Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Отдел образования Пружанского райисполкома
ГУО «Линовская средняя общеобразовательная школа»

В помощь учителю-стажеру

Антонович В.С.

зам.директора

по учебной работе

Пружаны 2011


Оказание методической помощи молодым специалистам при адаптации в педагогических, ученических и родительских коллективах, повышения уровня профессиональной подготовки выпускников педагогических университетов для работы в учреждениях образования.

Информация предназначена для учителей-стажеров

ГУО «Линовская СОШ» 2011г.

Антонович В.С. 2011г.


Содержание:




  1. Введение

  2. Учитель-стажер – первый год работы

  3. Напутствия молодому учителю.

  4. Недостатки в работе начинающих учителей и способы их преодоления.

  5. Психологическая атмосфера урока.

  6. Правила общения с ребёнком.

  7. Тактика педагога по отношению к детям, занимающим неблагоприятное положение в коллективе.

  8. Как провести первое родительское собрание.

  9. Как быть хорошим классным руководителем.

  10. Как провести урок?

  11. Триединая цель урока.

  12. Всё о домашнем задании.

  13. Самоанализ урока.

  14. Памятка для составления тематического плана.

  15. Рекомендации для работы с одарёнными детьми.

  16. Как работать со слабоуспевающими учащимися.

  17. Работа со школьной документацией.

  18. Использованная литература.

Высочайшее употребление, которое

может сделать человек из своей

личности, из полноты развития своего

«Я» - это как бы уничтожить это «Я»,

отдать его целиком всем и каждому

безраздельно и беззаветно.

Д.М.Достоевский


Заставить ребенка учиться невозможно. Учебой можно только увлечь. Надо работать так, чтобы не было в классе угасших детских глаз, чтобы им было интересно как на самом уроке, так и рядом с учителем.

Школа никогда не предназначалась только для того, чтобы дать детям сумму знаний, умений и навыков. Поставить ребенка на «крыло» и показать ему направление его полета – вот главная задача школы. Когда у ребенка есть крылья, ему можно сказать: «Лети, дитя, лети!». А воспитывать крылатого человека может только крылатый человек.

Как сделать так, чтобы школьник шел на урок без принуждения, не ради отметки?



  1. Дать возможность ребенку жить на уроке.

  2. Раскрыть свои потенциальные возможности.

  3. Высказать свои взгляды.

  4. Отстоять свою точку зрения.

  5. Не бояться того, что мысли могут быть ошибочными.

Познавательная самостоятельность характеризуется следующими

признаками:



  • потребностью в знаниях;

  • умением самостоятельно мыслить;

  • способностью ориентироваться в новой ситуации;

  • стремлением найти свой подход к новой задаче;

  • желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добываться;

  • способностью высказывать свою точку зрения.

У каждого вашего ученика есть, пусть и небольшое, творческое

начало, которое важно укрепить и постараться развить. Задача сложная, важная и очень актуальная. Чтобы развить творческие способности, необходимо выработать у ребят навык смотреть на вещи с разных точек зрения, иногда другими глазами, возможно, с юмором. Надо научить уважать авторитеты, но и считать их неоспоримыми. Особое внимание нужно придать процессу мышления и принятия самостоятельных решений. Важно научить думать логично и нелогично, задавать вопросы, искать аналоги, перебирать варианты, давать определиться, создать образцы, фантазировать, предсказывать. Так будет сформирована потребность в новом, необычном, интересном.

От любознательности к заинтересованности, от заинтересованности к прочной познавательной активности, от них к научной любознательности и все более устойчивой направленности личности на глубокое изучение разных предметов, до появления особенного внимания к некоторым из них – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям.

Если ждешь ты встречи с ними,

Если ждут они тебя,

Не проходят после мимо,

Если в них твоя судьба –

Значит, ты уже у цели,

Значит, их сердца зажег,

Значит, ты на самом деле

состоялся педагог?

Уже говорилось, что одна из особенностей учительской профессии характеризуется необходимость. Непрерывного образования. Учитель до тех пор современный профеесионал, пока учится. М.И.Калинин учителя очень образно сравнил с губкой: “Учитель, с одной стороны, отдаёт, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдаёт детям”,

И это действительно так: если только отдавать и ничего не добавлять, то прежний багаж знаний скоро истощится. И глубоко прав академик Е.Патон, который призывает самого педагога №учиться до глубокой старости”, если он с пользой хочет учить других.

Послевузовское образование учителя в разные периоды его профессиональной деятельности выполняет особенные функции.

Первый год работы – это период обретения нового социального статуса, активного вхождения в профессию на многие годы, возможно, на всю сознательную трудовую жизнь. Иначе говоря, это период адаптации к новому положению и условиям жизни, привыкания к коллективу коллег, учащихся и к их родителям, новой мере долга и ответственности не только за себя, но и за многих других. Период адаптации представляет для новичка определённую сложность. Чтобы помочь ему безболезненно преодолеть эти трудности, предусмотрена стажировка первогодка. Есть официальные положения и инструкции Министерства образования по организации стажировки. К стажеру официально прикрепляется наставник из числа опытных учителей; составляется индивидуальный план стажировки на учебный год, в котором предусмотрены и консультации, и открытые уроки, и воспитательные занятия, и участие в методической работе. В конце года учитель-стажер отчитывается. Стажировка заканчивается аттестацией.
Напутствия молодому учителю
*Береги мир в школе.

**Никогда не приходи на урок без подготовки.

***Готовясь к уроку, определи для себя прежде всего то, что ты должен повторить.

****То, что задаешь наизусть, должен знать наизусть сам.

*****Никогда не спрашивай: “Что вам на сегодня задано? На чем мы остановились?” Ты должен сам знать это лучше всех.

*При ответах учеников следи за тем, чтобы они выговаривали слова ясно и отчетливо и чтобы все учащиеся слышали отвечающего.

**Никогда не проводи урок в раздраженном состоянии. Сделай небольшой перерыв и, успокоившись, продолжай дальше.

***Вопросы, которые ты предлагаешь, должны относиться ко всем ученикам. Поэтому после каждого вопроса делай небольшую паузу и только тогда вызывай отдельных учеников. Обращаться к школьникам лучше по имени.

****К участию в уроке нужно привлечь каждого ученика.

*****Никогда не обучай и не спрашивай подолгу только одного ученика, оставляя других без внимания.

*Если на какой-либо вопрос несколько учеников совсем не ответят или ответят неверно и только затем последует правильный ответ, то можешь повторить его сам или попросить повторить кого-нибудь другого. Не забывай отметить удачный ответ.

**Если ученик не может дать правильный ответ, спрашивай другого; но если поймешь, что это бесполезно, то не заставляй учеников отвечать попусту.

***Никогда не спрашивай о том, что ученик еще знать не могут. Ты должен твердо помнить, что могут и доджны знать ученики из пройденного курса. Мало чести для тебя, если ученики ответят: “Мы этого еще не учили”.

****Избегай вопросов, на которые может или должно последовать лишь “да” или “нет”.

*****Никогда не спрашивай “Поняли?” Если ты предлагаешь такой вопрос, то можно подумать, что ты сам уверен в том, что тебя не поняли.

*Не перебивай ученика при первом неполном или не вполне правильном выражении, дай ему окончить предложение.

**Не расхаживай по классу, выбери себе раз и навсегда определенное место, откуда и ученикам хорошо тебя видно, и ты можешь видеть всех учеников. Не стой, однако, как прикованный на одном и том же месте: каждый ученик должен быть уверен, что ты в любую минуту, если захочешь, можешь быть около него.

***Всегда веди себя как образованный человек; никогда не позволяй себе по отношению к ученикам никаких вульгарных выражений.

****Избегай всяких замечаний относительно положения, материального состояния, жизни отца или матери ученика.

*****У тебя не должно быть ни любимых, ни нелюбимых учеников.

*Всегда помни, что ты должен не проявлять свое красноречие, а суметь “разговаривать” своих учеников.

**“Не рисуйся” перед учениками своей ученостью.

***“Выставляй” не самого себя, а преподаваемый предмет.

****Ежедневно повторяй себе, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя.

*****Будь правдив с учениками. Если при преподавании или при исправлении работы сделаешь какую-нибудь ошибку, то признай ее тотчас и докажи ученикам, что истина стоит выше тебя. Это сделает тебе честь как человеку, учителю и воспитателю, а на юные души произведет незаметное, но самое благотворное влияние.

*Старайся пробудить в учениках интерес, и тогда не потребуется особенных усилий для поддержания дисциплины в классе.

**Не рассчитывай на быстрый успех. Не раздражайся, не будь нетерпеливым, не падай духом. Ищи причину недостаточного успеха, главным образом, в себе.

***Никогда не объявляй ученика неисправимым относительно нравственности или успешности.

****Сли во время урока ученик нарушает дисциплину, то не раздражайся, помни, что он ребенок. Попробуй “призвать к порядку” пристальным взглядом; только в том случае, если это окажется бесполезным, обратись к нему с замечанием.

*****Наказания, дозволенные законом, в твоем распоряжении. Однако последуй доброму совету – постарайся обходиться во время уроков вообще без всяких наказаний.

*Не задавай домашней работы ученикам вместе со звонком, следи за тем, чтобы каждый ученик правильно записывал в свой дневник домашнее задание.

**Если ты берешь на проверку письменные работы учеников, сразу же удостоверяйся в опрятности тетради; работы, выполненные неряшливо и небрежно, должны быть переписаны. На каждой письменной работе должна быть обозначена дата выполения.

***К письменным работам, задаваемым в классе, ученики должны быть тщательно подготовлены. Следи за тем, чтобы учащиеся не списывали друг у друга. Если работы учеников вызовут предположение, что один списал у другого, то главная вина – твоя.

****Тщательно проверяй работы учеников, обращая внимание на то, исправлены ли ошибки в предшествующей работе. Все замечания, которые ты делаешь, пиши ясно и отчетливо.



*****Возвращай работы ученикам всегда в срок.


Недостатки в работе начинающих учителей и способы их преодоления


Недостатки


Реакция учащихся

Способы преодоления

Неумение мобилизовать и поддерживать внимание учащихся

Затруднение в распределении внимания между всеми учащимися
Острая реакция на любое отклонение в поведении учащихся
Заигрывание”, стремление любыми средствами понравиться, неумение найти правильный тон в отношениях
Неумение концентрировать внимание учащихся на главном, выделять существенное в информации
Неумение формулировать цели обучения и воспитания учащихся на каждое занятие
Игнорирование (недооценка) самостоятельной работы учащихся


Невыразительность речи, неумение оттенять голосом более существенное в информации
Неумение опираться на коллектив учащихся

Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихся


Механическое перенесение чужого опыта в свою работу

Отсутствие дисциплины и работоспособности; учащиеся отвлекаются, шумят
Наличие “аритмии” при овладении знаниями

Неприязненное отношение к педагогу

Несерьёзное отношение к требованиям педагога, переходящее в неуважение

Перегрузка, потеря веры в возможности овладевать нужным объемом знаний

Пассивное отношение к восприятию информации

Потеря собственной инициативы и творчества, отсутствие целеустремленности и ответственности в учёбе
Безразличное отношение к информации педагога, вялость ума
Пассивное поведение отдельных учащихся

Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке


Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке

Увлекательный рассказ, активизация мышления, игра и т.п.


Обеспечение сопричастности между учащимися: вовлечение в коллективный поиск
Обеспечение доверия в условиях требовательности

Соблюдение меры требовательности в отношениях на основе постоянной обдуманности способов педагогического воздействия
Систематическая ориентация учащихся на выделение существенной информации (в учебнике, в рассказе педагога и т.п.)

Постоянное нацеливание на осмысление учащимися образовательных, воспитательных и познавательных задач
Чередование различных видов учебы
Тщательнейшее продумывание оттенков в голосе при изложении информации

Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей учащихся
Периодическая целенаправленная проверка степени осмысления учащимися заданий педагога, привлечение самих школьников к осмыслению объема домашнего задания
Творческое переосмысление методов обучения соответственно складывающимся ситуациям во время занятий



Психологическая атмосфера урока
Что такое психологический климат коллектива? Его можно определить как доминирующий компонент эмоциональных состояний, достаточно устойчивый эмоциональный настрой, пронизывающий всю систему деятельности, общения и отношения в коллективе.

Для психологически здорового коллектива свойственны высокая нравственная атмосфера, дружелюбие, чувство долга, ответственность, взаимная требовательность. В такой атмосфере легко работать и совершенствовать свои знания. Если в ученической группе сложился неблагоприятный психологический климат, то он отрицательно воздействует на группу, тормозит развитие коллектива и личности, находящейся в нем. Психологический климат на уроке проявляется в общем эмоционально насыщенном отношении учеников к происходящему. Благоприятная психологическая атмосфера в группе влияет на активность учащихся, их сознательное отношение к учёбе и общественной работе. Она во многом зависит от общения и воздействия педагога на учащихся.



Первый тип - конъюнктивный

Этот тип взаимоотношений проявляется в юморе, просьбах, похвале, одобрении, поощрении самостоятельности, однако он не исключает замечаний, упреков. Если после этих воздействий учащийся надолго замыкается, озлобляется, становится агрессивным и не хочет выполнять требуемое, значит, педагог должен использовать свой обычный арсенал средств: похвалить, найти повод согласиться. Общение не должно унижать достоинство обучаемого, каким бы он ни был и как бы плохо ни учился. Именно этот тип взаимоотношений ведёт к сотрудничеству. В основе его лежат взаимопомощь, солидарность и единство.



Второй тип - дизъюнктивный

В этом случае общение характеризуется антипатией, подозрительностью, холодностью, даже враждебностью. Учитель использует порицания, угрозы, окрики, насмешки, занижает оценку возможностей учащихся. Систематическое применение этих воздействий вызывает резкое недовольство деятельностью учителя, а его личность становится неприятной. Возникают частые обиды, конфликты, отвращение ко всему, что связано с личностью педагога.

Если между учителем и учащимися возникла эмоциональная глухота и образовалась коммуникативная пропасть, то часто даже позитивные воздействия вызывают негативный отклик. Тогда и похвала становится незначимой или неприятной. В такой ситуации педагогу предстоит многое сделать, чтобы отношения с учащимися стали более теплыми. Ему помогут откровенный разговор, беседы с родителями, друзьями.
Общаться с ребёнком. Как?
Человеку нужно:


  • чтобы его любили, понимали, признавали, уважали;

  • чтобы он был кому-то нужен и близок;

  • чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе;

  • чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Основной принцип общения с ребёнком - безусловное принятие. Безусловно принимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д. а просто так, просто за то, что он есть.



Правила общения с ребёнком.
1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит о помощи. Своим вмешательством вы будете сообщать ему: « С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

- возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать

ему самому;

- по мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.

3. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

4. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

5. Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

6. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите их от первого лица.

7. Не требуйте от ребёнка невозможного или трудновыполнимого.

8. Чтобы избежать лишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.

9. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.


Тактика педагога по отношению к детям,

занимающим неблагоприятное положение в коллективе


  • Откажитесь от частого подчеркивания способностей одних и недостатков других.

  • Откажитесь от прямого противопоставления ребят друг другу.

  • Не «пилите» и не ругайте ребят при всем классе.

  • Замечайте даже маленькие успехи слабых, но не подчеркивайте это как нечто неожиданное.

  • Постоянно подчёркивайте, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые человек совершает для других.

  • От класса к классу воспитывайте понимание того, что способность к хорошему учению – лишь одно из многочисленных свойств личности.

  • Чаще разговаривайте с замкнутыми и «неинтересными» ребятами, ведь положение школьников во многом подражательно, и когда они видят, что учитель говорит о чем-то с и одноклассником и учителю, они тоже начинают проявлять интерес к этому ребёнку.

  • Бережно относитесь к женской гордости и мужскому достоинству.

  • Все, что происходит с ребятами, принимайте всерьёз.

  • Внимательно относитесь ко всем внешним проявлениям личности ребят.

  • Изучайте свойства каждой личности отдельно и в соприкосновении с другими.

  • Определяйте мотивы поведения, выясняйте причины отклонений.

  • Изучайте родителей, их отношения.

  • Изучайте круг интересов ребёнка, выясняйте, чем он может быть интересен для других.

  • Учите ребят анализировать свои действия.


Как провести первое родительское собрание
Родительское собрание- это не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации.

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты, порекомендовать прочитать книги. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей.

Продумать оформление классной комнаты, это создает определенную настроенность родителей (оформить выставку, выпустить газету …)

Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться.

Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Безличный, дежурный монолог не дает возможности слушать и слышать друг друга, разные мнения, разный опыт.


Как быть хорошим классным руководителем.


  • Не будь назойливым, помни: у каждого свой мир интересов и увлечений, печалей и радостей.

  • Сохраняй спокойствие, пока не найдёшь правду!

  • Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребенок. Реши, что делать дальше.

  • Совершай добрые и хорошие поступки, дети учатся у нас!

  • Доставь ребёнку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви»

  • Дай ребёнку больше самостоятельности и права выбора.

  • Будь внимателен! Умерь свои ожидания. Дети - это вовсе не взрослые!

  • Избегай извинений!

  • Покори в себе гордыню! Признайся, что и ты чего-то не знаешь!

  • Не сравнивай себя с другими педагогами! Сравни себя сегодняшнего с собой вчерашним.


Деятельность классного руководителя.

Деятельность определяется его основными функциями:

1.Функция воспитания учащихся.

2. Функция социальной защиты ребёнка.

3.Организационная функция.

4.Развитие ученического самоуправления.

5.Диагностическая функция.

6.Функция планирования.


Как подготовить урок?


  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

    • четко определить и сформулировать для себя его тему;

    • определить место темы в учебном курсе;

    • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе

говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

    • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет

использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

  1. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для

учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.


  1. Спланировать учебный материал


Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;

  • воспроизведение;

  • применение знаний в новой ситуации;

  • применение знаний в незнакомой ситуации;

  • творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом “от простого к сложному”.

Составить три набора зданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  • задания, способствующие закреплению материала учеником.




  1. Продумать “изюминку” урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт. Нестандартный подход к уже известному.


5. Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.


При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех. Тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опрного конспекта.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Триединая цель урока
ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА - это заранее запрограммированный учителем результа

который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.


Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя, как мы уже

писали, три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремится учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо себя представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить.


Триединая цель урока – основа целесообразной деятельности на уроке не только

учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке. А реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.



ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

  1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других, значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!

  2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.

  3. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.

  4. Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

  5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.


РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стрнемиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсуюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
А. Развитие речи:

Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ – показатель интеллектуального и общего развития ученика.

В. Развитие мышления.

Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остаётся с человеком. Однако в таком виде не удет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.

С. Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

Д. Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и т.п.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

“Воспитывающее обучение” – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.


Всё о домашнем задании


  1. Выполнить Д.З. по заданному образцу.

  2. Самостоятельно изучите материал учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.

  3. Коллективное домашнее задание.

  4. Добровольно выбранные домашние задания.

  5. Карточки для слабых учащихся.

  6. На доске чертёж.

  7. Индивидуальные дополнительные задания.

  8. Необязательные самостоятельные работы,которые выбирают ученики для внеклассной работы.

  9. Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.


Дифференцированные домашние задания предлагаются детям в следующих случаях:

  • когда допущены пробелы при изучении темы с довольно сложными понятиями (работа в группах)

  • при подготовке к итоговым работам

  • при работе над ошибками в контрольных работах

  • сильным ученикам предлагаются задания на опережение для организации работы в группах над новым материалом.


Как провести самоанализ урока?

Класс:


Тема урока:

Тип урока и его структура:




  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…)

Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?

  1. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

  2. отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

  3. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

  4. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

  5. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?

  6. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.

  7. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

  8. Наметить перспективы своей деятельности.


Памятка для составления тематического плана
Общие вопросы плана:
1 – дата;

2 – номер урока по теме;

3 – тема урока;

4 – тип урока;

5 – триединая задача урока;

6 – методы обучения;

7 – повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся;

8 – виды контроля знаний и обратной связи;

9 – планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке.
Частные вопросы, решаемые на уроке:
1 – реализация воспитательного потенциала урока;

2 – осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой;

3 – дидактические средства урока;

4 – самостоятельная работа учащихся на уроке;

5 – методы закрепления пройденного на уроке;

6 – домашнее задание (репродуктивного характера и творческое)


Рекомендации:


  1. Продумать эффективное начало урока.

  2. Продумать опрос учащихся так, чтобы при этом отмечалось их сопричастность.

  3. Продумать объяснение нового материала так, чтобы полученные ранее знания стали базовыми для новых.

  4. Организовать домашнее задание так, чтобы при этом доминировала коллективная мысль и активность учащихся.


Рекомендации для работы с одаренными детьми


  1. Опираться на способности, которые проявляются в ребенке.

  2. Использовать интересы детей, потому что они вызывают желание работать.

  3. Постепенно расширять возможности детей.

  4. Развивать эмоциональные особенности детей в работе.

  5. Практиковать занятия творческого характера

  6. Целенаправленно подбирать методы работы с детьми


Как работать со слабоуспевающими учащимися
При проведении опроса:

- соблюдать доброжелательное отношение, снизить темп опроса, дать возможность таким ученикам дольше готовиться у доски, дать план ответа;

- использовать наводящие вопросы, которые помогут последовательно излагать материал;

- специально создавать ситуацию успеха при опросе слабоуспевающего ученика.



При изложении нового материала:

- чаще обращаться к слабоуспевающим ученикам с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

- привлекать учащихся в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий, помогающих уяснить суть объясняемого материала;

- чаще привлекать слабоуспевающих учеников к беседе в ходе проблемного изложения знаний, к формированию выводов и обобщений.



При организации самостоятельной работы:

- разделить сложные задания на дозы, подразделы, этапы;

- при оказании помощи слабоуспевающим в выполнении заданий начинать с наименьших доз помощи, постепенно конкретизируя ее; например, сначала просто указать аналогичное задание, выполняемое ранее, затем напомнить основной подход к его выполнению и лишь в случае невозможности и при такой помощи выполнить задание; указать более конкретные задания, правила, формулы, которые надо вспомнить для решения задачи;

- внимательно наблюдать за деятельностью школьника, выявлять типичные затруднения и ошибки в работе слабоуспевающих.



При организации самостоятельной работы дома:

- специально подбирать наиболее рациональную для слабых учащихся систему упражнений, а не механически увеличивать число однотипных заданий;

- более подробно объяснять порядок выполнения домашнего задания, предупреждая о возможных затруднениях в работе;

- давать карточки-инструкции для выполнения определенного вида заданий;

- давать задания по повторению пройденного материала, который требуется для усвоения новой темы;
Меры по предотвращению неуспеваемости


  1. Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявить образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.




  1. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.




  1. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий интерес к учению.



Программа работы со слабоуспевающими учащимися


Вид работы

Когда?


Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития. Регулярно устанавливать, как учащийся осваивает предмет, фиксировать результаты, диагностировать

Для предотвращения отставания в умственном развитии, для своевременного усвоения предмета

1. Создание микроклимата в классе.

2. Алгоритмизация действий

3. Предотвращение пробелов в знаниях, связанных с пропусками.

4. Удержание интереса.

5. Формирование мотивации к обучению.


1. Контрольная карта.

2. Включать в работу (фронтальный опрос).

3. Работа в группах, подготовительные консультации, уроки коррекции знаний.

4. Опорные конспекты.

5. Памятки по предметам.

6. Карточки, работа в парах

Внеурочная деятельность

При возникновении затруднений:

- в изучении нового

материала

- при выявлении

пробелов в

знаниях


Для:

1. Повышения уровня знаний.

2. Ликвидации выявленных пробелов в знаниях.

3. Формирования мотивации, интереса к учёбе.



Индивидуально-личностный подход в работе с данной категорией учащихся

1. Индивидуальные и групповые консультации.

2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки, инструкции, помощь сильного ученика).

3. Участие в предметных кружках.

4. Творческие задания

Воспитательная работа

Регулярно опираясь на контроль со стороны учителей-предметников

1. Формирование личности школьника.

2. Формирование мотивации, интереса к учёбе



1. Индивидуально-личностный подход.

2. Создание культурной среды.



1. Вовлечение в кружки, турпоходы, КТД

2. Проведение классных часов.

3. Создание предметно-пространственной среды школы, отвечающей воспитательным задачам.

4. Опора на хобби.

Работа с родителями

При отставании в учёбе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий. Работа ведётся регулярно: строго отведены часы, индивидуальный график, несоответствующая обстановка в классе и семье.

Оказание профессионально-педагогической помощи родителям. Установление единых требований к знаниям учащихся.

Формирование и согласованность внутренних и внешних мотивов. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

Создание в школе постоянно действующего семинара для учителей. Объяснение требований родителям. Педагогические просвещения для родителей. Коррекционная работа с родителями. Индивидуальная работа.


Работа со школьной документацией
Классный журнал:

  1. Расписание уроков пишется с маленькой буквы, без сокращений

  2. Факультативы в расписание уроков не пишутся.

  3. Фамилия, имя и отчество учителя пишется полностью.

  4. На правой стороне записывается тема, которая изучается на уроке, не ставится точка.

  5. Тема урока и домашнее задание записывается с большой буквы.

  6. Домашнее задание записывается только обязательное (минимальное).

  7. Оценки за контрольную работу выставляются в графу в соответствии с датой ее проведения.

  8. Первый урок каждой четверти, оценки за четверть записываются без пропуска клеточки.

  9. Выставлять оценки и поведение в сводную ведомость в конце журнала.


Дневник

  1. Титульный лист заполняется в родительном падеже, записывается расписание уроков.

  2. Название учебных предметов пишется с маленькой буквы.

  3. Домашнее задание и название месяцев записываются с малой буквы.


Тетради

  1. При оформлении тетрадей, надо указать, для чего предназначена тетрадь, класс, название школы, фамилия и имя ученика в родительном падеже.

  2. Писать только шариковой ручкой с синей пастой.

  3. Чертежи, схемы, таблицы выполняются карандашом.

  4. Правильно писать число, форму работы в зависимости от предмета.

  5. Следить за тем, сколько клеток или линеек надо отступать от каждого задания.


Личные дела

  1. Для каждого ученика заводится личное дело, в котором заполняется титульный лист и для его ведения нужны следующие документы:

- копия свидетельства о рождении;

- медицинская справка о здоровье ребенка;



- заявление родителей о приеме в школу.

  1. После окончания каждого класса выставлять годовые оценки, поведение


Список используемой литературы


  1. Н.С.Криволан «Деятельность классного руководителя»

  2. Журнал «Классный руководитель» № 5 2006г.

  3. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога М. «Вако» 2005

  4. Кухарев Н.В. Педагог-мастер. Педагог-исследователь, 2003

  5. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М. Образовательный центр «Педагогический Поиск» 1999г.

  6. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. М: Центр «Педагогический Поиск» 2002г.

  7. Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. 2002г.

  8. Ромадина Л.П. «Справочник завуча» 2002г.

  9. Інструкцыя аб парадку фарміравання культуры вуснага і пісьмовага маўлення ў агульнаадукацыйных установах РБ 2010г.


страница 1

Смотрите также: