Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Технология педагогических мастерских

г. Брест СШ №7 Фетисова Наталья Васильевна


Важно новые знания присоединять к тому, что ребенок уже знает. Учиться - значит придумывать.
Эта технология разработана и уже несколько десятилетий успешно применяется во Франции. Ее основы заложили известные деятели Анри Валлон, Поль Ланжевен и Жан Пиаже.

Мастерские строятся в соответствии с простыми и понятными формулами: ребенок должен сам искать знания; труд ученика должен иметь смысл; все способны; дети любят работать руками.

В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции: книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других педагогов, владеющих технологией педагогических мастерских.

Технология заключается в специально организованном педагогом- мастером развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в коллективном и индивидуальном поиске приходить к «построению или открытию знания».

Мастерская - это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребят. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания.

Учебная деятельность школьников в процессе выполнения заданий это альтернатива простой передаче информации. Как пишет А.А. Окунев, на мастерской «знания выстраиваются, но не даются в готовом виде. В процессе этого выстраивания знаний возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. Ученики теряют страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями, не угадать, что задумано учителем. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании, формируются строгие научные знания».

Если в традиционном обучении учитель дает знания, и предполагается, что учащиеся их берут заранее «упакованными», структурированными, что учащийся - «белый лист бумаги», на котором можно писать, то мастерские начинаются с того, что по каждому важному вопросу вначале организуется выдвижение учащимися своих гипотез, суждений.

Понять атмосферу, специфику мастерской помогают комментарии, мысли, высказывания из книг - «носителей данной технологии» - российских и французских учителей:

- учитель на уроке - не хозяин, хозяин - текст. Но обычно на эту функцию претендует учитель;

- задача учителя - не объяснять умело, четко и ясно материал, но создавать на уроке ситуации для поиска.

В зависимости от содержания темы, этапа ее изучения, уровня преподавания и других факторов, алгоритмы мастерских могут варьироваться.

При всем многообразии алгоритмов, многие из них содержат одинаковые этапы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, панель, социализация, слово мастера и др.

Индукция - организация учителем индивидуального задания, которое требует от каждого ребенка при его выполнении принятия независимого решения, отражения в нем своего понимания, своего видения проблемы.

Этап индивидуальной работы (самоконструкция) - по постановке вопросов, формулировке целей урока, оценке ситуации, выдвижению учащимися индивидуальных гипотез, выполнению проектов, объяснению фактов и явлений, решению задач и т. п.

Работа в парах, группах (социоконструкция) - по выполнению заданий мастера Она может следовать за индуктором или ей может предшествовать самоконструкция. На этом этапе могут применяться те же задания, как и для индивидуальной работы. Взаимодействие с другими обеспечивает расширение источника опыта, идей за счет увеличения числа участников, размышляющих над проблемой. У каждого ученика в группе рождается чувство ответственности за общее дело. Продуктом работы в паре или группе является общий вариант решения.

Социализация: общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, группе; рассмотрение различных гипотез и точек зрения. Это обсуждение может быть организовано на основе афиширования-представления работ учеников и мастера (текстов, схем, рисунков) всему классу (устная их презентация или вывешивание афиш в классе).

Разрыв - сопоставление учащимися своих работ с работами одноклассников из других групп, с научными текстами (культурно-историческими образцами) и внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту, познавательной напряженности и потребности в получении нового знания. Важно, чтобы источник новой информации был достаточно авторитетен. Ситуация разрыва создает предпосылки для принятия учащимися решения о продолжении своей деятельности:

1) развития своего образовательного продукта (если он оказался идентичным культурно-историческому аналогу);

2) преобразовании своего продукта.

Рефлексия:

- переживаемый в мыслях и чувствах процесс осознания субъектом своей деятельности;

- отражение чувств, возникших у учеников в ходе мастерской, приводящих к усовершенствованию дальнейшей работы мастера и обучаемых;

- анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской;

- осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате его преодоления.

В процессе рефлексии проводится разнообразная мыслительная работа:

- могут обсуждаться и фиксироваться способы деятельности, которые применялись в мастерской и которые освоили учащиеся;

- осознаются те отдельные продукты, которые созданы отдельными учениками в группах и всем классом, обозначаются нерешенные проблемы;

- очерчивается «область незнания»;

- принимаются решения о дальнейшей поисковой деятельности, отбираются темы проектов, предлагаются вопросы для обсуждения и изучения.

Панель: фронтальное обсуждение возникшей проблемы. На панели все желающие высказываются по сути новой проблемы, нового видения объекта изучения, чувств, которые возникли на мастерской. Данный элемент мастерской может быть включен на различных этапах урока.



Слово мастера: мастер находиться как бы в тени. На разных этапах мастерской он умело управляет работой учащихся с помощью различных заданий. Могут быть ситуации, когда мастер сообщает дополнительную информацию, если она оказалась востребованной учащимися.

Возможные алгоритмы мастерских

Алгоритм 1. Индукция - самоконструкция – социоконструкция - социализация - афиширование - разрыв - рефлексия.

Алгоритм 2. Индукция - панель - работа с литературой - обсуждение в парах, а затем в группах - постановка вопросов - выбор группой вопроса для исследовательской работы - понимание проблемы каждым - социализация в группе - поиск гипотезы каждым - выбор наиболее вероятной гипотезы в группе - социализация - планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы - представление выводов - коррекция - обмен проблемами - оценка каждой группой представленных им выводов и возможности их использования при решении поставленной проблемы (социализация).

Алгоритм 3, Слово мастера - индивидуальная работа с полученной информацией - работа с литературой - составление и сбор вопросов по изученной теме - выбор вопроса каждой группой - работа с литературой - панель - слово мастера - формулирование выводов - социализация.

Алгоритм 4. Индуктор - создание модели объекта, понятия, действия, схемы, рисунка - описание свойства продукта - обмен описаниями -воспроизведение модели по описанию - обмен построенными моделями -уточнение описания модели - слово мастера - использование на практике каждым из участников группы - обмен заданиями в группе - выделение условий правильного выполнения задания - обмен заданиями и моделями к ним между группами - корректировка моделей.

Алгоритм 5. Мастер предлагает 2-3 темы - выбор - каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования -обнародование проблемы - каждый выясняет все, что он знает по этой проблеме – создание групп по схожим проблемам - формулирование обшей темы исследования - создание банка данных - план исследования – работа по плану индивидуальная, парная, групповая - обсуждение в группе – оформление первого результата - представление - каждая группа, после знакомства с результатами исследования других групп, составляет для них задание (мастер также) – работа над заданиями – оформление и представление второго результата исследования – индивидуальное размышление о проблеме – подготовка и оформление индивидуальных результатов.

Алгоритм 6. Разговор в группах по новой теме – панель – в группах привести пример нового понятия – группы обмениваются примерами, дают их обоснование, предлагают решения проблем, связанных с новым понятием – группы получают свои примеры с обоснованием, которое предложили их соседи – коррекция – группы представляют свои примеры на доске – вопросы других групп – коррекция – группы у доски говорят о тех моментах, которые они исправили – каждый записывает в своей тетради всю необходимую информацию.

Как видно, последовательность и номенклатура этапов в приведенных алгоритмах весьма различается. Мастерская – очень гибкая форма учебных занятий, она характеризуется большой вариативностью. Технология мастерских – одна из тех, целевые установки которых предполагают развитие способностей учащихся.

На уроке по теме «Растение» в 6-м классе были использованы элементы технологии, согласно алгоритму 3.
Модульный урок «РАСТЕНИЯ»
Цели:


  1. Образовательная: обеспечить усвоение новых понятий: флора, многообразие растений, высшие растения, однолетние, двулетние, многолетние растения; усовершенствовать навыки работы с учебником, таблицами, навыки взаимоконтроля.

  2. Развивающая: развивать умение делать выводы на основе изученного материала.

  3. Воспитательная: содействовать воспитанию у детей бережного отношения к растительному миру.


Оборудование: таблицы, учебники, энциклопедия, открытки.
ХОД УРОКА


Этапы

Учитель

Ученик



Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

1. Как называются тонкие нити, из которых состоит организм гриба? (гифы)

2. Что образуют гифы гриба? (грибницу)

3. Что образуется на грибнице шляпочных грибов? (плодовое тело)

4. Чем питаются грибы? (готовыми органическими веществами)

5. Где созревают споры у шляпочных грибов?

( в плодовом теле)

6. Какова роль грибов в природе? (они разлагают растительные остатки до минеральных веществ, которые усваиваются растениями)

Работа учителя с классом.


Устные ответы учащихся




Постановка цели:

  • посмотрите на доску, подумайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Все ли растения, которые изображены на открытках и таблицах, вам известны?

Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новым понятием «флора» и многообразием растительного мира.

Объяснение учителя:

а) понятие «флора»;

б) классификация растений: низшие, высшие растения;

в) характеристика отделов растений;

г) жизненные формы растений.


Активизация познавательной деятельности учащихся



Обсудить в парах и дать ответы на вопросы:

  1. Что такое флора?

  2. Какие группы растений относятся к низшим?

  3. Особенности строения и место обитания водорослей?

  4. Какие группы растений относятся к высшим?

  5. Из каких органов состоят высшие растения?

  6. Какой представитель из отдела высших растений имеет самое примитивное строение?

  7. Охарактеризуйте следующие высшие растения: папоротники, хвощи, плауны, хвойные, цветковые растения.

  8. Что объединяет все растения?

  9. Назовите основные жизненные формы растения?

10. Какое строение имеют деревья?

11. Чем отличаются кустарники от деревьев?

12. Особенности строения травянистых растений.


Работа учащихся в парах

Обмен знаниями






Работа с энциклопедией (выбрать интересные факты из жизни растений)

Индивидуальная работа отдельных учащихся



Заполнить схему «Растения»

Один учащийся у доски, остальные – заполняют схему в рабочей тетради



Биологический диктант по вариантам:

  1. Совокупность растений называется …

  2. Тело водорослей имеет вид …

  3. Высшие растения делятся на…., …, …

  4. Растения, которые хоть раз в жизни цветут, называются…

  5. У хвойных растений семена образуются в …

Многолетние и долговечные растения называются …

По вариантам
Взаимоконтроль



Рефлексия:

Сумел ли ты на уроке получить новые знания?





Домашнее задание: §10, ответить на вопросы в конце параграфа (учебное пособие для 5 класса общеобразовательной школы Н.Д. Лисов. Природоведение).

Задания на этапе закрепления знаний

1. Знаками «+» и «-» отметьте наличие или отсутствие элементов клеток бактерий и протистов в таблице:

Сравнительная характеристика строения бактерий и протистов


Элементы клетки


Бактерии


Протисты (на прим. хламидомонады)

1. Клеточная оболочка

2. Цитоплазма

3. Оформленной ядро

4. Пластиды

5. Светочувствительный глазок

6. Вакуоль








2. Рассмотрите структурно-логическую схему. Пользуясь материалом учебника (стр.41-47) дополните ее, заполнив пропуски примерами из учебника и собственными примерами. Выполните задания 1-5, с. 33,34 в Тетради учащегося.




Вопросы для обсуждения темы «Растения» в парах

1. Что такое флора?

2. Какие группы растений относятся к низшим?

3. Особенности строения и место обитания водорослей?

4. Какие группы растении относятся к высшим?

5. Из каких органов состоят высшие растения?

6.Какой представитель из отдела высших растений имеет самое примитивное строение?

7. Охарактеризуйте следующие высшие растения: папоротники, хвощи, плауны, хвойные и цветковые растения (по своему строению).

8. Что объединяет все растения?

9. Назовите основные жизненные формы растения?

10. Какое строение имеют деревья?

11. Чем отличаются кустарники от деревьев?

12. Особенности строения травянистых растений.

ПРИЛОЖЕНИЯ


  1. Варианты заданий контроля результатов учебной деятельности учащихся по курсу «Природоведение» 5 класс

  2. Проверочная тематическая работа по теме № 3

  3. Проверочная работа по теме «Размножение живых организмов. Вид, популяции, сообщества живых организмов»

  4. Проверочная работа по теме «Экосистемы. Природа и человек»

  5. Проверочная работа по теме «Экосистемы. Биосфера. Человек и его роль в биосфере»

  6. Разноуровневая проверочная работа по теме «Разнообразие живых организмов»

  7. Варианты оценивания лабораторных работ по десятибалльной шкале

  8. Практическая работа №1. Вегетативное размножение растений

  9. Практическая работа №2. Исследование загрязнения воздуха

  10. Практическая работа №3. Изучение загрязнения воды

  11. Карточки - задания по теме «Грибы»

Варианты заданий контроля результатов учебной деятельности учащихся по курсу «Природоведение»

5 класс

Темы «Методы изучения живой природы», «Клеточное строение живых организмов»



1 вариант

Вопрос описательного характера:
Почему автомобиль не является живым организмом? И может ли человек искусственно получить живой организм?
Выберите правильный ответ:

  1. К методам изучения живой природы относится: а) наблюдение; б) беседа; в) чтение; г) опыт.

  2. Закончите предложение:

Живая природа представляет собой совокупность …

  1. Что общего в строении растительной и животной клетки? а) ядро; б) пластиды; в) вакуоли; г) мембрана.

  2. Для чего клетке всё время требуются новые порции питательных веществ и кислорода?

а) для получения углекислого газа;

б) для получения энергии;

в) для получения минеральных веществ.


  1. Расшифруйте, какое понятие здесь зашифровано и дайте его определение:

Т А К Е К Л


2 вариант

Вопрос описательного характера:
Почему необходимо знать строение клетки?
Выберите правильный ответ:

  1. Увеличительные приборы это:

а) термометр,

б) микроскоп,

в) лупа,

г) барометр.



  1. Закончите предложение:

Увеличение размеров живых организмов это —

  1. Какие органоиды есть только в растительной клетке?

а) ядро,

б) пластиды,

в) мембрана,

г) вакуоли.



  1. Чем объясняется избирательное поступление в клетку веществ?

а) полужидким составом цитоплазмы,

б) движением цитоплазмы,

в) полупроницаемостью мембраны.


  1. Расшифруйте понятие и дайте его определение:

О Т Ц П З И М О Л А



Темы 1 и 2

Вариант 1.

Выберите правильный ответ:



  1. Из перечня выбери органоиды клетки:

а) ядро; б) оболочка; в) цитоплазма; г) пластиды; д) вакуоль.

  1. Протопласт – это:

а) зеленые пластиды; б) оболочка; в) живое содержимое клетки.

  1. Вещества проникают в клетку путем:

а) полупроницаемости; б) питания; в) диффузии.

  1. При размножении из одной материнской образуются дочерние клетки: а) 2; б) 4; в) 6.

  2. Назовите органоид, который есть в растительной клетке, но отсутствует в животной:

а) ядро; б) хлоропласт; в) цитоплазма.

  1. Как можно ускорить движение цитоплазмы?

а) действием холода; б) действием тепла; в) действием ядовитых веществ.
Вариант 2

Выберите правильный ответ.



  1. Из перечня выбери питательные вещества:

а) жиры; б) белки; в) углеводы; г) вода; д) кислород.

  1. Вакуоли – это …

а) желтые пластиды; б) вязкое бесцветное вещество; в) пузырьки в цитоплазме.

  1. Вещества в клетке перемешиваются благодаря:

а) питанию; б) движению цитоплазмы; в) мембране.

  1. После деления количество ядер в каждой новой клетке равно:

а) 3; б) 2; в) 1.

  1. Какой органоид отсутствует в животной клетке, но есть в растительной:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вакуоль.

  1. Если глюкозы в животную клетку поступает много, то она превращается в:

а) белок; б) крахмал; в) гликоген.
Проверочная тематическая работа по теме «Многообразие живых организмов»

Вариант 1

І. Какие условия необходимы для процесса фотосинтеза, почему он протекает в растениях?

ΙΙ. Тестовые задания
1.Выберите из перечисленных организмов представителей фауны:

а) медведь; б) одуванчик; в) муха; г) подорожник; д) муравей.

К позвоночным животным относятся:

а) те, которые имеют скелет; б)животные не имеющие скелета; в) те, которые имеют конечности.

Почему бактерии относят к доядерным организмам:

а) имеется оболочка; б) есть ядро; в) нет оформленного ядра; г) имеется цитоплазма.



  1. На основе изученного материала определите, к какой группе из ниже перечисленных, относится клещ:

а) хищник; б) растительноядный; в) паразит; г) всеядный. Докажите свой выбор.
ΙΙΙ. Составьте прогноз, какие изменения произойдут на Земле, если исчезнут растения.

Вариант 2


Ι. Сравните животные и растительные организмы и объясните их сходство и различия.
ΙΙ. Тестовые задания

1.Выберите из перечисленных животных организмов представителей флоры:

а) еж; б) крапива; в) заяц; г) сосна; д) банан.

К беспозвоночным животным относятся:

а) те, которые имеют хлоропласты; б) животные, имеющие позвоночник; в) животные, не имеющие скелета.


  1. Зачем хламидомонаде светочувствительный глазок;

а) для движения; б) для восприятия света; в) для размножения; г) чтобы видеть.

  1. На основе изученного материала, определите к какой группе относится ворона:

а) паразит; б) всеядная; г) хищник; г) растительноядная. Докажите свой выбор.
ΙΙΙ. Докажите, что без животных жизнь на земле невозможна.
Проверочная работа по теме «Размножение живых организмов. Вид, популяции, сообщества живых организмов»

Вариант 1


1. По каким признакам васильки (синий и луговой) относят к одному и тому же роду, но разным видам и почему?

Тестовые задания



  1. Выбрать из перечня способы вегетативного размножения:

а) луковицы; б) усами; в) гаметами; г) спорами.

  1. Вид – это…

а) совокупность особей, сходных между собой по строению;

б) отдельные особи;

в) совокупность особей, отличающихся между собой.


  1. Лес является биоценозом потому, что …

а) много деревьев и кустарников

б) наличие муравейников

в) совокупность популяций разных видов, обитающих на одной территории.


  1. Составьте цепь питания пруда, используя рисунок 86 на стр.88

  2. Что будет, если на наших полях появится в большом количестве саранча?


Вариант 2

  1. Как вы считаете, почему колорадский жук оказался страшным вредителем на наших картофельных полях?

Тестовые задания



  1. Выбрать способы полового размножения:

а) почкование; б) клубнями; в) слияние гамет; г) стеблевыми черенками.

  1. Популяция — это….

а) особи одного вида на данной территории;

б) группа особей разных видов на одной территории;

в) группа особей одного вида, занимающих разные территории.


  1. Почему происходит колебание численности популяции?

а) изменяются условия существования;

б) не изменяются условия существования;

в) увеличивается количество хищников.


  1. Составить цепь питания луга, используя рис. 86 на стр. 88

  2. Что будет, если в биоценозе леса произойдёт резкое увеличение волков?

Проверочная работа по теме «Экосистемы. Природа и человек»


Вариант 1


Вопрос описательного характера.

Что представляет собой экосистема лес? Объяснить, что объединяет животных организмов в этой экосистеме?

Тестовые задания

1. Из перечисленных ниже организмов выбрать обитателей леса:



  • бобр, уж, паук, волк, дуб, кувшинка белая, медведь, цапля, липа, заяц, щука.

  1. Что такое среда обитания?

а) всё, что окружает живые организмы;

б) явления неживой природы;

в) верхний слой Земли.


  1. Составить цепь питания организмов пруда, из нижеперечисленных:

  • аист, лягушка, дятел, кузнечик, трава.

  1. Причинами загрязнения воздуха являются:

а) отходы фабрик и заводов;

б) выхлопные газы автомобилей;

в) очистные сооружения;

г) лесопосадки.



  1. Сколько литров воды необходимо организму человека на неделю:

а) 2,5; б) 15; в) 19; в) 17,5.

Вариант 2


Вопрос описательного характера.

Что представляет собой экосистема пруд? Объясните, что объединяет живых организмов в этой экосистеме?

Тестовые задания:


  1. Из перечисленных организмов выберите обитателей пруда:

  • бобр, уж, паук, волк, дуб, кувшинка белая, заяц, щука, липа.

  1. Что такое экосистема:

а) сообщества живых организмов;

б) среда обитания;

в) сообщества живых организмов вместе со средой обитания.


  1. Составить цепь питания организмов леса из ниже перечисленных:

Сосна, жук, поползень, ястреб, цапля.

  1. Причинами исчезновения живых организмов на Земле являются:

а) хозяйственная деятельность человека;

б) поедание одних животных другими;

в) браконьерство;

г) организация заповедников.



  1. Рассчитайте сколько литров воды необходимо человеку на 5 дней:

а) 15; б) 12,5; в) 2,5; г) 10.
Проверочная работа по теме «Экосистемы. Биосфера. Человек и его роль в биосфере»
ВАРИАНТ 1

Вопрос описательного характера.


Перечислите растения экосистем пруда и леса, сравните их внешний вид и строение, объясните причины различий.

Тестовые задания



1 уровень

Выбери ответ:

Абиотические факторы – это …

а) факторы неживой природы; б) факторы живой природы.



2 уровень. Дай определение:

Экосистема – это …



3 уровень. Зачем необходим круговорот веществ в экосистеме?

4 уровень Заполните схему.

Какие основные растения размещаются в том или ином ярусе?

1 ярус _______________________________________________

2 ярус _______________________________________________

3 ярус________________________________________________

4 ярус ________________________________________________

5 ярус ________________________________________________
5 уровень

Перечислите пищевые продукты, частое употребление которых приводит к различным заболеваниям (кариес зубов, ожирении и т. д.).


ВАРИАНТ 2
Вопрос описательного характера.
Перечислите животных экосистем пруда и леса, сравните их внешний вид и строение, объясните причины различий.
Тестовые задания

1 уровень. Биотические факторы – это …

а) факторы неживой природы; б) факторы живой природы.



2 уровень. Дай определение:

Факторы среды – это …



3 уровень. Почему пища человека, питьевая вода и вдыхаемый воздух должны быть чистыми?

4 уровень. Заполните схему:

Какие основные животные размещаются в том или ином ярусе?

1 ярус ________________________________________________

2 ярус ________________________________________________

3 ярус ________________________________________________

4 ярус ________________________________________________

5 ярус ________________________________________________
5 уровень. Составьте рассказ об основных источниках загрязнения окружающей среды в районе, где вы проживаете?
Разноуровневая проверочная работа по теме «Разнообразие живых организмов»
Вариант 1

1 уровень: Выберите из перечня организмов растения:

- подосиновик,

- мышь,

- картофель,



- эвглена зеленая.

2 уровень: Перечислите признаки растений.

3 уровень: Почему берёза относится к высшим растениям?

4 уровень: На какие цели используется энергия, освобождённая при дыхании?

5 уровень: Сравните по составу воздух лесов и открытых территорий.

Вариант 2

1 уровень: Выберите из перечня организмов животных:

- подосиновик,

- мышь,

- картофель,



- эвглена зелёная.

2 уровень: Перечислите признаки животных

3 уровень: Каких животных относят к позвоночным?

4 уровень: Что является источником энергии для жизнедеятельности животного?

5 уровень: Каким образом пополняется запас кислорода на нашей планете, если при дыхании его поглощают все живые организмы?



Второй вариант проверочной работы

Вариант 1

Перечислите царства животных организмов; по каким признакам проводят деление живых организмов на царства; что объединяет живые организмы между собой и с неживой природой?



Вариант 2

Возможна ли жизнь человека без растений? Если да, то почему? В чём причина исчезновения редких растений и, какие меры по их охране вы можете предложить?


Варианты оценивания лабораторных работ по десятибалльной шкале
Лабораторная работа № 4. Строение клеток кожицы чешуи лука

Цель: Закрепить знания о строении растительной клетки, формировать умения готовить простейшие микропрепараты и работать с микроскопом.

Оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекло, пипетка, препаровальная игла, скальпель, вода, лук.

Задания:

1-8 баллов. Выполнить задания по инструктивной карточке.

9-10 баллов. Замените воду в микропрепарате на раствор йода. Зарисуйте изменения, возникающие в клетках.

Лабораторная работа № 5. Строение клетки листа элодеи канадской

Цель: расширить представление о строении растительной клетки, продолжить формирование умений приготовления препаратов и работы с микроскопом.

Оборудование: микроскоп, предметное, покровное стекло, препаровальная игла, пипетка, скальпель, вода, лист элодеи.



Задания:

1 -8 баллов. Выполнить задания по инструктивной карточке.

9-10 баллов. Сравните строение клеток кожицы лука и клеток листа элодеи канадской.

Лабораторная работа №6. Клетки крови лягушки

Цель: содействовать формированию знаний о строении животной клетки; определить различия между растительной и животной клетками; продолжить формирование умений работать с микроскопом.

Оборудование: микроскоп, готовый препарат клетки лягушки.



Задания:

1 -8 баллов. Выполнить задания по инструктивной карточке.

9-10 баллов. Для чего мы изучаем строение клетки.
Практическая работа №1

Вегетативное размножение растений

Цель: закрепить знания о способах бесполого размножения, сформировать умения на практике размножать растения вегетативным способом.

Оборудование: комнатные растения (традесканция, фуксия, пеларгония, листовые черенки бегонии, фиалки), стеклянные баночки с водой, нож, горшки с почвой.

Задания

Вариант 1

7-8 баллов. Какое явление вы наблюдаете? Сделайте вывод о способах вегетативного размножения.

9 баллов. Из перечня растений выберите те, которые размножаются стеблевыми и листовыми черенками: пеларгония, бальзамин, тюльпан, ива, бегония, малина, крыжовник, смородина, узумбарская фиалка

10 - баллов. Для чего проводят вегетативное размножение?



Вариант 2

5 -6 баллов. Провести опыт согласно инструктивной карточке.

7-8 баллов. Показать влияние температуры на развитие и рост корневой системы, заложив следующий опыт:

- поставить 2 одинаковых экземпляра растения в разные температурные условия (один - на подоконник, другой - у батареи).

9-10 баллов. Показать значение размеров черенка на скорость образования и рост корней:

- заложить опыт с черенками разных размеров (один -10 см.; другой — 25 см.).

Показать влияние питательных веществ на развитие корней:

- заложить опыт с черенками одинаковой длины, в одинаковых температурных условиях, но в один сосуд добавить сахар или минеральные удобрения. Результаты работы оформить в виде рисунков, а укоренённые черенки высадить в грунт.

Практическая работа №2

Исследование загрязнения воздуха

Цель: получить данные о загрязнении воздуха, продолжить формировать навыки постановки опытов.

