Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Е. А. Салей

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Юридическое лицо как субъект права обладает гражданской правоспособно­стью, характер которой в целом предопределяет объем гражданских прав и обя­занностей, которыми обладает соответствующая организация. В науке граждан­ского права вопрос о характере правоспособности юридических лиц в настоящее время является дискуссионным .

В советский период традиционно считалось, что юридические лица как субъ­екты гражданского права обладают специальной правоспособностью, в отличие от граждан, наделенных общей правоспособностью, т. е. признанной законом спо­собностью иметь любые гражданские права и нести обязанности2. Специальная правоспособность юридических лиц предполагает, что субъект права, обладая только теми гражданскими правами, которые соответствуют цели его деятельно­сти, может участвовать лишь в определенном, ограниченном круге гражданских правоотношений.

В связи с перестройкой экономических отношений и появлением нехарактер­ных для советского государства организационно-правовых форм юридических лиц наметилась устойчивая тенденция расширения гражданской правоспособности коммерческих организаций, что дало основание говорить об изменении пределов и характера правоспособности юридических лиц. В частности, в литературе отмеча­ется, что «правило о специальной правоспособности юридических лиц в условиях рыночной экономики не имеет четко очерченных законодательством границ. Ука­зание в уставе юридического лица, что оно имеет целью извлечение прибыли, зна­чительно расширяет объем и сферу деятельности юридических лиц, занимающих­ся коммерческой деятельностью» . Л. Г. Русак, анализируя правовое положение хозяйственных обществ в связи с принятием в 1992 г. Закона об акционерных об­ществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополни­тельной ответственностью , приходит к выводу о том, что они наделяются общей правоспособностью, поскольку единственным ограничением в отношении осуще­ствляемых ими видов деятельности является законодательство5.

ГК 1998 г., в целом следуя общим современным тенденциям развития граж­данского законодательства, прямо не закрепил норму, подтверждающую общий характер правоспособности коммерческих юридических лиц, как это было реко­мендовано в Модельном гражданском кодексе для государств-участников СНГ. Законодательство Российской Федерации восприняло соответствующие рекомен­дации. В соответствии со ст. 49 ГК РФ «коммерческие организации, за исключе­нием унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных зако­ном, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходи­мые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом». Аналогичная статья ГК Республики Беларусь «Правоспособность юридического лица» носит более общий характер, не конкретизируя данный вопрос в зависимо­сти от вида юридического лица. Согласно ст. 45 ГК Республики Беларусь, «юри-

140

дическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятель­ности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету дея­тельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности». Отсутствие указания в названной статье на возмож­ность осуществлять любые виды деятельности, на наш взгляд, отнюдь не означает, что «ст. 45 ГК Республики Беларусь (в отличие от ст. 49 ГК Российской Федера­ции) не предоставляет коммерческим организациям правомочия иметь граждан­ские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом»7, а соответственно, нет дос­таточных оснований придерживаться исключительно концепции специальной правоспособности юридического лица. Определение в ГК пределов правоспособ­ности юридического лица не только через категорию «цель» (как это сделано в ст. 49 ГК РФ), но и «предмет» деятельности требует дополнительного анализа.

Цели деятельности юридических лиц конкретизированы в ст. 46 ГК. Цель как направление деятельности для коммерческих организаций сформулирована в са­мой общей форме - это извлечение прибыли. Предмет деятельности, т. е. совокуп­ность видов деятельности, которые осуществляет юридическое лицо, согласно анализируемой статье может и не указываться в учредительных документах. Дан­ное положение подтверждает и ст. 48 ГК, согласно которой в учредительных до­кументах юридического лица должна в обязательном порядке определяться цель деятельности. Что касается предмета деятельности, то его определение в учреди­тельных документах обязательно только в отношении некоммерческих юридиче­ских лиц. Для коммерческих организаций, по общему правилу, определение пред­мета деятельности в их учредительных документах необязательно. Согласно ГК, можно выделить только два исключения, одно из которых носит специальный ха­рактер и касается такой организационно-правовой формы коммерческих юридиче­ских лиц, как унитарные предприятия, в уставах которых предмет их деятельности должен быть определен. Второе исключение носит общий характер: закрепление предмета деятельности в учредительных документах для коммерческих организа­ций обязательно в случаях, прямо предусмотренных в законодательстве. Таким образом, с нашей точки зрения, применительно к коммерческим организациям возможно говорить как об общей, так и о специальной правоспособности юриди­ческих лиц.

Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица. В учредительных документах в этом случае, как правило, указываются конкретные виды деятельно­сти, которыми вправе заниматься юридическое лицо. Иначе говоря, специальная правоспособность предопределяется предметом деятельности юридического лица, когда закрепление его в учредительных документах обязательно в предусмотрен­ных законодательством случаях. В отличие от лиц со специальной правоспособно­стью юридические лица, наделенные общей правоспособностью, могут заниматься любой, однако не противоречащей законодательству, деятельностью, т. е. иметь любые гражданские права и обязанности, не противоречащие законодательству.

В соответствии с ГК только унитарные предприятия (среди коммерческих ор­ганизаций) наделяются специальной правоспособностью. Что касается случаев,

141

предусмотренных законодательством, прежде всего следует обратить внимание на утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении дея­тельности) субъектов хозяйствования . В соответствии с первоначальной редакци­ей Положения о государственной регистрации для всех коммерческих юридиче­ских лиц, на которые распространяется его действие, устанавливалась обязатель­ность определения предмета деятельности в соответствии с Общегосударствен­ным классификатором видов экономической деятельности. Такой подход факти­чески сводил «на нет» исключение из общего правила, закрепленное в ГК, соглас­но которому коммерческие организации обязаны определять предмет их деятель­ности только в случаях, предусмотренных законодательством. Декретом Прези­дента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 29 в Положение были внесены существенные изменения и концептуально изменен подход к вопросу о характере правоспособности коммерческих организаций. Новая редакция Положения о госу­дарственной регистрации подтвердила положения ГК, на основе которых мы го­ворим об общей правоспособности коммерческих юридических лиц. В соответст­вии с п. 29 Положения в учредительных документах юридического лица преду­сматриваются виды деятельности, которые будут осуществляться коммерческой организацией, если их указание предусмотрено актами законодательства. Это положение подтверждается и рядом иных норм, содержащихся в анализируемом законодательном акте. В частности, согласно п. 5 Положения, деятельность субъ­екта хозяйствования является незаконной в случае осуществления им видов дея­тельности, не указанных в учредительных документах, если указание таких видов деятельности предусмотрено актами законодательства. Кроме того, в п. 11 предусматривается такая обязанность коммерческих организаций, как «до начала осуществления видов деятельности, указание которых в учредительных докумен­тах не требуется, письменно уведомить регистрирующий и налоговый органы о тех видах деятельности, которые они предполагают осуществлять».

Единство подходов к вопросу о характере правоспособности коммерческих организаций в законодательных актах, содержащих основополагающие нормы, определяющие правовое положение юридических лиц, не снимает вопрос о нали­чии в законодательстве случаев, когда определение предмета деятельности в учре­дительных документах коммерческой организации является обязательным. В со­ответствии с действующим законодательством специальной правоспособностью обладают банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также стра­ховые организации. В частности, согласно Банковскому кодексу , независимо от организационно-правовой формы, в которой функционирует банк или небанков­ская кредитно-финансовая организация, в уставе должен содержаться перечень банковских операций и видов деятельности, осуществляемых в соответствии с названным законом. Банк и небанковская кредитно-финансовая организация впра­ве осуществлять только банковские операции и виды деятельности, предусмот­ренные ст. 14 Банковского кодекса. В Положении о страховой деятельности в Рес­публике Беларусь, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 20 «О совершенствовании регулирования страховой дея­тельности в Республике Беларусь»10 определено, что предметом деятельности страховщиков может быть только страховая, а также инвестиционная и иная дея-

14?

тельность, связанная со страхованием и осуществляемая в целях получения до­полнительных доходов и гарантий выполнения страховых обязательств, в соответ­ствии с перечнем видов такой деятельности, утверждаемым Министерством фи­нансов.

Учредительными документами коммерческих организаций, т. е. по усмотре­нию учредителей, может быть предусмотрен предмет их деятельности в любых случаях, даже когда по законодательству это является необязательным. Следует констатировать, что на практике по сложившейся традиции в уставах предпола­гаемые к осуществлению виды деятельности, как правило, перечисляются. В этом случае закрепление видов деятельности, которые предполагает осуществлять юридическое лицо, в учредительных документах не может рассматриваться как сужение объема его правоспособности и возможность участвовать только в пре­допределенном учредительными документами круге гражданских правоотноше­ний. Юридическое лицо и в этом случае вправе осуществлять и иные виды дея­тельности без внесения соответствующих изменений в учредительные документы при выполнении вышеуказанного в п. 11 Положения о государственной регистра­ции и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования требо­вания. Показательным в этом смысле является решение хозяйственного суда г. Минска, которым были удовлетворены исковые требования налоговой инспек­ции к ОДО «Б» о взыскании дохода, полученного от осуществления деятельности, не указанной в учредительных документах (дело №685-9)". Суть дела такова. В результате проверки налоговой инспекцией установлено, что ОДО «Б» были за­ключены договоры на оказание услуг по обслуживанию семинаров. В перечень оказываемых услуг включались: аренда ресторана, организация питания, обеспе­чение печатной продукцией и т. д. Ответчик утверждал, что им были заключены договоры в рамках деятельности туристских агентов как сопутствующие им услу­ги. Деятельность же туристских агентов включена в устав ОДО «Б» в перечень осуществляемых видов деятельности. Министерство статистики и анализа разъяс­нило, что услуги по организации и обслуживанию семинаров классифицируются как «предоставление прочих услуг потребителям». К деятельности турагентов эти услуги могут быть отнесены в случае, если сопровождают оказанную туристам туристскую услугу. Судом установлено, что при обслуживании семинаров ОДО «Б» не оказывало услуги, сопутствующие основной туристической деятельности. Заключенные ответчиком договоры обеспечивали проведение семинара, а не пу­тешествия. Таким образом, суд констатировал, что ОДО «Б» оказывало потреби­телям не предусмотренные уставом иные (посреднические) услуги. Такая деятель­ность является незаконной, поскольку субъект хозяйствования не уведомил в со­ответствии с требованиями законодательства о начале осуществления такой дея­тельности регистрирующий и налоговый органы. Отсутствие указания в учреди­тельных документах соответствующих видов деятельности значения не имело.

Рассматривая вопрос о характере правоспособности коммерческих организа­ций, решение которого в целом предопределяет ответ на вопрос об объеме их пра­воспособности, следует обратить внимание на то, что право на осуществление от­дельных видов деятельности предполагает получение от государства специальных разрешений (лицензий), что регулируется специальным законодательством. Это в первую очередь Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г.

143


№ 1712, которым были утверждены Положение о лицензировании отдельных ви­дов деятельности, а также Перечень видов деятельности, на осуществление кото­рых требуются специальные разрешения (лицензии) и уполномоченных на их вы­дачу государственных органов и государственных организаций. Это общий зако­нодательный акт в сфере лицензирования. Кроме того, на основании данного Дек­рета принимаются специальные Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждаемые Советом Министров Республики Беларусь (в различ­ных сферах деятельности или отраслях экономики). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, согласно п. 3 ст. 45 ГК, по общему правилу, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее дей­ствия. В этом смысле получение разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности не зависит от наличия или отсутствия в учредительных доку­ментах соответствующей фиксации данного вида деятельности, если определение предмета деятельности не предусмотрено актом законодательства. Таким образом, лицензирование - это лишь условие осуществления того или иного вида деятель­ности, но не фактор, позволяющий говорить об изменении характера и объема правоспособности коммерческого юридического лица.

Итак, констатируем, что правоспособность коммерческих организаций в соот­ветствии с действующим законодательством может быть общей или специальной. Такой подход в значительной степени сужает круг действия ст. 174 ГК «Недейст­вительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособ­ности». Обобщенное указание в постановлении Пленума Высшего Хозяйственно­го Суда Республики Беларусь от 27 мая 2004 г. № 11 «О некоторых вопросах при­менения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействи­тельность сделок» в отношении любых юридических лиц на специальную право­способность, которая определяется целями их деятельности (п. 16), теряет практи­ческое значение. Коммерческие организации, по общему правилу, правоспособны осуществлять любые виды деятельности, если они не противоречат действующему законодательству. Значение в данном случае приобретает теоретически возможное самоограничение юридическим лицом своей правоспособности через определение в учредительных документах исключительного предмета деятельности, т. е. толь­ко тех видов, которые будет осуществлять юридическое лицо, или установления прямого запрета на осуществление отдельных видов деятельности.

В отличие от проблематичности вопроса о характере правоспособности ком­мерческих юридических лиц, характер правоспособности некоммерческих органи­заций сомнений не вызывает. Некоммерческие организации в соответствии с дей­ствующим законодательством наделены специальной правоспособностью. Со­гласно п. 3 ст. 46 ГК они могут создаваться для достижения социальных, природо­охранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управ­ленческих целей, охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удов­летворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и кон­фликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммер­ческие организации могут создаваться и для удовлетворения материальных (иму-

144


щественных) потребностей граждан либо граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами (например, жилищно-строительные, гаражные кооперативы как разновидности потребительских кооперативов). Указа­ние предмета деятельности некоммерческой организации в учредительных доку­ментах является обязательным. Данное требование, содержащееся в ст. 48 ГК, конкретизируется в специальных законах об отдельных видах некоммерческих организаций (Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях», действующий в новой редакции от 19 июля 2005 г.14, Закон Рес­публики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» также в новой редакции от 19 июля 2005 г.15 и др.).

Предоставленное законодательством некоммерческим организациям право за­ниматься предпринимательской деятельностью не может повлиять на решение вопроса об изменении характера их правоспособности. Некоммерческие организа­ции могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, по­скольку она необходима для реализации их уставных целей и отвечает предмету деятельности некоммерческой организации (п. 4 ст. 46 ГК). При этом следует учи­тывать, что для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на за­нятие предпринимательской деятельностью, только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них. Так, согласно п. 1 ст. 121 ГК, если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпри­нимательской деятельности, организация должна создать хозяйственное общество для осуществления такой деятельности или стать участником хозяйственного об­щества. Фонд для осуществления предпринимательской деятельности вправе соз­давать унитарные предприятия, хозяйственные общества или участвовать в них, за исключением обществ с дополнительной ответственностью. Данная норма закреп­лена в Положении о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 30216, и обращает на себя внимание в связи с изменением положения, закрепленного в ст. 118 ГК, в соответствии с которым фонды вправе осуществлять предпринимательскую деятельность через создание только хозяйственных об­ществ (в любой из предусмотренных ГК форм) или участия в них.

Специальный характер правоспособности некоммерческих организаций не только предопределяет объем гражданских прав и обязанностей соответствующе­го юридического лица, но и имеет практическое значение с точки зрения опреде­ления судьбы имущества в случае его ликвидации. Судьбу имущества предопре­деляют закрепленные в учредительных документах цели деятельности некоммер­ческой организации. Так, согласно вышеназванному Положению о создании, дея­тельности и ликвидации фондов (п. 51), имущество, оставшееся после ликвидации фонда направляется на цели, для достижения которых был создан фонд. В случае невозможности такого направления имущества оно передается в равных долях фондам, созданным для достижения аналогичных целей, при наличии их письмен­ного обращения в суд. В случае отсутствия указанных обращений имущество пе­редается в доход Республики Беларусь и направляется на цели, для достижения которых был создан фонд.

На основании вышеизложенного считаем возможным сделать общий вывод о том, что правоспособность коммерческих организаций, по общему правилу, носит

145

общий характер. Пределы ее ограничены рамками законодательства. Некоммерче­ские организации обладают специальной правоспособностью, которая соответст­вует целям деятельности юридического лица, закрепленным в его учредительных документах.

' См., в частности, Русак Л. Г. Товарищеские союзы как форма организации юридических лиц. Мн., 2000; Чигир В. Ф. Физические и юридические лица как субъекты гражданского права. Мн., 2000.



2 См., в частности, Советское гражданское право: Субъекты гражданского права / Под ред.
С. Н. Братуся. М., 1984. Гражданское право БССР. Т. 1 / Под ред проф. В. Ф. Чигира. Мн., 1975.

3 Чигир В. Ф. Указ соч. С. 62.

4 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №35. Ст. 552; 1994. № 6.
Ст. 72; 1995. № 19. Ст. 233; 1998. № 2. Ст. 11; Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь. 2004. № 122. 2/1056.

5 Русак Л. Г. Правовое регулирование создания и деятельности хозяйственных обществ в
Республике Беларусь. Мн., 1994. С. 70.

6 Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. №7-9. Ст. 101; Нацио­
нальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №69. 2/190; 2001. №46. 2/750;
2002. № 7. 2/828; № 62. 2/853; № 75. 2/862; № 84. 2/877; № 128. 2/897; 2003. № 8. 2/932; № 74.
2/960; 2004. №4. 2/1016; № 137. 2/1065; 2005. № 73. 2/1106; № 122. 2/1141.

7 Гражданское право: Учеб.: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. проф. В. Ф. Чигира. Мн., 2000.
С.211.

8 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №23. 1/191; 2000.
№ 109. 1/1779; 2001. №72. 1/2876; 2002. № 142. 1/4230; 2003. № 105. 1/4909; № 113. 1/4994;
№ 127. 1/5084; 2005. № 40. 1/6300; № 106. 1/6589.

9 Там же. 2000. № 106. 2/219; 2002. № 128. 2/897.

10 Там же. 2000. № 95. 1/1659; 2002. №43. 1/3611; 2003. № 86. 1/4818; 2004. №27. 1/5326.
"Юрист. 2005. №8. С. 57.

12 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 79. 1/ 4779; 2004.
№71. 1/5490; № 161. 1/5931; № 176. 1/5987; 2005. № 7. 1/6166; №40. 1/6300; № 103. 1/6560.

13 Там же. 2004. № 103.6/409.

14 Там же. 2005. №120. 2/1133.

15 Там же. 2005. №120.2/1132.

16 Там же. 2005. № 106. 1/6590.

страница 1

Смотрите также: