Меню
  
Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2


Государственное учреждение образования

«Верхменская средняя школа им. В. А.Тумара»







в рамках районного конкурса-смотра на лучший проект

зимнего оздоровительного лагеря «Здоровье! Творчество! Интеллект!»

в номинации «Лучший проект лагеря в создании условий для творческой реализации учащихся»


Автор: Тумар Елена Николаевна

учитель начальных классов

первой категории

Алесино, 2013







Тумар Елена Николаевна

работает в школе 16 лет. Имеет большой опыт участия в работе оздоровительных лагерей.



Ею разработан проект по работе с одаренными детьми «УМКА», методическая разработка в рамках районного конкурса-смотра на лучшее школьное лесничество в номинации «Лучшая экскурсия в природу» удостоена 1 места (2011 год).

Елена Николаевна работает в оздоровительном пришкольном лагере не первый год, как в должности воспитателя, так и в должности начальника оздоровительного лагеря.



Это творческий педагог, который стремится сделать отдых детей в лагере интересным, полезным и содержательным. Она в постоянном поиске. В своей работе опирается на эффективные интерактивные методы работы, щедро делится своими находками с коллегами.

Развитие творческой личности, cамостоятельность в познавательной

и практической деятельности, уважение личности ребенка – вот те задачи, которые ставит перед собой Елена Николаевна.






Название проекта

«Страна мастеров» в рамках районного конкурса-смотра на лучший проект зимнего оздоровительного лагеря «Здоровье! Творчество! Интеллект!»

Номинация

«Лучший проект лагеря в создании условий для творческой реализации учащихся»

Место составления проекта

Государственное учреждение образования «Верхменская средняя школа им. В. А. Тумара»

Сроки реализации

Декабрь-январь

Участники проекта

Педагоги, родители, учащиеся.

Адресат проекта

Дети в возрасте от 6 лет до 10 лет.

Партнеры

Смолевичский РОО

Алесинская врачебная амбулатория



Цель

Создать условия для восстановления, сохранения здоровья учащихся

Задачи

Создавать оптимальные условия для формирования здорового образа жизни; содействовать формированию положительного отношения к труду; способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к родине, проявлению активной гражданской позиции; осуществлять процесс социализации личности на основе его физического и психологического здоровья; содействовать развитию всесторонне развитой личности ребенка; организовывать разнообразную досуговую деятельность, активное общение с природой; формировать умение развивать и закреплять связи школы, семьи и общественности.

Периоды реализации смены

Организационно-адаптационный – 16.12.2012 – 26.12.2012 г

Основной – 27.12-29.12.2012 г; 03.01-04.01.2013 г

Заключительный – 05.01.2013 -10.01.2013 г


Сопровождение

Психолого-педагогическое (анкеты, опрос, мониторинг)

Педагогическое



Ожидаемые результаты

Для ребенка: приобретение навыка здорового образа жизни; развитие творческого потенциала через трудовую деятельность; активизация трудовой, социально-значимой коллективной деятельности; осознание своей гражданской ответственности перед своей страной, ее историей, приобретение организаторских навыков, лидерских качеств; получение опыта межличностного взаимодействия ребенка и взрослого, ребенка среди своих сверстников.

Для педагогов: популяризация здорового образа жизни среди детей, родительской общественности в условиях сельского социума; создание банка воспитательных тематических мероприятий, сборника методических сценарных разработок воспитательных мероприятий; повышение педагогического мастерства в организации разнообразных коллективно-творческих мероприятий, праздников, конкурсов; активизация сотрудничества школы и Алесинской врачебной амбулатории, освещение в средствах массовой информации (школьная газета «След», на школьном сайте (на страницах учащихся), еженедельный выпуск программы «Новости недели») жизни и результатов проекта «Страна мастеров».

Адрес

222228, ул. Школьная, 14 А,

агрогородок Алесино,

Смолевичский район, Минская область


Телефон

8 – 01776 – 41 – 3 – 48




Введение. Актуальность проекта 6

1. Причины работы лагеря 7



  1. Этапы реализации проекта 8 – 9




  1. Общая характеристика проекта 10 - 16



  1. Основная часть 17 – 23




  1. Компоненты психологического сопровождения 24 – 26




  1. Заключение 27 - 28



  1. Выводы и результаты 29




  1. Список использованных источников 30

Приложение 31 - 45



Здоровому каждый день – праздник”

восточная мудрость.

Каникулярное время – это смена деятельности школьников, которая позволяет умственный труд, характерный для образовательного процесса, заменить многообразием досугово - оздоровительных форм работы. Во время каникул происходит разрядка накопившейся напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет школьный лагерь с дневным пребыванием детей.



В условиях школьного лагеря, отдых

детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в школьном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут поправить свое здоровье, получить дополнительные знания и просто отдохнуть. Весь коллектив учителей, работающих воспитателями в оздоровительном лагере, ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, соуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса.

Предыдущий опыт работы показал, что среди разнообразия игровых моделей, которые на протяжении многих лет использует педагогический коллектив лагеря, наиболее удачно и с большим успехом реализуются модели, содержащие элементы сказочности и трудовой деятельности.

Разработка данного проекта организации зимнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях сельской местности;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала учащихся и педагогов в реализации цели и задач программы.

Таким образом, проанализировав данные, мы приняли решение создать проект – «Страна мастеров», в основу которого была положена воспитывающая трудовая деятельность, предоставляющая ребенку возможность пофантазировать, принять верное решение, активизировать коммуникативные умения.

Реализация проекта рассчитана на одну лагерную смену – 7 дней.



Проект лагеря имеет ряд причин, которые и определяют специфику его работы:

1. Временный характер детского объединения.

2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода

разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде».

3. Формирование коммуникативной культуры через создание адекватного позитивного образа мира на основе формирования навыков и умений общения в группе.

4. Формирование здорового образа жизни как нормы поведения у детей и подростков.

5. Опора на национальные традиции в воспитательной работе.

6. Интенсивность освоения детьми новых видов деятельности

заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.



7. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего,

подчас негативного, стереотипа поведения, приобретение положительного опыта в общении.



8. Чёткий режим жизнедеятельности – рациональная организация всей

жизнедеятельности детей.



9. Реализация проекта посредством усилий учащихся и педагогов через организацию работы с практической значимостью.






Виды деятельности

Сроки реализа-ции


Результат

  • Изучение опроса

родителей и учащихся, обобщение результатов деятельности педагогического коллектива за прошедший год.

  • Подбор и анализ

литературы, фото- и видеоматериалов по тематике смены.

  • Изучение литературы,

посещение библиотек, работа в интернете. Разработка сценариев общелагерных мероприятий.

  • Планирование смены,

корректировка планов, подготовка методических рекомендаций.

  • Определение темы, цели и

задач проекта.

  • Собрание участников

проекта. Создание условий для социальной адаптации личностного роста ребенка.

  • Подготовка оформления

лагеря.

  • Распределение обязанностей – портфелей министров.

  • Оформление уголка.

  • Организационные сборы.

  • Опрос по итогам оргпериода.

16.12.-26.12.

2012г


.

  • Создан план работы

оздоровительного лагеря «Страна мастеров».



  • Продумано

оформление лагеря.

  • Создана группа

участников проекта.


  • Распределены

обязанности между участниками проекта.

  • Общая (совместная)

готовность детей и взрослых к различным видам деятельности.

  • Общее настроение

творческой атмосферы.

  • Общее желание делать

отдых интересным.

  • Заседание участников

проекта.


  • Участие в программе смены:

реализация проекта самоуправления в отряде;

*коллективно-творческая деятельность детей и взрослых по подготовке и проведению отрядных и общелагерных мероприятий.




27.12.-29.12.

2012 г,


03.01.-04.01.

2013 г


  • Организация работы

в пришкольном оздоровительном лагере в соответствии с планом работы.

  • Формирование

временного детского коллектива.

  • Создание атмосферы

положительного общения.

  • Обеспечение условий

для интеллектуального, творческого, физического развития детей.

  • Закрытие смены.



  • Опрос детей по итогам

смены. Подведение итогов

участия каждого ребёнка в

жизни отряда, лагеря (рисунок «Вместе мы»). Стимулировать

деятельность учащихся.





  • Творческий отчёт

Министерств

  • Способствовать

формированию эмоционально-

позитивного восприятия смены

детьми.



  • Опрос участников работы лагеря.



05.01.-10.01.

2013г


  • Полная адаптация и

принятие детьми игровой ситуации.

  • Атмосфера свободного

общения и творчества.

  • Награждение активных

участников смены, вручение памятных подарков детям.



  • Саморазвитие и

самореализация учащихся.

  • Фотосессия, фотоотчет

о проделанной работе; анализ проделанной работы.

  • Обработка и

оформление материалов смены.

  • Выявление уровня

восприятия смены, степени комфортности пребывания ребенка в лагере.



Отдых понимается нами как:

-оздоровление ребёнка (физическое, психологическое, социальное, духовное);

-расширение для ребёнка поля социального взаимодействия, изменения круга общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

-реализация интересов, способностей, возможностей ребёнка;

-получение ребенком нового опыта в организации собственного досуга и трудовой деятельности.

Игровой проект «Страна мастеров» разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:



  • «Кодекс Республики Беларусь об образовании» от 13.01.2011 г № 243-3

  • Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» от 19.11.1993 г №2570-XII

  • Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 31.05ю2003 г №200-3

  • Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях в Республике Беларусь» от 09.11.1999 г №305-3

  • Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24.11.2006 г №18

  • Директива Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 14.06.2007 г №3

  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь» от 14.12.2006 г №125

  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы» от 24.05.2011 №16

  • «Программа воспитания и защиты прав и законодательных интересов детей, находящихся в социально-опасном положении» утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 г №336

  • Приказ Министерства образования Республики Беларусь «О совершенствовании работы с детьми, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите» от 08.05.2007 г №270

  • «Комплексный план мероприятий по борьбе против табакокурения в Республике Беларусь на 2011-2015годы»

  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении положения о музее учреждения образования» от 14.12.2002 г №52

  • «Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью» утверждено управлением образования Облисполкома» от 12.03.2003 г №9 20-12/20

  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении инструкции о проведении республиканской акции обучающейся молодежи «Живу в Беларуси и тем горжусь» от 20.12.2008 г №129

  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Организация эффективного взаимодействия учреждения образования общего среднего образования с семьей»

  • Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования// сборник нормативных документов Министерства образования РБ – 2004-№8 – с.35

  • СанПиН №16-1-2008 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительном лагере»

  • Правила по технике безопасности, пожаро- и электробезопасности

  • Должностные инструкции начальника оздоровительного лагеря, воспитателей оздоровительного лагеря

  • Заявления от родителей

  • Приказ отдела образования Смолевичского райисполкома «Об организации оздоровления учащихся в период зимних каникул» (№ 481 от 14.12.2012 г)

  • Приказ ГУО «Верхменская средняя школа им. В. А. Тумара» «Об организации оздоровления детей в период зимних каникул в 2012 г» (№265 от 20.12.2012 г)

Кроме того, реализация этого проекта невозможна без кадрового обеспечения:



  • Слиженкова Светлана Павловна, директор учреждения образования.

  • Балачина Елена Леоновна, и. о. заместителя директора по воспитательной работе.

  • Тумар Елена Николаевна, начальник оздоровительного лагеря.

  • Лаптенок Галина Александровна, заместитель начальника оздоровительного лагеря.

  • Кучинская Любовь Александровна, воспитатель оздоровительного лагеря.

  • Шаблыко Елена Михайловна, воспитатель оздоровительного лагеря.

  • Баркун Алена Михайловна, заведующая хозяйством.

  • Бука Раиса Николаевна, шеф-повар.

  • Старинская Инна Владимировна, медсестра Алесинской врачебной амбулатории.

  • Артимович Полина Петровна, руководитель кружка «Занимательная информатика»




Объект

Применение

Кабинет (1 шт)

Отрядное  место

Спортивный

зал (1 шт.)



Спортивный час, состязания, в случае плохой погоды – проведение зарядки

Спортивная площадка

Проведение общелагерных  игр на воздухе, спортивных состязаний

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Актовый

зал (1шт.)



Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Методический кабинет

Творческая  мастерская воспитателей

Музей Боевой славы

Организация патриотической работы

Экологический зал

Организация краеведческой работы

Фойе

Проведение линейки

Комната отдыха «Цветочный блюз»

(1 шт.)


Зона отдыха детей

Информационно-просветительские стенды

Организация информационно-просветительской работы в лагере («Информация для родителей», «Теремок прав», «Здоровый образ жизни», «Уголок безопасности»)

Комнаты кружковой работы

Организация работы детей по интересам

Комнаты гигиены

Туалеты, места для мытья рук, сушилки для полотенец, раздевалки

Выбор оптимальных условий и площадок для проведения мероприятий

Реализация цели и задач проекта в полном объеме

Материалы для оформления и творчества детей

Реализация цели и задач проекта в полном объеме

Наличие канцелярских принадлежностей

Реализация цели и задач проекта в полном объеме

Видеотехника

Стимулирование учащихся

Призы и награды

Стимулирование учащихся








  • Принцип активности воспитателя и ребенка.




  • Принцип единства внешних воспитательных воздействий педагога

и внутренних потенциальных возможностей ребенка.



  • Принцип развития.




  • Принцип социального закаливания.




  • Принцип системности, научности.




  • Принцип культуросообразности.



Целью школьного оздоровительного лагеря является – создание условий для восстановления, сохранения здоровья учащихся, формирование дружеских взаимоотношений, культуры поведения; доброты, трудолюбия, честности, вежливости и бережного отношения к природе.




МЕХАНИЗМ РАБОТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Для реализации проекта разработан механизм, который представлен в виде модулей:













  • Своевременная адаптация участников проекта.




  • Поддержка детей, развитие их творческих, коммуникативных и интеллектуальных способностей.




  • Воспитание ответственности за порученное дело.




  • Следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия.




  • Создание ситуации успеха и его значимости для каждого ребенка.




  • Формирование толерантного отношения друг к другу.




  • Выработка совместно с детьми ценностей и идеалов, образов с учетом личностных интересов и потребностей.

В результате реализации проекта в целом, каждый его участник:






  • примет участие в разнообразной интересной деятельности и общении;

  • сможет попробовать себя в различных социальных ролях, раскрыть таланты и проявить способности в различных видах деятельности;

  • получит хороший ориентир на активную жизненную позицию;

  • расширит свой кругозор;

  • научится реализовывать задуманное;

  • проникнется уважением к своей Родине.


Деятельность школьного оздоровительного лагеря предполагает создание условий и проведение комплекса мероприятий (приложение 1), направленных на охрану и укрепление здоровья, развитие творческих способностей ребенка. Она включает в себя следующие этапы: организационно-адаптационный, основной, заключительный.

Некоторые направления в работе являются постоянными, а некоторые появляются по мере накопления опыта, ноу-хау в системе воспитания. Для того, чтобы проект был реализован в полной мере, мы постарались продумать и организовать работу так, чтобы предлагаемые виды деятельности никого не смогли оставить равнодушным.

Организационно-адаптационный этап

Это короткий период, но самый значимый, самый активный, ведь от этого периода зависит организация работы по проекту на протяжении всей смены. Принятие детьми проекта, понимание целей и направлений работы смены, организация самоуправления, распределение обязанностей в каждом отряде и в лагере в целом, эстетическое оформление отряда, отработка правил безопасного поведения, знакомство с акциями, торжественное открытие смены и представление своего отряда – всё это входит в такой маленький, но насыщенный первый этап.

С первого дня участники смены становятся жителями «Страны мастеров» - мастеровыми, которые объединены в отряд. Система стимулирования - финансовая система смены (начисление пильентонов по системе поощрений и наказаний – приложение №2), соревновательный момент между отрядами или членами отряда. В конце смены каждый мастеровой имеет возможность стать подмастерьем, это зависит от количества набранных пильентонов, то есть образа жизни в период оздоровительной кампании.

На первой организационной линейке отряд выстраивается, ребят приветствуют сказочные герои со своими заданиями и мини-экзаменом. «Твори! Выдумывай! Дерзай!» - таков общий девиз лагерной смены. После линейки дети расходятся под руководством Мастеров- воспитателей для принятия участия в операции «УЮТ»: оформляют уголок отряда, придумывают девиз, разучивают песни и готовят музыкальные номера к торжественному открытию. Проходит праздник открытия лагерной смены.

Для сплочения коллектива и более подробного знакомства начинают работу «Новости недели». Здесь ребята знакомятся с распорядком дня, основными правилами поведения в оздоровительном лагере и законами лагеря (приложение №3), планом работы оздоровительного лагеря на ближайшую неделю.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.В лагере формируется отряд с учётом возрастных особенностей детей.

2. В отряде создаются микрогруппы по интересам - актив.

3. В ходе коллективного планирования, дети и педагоги намечают досуговые дела, определяют игровой сюжет смены.

4. Отрядные дела ежедневно освещаются на школьном сайте на страницах учащихся, 1 раз в неделю – в «Новостях недели», в конце смены – в информационной школьной газете «След».