Задания:


Вариант 1

8-9 баллов. Выполните пункты 1-4 инструкции о практической работе №2 на стр. 128 и сделайте вывод о загрязнении воздуха пылью в различных местах.

10 - баллов. Как отразится на здоровье человека проживание в районах с загрязнённым воздухом?

Вариант 2

7-8 баллов. Выполнить пункты 1-4 инструкции к практической работе №2 на стр. 128

9-10 баллов. Объясните причины разлившей степени загрязнённости воздуха. Предложите мероприятия по предотвращению загрязнения воздуха.

Практическая работа №3 Изучение загрязнения воды

Цель: получить экспериментальные данные о загрязнении воды и его источниках, развивать навыки постановки опытов.

Задания:



Вариант 1

8-9 баллов. Выполните пункты 1-3 инструкции о практической работе на стр. 129 и объясните полученные результаты.

10 - баллов. Обоснуйте необходимость рационального использования пресной воды.

Вариант 2

6-7 баллов. Выполнить пункты 1-3 инструкции к практической работе на стр. 129.

8-9 баллов. Предложите способы очистки воды, взятой из разных источников.

10 баллов. Объясните значимость чистой воды для организма человека. Предложите мероприятия по сохранению чистоты водоёмов или составьте памятку о правилах поведения вблизи водоёмов.


Карточки - задания по теме «Грибы»

Карточка № 1

Задание 1

Среди перечисленных отметьте съедобные грибы:

а) лисичка, шампиньон, мухомор;

б) сыроежка красная, мухомор белый, опенок осенний, свинушка тонкая;

в) боровик, подосиновик, масленок, опенок летний, опенок осенний.

Задание 2

Организм гриба подосиновика состоит из:

а) отдельных шаровидных клеток;

б) тонких ветвящихся нитей (гифов);

в) шляпки и ножки

Задание 3

Грибы питаются:

а) неорганическими веществами, поглощенными из почвы;

б) органическими веществами получаемыми при разложении остатков растений и животных;

в) органическими веществами, которые грибы синтезируют из углекислого газа и воды на свету.
Карточка № 2

Задание 1

Среди перечисленных выберите организмы, которые относятся к грибам:

а) эвглена зеленая, хламидомонада;

б) шампиньон, пеницилл, дрожжи;

в) туберкулезная палочка, сальмонелла.

Задание 2

Совокупность тонких, длинных, ветвящихся нитей гифов, образующих организм гриба называется

а) грибница;

б) плодовое тело;

в) шляпка;

г) ножка.

Задание № 3

При выпечке хлеба и пирогов используются грибы:

а) пеницилл;

б) мукор;

в) дрожжи;

г) желчный гриб.


Карточка №3

Задание 1

Грибы устроены сложнее, чем протисты. Это заключается в том, что они:

а) не имеют клеточного строения;

б) тело их состоит из множества тонких длинных ветвящихся нитей, имеющих клеточное строение;

в) состоят из шляпки и ножки.

Задание 2

Плодовое тело шляпочных грибов предназначено для:

а) образования спор;

б) употребления в пищу;

в) питания животных.

Задание 3

Некоторые грибы вызывают заболевания человека; среди них такие, как:

а) ангина, бронхит, грипп;

б) микроспория, стригущий лишай;

в) ржавчина, мучнистая роса.

Карточка № 4

Задание 1

На сыре часто можно обнаружить зеленые пятна. Эти пятна представляют собой поселения живых организмов:

а) пеницилла;

б) дрожжей;

в) шляпочных грибов.

Задание 2

Какие грибы называют трубчатыми, а какие пластинчатыми. Привести примеры.

Задание 3

Симбиоз это:

а) полезная для двух организмов взаимосвязь, при которой они получают пользу друг от друга;

б) существование одного организма за счет поглощения веществ другого;



в) поедание одних организмов другими.

страница 1

Смотрите также: