Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ИНТЕГРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Помочь людям стать личностями – это значительно важнее, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка К. Роджерс

Находясь во власти беспредельного информационного потока, огромного социального пространства, не имеющего чётких внешних и внутренних границ, меняется структура мышления, самосознания и миропонимания молодежи, что ведёт к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма. Усиливается конфликт между характером усвоения знаний и ценностей (системность, последовательность, традиционность, культуросообразностъ и т. д.) и социальным окружением (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размытость границ между культурой и антикультурой и т. д.). Результатом эгоцентрических устремлений и смыслоутраты обучающихся становится :

- постоянно растущим количеством разводов и абортов;

- тенденцией к подмене понятий, ценностных ориентаций, установок современной молодежи;

- широким распространением девиантного и зависимого поведения;

- утечкой научного потенциала страны, лучших выпускников вузов за рубеж и т.д.

Остановимся на исследовании «Семейные ценности» (выборка составила 291 человек).

Разумеется, ведущим интересом при разработке анкеты, является изучение отношения обучающихся к духовно-нравственным и семейным ценностям. Однако, параллельно мы преследовали идею информирования. Так, чтобы донести до студентов, на наш взгляд, архиактуальную и архиважную информацию, мы преподнесли ее в виде определенным образом сформулированных вопросов.

Первый вопрос звучал «знаете ли вы, что такое «ювенальная юстиция», основные ее положения?» Знают, что это такое - 4% респондентов. 96% не знают ничего о ювенальной юстиции (по завершении анкетирования краткая информация о поставленном вопросе была предоставлена).

Следующий вопрос анкеты, в котором была заложена информация звучал так: «знаете ли Вы, что нельзя ни разу за всю семейную жизнь лечь спать или уйти на работу, не помирившись (духовное наставление супругам)?». 31% опрошенных ответили утвердительно, а 69% ответили, что такого правила они не знают.

Лишь 6% студентов, обучающихся в университете воспитывались в многодетных семьях. Это в 3 раза меньше, чем количество студентов из неполных семей.

Согласно результатам опроса, свою родительскую семью считают благополучной 90% респондентов (92% - юношей и 89% девушек). Родители находятся в разводе у 14% опрошенных. Одного родителя имеют 8% студентов (14+8=22% - почти четверть опрошенных).



В ближайшие планы создание семьи входит у 50% респондентов. Отдаленная перспектива семейной жизни видится 47%. У 3% обучающихся семья уже есть. Отрадно, что вариант ответа «вообще не планирую создание семьи» не выбрал ни один респондент.

Зарегистрированный брак предпочитают 41% опрошенных (54% юношей, 35% девушек). Зарегистрированный и освященный церковью брак выбрали 54% (63% девушек и 39% юношей). За «гражданский брак» высазались5% обучающихся.

Одного ребенка хотят иметь 10% респондентов, двоих детей – 61% (67% девушек, 51% юношей). Троих и более детей хотят иметь 27% опрошенных (22% девушек, 34% юношей). Вообще не хотят иметь детей 2% респондентов.

Верит в любовь - 92% опрошенных. Это говорит о том, что не смотря ни на что, молодежь верит в любовь и мечтает о семье.

Что касается вопроса о необходимости сексуального опыта до брака, ответы распределились следующим образом:

конечно, нет – 6%

скорее нет, чем да – 15%

скорее да, чем нет – 56%

да, обязательно – 23% (18% девушек, 31% юношей).



Список наиболее значимых ценностей выглядит так: на 1-м месте – здоровье (80%); на втором – счастливая семейная жизнь (78%); на третьем – материальное благополучие (37%).

То, что развод – это недопустимая для них трагедия, отметили 32% респондентов (29% девушек, 41% юношей). Допускают, что это иногда необходимо – 60%; ничего страшного в этом не видят 8% опрошенных.

С утверждением, что аборт – это убийство, согласились 68% опрошенных (74% девушек, 58% юношей). «Неприятной процедурой» аборт назвали 23% (18% девушек, 31% юношей).

Порадовало, что большая часть опрошенных студентов имеет желание повысить уровень своих знаний о психологии семейных отношений. Так, заинтересованность в прохождении психологических тренингов по теме семьи отметили 44% опрошенных студентов. Опыт родителей хотели бы перенять 12% опрошенных. 23% считают, что пополнять свои знания надо самостоятельно.


На основании вышесказанного, нами был изучен и обобщен опыт работы двух ведущих белорусских вузов - Белорусского национального технического и Белорусского государственного технологического университетов, и разработан Проект, представляющий собой интеграционную модель системы духовно-нравственного и семейного воспитания.

Нас заинтересовал опыт работы Клуба молодой семьи (далее КМС), организованный в 2000 году на базе семейного студенческого общежития №15 Белорусского национального технического университета. Выбор обоснован тем, что клубная работа организована по секторам («Семьеведение», «Домашний консультант», «Малышок»). Во-первых, это дает возможность охватить большую аудиторию - членами Клуба одновременно являются и семейные и несемейные студенты, магистранты и аспиранты, заинтересованные в создании хорошо функционирующей собственной семьи. Во-вторых, это разнообразие методов работы, - от классических до инновационных и экспериментальных. И в-третьих, за счет работы в Клубе мотивированных специалистов (в том числе и специалистов, которые приглашаются на занятия Клуба), для которых ценность семейных отношений является внутренней потребностью, мы активно мотивируем аудиторию.

Клуб молодой семьи БНТУ стал победителем конкурса «Лидер года – 2010» Первомайского района г. Минска в номинации «Поддержка молодых семей».

Секция «Семьеведение» - работа с семейными и несемейными студентами, магистрантами и аспирантами. Задачи секции - выработка ответственного отношения к созданию семьи и рождению детей, повышение родительской компетентности, формирование навыков конструктивного взаимодействия в молодых семьях, популяризация семейных ценностей и традиций. В рамках секции проводятся психологические тренинги, круглые столы, интерактивные беседы, ток-шоу, семинары, выставки и праздники.

Наиболее востребованная и на наш взгляд, перспективная форма работы данной секции – психологический тренинг (работали группы «Личностного роста», «Мужественность и женственность», «Жила-была любовь» и др.). Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы развить духовные качества личности, не заставляя, не подавляя, не ломая человека, а помогая ему стать самим собой, познать себя истинного, научиться принимать других, преодолевать стереотипы. Тренинг, во-первых, это весьма популярная в студенческой аудитории форма специальным образом организованного общения. Во-вторых, говоря языком психодрамы, каждый участник группы имеет опыт как наблюдателя, так вспомогательного лица и протагониста. Посредством психодраматических техник эффективно прорабатываются ситуации экзистенциального выбора, раскрываются и обличаются псевдо-ценности и псевдо-смыслы:

- Юноша и выбор мужественности, девушка и выбор женственности.

- Может ли женственность быть сексуальной, а мужественность – грубой?

- Почему на дискотеке жен не выбирают?

- Кто такой СУЖЕНЫЙ?

- Стоит ли опасаться церковного постулата «муж — глава семьи» и претендовать на пальму первенства супруге?

- Последствия навязывания контрацептивного мышления.

- Разрушительность моделей добрачного и внебрачного сексуального поведения.

Проводимые мероприятия дают возможность исследовать свои способности, открывать в себе новые возможности, обретать новый взгляд на привычное, находить взаимопонимание в семье и интерес друг к другу. Если членам Клуба недостаточно семинаров и тренингов, или ситуация требует более глубокого подхода к вопросу, – есть возможность получить индивидуальную консультацию психолога.

В рамках секции «Домашний консультант» проводятся правовые семинары, встречи с узкими специалистами различных областей жизнедеятельности - права, медицины и т.д.

Секция “Малышок” - это работа воспитателя и педагога-психолога с детьми семейных студентов, магистрантов и аспирантов, где посредством развивающих игр, психогимнастических техник, музыки, танцев, конкурсов, культпоходов и экскурсий дети и взрослые удовлетворяют свои игровые, информационные возможности и потребности. Заинтересованный взрослый – хороший игровой партнёр, а если этот партнёр – папа или мама, - такая игра доставляет ребёнку огромное удовольствие.

Акцент в работе Белорусского государственного технологического университета ставится на проведении конференций, семинаров, мастер-классов и др. для взрослой аудитории - профессорско-преподавательского состава, кураторов, воспитателей общежитий и подразумевает собой трансляцию и популяризацию духовно-нравственных и семейных ценностей у обучающихся в рамках внеаудиторной деятельности.



Стать личностью – значит, во-первых, занять нравственную жизненную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Неотъемлемым условием развития личности является возникновение и преодоление особых психологических противоречий между потребностью, возможностью и необходимостью найти и реализовать смысл в жизни. В процессе и результате их разрешения складываются особые новообразования и жизненные способности.

В свое время известный русский философ Л.П. Карсавин, размышляя о «качествовании субъекта», обращал внимание на следующее: прежде чем творить, заниматься каким-то делом, человек должен сформироваться мировоззренчески, то есть духовно-нравственно. По его мнению, это и есть субъективное условие способности, либо неспособности личности к ответственной, полезной деятельности.

В современном обществе, чтобы иметь возможность водить машину, нужно пройти специальное обучение - курсы вождения. Далее следует сдать экзамены и получить водительские права. Чтобы иметь возможность успешно адаптироваться в ВУЗе, создать собственную семью – ничего специально делать не надо. Замуж возьмут и без экзаменов, только велика вероятность, что вскоре вернут обратно или сбежишь сам.

Основными психологическими индикаторами развития личности являются субъективные переживания осмысленности и удовлетворенности жизнью. Данные новообразования свидетельствуют о том, что личность обрела смысл и продуктивно реализует его в жизни, эффективно разрешая встречающиеся на ее пути смысложизненные противоречия. Однако не все противоречия оказываются посильными для личности, становясь источником деформаций, дисфункций и смысложизненного кризиса. Парадокс состоит в том, что в интересах развития, личность нуждается в утрате смысла, ставшего неоптимальным, - именно в этом случае происходит глубинный, болезненный процесс переоценки неоптимального смысла жизни.

Личность как специфическая, несводимая к другим измерениям (темпераменту, личностным свойствам и т. д.) конструкция не является самодостаточной, несущей в себе самой конечный смысл своего существования. Смысл этот обретается, в том числе, в результате взаимоотношений с социумом. Интерактивные методы в рамках работы учреждений высшего образования, учитывающие возрастные и социально-психологические особенности личности студентов и являющиеся, на наш взгляд, наиболее эффективными, должны стать приоритетными в работе с обучающимися. Таким образом, обучающиеся должны не просто «примерять на себя» ценности, транслируемые преподавателями, родителями и другими людьми, но и говорить о них, выносить их во внешний план, тем самым, выводить смысл личностных ценностей на уровень осознания.

Специалистами отдела воспитательной работы проводятся мониторинговые исследования (анкетирования, опросы) по изучению отношения студентов к семейным и духовно-нравственным ценностям, исследования по сформированности мировоззренческих основ личности, активности жизненной позиции и другим направлениям. Результаты исследований становятся основанием для планирования тематики воспитательной работы в университете.

Согласно данным одного из опросов, лишь 6% студентов, обучающихся в университете, воспитывались в многодетных семьях. Это в 3 раза меньше, чем количество студентов из неполных семей. На первом курсе курит каждый шестой студент (18% первокурсников – несовершеннолетние), на втором – каждый второй. Отметим, что в обоих случаях мы ссылаемся на опыт психолого-педагогического сопровождения данного направления работы, осуществляемого психологической службой, отделом воспитательной работы вуза.

Таким образом, в основу интеграционной модели духовно-нравственного и семейного воспитания (рис. 1) положена идея о том, что интериоризация нравственным самосознанием духовно-нравственных и семейных ценностей может быть достигнута в случае личностной заинтересованности обучающихся в теме духовно-нравственного и семейного воспитания. В формате Клуба молодой семьи, где ключевым моментом нами выделен подбор мотивированных специалистов, форм, методов и содержания работы, решение данной задачи нам видится наиболее успешным.


Рисунок 1. Интеграционная модель системы духовно-нравственного и семейного воспитания

Следующим звеном модели мы выделили трансляцию и популяризацию профессорско-преподавательским составом, кураторами групп и воспитателями общежитий духовно-нравственных и семейных ценностей, постулируемых на специально организуемых отделом воспитательной работы с молодежью методических семинарах (подбор тематики семинаров, работа над содержанием, приглашение специалистов, освещающих поднимаемые в рамках семинара вопросы проводятся особенно тщательно).

Завершающим элементом интеграционной модели является наличие конструктивного опыта функционирования в семейной системе руководителей Проекта (идейных организаторов, работающих в направлении популяризации духовно-нравственных и семейных ценностей, курирующих данное направление) - как жены, мамы, практикующего психолога. Это вызвано убежденностью в том, что наряду с глубоким владением методологией, важным условием эффективности работы психолога, работающего с семьей, является обязательное самоопределение в собственной семье, способность решать возникающие личностные и жизненные проблемы.

Таким образом, проект является многокомпонентным и включает в себя информирование участников и создание условий для развития личностных и поведенческих ресурсов, паттерна духовно-нравственных и семейных ценностей, формирование и развитие позитивной «Я-концепции».



Модель семейного воспитания БГТУ. Формы и содержание работы

Необходимость обращения к проблеме духовно-нравственного и семейного воспитания обусловлена, прежде всего, кризисом духовности и самоидентификации человека, связанных с утратой смысла жизни, искажения ценностной сферы, являющихся основой многочисленных конфликтов индивидуально-личностного, социального плана. Вузовское образование, как известно, является завершающим этапом процесса общего образования и основной стадией специализации, профессиональной подготовки. От качества организации образовательного пространства на этой стадии во многом зависит дальнейшее комфортное пребывание человека в будущем, его готовность решать жизненные проблемы. Очевидно, что знаний одних учебных университетских дисциплин недостаточно для полного развития личности. А поскольку духовно-нравственные качества молодыми людьми сами по себе не усваиваются, важным становится целенаправленное их формирование и развитие.

Прежде всего, определимся с содержательным компонентом понятия «духовно-нравственное воспитание». Мы считаем, что определение термина детерминируется целью воспитания, то есть, ответом на вопрос «что должно получиться в результате приложения педагогических усилий»? Выделим следующие личностные и духовно-нравственные педагогические компетенции:


  1. Знать духовно-нравственные принципы развития личности и общества.

  2. Формировать соответствующее целям духовно-нравственное образовательное пространство.

  3. Диагностировать уровень сформированности и развития духовно- нравственных качеств личности обучающихся и корректировать их содержание.

  4. Понимать и соотносить личностные и общечеловеческие ценности, обладать культурой поведения.

  5. Способствовать развитию коллектива, управлять процессом саморазвития и самоактуализации обучающихся.

  6. Обладать навыками рефлексии. 

Отметим наиболее важные направления работы в рамках решения проблемы духовно-нравственного и семейного воспитания:

  • совершенствование работы по определению содержания современного профессионального воспитания, наполнение нравственных понятий современным смыслом;

  • вооружение преподавателей технического вуза современными знаниями о воспитании молодежи;

  • использование в работе вуза всех видов воспитательного воздействия: поведенческого, эмоционального и когнитивного.

Для успешной реализации указанных направлений важным видится использование методов педагогического воздействия. Основой поведенческого педагогического воздействия является формирование приятного впечатления о первом восприятии педагога студентами. Первая встреча оставляет глубокий след в психике студентов, и может надолго определить характер взаимоотношений между ними и педагогом, повлиять на результативность работы. На бессознательном уровне это процесс

формирования у студентов той эталонной базы моделей поведения, которая и будет в дальнейшем ими реализовываться. Так, в нашем поведении многое основано на имитации, т.е. бессознательном подражании. Наличие положительных примеров для сознательного подражания и возможность наблюдать достойное поведение оказывает эффективное воспитательное воздействие.



Эмоциональное педагогическое воздействие является особенно важным по отношению к обучающимся с дихотомическим восприятием действительности. Чем выше уровень эмоционального комфорта студентов, тем больше преподаватель имеет шансов на успех в учебно-воспитательном процессе. Окрашенные положительными эмоциями переживания обеспечивают одномоментное закрепление в памяти всех обстоятельств, сопровождающих данные эмоции. Фактически формируется мотив, например, мотив насыщения знаниями.

Когнитивное педагогическое воздействие предполагает разъяснение тех или иных понятий, значимости образа мыслей. Процесс постановки проблемы, поиска разумных альтернатив и реализации наилучших решений - наилучший способ развития. Побуждая студентов к самостоятельному решению проблем, как академического, так и социального характера, мы тем самым способствуем развитию их интеллекта, воли, внутренней ответственности, совершенствованию когнитивных стилей деятельности.

Акцент в работе Белорусского государственного технологического университета поставлен на проведении конференций, семинаров, мастер-классов и др. для взрослой аудитории - профессорско-преподавательского состава, кураторов, воспитателей общежитий и подразумевает собой трансляцию и популяризацию духовно-нравственных и семейных ценностей у обучающихся в рамках внеаудиторной деятельности. Специалистами отдела воспитательной работы проводятся мониторинговые исследования (анкетирования, опросы) по изучению отношения студентов к семейным и духовно-нравственным ценностям, исследования сформированности мировоззренческих основ личности, активности жизненной позиции. Результаты исследований становятся основой планирования воспитательной работы в университете.

Приоритетной формой работы с профессорско-преподавательским составом, воспитателями, можно назвать методические семинары, организуемые отделом воспитательной работы с молодежью. Как правило, это 3-4 тематических семинара в год. Выступления сопровождаются демонстрацией видеоматериалов, электронных презентаций, наглядными

материалами. Используются элементы психологического тренинга, когнитивные и поведенческие модификации, игры-драматизации и др.

Говоря о наиболее интересных и полезных встречах, организованных для студентов, в первую очередь отметим цикл встреч с о. Дионисием (Пясецким), иереем, настоятелем прихода Храма Иконы Божьей матери «Неупиваемая чаша» по профилактике зависимого поведения, алкоголизма и наркомании. Проблема алкоголизации молодежи набирает обороты. Назидательные пути ее разрешения зачастую размыты и приводят в тупик. Интерактивная форма работы о. Дионисия с аудиторией, позволяет каждому участнику встречи стать не просто в активным слушателем, а внемлющим, думающим, готовым увидеть себя со стороны и взять на себя ответственность человеком. Все стороны человеческой жизни, - семья, здоровье, наследственность и генетическая предрасположенность, учеба, взаимоотношения и, конечно, психоактивные вещества, - либо затрагивались, либо глубоко разъяснялись о. Дионисием. Так, студентов не оставило равнодушным его утверждение «Жена – не машина. Жена - это судьба, – выбрал и женись. В этом и есть смысл». И если расставлять ценности по ступенькам, то можно остаться у разбитого корыта: «На 1 место поставлю – вуз, на 2 – работу, на 3 – квартиру, а уж потом можно и жениться. А семьи - нет!.. В этом списке нет более или менее важных

ценностей: они одинаково важны, и мы должны быть к ним одинаково внимательны», - сказал о. Дионисий.

Существует ли грань, разделяющая человека выпивающего и человека, злоупотребляющего спиртным? Есть ли культура пития? Как понять, что ты «на крючке»? По каким признакам можно предположить наличие предрасположенности к алкоголизму? На эти и многие другие поставленные вопросы, аудитории предстояло выбрать свой собственный ответ. Живой диалог, насыщенный провокациями и поведенческими модификациями, направлял студентов к глубинным личностным размышлениям, осознанному выбору: пить можно, но можно и не пить. Весь смысл размышлений сводился к осознанию того факта, что если мы не изменим тенденцию прямо сейчас, наша нация прекратит своё существование. Так, без поиска виновных и вынесения приговоров, с атмосферой, пронизанной заботой и болью о человеке проходили все встречи о. Дионисия со студентами. Итогом цикла встреч стала публикация в «Настаунiцкай газеце» статьи О.Ф. Быковой «Река – с ручейка, а пьянство - с кружки пива» (от 28 апреля 2012г).

Психологи отмечают, что именно в той деятельности, за осуществление которой индивид целиком берет на себя ответственность, происходит развитие личности. Поэтому для нас было важным, что все специалисты, встречи с которыми были описаны выше, акцентировали свое внимание на том, что в первую очередь, ответственность за нашу жизнь лежит на нас самих.

Сегодня задачей психологов, работающих в системе высшего образования, является максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию студентов. Для решения задачи по подготовке обучающихся к семейной жизни на этапе организации и разработки находится клубная (студийная) форма работы «Психология в кадре». Психологическая студия «Психология в кадре» - максимально соответствующая возрасту, интересам и потребностям студентов форма групповой работы с обучающимися. Преимущественным методом работы является работа с видеоматериалом – художественным или документальным фильмом, который имеет определенную психологическую нагрузку.

Фильмы с психологической нагрузкой представляют собой богатый материал для обсуждения реальных и смоделированных ситуаций из жизни. Жизненный путь личности, влияние профессиональной деятельности на человека, нормальные и патологические отношения, любовь, зависимости, одиночество, суицидальные помыслы, смерть, трудности кризисных периодов – все эти и другие темы глубоко обсуждаются наряду с телепросмотром.

Кроме того, в рамках студии «Психология в кадре» планируется создание видеороликов, электронных презентаций, фотоальбомов, а в дальнейшем – проведение студенческих конкурсов электронных работ. На сегодняшний день, в рамках данного Проекта, а так же в рамках первого опыта работы студии «Психология в кадре» снят видеоролик «Семья…– никогда не перестанет…». Вне всяких сомнений, знакомство студентов с многодетной семьей, члены которой стали героями ролика, в которой родители состоялись не только как папа и мама, муж и жена, но и весьма успешно реализуются в работе, станет для них хорошим примером и ориентиром в жизни. Видеоролик «Семья…– никогда не перестанет…»

представлен в Приложении к данному Проекту, а так же отдельно в номинации «Творчество».

Особый вид работы в направлении формирования духовно-нравственных и семейных ценностей обучающихся – школа волонтера. Встречаясь с детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми «с особенностями», происходит взаимообогащение, взаимообмен любовью и детей и студентов. Человеку важно научиться любить и быть любимым. Взрослому человеку, испытавшему дефицит любви в детском возрасте, трудно любить самому. Дети, как никто другой нуждаются в душевном тепле и ласке. Основная концепция, которой придерживаются психологи при подготовке волонтеров, во-первых, - знакомство с психологией «особенных» детей, во-вторых, - обучение безусловному принятию себя и окружающих, в третьих, - обучение психокоррекционным методам работы, снимающим травматические моменты, способствующим раскрепощению, включению в социальные связи и т.д.
Семейная система

В семейной системной психотерапии семья рассматривается как целостная система, которая стремится к сохранению сложившихся связей между элементами, а так же к их эволюции. Перефразируя положения классической термодинамики и системного подхода, можно утверждать, что семья как живая система обменивается информацией и энергией с внешней средой. В такой системе колебания (как внутренние, так и внешние) помогают обрести новый уровень сложности и дифференцированности, обычно сопровождаясь реакцией, возвращающей систему в ее устойчивое состояние (когда колебания резко усиливаются или ослабевают, может

наступить кризисное состояние, трансформация которого приведет систему на новый уровень функционирования). Поэтому психологу, работающему с семьей, необходим опыт эффективного функционирования, самореализации, саморазвития, преодоления кризисов и т.д. в собственной семейной системе. Он необходим для того, чтобы точнее уловить колебания семейной системы клиентов, оптимизировать процесс присоединения к семье клиента, дать импульс к ее изменениям, и в целом вызвать с терапевтической целью фрустрацию.

В психологическом плане самоопределившаяся личность - это «субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество». На наш взгляд, самоопределившейся в семье личность, это – «осознаю, чего хочу (жизненные планы семьи, идеалы); осознаю, что могу (возможности, ответственность); осознаю, что я есть (рефлексия личностных свойств, поведенческих и эмоциональных реакций); осознаю, чего от меня ждут члены семейной системы». Действуя, я соотношу свои ожидания, желания, возможности, требования и цели с ожиданиями, желаниями, возможности, требования и целями членов семейной системы. Таким образом, психолог, как личность, уверенная в своих профессиональных силах, начинается с безусловного самопринятия.

Одна из задач жены (в том числе жены-психолога), понять, в чем ее трудность? Как то, что делает муж, влияет на нее саму и на отношения в целом? Каким образом она реагирует на его поведение? Честный самоанализ (как я могу изменить себя, чтобы изменились наши отношения), работа с собственными чувствами, комплексами и ограничивающими убеждениями – трудный, но важный шаг на пути к семейному счастью, в том числе и психолога. Профессиональный рост подразумевает не только

приобретение новых знаний и методических навыков, но и постоянную терапию собственной души. «Исцелись сам», - это относится не только к врачу, но и психологу.

Спокойно ли мы сядем в кресло к плохо постриженному парикмахеру? А пойдем ли мы сами к психологу, который, с одной стороны, не знает цены человеческим проблемам, а, с другой, поглощен исключительно вытеснением собственных комплексов, порожденных условным самопринятием?

В работе психолога важен родительский опыт. Родительская позиция психолога, не имеющего собственных детей, зачастую иллюзорна. Кроме этого, эффективной работе, может мешать страх «разоблачения» данного факта. Отметим, что перенесение собственного родительского опыта в профессиональную сферу, неизбежен. Если этот опыт удачен и эффективен – почему бы и нет. В любом случае, осознание собственного родительского переноса - половина успеха в устранении его нежелательных последствий. В общем, прежде чем «учить» семейным отношениям или их «лечить», надо сделать счастливой свою собственную семью. Неправильно расставив приоритеты один раз, иметь дело с последствием такой расстановки можно очень долго…

Изучению влияния семейной жизни на работу психолога и влияния работы на семейную жизнь посвящено не много научных работ. Психологические услуги – это деятельность, непосредственно связанная со стрессом. Необходимость пропускать через себя травматичные переживания клиентов может негативно сказаться на психологическом состоянии самих психологов и привести к переутомлению, депрессии, внутреннему напряжению, тревоге.

В результате исследования, проведенного А. Руперт (выборку исследования составили 368 психологов, имеющих ученую степень и собственную семью) установлено, что психологи, обладающие контролем

над своей профессиональной деятельностью, в наибольшей степени удовлетворены тем, что происходит и дома, и на работе. Высокую степень удовлетворенности домом и работой обнаружили участники, получающие достаточную поддержку в своей семье. Участники, довольные и семьей, и работой показали самый высокий уровень удовлетворенности жизнью в целом. Руперт пишет «результаты нашей работы показывают, что при оценке своих потребностей и ресурсов психологу важно учитывать взаимовлияние семейной и профессиональной жизненных сфер».

Обобщив сказанное, можно предположить, что противоречия в личностном и профессиональном самосознании ведут к нарушению личностной и профессиональной идентичности психолога. И наоборот, достижение адекватной профессиональной идентичности снижает тревожность, повышает личностный потенциал, уменьшает раздвоенность, неуверенность, авторитарность и тревожность, уменьшает дистанцию между “Я-функциональным” и “Я-экзистенциальным.

Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:


  • Используемый комплекс  форм и методов работы  в рамках интеграционной модели является эффективным в  формировании  духовно-нравственных и семейных ценностей у обучающихся в учреждениях высшего образования.

  • Участники Проекта проявляют интерес к занятиям духовно-нравственного и семейного направления.

  • Работа в направлении духовно-нравственного и семейного воспитания актуальна для участников образовательного процесса высших учебных заведений.

В.Э.Чудновский справедливо отмечает, что процесс современного образования частично утратил свое предназначение – «создание личностного фундамента, на котором впоследствии происходит «строительство» индивидуального, своеобразного для каждого человека смысла жизни». Согласно исследованиям К.В. Карпинского, уровень образования отрицательно коррелирует с общей осмысленностью жизни. Выходит, что полученное образование выполняет преимущественно инструментальную, но не смыслообразующую функцию.

Главное достояние студента - картина мира, которая формируется на протяжении всей его жизни в процессе познания всего спектра университетских научных дисциплин, своего внутреннего мира, межличностных отношений, социальной адаптации и т.д. Значимо не то учение, которое есть только накопление фактов. Значимо учение, которое изменяет поведение человека в настоящем и будущем, его отношения и его личность. В результате такого учения возникают знания или изменения следующего вида: человек начинает по-другому смотреть на себя, больше себе доверяет, обдумывает свои поступки, отказывается от вредных привычек, более принимает других, изменяет основные качества своей личности в лучшую сторону. А это и есть основная цель воспитания. Профессор Джоуэтт, когда его спросили, что дает английским джентльменам Оксфорд, ответил: «Оксфорд может научить английского джентльмена тому, как, надо быть английским джентльменом…»

Выводы


  1. Проект является многокомпонентным и включает в себя информирование участников и создание условий для развития личностных и поведенческих ресурсов, паттерна духовно-нравственных и семейных ценностей, формирование и развитие позитивной «Я-концепции», рефлексии.

  2. Духовно-нравственное и семейное воспитание обучающихся возможно в условиях эффективно организованной системы. «От правильного воспитания зависит благосостояние всего народа» - Джон Локк.

Заключение

Парадокс семейной жизни состоит в том, что хорошие семьи всегда были и есть, несмотря ни на что — на отсутствие традиции, социальной и общественной поддержки и чего бы то ни было еще. Этот парадокс



выражается в том, что семья может преодолевать и внешнюю, и внутреннюю, собственную недостаточность. Проведя параллель, можно сказать, что духовно-нравственное и семейного воспитания всегда актуально. Всегда есть обучающиеся, которые способны преодолевать и внешнюю, и внутреннюю, собственную недостаточность. Главное - заинтересовать их хорошим.
Ольга Фоминична Быкова, психолог БГТУ

страница 1

Смотрите также: