Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Мастер- класс Нигметжановой А.Т.

Самостоятельная работа учащихся на уроках литературы как средство активизации познавательной деятельности



  1. Презентация работы учителя.

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

В. Есипов уже в 60-е годы писал, что при формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения. Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Деятельность – единственный путь к знанию. Задача заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрел умение сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их в практике.

Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности. При организации СР следует соблюдать следующие принципы управления:

1) дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;

2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;

3) постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;

4) переход от контроля учителя к самоконтролю.

Учитель действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность класса, направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, а это важно, чтобы поддержать и “пробу сил”, и творческие начинания учащихся, их добровольность и самостоятельность.

На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

Применение основных дидактических принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы.

2.Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.

3. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Отсюда вытекают основные требования к самостоятельной работе:


  • Наличие конкретной цели.

  • Наличие конкретного задания.

  • Чёткая форма выражения результата СР

  • Определение формы проверки СР.

  • Обязательность выполнения СР каждым учеником, получившим задание.

  • Содержание заданий должно соответствовать конкретной цели.

  • Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения СР

Практический опыт показывает, что:

1. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления (проекты, презентации, создание видеороликов, киносценарии и другие)

2. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

( анализ стихотворения, создание афиши, письмо от имени героя, сборник любимого поэта).

4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. (Анализ отрывка текста, рассказ от первого лица, дать портретную характеристику, создать психологический портрет, проанализировать речевую характеристику героев, составить мини-интервью; сложный план; написать эпилог, исходя из логики художественного произведения; поставить проблемные вопросы; создать «автопортрет» писателя по воспоминаниям современников). Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

«Везде, где это только возможно, учащимся должен предоставляться выбор…»

Э.Шульц

Для учащихся разработана система творческих заданий для активизации познавательной деятельности.



В работе при изучении крупных по объему прозаических произведений я использую технологию критического мышления через чтение и письмо. Чаще всего метод направленного чтения, круглый стол, ролевую игру, РАФТ.

Составление опорных схем и конспектов, озвучивание и защита собственно созданного конспекта (либо на бумажном носителе, либо в электронном виде в парах и перед классом позволяют систематизировать знания; обобщают накопленные знания; формируют представление о целостном анализе текста; существенно облегчают процесс усвоения сложных теоретических понятий; способствуют быстрому запоминанию материала; дисциплинируют мышление;

Знания и умения,  приобретённые при составлении опорных конспектов, помогают подготовке  презентационных материалов к учебно-исследовательским работам.
При изучении произведений небольших по объему для заданий

1уровень. Викторина, литературный диктант, карточки на выявление содержания прочтенного текста.

2 уровень. Создание презентации, звуковых реклам. Составление композиции произведения в виде поля ЖИПТО.

3 уровень. Создание веб-сайта литературного героя.

Работая с лирическими произведениями, учащиеся 2 уровня – составляют сборник понравившихся стихов, анализируют варианты музыкального исполнения. Н-р, романс на слова А. Фета «Сияла ночь…».

Учащиеся 3 уровня составляют сборник понравившихся стихов с пояснительной запиской и анализом 1-го стихотворения, подбор музыкального сопровождения.

1 уровень предполагает выразительное чтение наизусть стихотворения наизусть, понимание темы, идеи стихотворения.

При изучении драматического, как впрочем и прозаического произведения, групповая самостоятельная работа над инсценировкой выбранного эпизода позволяет заинтересовать учащихся и активизировать познавательную деятельность учащихся всех уровней. Так как они сами внутри группы определяют свою роль (режиссер, сценарист, исполнитель, декоратор).

Театрализация, разыгрывание отдельных эпизодов художественного произведения, речевых ситуаций помогает глубже проникнуть в текст, помочь его осмыслению. Для достижения большего эффекта мы обсуждаем в конце результаты самостоятельной работы учащихся, осмыслив все достоинства и недочеты, задаем вопросы на осмысление текста. Этап рефлексии не менее важен, чем и сама подготовка к инсценированию. Анализ деятельности учащихся помогает в дальнейшем сделать такую работу еще эффективней. Работа учащихся над творческим проектом формирует предметную, коммуникативную и социальную компетентности, помогает воспитать самостоятельную, инициативную успешную личность.

Если ребенок не научится сам ничего творить, то и в жизни всегда будет только подражать и копировать. Л. Толстой



Результатом своей работы по организации самостоятельной работы учащихся на уроках литературы в профильных классах считаю повышение качества знаний по литературе учащихся старшей школы и увеличение доли детей справляющихся с заданиями 2 и 3 уровня, а также

1. Повышение результативности обучения в профильном классе

2. Формирование устойчивого интереса к литературе и другим предметам гуманитарного цикла

3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирование у учащихся умений и навыков практического характера

4. При систематической организации СР на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.

5. Расширение общекультурного кругозора учащихся.

II. Имитационная игра «Создание киносценария по циклу статей М. Горького «Несвоевременные мысли».

III. Моделирование урока.

1 группа: создание веб-страницы.

2 группа: создание сборника стихов любимого поэта.

3 группа: создание рекламы или афиши.



IV. Рефлексия.

страница 1

Смотрите также: