страница 1
Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики
Инструктивно-методическое письмо по обеспечению
программно-техническими средствами рабочих мест
детей-инвалидов, обучающихся на дому
1. Данное инструктивно-методическое письмо подготовлено в рамках реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы в целях обеспечения программно-техническими средствами рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому.
2. Обучение детей–инвалидов на дому с использованием специально оборудованных рабочих мест включено в комплекс системных мероприятий, ориентированных на цели образования, развития и социализации учащихся .
3. Использование в надомном обучении специализированного компьютерного оборудования, электронных образовательных ресурсов направлено на улучшение восприятия детьми-инвалидами учебного материала путем расширения дидактических возможностей за счет повышения наглядности, использования элементов интерактивности. Оснащение рабочего места ребенка-инвалида, обучающегося на дому, не означает автоматического включения этого ребенка в образовательный процесс с использованием дистанционных технологий
4. Образовательный процесс в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде для детей-инвалидов, обучающихся на дому, должен строиться как система гибкого взаимодействия учащегося с учителем и другими учащимися посредством вспомогательных и общих образовательных технологий с использованием как сложных технических, так и простых вспомогательных средств.
5. Необходимым компонентом реализации общеобразовательных и специальных учебных программ обучения детей-инвалидов на дому является оснащение ученических рабочих мест комплектами программно-технических средств, основой которых являются программно-аппаратные платформы.
Все программно-технические комплекты для оборудования рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, должны соответствовать общим требованиям в части:
аппаратной платформы;
общесистемного, базового и прикладного специального программного обеспечения;
специальных функций, обеспечивающих возможность их эффективного использования детьми с ограниченными возможностями.
6. Оснащение / дополнительное оснащение (дооснащение) рабочих мест детей–инвалидов, обучающихся на дому, производится на основе и в течение реализации специальных долгосрочных Программ приобретения и эксплуатации комплектов оборудования (далее - Программ). Программы регламентируют распределение выделенных финансовых средств по показаниям и категориям детей-инвалидов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка, обучающегося на дому. Главным условием установки комплекта оборудования у ребенка-инвалида на дому следует считать отсутствие медицинских противопоказаний к работе с компьютером (например, миопия высокой степени, эпилепсия и эпилептоформные приступы и др.).
Заключение о возможности работы ребенка с компьютерным оборудованием дает окулист и/или невролог и/или хирург. При наличии тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата необходима совместная консультация невропатолога, инструктора ЛФК и офтальмолога.
При организации рабочего места пользователя – ребенка-инвалида - необходимо руководствоваться «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к эксплуатации персональных компьютеров, видеотерминалов и условиям работы с ними»,
Программы составляются с учетом того, что некоторые виды специальных вспомогательных (компенсаторных) и развивающих устройств имеют ярко выраженную возрастную направленность с конкретным назначением для использования на том или ином уровне образования. «Послужив» одному ребенку-инвалиду в течение 2-3х лет, комплект (устройство) передается другому пользователю в соответствии с Программой.
7. Программы составляются областными, городов Астаны и Алматы управлениями образования по данным областных, городов Астаны и Алматы психолого-медико-педагогических консультаций (далее - ПМПК) о детях-инвалидах, обучающихся на дому. Программы составляются с учетом:
структуры контингента детей-инвалидов, обучающихся на дому и проживающих в данном регионе;
«Требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями в развитии» (совместный приказ Министерств образования и науки, здравоохранения, труда и социальной защиты : № 367 от 19 .07.2007 г ; № 187 от 01.08. 2007г; №477 от 08.08.2007);
Перечня Рекомендуемых программно-технических средств для оснащения рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому;
средней стоимости одного комплекта, утвержденной законодательным порядком (по категориям детей-инвалидов, обучающихся на дому).
На основании ст. 7 Закона РК «О государственных закупках», п.п. 15,16 Правил осуществления государственных закупок, в обеспечение надлежащего единого контроля, государственные закупки по обеспечению программно-техническими средствами рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, приобретение оборудования необходимо проводить в каждой области централизованно, способами конкурса или через товарные биржи, обеспечивающие соответствие технических, качественных и функциональных характеристик программно-технических средств потенциальных поставщиков требованиям настоящего инструктивно-методического письма.
8. Взаимодействие структур, ответственных за реализацию обучения детей-инвалидов на дому, осуществляется согласно Программе.
Областные, городов Астаны и Алматы ПМПК:
1) уточняют контингент детей-инвалидов для организации обучения на дому;
2) рекомендуют учащимся тот или иной вид оборудования, учитывая индивидуальные возможности и специальные образовательные потребности ребенка-инвалида, обучающегося на дому; готовят письменные рекомендации организатору государственных закупок
При индивидуальном подборе развивающего и компенсаторного оборудования специалисты ПМПК ориентируются на :
а) «Требования к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями в развитии» (совместный приказ Министерств образования и науки, здравоохранения, труда и социальной защиты : № 367 от 19 .07.2007 г ; № 187 от 01.08. 2007г; №477 от 08.08.2007);
б) Перечень Рекомендуемых программно-технических средств для оснащения рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому (Приложение к данному Письму);
3) своевременно информируют органы (отделы) образования по всем указанным выше позициям;
В список данных о детях-инвалидах, получающих технику, следует внести информацию о возможности передачи семье ребенка-инвалида дорогостоящего оборудования с учетом характера социально-психологического климата семьи. Эту информацию готовит группа специалистов в составе: социального педагога ПМПК, социального педагога или психолога организации образования и учителя надомного обучения. На основании обследования условий проживания ребенка, степени готовности родителей выполнять условия договора, группа специалистов составляет коллективное мнение о возможности передачи оборудования в каждом конкретном случае. Вся информация фиксируется в социальном паспорте семьи. В случае неблагоприятного социально-психологического климата в семье и неготовности родителей нести ответственность за сохранность и целевое (для обучения и социальной интеграции ребенка) использование техники руководитель организации образования размещает оборудование в помещении школы, организуя доступ ребенка-инвалида к информационным образовательным ресурсам.
Областные, городов Астаны и Алматы управления (районные отделы) образования:
1) составляют и реализуют бюджетные целевые программы, предусматривающие дотации на:
а) установку, ремонт или закупку дополнительных вспомогательных средств или комплектующих для ранее поставленной компьютерной и проекционной техники для обучения на дому. При этом бюджетные целевые программы составляются из расчета средней стоимости полного комплекта оборудования и средней стоимости услуг по сервисной поддержке вспомогательного оборудования;
б) обучение использованию и сервисную поддержку вспомогательных (компенсаторных) средств;
2) по необходимости перераспределяют выделенные либо образовавшиеся при экономии финансовые средства, не превышая рамок финансирования соответствующей области, города областного значения, района, города.
Основанием для перераспределения финансовых средств является:
а) изменение общего контингента детей-инвалидов, обучающихся на дому, и/или изменение количества детей-инвалидов, обучающихся на дому, внутри одной определенной категории;
б) недостаточность предусмотренных финансовых средств для обеспечения определенной категории детей-инвалидов, обучающихся на дому, программно-техническими средствами согласно прилагаемым перечню и техническим требованиям.
в) необходимость в закупе дополнительных вспомогательных средств и/или комплектующих для дооснащения ранее поставленной компьютерной и проекционной техники для обучения на дому.
3) Управления образования обеспечивают взаимодействие подотчетных им ПМПК, ИПК и центров (отделов) информатизации образования с районными (городскими) отделами образования и контроль над исполнением соответствующих функций в рамках реализации данного Письма всеми участниками:
центры (отделы) информатизации образования в плановом порядке в рамках своих должностных обязанностей, с учетом имеющихся производственных и кадровых ресурсов и бюджетного финансирования, оказывают возможную (или необходимую) консультационную, техническую и информационную поддержку по вопросам использования техники пользователями в процессе обучения;
фирма-поставщик в процессе установки комплекта оборудования на дому у ребенка-инвалида осуществляет первичный инструктаж специалистов центра информатизации, педагогов надомного обучения и родителей по пользованию оборудованием. Дальнейшую работу по освоению вспомогательных технических средств ребенком и его родителями проводит учитель в ходе реализации учебного процесса на дому.
Областные институты повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования при поддержке ННПЦКП организуют курсовую подготовку кадров, участвуют в разработке методического сопровождения к специальному оборудованию, обобщают передовой опыт педагогов надомного обучения по использованию специального оборудования, пропагандируют в средствах массовой информации идею использования информационных (цифровых) образовательных ресурсов и специального оборудования в учебном процессе как один из путей социализации ребенка-инвалида, обучающихся на дому.
Руководители организаций образования, в контингент которых входят дети-инвалиды, обучающиеся на дому:
1) составляют заявки на приобретение необходимого или дополнительного оборудования (ежегодно - с учетом потребностей);
2) организуют за государственный счет (в рамках программ, составленных отделами образования) подключение к сети Интернет рабочих мест детей-инвалидов и обеспечивают оплату услуг доступа к сети Интернет на протяжении всего периода обучения в порядке, определяемом Администрацией региона, в котором проживает ребенок-инвалид;
3) принимают на баланс все оборудование, приобретенное в рамках Государственной целевой программы «Оснащение рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому». Поставленная техника является собственностью образовательной организации и должна ремонтироваться за счет этой организации либо за счет средств местного бюджета;
4) размещают государственный заказ и заключают контракт на приобретение комплектов оборудования для детей-инвалидов, обучающихся на дому, в соответствии с настоящей инструкцией;
5) разрабатывают в соответствии с ГОСО и другими нормативными документами программы специального индивидуального обучения на дому детей-инвалидов с учетом имеющегося оборудования, реализуют эти программы;
6) проводят внеурочные он-лайн конференции и встречи по интересам для детей –инвалидов и их здоровых сверстников;
7) мотивируют учителей надомного обучения к активной работе по освоению и использованию развивающего и компенсаторного оборудования, организуют подачу заявок в Отделы образования на прохождение специальных курсов повышения квалификации на базе областных ИПК и участие в семинарах по вопросам методики и интеграции оборудования в индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида, обучающегося на дому.
8) разрабатывают (при поддержке юридических служб управлений образования) Форму договора о передаче комплекта оборудования. Комплект оборудования может передаваться участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (договор заключается с родителями / иными законными представителям ребенка-инвалида, обучающегося на дому.) В текст договора в раздел «Обязанности родителей» вносится пункт об ответственности родителей за целевое использование техники. Компьютер используется ребенком-инвалидом только под контролем взрослого и только для учебных нужд. Оговаривается продолжительность работы ребенка за компьютером во внеурочное время. Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах - 20 минут, 8-9-м классах - 25 минут, 10-11-м классах - 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором. Родители ( законные представители ) ребенка подтверждают свою готовность выполнять законные и обоснованные требования педагогов по оказанию помощи ребенку при выполнении им домашних заданий с использованием компьютера, что должно быть отражено в тексте договора.
Комплект оборудования может предоставляться до завершения обучения по общеобразовательной и специальной учебной программе начального, основного среднего или общего среднего образования или на другой (не менее одного учебного года) срок.
Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики
1) Оказывает содействие центрам информатизации и областным Институтам повышения квалификации в организации и проведении семинаров-тренингов для специалистов ПМПК, педагогов надомного обучения, родителей детей-инвалидов по использованию специального развивающего и компенсаторного оборудовании.
2). Оказывает помощь в разработке общей технической спецификации на оборудование, рекомендуемое для оснащения рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому.
3) Проводит тестирование и апробацию оборудования; по результатам тестирования и апробации каждого наименования оборудования разрабатывает Заключение о соответствии/несоответствии представленных видов оборудования Инструктивно-методическому письму, дидактическом потенциале и коррекционной эффективности представленного вида оборудования в обучении на дому детей с ограниченными возможностями.
4). Обобщает и анализирует информацию, представленную областными ПМПК, Отделами и Управлениями образования по ситуации обеспеченности детей-инвалидов, обучающихся на дому, компенсаторным и развивающим оборудованием и эффективности использования этого оборудования в коррекционно-образовательном процессе. Представляет аналитические материалы в Министерство образования и науки Республики Казахстан
5) Оказывает поддержку областным институтам повышения квалификации по вопросам организации и методики надомного обучения, включая варианты интеграции каждого вида развивающего оборудования в индивидуальные образовательные маршруты детей-инвалидов, обучающихся на дому.
Приложение 1. Перечень рекомендуемых программно-технических средств для оснащения рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому
1.1 Для незрячих детей-инвалидов
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования:
|
Механическая печатная машинка по Брайлю
|
1 штука
|
Осваивающих общеобразовательные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:
|
Компьютерный тифлокомплекс:
|
1 комплект
|
1) Брайлевский дисплей 24 элемента
|
1 штука
|
2) Программа экранного доступа для Брайлевских дисплеев
|
1 штука
|
3) Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь)
|
1 комплект
|
4) Монитор
|
1 штука
|
5) Сетевой фильтр с контуром заземления
|
1 штука
|
6) Гарнитура (наушник с микрофоном)
|
1 штука
|
7) Звуковые колонки
|
1 комплект
|
8) Модем
|
1 штука
|
9) Web- камера
|
1 штука
|
1.2 Для слабовидящих детей-инвалидов
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования:
|
Портативная электронная лупа
|
1 штука
|
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:
|
Персональный комплекс с мобильным USB устройством увеличения экрана с речью:
|
1 комплект
|
1) Мобильное USB устройство увеличения экрана с речью
|
1 штука
|
2) Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь)
|
1 комплект
|
3) Монитор
|
1 штука
|
4) Web- камера
|
1 штука
|
5) Звуковые колонки
|
1 комплект
|
6) Модем
|
1 штука
|
1.3 Для слабослышащих и неслышащих детей-инвалидов, пользующихся слуховыми аппаратами
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования:
|
Звукоусиливающая система с микрофоном - устройство беспроводной связи индивидуального пользования, использующее WDA технологию в комплекте с индукционной петлей
|
1 штука
|
Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь)
|
1 комплект
|
Монитор
|
1 штука
|
Сетевой фильтр с контуром заземления
|
1 штука
|
Гарнитура (наушник с микрофоном)
|
1 штука
|
Звуковые колонки
|
1 комплект
|
Модем
|
1 штука
|
Web- камера
|
1 штука
|
Компактный речевой тренажер
|
1 штука
|
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:
|
Звукоусиливающая система с микрофоном - устройство беспроводной связи индивидуального пользования, использующее WDA технологию с индукционной петлей
|
1штука
|
Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь)
|
1 комплект
|
Монитор
|
1 штука
|
Сетевой фильтр с контуром заземления
|
1 штука
|
Гарнитура (наушник с микрофоном)
|
1 штука
|
Звуковые колонки
|
1 комплект
|
Модем
|
1 штука
|
Web- камера
|
1 штука
|
1.4 Для детей-инвалидов со снижением слуха легкой и средней степени (I-II степень снижения слуха), не пользующихся слуховыми аппаратами
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования
|
Звукоусиливающая система с микрофоном – устройство беспроводной связи индивидуального пользования, использующее WDA технологию в комплекте с головными телефонами
|
1 штука
|
Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь)
|
1 комплект
|
Монитор
|
1 штука
|
Сетевой фильтр с контуром заземления
|
1 штука
|
Гарнитура (наушник с микрофоном)
|
1 штука
|
Звуковые колонки
|
1 комплект
|
Модем
|
1 штука
|
Web- камера
|
1 штука
|
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования
|
Звукоусиливающая система с микрофоном – устройство беспроводной связи индивидуального пользования, использующее WDA технологию
|
1 штука
|
Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь)
|
1 комплект
|
Монитор
|
1 штука
|
Сетевой фильтр с контуром заземления
|
1 штука
|
Гарнитура (наушник с микрофоном)
|
1 штука
|
Звуковые колонки
|
1 комплект
|
Модем
|
1 штука
|
Web- камера
|
1 штука
|
1.5 Для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
1.5.1 Для детей-инвалидов с НОДА c поражением/ отсутствием верхних конечностей
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования:
|
Мультимедийная образовательная система для детей младшего и среднего школьного возраста, включающая специальное программное обеспечение, шестиклавишную подсвечиваемую клавиатуру, комплект трехмерных дидактических объектов, а также образовательные материалы и упражнения для дистанционного обучения инвалидов, специально разработанный обновляемый учебный ресурс для занятий в режиме онлайн
|
1 комплект
|
Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь)
|
1 комплект
|
Монитор
|
1 штука
|
Сетевой фильтр с контуром заземления
|
1 штука
|
Гарнитура (наушник с микрофоном)
|
1 штука
|
Звуковые колонки
|
1 комплект
|
Модем
|
1 штука
|
Web- камера
|
1 штука
|
Специализированная клавиатура: программируемая увеличенная или уменьшенная клавиатура; программируемая клавиатура с минимальным усилием для позиционирования курсора и ввода символов; клавиатура с накладкой, разделяющей клавиши (необходимость и вид клавиатуры определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка)
|
1 штука
|
Компьютерный джойстик или роллер/трекбол (необходимость определяется в индивидуальном порядке)
|
1 штука
|
Программное обеспечение – виртуальная экранная клавиатура (необходимость определяется в индивидуальном порядке)
|
1 штука
|
Компактный речевой тренажер
|
1 штука
|
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:
|
Мультимедийная образовательная система для детей среднего и старшего школьного возраста, включающая специальное программное обеспечение, настольный интерактивный модуль с подсвечиваемой клавиатурой, комплект трехмерных дидактических объектов, а также образовательные материалы и упражнения для дистанционного обучения инвалидов, специально разработанный обновляемый учебный ресурс для занятий в режиме онлайн
|
1 комплект
|
Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь)
|
1 комплект
|
Монитор
|
1 штука
|
Сетевой фильтр с контуром заземления
|
1 штука
|
Гарнитура (наушник с микрофоном)
|
1 штука
|
Звуковые колонки
|
1 комплект
|
Модем
|
1 штука
|
Web- камера
|
1 штука
|
Специализированная клавиатура: программируемая увеличенная или уменьшенная клавиатура; программируемая клавиатура с минимальным усилием для позиционирования курсора и ввода символов; клавиатура с накладкой, разделяющей клавиши (необходимость и вид клавиатуры определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка)
|
1 штука
|
Компьютерный джойстик или роллер/трекбол (необходимость определяется в индивидуальном порядке)
|
1 штука
|
Программное обеспечение – виртуальная экранная клавиатура (необходимость определяется в индивидуальном порядке)
|
1 штука
|
Компактный речевой тренажер
|
1 штука
|
1.5.2 Для детей-инвалидов с НОДА - поражением / отсутствием нижних конечностей
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования:
|
Мультимедийная образовательная система для детей младшего и среднего школьного возраста, включающая специальное программное обеспечение, шестиклавишную подсвечиваемую клавиатуру, комплект трехмерных дидактических объектов, а так же образовательные материалы и упражнения для дистанционного обучения инвалидов, специально разработанный обновляемый учебный ресурс для занятий в режиме онлайн
|
1 комплект
|
Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь)
|
1 комплект
|
Монитор
|
1 штука
|
Сетевой фильтр с контуром заземления
|
1 штука
|
Гарнитура (наушник с микрофоном)
|
1 штука
|
Звуковые колонки
|
1 комплект
|
Модем
|
1 штука
|
Web- камера
|
1 штука
|
Компактный речевой тренажер
|
1 штука
|
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:
|
Мультимедийная образовательная система для детей среднего и старшего школьного возраста, включающая специальное программное обеспечение, настольный интерактивный модуль с подсвечиваемой клавиатурой, комплект трехмерных дидактических объектов, а так же образовательные материалы и упражнения для дистанционного обучения инвалидов, специально разработанный обновляемый учебный ресурс для занятий в режиме онлайн
|
1 комплект
|
Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь)
|
1 комплект
|
Монитор
|
1 штука
|
Сетевой фильтр с контуром заземления
|
1 штука
|
Гарнитура (наушник с микрофоном)
|
1 штука
|
Звуковые колонки
|
1 комплект
|
Модем
|
1 штука
|
Web- камера
|
1 штука
|
Компактный речевой тренажер
|
1 штука
|
1.6 Для детей-инвалидов с эмоционально-волевыми расстройствами, обучающихся на дому
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования:
|
Комплект портативных речевых коммуникационных устройств (необходимость определяется в индивидуальном порядке)
|
1 комплект
|
Мультимедийная образовательная система для детей младшего и среднего школьного возраста, включающая специальное программное обеспечение, шестиклавишную подсвечиваемую клавиатуру, комплект трехмерных дидактических объектов, а также образовательные материалы и упражнения для дистанционного обучения инвалидов, специально разработанный обновляемый учебный ресурс для занятий в режиме онлайн (необходимость определяется в индивидуальном порядке)
|
1 комплект
|
Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь)
|
1 комплект
|
Монитор
|
1 штука
|
Сетевой фильтр с контуром заземления
|
1 штука
|
Гарнитура (наушник с микрофоном)
|
1 штука
|
Звуковые колонки
|
1 комплект
|
Модем
|
1 штука
|
Web- камера
|
1 штука
|
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:
|
Комплект портативных речевых коммуникационных устройств (необходимость определяется в индивидуальном порядке)
|
1 комплект
|
Мультимедийная образовательная система для детей среднего и старшего школьного возраста, включающая специальное программное обеспечение, настольный интерактивный модуль с подсвечиваемой клавиатурой, комплект трехмерных дидактических объектов, а так же образовательные материалы и упражнения для дистанционного обучения инвалидов, специально разработанный обновляемый учебный ресурс для занятий в режиме онлайн (необходимость определяется в индивидуальном порядке)
|
1 комплект
|
Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь)
|
1 комплект
|
Монитор
|
1 штука
|
Сетевой фильтр с контуром заземления
|
1 штука
|
Гарнитура (наушник с микрофоном)
|
1 штука
|
Звуковые колонки
|
1 комплект
|
Модем
|
1 штука
|
Web- камера
|
1 штука
|
1.7. Для детей-инвалидов со сложными нарушениями
1.7.1. Дети со слепоглухотой обеспечиваются комплектами оборудования для неслышащих и незрячих детей.
1.7.2. Дети, у которых отмечаются различные сочетания тугоухости или глухоты со снижением зрения или слепотой обеспечиваются соответствующими комплектами оборудования для слабовидящих или незрячих, слабослышащих или неслышащих детей (пп. 1.1. - 1.4.).
1.7.3. Дети, у которых отмечаются нарушения опорно-двигательного аппарата с различными сочетаниями нарушений зрения и/или слуха обеспечиваются соответствующими комплектами оборудования для этих категорий детей (пп. 1.1. – 1.2. и/или п.1.3.-1.4. и 1.5.).
1.7.4 Слабовидящие и слабослышащие дети-инвалиды, у которых сенсорный дефект осложнен умственной отсталостью и/или тяжелыми нарушениями речи, обеспечиваются:
1) компенсаторным оборудованием для восполнения физического дефекта - по показаниям (п.п. 1.2-1.4) и
2) компактным речевым тренажером (дополнительно).
1.7.5 Дети-инвалиды, у которых эмоционально-волевые расстройства сочетаются с легкой умственной отсталостью, обеспечиваются оборудованием в соответствии с п.1.6.
1.7.6 Дети-инвалиды, у которых эмоционально-волевые расстройства сочетаются с умеренной умственной отсталостью, обеспечиваются комплектом портативных речевых коммуникационных устройств (по индивидуальным показаниям).
1.7.7. Дети-инвалиды с тяжелой умственной отсталостью, которым рекомендована коррекционно-педагогическая помощь в организациях образования и социальной защиты, обеспечиваются комплектом портативных речевых коммуникационных устройств (по индивидуальным показаниям).
1.8 Для детей-инвалидов с соматическими заболеваниями
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования:
|
Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь)
|
1 комплект
|
Монитор
|
1 штука
|
Сетевой фильтр с контуром заземления
|
1 штука
|
Гарнитура (наушник с микрофоном)
|
1 штука
|
Звуковые колонки
|
1 комплект
|
Модем
|
1 штука
|
Web- камера
|
1 штука
|
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:
|
Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь)
|
1 комплект
|
Монитор
|
1 штука
|
Сетевой фильтр с контуром заземления
|
1 штука
|
Гарнитура (наушник с микрофоном)
|
1 штука
|
Звуковые колонки
|
1 комплект
|
Модем
|
1 штука
|
Web- камера
|
1 штука
|
2. Технические требования к оснащению рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому
2.1. Общие требования к аппаратной платформе
Используемые в составе комплектов программно-технических средств программно-аппаратные платформы должны обеспечивать наличие:
технологии быстрого определения и конфигурирования устройств в компьютере;
видеоадаптера с объемом памяти не менее 256 Мбайт и цифрового разъема для подключения монитора;
встроенного привода для записи двухслойных оптических дисков DVD;
оперативной памяти объемом не менее 2 Гбайт с возможностью расширения до 4 Гбайт;
встроенного сетевого контролера Ethernet 10/100/1000 ТХ с интерфейсом передачи данных RJ-45;
интегрированного звукового контроллера, линейного аудио-входа и аудио-выхода;
технологии энергосбережения на программно-аппаратном уровне с переводом в «спящий» режим;
возможности переключения из «спящего» режима в рабочее состояние не более чем за 3 секунды;
возможности переключения клавиатуры на казахский, русский и латинский алфавиты с нанесенными символами контрастным цветом;
координатно-указательного устройства (манипулятор типа «мышь» или координатно-указательное устройство в виде сенсорной панели).
2.2. Общие требования к специальным функциям программного обеспечения, упрощающим работу с компьютерным оборудованием для детей с ограниченными возможностями
Используемое программное обеспечение в составе поставляемых комплектов программно-технических средств должно стандартно обеспечивать следующие возможности:
операционное программное обеспечение не ниже Windows® XP Professional RUS;
пакет офисных приложений не ниже MS Office std 2003 RUS;
защиту компьютера (антивирусное программное обеспечение);
специализированное программное обеспечение для поддержки специализированных устройств ввода информации, которые обеспечивают управление компьютером и набор текстов.
Все предустановленное программное обеспечение должно быть лицензионным, стабильно и эффективно функционировать на всех программно-аппаратных платформах.
2.3. Общие требования к наличию специального программного обеспечения, используемого для образовательной и социальной интеграции детей-инвалидов
В составе всех поставляемых комплектов программно-технических средств должно быть предустановлено прикладное программное обеспечение, необходимое для эффективной организации мероприятий по вовлечению детей-инвалидов в образовательный процесс и общественную жизнь, в том числе:
организации групповых видеоконференций и участия в них;
организации звуковых коллекций;
создания DVD-видеодисков;
создания и редактирования веб-сайтов;
создания и редактирования видеофильмов:
создания и редактирования музыкальных композиций;
создания фотоколлекций и редактирования фотографий;
создания и редактирования учебных материалов.
Все предустановленное программное обеспечение должно стабильно и эффективно функционировать на всех программно-аппаратных платформах.
2.4. Общие требования к наличию периферийного оборудования
В составе всех поставляемых комплектов программно-технических средств должно быть следующее периферийное оборудование:
наушники;
микрофон;
колонки;
веб-камера;
сетевой фильтр-удлинитель.
Наушники, поставляемые в составе комплектов программно-технических средств, должны соответствовать следующим требованиям:
наушники закрытого типа;
обеспечена возможность подключения через разъем для передачи звукового сигнала;
обеспечено наличие кабеля длиной не менее 1,5 метра.
Микрофоны, поставляемые в составе комплектов программно-технических средств, должны соответствовать следующим требованиям:
микрофон должен быть направленного действия;
микрофон должен быть совместим с поставляемым программным обеспечением.
Колонки, поставляемые в составе комплектов программно-технических средств, должны соответствовать следующим требованиям:
тип - активные;
мощность - не менее 40 Ватт;
должна быть обеспечена возможность подключения к компьютеру через разъем для передачи звукового сигнала
Веб-камеры, поставляемые в составе комплектов программно-технических средств, должны соответствовать следующим требованиям:
разрешение - не менее 640x480;
Интерфейс-USB 2.0;
должна быть совместима с предустановленными операционными системами.
Сетевые фильтры-удлинители, поставляемые в составе комплектов программно-технических средств, должны соответствовать следующим требованиям:
наличие не менее 5 розеток для подключения оборудования;
длина шнура - не менее 3 метров.
2.5. Дополнительные требования по оснащению комплектами программно-технических средств рабочих мест детей-инвалидов
Базовая аппаратная платформа, входящая в состав комплекта программно-технических средств рабочих мест детей-инвалидов, должна дополнительно соответствовать следующим функциональным и техническим требованиям:
в целях снижения уровня травматизма, а также уменьшения вероятности возникновения механических поломок на корпусе системного блока не должно быть каких-либо винтов или защелок, обеспечивающих простой доступ внутрь корпуса компьютера в домашних условиях без использования специального инструмента;
на системном блоке должно быть не менее четырех портов USB 2.0;
энергопотребление программно-технического комплекса не должно превышать: в режиме ожидания с включенным монитором - 50 Вт, а в максимальной нагрузке - 200 Вт;
двухъядерного процессора с тактовой частотой не менее 2,2 ГГц и кэш-памятью второго уровня с объемом не менее 1 Мб;
жесткий диск не менее 120 Гб;
в состав платформы должен входить отдельный монитор с экраном диагональю не менее 19 дюймов:
размер шага не менее 0.285 мм;
разрешение не менее 1440 х 900;
яркость не менее 300 кд/кв. м;
контрастность не менее 1600:1.
страница 1
|