Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2

Что сделано по решению проблем занятости в данных поселениях? В 2007 году в малых городах создано 28,7 тыс. рабочих мест, на селе – около 15,5 тыс. Численность безработных сократилась примерно на 20%.

Созданию новых рабочих мест способствовало введение в эксплуатацию дополнительных мощностей по производству цемента на Белорусском цементном заводе в Костюковичах на 500 тыс. т и РУП «Кричевцементношифер» – на 200 тыс. т. В Краснополье более половины новых рабочих мест было создано в ИЧПУП «Красдрев» за счет расширения производства по переработке древесины. В Вороново решению проблем занятости помогло открытие нового производства по пошиву женского белья, в Скиделе – по производству оконных дверей, в Сморгони – по сборке садового трактора и производству многокорпусных плугов для энергонасыщенных тракторов.
2.2. Повышение заработной платы
Главная цель социально-экономического развития государства – повышение уровня и качества жизни граждан.

По сравнению с 2000 годом реальные денежные доходы населения выросли в 2,4 раза, зарплата – в 2,7.

За прошлый год реальные денежные доходы населения увеличились на 15%, реальная зарплата – более чем на 10%.



В январе–ноябре 2007 г. начисленная среднемесячная заработная плата составила 692 тыс. руб., в том числе в ноябре – 736 тыс. (342 долл. США). В промышленности она достигла 831 тыс. руб., сельском хозяйстве – 449, на транспорте – 826, в организациях связи – 813, строительстве – 946 тыс. руб.

В здравоохранении средняя зарплата составляла 624 тыс. руб., образовании – 581, науке и научном обслуживании – 1 063, в учреждениях культуры и искусства – 584 тыс. руб.

Беларусь входит в тройку государств – участников СНГ с наиболее высоким уровнем оплаты труда.


Средняя заработная плата в государствах – участниках СНГ

по состоянию на сентябрь 2007 г., долл. США


Государства


Долл. США


Азербайджан

228

Армения

232

Беларусь

332

Казахстан

443

Киргизия

109

Молдова

181

Россия

545

Таджикистан

52

Украина

282

В последние годы в республике обеспечиваются более высокие темпы роста заработной платы в сельском хозяйстве, организациях коммунальной формы собственности с низким уровнем оплаты труда.



В целом по стране доля организаций с зарплатой ниже 200 долл. США снизилась с 55% в октябре 2005 г. до 19% – в октябре 2007-го. К настоящему времени в республике не осталось районов с уровнем оплаты труда ниже 200 долл. США.

2.3. Основные показатели пенсионного обеспечения
Важное значение в достижении главных целей социальной политики белорусского государства придается повышению уровня пенсионного обеспечения.

В республике проживает более 2,4 млн. пенсионеров – около 26% от общего количества населения страны. Для сравнения: в России и Украине этот показатель составляет 25%, Азербайджане, Армении, Молдове – 17%; Киргизии – 12%, Таджикистане – 8%.

В республике обеспечивается последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения. Рост пенсий достигается путем их периодических перерасчетов в привязке к средней заработной плате по стране и бюджету прожиточного минимума. За 2001–2007 гг. реальная пенсия по возрасту увеличилась почти в 2,9 раза (реальная зарплата – в 2,7 раза).

В 2007 году проведены два перерасчета трудовых пенсий (с 1 сентября и с 1 ноября), четыре перерасчета минимальных трудовых и социальных пенсий, а также надбавок и повышений к ним (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября). В целом за 2007 год пенсии повышены на 18,2%.

В декабре 2007 г. средний размер пенсии по возрасту составил 345 тыс. руб. (161 долл. США). Средние размеры других видов пенсий: по инвалидности – 300 тыс. руб., по случаю потери кормильца – 201, за выслугу лет – 460, социальных пенсий – 124 тыс. руб. Уровень пенсионного обеспечения в Беларуси – один из самых высоких среди государств – членов СНГ.



Для сравнения: средний размер пенсии по возрасту в Российской Федерации – 160 долл. США, Украине – 117 долл. США.

Важной мерой по совершенствованию национальной пенсионной системы, укреплению ее финансовой стабильности стало принятие в конце 2007 года Палатой представителей Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании». Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 г. Документом предусмотрено введение автономной пенсионной системы для работников, занятых на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда (по так называемым спискам № 1 и № 2). Финансирование досрочных пенсий данных лиц будет осуществляться из дополнительных страховых отчислений, производимых работодателями из расчета имеющихся рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.

Это позволит постепенно освободить общую пенсионную систему от обязательств по выплате досрочных пенсий и будет содействовать повышению уровня пенсионного обеспечения в стране.

2.4. Совершенствование системы образования
Отдельным направлением социальной политики, равно как и важным фактором решения ряда задач социально-экономического развития республики, выступает образование. Основные итоги его развития в 2007 году характеризовались следующими показателями.

Дошкольное образование. Сегодня детские дошкольные учреждения посещают 82,3% детей. Для маленьких граждан страны создаются дошкольные центры развития, детские сады-школы, специальные дошкольные учреждения (группы), интегрированные группы. На селе перспективными становятся семейный детский сад (детский сад на дому), сезонные и игровые площадки, группы кратковременного пребывания. Ребенок может посещать дошкольные группы в гибком режиме, приходя только на занятия. При этом плата за питание ребенка, если он находится в дошкольном учреждении до 3,5 часов, не взимается.

В 2007 году в соответствии с запросами родителей расширилась сеть дошкольных учреждений разных профилей. Сейчас в республике насчитывается 855 детских садов-школ, 70 дошкольных центров развития ребенка, 80 санаторных дошкольных учреждений. Увеличилось количество специальных дошкольных учреждений. Свыше 5 тыс. детей получают дошкольное образование в 220 интегрированных группах. В целях развития оздоровительных услуг в дошкольных учреждениях общего назначения открыто более 600 санаторных групп.

В республике практически завершен процесс реформирования общеобразовательной школы, начатый в 1998 году. Введен 12-летний срок обучения, внедрена 10-балльная система оценки знаний, обучение в школе начинается с 6-летнего возраста. Перемены на уровне общего среднего образования отражены в Законе Республики Беларусь от 5 июля 2006 г. № 141-3 «Об общем среднем образовании», который вступил в силу 13 января 2007 г.

Разработаны и утверждены также Программа развития общего среднего образования на 2007–2016 гг., образовательный стандарт общего среднего образования. В соответствии с Планом мероприятий по устранению перегрузки учащихся доработаны предметные образовательные стандарты.

В Республике Беларусь реализуется Государственная программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007–2010 годы». В школах внедряются и получают развитие информационные технологии. Сегодня более 50% общеобразовательных учреждений имеют современную компьютерную технику (96% – компьютеры нового поколения) и доступ в Интернет. Выпущены пособия по физике, географии с электронным приложением.



По учебным программам для 12-летней общеобразовательной школы в Беларуси обучаются свыше 970 тыс. учащихся (88,2% от общего числа школьников). В 2007/2008 учебном году в школах республики апробируется более 50 экспериментальных и инновационных проектов.

Важным показателем качества образования, получаемого в отечественных общеобразовательных учреждениях, являются победы белорусских школьников на международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике, астрономии. В 2007 году представители нашей страны завоевали 3 золотые, 11 серебряных и 14 бронзовых медалей.

Ключевая новация в системе образования – введение профильного обучения, которое будет внедрено в 11-х классах с 2008/2009 учебного года.

Повышается значимость национальной системы профессионально-технического образования.

Сегодня особенно остро ощущается нехватка рабочих высокой квалификации (четвертый разряд и выше). В ПТУ молодые люди имеют возможность получить профессии широкого профиля с присвоением нескольких квалификаций. Это дает больше шансов устроиться на хорошо оплачиваемую работу.



В 2007 году учебными заведениями профтехобразования подготовлено 48,7 тыс. рабочих. По программам профессиональной подготовки и повышения квалификации обучено более 23 тыс. человек.

В республике продолжается реформа высшей школы. Важным событием 2007 года в образовательной сфере стало принятие Закона Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 252-3 «О высшем образовании», которым закреплена двухступенчатая система обучения. Первая ступень направлена на подготовку квалифицированного специалиста для реального сектора экономики и социальной сферы, вторая (магистерская) ступень – на подготовку к научно-исследовательской, инновационной деятельности. В условиях двух ступеней образования будет два диплома: специалиста и магистра.

Согласно Закону, выпускники вузов, получившие образование первой или второй ступени на дневной форме обучения за счет средств республиканского бюджета и направленные на работу по распределению, считаются молодыми специалистами и обязаны отработать два года. В противном случае они должны возместить государству средства, затраченные на их подготовку. Стоимость платного обучения устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Впервые предусмотрено право для студента взять академический отпуск в случае финансовых трудностей.

Важной особенностью развития сферы образования в Республике Беларусь является переход к массовому высшему образованию. Число студентов вузов с каждым годом увеличивается. В 2007/2008 учебном году на 10 тыс. населения приходится 425 студентов (в 2006/2007 году – 409). Это – один из самых высоких показателей среди европейских государств.



2.5. Развитие отечественного здравоохранения
Укрепление здоровья людей, достижение современного уровня в качестве медицинского обслуживания населения республики – ключевые задачи отечественного здравоохранения. В 2007 году продолжена работа по развитию специализированной медицинской помощи, оснащению современным оборудованием операционных залов и реанимационных мест в областных и центральных районных больницах.

Проведена реконструкция НИИ травматологии и ортопедии, НИИ онкологии, а также Республиканского научно-практического центра «Кардиология».

В Беларуси ежегодно выполняется 8 тыс. операций на сердце. Специалисты Республиканского научно-практического центра «Кардиология» выезжают в областные больницы для обмена опытом со своими коллегами из регионов. Операции на открытом сердце уже выполнялись в гг. Витебске, Могилеве, Гродно и Бресте. Задача отечественного здравоохранения – в ближайшие годы осуществить пересадку сердца.

В 2007 году в Республиканском центре нефрологии и почечно-заместительной терапии на базе 4-й городской клинической больницы г. Минска проведено 40 операций по трансплантации почки. В настоящее время продолжается работа по созданию на базе 9-й городской клинической больницы г. Минска республиканского центра трансплантологии.

Один из главных приоритетов здравоохранения – охрана здоровья матери и ребенка. В этих целях осуществляются реконструкция и оснащение современным медицинским оборудованием родильных домов и отделений.



Передовые технологии родовспоможения применяются в открывшемся после реконструкции родильном доме Оршанской центральной районной больницы. В предродовых палатах установлены специальные тренажеры для рожениц, с помощью которых можно уменьшить болевые ощущения. Функционируют современный аппарат УЗИ, видеотелефон.

Переоснащаются сельские медучреждения.



В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 гг. в агрогородках Минщины отремонтированы и оснащены новым оборудованием 60 сельских медучреждений. В 2008 году предусмотрено ввести врачебную амбулаторию в пос. Лань Несвижского района, которая будет построена из энергосберегающих материалов и оснащена солнечными батареями.

Значительное внимание уделяется лекарственному обеспечению. В Беларуси производится 36% наименований лекарств, которые входят в Республиканский перечень основных лекарственных препаратов. К 2010 году планируется довести данный показатель до 50%.



В 2007 году объем закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения предприятиями «Фармация» увеличился на 17%. При этом объем закупок средств отечественного производства вырос более чем на четверть. В результате доля белорусских препаратов в республике увеличилась с 27,1% в 2006 году до 29,1% в 2007-м.

Перспективным направлением улучшения лекарственного обеспечения в стране является выпуск витаминов и биологически активных добавок.

Во время посещения комплекса Научно-производственного центра «Институт фармакологии и биохимии НАН Беларуси» в январе 2008 г. Глава государства подчеркнул, что «Год здоровья, объявленный в Беларуси, предполагает решение комплекса задач. Это не только развитие физкультуры и спорта, переоснащение больниц и медицинских центров, решение демографической проблемы, но и, что особенно важно, развитие медицинской науки».

Широкое внедрение в практическое здравоохранение результатов научной деятельности, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, проведение всеобщей диспансеризации населения позволят эффективней решать задачи сохранения здоровья белорусских граждан.



2.6. Усиление и совершенствование

социальной поддержки населения
В 2007 году принят ряд мер по усилению социальной поддержки различных групп населения: малообеспеченных граждан, семей с детьми, семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Значимой мерой материальной поддержки семей стало увеличение с 1 июня 2007 г. размеров единовременного пособия в связи с рождением: первого ребенка – с двух до пяти бюджетов прожиточного минимума, второго ребенка – с двух до семи, третьего и последующих детей – с 3 до 7 бюджетов прожиточного минимума.

При этом ежеквартально пересматривались размеры всех государственных пособий на детей в связи с установлением новых бюджетов прожиточного минимума. В результате за 2007 год они выросли на 9,5%.

В настоящее время размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет составляет 148 540 руб., на детей старше трех лет – 55 700 руб. Системой пособий охвачено свыше 500 тыс. детей.

С 1 января 2008 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет увеличен с 65% до 80% бюджета прожиточного минимума. Предусмотрено, что в 2009 году размер этого пособия будет доведен до бюджета прожиточного минимума.

С апреля 2007 г. установлены более благоприятные условия предоставления бесплатного питания детям первых двух лет жизни. За счет повышения критерия нуждаемости и отмены категориального принципа значительно увеличилась численность получателей данного вида государственной социальной помощи. Она предоставляется около 14 тыс. детей. По прогнозным оценкам, в 2008 году в связи с очередным повышением критерия нуждаемости численность получателей достигнет 26 тыс.

В Республике Беларусь с апреля 2007 г. для родителей, воспитывающих троих и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов, установлен ежемесячный стандартный вычет при исчислении подоходного налога в размере четырех базовых величин на каждого ребенка. Это позволяет минимизировать размеры уплачиваемых налогов либо полностью освободить от их уплаты многодетных родителей с невысокими доходами.

С учетом приоритетности вопросов жилищной политики в прошлом году существенно усилена государственная помощь молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по банковским кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.

Так, Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 414 определены более высокие размеры финансовой помощи государства многодетным семьям в погашении задолженности по льготным кредитам: при наличии троих несовершеннолетних детей – 50% от суммы задолженности по выданным кредитам (было – 30%); четверых несовершеннолетних детей – 70% (50%); пятерых и более несовершеннолетних детей – 100% от суммы задолженности.

Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007 г. № 585 установлено предоставление финансовой поддержки семьям для погашения задолженности по выданным нельготным жилищным кредитам: в случае рождения первого ребенка или при наличии одного ребенка – 20 бюджетов прожиточного минимума; второго ребенка (двоих детей) – 40; третьего (троих) и последующих детей – 50 бюджетов прожиточного минимума.



Данные меры играют важную роль как в решении жизненно важных проблем семьи, так и, в особенности, в сокращении малообеспеченности.

Удельный вес домашних хозяйств с детьми, имеющих доходы ниже бюджета прожиточного минимума, снизился с 15,3% в III квартале 2006 г. до 12,2% в III квартале 2007 г., в том числе домашних хозяйств с одним ребенком – соответственно с 11,6% до 8%; с двумя – с 18,5% до 16,4%; тремя и более детьми – с 45,2% до 36%.

Тем самым сделаны важные шаги по усилению адресности социальной защиты населения с четким обозначением таких государственных приоритетов, как семейная и жилищная политика, поддержка материнства и детства, укрепление демографической безопасности, борьба с бедностью.

Принятие данных мер позволило также в значительной степени предупредить и скомпенсировать потери населения от оптимизации государственных социальных льгот.

В 2007 году населению республики предоставлено только льготных жилищных кредитов на сумму более 700 млрд. руб., что превысило объем финансирования всех социальных льгот.

Ранее социальные льготы предоставлялись без учета нуждаемости граждан и не оказывали существенного влияния на повышение реальных доходов населения, сокращение малообеспеченности, улучшение демографической ситуации. Упорядочение льгот было осуществлено с целью перераспределения части бюджетных средств на те направления и формы социальной поддержки населения, которые ориентированы на решение приоритетных социальных задач, повышение адресности и эффективности всей системы государственной социальной поддержки населения. Принятие закона о льготах, как подчеркнул Глава государства, «не какая-то вынужденная мера ввиду якобы сложного экономического положения в стране, а обоснованный шаг по усилению государственной помощи действительно нуждающимся гражданам».

Поэтому одновременно с вступлением в силу закона о льготах был принят Указ Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения».

Для малообеспеченных граждан устанавливаются два основных вида поддержки: государственная адресная социальная помощь и безналичные жилищные субсидии. При этом существенно расширяются критерии их предоставления, что позволяет в несколько раз увеличить охват одной и другой формой помощи нуждающихся граждан. Для назначения ежемесячного социального пособия «планка дохода» поднята с 60% до 100% бюджета прожиточного минимума, а единовременного социального пособия – с 60% до 120%. Безналичные жилищные субсидии будут предоставляться семьям (гражданам) при условии, если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в пределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителей города и 15% – для жителей села.



Число получателей адресной социальной помощи, оценочно, увеличивается с 46 тыс. человек в 2007 году до 200 тыс., а получателей безналичных жилищных субсидий – со 113 тыс. – до 161 тыс. человек.

Таким образом, в Беларуси создан простой и прозрачный механизм предоставления государственной поддержки. Максимально упрощены порядок обращения за помощью и процедура принятия соответствующего решения. При выполнении данных административных процедур предусмотрено использование заявительного принципа «одно окно».



2.7. На пути к устойчивому демографическому развитию
Основные факторы и движущие силы социально-экономического развития страны тесно связаны с демографической ситуацией. Решению проблем народонаселения в Республике Беларусь подчинена реализация большинства государственных социальных программ.

Провозглашение 2006 года Годом матери положило начало повышению социального статуса женщины-матери, престижа здоровой и крепкой семьи.

Логическим продолжением стало объявление 2007 года Годом ребенка, что послужило основанием для принятия дополнительных мер по защите интересов и законных прав детей, обеспечению их гармоничного развития.

2008 год объявлен Годом здоровья, что свидетельствует о внимании государства к здоровью своих граждан.

С учетом первостепенной государственной важности проблем демографии и необходимости их комплексного решения в республике реализуется Национальная программа демографической безопасности на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2007 г. № 135. Она призвана содействовать стабилизации демографической ситуации и формированию предпосылок демографического роста в стране, повышению качества жизни семей с детьми, улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка, снижению заболеваемости и смертности.

По итогам первого года реализации Национальной программы демографической безопасности в Республике Беларусь наметились положительные тенденции. За январь–ноябрь 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом 2006 года число родившихся увеличилось на 7,8%, количество умерших снизилось на 4%. На 12% возросло число заключенных браков. В белорусских семьях уже становится нормой растить двоих–троих детей.

В широкой пропаганде здорового образа жизни населения требуется активное участие трудовых коллективов и общественных объединений.

В частности, Глава государства подчеркнул на встрече с членами Синода Белорусской православной церкви: «На первое место среди направлений приложения совместных усилий государства и Церкви я ставлю коренное улучшение демографической ситуации в стране, нравственное и физическое оздоровление людей».



3. Основные задачи

социально-экономического развития

на 2008 год
Государством многое делается для того, чтобы гражданам нашей страны жилось комфортно и благополучно. Но ведь для человека самое главное – это здоровье. Поэтому 2008 год объявлен в Республике Беларусь Годом здоровья. Крепкая семья, здоровые дети и родители – это здоровая нация и процветающая страна. Еще древний философ Сократ писал: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто».

Созданию необходимых условий для дальнейшего формирования в обществе здорового образа жизни будет способствовать решение основных задач социально-экономического развития Республики Беларусь в 2008 году, которые определены в утвержденных Главой государства важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год, Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год и госбюджете на 2008 год.

В соответствии с Указом Президента от 18 декабря 2007 г. № 656 Правительством разработаны и приняты повышенные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год. В текущем году прогнозируется обеспечить рост ВВП, продукции промышленности, потребительских товаров на уровне 111%, сельского хозяйства – 108,5%, инвестиций в основной капитал – 125%, экспорта товаров – 116,5%, экспорта услуг – в 1,5 раза, розничного товарооборота – 113%, платных услуг населению – 112%, ввод общей площади жилья – 5,2 млн. кв. м, что позволит осуществить проведение сбалансированной политики повышения уровня реальных денежных доходов населения до 111%.

На 2008 год рост индекса потребительских цен (инфляция) прогнозируется на уровне 106–108% в целом за год, или 0,5–0,6% в среднем за месяц. В целях сдерживания инфляционных процессов, обусловленных увеличением цен (тарифов) на энергоресурсы, и сохранения конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках особое внимание предстоит уделять работе по сокращению производственных затрат, экономии топливно-энергетических ресурсов, повышению эффективности производства, расширению рынков сбыта.



Целью денежно-кредитной политики в 2008 году является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в т. ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

Основным средством достижения этой цели будет поддержание стабильного курса нашего рубля к доллару США. Колебания курса предусматриваются в границах плюс-минус 2,5% по отношению к величине курса на начало текущего года, т. е. в 2008 году курс будет находиться примерно в диапазоне 2 100–2 200 белорусских рублей за 1 долл. США. Сохранятся базовые принципы процентной политики – поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики. Общая динамика процентных ставок будет определяться ставкой рефинансирования. Исходя из оценки ключевых макроэкономических показателей, при прогнозируемом уровне инфляции в 6–8% ставка рефинансирования к концу 2008 года может снизиться до 7–9% годовых. Процентные ставки по новым срочным депозитам в банках на конец 2008 года могут составить 7–10%, а ставки по банковским кредитам предприятиям и населению – 10–12% годовых.



Бюджет на 2008 год сформирован в соответствии с целями и задачами Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. и традиционно является социально ориентированным, обеспечивая преемственность направлений бюджетной политики.

При формировании доходной части бюджета на 2008 год реализован ряд мер по упрощению, совершенствованию системы налогообложения, а также снижению уровня налоговой нагрузки.

В новых условиях в распоряжении субъектов хозяйствования останутся средства на общую сумму около 1 трлн. руб., которые могут стать источником дополнительных инвестиций в развитие производства.

Снижение налоговой нагрузки в 2008 году, в сравнении с прошлым годом, оценивается в 0,9 процентных пункта ВВП.

Доходы консолидированного бюджета в 2008 году (с учетом средств Фонда соцзащиты населения) запланированы в объеме 50,16 трлн. руб., или 44,5% ВВП. Расходы – 52,35 трлн. руб., или 46,4% ВВП. Доходы республиканского бюджета составят 38,15 трлн. руб. и вырастут к уровню прошлого года на 8%. Расходы – 40,34 трлн. руб. (рост на 13%). Предусмотрен несколько больший, чем в предыдущие годы, дефицит бюджета – 1,9% от ВВП, что обусловлено необходимостью дополнительного расходования бюджетных ресурсов на развитие реального сектора экономики и финансирование приоритетных направлений.

Бюджет сохраняет социальную направленность. Доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы, жилищного строительства, поддержку населения, субсидирование тарифов на оказываемые населению жилищно-коммунальные и транспортные услуги составит в 2008 году 61% объема консолидированного бюджета (32,4 трлн. руб.). Увеличение ассигнований на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы планируется в размере 11,9%.

Наиболее высокими темпами будут расти ассигнования на развитие национальной экономики. В консолидированном бюджете они увеличатся по отношению к предыдущему году на 21% и составят 12,3 трлн. руб., или 11% от ВВП. Из них 50,6% будет направлено на развитие промышленности, энергетики и строительство, 26,5% – на сельское хозяйство и 16,1% – на дорожное хозяйство.

Больше, чем в среднем по республике, будут увеличиваться расходы консолидированного бюджета на здравоохранение и образование – рост более чем на 16%, физическую культуру и спорт – 17,1%, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство – 19,8%.

Средства, высвобождаемые в связи с ликвидацией отдельных льгот, пойдут на оказание адресной социальной помощи, охрану материнства и детства, проведение дополнительных мероприятий по реабилитации территорий, пострадавших от аварии на ЧАЭС.

Как подчеркнул Глава государства, 2008 год – ключевой в реализации пятилетней программы социально-экономического развития страны.

Работа каждого на своем рабочем месте должна быть направлена на безусловное выполнение заданий 2008 года, что требует дисциплины, жесточайшего режима экономии и высокой ответственности кадров на всех уровнях управления.

Результаты развития республики в 2007 году убедительно продемонстрировали, что принятые задания в области социально-экономического развития страны могут и должны быть выполнены даже в условиях повышения цен на закупаемые энергоресурсы.

В своем Новогоднем обращении к гражданам страны Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко особо отметил: «Трудности научили нас жить по средствам, бережно, по-хозяйски, с любовью относиться к своему Отечеству».






СОДЕРЖАНИЕ


Введение ……………………………………………………


3

1. Экономическое развитие страны

в 2007 году ……………………………………………….


1.1. Основные макроэкономические

результаты ………………………...……………….


1.2. Развитие промышленного комплекса ……….
1.3. Показатели сельского хозяйства …………….
1.4. Жилищное строительство

важнейший приоритет

социально-экономического развития ……………
1.5. Инвестиции в основной капитал …………….
1.6. Внешнеторговая деятельность ………………

4

4


7
10

11
13


15

2. Общество благосостояния – основная цель социальной политики белорусского государства …………………………………………...
2.1. Решение проблем занятости населения …….
2.2. Повышение заработной платы ………………
2.3. Основные показатели

пенсионного обеспечения ………………………...


2.4. Совершенствование системы образования ....
2.5. Развитие отечественного здравоохранения .....
2.6. Усиление и совершенствование

системы социальной

поддержки населения ……………………………..
2.7. На пути к устойчивому

демографическому развитию …………………….




18
18


19

21
22


26

27

30



3. Основные задачи социально-экономического развития на 2008 год ……..

32




 Учитывает численность официально обратившихся за содействием занятости и признанных в установленном порядке безработными.

 В декабре 2007 г. средний уровень оплаты труда в республике достиг 370 долл. США.

По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ.




 С 1 ноября 2007 года бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения установлен в размере 185670 руб.

 В Республике Беларусь официальным критерием отнесения семей (лиц) к малообеспеченным служит уровень их среднедушевого дохода, не превышающий бюджет прожиточного минимума.



страница 1 страница 2

Смотрите также: