Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики начального обучения

УЧЕБНАЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Методические рекомендации

для студентов 1–2 курсов психолого-педагогического факультета



Брест

БрГУ имени А.С. Пушкина

2011

УДК 378. 147. 88

ББК 74.58

Рекомендовано редакционно-издательским советом учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Авторы-составители:

О.В. Шурпан, Г.В. Сегенюк

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент



И.А. Мельничук;

кандидат психологических наук, доцент



Е.И. Медведская
Учебная ознакомительная практика : метод. реком. для студ. психол.-пед. фак. / авт.-сост. О.В. Шурпан, Г.В. Сегенюк ; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, Психол.-пед. фак., Каф. педагогики нач. обучения. – Брест : БрГУ, 2011. – 23 с.

В методических рекомендациях раскрываются цели, задачи, содержание и методика организации учебной ознакомительной практики студентов 1 и 2 курсов психолого-педагогического факультета специальности 1-01 02 02 Начальное образование. Дополнительная специальность (1-01 02 02-09 Начальное образование. Социальная педагогика; 1-01 02 02-03 Начальное образование. Музыкальное искусство; 1-01 02 02-05 Начальное образование. Иностранный язык). Определена система компетенций, которыми необходимо овладеть студентам-практикантам в процессе подготовки к практике и в ходе ее прохождения; представлены задания исследовательского характера с методическими рекомендациями к их выполнению, позволяющие преподавателю выявить у студентов уровень сформированности профессиональных умений, творческих способностей.



УДК 378. 147. 88

ББК 74.58

 УО «Брестский государственный

университет имени А.С. Пушкина», 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная ознакомительная практика студентов 1–2 курсов занимает важное место в системе подготовки будущего учителя к работе в школе, являясь первым этапом непрерывной педагогической практики.

Цель ее – адаптация студентов к школе, углубление первоначальных теоретических знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, овладение основами педагогической культуры, формирование конкретных профессиональных (организационно-воспитательных, диагностических, коммуникативных и др.) умений и личностных качеств, необходимых для будущей работы в школе.

Изучая педагогические дисциплины, студенты 1–2 курсов овладевают системой общепедагогических знаний, формируют педагогически направленное мышление. Педагогическая же практика призвана углублять и закреплять теоретические знания, учить будущих учителей применять их в решении конкретных задач обучения и воспитания школьников.

Наблюдая в ходе педагогической практики за тем, как учитель начальных классов выполняет свои функциональные обязанности, студенты-практиканты уже на первом курсе приобщаются к творческой мастерской учителя, знакомятся с методами и средствами осуществления воспитательного процесса на уроках и внеклассных занятиях, осваивают методику работы с коллективом учащихся, особенности работы с отдельными детьми. Студенты второго курса, кроме того, посещают и анализируют внеклассные занятия, проводимые учителями школы, однокурсниками, сами организуют различные виды внеучебных занятий, вступают во взаимодействие с родителями учащихся, изучают личность младшего школьника.

Каждый из студентов должен вписаться в инновационный режим современной общеобразовательной школы, быть ориентированным на творчество, педагогическую импровизацию, поиск новых методов и форм воспитания и обучения, быть готовым к экспериментально-поисковой работе как с группой школьников, так и индивидуально с каждым из них.

Данные методические рекомендации включают: общие организационные основы практики, требования к студентам-практикантам, примерную программу деятельности студентов (по курсам) с определением конкретных задач (для студентов первого курса – план работы на каждый день; для студентов второго курса – перечень видов деятельности с заданиями по педагогике и методическими рекомендациями к их выполнению), а также перечень отчетной документации. Имеются приложения, в которых представлены образцы оформления дневника практики, методики исследования для выполнения творческих заданий, схема анализа внеклассного воспитательного занятия и занятия предметного кружка, профессиограмма учителя и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
На учебную ознакомительную практику студентов 1–2 курсов отводится две недели. Распределяются они следующим образом:

1 курс, 2-й семестр – 1 неделя.

2 курс, 4-й семестр – 1 неделя (в течение 6 недель по одному дню в неделю).

В итоге прохождения учебной ознакомительной практики студенты 2-го курса должны знать:

– организационно-управленческие основы функционирования школы (нормативно-правовые документы; правила внутреннего распорядка школы; санитарно-гигиенические условия и т.д.);

– основные направления и содержание воспитательной работы педагогического коллектива школы;

– систему планирования воспитательной работы классного руководителя (учителя начальных классов);

– методы и формы организации внеучебной деятельности учащихся;

– основные направления сотрудничества школы и семьи;

– профессиограмму учителя и особенности его работы в начальных классах;

– особенности психофизического развития младшего школьника.

Студенты должны уметь:

– наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу учителя в классе, его профессиональные качества;

– составлять индивидуальный план работы;

– планировать воспитательную работу с учащимися класса;

– выбирать и организовывать эффективные формы внеклассных занятий с учетом особенностей психофизического развития детей;

– проводить диагностику уровня развития личности младшего школьника;

– составлять психолого-педагогическую характеристику учащегося;

– осуществлять самоанализ проделанной работы.
На каждом из курсов программа практики предполагает три этапа.

I этападаптационный

Студенты под руководством групповых руководителей знакомятся со школой и классом. В ходе бесед с директором (заместителем директора по учебной работе, заместителем директора по воспитательной работе) выясняют правила внутреннего распорядка школы, основные направления организации в ней учебно-воспитательной работы, традиции; знакомятся с нормативными документами, с инновационными воспитательными технологиями. В беседе с учителем класса и на основе анализа планов воспитательной работы студенты выясняют основные направления воспитательной работы в классе, программу взаимодействия педагога с семьей учащегося (на 2 курсе составляют свой индивидуальный план работы); наблюдают отдельные уроки и воспитательные занятия в закрепленном классе, оценивая в них определенные педагогические явления, методы воздействия на учащихся, стиль взаимоотношений учителя с детьми.


II этап – самостоятельная практическая деятельность студента

Этот этап, в свою очередь, подразделяется на три направления деятельности студента: диагностическое, профессиональное и исследовательско-творческое.



Диагностическое направление предполагает изучение классного коллектива, личности учащегося, в том числе требующего к себе повышенного внимания, обобщение передового педагогического опыта проведения воспитательной работы, организацию взаимодействия с семьей.

Профессиональное направление включает оказание посильной помощи учителю в дежурстве по школе, в подготовке и организации проводимых внеклассных занятий, в изготовлении необходимых наглядных пособий. Некоторые студенты 2 курса (по желанию) разрабатывают с помощью учителя и группового руководителя индивидуальные проекты по воспитывающей деятельности учащихся и апробируют их; все участвуют в коллективном педагогическом анализе; каждый ведет наблюдения за учащимся (по выбору) с целью составления его психолого-педагогической характеристики; ведет учебную и отчетную документацию.

Исследовательско-творческое направление предусматривает выполнение заданий по УИРС, НИРС (педагогика, психология).
III этап – итоговый

Оформление документации, выступление на итоговой конференции по педагогической практике с результатами своей деятельности.

В основу программы ознакомительной практики положены следующие принципы:

– принцип связи теории и практики;

– принцип преемственности и последовательности, предполагающий поэтапное овладение необходимыми умениями и навыками, а также подготовку студентов к активной педагогической практике на старших курсах, в целом к работе в школе;

– принцип нравственной ориентации на общечеловеческие ценности, на освоение мировоззренческой шкалы ценностей;

– принцип сотрудничества преподавателя, студента, учителя, взаимодействия студента с родителями учащихся.

Базами для практики являются начальные классы общеобразовательных школ, детские сады-школы, начальные школы. Подбор баз осуществляется с учетом следующих требований:

– выбираются школы, в которых хорошо отлажена система воспитательной работы, в том числе построенная на национальных традициях;

– наличие достаточного количества начальных классов для оптимального распределения студентов (не более 3 человек в класс, где работает квалифицированный учитель 1–2 категории);

– положительное отношение администрации к студентам-прак-тикантам, желание оказывать необходимую помощь в прохождении практики.

Ознакомительная учебная практика оценивается групповым руководителем дифференцированной отметкой на основании:

– регулярного посещения школы в отведенное учебным планом время и выполнения всех установленных «Программой практики» (индивидуальным планом) видов работы;

– положительного отзыва учителя о деятельности студента;

– оформленной соответственно требованиям и своевременно сданной групповому руководителю отчетной документации.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ-ПРАКТИКАНТАМ


1. В период практики студенты-практиканты обязаны подчиняться правилам внутреннего распорядка учебного заведения, указаниям директора школы, его заместителей, учителей, группового руководителя, доброжелательно относиться к учащимся, педагогическому и вспомогательному персоналу школы, проявляя к ним внимание, такт и уважение.

2. Все студенты должны находиться в школе в определенные деканатом «Дни школы» и выполнять задания, предусмотренные индивидуальным планом. Приходить следует за 10–15 минут до начала уроков.

3. Каждый студент обязан знать цель, задачи и содержание педагогической практики и добросовестно выполнять все виды работы.

4. При подготовке к внеклассному занятию студентам 2 курса необходимо заранее (за 2–3 дня до проведения) написать развернутый план-конспект занятия и утвердить его у классного руководителя (учителя начальных классов) и группового руководителя. Если конспект не проверен и не утверждён, студент не допускается к проведению внеклассного занятия.

5. Студенты должны посещать и активно участвовать в анализе уроков и внеклассных занятий, проведенных учителями и однокурсниками, делая фотозапись этих занятий, отмечая положительные и отрицательные моменты, высказывая свои замечания и предложения.

6. Находясь в школе, студент-практикант обязан иметь при себе и предъявлять по просьбе руководителя практики оформленную должным образом документацию: дневник практики, план-конспект внеклассного занятия (если в этот день его проводит), материалы по выполнению заданий по педагогике и психологии.



Примечание. При нарушении дисциплины, невыполнении программы практики студент может быть отстранён от работы. В этом случае назначается повторное прохождение практики.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

Задачи практики

– формирование устойчивого интереса к педагогической профессии, убежденности в правильности ее выбора;

– изучение профессиональных и личностных качеств учителя начальных классов; выявление и формирование у себя соответствующих качеств;

– ознакомление со структурой, организацией и направлениями работы общеобразовательной школы, ее творческим педагогическим опытом;

– ознакомление с содержанием, формами и методами организации воспитательной работы с младшими школьниками, с системой ее планирования в классе;

– изучение материально-технической оснащенности учебно-воспи-тательного процесса;

– изучение и осмысление отдельных психолого-педагогических явлений в учебно-воспитательном процессе;

– формирование организационных педагогических умений, правильных взаимоотношений с детьми, учителями и коллегами по практике.



Примерная план-сетка работы студентов 1 курса

1 день

2 день


3 день
4 день

5 день


6 день

1. В ходе экскурсии по школе, беседы с директором и заместителями директора по учебной и воспитательной работе выяснить (записать в дневнике) организационно-управленческие основы функционирования школы (материальная база; педагогический коллектив; правила внутреннего распорядка; основные направления организации учебно-воспитательной работы в школе; нормативные документы, определяющие эти направления; традиции и др.).

2. В процессе беседы с учителем закрепленного класса узнать (записать в дневнике) о характере классного коллектива, межличностных отношениях в нем, успеваемости и дисциплине детей, о специфике работы учителя как классного руководителя.

3. Изучить (с записью в дневнике) план воспитательной работы с учащимися на П полугодие, его форму и структуру; выяснить основные направления воспитательной работы в начальных классах.

1. Изучить оборудование кабинета начальных классов (внешнее оформление, наличие наглядного и дидактического материала и т.п.). Оказать помощь учителю в изготовлении наглядности для проведения уроков, внеклассных занятий, работы с родителями.

2. Найти в литературе и предложить учителю 5 физкультминуток. Разучить 2–3 с детьми.

3. Подобрать несколько подвижных игр для использования на перемене. Разучить их с детьми.


1. Понаблюдать внеклассное занятие (классный час) в закрепленном классе с целью изучения профессиональных качеств учителя, а также ознакомления с методикой проведения таких занятий. Совместно с групповым руководителем проанализировать занятие и сделать краткую запись в дневнике.

2. Оказать помощь учителю в организации дежурства в столовой, коридоре, рекреации.

1. Понаблюдать 2–3 урока в закрепленном классе с целью изучения профессиональных качеств учителя. Привести примеры (2–3) гуманистического взаимодействия его с отдельными учащимися или со всем классом, руководствуясь профессиограммой учителя (приложение Б). Представить в письменном виде анализ личностно-профессиональных качеств учителя своего класса.

2. Изучить режим работы группы продленного дня, содержание и организацию занятий с детьми по интересам.

1. Изучить работу одного из кружков для начальных классов (по выбору студента): цель и программу занятий; планы занятий (форма записи); организацию деятельности детей; анализ результатов этой деятельности (приложение Г).

2. Провести подвижные игры на большой перемене.

1. Познакомиться с организацией деятельности детей в шестой день пятидневной учебной недели в начальных классах.

2. Оформить отчетную документацию.



Отчетная документация

1. Дневник практики – тетрадь, в которой фиксируется вся выполняемая студентом работа (приложение А).

2. Отзыв учителя о работе студента (записывается учителем в дневнике студента).

3. Анализ (в письменном виде) личностно-профессиональных качеств учителя своего класса (приложение Б).

4. Краткий план-конспект наблюдаемого внеклассного занятия с его анализом (приложение В).

5. Результаты изучения работы одного из кружков (приложение Г).

6. Выступление-доклад на итоговой конференции (презентация одним студентом подгруппы базы практики). В нем кратко характеризуются условия, в которых проходила практика, проблемы, с которыми сталкивались в ее ходе, предложения по совершенствованию, перспективы использования полученных знаний и умений в дальнейшем.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА


Задачи практики:

– углубление и закрепление на практике теоретических знаний по педагогике и психологии;

– развитие умения наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу учителя в классе, его функциональные обязанности и профессиональные качества;

– освоение основных форм внеклассной воспитательной работы в классном коллективе в соответствии с его социально-психологическими особенностями и с учетом возраста и индивидуальности детей;

– овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

– формирование умений и навыков общения с детьми посредством организации с ними разных видов воспитывающей деятельности.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

1. Познакомиться с основными направлениями деятельности школы, с системой воспитательной работы в ней, с инновационными воспитательными технологиями через беседы с директором, его заместителями, учителем класса.

2. Изучить (с записью в дневнике) план воспитательной работы учителя в закрепленном классе на второе полугодие.

3. Составить согласно задачам и содержанию практики и исходя из плана воспитательной работы учителя свой индивидуальный план (примерную программу) работы (утверждается групповым руководителем).

4. Изучить программу взаимодействия педагога с семьей учащегося (по классам), пути оказания педагогической помощи семье.

5. Изучить технологический алгоритм проектирования в данном классе внеклассного занятия.

6. В «День школы» наблюдать и записывать в дневнике содержание уроков (2–3), выделяя в них и оценивая определенные педагогические явления, ситуации, методы воспитания, стиль взаимоотношений учителя и учащихся.

7. Наблюдать (с записью в дневнике) все воспитательные занятия, которые проводятся в закрепленном классе, принять участие в общепедагогическом и методическом анализе отдельных воспитательных занятий, проводимых сокурсниками, используя предложенную схему (приложение В).

8. Оказывать помощь учителю в проведении всей внеурочной воспитательной работы в классе: подготовке и проведении праздников, КТД, конкурсов, путешествий, игровых программ, этических бесед и др.; помогать учителю в дежурстве по школе, в столовой и др.

9. Разработать (по желанию) план-конспект по воспитывающей деятельности коллектива младших школьников и апробировать его в виде пробного воспитательного занятия.

10. Выполнить задания по психологии и написать психолого-педагогическую характеристику на ученика.

Отчетная документация

1. Дневник практики – тетрадь, в которой фиксируется вся выполняемая студентом работа (приложение А).

2. Психолого-педагогическая характеристика на ученика с заданиями по психологии (в отдельной тетради).

3. Отчет студента о выполненной работе (приложение Д).

4. Отзыв учителя о работе студента (записывается учителем в дневнике студента).

5. Выступление-доклад на итоговой конференции (презентация одним студентом подгруппы базы практики). В нем кратко характеризуются условия, в которых проходила практика, проблемы, с которыми сталкивались в ее ходе, предложения по совершенствованию, перспективы использования полученных знаний и умений в дальнейшем. Организуется мини-выставка методических материалов по практике.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

ПО ПЕДАГОГИКЕ


Задание 1

Познакомьтесь с основными направлениями деятельности школы, с системой воспитательной работы в ней, с инновационными воспитательными технологиями через беседы с директором, его заместителями, учителем класса.

Во время беседы с администрацией школы и экскурсии по школе выявите и отразите краткой записью в дневнике следующие вопросы:

– основные направления деятельности средней общеобразовательной школы и нормативно-правовую документацию, ее регламентирующую;

– задачи годового плана учебно-воспитательной работы с учащимися и перспективы развития школы;

– укомплектованность школы педагогическими кадрами, в частности уровень квалификации учителей начальных классов;

– материально-техническую базу школы и санитарно-гигиенические условия организации учебного процесса младших школьников.
Задание 2

Изучите (с записью в дневнике) план воспитательной работы учителя в закрепленном классе на 2-е полугодие и проанализируйте его по следующей схеме:

– наличие и полнота исходной характеристики воспитанников и коллектива, педагогические особенности планируемого периода;

– краткая характеристика основных задач воспитания, конкретность и выполняемость задач, их соответствие возрасту воспитанников;

– разнообразие планируемых видов деятельности воспитанников (познавательной, трудовой, спортивно-туристической, художественно-эстетической и т.д.);

– разнообразие форм организации воспитательной работы (массовые, коллективные, групповые, индивидуальные);

– перспективы для развития самостоятельности, инициативы, самоуправления;

– привлечение к воспитательному процессу родителей, общественности, старших друзей учащихся;

– продуманность материально-технического оснащения воспитательного процесса;

– соответствие плана актуальной обстановке в коллективе, традициям школы, индивидуальным возможностям самого классного руководителя.

На основании анализа плана воспитательной работы классного руководителя сделайте общие выводы о направленности его содержания на всестороннее развитие личности младшего школьника.
Задание 3

Согласно задачам и содержанию практики и исходя из плана воспитательной работы учителя, составьте свой индивидуальный план (примерную программу) работы (утверждается групповым руководителем).

Индивидуальный план составляется по следующей схеме:


п/п


Содержание работы

Сроки

выполнения



Отметка

о выполнении


В содержании работы должны быть выделены следующие разделы:

I. Организационно-методическая работа (участие в установочной и итоговой конференциях, беседы с администрацией и учителем, изготовление наглядных пособий, оформление документации и др.).

II. Организация воспитывающей деятельности с детьми.

III. Выполнение исследовательских, творческих заданий по педагогике и психологии.

IV. Работа с родителями.


Задание 4

Изучите содержание и формы работы классного руководителя с родителями по воспитанию учащихся. Понаблюдайте родительское собрание, проводимое учителем в закрепленном классе.

Выполняя данное задание, фиксируйте:

1) содержание и формы совместной воспитательной работы учителя с родителями;

2) наличие родительского комитета класса, его состав;

3) тематику родительских собраний и ее актуальность;

4) методику подготовки и проведения родительских собраний;

5) привлечение родителей к осуществлению учебно-воспитательной работы в классе;

6) эффективность совместной воспитательной работы учителя с родителями.
Задание 5

Изучите технологический алгоритм проектирования внеклассного занятия в данном классе.

Алгоритм проектирования внеклассного занятия включает следующие этапы:

– выбор и целесообразность использования формы и организации деятельности детей по запланированной теме;

– характеристика методических требований к реализации данной формы;

– определение целей и задач занятия в соответствии с темой;

– ориентация содержания занятия на реализацию запланированных целей и задач;

– оценка результатов занятия с точки зрения их воспитательной эффективности, интереса и активности детей.


Задание 6

В «День школы» наблюдайте и записывайте в дневнике содержание уроков (2–3), выделяя в них и оценивая определенные педагогические явления, ситуации, методы воспитания, стиль взаимоотношений учителя и учащихся, проявление им этико-педагогической культуры, личностных качеств.



Запись в дневнике наблюдения делайте по следующей схеме:

Дата

Тема, цель, задачи урока

Этапы урока

Воспитательно-образовательные ситуации на уроке

Оценка личностных качеств учителя

Проявление учителем этико-педагогической культуры (на основе ее компонентов)

Общее резюме о содержательной, процессуальной и результативной составляющей урока

Оценку личностных качеств учителя делайте используя профессиограмму (приложение Б) по следующей схеме:

Качества личности

Не выражены

Слабо выражены

Ярко выражены

Ответственность










Справедливость










Доброта










Гуманность










Доверие










Сочувствие










Действенная поддержка










Принципиальность










Критичность










Организованность










Пунктуальность










Вежливость










Развитая речь










Гибкость и оригинальность мышления










Эмпатия










Самообладание










Толерантность










Задание 7

Посетите воспитательные занятия, проводимые учителем и сокурсниками, примите участие в их обсуждении, используя предложенную схему (приложение В).


Задание 8

Оказывайте помощь учителю в проведении всей внеурочной воспитательной работы в классе: в подготовке и проведении праздников, КТД, конкурсов, путешествий, игровых программ, этических бесед и др.; помогайте учителю в дежурстве по школе, в столовой и др.


Задание 9

Согласно плана воспитательной работы в классе подготовьте (разработайте совместно с учителем и групповым руководителем план-конспект) и проведите пробное внеклассное занятие.

При подготовке к нему предварительно:

– узнайте тему своего занятия, точно определите содержание этого занятия, его место в воспитательной системе классного коллектива;

– определите цели внеклассного занятия, его структуру, основные этапы;

– изучите методическую литературу по теме занятия;

– разработайте содержание внеклассного занятия, продумайте, как максимально привлечь детей и родителей к участию в нем;

– подготовьте необходимый дидактический и наглядный материал.



Примечание. В плане-конспекте следует указать форму, тему занятия, его цели-задачи, оборудование, используемую литературу, развернутое содержание видов деятельности учителя и учащихся.
Задание 10

Выполните задания по психологии (для 2 курса) и напишите психолого-педагогическую характеристику на ученика.

Для выполнения задания обратитесь к методическим рекомендациям: Гладун, Т.И. Психологические основы педагогической практики в школе для студентов педагогических специальностей : учеб.-метод. пособие / Т.И. Гладун, О.А. Пшеничная. – Брест : БрГУ, 2010. – 99 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А


Структура и содержание дневника студента-практиканта
Дневник по педагогической практике является обязательным документом, содержание которого учитывается при ее оценке. Материалы, накопленные в дневнике педагогической практики, могут быть использованы при написании рефератов, курсовых, дипломных работ.
Титульный лист

Учреждение образования «Брестский государственный университет

имени А.С.Пушкина»
Дневник

по педагогической практике


студента-практиканта ________курса, ___________ группы

психолого-педагогического факультета

____________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)
В школе №_____ города ____________

с________ _по_________________________ 200 _ г.


Первая страница дневника

Общие сведения о школе и классе


Адрес школы ___________________________ телефон _____________

Директор школы

_____________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)


Заместители директора

_____________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)
Учитель начальных классов

_____________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)
Групповой руководитель_________________________________
Вторая страница дневника
Расписание звонков и уроков в закрепленном классе


День недели

Время

Учебные предметы

Кабинет

Понедельник


8.00 – 8.45


1. Математика


7





8.55 – 9.40

2. Английский язык

15

И т.д.











Третья страница дневника
Список учеников класса

Актив класса


Четвертая страница дневника

Схема посадки учеников в классе

Задние парты


Данилов Бекиш

Олег Катя



Бурак Кулиш

Юра Таня


Иванов Николаева

Денис Ангелина



И т.д







Стол учителя
Пятая-шестая страницы дневника
Индивидуальный план работы студента

№ п/п

Содержание работы

Сроки (дата) выполнения

Отметка о выполнении












Начиная с седьмой страницы дневника, студенты ведут учет выполненной работы по ниже приведенной форме:



Срок

(дата)


Содержание выполненной работы (изучил, познакомился, принял, сделал и т.д.). Запись посещенных уроков, внеклассных мероприятий (предмет или форма воспитательного занятия; тема, цель и краткая запись содержания)

Подпись учителя, группового руководителя









ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Профессиограмма учителя
1. Гражданская направленность личности учителя, которая включает такие качества:

преданность идее национального возрождения, высокий уровень развития национального самосознания, что проявляется: в познании себя как представителя конкретного этноса в единстве с представителями других этнических групп; понимании взаимосвязи и единства исторического и современного; уважении традиций и культуры своего народа, интересе к своей истории, к родному языку, литературе, искусству, общественному мнению; желании сберечь национальные интересы, национально-политическое единство и самоопределение, способствовать социально-экономическому прогрессу нации;

прогрессивные взгляды на развитие личности, общества, природы, которые основываются на глубоко научных знаниях; устойчивые моральные, эстетические, политические идеалы, связанные с национальной культурой, традициями народа;

общественно-политические качества: демократизм, патриотизм, общественная активность;

профессионально-ценностные духовные потребности, интересы, склонности, которые проявляются в жизни и деятельности: педагогической, научной, общественной;

высокие гражданские мотивы педагогической деятельности, которые обусловлены социальными и профессиональными потребностями.

2. Нравственные качества учителя:

качества, которые характеризуют отношение педагога к делу, к коллективу: чувство обязательности, долга, честности, ответственности, солидарности;

качества, которые характеризуют отношение к ученикам, коллегам, родителям, к людям вообще: справедливость, доброта, гуманность, любовь к детям, доверие, сочувствие, действенная поддержка тех, кому она необходима, принципиальность, критичность;

качества, которые отражают отношение учителя к себе, понимание им необходимости и путей самосовершенствования: чувство личной значимости и гордости, скромность, простота, уверенность в себе и своих силах, профессиональная гордость, самокритичность, требовательность к себе, непримиримость к своим недостаткам и желание преодолеть их, стремление к самосовершенствованию;

качества, которые отражают отношение к работе: трудолюбие, организованность, пунктуальность, обязательность, внимательность, деловитость, бережное отношение к плодотворной чужой и своей работе, инициативность, целенаправленность, предприимчивость;

качества, которые характеризуют учителя в плане взаимоотношений с другими людьми: вежливость, галантность, пристойность, высокая культура.

3. Интеллектуальные качества учителя:

высокий профессионализм, научно-педагогическая эрудиция;

профессионально-педагогическое мышление, которое характеризуется практико-ориентированной направленностью, наблюдательностью, распределенным вниманием, оперативной педагогической памятью, развитой речью, гибкостью и оригинальностью мышления, его системностью и логичностью, глубиной, самостоятельностью, критичностью и доказательностью.

4. Эмоционально-волевые качества педагога включают следующие характеристики:

хорошо развитую эмпатию как способность чувствовать и понимать эмоциональное состояние ученика, коллег, родителей;

динамичную эмоциональную сферу, которая характеризуется эмоциональной реактивностью, впечатлительностью, силой и глубиной чувств;

развитые нравственные чувства ответственности, гордости, справедливости, патриотизма, любви к детям, честности;

развитое чувство уверенности и сомнения в процессе интеллектуальной деятельности, удивления, юмора и иронии;

твердую волю, которая характеризуется целенаправленностью, настойчивостью, выдержкой, самообладанием, инициативой, самостоятельностью, дисциплинированностью, смелостью, мужеством;

в совершенстве развитое чувство прекрасного, ощущение трагического, комического, возвышенного;

динамичные способности (работоспособность в разных условиях, способность к переключению с одной деятельности на другую, подвижность, выразительность и громкость голоса, дикция и разный тон речи, развитость мимики и пантомимики;

толерантность на уровне понимания и восприятия каждой личности как высшей ценности;

рефлексию, которая позволяет определить основы педагогической деятельности, причины и мотивы поступков детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ В


Схема анализа внеклассного воспитательного занятия
1. Тема, цель, задачи воспитательного занятия. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям и уровню воспитанности учащихся, связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды).

2. Организация подготовки учащихся к данному занятию.

3. Психолого-педагогическое обоснование содержания данного занятия (соответствие содержания занятия поставленным целям, познавательная и воспитательная ценность подобранного материала, положительное эмоциональное отношение к нему детей).

4. Целесообразность использования данной формы внеклассного занятия. Соответствие ее возрасту детей. Были ли соблюдены все требования, предъявляемые к данной организационной форме.

5. Активность учащихся на занятии, их поведение.

6. Эмоциональное состояние воспитателя, грамотность речи, педагогический такт, умение создавать положительный эмоциональный настрой, готовность к импровизации.

7. Характеристика методов, средств, атрибутов и т.п., которые использовал воспитатель для достижения цели.

8. Оптимальность времени проведения воспитательного занятия.

9. Общая оценка внеклассного занятия. Замечания, предложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г


Схема анализа занятия кружка (внеклассного занятия по предмету)


  1. Класс, кружок (предмет), по которому проводится занятие.

  2. Тема занятия.

  3. Цели занятия и оценка их формулировки и подачи учащимся.

  4. Как соотносится содержание внеклассного занятия с интересами детей, программным материалом по учебному предмету.

  5. Степень занимательности, увлекательности, необычности используемого материала.

  6. Оптимальность объема предлагаемого учащимся материала, его доступность.

  7. Участие учащихся в подготовке занятия, их активность на занятии.

  8. Использование разных форм и методов проведения занятия, их целесообразность и эффективность.

  9. Проводилось ли награждение победителей? Как? Целесообразность награждения.

10. Рекомендовались ли дополнительные источники информации по теме занятия: журналы, энциклопедии, книги, альбомы и др.?

11. Оценка оформления занятия, использованных пособий и средств в ходе занятий.

12. Оценка поведения и речи ведущего занятие.

13. Общие выводы, рекомендации и предложения.


ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Примерная схема отчета практиканта
Отчет пишется в отдельной тетради. На титульном листе обозначается фамилия студента, школа и класс, в которой проходил практику студент.

  1. Выполнение индивидуального плана педагогической практики. Какие отклонения от него имели место (что не выполнено, почему, что сделано сверх плана).

  2. Проведенное внеклассное занятие по предмету (форма, тема, оценка, поставленная групповым руководителем).

  3. Практическая помощь, оказанная учителю класса (изготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, участие в подготовке к проведению внеурочной воспитательной работы в классе, в организации дежурства по школе, подвижных игр и т.п.).

  4. Выполнение заданий по педагогике и психологии.

  5. Оценка личных профессиональных умений и навыков, приобретенных к концу педагогической практики. Характеристика трудностей, с которыми встретился студент-практикант во время подготовки к внеклассным занятиям, в написании психолого-педагогической характеристики на ученика. Отношение к детям, общие впечатления от практики.

ЛИТЕРАТУРА


Гладун, Т.И. Психологические основы педагогической практики в школе для студентов педагогических специальностей : учеб.-метод. пособие / Т.И. Гладун, О.А. Пшеничная.– Брест : БрГУ, 2010. – 99 с.

Грымаць, А.А. Асоба настаўніка пачатковай школы / А.А. Грымаць, А.А. Сізы // Пачатковая школа. – 1992. – № 8. – С. 46–47.

Педагогическая практика в начальной школе : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова [и др.] ; под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой . – М. : Академия, 2000. – 272 с.

Шурпан, О.В. Педагогическая практика [Электронный ресурс] : метод. реком. для студ. психолого-педагогического факультета / О.В. Шурпан. – Брест : БрГУ, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Шылава, А.С. Псіхолага-педагагічны аналіз і самааналіз урока / А.С. Шылава // Пачатковая школа. – 2002. – № 2. – С. 8–11.

Учебное издание

УЧЕБНАЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Методические рекомендации

Редактор Г.В. Сегенюк

Компьютерная верстка Т.Л. Скипор

Подписано в печать . Формат 60×841/16. Бумага офсетная.

Гарнитура Таймс. Ризография. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. .

Тираж экз. Заказ № .

Издатель и полиграфическое исполнение:

учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина».

ЛИ № 02330/277 от 08.04.2009.



224016, Брест, ул. Мицкевича, 28.



страница 1

Смотрите также: