страница 1 Содержание и организация методической работы с учителями русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году
Чехлова Т.Ф., методист высшей категории
управления учебно-методической работы
Государственного учреждения образования
«Академия последипломного образования»
Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.
Действующее законодательство Республики Беларусь и нормативные правовые документы обеспечивают государственную поддержку каждому педагогическому и руководящему работнику образования в повышении квалификации не реже, чем один раз в пять лет. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие повышения квалификации. Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.
Повышение квалификации помогает педагогу избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.
Целью методической работы является модернизация профессиональных знаний и умений педагогов, формирование их творческого потенциала и, в конечном счете, - подъём эффективности и качества педагогического процесса.
Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.
Аттестация остается одним из важных, эффективных направлений повышения профессионального мастерства педагогов. Это процесс, стимулирующий творчество учителя.
Особенностью организации методической работы с учителями русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году является подготовка и организация аттестации учителей в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования) (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101).
Для организации методической работы с учителями русского языка и литературы (на уровне района, области) в 2013/14 учебном году предлагаем общую тему «Совершенствование образовательного процесса по русскому языку и литературе через повышение профессионального мастерства педагогов».
Основными направлениями деятельности методической деятельности с педагогами в 2013/2014 учебном году являются:
-
актуализация и углубление предметных знаний педагогов;
-
совершенствование педагогической техники учителя;
-
подготовка педагогов к аттестации.
На августовских предметных секциях учителей русского языка и литературы предлагается рассмотреть следующие вопросы:
1. Особенности нормативного правового обеспечения образовательного процесса по русскому языку и литературе в 2012/2013 учебном году.
2. Учебно-методические комплексы по русскому языку и литературе, электронные образовательные ресурсы, новые издания для педагогов и учащихся.
3. Результаты мониторинга учебного процесса по русскому языку, проводимого управлением мониторинга качества образования НМУ «Национальный институт образования», экзаменов, контрольных срезов, смотров, выступлений учащихся на интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах.
4. Организация работы методической сети учителей русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году: планирование работы районных методических объединений и других методических формирований, согласование тематики и сроков подготовки материалов.
5. Повышение профессионального мастерства педагогов в условиях аттестации педагогических кадров.
В течение года рекомендуется провести 4 заседания методического объединения учителей русского языка и литературы, организовать работу других методических формирований: творческих и проблемных групп, школ совершенствования педагогического мастерства, передового педагогического опыта и молодых педагогов.
Для учителей, проходящих аттестацию в текущем учебном году, предлагаем провести обучающие курсы (тематические семинары) по следующим темам:
1. Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога (для учителей без категории и второй квалификационной категории). (Примерная программа обучающих курсов (тематического семинара) по самообразованию педагогов).
2. Обобщение, описание и представление опыта собственной педагогической деятельности (для учителей первой и высшей квалификационной категории). (Примерная программа обучающих курсов (тематического семинара) по обобщению опыта педагогов).
В целях повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» планирует проведение следующих мероприятий:
1. 21 октября – 1 ноября 2013 года – повышение квалификации «Содержательно-технологическое обеспечение качества образовательного процесса по русскому языку и литературе» для учителей русского языка и литературы гимназий, лицеев, УПК, школ.
2. 17-21 февраля 2014 года – повышение квалификации «Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе аттестации» для учителей русского языка и литературы первой и высшей квалификационной категории гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов
3. 17-29 ноября 2014 года – повышение квалификации «Содержательно-технологическое обеспечение качества образовательного процесса по русскому языку и литературе» для учителей русского языка и литературы гимназий, лицеев, УПК, школ.
4. 5-6 ноября 2013 года – тематический семинар для методистов ИРО, учителей русского языка и литературы «Приемы коррекции орфографических, пунктуационных и речевых навыков в старших классах (9-11 кл.)».
5. 29 ноября 2013 года – республиканский конкурс для учителей русского языка и литературы «Лучший видеоурок русского языка и литературы».
6. 2-4 апреля 2014 года – обучающие курсы (семинар-практикум) для членов республиканской творческой группы учителей русского языка и литературы «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и русской литературы».
7. 16 мая 2014 года – семинар-совещание «Планирование деятельности учреждений дополнительного образования взрослых по организации методической работы с учителями русского языка и русской литературы».
8. 27-29 января 2014 года – обучающие курсы (тематический семинар) «Система подготовки учащихся к централизованному тестированию по русскому языку (из опыта работы Кушнерёвой Л.А., Чепелевой Г.М.)».
9. 26-28 марта 2014 года – обучающие курсы (тематический семинар) «Современный урок русской литературы: подходы, технологии, методы (из опыта работы Кукушкиной Т.В., Кушнерёвой Л.А.)».
Рекомендуемые темы для работы методических формирований учителей русского языка и литературы на 2013/2014 учебный год:
1. Моделирование современного урока русского языка и литературы на основе сочетания различных методов обучения и самостоятельной работы учащихся.
2. Система работы учителя-словесника по развитию языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.
3. Рефлексивно-оценочный компонент учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (примерная программа прилагается).
4. Контрольно-оценочная деятельность учителя русского языка и литературы как фактор повышения качества образования по предмету.
5. Предметная и методическая грамотность как важнейшие составляющие профессиональной компетентности учителя-словесника.
6. Представление эффективного опыта преподавания одной или нескольких тем по русскому языку из ниже указанных: «Словообразование», «Культура речи» (на выбор участников методического формирования, методистов Р(Г)УМК) (примерная программа прилагается).
Приложение 1
Материалы в помощь учителю, методисту
Требования к учителю русского языка и литературы, аттестуемому на получение или подтверждение высшей категории
Квалификационные требования к учителю русского языка и литературы высшей категории:
-
высокий уровень научно-теоретической подготовки в вопросах содержания, теории и методики преподавания предметов;
-
способность к исследовательской деятельности, включающая умение видеть проблемы и противоречия педагогической ситуации и находить пути их разрешения;
-
владение методами педагогического (методического) исследования; умение прогнозировать и оценивать его результативность;
-
умение проектировать свою деятельность в новых условиях;
-
владение системой современных педагогических методов и технологий;
-
умение моделировать занятия, программы факультативных занятий, дидактические системы, УМК и т. д.;
-
высокая результативность образовательного процесса по предметам и учебного труда учащихся;
-
обеспечение формирования ключевых компетенций учащихся на основе специальных и общеучебных умений и навыков;
-
умение обучать учащихся приемам самостоятельной и кооперативной учебной деятельности, поиску необходимой информации.
Учитель русского языка и литературы, претендующий на присвоение высшей квалификационной категории,
должен знать:
- содержание и проблемы языкового и литературного образования;
- требования программ общего среднего образования по предметам «Русский язык» и «Русская литература»;
- содержание образовательных программ по предметам (русский язык и литература);
- требования к уровню подготовки учащихся учреждений общего среднего образования по русскому языку и литературе;
- критерии 10-балльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся;
- дидактические подходы к содержанию и методике преподавания русского языка и литературы в учреждениях общего среднего образования на второй и третьей ступени;
- специфические особенности преподавания предметов;
- современные педагогические технологии, методики и средства обучения;
- влияние личностно ориентированного подхода на содержание обучения, выбор приемов, техник обучения;
- приемы стимулирования и контроля, взаимо- и самоконтроля деятельности учащихся.
Должен уметь:
- грамотно отбирать материал и логически выстраивать разнообразные задания в соответствии с поставленными целями и задачами;
- варьировать формы работы на уроке;
- грамотно, критически и конструктивно провести самоанализ урока, т.е. обладать способностью к рефлексивной деятельности;
- анализировать действующие УМК по предметам, материалы по методике преподавания;
- вести исследовательскую работу;
- грамотно использовать разнообразные технические средства обучения, применять информационные технологии обучения;
- находить нужную информацию с помощью различных источников, включая, в том числе, и современные мультимедийные средства, Интернет-ресурсы; определять степень ее достоверности и новизны, сохранять и использовать для решения широкого спектра задач, адаптировать ее к образовательному процессу;
- организовать самостоятельную исследовательскую и проектную работу учащихся;
- отбирать необходимый теоретический и практический материал для использования его с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;
- владеть разнообразными приемами мониторинга учебного процесса.
Результативность работы учителя русского языка и литературы, претендующего на получение высшей квалификационной категории, составляют следующие критерии:
-
уровень качества обучения и обученности учащихся;
-
участие в районных, областных и республиканских олимпиадах в межаттестационный период;
-
участие в научно-практических конференциях, конкурсах, проектах и т. д.;
-
наличие авторских методических разработок, программ, печатных публикаций;
-
предоставление опыта работы для обсуждения, распространения и обобщения на уровне области;
-
разработка методических рекомендаций с опорой на собственный опыт.
Приложение 2
Примерная образовательная программа обучения для методических формирований учителей
Тема: Рефлексивно-оценочный компонент учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы второй и первой категорий, участники школ молодого учителя и совершенствования педагогического мастерства.
Цель: совершенствовать профессиональные навыки педагогов по рефлексии и оценке результатов учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы, использованию оценочного компонента языковых и литературных знаний учащихся.
Предполагаемые результаты: в результате освоения данной образовательной программы учителя-словесники смогут на практике применять умения по рефлексии приобретенных знаний учащимися в процессе учебно-познавательной деятельности, отработать знания и умения контрольно-диагностической и рефлексивно-оценочной функций педагога.
Формы организации занятий: теоретические и практические занятия в рамках школы молодого учителя (ШМУ) или школы совершенствования педагогического мастерства (ШСПМ).
Основное содержание
Постановка образовательных целей и задач уроков русского языка и литературы на основе концептуальных направлений школьного языкового и литературного образования. Выделение ведущих идей, реализуемых в выбранной теме. Определение главных языковых и литературных понятий темы и ее связи с другими темами курса. Определение опорных знаний и умений учащихся, формируемых на данном учебном материале. Целеполагание с точки зрения целей и задач учителя и целей обучающихся (знаниево-деятельностный компонент: что учащиеся будут знать, уметь, чем владеть на «выходе», по окончанию изучения темы, раздела и т.д.). Формирование и отработка умений правильной постановки триединой дидактической цели урока (занятия). Формулирование и реализация целей и задач личностного развития учащихся при изучении материала урока, темы. Определение эффективных методов и приемов преподавания на основе поставленных целей и задач. Организация деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: формы и их сочетание в образовательном процессе. Управление деятельностью учащихся (деятельностный компонент языковых, литературных знаний). Подбор оптимальных средств обучения. Применение 10-балльной системы при оценке результатов учебной деятельности учащихся по русскому языку и литературе. Обучение педагогов приемам и методам рефлексии на уроках русского языка и литературы. Формирование оценочных знаний и умений учащихся. Организация обратной связи, оценки и самооценки учащихся.
План проведения:
Научно-методический блок – обсуждение основных подходов к моделированию уроков русского языка и литературы с использованием контрольно-диагностического, рефлексивно-оценочного этапа.
Учебно-методический блок – просмотр видеоуроков, посещение открытых уроков с последующим анализом его этапов с точки зрения достижения поставленных целей и задач, выполнения его основных функций и этапов.
Практический блок – разработка и проведение уроков русского языка и литературы с обучением педагогов приемам и методам рефлексии, обратной связи.
Приложение 3
Примерная образовательная программа
для методических формирований учителей русского языка и литературы (школы совершенствования педагогического мастерства)
Тема: Представление эффективного опыта преподавания одной или нескольких тем по русскому языку из ниже указанных: «Словообразование», «Культура речи» (на выбор участников методического формирования, методистов Р(Г)УМК).
Целевая аудитория: участники школы совершенствования педагогического мастерства – учителя русского языка и литературы второй и первой категорий.
Цель: освоить оптимальные методы и приемы преподавания отдельных (на выбор участников) тем по русскому языку и литературе.
Задачи: определение целевых установок изучения данных тем; выделение оптимального объема содержания учебного материала и ведущих языковых (литературных) понятий; определение причин учебных затруднений учащихся при изучении отдельных (определенных по выбору) тем.
Предполагаемые результаты: в результате освоения данной программы учителя второй и первой категорий приобретут навык планирования и организации эффективного образовательного процесса по предметам (русский язык и литература).
Формы организации занятий: открытые уроки, практические занятия.
Основное содержание
Анализ программных требований к результатам изучения определенной участниками методического формирования темы. Определение ведущих понятий темы, учебных умений и навыков учащихся. Определение и отработка трудных вопросов содержания данной темы. Изучение содержания рекомендованных примерных вопросов и заданий, контрольно-измерительных материалов, тестов централизованного тестирования по данной теме. Демонстрация и анализ эффективных приемов, методов, средств преподавания данных тем, организации учебной деятельности учащихся. Подходы к систематизации и обобщению знаний по теме. Определение связи темы с другими темами курсов русского языка, русской литературы, внутрипредметных и межпредметных связей. Мировоззренческое значение материала, его практическая значимость. Возможности реализации задач личностного развития на материале одной или нескольких выбранных тем.
План проведения:
-
Анкетирование педагогов. Определение одной или нескольких учебных тем для изучения в школе совершенствования педагогического мастерства. Определение затруднений в преподавании выбранных тем и трудностей в изучении их учащимися.
-
Практическая работа – изучение программных требований к результатам освоения выбранной темы (тем).
-
Посещение и анализ уроков по теме.
-
Ознакомление с педагогическим опытом преподавания темы (тем) (подбор и изучение научных литературных источников, методических разработок в научно-методических журналах и др. литературе, представление опыта педагогов района).
-
Демонстрация освоенных умений на практике – разработка и проведение открытых уроков участниками школы совершенствования педагогического мастерства.
Материалы в помощь методисту
Тестовые задания для определения затруднений учителей-словесников в теоретическом материале изучаемых тем
Представляем практические задания в виде тестов по разделам современного русского литературного языка «Словообразование» и «Культура речи».
1. Укажите, в какой группе все слова имеют нулевое окончание.
1. Сдам, каравай, волчий, осенний, некто.
2. Музей, аллей, лисий, подвал, гений.
3. Стремление, князей, изучив, чем-либо.
4. Свой, участие, герой, съем, кем-либо.
5. Быстро, два, семеро, нельзя, около.
2. Отметьте номера ошибочных суждений. Возможно несколько правильных
ответов.
I. 1. Окончание находится только в конце слова.
2. Омонимичных окончаний в русском языке гораздо больше, чем окончаний-синонимов.
3. Окончания в русском языке могут быть материально выраженными и нулевыми.
4. В слове не может быть больше одного окончания.
II. 1. Окончание в русском языке, как правило, совмещает формо- и словообразующие функции.
2. Нулевое окончание не выражает никакого значения.
3. В существительных типа кума, супруга значение "женскости" выражается с помощью окончания -а.
3. Какое из слов равно основе.
I. Бараний, здесь, лес, край, нёс.
II. Стриг, амплуа, волчий, соловей, мышь.
III. Певец, красив, вуаль, вчера, облако.
IY. Стремление, музей, князей, чем-либо, подумав.
4. Найдите слово, имеющее следующий морфемный состав: приставка,
корень, суффикс, суффикс, окончание.
І. 1.Обижаться
2.Обливка
3.Обкатка
4.Овчинка
5.Овинный
II.1. Пятаковый
2. Пылевидный
3. Разрисовка
4. Разрубка
5.Сговорчивый
5. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
1) Тесный теснить притеснить ... притеснительница;
2) шнур шнуровать зашнуровать ... зашнуровывание;
3) страховать перестраховать ... перестраховочный.
6. Объедините слова в словообразовательные цепочки.
Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.
7. Производящее и производное слова правильно объединены в парах:
1) богатый → разбогатеть;
2) жизнь→ жизненный;
3) цвет→ бесцветный;
4) ежиха→ ежонок;
5) валить→ развалиться.
8. Из приведенных рядов однокоренных слов выберите производящие для производных слов.
Обогреватель – греть, обогреть, обогревательный, обогревать, обогрев, обогреваться;
загустелый – загустение, густеть, загустеть, густой, сгустить;
двойственность – двойственно, двойной, двоякий, двойственный, двоиться.
9. Определите способы образования сложных слов:
долгоиграющий, белоснежный, лесостепь, пароходство, чистосердечный, быстрорастворимый, железобетонный, сухофрукты.
10. Охарактеризуйте способ образования сложных слов:
автоколонна, агротехника, аэровокзал, белоснежный, биосфера, геофизика, гипотония, головокружительный, земледелие, зооферма, кинозритель, лесопарк.
11. Укажите способ образования сложносокращенных слов:
автоответчик, АТС, ВДНХ, детсад, драмкружок, зарплата, КамАЗ, НИИ, ООН, профсоюз, турбаза.
12. Найдите в тексте производные и непроизводные слова. От каких слов
возможно образование словообразовательных пар, рядов, цепей? Приве-
дите примеры.
В середине осени, в конце сентября, в октябре, устанавливается иногда
удивительная погода. Безветренно. Утром выпадает на траву холодная, об-
ожигающая ноги роса или даже белые хрустящие утренники. Каждая травин-
ка, каждый упавший на землю лист, каждая соломинка, каждая паутинка,
протянутая там и сям, - все обсыпано сахарной пудрой. Но небо чисто, оно
такого глубокого синего цвета, какого не увидишь в летнюю жаркую пору.
Солнце начинает пригревать в синем безветрии, и вскоре там, где хрустел
под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Особенно красива в это время обсыпанная росой паутина.
(По В. Солоухину).
13. Выделите слова, связанные отношениями производности, и выстройте
словообразовательные цепи от начала и до конца.
1) домашний, домишко, домовитость, одомашнить, одомашнивание,
одомашнивать, домовитый, бездомность, бездомный, дом;
2) глубина, глубинный, углубить, сверхглубинный, углубление;
3) грузить, перегрузка, перегрузить, перегруженность, перегруженный,
груз.
14. Определите, по какой модели, как и на базе чего образованы приведенные ниже индивидуально-авторские неологизмы.
Я опьянен, я очарован. Короче - я огончарован (Пушкин); громокипящий
(Тютчев); тарел (Вознесенский); головотяп (Салтыков-Щедрин); нимф (Ильф и Петров), ботин, глинчики, стрекозодром (Усачев).
15. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1) писатель, циркач, предыстория;
2) глупыш, свежесть, ежевечерний;
3) куда-либо, кое-как, заборчик;
4) силач, вредитель, лисий.
16. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) развесёлый, дошить, подоконник;
2) утомление, прескверный, сыграть;
3) подполковник, накрепко, пригород;
4) сочувствие, слева, забежать;
17. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) бездонный, всмотреться, переувлажнить;
2) разбежаться, контратака, израсходовать;
3) докрасна, по-русски, подснежник;
4) нахлебник, сверхинтересный, подземный.
18. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) удар, сушь, час;
2) насыпь, загар, выходка;
3) ширь, чернь, безбилетник;
4) просека, отказ, дичь.
19. В каком ряду все слова образованы способом сложения?
1) тёмно-синий, углекоп, оргстекло, навсегда;
2) дымоход, спецмашина, умалишённый, сегодня;
3) пылесос, предгрозовой, сенокосилка, сейчас;
4) сверхмощный, хлебозавод, сорвиголова, сталевар.
20. В каком ряду все слова являются сложносокращёнными?
1) ООН, ЦСКА, профком, белозубый;
2) главк, ТЮЗ, спецназ, нелегал;
3) БГУ, РБ, вуз, местком;
4) АПО, светотень, СНГ, юрфак.
21. В каком из предложений нет слова, образованного способом перехода из одной части речи в другую?
1) По улице шел военный.
2) Ученик решил пример путём подстановки.
3) Школьная столовая закрылась на ремонт.
4) Из окна были видны белые облака.
22. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке сказать — предсказать — ... — предсказательница?
1) сказание;
2) предсказывать;
3) предсказатель;
4) предсказывание.
23. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке пустой — пустыня — ... — пустынно?
1) опустошить
2) пустота
3) пустырь
4) пустынный
24.В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
1) томить — утомить — утомительный — утомительно
2) сухой — сушить — осушить — осушение
3) холод — холодный — холодноватый — холодноватость
4) чистый — чистить — расчистка — расчистить.
-
Устраните нарушения норм русского литературного языка.
-
Администрация обещает ликвидировать задолженность по зарплате к 15 декабрю.
-
Выросло целое поколение, для которых война – история.
-
Мой взгляд задержался на заявлении отца, подшитого к делу.
-
Мужчины у обелиска преклоняют голову.
-
Это произведение Гоголя ценили не только его современники, но и предшественники.
-
Какие нормы русского литературного языка нарушены в предложениях? Найдите ошибки и исправьте их.
-
Путешественники изумились необычным видом гор.
-
Командующий войск военного округа принимает парад, посвященный Дню Победы.
-
Сейчас курирует студенческими отрядами.
-
Володей обуревала жажда деятельности.
-
Пришлось выслушать несправедливые, оскорбительные его достоинству слова.
27. Правильно ли употреблены фразеологизмы? Исправьте ошибки там, где они есть.
-
Это злодею не сойдет с руки!
-
У меня к вечеру от усталости просто руки чешутся.
-
Поговаривали, будто обитатели странного дома были нечисты руками.
-
Вскоре старик прибрал к рукам все хозяйство сыновей.
-
Не понимая, что происходит на сцене, зрители только растерянно разводили руки.
-
У него стенгазету к празднику нарисовать руки не дрогнут.
-
Определите, какое слово является «лишним» по произношению. Подчеркните его.
а) афера, маневры, опека, житие;
б) термин, тест, музей, пресса;
в) скучно, конечно, гречневый, нарочно.
-
Составьте и запишите словосочетания, выбрав подходящий по смыслу пароним.
-
(воинственный, воинствующий) человек;________________________________
-
(призывный, призывной) крик;_________________________________________
-
(нетерпимое, нестерпимое) условие;_____________________________________
-
(дефективный, дефектный) прибор;______________________________________
-
(терпеливость, терпимость) к недостаткам;________________________________
(горный, гористый) инженер
-
Устраните нарушения норм русского литературного языка.
-
Композиция туркменских сказок имеет много общего с европейскими сказками.
-
Это нормальный парламентский процесс, это внутренняя разборка внутри Думы.
-
Фирменное блюдо ехидны – муравьи, термиты.
-
Гараж построили в полутораста метров от дома.
-
Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.
31. Ударение поставлено правильно во всех словах:
-
дрем`ота, к`ухонный;
-
на стен`е, на стен`у;
-
он скр`омен, она скр`омна;
-
отч`асти, давн`ишний;
-
ободр`ить, ободр`ив;
32. Ударение поставлено правильно во всех словах:
-
счастл`ивейший, дон`изу;
-
аранж`ировать, стол`яр;
-
ос`ока, в ос`оку;
-
распо`ясаться, распояс`авшись;
-
он г`ибок, она г`ибка;
33. Под ударением произносится [o] в словах:
-
блеклый;
-
всплеск;
-
одноименный;
-
подоплека;
-
повторенный;
34. Буквосочетание чн произносится как [чн] в словах:
-
конечный;
-
горчичник;
-
суточный;
-
скучно;
-
сказочник;
35. Перед буквой е согласный произносится твердо:
-
альтернатива;
-
бенефис;
-
дисплей;
-
интервью;
-
корректный;
36. Буква с обозначает звук [з] в слове:
-
паства;
-
голос;
-
песенный;
-
косьба;
37. Количество звуков и букв совпадает в словах:
-
расчет;
-
скоростной;
-
праздник;
-
искусный;
-
фонарщик;
38. Мягкий знак смягчает предыдущий согласный в словах:
-
кольцо;
-
кухонь;
-
мощь;
-
письмо;
-
отрежьте;
39. Речевая норма не нарушена:
1. Имидж и целенаправленно формируемый образ являются важными факторами победы на выборах.
2. Отец считал, что сила заключается не в деньгах, а в знании: деньги и украсть могут, а вот знания всегда с человеком остаются.
3. Народ терпел двойственный гнет.
4. Дипломанты конкурса студенческих работ получили денежную премию.
5. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.
40. Речевая норма нарушена:
1. Это стихотворение написано хореем.
2. Попробуйте яблоневый джем, я сама готовила.
3. Судить о людях по первому впечатлению не всегда разумно.
4. Он смотрел глазами, но подойти не решался.
5. Вам что говори, что не говори - как об стенку горох.
41. Речевая норма нарушена:
-
Мы решили поставить концерт в честь великого праздника Победы.
-
Мы уделяем большое значение эстетическому воспитанию детей.
-
На этой картинке изображены дети, которые поднимаются по подъёму в гору.
-
На совещании будем обсуждать новый подход в изучении данного явления.
-
Предложен новый эффективный способ обработки сырья.
42. Речевая норма не нарушена:
-
Мы решили поставить концерт в честь великого праздника Победы.
-
Мы уделяем большое значение эстетическому воспитанию детей.
-
На этой картинке изображены дети, которые поднимаются по подъёму в гору.
-
На совещании будем обсуждать методы исследования данного явления.
-
Предложен новый эффективный способ обработки сырья.
Литература
1. Виноградов, В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и
лексикологии / В. В. Виноградов // Исследование по русской грамматике: Избранные труды. – М., 1975.
2. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка / Т. Ф. Ефремов. - М. : Астрель, 2005.
3. Потиха, З. А. Школьный словарь строения слов русского языка / З. А. Потиха. – М., 1999.
4. Потиха, З. А. Современное русское словообразование / З. А. Потиха. –
М., 1970.
5. Русецкий, В. Ф. Культура речи, 10 класс : пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / В. Ф. Русецкий.– Минск : Народная асвета, 2010.
6. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. / А. Н. Тихонов. – М. : Русский язык, 1990.
7. Тихонов, А. Н. Морфемно-орфографический словарь / А. Н. Тихонов. – М., 2002.
8. Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А. М. Бордович, М. М. Круталевич; под ред. А .М. Бордовича. – Минск : «Аверсэв», 2011.
страница 1
|