страница 1 Роль информационных технологий в обучении одарённых детей
Учитель информатики высшей квалификационной категории Клименкова Ирина Леонидовна
Главными отличительными особенностями психолого-педагогического портрета одаренного ребенка являются высокая мотивация к обучению и потребность в индивидуальной образовательной траектории.
Целью работы с одаренными детьми является максимальное раскрытие их творческих способностей. Для этого необходимо создать особую образовательную среду, которая в наибольшей степени способствовала бы этому. И здесь, прежде всего, необходимо обеспечить полный доступ обучающегося к учебной информации. Современные средства и технологии позволяют это сделать. Для этого образовательные учреждения должны иметь информационные ресурсы, обеспеченные средствами удаленного доступа посредством Интернет. В этом случае основным техническим средством обучения является компьютер.
Специфика развития творческих способностей одаренных детей проявляется в том, что доля активных методов обучения в педагогической деятельности увеличивается.
Активный характер обучения, основанного на компьютерных технологиях, тесно связан с принципом самообразования. Самообразование невозможно без активного участия ребенка в учебном процессе. Активное участие определяется, прежде всего, внутренней мотивацией, выраженной как желание учиться. В дистанционном обучении необходима активная познавательная самостоятельная мыслительная деятельность. Поэтому при дистанционном обучении необходимо использовать такие методы и технологии, которые способствуют умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и способы их рационального решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике и для получения новых знаний.
Согласно Лернеру и Скаткину, существует пять общедидактических методов, определяемых характером деятельности обучаемых: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский. Эти методы эффективно используется в традиционной педагогике.
В рассматриваемой методике особое место занимают продуктивные методы, основанные на активном участии обучающегося в учебном процессе. Активные методы обучения по типу коммуникаций между преподавателем и учеником относятся к группе "многие многим" и подразделяется на ролевые игры, дискуссионные группы, форум, проектные группы и т.п. И в связи с этим следует отметить, что организация обучения в соответствии с указанными методами позволяет реализовать в педагогической деятельности такую специфическую особенность творческой личности ребенка, как потребность (и способность) углублять и развивать свои знания в условиях образовательного полилога. Не останавливаясь на характеристике этих методов, отметим, что в дистанционном обучении они могут эффективно применяться даже в так называемых виртуальных классах, когда учащиеся разделены во времени и пространстве.
В технологиях традиционной педагогики одаренные дети регулярно становятся участниками предметных олимпиад, викторин, диспутов. В системе дистанционного образования такие специфические формы организации учебной деятельности, предназначенные для рассматриваемой категории обучающихся, могут быть организованы при помощи соответствующих технических средств обучения. Основой реализации этих методов являются телекоммуникационные сети и информационные технологии сетевого обучения. Причем интеллектуальные соревнования могут проходить в два этапа: заочно – на основании off-line технологий – и очно – на основании on-line технологий.
Еще одна особенность одаренного ребенка – ранняя личностная индивидуализация, и это также необходимо учитывать при организации обучения.
Повышение эффективности учебного процесса возможно только на основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности. Такое персонифицированное обучение в условиях массового спроса возможно только на основе высоких технологий обучения, построенных на компьютерных средствах и технологиях.
Очевидно, что обучение с применением компьютерных технологий приводит в конечном счете к изменению парадигмы образования, ядром которой является индивидуализированное обучение в распределенной образовательной и коммуникативной среде. И в этом отношении понятия расстояния и времени теряют первичный смысл: становится неважным, где находится источник информации – в соседней комнате или за океаном. При работе с одаренными детьми такой подход к обучению оказывается особенно продуктивным.
Рассмотрим, в чем заключается специфика применения электронных средств учебного назначения в условиях применения дистанционных технологий обучения для развития творческих способностей одаренных детей.
Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории.
Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся выбрать не только индивидуальную траекторию изучения материала, но и удобный темп работы, что способствует установлению баланса между психолого-педагогическими, психофизиологическими особенностям и образовательными потребностями одаренных детей. Кроме того, это позволяет использовать различные формы подачи материала, с одной стороны, соответствующие психофизиологическим особенностям восприятия ребенка, а с другой стороны, способствующие взаимодействию и развитию различного уровня его творческих способностей.
Одна из отличительных особенностей содержания материала, представляемого для восприятия такого рода обучающимся, – повышенный (по сравнению с требованиями школьной программы) уровень сложности. Гипертекстовая структура электронного учебника, основанная на поуровневой организации содержания, позволяет давать материал повышенной сложности на втором/третьем (в зависимости от содержания исходного) уровне. Наиболее эффективным представляется такой способ структурирования линейного учебного текста, который ориентирован на различные способы учебно-познавательной деятельности. В этом случае 1-й уровень может определить как иллюстративно-описательный, 2-й уровень – репродуктивный, 3-й уровень – творческий. При самостоятельной работе с электронным учебником, предлагающим ребенку выбор образовательной траектории, это позволяет установить четкие логические соответствия между обязательной, программной, и дополнительной, «усложненной», информацией.
Важным является также то, что электронный учебник позволяет обучающемуся, имея неограниченные пространственные и временные рамки получения информации, в процессе самостоятельной работы находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации (различные информационные и справочные мультимедиа приложения, ссылки на сетевые ресурсы), что также способствует удовлетворению повышенных образовательных потребностей.
В электронном учебнике может быть предусмотрена возможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализа преподавателем и самоанализа. Момент самоанализа является особенно актуальным для одаренных детей, которые в силу своих личностно-возрастных характеристик нередко обладают большим количеством знаний, но не владеют методами их систематизации.
Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме. Электронный справочник может быть представлен как самостоятельное средство учебного назначения и как элемент, встроенный в электронный учебник.
Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.
Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами. В условиях дистанционного обучения развитие творческих способностей одаренных детей невозможно без использования средств такого типа, так как работа с одаренными детьми предполагает актуализацию их творческих способностей, обращение к экспериментально-исследовательской деятельности, а удаленность от вузовского центра не позволяет наглядно продемонстрировать протекание исследуемых явлений.
Вышеописанные причины определяют и необходимость применения в практике дистанционных школ для одаренных детей такого обучающего средства, как электронный лабораторный практикум, который позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.
В качестве тренажера может использоваться и компьютерная тестирующая система, которая обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, что особенно важно при работе по индивидуальной образовательной траектории, а с другой – принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля, что становится необходимым для преподавателя, контролирующего деятельности творчески активной группы в условиях удаленного доступа.
Таким образом, основной отличительной чертой электронных средств учебного назначения, предназначенных для развития творческих способностей одаренных детей, является их взаимодополняемость, обеспечивающая комплексность предъявления всех компонентов учебной деятельности, в ходе которой используются все сенсорные функции организма.
Роль преподавателя в процессе работы с одаренными детьми по мере совершенствования технологий все более и более сводится к управлению учебным процессом, однако это не принижает его влияния в познавательной деятельности и не вытесняет его из учебного процесса. Процесс обучения строится, в основном, на самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.
Сетевые технологии позволяют также усилить профессиональную ориентацию школьников и оказать помощь в их самоопределении, в выборе будущей специальности.
Усиливается значение личностной мотивации учебной деятельности со стороны учащихся, возрастает степень свободы при выборе круга предметов и глубины их изучения. Старшеклассники, вступившие на путь личностного самоопределения и профессионального выбора, оказываются идеальным объектом дистанционного образования.
Никто уже не сомневается, что гимназия богата одарёнными и творческими учащимися.
Здесь они учатся, развиваются, воспитываются, кто-то, начиная с 1 класса, кто-то перейдя из других школ.
Раскрывая здесь свои таланты, они оставляют в стенах гимназии добрую память о себе.
И куда бы они потом не поступали, они всегда остаются нашими, со стержнем знаний гимназии, их здесь помнят, их любят и всегда рады видеть.
Сайт гимназии (www.rchgymn.narod.ru), выполняя свою основную функцию, а именно, являться визитной карточкой учебного учреждения, презентовать его, старается отразить все победы, заслуги наших гимназистов и их наставников в текущих новостях, а самых лучших наших воспитанников занести в ВИРТУАЛЬНУЮ КНИГУ СЛАВЫ ГИМНАЗИИ.
Поэтому на сайте в разделе «О гимназии» была создана новая страница КНИГА СЛАВЫ ГИМНАЗИИ, в которой содержатся сведения пока о 30 лучших её учащихся. Это наши «звёзды»: победители олимпиад, золотые медалисты, многократные победители различных творческих конкурсов и научно-практических конференций.
Впереди много новых олимпиад, а, значит, в виртуальной Книге славы гимназии появятся новые страницы.
страница 1
|