Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Правоспособность унитарных предприятий

(по законодательству Республики Беларусь и Российской Федерации)

Баньковская Алла Александровна1

студентка

Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь

E-mail: allabana@tut.by

Унитарным предприятием, согласно ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и ст. 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК Беларуси), признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Аналогичная формулировка содержится и в п.1 ст. 1 проекта Закона Республики Беларусь «Об унитарных предприятиях».

Традиционно в юридической литературе признается, что правоспособность унитарных предприятий является специальной, поскольку её пределы ограничены учредительными документами, определяющими цели, а во многих случаях и предмет деятельности унитарных предприятий, которые, в свою очередь, могут участвовать лишь в определённом круге гражданских правоотношений. При этом обоснование специального характера правоспособности унитарных предприятий по белорусскому и российскому законодательству различается.

ГК РФ, устанавливающий в качестве общего правила общий характер правоспособности коммерческих юридических лиц, прямо закрепляет специальную правоспособность унитарных предприятий. В соответствии со ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов, не запрещенных законом.

В белорусском законодательстве определение характера гражданской правоспособности носит более абстрактный характер, не конкретизируется законодателем в зависимости от вида юридического лица. Правоспособность юридических лиц по ГК Беларуси определяется через категории «цель» и «предмет» деятельности: юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (ст. 45). Обязательность закрепления в учредительных документах унитарного предприятия помимо цели предмета его деятельности непосредственно предусмотрено в п. 2 ст. 48 ГК Беларуси. Таким образом, специальная правоспособность унитарного предприятия предопределяется предметом деятельности, закрепление которого в уставе обязательно в силу нормы, содержащейся в кодифицированном законодательном акте, представленным уровнем закона, и соответствует целям создания унитарного предприятия.

Специальная правоспособность государственных унитарных предприятий определяется спецификой правового режима имущества, на базе которого они создаются: объекты республиканской и коммунальной собственности, муниципальное имущество предназначены для обеспечения определённых общественных интересов, для исполнения возложенных на государство специальных функций. Иными словами, целевая правоспособность государства влечёт необходимость использования его имущества в рамках определенного перечня целей, в том числе и тогда, когда оно передано в хозяйственное ведение или оперативное управление. При этом получение прибыли для государства через функционирование созданных им государственных унитарных предприятий не может доминировать, а может рассматриваться исключительно как средство достижения других основополагающих для государства целей. В связи с этим в научной литературе дискуссируется вопрос о целесообразности и правомерности отнесения государственных унитарных предприятий к коммерческим организациям.

Спецификой белорусского законодательства является признание частных унитарных предприятий, которые согласно ГК Беларуси могут быть созданы на основе частной собственности физического или юридического лица. Если специальный характер правоспособности государственных унитарных предприятий не оспаривается, то вопрос об определении характера правоспособности частных унитарных предприятий является неоднозначным.

Согласно ГК Беларуси частные унитарные предприятия как вид унитарных предприятий (как показано выше) имеют специальную правоспособность. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь № 11 от 16 марта 1999 г., до вступления его в действие в новой редакции Декрета от 17 декабря 2007 г., закрепляло обязанность коммерческих организаций до начала осуществления видов деятельности, указание которых в учредительных документах в соответствии с актами законодательства не требовалось, письменно уведомить соответствующие регистрирующий и налоговый органы о тех видах деятельности, которые они предполагают осуществлять. Такой подход подтверждал специальный характер правоспособности частных унитарных предприятий.

В новой редакции Положения уведомительный порядок касается тех видов деятельности, на осуществление которых не требуется получение специального разрешения (лицензии), что не предполагает обязательное определение предмета деятельности юридического лица, а соответственно, может использоваться как аргумент в пользу общей правоспособности частных унитарных предприятий. Кроме того, общий характер правоспособности частных унитарных предприятий вытекает из норм, содержащихся в Положении о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. В соответствии с названным Положением уведомительный порядок государственной регистрации распространяется и на случаи, когда индивидуальный предприниматель предполагает при создании унитарного предприятия осуществлять виды деятельности, которые не указаны в свидетельстве о его государственной регистрации и указание которых в учредительных документах унитарного предприятия предусмотрено актами законодательства.

С учетом того, что в соответствии с белорусским законодательством Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, как и законы, относятся к законодательным актам (т.е. первому уровню системы законодательства) и могут конкурировать по силе с законами, легальное определение характера правоспособности частных унитарных предприятий неоднозначно. С нашей точки зрения, признание общего характера правоспособности частных унитарных предприятий как частных коммерческих организаций является вполне обоснованным и закономерным.



1 Автор выражает признательность к.ю.н., доценту Салей Е.А. (esalei@tut.by) за помощь в подготовке тезисов


страница 1

Смотрите также: