страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4
8. Одной из стратегических задач перспективного развития республики является максимально полное использование ее географического положения, обеспечение привлекательности транзита через Беларусь.
В этой области за последние годы сделано немало. С 2006 года в стране реализуется пятилетняя Комплексная программа обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Беларуси. За последние годы удалось существенно продвинуться в вопросах благоустройства дорог и развития современной придорожной инфраструктуры.
До 2011 года планируется построить свыше 600 объектов придорожного сервиса. Транзитный потенциал будет расти за счет масштабной программы создания транспортно-логистических центров. Их на территории республики будет создано не менее 19.
Но предстоит сделать еще очень много как в плане введения объектов транспортной инфраструктуры, так и технического оснащения и реконструкции действующих транспортных систем.
Так, основная международная автомагистраль Брест–Москва обеспечена пунктами питания всего на 46%, средствами размещения – на 18%, платными автостоянками – на ⅓.
9. Государство вправе ожидать значительно большей отдачи от научно-технических программ, выполнение которых должно в значительной мере способствовать увеличению производства и сбыта продукции. Наука обязана реально работать на модернизацию страны.
Финансирование инноваций не должно ограничиваться только бюджетными средствами. «Надо активнее продвигать идею создания венчурных компаний, привлекать средства зарубежных и отечественных инвесторов, разрабатывать условия страхования инновационной деятельности», – потребовал Глава государства.
10. В современных условиях крайне важно раскрепостить предпринимательскую активность. Для активного содействия этому процессу в республике взят курс на либерализацию экономической жизни.
В рамках реализации этой задачи только в прошлом году было принято более 30 нормативных правовых актов, затрагивающих фактически все сферы экономики.
В 2009 году в соответствии с Планом первоочередных мероприятий по либерализации условий экономической деятельности продолжается работа по таким основным направлениям как совершенствование административных и технических процедур, упрощение сертификационной деятельности, совершенствование налогового и таможенного законодательства, имущественных и земельных отношений, ценового и антимонопольного регулирования.
Так, Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. № 1 снижены ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения. С 1 февраля текущего года Декретом Главы государства № 1 введен полноценный заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования. Если ранее в среднем за один рабочий день регистрировалось 48 юридических лиц и 137 индивидуальных предпринимателей, то после принятых нововведений эти цифры возросли до 90 и 208 соответственно.
Приостановлен контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в форме проверок и ревизий. Отменена регистрация цен (тарифов) на новые товары.
Существенным образом изменено законодательство об изъятии и предоставлении земельных участков.
С 1 апреля 2009 г. упрощен порядок проведения и контроля внешнеторговых операций.
Унифицированы перечни административных процедур, совершаемых областными, городскими и районными исполнительными комитетами, значительно уменьшены их количество и сроки рассмотрения.
Предпринятые меры по либерализации экономики приносят свои плоды.
Растет количество субъектов малого предпринимательства. В январе–марте 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число малых предприятий увеличилось более чем на 25% (почти на 14 тыс.). По сравнению с началом года количество индивидуальных предпринимателей возросло на 1 129 человек.
Согласно оценкам Всемирного банка, Беларусь в 2008 году стала одним из мировых лидеров правовых реформ, войдя в четверку ведущих государств-реформаторов. Такой подъем в рейтинге явился непосредственным сигналом инвесторам об улучшении в стране экономического климата.
За прошлый год в экономику республики поступило в 1,2 раза больше иностранных инвестиций, чем в 2007 году. Высокий инвестиционный потенциал страны подтвердил Лондонский инвестиционный форум, в котором приняли участие бизнесмены из 35 стран мира.
Белорусским Правительством сформирован сводный график рассмотрения предложений, поступивших от иностранных инвесторов. В него включены 114 инвестиционных проектов, согласно которым предполагается привлечь иностранные инвестиции из 31 страны на сумму более 19 млрд. долл.
В I квартале 2009 г. за счет иностранных инвестиций финансировалось 55 инвестиционных проектов.
Для реализации созидательного потенциала малому бизнесу будет оказываться содействие в размещении производственных мощностей, обеспечении сырьевыми, материальными ресурсами. Глава государства потребовал навести порядок в вопросах оплаты аренды площадей, осуществления контрольной и надзорной деятельности, создать нормальную систему финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета.
11. В стратегии по привлечению иностранных инвестиций основной акцент по-прежнему делается на их качественный аспект. «Мы должны сотрудничать не просто с инвесторами, а со стратегическими партнерами, готовыми развивать экономику, ее ключевые секторы…» – отметил белорусский лидер.
О неизменности курса
на поддержание уровня
и качества жизни людей
В Послании Президента Республики Беларусь однозначно подтверждена неизменность курса страны на выполнение принятых социальных обязательств и гарантий, поддержание и закрепление достигнутых в прошлые годы уровня и качества жизни людей, обеспечение максимально высокой занятости населения. Это – принципиальная позиция нашего государства и руководства страны.
Несмотря на вызванное мировым кризисом сужение внешних рынков сбыта, затруднившее обеспечение бесперебойной работы ряда отечественных предприятий, в нашей республике не допущено массового высвобождения работников. Основной принцип руководства страны в этом вопросе: «ни при каких условиях нельзя допустить массового увольнения работников».
Следование ему подтверждается практикой сегодняшнего дня. За последние полгода, когда национальная экономика ощутила негативные последствия мирового экономического кризиса, в Беларуси не только не наблюдалось массового высвобождения работников, как в ряде других государств, но и произошло повышение уровня занятости населения.
Уровень безработицы в Беларуси не превышает 1% к экономически активному населению. За содействием в трудоустройстве за три месяца 2009 года обратилось 77,1 тыс. граждан (в январе–марте 2008 г. – 79,5 тыс.).
Численность населения, занятого в экономике, выросла с 4 455,1 тыс. человек в I квартале 2008 г. до 4 520,6 тыс. в I квартале текущего года.
Для сравнения: в среднем по странам СНГ уровень официальной безработицы в феврале 2009 г. составлял 2,4%, в том числе в Армении – 6,6%, Казахстане – 0,8, Молдове – 2,3, России – 2,7, в Украине – 4,4%.
В качестве примера временного выхода из ситуации, сложившейся по причине развития мирового кризиса, служит работа ряда предприятий, прежде всего экспортно-ориентированных, в режиме неполного рабочего времени (сокращенная рабочая неделя, отпуска по инициативе нанимателя). Это позволяет сохранить промышленно-производственный персонал, сдерживая в то же время рост сверхнормативных запасов готовой продукции на складах предприятий и не допуская замораживания оборотных средств.
В январе–феврале 2009 г. 144,5 тыс. работников организаций (4,1% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости.
Отпуска по инициативе нанимателя без сохранения заработной платы в феврале 2009 г. были предоставлены 12,6 тыс. человек, или 35,9% от общей численности работников, направленных в вынужденные отпуска. Остальным заработная плата частично выплачивалась.
Из общего числа неотработанного времени свыше 83% приходилось на промышленные предприятия и 9% – на строительные организации.
В своем Послании Глава государства указал также на важность развития территориальной мобильности рабочей силы, которая должна стать существенным резервом в решении проблем занятости населения: «Следует шире применять существующую мировую практику внутренней миграции населения. Содействовать гражданам, в том числе и безработным, членам их семей в переезде на новое место жительства и устройстве на работу».
За три месяца 2009 года 120 семей безработных изъявили желание поменять место жительства с получением работы и жилья (в аналогичном периоде прошлого года – 100 семей).
Переселение безработных происходит при финансовой поддержке государственной службы занятости.
В предшествующие годы заложена основа для обеспечения достойного уровня жизни людей, который будет поддерживаться и в нынешних условиях.
Ежегодный рост реальных денежных доходов населения составлял 104–110% в 2002–2004 гг. и 113–118% – в 2005–2007 гг.
В 2008 году реальные денежные доходы населения выросли на 12,7%, в том числе реальная заработная плата – на 9,9%.
Как правило, в начале года происходит уменьшение размера средней заработной платы по сравнению с ее уровнем в декабре.
Например, в январе 2007 и 2008 годов реальная заработная плата снижалась по отношению к предыдущему месяцу на 7–8%.
В январе 2009 г. реальная зарплата уменьшилась почти на 12% по сравнению с предыдущим месяцем. В то же время она снизилась: в России – на 23%, Украине – 19, Казахстане – на 16%.
Однако уже в марте ситуация с динамикой зарплаты в Беларуси начала выправляться: заработная плата снова стала расти, хотя не так быстро, как в предыдущие годы.
В марте 2009 г. средняя зарплата в Беларуси составила 957 тыс. руб. В реальном выражении это на 5% больше, чем в феврале.
За I квартал 2009 г. реальная заработная плата увеличилась на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Не утрачивает своей приоритетности семейная политика. Как сказано в Послании, «только крепкая семья составляет основу сильного государства», поэтому данное направление государственной политики будет усиливаться, несмотря на экономические трудности.
С мая 2009 г. в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума на 3,9% возросли размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей.
Государством, в том числе и в текущем году, изыскиваются возможности для усиления поддержки нуждающихся в решении жилищной проблемы. В стране сохраняются высокие темпы жилищного строительства, реализуются меры по обеспечению доступности для граждан жилищных кредитов.
После выступления с Посланием, отвечая на вопросы депутатов, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко сообщил, что в настоящее время рассматривается возможность понижения процентных ставок на строительство жилья.
По его словам, строительство жилья в Беларуси будет «всячески поддерживаться». «Это один из локомотивов, которые в этот кризисный период могут потянуть нашу экономику». При этом белорусский лидер отметил, что основное внимание государством уделялось и будет уделяться «льготированию кредитов для нуждающихся в жилье».
Одна из самых серьезных задач, которой государство уделяет приоритетное внимание, – активная модернизация системы здравоохранения, внедрение и повышение доступности для граждан страны высоких медицинских технологий.
Как подчеркнул А.Г. Лукашенко, «наш курс на создание высокотехнологичных и технически переоснащенных учреждений здравоохранения в центре и в регионах оправдал себя». По всей стране реконструируются и оснащаются новейшей медицинской аппаратурой родильные дома, операционные блоки и реанимационные отделения. Все более доступными для жителей регионов становятся сложные операции.
Сегодня в каждом областном центре функционируют кардиохирургические отделения, где выполняются коронароангиографии и кардиохирургические оперативные вмешательства. А в Гомельской, Витебской и Могилевской областях врачи освоили сложнейшую операцию аортокоронарного шунтирования, которая до этого выполнялась лишь в РНПЦ «Кардиология».
Детские кардиохирурги РНПЦ «Кардиология» в апреле этого года провели первые выездные операции новорожденным. Так, в столичном роддоме № 2 осуществлены два вмешательства на сердце с открытым артериальным протоком. Специалисты способны организовать подобные вмешательства в реанимационном отделении любого роддома и готовы немедленно отправиться туда для спасения жизни новорожденного.
Все шире для эффективного лечения сосудов и сердца используются технологии вмешательств под рентгеновским и ультразвуковым контролем.
Настоящим прорывом стали достижения белорусских врачей в трансплантации органов, которая считается вершиной медицинских достижений.
Только в прошлом году проведено 9 операций по трансплантации печени, 70 – по трансплантации почки, 127 – по трансплантации костного мозга.
В апреле 2009 г. успешно проведены первые операции по трансплантации почки детям от живых родственных доноров на базе Республиканского центра урологии и нефрологии во 2-й детской клинической больнице г. Минска. Почечные трансплантаты были вживлены двоим мальчикам в возрасте 10 и 11 лет из Лунинецкого района Брестской области и Гродненского района.
Недавно в Беларуси впервые проведены успешные пересадки сердца трем пациентам.
Первая трансплантация сердца осуществлена в ночь с 11 на 12 февраля 2009 г. на базе РНПЦ «Кардиология» 36-летней женщине, которая страдала тяжелым заболеванием – дилатационной кардиомиопатией. Следующими пациентами стали мужчины 50 и 55 лет.
Столь уникальные операции требовали оперативной и слаженной работы всех медицинских служб. Для их проведения белорусские врачи прошли стажировку в ведущих клиниках Берлина, Праги, Вильнюса.
Несмотря на то что трансплантация – сверхдорогой вид специализированной медпомощи, все расходы берет на себя государство.
Результатом расширения практики применения и доступности современных медицинских технологий стало улучшение медико-демографической ситуации в Республике Беларусь. В связи с этим Глава государства в своем Послании отметил, что «в настоящее время достигнута одна из основных целей государства и системы здравоохранения – обеспечена положительная динамика медико-демографических процессов, которая характеризуется ростом рождаемости и сокращением естественной убыли населения».
В последнее время стала заметной тенденция к росту ожидаемой продолжительности жизни населения: в 2006 году она составляла 68 лет, а в 2008-м – уже 70.
Число родившихся в Беларуси выросло за этот же период на 4,3%. Всего в 2008 году родилось 107,9 тыс. малышей. Сокращаются темпы депопуляции: естественная убыль снизилась от минус 5,2 на 1 тыс. населения в 2005 году до минус 2,7 – в 2008-м.
Безусловно, это нельзя отнести к заслугам исключительно системы здравоохранения. Больше детей стало рождаться благодаря реализации социально-экономических мер по усилению государственной поддержки семей с детьми, повышению статуса семьи в обществе. А вот заслуга медиков состоит в том, что показатель младенческой смертности удалось снизить до уровня развитых стран мира – 4,5 человека на 1 тыс. родившихся (в 2007 году – 5,2).
Уровень младенческой смертности в отдельных странах составил:
в Азербайджане – 12,1%, Армении – 10,7, Кыргызстане – 30,6, Молдове – 11,3, России – 9,4, Узбекистане – 13,7, Украине – 11% (2007 год);
в Австрии – 3,6%, Германии и Дании – 3,8, Италии – 4,7, Канаде – 5, США – 7,2, Японии – 2,8% (2006 год).
Важным фактором снижения заболеваемости населения является ответственное отношение к своему здоровью со стороны самих граждан. И здесь нельзя переоценить значение здорового образа жизни и занятий спортом. Поэтому возведение спортивных сооружений по всей стране рассматривается как вклад в здоровье нации.
Так, в прошлом году открылись велотрек и теннисные манежи в Минске, ледовые арены в Бобруйске, Березе и Силичах, легкоатлетический комплекс в Бресте, обновленный стадион в Гродно.
В 2009 году только в Гомельской области на реконструкцию и строительство объектов спортивной отрасли запланировано выделить свыше 38 млрд. руб. из республиканского и областного бюджетов.
Средства будут направлены на возведение как крупных спорткомплексов, так и небольших спортзалов в агрогородках региона. Например, в Гомеле начнется строительство 50-метрового бассейна, многофункционального крытого спорткомплекса, тренировочного комплекса для занятий хоккеем на траве.
Начнется возведение ледовых арен в Гомеле, Речице, Рогачеве, Калинковичах, Светлогорске и Мозыре. Их строительство планируется завершить в 2010 году. В райцентре Буда-Кошелево появится новый физкультурно-оздоровительный комплекс.
«…Мы будем продолжать строить физкультурные объекты. Это вклад в здоровое будущее Беларуси!» – заявил Глава государства.
Говоря о решении проблем занятости населения, последовательного повышения уровня и качества жизни граждан, А.Г. Лукашенко подчеркнул, что за социальное благополучие страны должны нести одинаковую ответственность и государство, и бизнес.
Ориентиром в этом направлении может служить идея Организации Объединенных Наций «Глобальный договор», выдвинутая Генеральным секретарем ООН в 1999 году и нашедшая широкую поддержку в разных странах.
Договор призывает лидеров деловых кругов поддерживать и руководствоваться на практике в сфере своей деятельности основными принципами в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией.
В Беларуси «Глобальный договор» нашел свое отражение в проекте Инициативы «За социальную ответственность бизнеса». Участниками Инициативы в нашей стране являются: Центр системных бизнес-технологий SATIO, ОАО «Савушкин продукт», СООО «Белвест», СП ЗАО «Милавица», ОАО «АСБ Беларусбанк», МАХ «Атлант-М» и др.
Поддержка этой Инициативы – не только благие намерения по продвижению общепринятых стандартов социальной ответственности бизнеса в отношении человека и государства, но и доказательство открытости и прозрачности ведения бизнеса в целом.
страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4
|