Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Краснопольский районный исполнительный комитет

Отдел идеологической работы райисполкома


ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

4 (88)




ОТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
К ДИНАМИЧНОМУ РАЗВИТИЮ
ПОСТРАДАВШИХ РАЙОНОВ

(для информационно-пропагандистских групп)

Краснополье 2011

ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г., стала крупнейшей техногенной катастрофой XX века, в которой в наибольшей степени пострадали Беларусь, Украина и Россия.

Для нашей республики, имеющей намного меньшие территорию, демографический и экономический потенциал, тяжесть последствий была значительно выше. Радиоактивному загрязнению подверглась территория Беларуси площадью 48,8 тыс. кв. км (23,5%).

Ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается в 235 млрд. долл. США, что равно 32 бюджетам страны 1985 года.

В таких обстоятельствах речь можно было вести о длительном процессе реабилитации, который подразумевает поэтапное введение в народнохозяйственную сферу утраченного потенциала.

После распада Советского Союза республика осталась один на один с чернобыльскими проблемами, разрешение которых стало важнейшей государственной задачей суверенной Беларуси.

Последствия чернобыльской катастрофы для Республики Беларусь оказались столь масштабными, что их успешное преодоление было возможно только при условии системного подхода.

С целью координации действий в 1991 году был создан специальный орган государственного управления – Государственный комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Госкомчернобыль).

Сегодня можно говорить о надежно функционирующих системах:



  • наблюдения за состоянием здоровья пострадавших граждан;

  • социальной защиты потерпевшего населения;

  • мероприятий в сельском и лесном хозяйстве;

  • радиационного мониторинга и контроля;

  • «чернобыльских» научных исследований.

К настоящему времени в республике сформировано законодательство, охватывающее все направления деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.

В 1991 году были приняты два основополагающих закона: «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

16 июля 2009 г. вместо Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» вступил в силу Закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

Два этих акта и сегодня составляют основу «чернобыльского» правового поля. В дополнение к ним приняты и другие документы, конкретизирующие деятельность в различных сферах постчернобыльского управления.



Среди них:

  • Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия-137 и стронция-90 в пищевых продуктах и питьевой воде;

  • постановления Правительства об отнесении населенных пунктов и объектов к зонам радиоактивного загрязнения (последнее принято 1 февраля 2010 г.);

  • Положение о контроле радиоактивного загрязнения;

  • Рекомендации по ведению агропромышленного производства в условиях радиоактивного загрязнения земель;

  • Правила ведения лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения и др.

«Чернобыльские» нормативные документы регулярно пересматриваются и адаптируются к изменяющейся ситуации.

Основным административно-финансовым инструментом для претворения в жизнь государственной политики в отношении пострадавшего населения и территорий являются государственные программы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. За 1991–2010 гг. выполнены 4 государственные чернобыльские программы. На их реализацию выделено около 19,4 млрд. долл. США.

Успешно выполнена Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 гг. Одной из главных задач ее была социальная защита пострадавших от катастрофы граждан, а также реализация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

Под специальным медицинским наблюдением в республике находятся 1,4 млн. человек, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе 222,8 тыс. детей и подростков.

За истекшую пятилетку на оздоровление и лечение, льготы и компенсации, на бесплатное питание школьников направлено около 2 трлн. руб. Это дало ощутимые результаты. Уровень охвата детей из загрязненных радионуклидами районов санаторно-курортным лечением и оздоровлением вырос с 53,8% в 2006 году до 66,8% в 2010-м.

Более 400 млрд. руб. выделено на бесплатное питание почти 130 тыс. учащихся школ, расположенных на пострадавших территориях. С 2010 года бесплатным питанием и оздоровлением обеспечиваются учащиеся (около 3 тыс.), которые посещают школы на потерпевших территориях, а проживают на


чистых территориях.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» все учащиеся, проживающие на территории радиоактивного загрязнения, обеспечиваются горячим питанием за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 2004 г. № 434 «Об организации бесплатного питания обучающихся в учреждениях образования, расположенных на территории радиоактивного загрязнения» для учащихся данной категории организовано одноразовое либо двухразовое питание в зависимости от зоны проживания и длительности пребывания в учреждении.

На данный момент в Краснопольском районе насчитывается 1676 учащихся, которые имеют право на бесплатное питание: одноразовое питание получают - 1041 учащийся, двухразовое - 541 учащийся, трехразовое питание - 88 учащихся, компенсацию за питание получают 6 учащихся, обучающихся на дому.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образование» родительская оплата за питание дошкольников, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, снижена на 50 процентов от действующих денежных норм расходов на питание. В настоящее время льготное питание получают 411 воспитанников дошкольных учреждений, из них 26 воспитанников получают бесплатное питание: 24 воспитанника 2 санаторных групп и 2 ребенка - инвалида.

В 18 учреждениях образования питание осуществляется предприятием общественного питания районного потребительского общества на основании заключенного договора с отделом образования.

За период с 2006 по 2010 год за счет средств республиканского бюджета прошли оздоровление и санаторно-курортное лечение 625 577 детей и 57 607 взрослых.

Организация санаторно-курортного лечения и оздоровления населения в Краснопольском районе осуществляется представительством Могилевское областное управление Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения через главного специалиста представительства по Краснопольскому району во взаимодействии с отделом образования и иными организациями.

Обеспечение граждан путёвками на санаторно-курортное лечение и оздоровление осуществляется в пределах средств государственного социального страхования и республиканского бюджета, выделенных на эти цели в соответствии с законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, а также с учётом количества мест в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.

Комплектование и направление на санаторно-курортное лечение и оздоровление групп детей осуществляется в течение всего календарного года учреждениями образования, отделом образования райисполкома во взаимодействии с главным специалистом представительства и центральной больницей. Количество детей в возрасте от 3 до 18 лет, выезжающих на санаторно-курортное лечение и оздоровление, ежегодно составляет 60-70% от общей численности детей по Краснопольскому району. 30-40% оставшихся детей, это дети в возрасте от 3 до 6 лет, родители которых пишут отказные заявления от санаториев, т.к дети маленькие и без родителей не остаются, поэтому для улучшения обеспечения санаторно-курортным лечением дошкольных групп детей в 2011 году планируется массовая закупка санаторно–курортных путёвок для матерей с детьми в возрасте от 3 до 6 лет. С конца 2010 года организован бесплатный проезд детей до санаториев и обратно (ранее на бесплатный проезд имели право дети, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении). С 2011 года все путёвки выделены сроком на 24 дня (ранее- 21 день). На 2011г. за счет средств республиканского бюджета Краснопольскому району выделено 1485 путёвок для детей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС (70% от общего количества детей, проживающих в Краснопольском районе), и 123 путёвки для сопровождения этих детей. Ежегодно организовываются дневные пришкольные лагеря в каникулярный период и круглосуточные лагеря (на базе ГУО «Краснопольский районный социально-педагогический центр», «Ласточка» г. Чаусы, туристические походы на 9 дней) в летнее время.

Согласно областного плана, для работающих граждан, уплачивающих обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения г.п. Краснополье ежегодно(2006-2010гг.) выделялось 20-30 путёвок, которые были распределены среди отраслей: с/хозяйство, здравоохранение, образование, торговля, культура, ЖКХ и других. С 2010года путёвки реализовываются сроком на 18 дней (ранее-21 день). Также с 2010года закупаются путёвки в санатории «Беларусь» Сочи, «Белая Русь» Туапсе, «Белоруссия» Юрмала, д/о «Павлинка» Ялта, для Краснопольского района были выделены путёвки в г.Туапсе и г.Ялта. Процент оплаты за путёвку определяется на основании Положения «О порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление», утвержденное Указом Президента РБ от 28.08.2006г. №542.

На 2011г. за счет средств государственного социального страхования Краснопольскому району запланировано 23 (1 путёвка на 170 работающих человек) санаторно-курортные путевки: («Алеся» Брест, «Лётцы» Витебск, «Пралеска» Гродно, «Приозёрный» Минск, «Ленина» Бобруйск и другие).

С конца 2006г. Управление по труду, занятости и социальной защите передало полномочия Республиканскому центру по распределению путёвок среди всех категорий неработающих граждан (ветеранов труда, участников и инвалидов Великой Отечественной войны и др.), нуждающихся в санаторно-курортном лечении. Ежегодно данной категории граждан выделяется 20-30 путёвок (70-80% от количества нуждающихся и состоящих на учёте). Даже при таком малом количестве выделяемых путёвок для этой категории лиц, желающих находится не много, т.к. пенсионеру (если нет льгот) необходимо оплатить за путёвку в пределах 120-250 тысяч белорусских рублей и оплатить дорогу, а такая возможность есть не у всех. Пенсионеры имеют вожможность получить лечение в санаториях: «Юность» Минск, «Сосны» Могилёв, «Ленино» Бобруйск, «Пралеска» Минск, «Энергетик» Гродно, «Ясельда» Брест, «Вяжути» Минск, «Березина» Борисов и другие. Особое внимание уделяется неработающим гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст. 18 Закона РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС), имеющим I,II гр. инвалидности. В Краснопольком районе таких 3 человека, которые обеспечиваются санаторно-курортным лечением или оздоровлением бесплатно не более одного раза в два года.

Медицинским осмотром в настоящее время охвачено 100% детей и 98–99% взрослых.

Существенно изменилось и качество проживания граждан на пострадавших территориях. За пятилетний период за счет средств госпрограммы построено 63,5 тыс. кв. м жилья, введено 1 194 квартиры, газифицировано 5 807 жилых домов, проложено 310,6 км газопроводных и 107,1 км водопроводных сетей. Объемы газификации более чем в 3 раза превысили показатели предыдущей пятилетки.

За период с 2006 по 2010 год на территории Краснопольского района построено и сдано в эксплуатацию более 13 625 метров квадратных жилья. В основном строительство велось сельскохозяйственными организациями района за счет льготных кредитов банка, за исключением строительства в 2009 году восьми квартирного жилого дома социального пользования.

В настоящее время на территории г.п. Краснополье ведется строительство двух двадцати квартирных жилых домов (ПЖСК «Надежда г.п. Краснополье» и для переселения граждан проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде).

За вышеназванный период гражданам, проживающим на территории Краснопольского района и нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» выдано более ста кредитов и субсидий для приобретения (строительства) и реконструкции жилых помещений.

Наиболее актуальной проблемой является обеспечение граждан социальным жилищным фондом. На учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на предоставления жилья социального пользования в Краснопольском районном исполнительном комитете, состоит 116 семей.

За период с 2006 по 2011 годы в г.п. Краснополье и в Краснопольском районе (д. Сидоровка, д. Турья) за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции произведена газификация 792 жилых домов индивидуальной жилой застройки, протяженность сетей составила 31,18 километра, освоено денежных средств на данные цели 3 395 миллионов рублей.

Развитие социальной инфраструктуры, материальное стимулирование, предоставление жилья позволили существенно улучшить кадровое обеспечение на загрязненных территориях. Практически удовлетворена потребность в среднем медицинском персонале, работниках школ и дошкольных учреждений.

В целях закрепления молодых специалистов на территории Краснопольского района одним из направлений является работа по предоставлению им служебных жилых помещений.

Так за период с 2006 по 2011 годы молодым специалистам в различных отраслях народного хозяйства было предоставлено свыше 20 служебных жилых помещений, а также жилых помещений в общежитиях государственного жилищного фонда.

За истекшее пятилетие порядка 2,5 трлн. руб. направлено на проведение целевых мероприятий по восстановлению и развитию районов, а также осуществление защитных мероприятий в агропромышленном комплексе.



На 1 января 2010 г. площадь загрязненных цезием-137 сельскохозяйственных земель составляла 1 021,2 тыс. га, из которых 350,6 тыс. га одновременно заражены стронцием-90. С 2000 по 2010 год площадь таких земель уменьшилась на 21% (с 1 297 тыс. до 1 021,2 тыс. га).

В целях обеспечения производства молока в личных подсобных хозяйствах граждан с допустимым содержанием радиоцезия частному сектору поставлено 536 т комбикорма с цезийсвязывающей добавкой на общую сумму 377 млн. руб.

В 2010 году на защитные меры направлено 143,2 млрд. руб., в том числе на реализацию агрохимических мероприятий (известкование почв, внесение минеральных удобрений и др.) перечислено 123,8 млрд. руб.

Реализация мероприятий позволила практически исключить поступление загрязненной радионуклидами продукции в торговую сеть: более чем в 3,5 раза по сравнению с 2006 годом уменьшилось количество населенных пунктов, где зарегистрированы факты получения зараженного молока в личных подсобных хозяйствах. Производство зерна, непригодного для продовольственных целей по содержанию стронция-90, сократилось по сравнению с 2006 годом примерно в 1,5 раза.

В Гомельской и Могилевской областях завершена переспециализация 57 проблемных хозяйств.

Например, в Ветковском районе в совхозе «Дружба» и филиале ОАО «Ветковский агросервис» теперь развивается мясное скотоводство. В Чериковском районе в СПК «Колхоз «Знамя» реконструирована ферма и закуплены нетели черно-пестрой породы. На Краснопольщине в деревнях Яновка и Ленина сельхозпроизводство поменяло специализацию с молочного на мясное.

Для улучшения санитарного состояния населенных пунктов, наведения порядка на землях, с которых отселено население, и снижения радиационной нагрузки на граждан специализированными предприятиями «Радон» и «Полесье» за пятилетие на отселенных и реабилитированных территориях пострадавших районов захоронено около 4 тыс. подворий и капитальных строений, что почти в два раза больше, чем в 2001–2005 гг.

В рамках международного сотрудничества в 2006–
2010 гг. осуществлен ряд проектов и инициатив чернобыльской направленности на сумму 16 млн. долл. США. По линии сотрудничества с Всемирным банком реализовано 79 контрактов на сумму более 150 млрд. руб.

На научные исследования, направленные на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы, затрачено 23 млрд. руб.



Среди самых значимых разработок РНИУП «Институт радиологии» – концепция Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 гг. и на период до 2020 года, Рекомендации по ведению агропромышленного производства в условиях радиоактивного загрязнения земель Республики Беларусь на 2011–2015 гг., проект агрохимических защитных мер на загрязненных землях Беларуси на период 2011–2015 гг.

РНИУП «Институт радиологии» выполнены научное сопровождение и оценка эффективности программ переспециализации хозяйств Гомельской и Могилевской областей.

Успешно реализованы задания Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006–2010 гг. Освоено почти 600 млн. российских рублей.

В 2007 году создано Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Благодаря этому на новый уровень вышла информационная работа, соответственно повысилась степень осведомленности населения.

Создана 21 информационная точка в райисполкомах наиболее пострадавших районов, открыты 19 информационно-методических кабинетов «Радиационная безопасность и основы безопасной жизнедеятельности» на базе местных учреждений образования. С 2009 года организован выпуск ежемесячного электронного журнала «Возрождаем родную землю».

В результате реализации чернобыльских программ и естественного распада радионуклидов постепенно снижается плотность загрязнения пострадавших районов.



С 1992 по 2010 год (включительно) количество населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения, уменьшилось на 1 111 (с 3 153 до 2 402).

С точки зрения специализации производства, уровня развития экономического потенциала пострадавшие районы условно можно разделить на три группы.

К первой из них возможно отнести районы, в которых доминирует развитая промышленность (Речицкий, Калинковичский, Костюковичский, Лунинецкий и др.). Эти регионы не только стабильно имеют высокую динамику экономического развития, но и существенный удельный вес в областных объемах производства, инвестиций, экспорта.

К примеру, многие виды продукции с речицкой маркой хорошо известны не только в Беларуси и странах СНГ, но и в государствах дальнего зарубежья. Около четверти европейского рынка метизов обеспечивает своей продукцией Речицкий метизный завод. В Российскую Федерацию поставляют значительную часть товаров предприятия «Речицамолоко», «Речицкий текстиль» и комбинат хлебопродуктов. Весомый вклад в экономику района и области вносят и предприятия «Речицадрев», «Термопласт», «Речицапиво», а также винодельческий завод и лесхоз.

Сельское хозяйство района специализируется на производстве зерна, картофеля, льна, овощей, молока и мяса. Его доля в областном сельхозпроизводстве составляет 10%. Местный агрокомбинат «Холмеч» – одно из ведущих сельхозпредприятий Гомельщины.

Район 9 раз становился лидером республиканского соревнования по уборке зерновых и зернобобовых культур, тем самым заслужив право в 2007 году принимать у себя республиканский фестиваль-ярмарку тружеников села «Дажынкi». В 2010 году по результатам уборочной кампании Речицкий регион вышел на первое место в Гомельской области.

Ко второй группе районов можно отнести те, которые специализируются на сельскохозяйственном производстве и в которых объемы промышленного производства незначительны (Ветковский, Чериковский, Наровлянский, Краснопольский). Объемы производства сельскохозяйственной продукции наращиваются здесь из года в год.



Например, Чериковский район в 2008 году занял второе место по социально-экономическому развитию среди районов Могилевской области. В агропромышленном комплексе он специализируется на мясомолочном скотоводстве с развитым зерновым хозяйством и возделыванием кормовых культур. Ежегодно в районе производится более 6 тыс. т мяса, порядка 12 тыс. т молока. Сельхозпредприятия Чериковщины не только добиваются высоких экономических показателей, но и бережно относятся к родной земле. Подтверждение тому – неоднократные победы (2007-й, 2009-й, 2010 год) на республиканском смотре-конкурсе «Землепользование высокой культуры земледелия, благоустройство машинных дворов, животноводческих ферм и комплексов».

Третью группу составляют районы смешанного типа, где достаточно активно, в значительных объемах и на паритетной основе развиваются и сельскохозяйственное, и промышленное производство. К таким относятся Быховский, Добрушский, Столинский, Хойникский и другие районы.

Предприятия Быховского района осуществляют внешнюю торговую деятельность с 30 странами мира. Основными потребителями являются: Россия, Украина, Казахстан, Германия, Польша, Литва.

Ведущим промышленным предприятием района выступает СЗАО «Белатмит». Оно является одним из лидеров отечественной мясоперерабатывающей промышленности по темпам роста производства и эффективности капиталовложений. Организация выпускает более 250 наименований мясной продукции.

Высокие темпы развития демонстрируют ОАО «Быховмолоко» (получило право маркировки выпускаемой продукции знаком «Натуральный продукт»), СЗАО «Агролинк» (выращивает и содержит кур родительского стада с целью производства инкубационного яйца и суточных цыплят мясных пород), ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» и др.

В районе динамично развивается сельскохозяйственное производство. За пятилетку валовое производство молока увеличилось с 31,9 тыс. т до 41,9 тыс. т, надой на одну фуражную корову – с 3 796 до 4 562 кг (для сравнения: средний годовой удой молока в 1986–1990 гг. составлял 3 085 кг на корову).

Активно ведется жилищное строительство (в текущем году в г. Быхове будут введены в строй четыре
60-квартирных дома), развивается социальная инфраструктура. За 2005–2010 гг. в районе обустроено 14 агрогородков, газифицировано 610 квартир и домовладений, 2 563 квартиры переведены со сжиженного на природный газ, проложено 106,3 км газовых сетей, построено 14 артезианских скважин, 4 станции обезжелезивания воды и т. д.


Широкое развитие получил частный сектор экономики. Если в 2005 году в районе действовали 9 коммерческих структур, то на сегодняшний день их 207. С 264 до 472 увеличилось количество индивидуальных предпринимателей. Зарегистрировано шесть юридических лиц с иностранными инвестициями.

В районе развивается экскурсионно-туристическая деятельность (зарегистрировано 19 агроэкоусадеб, построен Дом охотника), проводятся различные республиканские и международные соревнования и конкурсные проекты.

Во время посещения чернобыльских территорий в 2009 году Президент страны указал на необходимость перехода в государственной политике от реабилитации к возрождению и динамичному развитию пострадавших районов.



Это положение не относится к тем территориям, где радиационные риски для жизни человека чрезмерно высоки и где белорусским законодательством запрещено постоянное проживание (т. н. зоны отчуждения). К такой территории относится, например, Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, созданный в 1988 году. Здесь сосредоточено около 33% «выброшенного» из аварийного реактора ЧАЭС цезия-137, более 70% – стронция-90 и 97% – изотопов плутония.

На решение названной задачи направлена реализация Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 гг. и на период до 2020 года. С 2011 года страна по существу переходит к новому этапу в решении чернобыльских проблем.



Целями государственной программы определены: дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, содействие переходу от реабилитации территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию при безусловном обеспечении требований радиационной безопасности.

Программой определены и конкретные задачи в областях социальной и медицинской защиты населения, радиационной защиты, научного и информационного обеспечения, социально-экономического развития пострадавших регионов.

В числе приоритетов остаются спецдиспансеризация и оздоровление населения, бесплатное питание для детей в школах, контрмеры в сельском и лесном хозяйстве, радиационный контроль и мониторинг.

Так, на мероприятия по социальной защите, медицинскому обеспечению, санаторно-курортному лечению и оздоровлению пострадавшего населения в 2011–2015 гг. планируется выделить более 3 трлн. руб., в том числе на предоставление льгот и компенсаций – более 1 трлн. руб. На защитные мероприятия в сельском хозяйстве направляется 655 млрд. руб., на радиоэкологический мониторинг окружающей среды и радиационный контроль –
6 млрд. руб.

За пятилетку планируется газифицировать более 20 тыс. жилых домов и квартир, провести свыше 2 тыс. км газораспределительных и водопроводных сетей, построить и реконструировать 42 артезианские скважины, 44 станции обезжелезивания воды. На строительство и ремонт дорог будет направлено 380 млрд. руб., оздоровительных центров – 147 млрд. руб., объектов образования – 106 млрд. руб. На развитие сельского хозяйства пострадавших районов планируется выделить


288 млрд. руб.

Для обеспечения социальным жильем граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривается построить 61,5 тыс. кв. м жилья, или 1 103 квартиры.



Общий объем финансирования государственной программы в 2011–2015 гг. составляет 6 830 179 млн. руб.

Одним из новых ее направлений являются специальные проекты по развитию пострадавших районов. Они учитывают конкретные проблемы на местах и призваны раскрыть и развить социально-экономический потенциал чернобыльских территорий. Для их реализации будут созданы новые и модернизированы уже существующие производства, внедрены самые современные технологии. В течение десятилетия в пострадавших районах планируется реализовать 76 разноплановых спецпроектов.



В их числе: организация производства керамического кирпича в Рогачевском районе, создание производства топливных гранул из торфа в Лельчицком районе, строительство молочнотоварной фермы на Пинщине, создание теплиц по выращиванию грибов в Добрушском районе, реконструкция и техническое переоснащение Уваровичского льнозавода (Буда-Кошелевский район), создание предприятия по производству рыб ценных пород на Чериковщине и т. д.

Государственной программой по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 гг. и на период до 2020 года особое внимание уделено информационной работе. Среди населения Беларуси еще бытует ряд чернобыльских мифов, ложных стереотипов.



До сих пор, например, некоторые граждане считают, что продовольственная продукция, произведенная на предприятиях пострадавших районов (молоко, колбаса и т. п.), имеет высокий уровень радиации. Такое мнение существует, несмотря на то, что все продукты в Беларуси проходят радиационный контроль и имеют радиационно-гигиенический сертификат.




страница 1

Смотрите также: