страница 1
Игры по развитию познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Девизом моих уроков математики являются слова, которые помогают не только осмыслить начало деятельности на уроке, но и помогают своевременно произвести настрой на плодотворную работу.
« Экономика – высшая наука
Без математики нам, никак не прожить
И должен постараться каждый
Её все годы прилежно учить!»
А установкой на устную работу являются слова
« Мы немножко посчитаем,
Мы свой мозг поупражняем!»
или:
И глаза начинают светиться,
И кругом – только умные лица,
Потому что считаем в уме!
В первом классе, используя игру «Теремок», преследуя цель самые первоначальные понятия экономической терминологии, и первым термином будет ПОТРЕБНОСТИ, т.е. то, без чего нет жизни человека на земле жилище, т.е. квартира, где он живёт.
Итак, на доске таблица, на которой изображен Теремок, окошечки закрыты карточками с примерами. Если пример был решен правильно, то открывается окошечко и дети с восторгом встречают сказочных героев, которые там живут, а живут там: мышка, зайка, лисичка, волк и медведь. Живут дружно, в таком красивом уютном Теремочке.
Вывод: Без жилья нет жизни живым существам. Отмечаются лучшие ребята, проявившие свои знания в счёте.
(примеры в окошках Теремка)
3+4 2-1 7+2 10-2
В процессе игры на уроке математики учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь выполнять задания, соблюдая при этом правила игры. В играх формируются личностные качества: воля, характер.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например:
«Кто верней»
На доске нарисована поляна, на которой играют медвежата, растут ромашки, а неподалёку пруд, в котором плавают утята.
Цель игры: Детям необходимо выполнить задания, которые
спрятаны в лапах у малого медвежонка (2+3-5=)
в лепестках ромашки (10 – 6+4=);
под крылышком у утёнка (7+1-6),
а затем указать важные потребности,
необходимые для жизни и выстраиваем
логическую цепочку экологических понятий:
мёд – продукт питания; воздух, вода – источники
жизни.
Закрепляя данные понятия, предлагаю на десерт – задачки-шутки.
Установка на А сейчас мы порешаем
решение практи- Все задачки интересные
ческой части: И ответы здесь чудесные…
В эти игры поиграем,
Мы задания отгадаем,
Установочку дадим,
На «отлично» все решим!
Задача 1 На песке 3 медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Потом один в бочонок влез,
А сколько убежало в лес?
( Реши задачу, найди правильный ответ, а под
ответом клад, экономические понятия на карточках
по теме «Потребность человека».)
Решение: 3 – 1 =2 пища или еда
Задача 2 Группа малышей - утят
Плавать и нырять хотят.
Шесть уплыли далеко.
Два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
Решение: 6 + 2 =8 вода
Задача 3 Три ромашки желтоглазки,
Два весёлых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете?
Решение: 3 + 2 = 5 воздух
«Кто быстрее»
Цель: Дать возможность детям самостоятельно выполнить задание и тот, кто выполнил первым читает, делая вывод, что труд тоже человеческая потребность и после выполнения задания составляем ряд пословиц о труде (устно) с математическими данными.
Задание 1: Поставь буквы на своё место и ты прочтёшь
пословицу. (Без труда не выта-
Е Б З щишь и рыбку из пруда!)
1 2 3 Дети выставляют на наборное
А Р Т У Д полотно игрушки(куклу, мяч,
5 2 1 3 4 юлу, кубик и т.д.) и делают
Е Н вывод, что это сделал человек
2 1 своими руками, поэтому они
И Ш А Ы Т В Щ Ь нуждаются в бережном к ним
6 7 4 2 3 1 5 8 отношении.
И
Ы К Р Б У
2 4 1 3 5
З И
2 1
А Р П У Д
5 2 1 3 4
Задание 2: «Кто быстрей»
Экономь и береги первоклассник потому что
С. Маршак
«Сами вещи не растут
Вещи сделать нужен труд
Карандаш, тетрадь, перо,
парты, доски, стол, окно,
книжку, сумку – береги,
не ломай, не мни, не рви»
(Эти слова записаны на телеграмме, которая лежит в почтовом ящике). Дети смогут прочитать текст, если будут умны, быстры, точны.
Сравни: “>”; “<”; “=”
2+5*5+2 3*10-8
7-4*5 4*6-2
8+2*9 8*2+7
Прочитав телеграмму делаем вывод: Нужно вещи беречь, так как их создали люди многих профессий, а родители купили для нас, чтобы нам было легче в учёбе, а знания – это тоже важная потребность человека, а также одежда.
Игра «Лучший знаток»
Цель: Определить, умеют ли дети в экстремальных условиях
принять верное решение. Соединив название служб,
оказывающих помощь человеку, с номером вызова по
телефону.
ПОЖАР 01 Все дети справляются с зада-
Заболела нием и получают первую в
Бабушка 03 своей учебе оценку “5”.
Утечка
газа 04
МИЛИЦИЯ 02
Итог:
В небе звёздочка сверкает
Солнце землю согревает
Дети знанья получают
На отлично отвечают.
-
А зачем учащимся “5”?
-
Чтобы оценить полученные знания. /Объявляю номинацию на “Золотую пятёрку по математике. Итог подвожу по четвертям и 1 раз в год в мае месяце./
Вывод: Знания – важная потребность человека.
«Подумай и ответь».
Цель: Определи на 2 группы понятия, оказывающие большую
значимость в жизни человека, которые указывают на
природу и не природу.
Подсказка: Взяв карточку, ученик понял, что надо вычислить
задание, которое написано под карточкой, только
потом определить куда поставить.
земля
леса
реки
горы
транспорт Вывод: Всё отдать она нам
одежда рада,
игрушки Только жадничать
жилище не надо!
рыбы И останется тогда
грибы Всё для всех и
растения навсегда!
лес
Игра: 1 «Подари подарок маме».
Цель: Вырабатывать прочные ЗУН в вычислениях, научиться
Экономить время.
/На доске “Школьный базар” макет из бумаги, в котором очень много всяких ярких рисунков игрушек, дети покупают для мамы, выполняя задания быстро и точно/. Картинку забирают для мамы. Ответ задания соответствует цене игрушки.
Игра: 2 «Подарок маме».
/На доске 2 вазы. Собирают в вазы цветы для своей мамы. Срывая цветочек на поляне, увидев, что на двух лепестках цифры. Сравнивают их, если правильно выполнили его, то подарок маме готов, если выполнят ещё одно условие: определяют, что может порадовать маму в качестве подарка, а что нет:
вымою пол 5>3
вынесу мусор 4>2
вымою посуду 10>6
сломаю игрушку 2>0
постираю носовой платок 6>4
испачкать ковёр 9>1
погладить бельё 8>7
сходить за хлебом 2<3
разбить тарелку 5<8
накрыть на стол 0<1
протереть мебель 9<10
починить стул 6<7
испечь пирог 3<4
разбить лампочку 7<9
почистить туфли 1<2
Вывод: Если учащиеся правильно определили, что было вы-
полнить то собрали они, тем не менее, 2 букета.
Общий вывод ”Делай только хорошо и не делай
плохо!”
Задание «Показ знаний»
Цель: Проверить уровень ЗУН+ в пределах 10. Определить, кто умеет экономить свой семейный бюджет.
Пояснение: Бюджет – это план доходов и расходов.
Условия: Задание выполняется каждым учащимся индиви-
дуально на нелинованной бумаге. Дети выполняют
задание письменно, поощряю тех детей, кто эконо-
мит бумагу и время и качественно выполнил зада-
ние.
В 1 классе
1+1 2+2 5+5
2-1 4-2 10-5
2+1 3+2 4+3
3-1 5-2 7-3
5+4 2+6 1+7
9-4 8-6 8-7
0+8 1+9 10+0
8-8 10-9 10-0
В 3 классе
2*8 9*9 4*9
16:2 81:9 36:4
3*7 3*3 63:9
21:7 9:3 8*6
5*4 1*7 48:8
20:5 7:1 6*9
7*8 7:7 54:6
56:8 5*5 7*8
Задачка на смекалку. Для знатоков и эрудитов.
-
В семье семь братьев. У каждого брата по одной сестре. Сколько детей в семье? (ответ: 8) Объясни.
-
Что тяжелее 1 килограмм ваты или 1 кг. железа? (ответ: одинаково.) Объясни.
2 класс. «Семья путешествует».
Впиши выражение на нахождение суммы и разности, значение которых было равно порядковому номеру транспортного средства. (Дети работают самостоятельно, составляя в тетради выражения. Каждый выбирает свой вид транспорта в зависимости от наибольшего числа составленных выражений ).
1 Самолёт
2 Велосипед
3 Автобус
4 Пароход
5 Поезд
6 Автомобиль
Игра: «Светофор» (математический диктант)
Красный – остановись, положи автор.
Жёлтый – внимание слушай задание.
Зелёный – реши и запиши ответ.
(в качестве регулировщика – учитель).читаю задание (напоминаю об опасности, если кто-либо попытается нарушить правила, решив примеры проверяем)
Задание: Учимся принимать решение!
Ты стал взрослым, умным, умеешь выполнять все математические расчёты. Ты решил начать своё дело. Определи последовательность своих действий. В кружках поставь порядковые номера.
Принимаю на работу сотрудников.
Подсчитываю прибыль, которую даст будущее производство.
Сопоставляю плюсы и минусы данного бизнеса.
Определяю наилучший вариант бизнеса.
Просчитываю затраты на приобретение необходимого оборудования для будущего производства.
Думаю, где взять деньги (начальный капитал).
Реши экономическую задачу: (4кл)
Лиса купила у пчёл 100кг. мёда за 30000 тенге, а на рынке стала продавать по 350 тенге за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мёд?
Задание: “Отгадай”(4кл)
Чтобы узнать задание выполни сначала все вычисления.
-
Принесла коза для деток
Со двора 16 веток
Положила на пол их
Как делить на четверых?
-
3 подружки и 3 сестрицы
Заплели по 2 косицы.
Задаю я вам вопрос
Сколько кос?
-
К трём зайчатам в час обеда
Прискакали два соседа.
В огороде зайцы сели
И по 7 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?
(После того как дети решили весёлые задачки, открывается ширма и дети разгадывают кроссворд)
1
2
3
4
5
6
-
Как можно назвать деньги полученные от продажи товара?
-
План доходов и расходов государства, предприятия, семьи или одного человека – это…
-
Как называется место, где хранят и одалживают деньги?
-
Как называется разность между доходом и издержками?
-
Как называется часть прибыли или заработной платы, которую отдают государству по заранее установленным нормам?
-
Как называются все затраты на производство любого товара?
Игра “Загляни в свой кошелёк”
-
Вспомни и запиши денежные купюры нашей страны?
1 5 9
2 6 10
3 7 11
4 8 12
-
Разменяй 100 тенге разными способами, запиши:
100 тг.=
100 тг.=
100 тг.=
100 тг.=
3 Задача
Два бизнесмена Нуржан и Аскар, поспорили, кто из них получит больше прибыли. Нуржан от продажи товаров получил 30000 тенге, расходы его составили 7000 тенге. Аскар выручил от продажи товаров на 3000 тенге меньше, но затратил своих денег всего 2500 тенге. Кто выиграл спор? Докажи.
4 Задание:
В двух магазинах, в ягодный сезон, продавали малину. В одном магазине 1 кг. малины стоил 50 тенге, а в другом 60 тенге. Как ты думаешь в каком магазине малину продадут быстрее? Что заставило продавцов назначить такие цены? Аргументируй свой ответ.
Игра – конкурс «Математико-экономическая десятка».
Содержание: вопросы и задания участникам по программе 1-4 кл. «Математика» с Элементами экономики.
Количество игроков: десять (индивидуальная борьба)
Возраст: 10-11 лет
Аудитория: класс, зал.
Сюжет игры: название игры, а также количество конкурсов зависит от числа участников. После каждого тура один участник выбывает.
Ход игры: Первый тур (домашнее задание)
Игрок, называющий пословицу на заданную тему, переходят в следующий тур. Должно остаться 9 человек.
Тема: «Бедность - богатство», «Деньги», «Дело».
Варианты пословиц:
1 Бедность не порок.
2 Семь раз отмерь – один раз отрежь.
3 Без труда, не вытащишь и рыбки из пруда.
4 Чем богаты тем и рады.
5 Не с богатством жить, а с человеком.
6 Богатство разум рождает.
7 Бедному собраться – только подпоясоться.
8 Богатый бережёт рожу, а бедный одежду.
9 С сильным не борись, а с богатым не дерись.
10 Кто не работает, тот не ест.
Второй тур: «Что это?»
(Должно остаться 8 участников).
1 Товарная сделка, натуральный обмен.
бартер
2 План доходов и расходов
Бюджет
-
Деньги полученные от продажи товаров и услуг
Доход
-
Средства, затраченные на покупку товаров и услуг
Расход
-
Можно продать, купить, обменять
Товар
-
Человек, который покупает товары
Потребитель
-
То, что нужно человеку для жизни
Потребности
-
Человек за свою работу получает …
Зарплату
-
Умелое ведения хозяйства
Экономика
11 КВН (продолжение).
Третий тур «Математические расчёты»
Кто быстрее решит, 7 участников переходят в следующий тур.
25*200= 4000*5=
200*300= 12*300=
700*600= 23*40=
1500*3= 17*90=
Четвёртый тур «Ребусы» (остаются 6 участников).
1 – заказ; 2 – вклад; 3 – товар; 4 – качество; 5 – право; 6 – столица.
Пятый тур “Термины на одну букву”
Участники за две минуты должны назвать наибольшее количество экономических терминов с одной и той же буквы. Остаются 5 участников. Например: Доход, деньги, дефицит, дебетор, доллар и т. д.
Шестой тур “Объедини общим термином”
Перечисленные слова. Участники объединяют общим экономическим термином. Подсказка: решив пример можно открыть карточку с экономическим термином. Остается 4 игрока, первыми давшие ответ.
1 Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты. 44:11*8:2 банк
2 Тоар, информация, покупатель. 88:11*9+8 реклама
3 Товар, страна, качество, вывоз. 33:3*7+3 экспорт
4Рынок, соперничество, состязание. 66:2+67-0 конкуренция
Седьмой тур: «Реши задачки»
За 10 секунд решают задачки.
1 В зоопарке я была Три бельчонка маму-белку
Обезьянок видела: Ждали около дупла.
в 3 ряда по 2 сидят на песке, Им на завтрак мама-белка
2 качались на доске 9 шишек принесла
А ещё 3 спинки грели Разделила на троих
Сосчитать вы всех успели? Сколько каждому из них?
Восьмой тур: «Цепочка слов» (остаётся игрок, который последним назвал слово)
В течение 15 секунд составляют цепочку слов, который называет слово последним , например:
Стоимость – товар – рынок – конкуренция – ярмарка – акциз – заказ – задача – ар – расход.
Девятый тур: «Супер игра »
Победитель называет за 1 минуту зашифрованное слово, ему можно назвать любые 4 буквы, открываем, если есть такие.
Ответ: экономика.
Победитель получает медаль «Лучший знаток»
1 Задание: Подсчитай и сделай вывод
Свою маму Сауле застала за работой. Она шила себе халат. Я подумала, зачем мама тратит время на шитьё, когда можно воспользоваться услугами ателье или купить готовый халат в магазине? Я сказала это маме. Мама ответила дочери:
-
Я экономлю деньги семьи.
-
Как это? – спросила я.
-
А ты подсчитай. Я купила 3 метра ткани по 250 тенге за метр. В ателье на халат нужно 4 метра , да за работу 1000 тенге. И сколько же денег будет сэкономлено мамой?
Заключение Итоговое занятие:
План проведение:
-
Сказки казахских авторов с экономическими понятиями готовят дети самостоятельно.
-
Инсценировка сказки «Колобок» на новый лад, составленная всем классом.
-
Тестирование:
Вариант 1 Вариант 2 1 Бюджет – это … 1 Товар – это то, а)зарплата; а) что можно купить, продать,
б) трата денег; обменять;
в) доходы; б) что можно сделать самому;
г) план доходов и расходов в) что можно получить в
2 Доход – это… подарок;
а) средства, затраченные на 2 Бизнес – это…
покупку; а) процесс создания материа-
б) деньги полученные от льных благ;
продажи товаров и услуг; б) то, чем владеет человек;
в) счет в банке; в) дело приносящее прибыль;
г) платежи, которые граж- г) затраты для определенных
дане выплачивают государству; целей;
3 Открыв лесной магазин, 3 Начав своё дело, Пятачок
Мишка заключил договор с скупил все шары у Чебураш-
белками, которые должны ему ки. В этой сделке Чебураш -
поставлять орехи. В данной ка - …
сделке Мишка - … а) оптовый продавец;
а) покупатель в розничной тор- б) оптовый покупатель;
говле; в) продавец в розничной тор-
б) оптовый покупатель; говле;
в) продавец в розничной тор- г) покупатель в розничной
говле; торговле.
г) оптовый продавец.
Чем более активны учащиеся в процессе обучения, тем более эффективен этот процесс. Создать атмосферу заинтересованности, эмоциональной приподнятости в учебной деятельности можно только при помощи игровых технологий. Игра всегда помогает оживить познавательную активность, понять и изучить материал.
Ценность игры в тои, что учащиеся через игру становятся эрудитами, интеллектуалами. Они умеют с помощью игры анализировать, принимать правильные решения. Дети понимают и осмысливают предлагаемый материал, а ты счастлив, сработал на результат.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука
Математика!
Литература:
-
Муканова С. Д. “Учитель в условиях нововведений” – А.,2000г.
-
Прутченков А. С. Рынок? Рынок… Ура! Рынок! - М., 1994г.
-
Прутченков А. С. Экономическая мозаика – М., 1995г.
-
Капица М. С. Психологические проблемы изучение интеллекта… - М., 1987г. – с 125.
-
И. В. Липсиц, Л. Л. Любимов Основы экономики – М, 1994г.
2>4>10>8>
страница 1
|