Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Содержание и организация методической работы с учителями русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году
Чехлова Т.Ф., методист высшей категории

управления учебно-методической работы

Государственного учреждения образования

«Академия последипломного образования»


Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Действующее законодательство Республики Беларусь и нормативные правовые документы обеспечивают государственную поддержку каждому педагогическому и руководящему работнику образования в повышении квалификации не реже, чем один раз в пять лет. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие повышения квалификации. Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

Повышение квалификации помогает педагогу избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.



Целью методической работы является модернизация профессиональных знаний и умений педагогов, формирование их творческого потенциала и, в конечном счете, - подъём эффективности и качества педагогического процесса.

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.

Аттестация остается одним из важных, эффективных направлений повышения профессионального мастерства педагогов. Это процесс, стимулирующий творчество учителя.

Особенностью организации методической работы с учителями русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году является подготовка и организация аттестации учителей в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования) (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101).

Для организации методической работы с учителями русского языка и литературы (на уровне района, области) в 2013/14 учебном году предлагаем общую тему «Совершенствование образовательного процесса по русскому языку и литературе через повышение профессионального мастерства педагогов».
Основными направлениями деятельности методической деятельности с педагогами в 2013/2014 учебном году являются:


  • актуализация и углубление предметных знаний педагогов;

  • совершенствование педагогической техники учителя;

  • подготовка педагогов к аттестации.

На августовских предметных секциях учителей русского языка и литературы предлагается рассмотреть следующие вопросы:

1. Особенности нормативного правового обеспечения образовательного процесса по русскому языку и литературе в 2012/2013 учебном году.

2. Учебно-методические комплексы по русскому языку и литературе, электронные образовательные ресурсы, новые издания для педагогов и учащихся.

3. Результаты мониторинга учебного процесса по русскому языку, проводимого управлением мониторинга качества образования НМУ «Национальный институт образования», экзаменов, контрольных срезов, смотров, выступлений учащихся на интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах.

4. Организация работы методической сети учителей русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году: планирование работы районных методических объединений и других методических формирований, согласование тематики и сроков подготовки материалов.

5. Повышение профессионального мастерства педагогов в условиях аттестации педагогических кадров.

В течение года рекомендуется провести 4 заседания методического объединения учителей русского языка и литературы, организовать работу других методических формирований: творческих и проблемных групп, школ совершенствования педагогического мастерства, передового педагогического опыта и молодых педагогов.

Для учителей, проходящих аттестацию в текущем учебном году, предлагаем провести обучающие курсы (тематические семинары) по следующим темам:

1. Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога (для учителей без категории и второй квалификационной категории). (Примерная программа обучающих курсов (тематического семинара) по самообразованию педагогов).

2. Обобщение, описание и представление опыта собственной педагогической деятельности (для учителей первой и высшей квалификационной категории). (Примерная программа обучающих курсов (тематического семинара) по обобщению опыта педагогов).

В целях повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» планирует проведение следующих мероприятий:

1. 21 октября – 1 ноября 2013 года – повышение квалификации «Содержательно-технологическое обеспечение качества образовательного процесса по русскому языку и литературе» для учителей русского языка и литературы гимназий, лицеев, УПК, школ.

2. 17-21 февраля 2014 года – повышение квалификации «Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе аттестации» для учителей русского языка и литературы первой и высшей квалификационной категории гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов

3. 17-29 ноября 2014 года – повышение квалификации «Содержательно-технологическое обеспечение качества образовательного процесса по русскому языку и литературе» для учителей русского языка и литературы гимназий, лицеев, УПК, школ.

4. 5-6 ноября 2013 года – тематический семинар для методистов ИРО, учителей русского языка и литературы «Приемы коррекции орфографических, пунктуационных и речевых навыков в старших классах (9-11 кл.)».

5. 29 ноября 2013 года – республиканский конкурс для учителей русского языка и литературы «Лучший видеоурок русского языка и литературы».

6. 2-4 апреля 2014 года – обучающие курсы (семинар-практикум) для членов республиканской творческой группы учителей русского языка и литературы «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и русской литературы».

7. 16 мая 2014 года – семинар-совещание «Планирование деятельности учреждений дополнительного образования взрослых по организации методической работы с учителями русского языка и русской литературы».

8. 27-29 января 2014 года – обучающие курсы (тематический семинар) «Система подготовки учащихся к централизованному тестированию по русскому языку (из опыта работы Кушнерёвой Л.А., Чепелевой Г.М.)».

9. 26-28 марта 2014 года – обучающие курсы (тематический семинар) «Современный урок русской литературы: подходы, технологии, методы (из опыта работы Кукушкиной Т.В., Кушнерёвой Л.А.)».
Рекомендуемые темы для работы методических формирований учителей русского языка и литературы на 2013/2014 учебный год:

1. Моделирование современного урока русского языка и литературы на основе сочетания различных методов обучения и самостоятельной работы учащихся.

2. Система работы учителя-словесника по развитию языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

3. Рефлексивно-оценочный компонент учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (примерная программа прилагается).

4. Контрольно-оценочная деятельность учителя русского языка и литературы как фактор повышения качества образования по предмету.

5. Предметная и методическая грамотность как важнейшие составляющие профессиональной компетентности учителя-словесника.

6. Представление эффективного опыта преподавания одной или нескольких тем по русскому языку из ниже указанных: «Словообразование», «Культура речи» (на выбор участников методического формирования, методистов Р(Г)УМК) (примерная программа прилагается).
Приложение 1

Материалы в помощь учителю, методисту

Требования к учителю русского языка и литературы, аттестуемому на получение или подтверждение высшей категории
Квалификационные требования к учителю русского языка и литературы высшей категории:


  • высокий уровень научно-теоретической подготовки в вопросах содержания, теории и методики преподавания предметов;

  • способность к исследовательской деятельности, включающая умение видеть проблемы и противоречия педагогической ситуации и находить пути их разрешения;

  • владение методами педагогического (методического) исследования; умение прогнозировать и оценивать его результативность;

  • умение проектировать свою деятельность в новых условиях;

  • владение системой современных педагогических методов и технологий;

  • умение моделировать занятия, программы факультативных занятий, дидактические системы, УМК и т. д.;

  • высокая результативность образовательного процесса по предметам и учебного труда учащихся;

  • обеспечение формирования ключевых компетенций учащихся на основе специальных и общеучебных умений и навыков;

  • умение обучать учащихся приемам самостоятельной и кооперативной учебной деятельности, поиску необходимой информации.

Учитель русского языка и литературы, претендующий на присвоение высшей квалификационной категории,



должен знать:

- содержание и проблемы языкового и литературного образования;

- требования программ общего среднего образования по предметам «Русский язык» и «Русская литература»;

- содержание образовательных программ по предметам (русский язык и литература);

- требования к уровню подготовки учащихся учреждений общего среднего образования по русскому языку и литературе;

- критерии 10-балльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся;

- дидактические подходы к содержанию и методике преподавания русского языка и литературы в учреждениях общего среднего образования на второй и третьей ступени;

- специфические особенности преподавания предметов;

- современные педагогические технологии, методики и средства обучения;

- влияние личностно ориентированного подхода на содержание обучения, выбор приемов, техник обучения;

- приемы стимулирования и контроля, взаимо- и самоконтроля деятельности учащихся.

Должен уметь:

- грамотно отбирать материал и логически выстраивать разнообразные задания в соответствии с поставленными целями и задачами;

- варьировать формы работы на уроке;

- грамотно, критически и конструктивно провести самоанализ урока, т.е. обладать способностью к рефлексивной деятельности;

- анализировать действующие УМК по предметам, материалы по методике преподавания;

- вести исследовательскую работу;

- грамотно использовать разнообразные технические средства обучения, применять информационные технологии обучения;

- находить нужную информацию с помощью различных источников, включая, в том числе, и современные мультимедийные средства, Интернет-ресурсы; определять степень ее достоверности и новизны, сохранять и использовать для решения широкого спектра задач, адаптировать ее к образовательному процессу;

- организовать самостоятельную исследовательскую и проектную работу учащихся;

- отбирать необходимый теоретический и практический материал для использования его с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;

- владеть разнообразными приемами мониторинга учебного процесса.

Результативность работы учителя русского языка и литературы, претендующего на получение высшей квалификационной категории, составляют следующие критерии:


  • уровень качества обучения и обученности учащихся;

  • участие в районных, областных и республиканских олимпиадах в межаттестационный период;

  • участие в научно-практических конференциях, конкурсах, проектах и т. д.;

  • наличие авторских методических разработок, программ, печатных публикаций;

  • предоставление опыта работы для обсуждения, распространения и обобщения на уровне области;

  • разработка методических рекомендаций с опорой на собственный опыт.


Приложение 2

Примерная образовательная программа обучения для методических формирований учителей

Тема: Рефлексивно-оценочный компонент учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы второй и первой категорий, участники школ молодого учителя и совершенствования педагогического мастерства.

Цель: совершенствовать профессиональные навыки педагогов по рефлексии и оценке результатов учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы, использованию оценочного компонента языковых и литературных знаний учащихся.

Предполагаемые результаты: в результате освоения данной образовательной программы учителя-словесники смогут на практике применять умения по рефлексии приобретенных знаний учащимися в процессе учебно-познавательной деятельности, отработать знания и умения контрольно-диагностической и рефлексивно-оценочной функций педагога.

Формы организации занятий: теоретические и практические занятия в рамках школы молодого учителя (ШМУ) или школы совершенствования педагогического мастерства (ШСПМ).

Основное содержание

Постановка образовательных целей и задач уроков русского языка и литературы на основе концептуальных направлений школьного языкового и литературного образования. Выделение ведущих идей, реализуемых в выбранной теме. Определение главных языковых и литературных понятий темы и ее связи с другими темами курса. Определение опорных знаний и умений учащихся, формируемых на данном учебном материале. Целеполагание с точки зрения целей и задач учителя и целей обучающихся (знаниево-деятельностный компонент: что учащиеся будут знать, уметь, чем владеть на «выходе», по окончанию изучения темы, раздела и т.д.). Формирование и отработка умений правильной постановки триединой дидактической цели урока (занятия). Формулирование и реализация целей и задач личностного развития учащихся при изучении материала урока, темы. Определение эффективных методов и приемов преподавания на основе поставленных целей и задач. Организация деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: формы и их сочетание в образовательном процессе. Управление деятельностью учащихся (деятельностный компонент языковых, литературных знаний). Подбор оптимальных средств обучения. Применение 10-балльной системы при оценке результатов учебной деятельности учащихся по русскому языку и литературе. Обучение педагогов приемам и методам рефлексии на уроках русского языка и литературы. Формирование оценочных знаний и умений учащихся. Организация обратной связи, оценки и самооценки учащихся.



План проведения:

Научно-методический блок – обсуждение основных подходов к моделированию уроков русского языка и литературы с использованием контрольно-диагностического, рефлексивно-оценочного этапа.

Учебно-методический блок – просмотр видеоуроков, посещение открытых уроков с последующим анализом его этапов с точки зрения достижения поставленных целей и задач, выполнения его основных функций и этапов.

Практический блок – разработка и проведение уроков русского языка и литературы с обучением педагогов приемам и методам рефлексии, обратной связи.

Приложение 3

Примерная образовательная программа

для методических формирований учителей русского языка и литературы (школы совершенствования педагогического мастерства)

Тема: Представление эффективного опыта преподавания одной или нескольких тем по русскому языку из ниже указанных: «Словообразование», «Культура речи» (на выбор участников методического формирования, методистов Р(Г)УМК).

Целевая аудитория: участники школы совершенствования педагогического мастерства – учителя русского языка и литературы второй и первой категорий.

Цель: освоить оптимальные методы и приемы преподавания отдельных (на выбор участников) тем по русскому языку и литературе.

Задачи: определение целевых установок изучения данных тем; выделение оптимального объема содержания учебного материала и ведущих языковых (литературных) понятий; определение причин учебных затруднений учащихся при изучении отдельных (определенных по выбору) тем.

Предполагаемые результаты: в результате освоения данной программы учителя второй и первой категорий приобретут навык планирования и организации эффективного образовательного процесса по предметам (русский язык и литература).

Формы организации занятий: открытые уроки, практические занятия.

Основное содержание

Анализ программных требований к результатам изучения определенной участниками методического формирования темы. Определение ведущих понятий темы, учебных умений и навыков учащихся. Определение и отработка трудных вопросов содержания данной темы. Изучение содержания рекомендованных примерных вопросов и заданий, контрольно-измерительных материалов, тестов централизованного тестирования по данной теме. Демонстрация и анализ эффективных приемов, методов, средств преподавания данных тем, организации учебной деятельности учащихся. Подходы к систематизации и обобщению знаний по теме. Определение связи темы с другими темами курсов русского языка, русской литературы, внутрипредметных и межпредметных связей. Мировоззренческое значение материала, его практическая значимость. Возможности реализации задач личностного развития на материале одной или нескольких выбранных тем.



План проведения:

  1. Анкетирование педагогов. Определение одной или нескольких учебных тем для изучения в школе совершенствования педагогического мастерства. Определение затруднений в преподавании выбранных тем и трудностей в изучении их учащимися.

  2. Практическая работа – изучение программных требований к результатам освоения выбранной темы (тем).

  3. Посещение и анализ уроков по теме.

  4. Ознакомление с педагогическим опытом преподавания темы (тем) (подбор и изучение научных литературных источников, методических разработок в научно-методических журналах и др. литературе, представление опыта педагогов района).

  5. Демонстрация освоенных умений на практике – разработка и проведение открытых уроков участниками школы совершенствования педагогического мастерства.


Материалы в помощь методисту

Тестовые задания для определения затруднений учителей-словесников в теоретическом материале изучаемых тем

Представляем практические задания в виде тестов по разделам современного русского литературного языка «Словообразование» и «Культура речи».


1. Укажите, в какой группе все слова имеют нулевое окончание.

1. Сдам, каравай, волчий, осенний, некто.

2. Музей, аллей, лисий, подвал, гений.

3. Стремление, князей, изучив, чем-либо.

4. Свой, участие, герой, съем, кем-либо.

5. Быстро, два, семеро, нельзя, около.


2. Отметьте номера ошибочных суждений. Возможно несколько правильных

ответов.

I. 1. Окончание находится только в конце слова.

2. Омонимичных окончаний в русском языке гораздо больше, чем окончаний-синонимов.

3. Окончания в русском языке могут быть материально выраженными и нулевыми.

4. В слове не может быть больше одного окончания.



II. 1. Окончание в русском языке, как правило, совмещает формо- и словообразующие функции.

2. Нулевое окончание не выражает никакого значения.

3. В существительных типа кума, супруга значение "женскости" выражается с помощью окончания -а.
3. Какое из слов равно основе.

I. Бараний, здесь, лес, край, нёс.

II. Стриг, амплуа, волчий, соловей, мышь.

III. Певец, красив, вуаль, вчера, облако.

IY. Стремление, музей, князей, чем-либо, подумав.
4. Найдите слово, имеющее следующий морфемный состав: приставка,

корень, суффикс, суффикс, окончание.

І. 1.Обижаться

2.Обливка

3.Обкатка

4.Овчинка

5.Овинный

II.1. Пятаковый

2. Пылевидный

3. Разрисовка

4. Разрубка

5.Сговорчивый
5. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

1) Тесный теснить притеснить ... притеснительница;

2) шнур шнуровать зашнуровать ... зашнуровывание;

3) страховать перестраховать ... перестраховочный.


6. Объедините слова в словообразовательные цепочки.

Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.


7. Производящее и производное слова правильно объединены в парах:

1) богатый → разбогатеть;

2) жизнь→ жизненный;

3) цвет→ бесцветный;

4) ежиха→ ежонок;

5) валить→ развалиться.


8. Из приведенных рядов однокоренных слов выберите производящие для производных слов.

Обогреватель – греть, обогреть, обогревательный, обогревать, обогрев, обогреваться;

загустелый – загустение, густеть, загустеть, густой, сгустить;

двойственность – двойственно, двойной, двоякий, двойственный, двоиться.


9. Определите способы образования сложных слов:

долгоиграющий, белоснежный, лесостепь, пароходство, чистосердечный, быстрорастворимый, железобетонный, сухофрукты.


10. Охарактеризуйте способ образования сложных слов:

автоколонна, агротехника, аэровокзал, белоснежный, биосфера, геофизика, гипотония, головокружительный, земледелие, зооферма, кинозритель, лесопарк.


11. Укажите способ образования сложносокращенных слов:

автоответчик, АТС, ВДНХ, детсад, драмкружок, зарплата, КамАЗ, НИИ, ООН, профсоюз, турбаза.


12. Найдите в тексте производные и непроизводные слова. От каких слов

возможно образование словообразовательных пар, рядов, цепей? Приве-

дите примеры.

В середине осени, в конце сентября, в октябре, устанавливается иногда

удивительная погода. Безветренно. Утром выпадает на траву холодная, об-

ожигающая ноги роса или даже белые хрустящие утренники. Каждая травин-

ка, каждый упавший на землю лист, каждая соломинка, каждая паутинка,

протянутая там и сям, - все обсыпано сахарной пудрой. Но небо чисто, оно

такого глубокого синего цвета, какого не увидишь в летнюю жаркую пору.

Солнце начинает пригревать в синем безветрии, и вскоре там, где хрустел

под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Особенно красива в это время обсыпанная росой паутина.

(По В. Солоухину).
13. Выделите слова, связанные отношениями производности, и выстройте

словообразовательные цепи от начала и до конца.

1) домашний, домишко, домовитость, одомашнить, одомашнивание,

одомашнивать, домовитый, бездомность, бездомный, дом;

2) глубина, глубинный, углубить, сверхглубинный, углубление;

3) грузить, перегрузка, перегрузить, перегруженность, перегруженный,

груз.
14. Определите, по какой модели, как и на базе чего образованы приведенные ниже индивидуально-авторские неологизмы.

Я опьянен, я очарован. Короче - я огончарован (Пушкин); громокипящий

(Тютчев); тарел (Вознесенский); головотяп (Салтыков-Щедрин); нимф (Ильф и Петров), ботин, глинчики, стрекозодром (Усачев).


15. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?

1) писатель, циркач, предыстория;

2) глупыш, свежесть, ежевечерний;

3) куда-либо, кое-как, заборчик;

4) силач, вредитель, лисий.
16. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

1) развесёлый, дошить, подоконник;

2) утомление, прескверный, сыграть;

3) подполковник, накрепко, пригород;

4) сочувствие, слева, забежать;
17. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) бездонный, всмотреться, переувлажнить;

2) разбежаться, контратака, израсходовать;

3) докрасна, по-русски, подснежник;

4) нахлебник, сверхинтересный, подземный.
18. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) удар, сушь, час;

2) насыпь, загар, выходка;

3) ширь, чернь, безбилетник;

4) просека, отказ, дичь.
19. В каком ряду все слова образованы способом сложения?

1) тёмно-синий, углекоп, оргстекло, навсегда;

2) дымоход, спецмашина, умалишённый, сегодня;

3) пылесос, предгрозовой, сенокосилка, сейчас;

4) сверхмощный, хлебозавод, сорвиголова, сталевар.
20. В каком ряду все слова являются сложносокращёнными?

1) ООН, ЦСКА, профком, белозубый;

2) главк, ТЮЗ, спецназ, нелегал;

3) БГУ, РБ, вуз, местком;

4) АПО, светотень, СНГ, юрфак.
21. В каком из предложений нет слова, образованного способом перехода из одной части речи в другую?

1) По улице шел военный.

2) Ученик решил пример путём подстановки.

3) Школьная столовая закрылась на ремонт.

4) Из окна были видны белые облака.
22. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке сказать — предсказать — ... — предсказательница?

1) сказание;

2) предсказывать;

3) предсказатель;

4) предсказывание.
23. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке пустой — пустыня — ... — пустынно?

1) опустошить

2) пустота

3) пустырь

4) пустынный
24.В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) томить — утомить — утомительный — утомительно

2) сухой — сушить — осушить — осушение

3) холод — холодный — холодноватый — холодноватость

4) чистый — чистить — расчистка — расчистить.


  1. Устраните нарушения норм русского литературного языка.

  1. Администрация обещает ликвидировать задолженность по зарплате к 15 декабрю.

  2. Выросло целое поколение, для которых война – история.

  3. Мой взгляд задержался на заявлении отца, подшитого к делу.

  4. Мужчины у обелиска преклоняют голову.

  5. Это произведение Гоголя ценили не только его современники, но и предшественники.

  1. Какие нормы русского литературного языка нарушены в предложениях? Найдите ошибки и исправьте их.

  1. Путешественники изумились необычным видом гор.

  2. Командующий войск военного округа принимает парад, посвященный Дню Победы.

  3. Сейчас курирует студенческими отрядами.

  4. Володей обуревала жажда деятельности.

  5. Пришлось выслушать несправедливые, оскорбительные его достоинству слова.

27. Правильно ли употреблены фразеологизмы? Исправьте ошибки там, где они есть.

  1. Это злодею не сойдет с руки!

  2. У меня к вечеру от усталости просто руки чешутся.

  3. Поговаривали, будто обитатели странного дома были нечисты руками.

  4. Вскоре старик прибрал к рукам все хозяйство сыновей.

  5. Не понимая, что происходит на сцене, зрители только растерянно разводили руки.

  6. У него стенгазету к празднику нарисовать руки не дрогнут.




  1. Определите, какое слово является «лишним» по произношению. Подчеркните его.

а) афера, маневры, опека, житие;

б) термин, тест, музей, пресса;

в) скучно, конечно, гречневый, нарочно.


  1. Составьте и запишите словосочетания, выбрав подходящий по смыслу пароним.

  1. (воинственный, воинствующий) человек;________________________________

  2. (призывный, призывной) крик;_________________________________________

  3. (нетерпимое, нестерпимое) условие;_____________________________________

  4. (дефективный, дефектный) прибор;______________________________________

  5. (терпеливость, терпимость) к недостаткам;________________________________

(горный, гористый) инженер


  1. Устраните нарушения норм русского литературного языка.

  1. Композиция туркменских сказок имеет много общего с европейскими сказками.

  2. Это нормальный парламентский процесс, это внутренняя разборка внутри Думы.

  3. Фирменное блюдо ехидны – муравьи, термиты.

  4. Гараж построили в полутораста метров от дома.

  5. Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.


31. Ударение поставлено правильно во всех словах:

  1. дрем`ота, к`ухонный;

  2. на стен`е, на стен`у;

  3. он скр`омен, она скр`омна;

  4. отч`асти, давн`ишний;

  5. ободр`ить, ободр`ив;


32. Ударение поставлено правильно во всех словах:

  1. счастл`ивейший, дон`изу;

  2. аранж`ировать, стол`яр;

  3. ос`ока, в ос`оку;

  4. распо`ясаться, распояс`авшись;

  5. он г`ибок, она г`ибка;


33. Под ударением произносится [o] в словах:

  1. блеклый;

  2. всплеск;

  3. одноименный;

  4. подоплека;

  5. повторенный;


34. Буквосочетание чн произносится как [чн] в словах:

  1. конечный;

  2. горчичник;

  3. суточный;

  4. скучно;

  5. сказочник;


35. Перед буквой е согласный произносится твердо:

  1. альтернатива;

  2. бенефис;

  3. дисплей;

  4. интервью;

  5. корректный;


36. Буква с обозначает звук [з] в слове:

  1. паства;

  2. голос;

  3. песенный;

  4. косьба;


37. Количество звуков и букв совпадает в словах:

  1. расчет;

  2. скоростной;

  3. праздник;

  4. искусный;

  5. фонарщик;


38. Мягкий знак смягчает предыдущий согласный в словах:

  1. кольцо;

  2. кухонь;

  3. мощь;

  4. письмо;

  5. отрежьте;


39. Речевая норма не нарушена:

1. Имидж и целенаправленно формируемый образ являются важными факторами победы на выборах.

2. Отец считал, что сила заключается не в деньгах, а в знании: деньги и украсть могут, а вот знания всегда с человеком остаются.

3. Народ терпел двойственный гнет.

4. Дипломанты конкурса студенческих работ получили денежную премию.

5. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.


40. Речевая норма нарушена:

1. Это стихотворение написано хореем.

2. Попробуйте яблоневый джем, я сама готовила.

3. Судить о людях по первому впечатлению не всегда разумно.

4. Он смотрел глазами, но подойти не решался.

5. Вам что говори, что не говори - как об стенку горох.


41. Речевая норма нарушена:

  1. Мы решили поставить концерт в честь великого праздника Победы.

  2. Мы уделяем большое значение эстетическому воспитанию детей.

  3. На этой картинке изображены дети, которые поднимаются по подъёму в гору.

  4. На совещании будем обсуждать новый подход в изучении данного явления.

  5. Предложен новый эффективный способ обработки сырья.


42. Речевая норма не нарушена:

  1. Мы решили поставить концерт в честь великого праздника Победы.

  2. Мы уделяем большое значение эстетическому воспитанию детей.

  3. На этой картинке изображены дети, которые поднимаются по подъёму в гору.

  4. На совещании будем обсуждать методы исследования данного явления.

  5. Предложен новый эффективный способ обработки сырья.



Литература

1. Виноградов, В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и

лексикологии / В. В. Виноградов // Исследование по русской грамматике: Избранные труды. – М., 1975.

2. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка / Т. Ф. Ефремов. - М. : Астрель, 2005.

3. Потиха, З. А. Школьный словарь строения слов русского языка / З. А. Потиха. – М., 1999.

4. Потиха, З. А. Современное русское словообразование / З. А. Потиха. –

М., 1970.

5. Русецкий, В. Ф. Культура речи, 10 класс : пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / В. Ф. Русецкий.– Минск : Народная асвета, 2010.

6. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. / А. Н. Тихонов. – М. : Русский язык, 1990.

7. Тихонов, А. Н. Морфемно-орфографический словарь / А. Н. Тихонов. – М., 2002.



8. Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А. М. Бордович, М. М. Круталевич; под ред. А .М. Бордовича. – Минск : «Аверсэв», 2011.






страница 1

Смотрите также: