в сфере межэтнических отношений как отношения, которые носят нейтральный характер. Напряженными в той или иной степени отношения между представителями этнических групп Казахстана считают 7,2% респондентов, принявших участие в исследовании.
Политику государства в межэтнической сфере в целом положительно оценивают подавляющее большинство, 78,1% населения Казахстана [3].
Диаграмма 1. Как бы Вы оценили политику государства в сфере межэтнических отношений?
Источник диаграммы: Мухамеджанов Б. Г., Жусупова А. Казахстан в оценках жителей и экспертов. Науч.-попул. изд. - Алматы: ОФ “Фонд Первого Президента Республики Казахстан”, 2011. – 446 с
В этой связи стоит отметить, что глава государства в своих выступлениях всегда делает акцент на межнациональных, межконфессиональных отношениях, призывая народ к толерантности, терпимости друг к другу. Вот и в текущем году в своем традиционном ежегодном Послании 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Н.А. Назарбаев подчеркнул: «…Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание… Одной из этих ценностей и главным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие»[4].
Республика Казахстан сохраняет этническую самобытность, этнокультурною среду многонационального народа, населяющим нашу страну. Государство обеспечивает для этносов возможность свободного развития национальной культуры, пользования родным языком, вероисповедание традиционной религии, удовлетворение национальных обычаев, обрядов и др. У представителей инонационального населения сохраняется право на реэмиграцию, то есть на выезд на свою этническую родину или в другие страны.
Социальное внимание, социальную заботу должны ощущать все национальные группы. Задача государства, гражданского общества в нынешних трудных условиях – поддерживать чувство уверенности в завтрашнем дне, создавать идейно-нравственную и психологическую атмосферу, настраивающую всех граждан, все народы нашей многонациональной страны на совместное преодоление кризисных явлений. Особая роль в этом принадлежит массовой культурно-информационной работе среди населения, которая должна строиться на основе специальных программ и требует соответствующих средств [5]. Именно поэтому исследование роли СМИ в проведении этнополитики страны является на сегодняшний день также актуальной.
В современной науке известны разные формы межэтнического противостояния – этнотерриториальные конфликты, этнорасовые погромы и столкновения, акции насилия со стороны неонацистских и экстремистских организаций, случаи этнорасизма по отношению к этническим мигрантам и многие другие разновидности межэтнического несогласия. И в этом аспекте актуальной проблемой остается освещение межэтнических конфликтов в средствах массовой информации. Какова на сегодня этническая информация о конфликтных ситуациях и как ее преподносят СМИ?
Сообщения СМИ, активно обсуждающих подобные события, невольно, а чаще всего сознательно делят общество на сторонников и противников социальных противоречий, связываемых коммуникаторами с этничностью. Таким образом, специфическое освещение этих процессов в прессе зачастую негативно влияет на массовое сознание, будоражит его, намеренно затрагивая этнические чувства и интересы населения [6].
Проблема формирования СМИ культуры межнациональных отношений, в рамках всеобъемлющего процесса демократизации общества и государства, казахстанских масс-медиа является главной задачей. Освещение СМИ этой проблемы, всесторонне разъяснение целей и задач государства национальной политики – верный признак стабилизации общества и вместе с тем обновления государственного строительства.
В таких сложных условиях роль СМИ заключается в том, чтобы своей деятельностью они способствовали созданию благоприятной обстановки творческого поиска решения сложнейших общественных проблем и информировали население различными конструктивными точками зрения, концепциями дальнейшего развития государства. Односторонняя ориентация СМИ на одну какую-либо политическую позицию несовместима с процессом демократизации Казахстана [5, с.253].
Межнациональные конфликты имеют свои объективные причины, нередко коренящиеся в исторически сложившихся условиях жизни народов. Иногда они связаны со справедливой борьбой за свои права. Как бы там ни было, всегда надо исходить из интересов всей нации, всего народа, а не из интересов своекорыстных националистических или шовинистических групп и отдельных личностей. Способность многонационального общества вовремя предвидеть и разрешать цивилизованными способами межнациональные конфликты – важный показатель его гражданской зрелости, демократизма и национальной безопасности. Этнополитическая и этноконфессиональная безопасность может быть рассмотрена на уровне страны, региона, республики, этнической общности, человека. Соответственно она предполагает обеспечение комплекса мероприятий по всей данной вертикали, поиск оптимального соотношения детерминации и непредсказуемости поведения граждан и их сообществ как составных элементов этнонациональных систем.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Аймаганбетова О.Х. Кросс-культурное исследование структуры межэтнических исследований: социально-психологический аспект. –Алматы: Нурпресс, 2006. -236 с.
2.Ауэзов М.М. Наедине со всеми Мегаполис, 2001, -№46(54). 21 ноября. –с.9
3.Мухамеджанов Б. Г., Жусупова А. Казахстан в оценках жителей и экспертов. Науч.-попул. изд. - Алматы: ОФ “Фонд Первого Президента Республики Казахстан”, 2011. – 446 с
4.Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. 2012 г. Официальный сайт президента РК Н.А. Назарбаева http//www.akorda.kz
5.Нуртазина Р.А. Республика Казахстан: СМИ и политика. Учебное пособие.- Алматы, Азия Принт, 2011.- 400 с.
6.Нуртазина Р.А. Конфликтная этническая информация в СМИ. Вестник ЕНУ им.Л.Н.Гумилева. 2012, №1.- С.201-205.
ТҮЙІНДЕМЕ
Автор мақалада Қазақстан Республикасының этносаясатындағы БАҚ рөліне тоқтала келе, егемендік алғаннан кейінгі жылдарға этносаяси үдерістерге қысқаша шолу жасайды. Азаматтық қоғам қалыптастырудағы этносаяси мәселелердің өзектілігі мен маңыздылығын атап келе, оларды шешудегі БАҚ рөлі зор деген қорытындыға келеді.
страница 1
|