5. В конце каждого дня в отряде проводится рефлексия, подводятся итоги дня - распределяется заработанная валюта. На утреннем сборе проходит поздравление отличившихся ребят.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЛАГЕРЕ










Для организации самоуправления в начале смены формируются Министерства (приложение 4) для дальнейшей успешной работы оздоровительного лагеря. Министерств несколько (количество Министров зависит от количества ребят в лагере), каждое из них координирует работу всех участников лагеря, решает текущие вопросы и тем самым контролирует выполнение обязанностей других Министерств.

Формирование Министерств оказалось делом не совсем простым. Все ребята хотели быть Министрами. С целью выявления интересов и увлечений был проведен опрос среди ребят в виде игровой ситуации «Каким министром быть хочу?». В результате этого легко были сформированы Министерства из числа ребят путем голосования. Любой Министр может быть переизбран из-за недобросовестного отношения к своим обязанностям путем открытого голосования.

Первым совместным делом Министерств было заседание, на котором разработаны и распределены обязанности каждого министерства, каждый Министр получил задания, ознакомился со своими обязанностями и приступили к работе.

Каждый ребенок мог выбирать и быть избранным отрядным лидером. Выборы проводятся в отряде голосованием. Это позволит реализовать лидерский потенциал не одного ребенка, но и тех детей, кто проявил организаторские способности, заслужил доверие и уважение большинства членов отряда.

Каждый день пришкольного оздоровительного лагеря «Страна мастеров» Министры напоминают, что в плане указаны события и памятные даты, акции, в которых будут принимать участие ребята.

Организационно-адаптационный период плавно переходит в основной этап.



Основной этап занимает большую часть времени, именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития.

В первой половине основного периода деятельность в оздоровительном лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Детям предлагаются разнообразные виды деятельности.

Во второй половине деятельность детей становится деятельностно- практической, созидательной, то есть, направленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере.

Этот период начинается представлением отряда.



На протяжении основного периода дети каждый день принимают участие в коллективно-творческих делах, состязаниях, конкурсах, клубных часах.

Результаты участия в различных мероприятиях ежедневно отражаются на рейтинге популярности - это своеобразная карта для дальнейшего продолжения работы. Кроме того, ежедневно проводится рефлексия «Мы построим снежную башню». Башня состоит из «снежных комов», на которых отражены отзывы детей или фотоотчет за прошедший день. К концу смены получается «снежная башня».

Важнейшая роль в реализации смены отводится воспитательным делам и мероприятиям, которые основаны на заинтересованности каждого участника смены.      Для этого в оздоровительном лагере созданы творческие центры, где каждый из мастеров мог уединиться, проявить свое творчество, пообщаться со сверстниками.

Для более полной реализации творческих способностей учащихся организованы занятия по интересам, которые учащиеся могут посещать по мере желания и необходимости.



Последний этап – заключительный

ребята преодолевали с помощью группы «Сценаристы», предложенной Министерством Творчества, которые помогли организовать итоговый концерт «КВЧГ» («Кто во что горазд»).

В последний день смены были подведены итоги, разыграна лотерея «Счастливчик», все участники были награждены памятными призами и дипломами «Страны мастеров».

Общелагерное собрание включало в себя заключительный выпуск «Новостей недели», в котором обязательно Министры дают интервью-отчет «Мы стали лучше».

Праздник закрытия смены заканчивается фотосессией «Наш лагерь».

Каждый день разбит на 3 блока:

информационно-практический блок, спортивно-оздоровительный блок, творческий блок. Заслуживают также внимания мероприятия лагеря, которые является составной частью проекта. Мероприятия данного плана проходят в рамках республиканских акций «Здоровый я – здоровая страна!», «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся!”, «Соблюдаем законы дорог».


Информационно-практический блок

направлен на организацию коллективных форм работы, способствующих развитию гражданского самосознания и чувства гордости за свою страну, формированию представления о понятиях «малая родина», «мой дом», «моя семья» через стимулирование познавательного интереса к окружающему миру, формированию представления о понятиях «добро» и «милосердие» через коллективное участие в благотворительных и общественно полезных делах.



Реализации этого блока способствовали мероприятия:

- организация выставок детского творчества;

- общелагерные собрания мастеров – выпуск «Новости недели»;

- уроки школы осторожности;

- посещение музеев;

- изготовление рекламного стенда «Теремок прав».



Спортивно-оздоровительный блок

направлен на создание оптимальных условий для формирования устойчивого представления о здоровом образе жизни, на воспитание интереса к активной подвижной деятельности и спорту.

В данном блоке важным является обучение навыкам соблюдения режима дня (приложение

№ 5), знакомство с правилами гигиены и основами безопасности жизнедеятельности.



В отряде размещена информация, приуроченная здоровому образу жизни.

Разучиваются комплексы физической зарядки, проводятся спортивные праздники, игры-соревнования, спортландии, игры на свежем воздухе.  

Для выполнения поставленных задач в этом блоке были выбраны и проведены следующие мероприятия:

- спортивные состязания;

- веселые старты на свежем воздухе;

- спортивный праздник «Морозко»

- школа осторожности.

-коллаж «Хочу быть здоровым»



Творческий блок

Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей. Разнообразие форм работы в лагере дает большие возможности в развитии творческих способностей детей. Принимая активное участие в таких мероприятиях, дети усваивают целый ряд навыков трудовой деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать красоту окружающей среды. В своих работах они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.



Формы организации творческой деятельности:

* КТД


* Игры-путешествия

* Творческие конкурсы

* Развлекательные программы

* Концерты

* Выставки, ярмарки

В рамках данного направления было решено множество творческих амбиций детей и педагогов: художественных, артистических, поэтических, дизайнерских. Креативом был наполнен каждый день через организацию следующих воспитательных мероприятий:

- КТД «Мастерская деда Мороза»;

-новогодний утренник «В гости к дедушке Морозу» с предварительной подготовкой защиты новогодних костюмов;

-клубный час «100 вопросов и ответов о вредных привычках»;

-изготовление рекламного стенда «Теремок прав», которому предшествовала игра-путешествие «Листаем страницы Декларации прав человека»;

-конкурс «А наша елочка самая красивая…»;

-занятие по профориентации «Что мы знаем о профессиях»;

-развлекательная программа «Мы играем в театр…»;

-изготовление панно способом филиграни «Жили у бабуси» (работа кружка «Поделки из бумаги»;

-конкурсы рисунков «Соблюдаем законы дорог» ( в рамках акции «Соблюдаем законы дорог»).

Кружковая деятельность

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Объединение в кружки предоставляет учащимся возможность более глубоко изучать предлагаемый материал, что способствует развитию познавательного интереса и развитию творческих способностей.

Кружковая деятельность включает в себя возможность развития детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм безопасного поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.



МЕТОДЫ РАБОТЫ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Методы оздоровления:

- утренняя гимнастика;

- закаливание;

- спортивные занятия и соревнования;

- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;

- С-витаминизация.



Методы воспитания:

- убеждение;

- поощрение;

- личный пример;

- вовлечение каждого в деятельность;

- самоуправление.



Методы образования:

- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог, «равный обучает равного»).

- экскурсии;

- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры);

- проектно-конструкторские методы (разработка сценария сказок, выпуска новостей, моделирование ситуации, создание творческих работ);

- практическая работа (упражнения, тренинги, мастер-класс).

Все избранные формы и методы работы в оздоровительном лагере тесно переплетаются между собой, скрепляются формами коллективной организаторской деятельности и содействуют решению поставленных задач проекта.

Диагностический компонент предусматривает изучение интересов ребенка, его личностных особенностей, потребностей и индивидуальных характеристик.

В оздоровительном лагере диагностика происходит в несколько этапов.

Начальный этап – сбор данных о направленности интересов, мотивации деятельности и уровень готовности к игре.

Для более успешной и плодотворной работы проводится анкетирование среди детей и родителей.



Анкета для детей

1. Что увлекательное и интересное тебе запомнилось в лагере?

2. Куда бы ты хотел сходить с отрядом? (поход, экскурсия, театр или другое)

3. Что обязательно должно быть в лагере? Чего ты ждешь от пребывания в нём?

4. Что не нравится тебе в режиме работы лагеря? Что бы ты хотел изменить?

5. В каком кружке ты хотел бы заниматься, посещая лагерь?



"Рейтинг ожиданий"

Проводится с целью выяснения представлений детей о лагере. Помогает определить направление деятельности в отряде и лагере в целом с учетом потребностей детей. Предупреждает возникновение негативных эмоциональных реакций. Проводится по методике "Незаконченного предложения".

Результаты анкетирования обрабатываются, проводится мониторинг, что позволяет точно, правильно и интересно спланировать работу школьного оздоровительного лагеря.

Промежуточный этап позволяет корректировать процесс реализации программы и определенный искомый результат с помощью аналогий и ассоциаций.

В первой половине основного периода деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Ведущий лозунг - "Лагерь для тебя". Детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности. Во второй половине - ведущий лозунг меняется на лозунг "Ты для лагеря". Деятельность детей становится деятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере.

Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:


  • степень деятельностной активности детей;

  • дифференциация деятельностных потребностей детей;

  • выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для

реализации принципа объединения детей в микрогруппы.

В организационный период дети получили необходимую информацию о предлагаемых им занятиях по интересам; в последующие дни в «Рейтинге популярности» учитываются занятия по интересам, в которых принимает активное участие каждый конкретный ребенок. В процессе заполнения таблицы становится очевидным, кто из детей активнее, а кто так и не смог найти себе дело. Как правило, все дети стараются посещать кружки.



Заключительный этап направлен на подведение итогов. Отслеживается степень реализации цели и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:

  • выявленностью общих интересов;

  • необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;

  • повышенным вниманием участников воспитательного процесса к

эмоциональному фону.

Проводится рейтинг отрядных мероприятий. Полученная информация сравнивается с первичной.

Результат этой диагностики - один из критериев эффективности работы воспитателей. Собранная информация помогает разумнее спланировать последующие смены, принимая во внимание симпатии, интересы детей. Здесь также проводится анкетирование (итоговое).

АНКЕТА (итоговая)


  • Что ты ожидал (а) от лагеря?

  • Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось.

  • Что тебе не понравилось?

  • Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?

  • Если бы я был вожатым, то бы я…

  • Хочу пожелать нашему лагерю «Страна мастеров»

  • Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?

  • Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

  • Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?

Твое имя, фамилия и автограф на память

Эмоциональный настрой детей на последействие

Каждый ребенок индивидуально на отдельном листе продолжает фразу: "Когда я приду домой, я обязательно расскажу самым близким мне людям, что лагерь - это:…".

Затем все без исключения записки детей наклеиваются на «Снежной крепости». Полученный "сборник" - хороший повод для разговора.

Постлагерный период

Календарное окончание лагерной смены не является фактическим в личностно-психологическом плане. Дети, как правило, еще долго рассказывают о лагере друзьям и знакомым, обсуждают это с классными руководителями и друг с другом. Продолжается эмоциональное "перепроживание". Это - этап рефлексии и разностороннего анализа. Личное внимание участников смены фокусируется на самом значимом и самом важном (положительном или отрицательном) из того, что произошло. Ребенок окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, пойдет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы постлагерного периода влияют на отношение ребенка к жизнедеятельности во временном детском коллективе. После окончания четверти вновь встает вопрос об отдыхе в лагере.

Эти выводы и решения являются главными аргументами "за" и "против" лагеря. Мы, как организаторы отдыха детей, заинтересованы в том, чтобы аргументы "за" во много раз перекрывали аргументы "против". Мелочей в нашем деле нет, ведь отдых - дело не менее серьезное, чем игра.

Самый главный результат реализации проекта – это радость в глазах детей от той деятельности, которой они занимались, слова благодарности, которые ребята говорили ежедневно во время проведения рефлексии «Снежная башня»

Очень сложно найти общий интерес как для детей шестилетнего возраста, так и для детей десяти лет. В этом огромную роль играло самоуправление (приложение 10), которое помогло объединить общей идеей разновозрастной состав смены оздоровительного школьного лагеря «Страна мастеров». Координировали работу Министерств воспитатели, а ребята с удовольствием «работали» министрами и контролировали одновременно работу друг друга, принимая активное участие в проведение общелагерных мероприятий. Работа органов самоуправления, свободный выбор различных видов деятельности позволили заинтересовать всех ребят, которые активно участвовали в жизни лагеря. Ребята принимали участие в акциях «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся», «Здоровый я – здоровая страна», «Соблюдаем законы дорог». По результатам ежедневной работы совместно была создана «Фотогалерея».

Основной способ достижения цели: разработка и внедрение в воспитательный процесс школьного оздоровительного лагеря проекта, предусматривающего разнообразные виды деятельности, направленные на творческое развитие личности ребёнка, на сохранение физического, психического и социального здоровья.




страница 1 страница 2
скачать файл

Смотрите также: