Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2



Рисунок 3 – Динамика показателей сформированности деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения в экспериментальной группе (сравнительный анализ)
Теоретическая подготовка будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения была завершена после введения спецкурса «Деонтологические основы работы с детьми девиантного поведения» (таблица 5).
Таблица 5 – Тематический план к спецкурсу «Деонтологическая готовность педагога к работе с детьми девиантного поведения» (для студентов)


Темы


Л

С



Введение в спецкурс.

1






Педагогическая деонтология – наука о профессиональном долге

1






Этико-деонтологические нормы профессионального поведения педагога

2

2



Значение педагогической деонтологии при работе с детьми девиантного поведения

2

2



Ролевая концепция деонтологически готовой личности педагога при работе с детьми девиантного поведения.

1

1



Причины, приводящие к девиации поведения подростка

2

2


Деонтологическая готовность педагога при профилактике и коррекции девиации среди подростков


2

2



Особенности формирования взаимоотношений педагога и учащихся в соответствии с принципами педагогической деонтологии

2

2



Диагностика определения уровня девиантности подростка. Методы профилактики и коррекции девиантного поведения.

5

3



Заключение. Отчет студентов по самостоятельной, научно-исследовательской работе




4



Всего: 36ч.


18

18

Результаты второго «среза», проведенного в этот период, позволяют утверждать, что этот курс способствовал систематизации и углублению теоретических знаний студентов экспериментальной группы в области педагогической деонтологии и подростковой девиации (таблица 6, рисунок 4).
Таблица 6 – Сформированность деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения (2-й «срез», формирующий эксперимент)




Экспериментальная группа

(%)


Контрольная группа

(%)





1 «срез»

2 «срез»

1 «срез»

2 «срез»

Высокий уровень

14,6

24,9

10,7

10,9

Средний уровень

18,3

27,6

13,5

16,7

Низкий уровень

67,1

48,5

75,8

72,4



Рисунок 4 – Динамика показателей сформированности деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения в экспериментальной группе
Теоретические знания были закреплены в период педагогической практики и во время внеаудиторных мероприятий. Результаты 3-тьего заключительного «среза» даны в таблице 7 и наглядно показаны на рисунке 5.
Таблица 7 – Сформированность деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения (заключительный «срез»)




Экспериментальная группа

(%)


Контрольная группа

(%)





1 «срез»

2 «срез»

3 «срез»

1 «срез»

2 «срез»

3 «срез»

Высокий уровень

14,6

24,9

48,4

10,7

10,9

13,3

Средний уровень

18,3

27,6

35,4

13,5

16,7

29,4

Низкий уровень

67,1

48,5

16,2

75,8

72,4

57,3


Рисунок 5 – Динамика показателей сформированности деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения (экспериментальная группа)


Полученные результаты исследования свидетельствуют о положительной динамике сформированности деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения, что доказывает целесообразность ее дальнейшего внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза.

Для подтверждения эффективности предложенных нами педагогических условий мы вычислили коэффициент линейной корреляции по формуле Пирсона. В результате мы получили коэффициент корреляции, равный 0,937. Его достоверность определена по формуле Р.А.Фишера, согласно которой данный коэффициент оказался значимым. Следовательно, связь между педагогическими условиями формирования деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения и уровнем ее сформированности вполне достоверна.



Таким образом, проведенное исследование и полученные результаты позволяют считать, что разработанные нами педагогические условия обеспечивают эффективное формирование деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения.
Заключение
В результате исследования и проведенного педагогического эксперимента, подтверждающих выдвинутую гипотезу об эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения, можно сделать следующие выводы:

  1. изучение научной психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило раскрыть сущность деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения и выделить в ее структуре мотивационный, содержательный и технологический компоненты;

  2. раскрытие сущности и определение структуры деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения позволили выделить критерии и показатели, а также дать характеристику уровней сформированности искомой готовности;

  3. выявление уровней сформированности искомой готовности может быть объективным при разработке соответствующей методики диагностики, которая должна предусматривать изучение всех компонентов личности будущих педагогов, деонтологически готовых к работе с детьми девиантного поведения;

  4. разработанная нами методика позволяет выявить исходное состояние искомой готовности, анализ которого в совокупности с выявлением теоретических основ исследуемой проблемы позволяют обосновать и систематизировать педагогические условия формирования деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения;

  5. достоверность разработанных педагогических условий обеспечивается за счет отбора соотносимых методологических подходов и общепедагогических принципов, способствующих последовательной организации теоретической, практической и психологической подготовки будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения;

  6. внедрение данных педагогических условий позволяет утверждать, что уровень искомой готовности находится в тесной взаимосвязи с уровнем сформированности мотивационного, содержательного и технологического компонентов личности будущих педагогов, деонтлогически готовых к работе с детьми девиантного поведения;

  7. результаты проведенного эксперимента показали, что наиболее благоприятные предпосылки для формирования деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения созданы в процессе изучения спецкурса «Деонтологические основы работы с детьми девиантного поведения».

  8. проведенная опытно-педагогическая работа, доказала эффективность разработанных нами педагогических условий формирования деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения.

Полученные результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о необходимости формирования деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения. На основании выводов нами разработаны следующие рекомендации:

    • в теоретические курсы по психолого-педагогическим дисциплинам целесообразно ввести дополнения об основах педагогической деонтологии, об особенностях девиантного поведения, о психолого-педагогических предпосылках девиантности и ее диагностики;

    • внедрить в процесс профессиональной подготовки спецсеминар «Основы формирования деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения» (для преподавателей вуза) и спецкурс «Деонтологические основы работы с детьми девиантного поведения» для студентов;

    • проводить научно-методические семинары и конференции, посвященные проблемам формирование деонтологической готовности педагога к работе с детьми девиантного поведения, а также проблемам девиации;

    • широко практиковать организацию научных исследований будущих педагогов по проблемам профилактики и коррекции девиации.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение всех аспектов рассматриваемой проблемы, дальнейшая теоретическая и практическая разработка которой может быть продолжена при рассмотрении вопросов, связанных с девиацией дошкольного, младшего школьного, студенческого возраста, а также с аспектами деонтологической подготовки будущих специалистов в системе «человек - человек».
Список опубликованных работ по теме диссертации:



  1. «Трудный? Трудный! Трудный… подросток» // Материалы респ. науч.-практ. конф. молодых ученых, студентов и школьников «III Сатпаевские чтения».– Павлодар, 2003. - Т. 1.- С.160-163.

  2. «Реабилитационная функция педагога в образовательных учреждениях для подростков с девиантным поведением // Материалы респ. науч.-практ. конф. молодых ученых, студентов и школьников «III Сатпаевские чтения».– Павлодар, 2004. - Т.1. - С. 197-199. (в соавторстве с Ахмеджановой А.С)

  3. Әлеуметтiк педагогиканың қоғамдағы алатын орны // Материалы респ. науч.-практ. конф. молодых ученых, студентов и школьников «III Сатпаевские чтения».– Павлодар, 2004.- Т.1. (в соавторстве с А.С. Ахмеджановой)

  4. Социум и подросток // Вестник ПГУ. Серия педагогическая. - 2004. - №2. - С. 151-153. (в соавторстве с К.М.Кертаевой)

  5. Самообразование как средство самореализации // Вестник ПГУ. Cерия педагогическая. – 2004. - № 3. - С. 53-57.

  6. Деонтология в деятельности педагога // Орта мектеп. – 2004. - №4. -С.72-75.

  7. Деонтологическая готовность педагога – залог успешной работы с детьми девиантного поведения // Бастауыш мектеп. - 2005. - №4. - С.57-58. (в соавторстве с К.М.Кертаевой)

  8. The historical preconditions for deonthological preparing of teachers on work with children // Материалы респ. науч.-практ. конф. «Казахстан и мировые языки». – Павлодар: ПГУ, 2005. - С.48 – 50.

  9. У истоков педагогической деонтологии // Материалы междунар.научн.-практ. конф. «Опыт взаимодействия вузов и школ – основа качественной подготовки учителей новой формации». – Семипалатинск, 2005. - С.162-165.

  10. Структура личности подростка и факторы, влияющие на него // Материалы междунар.научн.-практ. конф. «С.Аманжоловские чтения – 2005» - Усть-Каменогорск: ВКГУ, 2005. - С.97 – 101.

  11. Тревожность, предпосылка девиантного поведения // Бастауш мектеп. - 2005. - № 12. - С. 47-50.

  12. Агрессия – как предпосылка девиантного поведения // Ұлт тағылымы. - 2005. - № 3 - С.76-79.

  13. Студенттың деонтологиялык дайындығы хақында // Вестник ПГУ. Серия педагогическая. – 2005. - № 1. - С.68-71. (в соавторстве с К.М.Кертаевой)

  14. Мектеп оқытушысын адамгершілікке тәрбиелеудің ұлттың негізіндегі ұстаздың деонтологиялық даярлығының ролі // Вестник ПГУ. Серия педагогическая. – 2005. - № 3. - С.69 – 77. (в соавторстве с К.М.Кертаевой)

  15. Роль авторитета учителя в развитии личности подростка // Вестник ПГУ. Серия педагогическая. - 2005. - №2. - С.61-69.

  16. Деонтологическая готовность педагога как профилактика девиантности в поведении подростков // Материалы респ. науч.-практ. конф. молодых ученых, студентов и школьников «III Сатпаевские чтения» – Павлодар:ПГУ, 2006. - Т.3 - С.179-182.

  17. Модель личности педагога при работе с детьми девиантного поведения // Вестник ПГУ. Серия педагогическая. - 2006. - №3. - С. 65-70.

  18. Психолого-педагогические основы контроля и оценки деятельности учащихся // Материалы респ. науч.-практ. конф. молодых ученых, студентов и школьников «Педагогические чтения», посвященной памяти отличника просвещения Казахской ССР Молдабаевой Раузы Аскаровны. – Павлодар, 2006.- Т.2. -С. 188-193. (в соавторстве с Каирбековой Б.Д.)

  19. Значимость ролевой позиции педагога при профилактике и коррекции девиации среди подростков // Материалы междунар.научн.-практ. конф. «Предпринимательство, конкурентоспособность и качество жизни: проблемы и перспективы их обеспечения в современных условиях». – Павлодар: ИнЕУ, 2007. - Т.2. - С.85-88.

Түйіндеме
Жуманкулова Еркын Нурсагатовна

Девиантты мінез-құлықты балалармен жұмыс істеуге болашақ педагогтардың деонтологиялық даярлығын қалыптастыру


13.00.08 - Кәсіби білім теориясы мен әдістемесі
Қазақстан Республикасының «Білім туралы» заңында «Білім беру жүйесінің басты міндеті – ұлттық және жалпы адамзаттық құндылықтар, ғылым және практика жетістіктері негізінде жеке адамды қалыптастыруға, дамытуға және кәсіби шыңдауға бағытталған білім алу үшін қажетті жағдайлар жасау» деп атап айтылған. Қазіргі заманда алаңдатарлық мәселе жасөспірімдер арасынан қылмыскерлер санының көбеюі. Мұнда мемлекеттің, қалың жұртшылықтың мұғалімнің жеке басына, деонтологиялық даярлығына, көңіл аударуы тіпті де тегін емес. Әсіресе девиантты мінез-құлықты балаларды саналы тәртіпке тәрбиелеуге, түрлі кикілжіңдер мен құқық бұзушылықтың алдын алуға, кәмелетке толмаған жасөспірімдерді ақылға қонымды қылыққа жетелеуге дайын ұстаз қажет. Сонымен, жасөспірімдер арасында девианттықтың алдын алу мен коррекциялау жөніндегі іс-шараларды ұйымдастыру үшін ұстаз ғылыми-теориялық тұрғыдан білімдарлыққа, аса асқан шеберлікке, жоғары моральды, саналы кемелге жетуге өз бойында нағыз белсенді гуманистке сай қасиеттер тәрбиелеуге ынталануы қажет. Ондай белсенділікке жеткізетін парыздылық сезіміне негізделген ұстаздың деонтологиялық даярлығы болуы тиісті. Сондықтан мүғалім тұлғасының девиантты мінез-құлықты балалармен ұтымды жұмыс істеуге деонтологиялық даярлығын қалыптастыру, яғни оның тек кәсіби сапасына ғана емес, тұлғалық сипатына, адамгершілік қасиетіне, оның моральдық бет-бейнесіне, соның ішінде парыздылық сана-сезіміне ден қоюды ерекше көңіл аударалық мәселе деп санаймыз. Осының бәрі ескеріле келіп диссертациялық зерттеудің «Девиантты мінез-құлықты балалармен жұмыс істеуге болашақ педагогтардың деонтологиялық даярлығын қалыптастыру» деген тақырыбы тандалды.

Зерттеудің нысаны: жоғары оқу орында болашақ педагогтарды кәсіптік даярлау үдерісі.

Зерттеудің мақсаты: болашақ педагогтардың девиантты мінез-құлықты балалармен жұмыс істеуге деонтологиялық даярлығын қалыптатыруды теориялық тұрғыда негіздеу және әдістемелік тұрғыдан қамтамасыз ету.

Зерттеудің әдістері: зерттеудің мақсаты мен міндеттерін іске асыру үшін ғылыми танымның, теориялық және эмпиристік әдістері қолданды: проблема бойынша философиялық, педагогикалық, психологиялық ғылыми әдістемелік әдебиеттер теориялық тұрғыдан талданды; ізденістің әрбір кезеңінде педагогикалық бақылаудың синкретті және дискретті түрлері қолданды; психологиялық және оқыту тестілеулер өткізіліп, студенттермен әңгімелесу, сауалнама, сұхбаттасу жүргізілді, олардың нәтижелеріне математикалық өңдеу жасалып, педагогикалық эксперимент жасалды.

Жұмыстың нәтижелері:

- «Болашақ педагогтардың девиантты мінез-құлықтағы балалармен жұмыс істеуге деонтологиялық даярлығы» ұғымының мәні ашылды;

- девиантты мінез-құлықты балалармен жұмыс істеуге деонтологиялық даярлығы қалыптасқан болашақ педагог тұлғасының моделі жасалды;

- болашақ педагогтардың девиантты мінез-құлықтағы балалармен жұмыс істеуге деонтологиялық даярлығын қалыптастырудың теорияллық моделі құрылды;

- болашақ педагогтардың девиантты мінез-құлықтағы балалармен жұмыс істеуге деонтологиялық даярлығын анықтаудың әдістемесі ұсынылды;

- болашақ педагогтардың девиантты мінез-құлықтағы балалармен жұмыс істеуге деонтологиялық даярлығын қалыптастырудың педагогикалық шарттарды айқындалып, жүйеленді.



Еңгізудің дәрежелері:

- болашақ педагогтардың девиантты мінез-құлықтағы балалармен жұмыс істеуге деонтологиялық даярлығын қалыптастырудың әдістемесі педагогтар даярлайтын жоғары оқу орнына ендірілді;

- психологиялық, педагогикалық пәндердің бағдарламаларына зерттеу проблемасына сәйкес қосымша тақырыптар енгізу ұсынылды;

- жоғары оқу орнының оқытушыларына арналған «Болашақ педагогтардың девиантты мінез-құлықтағы балалармен жұмыс істеуге деонтологиялық даярлығын қалыптастырудың негіздері» атты арнайы семинар жүзеге асты.



Енгізуінің кепілдемесі:

- «Девиантты мінез-құлықты балалармен жұмыс істеудін деонтологиялық негіздері» курсының бағдарламасы жасалып, педагог кадрларын даярлайтын оқу орнына арнайы пән ретінде ұсынылды;



- ЖОО педагогикалық үдерісінде болашақ педагогтардың девиантты мінез-құлықты балалармен жұмыс істеуге деонтологиялық даярлығын қалыптастырудың педагогикалық шарттары мен моделінің тиімділігі экспериментті түрде тексерілді.

Зерттеудің нысанының даму үсінісі: жасанған зерттеу берілген мәселенің барлық аспекттерін шешпейді, келесі теориялық және тәжірибелік жоба, мектепке дейінгі, бастауыш мектеп, студентік жастардың девиация мәселесін, сонымен қатар болашақ мамандардың “адам-адам” жүйесіндегі даярлығын қарастырады.

Resume
Jumankulova Yerkyn Nursagatovna
Formation of the deontological preparedness of the future teachers for the work with deviant behaving children
13.00.08 – Тheory and methods of professional education
“The main purpose of the educational structures is to make necessary conditions for bringing up the generation which would have national and humans values and through the science and practice skills would develop their professional skills” according to the law of education of Republic of Kazakhstan. Today the main problem is increasing number of criminals among teenagers. That is why the main task of the sovereign state and teachers is to pay attention on deontological preparedness of the future teachers from the side of educational structures. Especially it is important for bringing up the deviant behaving children and law broken teenagers. So, for the purpose to correct and prevent the deviant behaviour of the teenagers teacher should make all conditions to educate them to be humanist through the theoretical and scientific knowledge. The realization of this purpose would be the deontological preparedness of the future teachers for the work with deviant behaving children. That is why teachers should find methods and techniques to educate and bring up the deviant behaving children for being a professional with comprehensively developed personality. To summing up all we come to conclusion that the research of dissertation “Formation of the deontological preparedness of the future teachers for the work with deviant behaving children” is very important at present day.

The aim of the research: is the theoretical substantiation of the essence of the deontological preparedness of the future teachers for the work with deviant behaving children and practical elaboration of its formation foundations.

The object of the research: is the professional training of the future teachers.

The methods of the research: is the realization of the aim and solving the problem of the research through the using the theoretical and empirical methods of scientific cognition on different stages which are conducted direct and mediate, syncretic and discrete kinds of pedagogical observation, psychological and educating tests, pedagogical experiment and method of the mathematical processing of statistical data.

The results of the work: consists of the fact that:

  • the essence of the concept of the deontological preparedness of the future teachers for the work with deviant behaving children reveals;

  • the model of the future teachers personality who are deontologically prepared for the work with deviant behaving children designs;

  • the theoretical model of the forming the deontological preparedness of the future teachers for the work with deviant behaving children develops;

  • the methodology of the sought-for preparedness diagnostics gives;

  • the pedagogical conditions of the forming the deontological preparedness of the future teachers for the work with deviant behaving children reveal and systematize.

The level of introduction: consists of the fact that:

  • the methodology of the deontological preparedness of the future teachers for the work with deviant behaving children implements;

  • the additions to the programs of psychology and pedagogy disciplines which is directed to the formation of the sought-for personality develop;

  • a special seminar “Foundations of the forming the deontological preparedness of the future teachers for the work with deviant behaving children” introduces.
The results of introduction of the scientific research work:

  • a special course for students “Deontological background of the work with deviant behaving children” approves;

  • the effectiveness of pedagogical efforts and the model of the forming the deontological preparedness of the future teachers for the work with deviant behaving children at the university education upbringing process experimentally tests.

The suggestions about the development of the object of investigation: the research that had been conducted doesn’t pretend to solve all aspects of the given problem and further theoretical and practical elaboration which could be continued with examining the problem of the deviant behaving of the children under school age, junior classes and students age and also with aspects of the deontological preparedness of the future specialists in system “person - person”.






страница 1 страница 2

Смотрите также: