страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7 | страница 8 | страница 9
9.4 Способы измерения платежного баланса
Анализ платежного баланса
В соответствии с принципами построения платежного баланса он всегда является сбалансированным. Понятие отрицательного и положительного сальдо применимо к отдельным его частями. При этом необходимо отметить, что само по себе сальдо баланса не может иметь однозначной трактовки с точки зрения его воздействия на национальную экономику. В зависимости от целей экономической политики как отрицательное, так и положительное сальдо по отдельным статьям можно расценивать и в позитивном, и в негативном плане.
Обычно внутри общего платежного баланса выделяются сальдо торгового баланса, баланса текущих операций, баланса движения капиталов и баланса официальных расчетов.
Сальдо торгового баланса формируется как разница между экспортом и импортом только товаров, без учета услуг. Комментарии к изменению торгового баланса зависят от того, какие факторы обусловили данное изменение. Например, если отрицательное сальдо образовалось в результате сокращения экспорта, то это может рассматриваться как негативное явление. Но если такое положение стало результатом роста импорта в результате потока прямых инвестиций в страну, то это никак не может расцениваться как ослабление национальной экономики.
Сальдо баланса по текущим операциям рассматривается, как правило, в качестве справочного сальдо платежного баланса, поскольку определяет потребности страны в финансировании, являясь одновременно фактором внешнеэкономических ограничений во внутренней экономической политике.
Положительное сальдо текущего платежного баланса означает, что страна является нетто- инвестором по отношению к другим государствам, и наоборот, дефицит по текущим операциям означает, что иностранные инвестиции страны во всех формах за границей сокращаются и она становится чистым должником, чтобы платить за нетто-импорт товаров, услуг и финансировать переводы. Фактически страна с положительным сальдо текущего платежного баланса инвестирует часть национальных сбережений за границей вместо того, чтобы наращивать внутреннее накопление капитала.
Сальдо движения капиталов фактически является зеркальным отражением состояния текущего сальдо, так как показывает финансирование потока реальных ресурсов.
Сальдо балансов официальных расчетов является наиболее распространенным определением общего сальдо платежного баланса и свидетельствует об увеличении (уменьшении) ликвидных требований к стране со стороны нерезидентов или об увеличении (уменьшении) официальных резервов страны в иностранных ликвидных активах.
Одна из главных задач составления платежного баланса — измерение его сальдо. Это важная аналитическая проблема. Она охватывает широкий круг вопросов — от точности данных об отдельных международных сделках до структуры построения таблиц и является одной из важнейших частей теории и практики платежного баланса. Общепризнанный метод определения дефицита или активного сальдо платежного баланса — деление его на основные и балансирующие статьи. Сальдо основных статей называют «сальдо платежного баланса», а в зависимости от того, положительная эта величина или отрицательная, — активом или дефицитом платежного баланса. Оно покрывается при помощи балансирующих статей. Сальдо платежного баланса является важным показателем. Его величина входит в исчисление валового внутреннего продукта и национального дохода, влияет на положение валюты, на выбор средств внешней и внутренней экономической политики. Отсюда важнейшей проблемой, возникающей при измерении сальдо платежного баланса, является классификация статей на основные или балансирующие.
Понятие сальдо платежного баланса относится к балансовому итогу определенного набора операций. Это положение имеет принципиальный характер. Показатель актива или дефицита платежного баланса не должен пониматься как характеристика всего платежного баланса, который всегда находится в равновесии, а его общий итог в бухгалтерском отношении в силу принятой системы его построения — нулевой. Показатель сальдо платежного баланса является структурным. Его величина в первую очередь зависит от выбора статей, итог которых он представляет. Такой выбор не может быть произвольным. Он подчинен определенной задаче и несет отпечаток соответствующего аналитического подхода, Классификация статей платежного баланса по методике МВФ позволяет проиллюстрировать эволюцию методов определения его сальдо. Пользуясь этой схемой, достаточно подвести черту пол определенной группой операций, и тогда итоговый показатель всех статей, расположенных выше черты, будет соответствовать сальдо платежного баланса по одной из известных концепций. Этот показатель будет уравновешиваться итогом сумм всех статей ниже черты, взятых с обратным знаком. Структура данной классификации в определенной мере как бы следует исторически за развитием международных экономических операций.
Концепция баланса текущих операций в современном платежном балансе операции торговли и услуг занимают важное место в числе основных статей. Торговый баланс и баланс услуг тесно связаны с состоянием внутренней экономики страны и с ее позицией в мировом хозяйстве. Дефицит или актив внешней торговли отражает конкурентоспособность товаров данной страны на мировых рынках, слабость или силу ее экономики и может послужить причиной серьезных экономических мер. Более широко экономические связи данной страны с внешним миром отражает баланс текущих операций платежного баланса. Страна может, например, покрывать дефицит торгового баланса поступлениями от продажи лицензий, от туризма или переводов иностранных рабочих. Сальдо текущих операций платежного баланса часто употребляется для характеристики внешнеэкономического положения страны. Считается, что баланс текущих операций отражает величину реальных ценностей, которые страна передала загранице или получила от нее в дополнение к валовому внутреннему продукту. Он показывает в технико-экономическом плане, живет ли страна «по своим доходам».
Показателю баланса текущих операций придавалось и более глубокое экономическое содержание. С ростом вывоза капитала в зарубежной экономической теории формируется концепция платежного баланса, в соответствии с которой сальдо текущих операций должно уравновешивать баланс движения долгосрочного капитала. По схеме классификации МВФ это означает, что сальдо операций по группе А (текущие операции) должно быть равно сальдо операций по группе В (долгосрочный капитал) с обратным знаком. В соответствии с этой концепцией за счет актива баланса текущих операций должно было осуществляться финансирование вывоза долгосрочного капитала.
Концепция базисного баланса. С развитием учета движения долгосрочного капитала и его более полного отражения в платежном балансе была выдвинута концепция базисного баланса. Она была распространена в США, Великобритании и других странах после второй мировой войны и применялась в качестве главной или наряду с другими для определения состояния платежного баланса. Суть этой концепции состоит в выделении базисных, устойчивых сделок, включаемых в основные статьи, которые, по мнению ее авторов, характеризуют устойчивость во времени и невосприимчивость к колебаниям экономической конъюнктуры. Таковыми стали считать не только текущие операции, но и движение долгосрочного капитала. Балансирующими операциями стали считать движение краткосрочного капитала и валютных резервов. По классификации МВФ сальдо базисного баланса определяется как сумма сальдо операций по группам А и В. Эта сумма должна уравновешиваться балансом операций, расположенных ниже группы В.
В соответствии с концепцией базисного баланса актив текущих операций не столько уравновешивает движение капитала, сколько обеспечивает для этой цели приток валюты. Окончательное балансирование платежного баланса должно было обеспечить движение краткосрочного капитала, которым в определенных пределах можно было манипулировать путем изменения валютных курсов, ставок процента и других средств экономической политики. Такой Подход можно объяснить тем, что до определенного времени Движению краткосрочного капитала не придавалось серьезного значения как самостоятельному процессу. Считалось более важным обеспечивать устойчивый рост вывоза долгосрочного капитала, наращивать зарубежные инвестиции, а следовательно, расширять свои позиции на мировых рынках.
Распространение концепции базисного баланса отражало потребности учета и осмысления в теории и практике значительных международных перемещений краткосрочного капитала в конце 50-х — начале 60-х годов, которые стали следствием введения, западноевропейскими странами конвертируемости валют, экономического кризиса и кризиса доллара в этот период. Эти «блуждающие» капиталы («горячие» деньги) сыграли немалую роль, в подрыве устойчивости платежных балансов.
Однако практика применения концепции базисного баланса в развитых странах - постоянно сталкивалась с трудностями классификации операций движения капитала, его разделения на долгосрочные и краткосрочные операции и соответствующего их разнесения по статьям платежного баланса. Эти трудности особенно усугубились во второй половине 60-х годов и привели к тому, что развитые страны отказались от концепции базисного баланса.
Концепция ликвидности. Следующим шагом была разработка концепции ликвидности, выдвинутой США в 1958 г. Резкое ухудшение платежного баланса США в тот период и кризис доллара заставили министерство торговли критически осмыслить методы составления платежного баланса и измерения его дефицита. Было пересмотрено отношение к движению краткосрочного капитала, причем особое значение придавалось ликвидным долларовым активам на руках иностранных частных лиц и официальных органов, что определило содержание и название нового подхода.
Концепция ликвидности исходила из того, что доллар США являлся резервной валютой и широко применялся как международное платежное и резервное средство. Считалось, что США должны быть всегда готовы к борьбе со спекуляцией долларами, а для этого необходимо знать, какова сумма ликвидных долларовых активов у нерезидентов. Величину прироста этой суммы должно было показывать сальдо платежного баланса. Поэтому по концепции ликвидности в число основных статей, кроме тех, что включаются сторонниками базисных сделок, входят еще три вида сделок: движение частного краткосрочного национального капитала, иностранных коммерческих кредитов и сальдо по статье «Ошибки и пропуски».
В качестве балансирующих берутся статьи, которые, по мнению министерства торговли, отражают изменения в международной ликвидной позиции США. В балансирующие статьи входят изменения: американских валютных резервов (включая взнос в МВФ), ликвидных обязательств США перед иностранными официальными учреждениями и частными лицами. Особенностью этой концепции являлось разграничение государственных валютных резервов США и валютных активов в руках американских частных держателей.
По классификации статей платежного баланса, принятой МВФ, сальдо по концепции ликвидности с некоторыми оговорками (касающимися группы С) соответствует сумме сальдо операций по группам А + В + С + D, которые будут считаться основными. Оно балансируется суммарной величиной сальдо по группам Е + F + G + Н, взятой с обратным знаком. В классификации, Концепция ликвидности применялась как официальная только к платежному балансу США из-за статуса доллара как резервной валюты. Крупные дефициты платежного баланса США с самого начала поставили эту концепцию под сомнение.
Концепция баланса официальных расчетов. Очередным шагом на пути измерения сальдо платежного баланса стала концепция официальных расчетов, выдвинутая США в 1965 г. и принятая впоследствии как основная концепция экспертами МВФ и ОЭСР. Привлекательность этой методики для официальных органов США и других стран состояла в том. что она, во-первых, давала меньшие показатели дефицита, во-вторых, подводила теоретическую основу под практикуемое широкое привлечение иностранного частного краткосрочного и портфельного капитала для улучшения платежного баланса. Концепция официальных расчетов возникла в результате критического анализа методов измерения сальдо платежного баланса США, который был осуществлен специально созданным комитетом под руководством эксперта по финансовым вопросам Э. Бернштейна.
Стандартное определение баланса официальных расчетов, применявшееся многими странами, предполагает включение в число балансирующих следующих статей: операции официальных валютных органов с валютными резервами (золото, иностранная
валюта, резервная позиция в МВФ и активы в СДР); изменения обязательств официальных валютных органов перед иностранными официальными учреждениями, включая международные организации, распределение СДР. По классификации МВФ сальдо
платежного баланса по концепции официальных расчетов выступает как итог по группам A + B + C + D + E + F + G, которые классифицируются как основные статьи, оно уравновешивается итоговой суммой операций по группе Н, т.е. сугубо официальными валютными операциями.
Однако в середине 70-х годов развитые страны отказались от составления баланса официальных расчетов из-за подрыва режима фиксированных курсов.
Увеличение масштабов международного перемещения капиталов в 70-е годы стало одной из главных причин подрыва режима фиксированных курсов; оно продолжалось и при плавающих курсах. Вместе с валютным фактором движение долгосрочного и краткосрочного капитала в первую очередь определялось политикой ТНК, государственной экономической политикой, в том числе использованием банковских ставок процента. Важным фактором перемещения капиталов стало образование крупных долларовых активов у стран — экспортеров нефти. В 80-е годы крупные перемещения капитала происходили под влиянием дефицита финансовых ресурсов в США и связанного с этим повышения банковских процентных ставок. При таком положении официальные резервные операции уже не могут компенсировать крупных изменений в платежном балансе.
Возврат к измерению сальдо платежного баланса лишь по текущим операциям. Крупные сдвиги в структуре международных платежных отношений и связанная с ними неустойчивость движения капитала в обстановке кризисных потрясений в экономике и мировой валютной системе в середине 70-х годов привели к пересмотру методов определения сальдо платежного баланса. С 1976 г. США стали официально измерять сальдо платежного баланса только как сальдо текущих операций, публикуя данные о других операциях как справочные показатели. Их примеру последовал ряд стран.
Измерение сальдо платежного баланса по текущим операциям означает, что страны, принявшие этот метод, считают все перемещения капитала балансирующими статьями, стихийно уравновешивающими платежный баланс в условиях плавающих валютных курсов. Таким образом, обращение к критерию текущих операций нельзя рассматривать как простой возврат к прошлому. Обращение к показателю платежного баланса по текущим операциям отражает отставание экономической теории от практики. Государственные органы не учитывают роль движения капитала как фактора интернационализации и глобализации всемирного хозяйства и продолжают рассматривать его лишь в аспекте долговых отношений. В современных условиях динамика сальдо текущих операций связана с переменами ролей должников и кредиторов в международных платежных отношениях.
Рассмотрение развития концепций составления платежного баланса и измерения его сальдо показывает, что ни одна из них не дает абсолютно точного измерения масштабов операций и унифицированного разделения их на основные и балансирующие. Как правило, новые концепции платежного баланса появляются в периоды серьезной ломки структуры международных расчетов, изменений в экономике и валютной системе, означая попытки отразить сложившиеся перемены. Поиски концепции платежного баланса, адекватно отражающей фактическое положение, остаются актуальной задачей для экономической теории и практиков.
9.5 Факторы, влияющие на платежный баланс
Платежный баланс имеет прямую и обратную связь с воспроизводством. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в воспроизводстве, а с другой — воздействует на него, так как влияет на курсовые соотношения валют, золотовалютные резервы, валютное положение, внешнюю задолженность, направление экономической, в том числе валютной политики, состояние мировой валютной системы. Платежный баланс дает представление об участии страны в мировом хозяйстве, масштабах, структуре и характере ее внешнеэкономических связей. В платежном балансе отражаются:
а) структурные диспозиции экономики, определяющие разные возможности экспорта и потребности импорта товаров, капиталов и услуг;
б) изменения в соотношении рыночного и государственного регулирования
экономики;
в) конъюнктурные факторы (степень международной конкуренции, инфляции, изменения валютного курса и др.).
На состояние платежного баланса влияет ряд факторов.
1. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция.
Экономические кризисы и падение конкурентоспособности товаров, противоречия, складывающиеся между США, Западной Европой и Японией зачастую приводит к ухудшению текущего платежного баланса развитых стран.
2. Циклические колебания экономики. В платежных балансах находят отражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции. Колебания платежного баланса, обусловленные механизмом промышленных циклов, способствуют перенесению внутриэкономических циклических процессов из одной страны в другие. Рост производства вызывает увеличение импорта топлива, сырья, оборудования, а при замедлении темпов экономического роста ввоз товаров сокращается. Экспорт товаров, капиталов, услуг в большей степени реагирует на изменения условий мирового рынка. При вялом хозяйственном развитии вывоз капитала обычно увеличивается. При ускоренном развитии экономики, когда растут прибыли, усиливается кредитная экспансия в стране, повышается процентная ставка, темп вывоза капитала падает. В силу асинхронности современного экономического цикла его колебания влияют на платежный баланс зачастую косвенно. Мировые экономические кризисы приводят к крупномасштабным дефицитам платежных балансов то одних, то других стран.
3. Рост заграничных государственных расходов. Тяжелым бременем для платежного баланса являются внешние правительственные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели.
-
Милитаризация экономики и военные расходы. Основная масса государственных расходов США за границей, отражающихся в платежном балансе, предназначена на военные цели (более 50 %; в их числе содержание и оснащение военных баз за рубежом, военная помощь). Косвенное воздействие военных расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия производства, темпы экономического роста, а также масштабами изъятия из гражданских отраслей ресурсов, которые могли бы использоваться для капиталовложений, в частности, в экспортные отрасли. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно применить для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Гонка вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров, в том числе многих видов сырья (нефти, каучука, цветных металлов) сверх нормальных потребностей мирного времени. Разрядка международной напряженности, благодаря преобразованиям в странах Восточной Европы и бывшего СССР, может оказать позитивное влияние на платежные балансы.
-
Усиление международной финансовой взаимозависимости. В современных условиях движение финансовых потоков стало важной формой международных экономических связей. Это обусловлено увеличением масштабов вывоза капиталов, развитием мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынки, процессом либерализации условий сделок. Важным фактором международного движения капиталов стали усиление неравновесия платежных балансов отдельных стран и возросшая потребность в привлечении заемных средств для покрытия пассивного сальдо. В итоге финансовая взаимозависимость стран стала сильнее коммерческой взаимозависимости. Это усиливает валютные и кредитные риски, в первую очередь риск неплатежеспособности заемщика.
Двойственное влияние вывоза капитала на платежный баланс страны-экспортера заключается в том, что он увеличивает его пассив, но служит базой для притоков страну процентов и дивидендов через определенный период. Однако приток процентов и дивидендов уменьшается при реинвестиции части прибылей в стране приложения капитала. Например, филиалы американских корпораций в Западной Европе реинвестируют примерно половину прибылей, полученных в этом регионе. Вывоз капитала отвлекает средства, которые могли бы быть использованы для модернизации экспортных отраслей.
6. Изменения в международной торговле. НТР, рост интенсификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, в том числе наукоемкими товарами, а также нефтью, энергоресурсами. Резкое повышение цен на нефть в 70-х, начале 80-х, а также в конце 90-хгг. (в 18 раз в 1980 г. против 1971 г.) привело к дефициту текущих операций платежного баланса стран-импортеров нефти из числа промышленно развитых стран, включая США, и группы развивающихся стран, а с другой стороны, способствовало активизации платежного баланса экспортирующих стран ОПЕК, в том числе и России. Война в Персидском заливе, начавшаяся в январе 1991 г., вызвала скачок цены на нефть до S 40 за баррель, а сокращение стратегических запасов энергоресурсов в США и в Европе в 2000 г. вызвало рост цен на нефть до $ 37 за баррель. С июня по октябрь 1993 г. цена на кофе повысилась с $ 900 до $ 1600 за тонну. В географии товарных потоков наметился сдвиг в сторону расширения обмена между промышленно развитыми странами (70 % мировой торговли стран, в том числе ЕЭС — 38 %) при одновременном сокращении удельного веса развивающихся стран в их внешней торговле. Взаимная торговля промышленно развитых стран поглощает 80 % их экспорта (стран ЕС — 58 %), а торговля между развивающимися странами составляет лишь 1/4 их экспорта. Это обостряет конкуренцию на мировом рынке.
-
Влияние валютно-финансовых факторов на платежный баланс. Девальвация обычно поощряет экспорт, а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив, задерживают получение вырученной иностранной валюты (политика «leads and lags»). Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны.
-
Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу.
-
Чрезвычайные обстоятельства — неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т. д. отрицательно влияют на платежный баланс.
Платежные балансы реагируют на торгово-политическую дискриминацию определенных стран, создающих искусственные барьеры и препятствующих развитию взаимовыгодных отношений. Например, на страны НАТО распространялся обширный список товаров (КОКОМ), запрещенных для поставки в бывшие социалистические страны «по стратегическим соображениям». Преобразования в странах Восточной Европы и бывшем СССР на пути перехода к рыночной экономике создали условия для отказа от дискриминации в пользу взаимовыгодного сотрудничества.
9.6 Основные методы регулирования платежного баланса
Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттон-Вудскую систему в середине 70-х гг.
Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х гг. XX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо, поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства, наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
1.Государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы.
2. Возрастание доли национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет.
3. Непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика.
4. Регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных
актов и органов государственного контроля.
Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.
1. Дефляционная политика. Она направлена на сокращение внутреннего спроса. Включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов являются финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей, политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятостиОна негативно влияет на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.
2.Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг, а также благоприятной ситуации на мировом рынке.
Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя девальвация и может дать стране временные преимущества, но во многих случаях она не устраняет причины дефицита платежного баланса.
-
Валютные ограничения. Блокирование валютной выручки экспортеров лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках - все это может быть направлено на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
-
Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг, в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.
-
Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей — торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.
Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и сферу производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т. д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
-
ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
-
прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
— содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
-
расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т. д.;
-
регулирование миграции рабочей силы, в частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих;
-
регулирование движения капиталов, направленное, с одной стороны, на оощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерно активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют — используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение, процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т. д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.
В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи коммерческие банки (особенно евробанки) активно участвуют в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществами банковских кредитов, по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций, являются их большая доступность и необусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дороги и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.
Новым явлением с середины 70-х годов стали попытки выработки принципов коллективного регулирования баланса международных расчетов, в частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран большой «семерки».
К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:
-
согласование условий экспортных кредитов:
-
двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»:
-
кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.
Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.
Концепции я модели регулирования платежного баланса
Проблемы платежного баланса занимают видное место в экономической литературе Запада. Целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов.
Теория автоматического саморегулирования платежного баланса господствовала почти в течение 200 лет до 30-х годов XX в. Ее разработали в XVIII в. Д.Юм, Д.Рикардо. Согласно этой теории при пассивном платежном балансе, например, Франции по отношению к Англии в результате отлива золота в Англию уменьшалось количество золотых денег в обращении и снижались цены во Франции, что способствовало повышению конкурентоспособности французских товаров, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов страны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса Англии. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что, по мнению сторонников количественной теории денег, приводило к росту цен и стимулировало импорт более дешевых иностранных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.
Кейнсианские теории регулирования платежного баланса.
Дж.М.Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая по их мнению, не может быть автоматически скорректирована с помощью свободной юры рыночных сил, а требует активного государственного регулирования различными методами.
Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т.Сцитовским, Р.Манделем и др. Под внутренним равновесием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним равновесием — устойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сторонники этой концепции стремились выработать методы достижения этого равновесия, используя в ряде случаев эконометрические модели.
Инструментарно-целевой метод регулирования платежного баланса. Представители этой концепции Дж.Мид, Я.Тинберген и др. предполагали разрабатывать эконометрические модели регулирования платежного баланса путем условного деления показателей на инструменты и цели государственной экономической политики. Они ограничивают анализ поиском причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюджетного и валютного регулирования. Обнаруженная при этом взаимосвязь рассматривается как причинно-следственная Инструментарно-целевой метод анализа платежного баланса вступает в противоречие с другими мерами государственного регулирования экономики, что ограничивает его практическое применение. Например, меры по стимулированию экономического роста обычно отрицательно воздействуют на платежный баланс, а использование политики «дорогих денег», в частности, повышение учетной ставки для улучшения состояния платежного баланса отрицательно влияет на внутреннее производство и занятость при прочих равных условиях.
Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическими, техническими пределами. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.
Теория нормативного регулирования платежного баланса (Дж.Вильямсон, Р.Миллер и др.). Особенности этой теории: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влияния на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.
Монетаристские теории регулирования платежного баланса, Эти теории получили развитие в 70—80-е годы. Монетаризм рассматривает платежный баланс как результат неравновесий всего денежного хозяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствующих установлению равновесия между спросом и предложением. Его стабилизация рассматривается как кратковременный процесс, направленный на выравнивание неравновесий в денежной сфере страны. Идеал монетаристской концепции платежного баланса — «открытая» экономика, минимальное ограничение движения товаров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.
Теории межгосударственного регулирования платежного баланса, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма, нашли отражение в проектах реформы мировой валютной системы.
Проекты валютной реформы, разработанные в годы второй мировой войны Дж.Кейнсом и Г.Уайтом придавали большое значение коллективному регулированию платежного баланса, что нашло отражение в Уставе МВФ. В рамках Бреттон-Вудской
системы был предусмотрен принцип симметричного (сбалансированного) регулирования платежного баланса странами, как с активным, так и с пассивным сальдо, но в разных направлениях, путем воздействия на внутренний спрос, движение капиталов и кредитов, также курс национальной валюты. Ямайская валютная реформа возрождает принцип симметричного выравнивания платежного баланса странами, как с пассивным, так и с активным сальдо и намечает принципы межгосударственного регулирования платежного баланса. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его выравнивания, регулирование платежного баланса, санкции против нарушений международного соглашения.
В соответствии с господствующими монетаристскими концепциями платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные программы «стабилизации» в виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой. С 70-х годов «стабилизационные» программы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение. Расширение набора методов регулирования платежного баланса, рекомендуемых МВФ, привело к улучшению его сотрудничества с МБРР.
Новый подход МВФ к регулированию платежного баланса отвечает интересам банков-кредиторов, которые видят в этом гарантию укрепления платежеспособности развивающихся стран-должников и снижение риска их кредитования.
Обновленные «стабилизационные» программы МВФ свидетельствуют о тенденции к усилению межгосударственного регулирования платежного баланса.
9.7 Финансирование платежного баланса.
Обычно в аналитических целях под рассмотренной выше группой статей финансового счета платежного баланса проводится условная черта. Все остальные статьи, включающие прежде всего статьи резервных активов, находятся «под чертой».
Резервные активы
Резервные активы, в отличие от других статей финансового счета, находятся под прямым контролем государства и могут использоваться им для достижения целей экономической политики.
@ Резервные активы (reserve assets) — международные высоколиквидные активы страны, которые находятся под контролем ее денежных властей или правительства и в любой момент могут быть использованы ими для финансирования дефицита платежного баланса и регулирования курса национальной валюты.
Необходимо отметить, что резервные активы являются лишь вторым эшелоном защиты платежного баланса. В случае существенной несбалансированности счета текущих операций, т.е. отсутствия притока достаточных средств для оплаты импорта товаров и услуг, правительство сначала обычно прибегает к таким мерам, как девальвация валюты для стимулирования экспорта или привлечения дополнительных внешних кредитов. Только когда возможности этих мер исчерпаны (падение курса ведет к гиперинфляции, и новых внешних кредитов не дают), правительство использует резервные активы для оплаты внешних счетов.
В целом резервные активы, изменение которых показывается «под чертой» в платежном балансе, представляют собой сумму следующих активов:
• Монетарное золото — золото пробы не ниже 995/1000, находящееся в хранилищах ЦБ или правительства, которое в любой момент может быть продано за иностранную валюту на мировом рынке или международным организациям. Немонетарное золото может находиться в распоряжении любого резидента и не считается резервным активом. Денежные власти могут увеличивать свои запасы монетарного золота путем его монетизации — покупки в государственные резервы добытого золота и приобретения товарного золота на частных рынках. Денежные власти могут также продавать часть монетарного золота из запасов, тем самым демонетизируя его.
-
Специальные права заимствования (СДР) — выпускаемый МВФ искусственный резервный актив, который распределяется между странами-членами в соответствии с их квотами и который может быть использован для приобретения иностранной валюты, предоставления займов и осуществления платежей. Страны могут приобретать СДР друг у друга, осуществлять платежи в СДР. Однако СДР представляют собой не более 3% резервных активов мира и в практических целях не играют существенной роли.
-
Резервная позиция в МВФ — сумма резервной транши (доли) страны в МВФ и долга со стороны МВФ этой стране. Резервная транша составляет 25% квоты страны в капитале МВФ и может быть получена страной назад практически без каких-либо условий. Покупки иностранной валюты за национальную в рамках резервной транши, которая не считается кредитом МВФ, так же как и получение кредита МВФ, приводят к увеличению резервных активов покупающей страны.
-
Валютные активы — обычно наиболее значимая часть международных активов, состоящая из требований к не резидентам в форме иностранной валюты, банковских депозитов, правительственных ценных бумаг, других ценных бумаг, финансовых дериватов, акций частных предприятий и требований, возникающих в результате соглашений между национальным и иностранными ЦБ, а также правительственными органами.
-
Прочие требования — остаточная категория, включающая все остальные
требования в иностранной валюте (наличной валюты или депозитов) или ценных бумагах, которые могут быть включены в определение международных
активов ЦБ.
В финансирующей части платежного баланса, который, по определению, показывает потоки, реальных и финансовых ресурсов, отражаются не запасы, а потоки резервных активов, т.е. изменение в уровне резервных активов в начале и в конце года.
Исключительное финансирование
Во многих странах, и весьма часто, возникают ситуации, когда власти оказываются не в состоянии урегулировать платежный баланс: наступающие платежи по поставкам товаров и услуг, а также по прошлой задолженности оказываются большими, чем текущий приток капитала и имеющиеся резервные активы. Страна просто не в состоянии платить по своим внешним обязательствам. Это приводит к просрочке платежей, осложняет отношения с кредиторами, прерывает новое финансирование. Возникший кризис называется кризисом платежного баланса и показывается аналитически как отрицательное сальдо платежного баланса в целом, которое не может быть покрыто в текущем году за счет сокращения запасов резервных активов, поскольку либо их просто недостаточно, либо они законодательно не могут быть использованы для этих целей. В такой ситуации, характеризующейся резким сокращением резервов и ростом дефицита платежного баланса, страны могут прибегать к исключительному финансированию.
@ Исключительное финансирование (exceptional financing) — операции, проводимые страной, испытывающей трудности с финансированием отрицательного сальдо платежного баланса, по согласованию и при поддержке ее зарубежных партнеров в целях снижения этого сальдо до уровня, который может быть профинансирован традиционными средствами.
Операции по исключительному финансированию могут проходить по любым статьям платежного баланса и обычно не обособляются в отдельную группу. Наиболее значимые из них следующие:
Аннулирование долга (debt forgiveness) — добровольный отказ кредитора
от части или всей суммы долга, зафиксированный в соответствующем соглашении между страной-кредитором и страной-должником. В платежном балансе аннулирование долга показывается как капитальный трансферт в счете движения капитала.
Обмен задолженности на акции (debt/equity swap) — обмен, обычно по цене ниже номинала, просроченной задолженности и иных долговых обязательств на акции компаний страны должника. Такие операции могут иметь множество конкретных форм, но экономический смысл их один: долговые обязательства, которые не могут быть по крыты должником, обмениваются по соглашению с кредитором на долю в собственности должника.
Заимствование для урегулирования платежного баланса (credits for balance of payments needs) — займы, получаемые государственными органами и ЦБ от других стран с целью финансирования платежного баланса в исключительных ситуациях. К этой группе относятся кредиты, предоставляемые МВФ. Все они показываются в платежном балансе «под чертой».
Переоформление задолженности (debt recheduling) — изменение условий существующего договора или заключение нового соглашения, предусматривающего замену первоначально согласованных сроков платежей на новые. При переоформлении считается, что текущие платежи по долгу были произведены своевременно и финансировались за счет новой, т.е. переоформленной, задолженности.
Просрочка платежей по задолженности (arrears) — способ чрезвычайного финансирования платежного баланса, в рамках которого страны — с согласия кредитора или без него — просто не платят причитающиеся суммы по внешним обязательствам. Просрочка платежей показывается в платежном балансе «под чертой».
Способом исключительного финансирования платежного баланса также считается привлечение средств из-за рубежа другими секторами экономики, кроме правительства и ЦБ, поощряемое государственными органами путем субсидирования валютного курса или процентных ставок .
Баланс международных инвестиций
Платежный баланс, как было указано выше, отражает потоки реальных и финансовых ресурсов между резидентами и нерезидентами. Эти потоки накапливаются и образуют запасы. Запасы, возникающие в результате международного движения финансовых ресурсов, регистрируются в балансе международных инвестиций.
@ Баланс международных инвестиций (international investment balance) —производный от платежного баланса статистический отчет, показывающий I накопленные запасы внешних финансовых активов и обязательств страны.
Практически баланс международных инвестиций представляет собой финансовый счет платежного баланса, активы и пассивы которого составлены по следующей схеме:
запасы на начало периода —> операции —> изменение цен —> изменение валютных курсов —> прочие корректировки —> запасы на конец периода.
@ Инвестиционная позиция (investmerit position) — баланс международных инвестиций на конец определенного периода, отражающий совокупность финансовых операций, стоимостных изменений и других корректировочных процедур, имевших место на протяжении рассматриваемого периода, и определяющий величину внешних активов и пассивов страны.
Разность валовых внешних активов и пассивов страны дает величину ее чистой инвестиционной позиции.
@ Чистая инвестиционная позиция (net investment position) — соотношение между международными финансовыми ресурсами, которыми располагает страна, и ее задолженностью перед другими странами.
Запасы прямых инвестиций определяются на основе их текущей рыночной балансовой стоимости, указываемой в отчетности предприятий с прямыми инвестициями. Запасы портфельных инвестиций учитываются по текущим ценам, складывающимся на рынке на определенную дату отчетного периода.
На основе чистой инвестиционной позиции можно приблизительно оценить уровень чистого инвестиционного дохода страны на ее иностранные активы и пассивы, который в некоторых странах является крупной статьей доходной части бюджета и счета текущих операций платежного баланса. В принципе грубая оценка инвестиционного дохода из-за рубежа может основываться на оценке объема чистых иностранных инвестиций данной страны и преобладавшей в течение прошедшего года средней процентной ставки по таким активам. Обычно используется ставка Либор плюс небольшая премия размером в 1-1,5 процентного пункта. Однако, если норма доходов на внешние активы больше, чем платежи по внешним пассивам, чистый инвестиционный доход будет положительным, тогда как чистая инвестиционная позиция может быть отрицательной, например в результате того, что в первые годы дивиденды обычно меньше суммы инвестиций в акционерный капитал.
Итак, «под чертой» платежного баланса показываются резервные активы — международные высоколиквидные активы страны, которые находятся под контролем ее денежных властей или правительства и в любой момент могут быть использованы ими для финансирования дефицита платежного баланса и регулирования курса национальной валюты. Основной критерий отнесения того или иного актива к числу резервных заключается в определении того, может ли правительство или ЦБ осуществлять реальный и прямой контроль над ним. В число резервных активов страны входят монетарное золото, СДР, резервная позиция в МВФ, валютные и прочие активы. Страны, испытывающие трудности с финансированием отрицательного сальдо платежного баланса, могут прибегать к его исключительному финансированию — операциям, проводимым по согласованию и при поддержке их зарубежных партнеров в целях снижения отрицательного сальдо до уровня, который может быть профинансирован традиционными средствами. В их числе — аннулирование внешнего долга, обмен задолженности на акции, заимствование для урегулирования платежного баланса, переоформление задолженности и просрочка платежей по задолженности. Производным от платежного баланса статистическим отчетом является баланс международных инвестиций, показывающий накопленные запасы внешних финансовых активов и обязательств страны. Баланс международных инвестиций на конец определенного периода, называемый инвестиционной позицией, отражает совокупность финансовых операций, стоимостных изменений и других корректировочных процедур, имевших место на протяжении рассматриваемого периода, и определяет величину внешних активов и пассивов страны. Чистая инвестиционная позиция показывает соотношение международных финансовых ресурсов, которыми располагает страна, и ее задолженности перед другими странами.
[kgl]
[gl]ТЕМА 10. Международные финансовые рынки[:]
Международные финансовые рынки
страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7 | страница 8 | страница 9
|