Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9

11.2 Теоретические модели согласования внутреннего и внешнего равновесия

Предыдущим анализом было показано, что в условиях открытой экономики между внутренним и внешним макроэкономическим равновесием существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Возможно ли одновременное достижение внутреннего


и внешнего равновесия с помощью целенаправленной макроэкономической политики? Какие инструменты экономической политики необходимо для этого использовать?
Для ответа на эти вопросы используем макроэкономические модели согласования вну­треннего и внешнего равновесия.

11.2.1 Модель Т. Свона

Предположим, что государство ставит перед собой две цели макроэкономи­ческой политики. Первая цель - достижение внутреннего равновесия, т.е. объе­мов производства на уровне «полной занятости», или потенциального выпуска, при отсутствии инфляции. Вторая цель - достижение внешнего равновесия. В це­лях упрощения анализа будем понимать под внешним равновесием сбалансиро­ванность расчесов по текущим операциям (равенство чистого экспорта нулю).

Модель Свона является кеинсианской по сути, поскольку се построение предполагает, что поминальные инструменты макроэкономической политики (например, денежная масса или обменный курс) могут оказывать воздействие на реальные величины (например, реальный ВВП или физические объемы внешней торговли), по крайней мере, в краткосрочном периоде. Использование кейнсианского подхода при построении модели макроэконо­мической политики представляется вполне обоснованным в силу тех реальных временных ограничений, в рамках которых проводится такая политика. Макро­экономическая политика, безусловно, может иметь и имеет долгосрочные по­следствия, однако целевые установки, которые ставит перед собой правительство, носят, как правило, краткосрочный характер. В большинстве случаев правительству необходимо добиться реальных 'результатов достаточно быстро. Поэтому эффективность макроэкономической политики должна рассматриваться, прежде всего, в рамках краткосрочного анализа.

Условие внутреннего равновесия задается основным макроэкономическим тождеством. Тогда уравнение кривой внутреннего равновесия (IB) может быть записано следующим образом:

IB:Y=С(Y)+I(i)+G+NX(e,Y,Y*),где

С - потребление, как функция от дохода Y;

I - инвестиции как функция от процентной ставки;

G - государственные расходы;

NX - чистый экспорт как функция от валютного курса (е)11, дохода в данной стране (Y) и дохода в зарубежных странах (Y*).

Модель Свона строится для так называемой малой открытой экономики, уровень процентной ставки в которой зависит от ставок процента на мировых финансовых рынках.





Рисунок 11.1 Кривая внутреннего равновесия
Если мы также считаем доход в за­рубежных странах заданной величиной, то внутреннее равновесие в представленном уравнении за­висит от двух переменных - государственных расходов и валютного курса, которые, в свою очередь, определяют уровень национального дохода. Известно, что, при прочих равных условиях, увеличение государственных расходов приводит к росту дохода, но одно­временно увеличивает импорт и ухудшает чистый экспорт, а обесценение нацио­нальной валюты стимулирует экспорт, ограничивает импорт, улучшает чистый экспорт и, следовательно, увеличивает национальный доход.

Соответственно, можно сказать, что в целях достижения внутреннего равно­весия правительство в малой открытой экономике может использовать два вида макроэкономической политики - бюджетную политику (изменение уровня государственных расходов G) и валютную политику (изменение курса национальной валюты е). В этих координатах (G и е) и строится модель Свона.

На рис. 11.1 построен график внутреннего равновесия (IB) для данного уровня дохода. Предположим, что экономика находится в точке А, которая соответствует состоянию «полной занятости», т.е. внутреннего равновесия. Однако баланс теку­щих операций сводится с дефицитом. Имеющийся дефицит по текущим операци­ям по тем или иным причинам должен быть сокращен. Возможно, сократился приток частного капитала, или внешние заимствования стали очень дорогими, или официальные резервы сократились до слишком низкого уровня. Другими словами, сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как внешнее неравно­весие. Это не означает, что дефицит по текущим операциям должен быть сокра­щен до нуля. Речь идет о том, что размеры дефицита превысили тот уровень, который может рассматриваться как целевой в сложившейся ситуации.

Таким образом, перед государством стоит задача снизить уровень дефицита счета текущих операций, сохранив при этом полную занятость в экономике. Сокращение государственных расходов приведет к уменьшению совокупного спро­са и, следовательно, к сокращению спроса на импорт. Дефицит счета текущих операций сократится. Однако одновременно произойдет снижение националь­ного дохода и, следовательно, возникнет неполная занятость. Экономика из точ­ки А перемещается влево в точку F. Для того чтобы внутреннее равновесие было восстановлено, необходимо увеличить уровень дохода и занятость. Очевидно, что использовать с этой целью бюджетно-налоговую политик нельзя, поскольку рост занятости в этом случае будет достигнут ценой нового возрастания спроса на импорт и увеличения дефицита счета текущих операций.

Приведенные рассуждении показывают, что существует важная проблема макроэкономической политики: если необходимо достичь две цели - внутреннее и внешнее равновесие, то одного сокращения внутренних расходов недостаточно, необходимо использовать как минимум два инструмента политики Для восста­новления полной занятости необходимо использование политики, получившей название «политика переключения расходов». Это политика, которая увеличивает внутреннюю цену импортных товаров относительно отечественных и, таким образом, происходят изменения в структуре производства и внутренних расхо­дов. Возникает «эффект переключения».

В рассматриваемом нами примере можно достичь полной занятости, исполь­зуя второй инструмент макроэкономической политики - обменный курс. Деваль­вация валюты (снижение валютного курса) увеличит чистый экспорт и национальный доход, и экономика из точки F переместится в новую равновесную точ­ку В, соответствующую состоянию «полной занятости». Соединив точки внутрен­него равновесия А и В, мы получим кривую внутреннего равновесия IB, которая имеет положительный наклон. Все точки на этой кривой соответствуют уровню производства и дохода при «полной занятости». Из логики построения этой кри­вой следует, что все точки, находящиеся справа (снизу) от нее соответствуют со­стоянию экономики при инфляционном спросе и избыточной занятости, а слева (сверху) - состоянию экономики при избыточном предложении и неполной за­нятости.

Условия внешнего равновесия экономики задаются сбалансированным чистым экспортом. Тогда уравнение кривой внешнего равновесия (ЕВ) может быть записано следующим образом:
ЕВ: NX = Х(е, Y*) - М(е, Y) = 0, где
X - экспорт как функция от валютного курса (е) и дохода в зарубежных
странах (Y *);

М - импорт как функция от валютного курса (е) и дохода в данной стране (Y).

Из приведенного уравнения мы видим, что при заданном доходе в зарубеж­ных странах величина чистого экспорта зависит от валютного курса и дохода в данной стране, который, в свою очередь, зависит от валютного курса и государст­венных расходов. Таким образом, правительство, желая восстановить внешнее равновесие (например, устранить дефицит баланса текущих операций) имеет в своем активе те же два инструмента, что и при воздействии на внутреннее равно­весие. Во-первых, меры бюджетной политики, направленные на сокращение рас­ходов в экономике, а следовательно, на снижение объемов производства и рост чистого экспорта. Во-вторых, меры валютной политики (девальвация валюты), способствующие стимулированию экспорта, а также «переключению» внутрен­них расходов с импортных товаров и услуг на отечественные.

В краткосрочном периоде «переключение» расходов на отечественные товары и услуги может произойти также в результате введения внешнеторговых ограниче­ний. Однако политика протекционизма приводит к сокращению объемов торговли и ухудшению благосостояния страны, поэтому девальвация рассматривается в каче­стве более эффективного средства улучшения баланса текущих операций.



На рис. 11.2 представлен график внешнего равновесия (ЕВ) для сбалансированного чистого экспорта, который также построен в координатах G и в. Пусть экономика первоначально находится в точке А, которая соответствует внешнему равновесию, но одновременно в экономике наблюдается неполная занятость. Чтобы увеличить объемы производства и повысить уровень занятости государство наращивает свои расходы. Экономика перемещается из точки А в точку А'. В этой точке возрастет совокупный доход, но одновременно увели­чится импорт, а чистый экспорт станет отрицательным. Для восстановления внешнего равновесия необходимо использовать второй инструмент макроэкономической поли­тики - девальвировать валюту. В результате девальвации произойдет изменение отно­сительных цен, экспорт увеличится, а импорт сократится. Экономика из точки F пере­местится в точку В, соответствующую сбалансированному счету текущих операций. Соединив точки внешнего равновесия А и В, мы получим кривую внешнего равновесия ЕВ, которая имеет отрицательный наклон.

Все точки на кривой внешнего равновесия соответствуют сбалансированному чистому экспорту. Из логики построения этой кривой следует, что все точки, находящиеся справа (сверх) от нее соответствуют отрицательному чистому экспорту, а слева (снизу) - положительному.

Таким образом, мы видим, что государство располагает двумя видами мер эконо­мической политики, воздействующими как на внутреннее, так и на внешнее равнове­сие: изменением валютного курса вследствие девальвации или ревальвации и измене­нием уровня внутренних расходов. Стимулирующая бюджетная политика правительст­ва (рост государственных расходов) увеличивает национальный доход, но ухудшает чистый экспорт. Девальвация валюты также увеличивает доход, но при этом улучшает чистый экспорт.

Для того чтобы обеспечить одновременно и внутреннее, и внешнее равновесие, необходимо скоординировать бюджет­ную и валютную политику.

На рис. 11.3 кривые вну­треннего (IB) и внешнего равновесия (ЕВ) совмещены. Этот график и представляет собой модель Свона. Модель, во-первых, показывает, что одновременное достижения внутреннего и внешнего равновесия в экономике возможно. Кривые внутреннего и внешнего равновесия пересекаются и, следовательно, имеют общую точку. Эта точка означает такое состояние экономию, когда одновременно достигается и внутреннее, и внешнее равновесие.

Во-вторых, кривые внутреннего и внешнего равновесия делят весь график на че­тыре области, которые характеризуют четыре возможных вида макроэкономического неравновесия. Если экономика находится в области I, то это указывает на наличие по­ложительного сальдо баланса текущих операций и инфляционного спроса; область II - это сочетание дефицита баланса текущих операций и инфляционного спроса; об­ласть III характеризуется дефицитом баланса текущих операций и неполной занятос­тью; область IV - указывает на наличие положительного сальдо баланса текущих опе­рации и неполную занятость.


Рис. 11.3 показывает, что состояние экономики страны может быть охарактеризо­вано с помощью одного из четырех возможных видов макроэкономического неравно­весия. Однако с помощью мер бюджетной и валютной политики можно достичь и вну­треннего, и внешнего равновесия (точка А).

В-третьих, модель Свона показывает, что для одновременного достижения двух ма­кроэкономических целей необходимо использование двух видов макроэкономичес­кой политики: политики, направленной на изменение уровня совокупных расходов


Рис. 11.4 Модель Свона: оправило распределения ролей 1»
(бюджетно-налоговой политики), и политики, стимулирующей изменение структуры совокупных расходов (политики валютного курса).

Наконец, модель Свона позволяет также показать, как может быть достигнута эта цель, как должны быть скоординированы меры макроэкономической политики. Как уже было показано, оба инструмента политики - и государственные расходы, и валют­ный курс - могут быть использованы для достижения обеих целей. Поэтому важный вопрос заключается в том, который из официальных органов - центральный банк (ответственный за поддержание валютного курса) или министерство финансов (контролирующее величину государственных расходов) - должен отвечать за достижение внутреннего равновесия, а который - за достижение внешнего равновесия. Этот вопрос известен в экономической литературе как «проблема распределения ролей».

«Распределение ролей» между органами макроэкономического регулирования должно основываться на том, какой из инструментов макроэкономической политики оказывает более сильное воздействие на внутреннее или внешнее равновесие. На гра­фике это может быть показано с помощью относительного наклона кривых IB и ЕВ.

Одно из возможных правил координации макроэкономической политики заклю­чается в следующем: центральному банку вменяется в обязанность воздействовать на валютный курс с целью достижения внешнего равновесия, а министерству финансов -на уровень государственных расходов с целью достижения внутреннего равновесия. Это правило «работает» тогда, когда объемы производства (величина национального дохода) более чувствительны к изменению государственных расходов, чем к изменению валютного курса. В этом случае кривая IB - более крутая, чем кривая ЕВ (рис. 11.4).

Объемы производства более чувствительны к изменению государственных расхо­дов, если низка степень открытости экономики внешнему миру. В этом случае значи­тельный рост выпуска под воздействием увеличения государственных расходов будет сопровождаться небольшим ухудшением чистого экспорта, так как при относительно «закрытой» экономике предельная склонность к импортированию мала.

На рис. 11.4а схематично показан возможный путь достижения внутреннего и внешнего равновесия при соответствующем «распределении ролей». Из первоначальной точки неравновесия Р (инфляционный спрос при активном сальдо баланса текущих операций) в результате сокращения государственных расходов экономика достигает точки внутрен­него равновесия В. Однако при этом величина чистого экспорта еще более возрастает. За­тем центральный банк повышает курс национальной валюты и обеспечивает сбалансиро­ванный чистый экспорт (точка С) но во внутренней экономике сокращаются объемы производства и растет безработица. Увеличение государственный расходов позволяет вновь достичь внутреннего равновесия (точка D), однако возникает небольшой дефицит баланса текущих операций. И так далее, в результате скоординированного применения различных инструментов макроэкономической политики экономика постепенно при­ближается к точке пересечения кривых внутреннего и внешнего равновесия.

Если же в этом случае восстановление внутреннего равновесия будет поручено центральному банку, а восстановление внешнего равновесия - министерству финан­сов, то экономика не сможет достичь равновесной точки (рис. 11.4б).

Другое правило «распределения ролей» заключается в том, что центральный банк


воздействует на валютный курс с целью достижения внутреннего равновесия, а министерство финансов - на величину государственных расходов с целью достижения
внешнего равновесия. Это правило «работает» в том случае, когда объемы производст­ва менее чувствительны к изменению величины государственных расходов и кривая IB
более пологая (рис. 11.5а). При значительной открытости экономики рост государственных расходов не приводит к значительному увеличению выпуска, поскольку высокая предельная склонность к импортированию обуславливает существенное уменьшение чистого экспорта.

Рисунок 11.5 Модель Свона: «правило распределение ролей 2»

Если же при данном относительном наклоне кривых внутреннего и внешнего равновесия центральный банк будет воздействовать на валютный курс с целью достижения внешнего равновесия, а министерство финансов - на государственные расходы с


целью достижения внутреннего равновесия, то экономика не придет в равновесную
точку (рис. 11.5б).


11.2.2. Модель Р.Манделла

В модели Свона предполагалось, что активным инструментом макроэкономичес­кой политики является обменный курс. Однако, как будет показано далее, во многих случаях страны жестко фиксируют уровень валютного курса и поддерживают его в те­чение достаточно продолжительного периода времени на неизменном уровне. В этом случае валютный курс перестает служить в качестве инструмента воздействия на состо­яние платежного баланса или уровень национального дохода. Какой должна быть в этом случае скоординированная макроэкономическая политика?

Одновременное достижение экономикой внутреннего равновесия (совокупного выпуска на уровне «полной занятости») и внешнего равновесия (например, равенства сальдо платежного баланса нулю) при фиксированном валютном курсе в условиях международной мобильности капитала может быть описано с помощью модели Манделла. В качестве независимых инструментов экономической политики использу­ется уровень государствен­ных




Рисунок 11.6 Кривая внешнего равновесия в модели Манделла
расходов (G), как инст­румент бюджетно-налоговой политики, и уровень процентной ставки (/), как инструмент денежно-кредитной политики. На графике разме­ры государственных расходов откладываются по оси абсцисс, а величина процентной ставки - по оси ординат.

Выведение кривых внутреннего и внешнего равновесия представлено на рисунках 11.6 и 11.7. Обратим внимание, что в отличие от модели Свона, в модели Манделла под внешним равновесием понимается сбалансированность не отдельно счета текущих операций, а всего платежного баланса в целом. Это значит, что в модели Манделла учи­тываются не только международные потоки товаров и услуг, но и международная мо­бильность капитала.

Предположим, что экономика находится первоначально в состоянии внутреннего и внешнего равновесия в точке А. Сначала рассмотрим график внешнего равновесия (рис.11.6). Увеличение государственных расходов (движение вправо от точки А) при­водит к росту уровня дохода и, как следствие, к увеличению импорта и ухудшению счета текущих операций. В точке F сальдо платежного баланса отрицательное. Чтобы привести в равновесие платежный баланс правительству необходимо добиться улучшения счета движения капитала. Этой цели возможно достичь с помощью ограничительной денежно-кредитной политики (например, сокращения денежной массы), которая будет иметь следствием рост процентной ставки (i). Если возросший уровень процентной ставки окажется доста­точным, приток капитала нейтрализует ухудшившееся сальдо счета текущих опера­ций, и платежный баланс придет в равновесие в точке В. Кроме того, рост процент­ной ставки сокращает инвестиционный спрос в эконо­мике, уровень совокупного дохода падает, и счет текущих операций улучшается. Соединяя две точки, в которых достигнуто внешнее равновесие, мы получаем кривую внешнего равновесия (ЕВ), которая имеет положительный наклон. Все точки на кривой внешнего равновесия соответствуют нулевому сальдо платежного баланса.

Из логики построения этой кривой следует, что все точки, находящиеся слева (сверху) от нее соответствуют положительному сальдо платежного баланса, а справа (снизу) - отрицательному.

Теперь построим график внутреннего равновесия (рис. 11.7). Кривая внутреннего равновесия (IВ) также имеет положительный наклон: увеличение государственных рас­ходов порождает избыточный инфляционный спрос в точке В, его устранение требу­ет от органов кредитно-денежного регулирования осуществления мер, направленных на повышение процентной ставки с целью сокращения инвестиционного спроса.

Все точки на кривой внутреннего равновесия соответствуют уровню производст­ва и дохода при «полной занятости». Из логики построения этой кривой следует, что все точки, находящиеся справа (снизу) от нее соответствуют состоянию экономики при инфляционном спросе и избыточной занятости, а слева (сверху) - состоянию эко­номики при избыточном предложении и неполной занятости.

Очевидно, что наклон кривой ЕВ зависит от степени мобильности капита­ла, то есть межстранового движения капиталов в ответ на изменения внутрен­них ставок процента. Однако при любой мобильности капитала кривая ЕВ будет более пологой, чем кривая IВ.

Рассмотрим движение из точки А в точку С. Сочетание стимулирующей бюджетно-налоговой политики и сдерживающей денежно-кредитной политики должно быть та­ким, чтобы экономика оставалась на уровне полной занятости. В точках А и С сальдо текущего счета остается неизменным, т.к. уровень совокупного дохода в этих точках одинаков. Однако уровень процентной ставки в точке С выше, что способствует при­току капитала в экономику. Следовательно, в точке С платежный баланс имеет положи­тельное сальдо. Однако только точки выше и левее кривой ЕВ являются точками поло­жительного сальдо платежного баланса. Это доказывает, что в модели Манделла кривая ЕВ имеет меньший наклон, чем кривая IB за исключением случая нулевой мобильности капитала, когда наклон этих двух кривых совпадает.

На рис. 11.7 представлены четыре области макроэкономического неравновесия. Область 1 характеризуется неполной занятостью и дефицитом платежного баланса; об­ласть II - инфляционным спросом и дефицитом платежного баланса; область III - ин­фляционным спросом и активным сальдо платежного баланса; область IV - неполной занятостью и активным сальдо платежного баланса. Лишь в точке Л экономика нахо­дится в состоянии внутреннего и внешнего равновесия. Чтобы прийти в эту точку из любой другой точки, необходимо использовать сочетание мер бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

Находясь, например, в области II, экономика характеризуется инфляционным спросом и наличием дефицита платежного баланса. Восстановление равновесия тре­бует проведения ограничительной бюджетно-налоговой и денежно-кредитной поли­тики. Инструменты макроэкономического регулирования находятся в руках централь­ного банка (процентная ставка) и министерства финансов (государственные расходы). Одновременно достичь внутреннего и внешнего равновесия в экономике можно в том случае, если регулирующие органы действуют независимо, но скоординированно. По­этому распределение обязанностей между центральным банком и министерством фи­нансов является очень важной проблемой.

В сложившейся ситуации центральному банку вменяется в обязанность поддержи­вать внешнее равновесие, а министерству финансов - внутреннее равновесие. Их не­зависимые действия приближают экономику к точке Е. В этом случае «распределение ролей» оказывается оптимальным (рис. 11.8 а).


Рисунок 11.8 Модель Менеделла: «правило распределения ролей»
Предположим, что политики распределили роли противоположным образом, поручив центральному банку поддерживать внутреннее равновесие, а министерству финансов - внешнее равновесие. В этом случае экономика не сможет достичь равновесной точки Е (рис. 11.8 б).

В модели Манделла, как и в модели Свона, «распределение ролей» определяется по правилу сравнительного преимущества: достижение конкретной цели поручается тому регулирующему органу, инструменты экономической политики которого имеют относительно большее воздействие на данную цель.

Денежно-кредитная политика при фиксированном валютном курсе имеет сравнительное преимущество в достижении внешнего равновесия, поскольку изменение процентной ставки влияет на платежный баланс по двум направлениям. Рост процентной ставки, во-первых, приводит к сокращению инвестиций и совокупного выпуска, что способствует улучшению баланса текущих операций, а во-вторых, вызывает приток ка­питала в экономику, что улучшает счет движения капитала. В связи с этим реакция платежного баланса на изменение ставки процента будет выше, чем реакция совокупного выпуска. Поэтому, согласно «правилу распределения ролей» в модели Манделла центральный банк должен нести ответственность за сохранение внешнего равновесия, а министерству финансов поручается поддержание внутреннего равновесия.

Таким образом, модель Манделла показывает, что и при сохранении фиксированного валютного курса одновременное достижение внутреннего и внешнего экономического равновесия возможно при скоординированном использовании инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.


11.2.3 Факторы, затрудняющие достижение внутреннего и внешнего равновесия

На практике решение проблемы достижения внутреннего и внешнего равновесия с помощью мер государственной макроэкономической политики осложняется рядом объективных и субъективных моментов.

Прежде всего, необходимо отметить, что совместные скоординированные действия центрального банка и министерства финансов, направленные на достижение макроэкономического равновесия, затрудняются наличием временных лагов, продолжительность которых различна для денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политики. Так, для бюджетной политики характерны достаточно продолжительные внутренние лаги (период времени с момента установления необходимости прове­дения мер экономической политики до момента их осуществления) в связи с тем, что изменения в государственном бюджете подлежат обсуждению и утверждению в орга­нах законодательной власти. В то же время экономические агенты достаточно быстро реагируют на уже принятые меры в отношении государственных расходов, т.е. внешний временной лаг у бюджетно-налоговой политики относительно небольшой.

Для денежно-кредитной и валютной политики, напротив, характерны довольно продолжительные внешние лаги (период времени между моментом принятия мер экономической политики и моментом появления их результатов). Ответная реакция инвесторов на изменение ставки процента может быть не только замедленной, но и не всегда предсказуемой. Скорость изменений в поведении потребителей и производителей под влиянием номинального обесценения или удорожания валюты также может быть различной в зависимости от эластичности спроса на импорт. Такое «запаздывание» результатов мер экономической политики может привести к неустойчивым колебаниям экономической активности и непредвиденным последствиям.

Обдует подчеркнуть также, что успешное решение проблемы «распределения ро­лей» зависит от правильного определения того состояния, в котором находится экономика в данный конкретный момент, и относительной чувствительности внутренней экономики и составных частей платежного баланса к применению различных инструментов макроэкономической политики. В случае неверной оценки этих параметров экономики результаты политики могут оказаться прямо противоположными ожидаемым, и экономика не только не достигнет равновесного состояния, но и, возможно, степень ее несбалансированности усилится.

Кроме этого, не всегда поддаются точной оценке такие поведенческие параметры, как предельная склонность к сбережению и предельная склонность к импортирова­нию, от величины которых зависит относительный наклон кривых внутреннего и внешнего равновесия.

Важным фактором, затрудняющим достижение целен макроэкономической политики, является сложность прогнозирования возможных изменений в спросе на деньги, в поведении инвесторов и потребителей, а также состояния мировых рынков и сдвигов в спросе со стороны внешнего мира на товары и услуги, производимые данной страной.

Одним из главных препятствий на пути проведения государственной политики часто становятся такие субъективные моменты, как степень доверия к правительству, ожидания экономических агентов относительно будущих шагов правительства, их оценка сложившейся экономической ситуации.

Наконец, необходимо еще раз подчеркнуть, что описанные в данной главе модели - это упрощенные краткосрочные модели, в которой макроэкономическое равновесие достигается только с помощью регулирования совокупного спроса. Для достижения долгосрочного динамического равновесия в условиях экономического роста недоста­точно использования таких макроэкономических инструментов воздействия на сово­купный спрос, как уровень государственных расходов и налогов, объемы денежной массы, величина номинального валютного курса. В этом случае уровень национально­го дохода в стране зависит от проведения структурных преобразований, вовлечения в производство новых ресурсов и повышения эффективности их использования, развития техники и технологии, повышения уровня квалификации рабочей силы, роста конкурентоспособности продукции отечественной промышленности на мировых рынках.

[kgl]


[gl]Вопросы для самоконтроля[:]

[vop]
Вопросы для самоконтроля



  1. В чем заключаются главные цели макроэкономической корректировки?

  2. Каковы основные инструменты целенаправленной макроэкономичес­кой корректировки?

  3. Чем политика изменения расхо­дов отличается от политики переключения расходов?

  4. Объясните механизм экономичес­кой диагностики на основании диа­граммы Свона.

  5. Каков практический смысл прави­ла Тинбергена?

  6. Что такое эффективная рыноч­ная классификация ?

  7. Объясните механизм макроэконо­мической диагностики на основе диа­граммы Манделла—Флеминга.

  8. Почему механизмы макроэконо­мической корректировки зависят от проводимой политики в области дви­жения капитала?

  9. Каковы последствия использова­ния бюджетной политики в условиях фиксированного валютного курса?

  10. Каковы последствия использо­вания денежной политики в условиях фиксированного валютного курса ?

  11. Каковы последствия использо­вания валютной политики в условиях фиксированного валютного курса ?

  12. Что такое потенциальный де­фицит и потенциальное, активное сальдо платежного баланса

[kvop]


[kgl]
[gl]Список рекомендуемой литературы.[:]
Список рекомендуемой литературы
1.1. основная литература:

  1. Киреев А. Международная экономика: в 2 ч. – М., 1998.

  2. Овчинникова Г.П. Международная экономика – Санкт – Петербург, 1998.

  3. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. – М., 1997.

  4. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей – М., 1992. гл. 2,3,4,5.

  5. Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика – М., 2004.

  6. Кодекс. Таможенный кодекс РК, Алматы 2002

  7. Закон РК. О введении в действие таможенного кодекса РК, ВЭД в Казахстане. 2002 №40 С. 55-57.

  8. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная поли­тика. – С.-Пб., 1994.

  9. Пугель Т., Линдерт П. Международная экономика. -М., 2003.

  10. Сак Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. – М., 1996.

  11. Xэррис Дж. М. Международные финансы. – М., 1996.

  12. Мировая экономика: учебное пособие. / Под ред. И.П. Николаевой. М.: 2005 г.

  13. Мировая экономика и международный бизнес. Учебник. / Под ред. В.В. Полякова. М.: 2005 г.

  14. Родионова И.А. Мировая экономика. СПб.: 2005 г.

  15. Колесов В.П. Международная экономика. М.: 2004 г.

  16. Мировая экономика. Учебник./Под. Ред.Проф. А.С. Булатова, М.: Юристь, 2000г. – 734 с

  17. ировая экономика. Учебник для вузов./Под ред. Проф. Щербанина. М.: Юнити-ДАНА -2004

  18. Авдокушин .В. МЭО. Учебник. М.: Экономист-2004, 364 с

  19. Мировая экономика. Учебное пособие. Ответс. Редактор аклярский Б.М., М.: МО -2004, 424с.

  20. Волгина Н.А., МЭ.Учебное пособие. М.: ЭКСМО-2006, 736 с.

  21. Гоголева Т.Н., Ключищева В.Г., Хаустов Ю.И. МЭ. Учебное пособие. М.: КНОРУС-2005, 304 с



1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. М. Тодара Экономическое развитие - М., 1997 .

  2. Приписнов В. Основные сдвиги в мировой хозяйственной конъюнктуре – МЭ и МО, 2000, 8.

  3. Эльянов А. Развивающиеся страны накануне третьего тысячелетия: тенденции и проблемы – МЭ и МО, 2000, 8.

  4. Рыбалкин В. Международные экономические отношения – М.. 1999.

  5. Барр Р. Политическая экономия – М., 1995.

  6. Краткий статистический ежегодник Казахстана Алматы 2005.

  7. Бейсембаев К., Избасаров А., Долдоханова, Дюйсебаева Б. К вопросу о реалиях вступления Казахстана в ВТО // Аль-пари 2003,3-4

  8. Есентугелов А. На пути вступления Казахстана в ВТО нет серьезных преград //Аль-пари 2003, 3-4

  9. Вступление Казахстана в ВТО и реализация его транзитно-транспортного потенциала //Саясат 2004,1

  10. Буглай В.Б. Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М., 2001.

  11. Портер М. Международная конкуренция – М., 1993.

  12. Фомичев В.И. Международная торговля: учебник – М., 1998

  13. Фишер С., Дорнбуш Р. Шмалензи Р. Экономика – М., 2001

  14. Ильясов Д. Экспортоориентированная модель – развития: возможность применения для Казахстана - Экономика и статистика. 2004/1.

  15. Садыбеков Б. Пути повышения экспортного потенциала – Экономика и статистика. 2004/1

  16. Оболенский В. Россия в международном разделении труда: вечный поставщик энергоресурсов – МЭ и МО. 2004/6

  17. Казахстан: анализ торговой и инвестиционной политики / под ред. Байзакова С. – Астана-Алматы. 2002 гл. 2, С. 25-78

  18. Сапмева Д. Таможенные платежи при импорте товаров // ВЭД в Казахстане.- 2003.- №13. С. 8-10

  19. Опыт стран членов ВТО по защите интересов на внутренних и внешних рынках // МЭ и МО.-2002.- №8.-С. 12-21

  20. Макконелл К. Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика – М., 2003

  21. «Становление глобального хозяйства» (Мировая экономика и международный бизнес). М, 2005.гл.1, гл.3

  22. Опыт стран членов ВТО по защите интересов на внутренних и внешних рынках // МЭ и МО.-2002.- №8.-С. 12-21

  23. Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации// ВЭД в Казахстане. – 2002. – № 18. – С. 2 – 13.

  24. О лицензировании экспорта и импорта товаров (работ и услуг) в РК// ВЭД в Казахстане. – 2003. – № 2 (20). – С. 2 – 11.

  25. Чеклина Т.Н. Страны Центральной Европы: особенности защиты внутреннего рынка // Внешняя торговля. – 2000. - № 3. - С. 28.

  26. Михневич С. Поддержка конкуренции и политика антидемпинга: их взаимозависимость. // МЭ и МО, №6 , 2005

  27. Щербанин Ю.А., Рожков к.Л., Рыбалкин В.Е., Фишер г. Международные экономические отношения. Интеграция М., 1997.

  28. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997

  29. Кошанов А. Экономика Казахстана в системе ЕвраАЗЭС императивы глобализации //Транзитная экономика 2004,1

  30. Шумский Н. Общее экономическое пространство государств Содружества: оптимальный формат//МЭ и МО 2004, 2.

  31. Небогатова О. Индия: экономический рост в эпоху глобализации. // МЭ и МО, № 1, 2005.

  32. Астапов К. Формирование единого экономического пространства стран СНГ. // МЭ и МО, № 1, 2005.

  33. Кухарская Н. Украина и Европейский союз. // МЭ и МО, № 1, 2005.

  34. Холопов А. Глобализация и макроэкономическое равновесие // МЭ и МО, № 2, 2005.

  35. Зиядуллаев Н. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития и национальная безопасность // МЭ и МО, № 4, 2005.

  36. Европейский Экономический и валютный союз: предварительные итоги и перспективы развития // МЭ и МО, № 5, 2005.

  37. Косолапов Н. Глобализация: территориально-пространст­вен­ный аспект // МЭ и МО, № 6, 2005.

  38. Фоминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний – М. 1994, гл. 9,10,11

  39. Писанная Е. Анализ международных перевозок грузов РК за 2002 - Транзитная экономика 2004,3

  40. Ашимова А. Состояние и оценка емкости внутриреспубликанских рынка грузовых и транзитных перевозок – Транзитная экономика 2000,4

  41. Кнобик Т.Е. Международный туризм и особенности его развития в Казахстане -Вестник КазНУ серия МОИ МП 2002,2

  42. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения М. Финансы и статистика 1999.

  43. Орманбаев А.М. Трансформация экономической системы обществ переходного периода А., 2002

  44. Послание Президента РК народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» г. Астана 19 марта 2004г.

  45. Постановление Правительства РК «Об индикативном плане социально- экономического развития РК на 2004- 2006 гг.»

  46. Указ Президента РК «О стратегии индустриально-инновацион­но­го развития РК на 2003- 2015 гг.»

  47. Закон «О членстве РК в МВФ, МБРР, ЕБРР, АБР, ЕБР, Международной Финансовой корпорации, Международной ассоциации развития» от 6 декабря 2001 года №264 //Казахстанская правда, 17 декабря 2001 года.

  48. Цопенко И. Социально-политические последствия между­на­род­ной миграции населения. // МЭ и МО. 1999. №3. С. 53.

  49. Долан Э. Макроэкономика. – М.: 1994.

  50. Долан Э., Кэмпбелл К., Кэмпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М., 1991.

  51. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М., 1997.

  52. Макконелл К., Брю С. Экономикс. – М., 2003.

  53. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. – М., 1994.

  54. Куренкеева Г.Т. Внешнеэкономическая безопасность РК. А.: 2005 г.

76. Мегатренды мирового развития. / под ред. М. Ильина. М.: 2001 г.

77. Журнал «Мировая экономика и международные отношения» 2001-2006 год

78. А.Бланк, Е.Гурвич, А.Улюкаев «Обменный курс и конкурентоспособность отраслей российской экономики», Вопросы экономики №6 2006.с.4

79. А. Олейнов «О перспективе установления фиксированного курса между евро и долларом». Вопросы экономики №6 2006.с.35

80. «Обменный курс и экономический роста» (Ассоциация независимых центров экономического анализа. Диспут клуб).С.145

81.А. Никитин «Международные конфликты и урегулирование».МЭ и МО №2 2006.с.3

82. Г. Понеделко «Экспорт капитала – внешнеэкономический феномен Испании», МЭ и МО №2 2006. с.66

83. «Транснационализация производства и капитала в контексте экономической безопасности Центральной Азии». Саясат №2 2006. с.60

84. Калижанов Б.»Структурно-функциональный анализ финансового рынка Казахстана». Саясат №2 2006.с.76

85. Калижанов Б. «Прогнозные сценарии развития финансового рынка Казахстана в условиях глобализации» Саясат №4 2006 с.40

86. Исмаилова А. «Организационные механизмы ВЭД предприятия» Саясат №3 2006. с.59

87. Давильбекова Ж.Х. «Пути повышения эффективности экономического роста Казахстана»Аль Пари №2(46) 2006.с.7

88. Утембаев Е.»Характер экономического роста Казахстана» Аль Пари №2(46) 2006 с.11

89.Жакыпбек Л.Б.»Оценка эффективности импортного таможенного тарифи РК» Аль Пари №2(46) 2006 с.44

90. Д.Кабиев «Еврооблигации как альтернативный инструмент фондирования коммерческих банков РК» Каржы-Каражат №1 2006.с.14

91.А.Нурумов «Финансовые аспекты развития национальной экономики Казахстана» Каржы-Каражат №2 2006.с. 3

92. Б. Каиржанов «Зарубежный опыт создания и функционирования СЭЗ» Каржы-Карражат №2 2006.с.88

93. А. Сабыров «Крупнейшие транснациональные корпорации мира: масштабы деятельности» Каржы-Каражат №2 2006.с.97

94. У.Баймуратов, А. Сембеков «Денежно-финансовая система: системо-нелинейный взгляд» Каржы-Каражат №4 2005.с.3

95. С.Арыстанбаева «Организация эффективного размещения финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг» Каржы-Каражат №4 2005.с.10

96. С.Каргабаева «Особенности и специфика развития СЭЗ» Каржы-Каражат №4 2005.с.61

97. Г.Шакуликова «Оценка ресурсного потенциала нефтегазового комплекса Казахстана» Каржы-Каражат №3 2005.с.23

98. Л.Жунисбекова «Особенности развития либерализации международного движения финансового капитала в мировой экономике» Каржы-Каражат№3 2005.с.33

99. Т.Бекжанова «Легализация капиталов в Казахстане» Каржы-Каражат №3 2005.с.60

100. О.Оксикбаев «Устойчивость параметров экономического развития и экономической безопасности Казахстана» Каржы-Каражат №2 2005.с.3

101. А.Челекбай «Проблемы по выводу казахстанской нефти на мировой нефтяной рынок» Каржы-Каражат №2 2005.с.10

102.Ю.В Шишков «Глобальная дивергенция подушевых доходов: некоторые вопросы методологии» МЭ и МО, 2006 №3 с.3-12

103.В.Мартынов «Ведущий центр экономических, социальных и международных исследований страны» МЭ и МО, 2006 №4 с.13

104.А.Дынкин, Н.Иванова, Л.Ночевнина «Траектория идей: исследования научно-технического прогресса» МЭ и МО, 2006 №4 с.27

105.Н.Косолапов «Исследования международных отношений: логика идей, интересов, политики» МЭ и МО, 2006 №4 с.93

106.Э.Кириченко, В.Маркинцевич «Экономика США: рубежи исследований» МЭ и МО, 2006 №4 с.100

107.Нукеева М. «Организация экономического сотрудничества: стратегии и приоритеты» Саясат №6 июнь,2006 с.15

108.З.Сальжанова «Важнейшие принципы технологического развития экономики Казахстана» Саясат №5 май, 2006 с.6

109.«Проблемы развития современной сферы услуг в Казахстане» Аль Пари №1,2006 с.53

110.«Экспортный потенциал Казахстана на мировом рынке зерна» Аль Пари №1 2006 с.107

111.«Транспортное обеспечение таможенно-тарифного регулирования» Аль Пари №1 2006 с.114

112.Д.Джапаркулов «Перспективы развития международных связей Казахстана со странами СНГ» Транзитная экономика №1 2006 с.67

113.А.Спицын «Интеграция и модернизация экономики» Экономист №5 2006 с.3

114.К.Мусаев «Внешнеэкономическая либерализация в Республике Казахстан как составляющая участия в ВТО» Каржы-Каражат №5 2005 с.9

115.Журнал «Аль-пари» 2001-2006 год

116.Журнал «Саясат» 2001-2006 год

117.Журнал «Международная жизнь» 2001-2006 год

118. Вестник КазНУ Серия экономическая 2001-2006 год

119.Журнал «Транзитная экономика» 2001-2006 год

120.Журнал «Проблемы прогнозирования» 2001-2006 год

121.Журнал «Экономист» 2001-2006 год

122.Журнал «Вопросы экономики» 2001-2006 год

123.Журнал «Проблемы теории и практики управления» 2001-2006 год


[kgl]


[gl]Вопросы для подготовки к экзамену[:]
Вопросы для подготовки к экзамену:


  1. Предмет и методология теории международной экономики.

  2. Сущность и признаки международной экономики.

  3. Совокупный спрос и совокупное предложение в международной экономике. Торгуемые и неторгуемые товары.

  4. Сущность и структура международной торговли. Тенденции развития на современном этапе.

  5. Международное разделение труда и его формы.

  6. Возникновение, сущность мирового рынка и мирового хозяйства.

  7. Формы международных экономических отношений

  8. Регулирование международной экономики на национальном и международном уровне

  9. Международное разделение и движение факторов производства. Мобильность факторов производства и их функциональные типы.

  10. Меркантелистские теории международной торговли.

  11. Теория абсолютных преимуществ А. Смита.

  12. Теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

  13. Теории соотношения факторов производства.

  14. Парадокс Леонтьева.

  15. Стандартная модель международной торговли.

  16. Модель общего равновесия.

  17. Типы экономического роста с точки зрения его воздействия с международной торговли.

  18. Проблемы разоряющего роста.

  19. Теория жизненного цикла товара Вернона.

  20. Предпосылки и цели экономической интеграции.

  21. Влияние международной торговли на распределение доходов.

  22. Распределение доходов в теории соотношения факторов производства. Теория Хекшера-Олина Самуэльсона

  23. Теория Столпера – Самуэльсона.

  24. Соотношение роста предложения факторов производства и увеличение производства.

  25. Теорема Рыбчинского.

  26. Торговля на основе эффекта масштаба. Вклад в развитие теории Кругмана.

  27. Теория внутриотраслевой торговли. Причины международной внутриотраслевой торговли.

  28. Необходимость и виды государственного регулирования международной торговли

  29. Сущность и инструменты, характер торговой политики

  30. Европейский Союз. Образование и основные этапы развития.

  31. Экономическая роль тарифов.

  32. Нетарифные методы регулирования внешней торговли и их основные виды.

  33. Количественные ограничения и их виды.

  34. Скрытые методы нетарифных ограничений внешней торговли.

  35. Финансовые методы торговой политики.

  36. Неэкономические методы регулирования внешней торговли.

  37. Сущность, причины международной миграции капитала.

  38. Формы международного движения капитала.

  39. Причины и состав прямых инвестиций.

  40. Причины и виды портфельного инвестирования.

  41. Международный рынок валют. Функции валютного рынка.

  42. Предприятия с иностранными инвестициями и его формы.

  43. Международное движение ссудного капитала.

  44. Основные инструменты международного заимствования и кредитования.

  45. Проблемы мировой задолженности и пути ее решения.

  46. Сущность и причины международной миграции рабочей силы.

  47. Современные масштабы и направления миграции рабочей силы.

  48. Государственное регулирования миграции рабочей силы.

  49. Международное движение технологии.

  50. Механизмы и формы международной передачи технологии.

  51. Международное техническое содействие.

  52. Государственное регулирование передачи технологии.

  53. Типы интеграционных объединений.

  54. Статические и динамические эффекты интеграции.

  55. Сущность, функции, классификация таможенного тарифа

  56. Северо-Американское Соглашение о Зоне Свободной торговли НАФТА.

  57. Интеграционные объединения стран СНГ и ЕвроЗЭС

  58. Сущность валютно-финансовой системы в международной экономике.

  59. Понятие валюты и ее виды.

  60. Эволюция мировой валютной системы.

  61. Европейская валютная система. Введение евро и его последствия для ЕС и мировой экономики.

  62. Валютный курс и его разновидности.

  63. Спрос и предложение на иностранную валюту.

  64. Сущность и структура международного финансового рынка.

  65. Международный рынок валют. Функции валютного рынка.

  66. Виды валютных рынков.

  67. Валютные риски в международной торговле.

  68. Международные рынки долговых обязательств.

  69. Структура кредитного рынка.

  70. Международный рынок титулов собственности.

  71. Международный рынок дериватов и его структура.

  72. Понятие платежного баланса и его структура.

  73. Торговый баланс и баланс товаров и услуг.

  74. Взаимосвязь счетов торгового баланса.

  75. Экономическая политика и платежный баланс.

  76. Основные методы регулирования платежного баланса.



[kgl]

страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9

Смотрите также: