Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3

Учреждение образования

«Гродненский государственный областной

Дворец творчества детей и молодёжи»»

Гражданско-патриотического воспитания в условиях деятельности оздоровительных лагерей
Из опыта работы

Гродно


2013

Составители:



Г.М.Зданович, заместитель директора по методической и массовой работе УО «ГГОДТДМ»,

И.В. Губарь, методист отдела методик и технологий дополнительного образования УО «ГГОДТДМ»

Рекомендовано

методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи» протокол №17 от 29 января 2013 года

Гражданско-патриотического воспитания в условиях деятельности оздоровительных лагерей: из опыта работы / сост. Г.М.Зданович, И.В. Губарь; учреждение образования «Гродненский государственный областной Дворец творчества детей и молодёжи». – Гродно,2013. – 38 с.

Данная методическая разработка раскрывает опыт работы педагогов оздоровительных лагерей по созданию эффективных условий гражданско-патриотического становления и самореализации подрастающего поколения. Представлены оригинальные сюжетно-игровые модели воспитательных систем, конкурсные работы, итоги проведенных воспитательных мероприятий, которые являются результатом совместной деятельности взрослых и детей, продуктивными инновационными формами формирования гражданской позиции.

Рекомендуется педагогам оздоровительных лагерей всех типов, организаторам летнего отдыха детей и подростков. Может использоваться в работе методистами учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
© Учреждение образования

«Гродненский государственный

областной Дворец творчества детей и молодежи»

Оглавление


Введение …………………………………………………………


4

ГЛАВА 1.

Комплексный подход в формировании гражданственности и патриотизма средствами воспитательного пространства оздоровительных лагерей


1.1.

Эффективные формы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в условиях временного детского коллектива………………………………………

5


1.2.

Областная акция социально-значимых дел «Узнай - новое! Открой – необычное! Сделай – полезное!» как эффективная форма реализации личностных позиций подрастающего поколения………………………………

7


1.3.

Сюжетно-игровое моделирование в системе деятельности оздоровительных лагерей………………

11


ГЛАВА 2.

Гражданско-патриотического воспитания детей и подростков через реализацию игровых моделей программ воспитания оздоровительных лагерей


2.1.

Досугово-развлекательная сюжетно-ролевая игра «Город мастеров» ……………………………………….

13


2.2.

Игра-приключение «Радуга-тур» ……………………….

18

2.3.

Сюжетно-игровая модель в программе воспитания оздоровительного лагеря «Искатели»................................

24


2.4.

Патриотическое воспитание в рамках программы «Прикосновение к истокам» ……………………………..

30


Заключение……………….…………………………………………...

32

Литература……………………………………………………………

34

Приложение 1. Положение о проведении областной акции-конкурса «Фотокроссинг»……………………………………………

35


Приложение 2. Положение о проведении областной акции социально значимых дел «Узнай - новое! Открой - необычное! Сделай - полезное!»................................................................................

37


Введение

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь определено, что одним из важнейших составляющих процесса воспитания является формирование и развитие гражданско-патриотических чувств и позиций учащихся через активизацию социально значимой деятельности. Актуальность данной темы раскрывается в создании единой воспитательной среды, способствующей углубленному знакомству с отечественной историей и культурой, традициями и достижениями страны. Единение усилий учреждений образования и общественных организаций способствует обеспечению высокой результативности в организации совместной деятельности взрослых и детей. Важными принципами эффективности взаимодействия являются целостность и непрерывность. Поэтому возникла необходимость в обеспечении преемственности гражданско-патриотического воспитания в условиях летней оздоровительной кампании через содержательное наполнение свободного времени детей и учащейся молодёжи с использованием ресурсных возможностей оздоровительных лагерей.

При использовании в практике педагогически целесообразных форм работы осуществляется непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов. Наиболее актуальны методики и технологии, позволяющие детям и подросткам проигрывать различные социальные роли, моделировать образы собственного поведения. В процессе такой деятельности формируется активная гражданская позиция.

В сборнике представлен опыт работы педагогических коллективов оздоровительных лагерей Гродненской области по реализации комплексного подхода гражданско-патриотического воспитания, использованию эффективных и инновационных форм сотрудничества её участников. Описаны результативные авторские разработками тематических (профильных) смен на основе сюжетно-ролевого моделирования.

Сборник рекомендован педагогам оздоровительных лагерей всех типов, организаторам летнего отдыха детей и подростков. Может использоваться в работе методистами учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

ГЛАВА 1. Комплексный подход в формировании гражданственности и патриотизма средствами воспитательного пространства

оздоровительных лагерей


    1. Эффективные формы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в условиях временного детского коллектива

Формирование гражданственности и патриотизма осуществляется комплексно, с использование поливариативных форм педагогической деятельности. Традиционно в практике воспитания используются викторины, конкурсы, тематические встречи и др.

С целью анализа результативных и востребованных форм сотрудничества взрослых и детей, активизации деятельности коллективов оздоровительных лагерей в поиске и внедрению новых подходов в организации единого воспитательного пространства гражданско-патриотического направления, развитию социального проектирования в молодёжной среде в 2012 году проведены две масштабные областные акции «Фотокроссинг» (Приложение 1) и «Узнай – новое! Открой - необычное! Сделай полезное!» (Приложение 2). Они были представлены комплексом организационных, поисковых, методических мероприятий, направленных на активное привлечение детей к изучению истории и культуры, природы своей малой родины, родного края.

Новизна проводимых акций была отражена через развитие детских и молодёжных инициатив в планировании, организации и реализации воспитательного процесса. В оздоровительных лагерях им была предоставлена свобода в проявлении своих способностей и возможностей. Педагог осуществлял сопровождение самого процесса и лично участвовал наравне с детьми во всех делах.

Акция-конкурс «Фотокроссинг» - это реализация совместной творческой деятельности педагогов, детей и подростков, направленной на создание презентации материала (мультимедийной презентации) о системе организации воспитательного процесса в условиях оздоровительного лагеря. Мультимедийные презентации включали комплекс (коллаж) креативных фотографий на тему: «Летний отдых глазами детей». Фото-презентации отражали наиболее успешные с позиции детей формы педагогического взаимодействия, которые сопровождались кратким текстовым описание (содержанием).

Наиболее значимыми и эффективными формами формирования, развития и реализации гражданско-патриотических качеств в молодёжной среде являлись:



  • конкурсы, выставки творческих работ: рисунков, плакатов, стихов, фотографий, литературных зарисовок «Мой родны кут…» и др.;

  • смотры-конкурсы, фестивали художественной самодеятельности, праздники, шоу-программы, концерты, вечера-встречи, гостиные «Беларусь мая старонка…» и др.;

  • походы, экскурсии (звездные, марши-походы по местам боевой и трудовой славы, агитпоходы), игры-путешествия, эстафеты, поисковые экспедиции, ориентирование на местности «Люблю мой край, старонку гэту…»;

  • оформление информационных стендов о достопримечательностях родного края «Ганаруся табой, Беларусь!»;

  • десанты (трудовые, экологические, тимуровские) по благоустройству территории оздоровительного лагеря, близлежащего поселка, памятных мест и братских могил «Гэта мая Радзіма»;

  • сбор материалов и оформление летописей близлежащих населенных пунктов;

  • операции «Кормушка», «Муравейник», «Посади дерево», «Красные звезды Тимура», «Подарок ветерану», «Забота», «Памятники рассказывают», «Ветеран живет рядом» и т.д.;

  • беседы, информационные часы, вечера вопросов и ответов, викторины, политобзоры на темы: «Мы – белорусы», «Символы нашей Родины», «Конституция – основа государства», «Роль и место Республики Беларусь в мировом сообществе» и др.;

  • игры (спортивные, сюжетно-ролевые, деловые, игры по станциям, телеигры, игровой марафон, ярмарки забав);

  • разведку полезных дел, трудовые операции, акции, «десанты», дни добрых сюрпризов «Мой труд вливается в труд моей Республики» и др.

Акции способствовали созданию эффективных моделей педагогического сотрудничества, реализации более 300 детских мини-проектов коллективно-творческой деятельности. Разработан и апробирован комплекс педагогических условий для формирования в детях и подростках качеств гражданина и патриота через организацию и проведение мероприятий практико-ориентированной направленности; обеспечения возможности для самореализации, социализации подростков; демонстрации подросткам значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.


    1. Областная акция социально-значимых дел «Узнай - новое! Открой – необычное! Сделай – полезное!» как эффективная форма реализации личностных позиций подрастающего поколения

Областная акция социально-значимых дел «Узнай - новое! Открой – необычное! Сделай – полезное!» способствовала формированию единой информационно-образовательной среды в оздоровительно-воспитательных учреждениях на основе организации и активизации социально значимой деятельности детей и учащейся молодёжи.

В рамках её проведения подрастающее поколение стало активным участником создания и реализации мини-проектов, направленных на решение проблем современного общества, связанных с сохранением культурного и исторического наследия Родины, изучением народных традиций, благоустройством территории, формированием толерантности и милосердия, здорового образа жизни и др.

Мини-проектэто итог осуществления коллективно-творческой деятельности, которая объединяет пути изучения и поиск решения проблемы, обоснование значимости и описание этапов организуемой деятельности, определение ожидаемого результата. Это модели сотрудничества взрослых, детей, подростков.

Например, мини-проект «Гродно - глазами детей» оздоровительного лагеря «Экогородок» ГУО «СШ №23 г.Гродно» способствовал популяризации белорусских традиций и культурного наследия города Гродно. По итогам его реализации был издан сборник детских стихов и сочинений, на иностранных языках (польском, английском, немецком) собрание легенд и преданий.

Актуализации творческого потенциала детей способствовал мини-проект «Дорогой добра и успеха» оздоровительного лагеря «Дорога добра» ГУО «СШ №1 г.Скиделя» Гродненского района. В рамках смены дети смогли познакомиться с творчеством известных людей города Скиделя, имена которых заносились в лагерную книгу «Книгу рекордов Скидельщины». Также ребятам была предоставлена возможность стать «известными людьми лагеря». В конце каждого дня выбирались победители соревнований, чьи имена и заносили в эту книгу.

Тематическую основу мини-проекта «С полным правом о праве» оздоровительного лагеря «Светлячок» ГУО «Ратичская СШ» Гродненского района, составила идея создания пространства, в котором детское сообщество самостоятельно определяло правовые и нравственные нормы поведения. В рамках смены каждый день был посвящён знакомству со статьями из Конвенции о правах ребёнка, Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка». Формой реализации идей этого проекта являлись викторины, конкурсы на правовую тематику, работа с правовыми сайтами.

Не остаются без внимания в молодёжной среде проблемы экологии и природоохранной деятельности. Мини-проект «Чистый берег – чистая вода» палаточного передвижного лагеря «Экстрим» ГУО «Озёрская СШ» Гродненского района способствовал активизации участия детей в благоустройстве территории родника, прибрежной зоны озёр Белое и Локно, а также экологической тропы на территории ГПУ «Республиканский ландшафтный заказник «Озёры».

Формированию бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде был направлен мини-проект «Чистый лес» палаточного передвижного лагеря «Алмаз» ГУО «Ратичская СШ» Гродненского района. Под руководством лесника Сопоцкинского лесничества на Августовском канале оказана помощь детьми и подростками в наведении порядка в прилегающих территориях Августовского канала.

В рамках мини-проекта «Окно в природу» оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Галактика здоровья» Новогрудского района ГУО «Городеченская сад-СШ» организована совместная деятельность детей и педагогов с Ловцовским лесничеством. Итогом его реализации стали разработанные и установленные памятки возле муравейников в этом районе.

Областная акция социально-значимых дел «Узнай - новое! Открой – необычное! Сделай – полезное!» предоставила возможность детям и учащейся молодёжи для выражения личностных позиций и взглядом на события Великой Отечественной войны, проявления толерантности и уважения к ветеранам. Учащимися оздоровительного лагеря «Планета дружбы» ГУО «СШ №5г. Новогрудка», оздоровительного лагеря «Світанак» ГУО «Ладеникская сад-БШ» Новогрудского района, оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Краевед» ГУО «Сопоцкинская средняя школа» Гродненского района были реализованы мини-проекты, которые направлены на организацию трудовых десантов по благоустройству солдатских могил и памятников.

В формировании гражданственности важным также являются гуманистические ценности. Мини-проект «Уважай и помни!» оздоровительного лагеря «Эколог» ГУО «Гезгаловская гимназия» Дятловского района п.Гезгалы был направлен на привлечение детей и подростков к волонтёрской работе, в рамках которого прошло мероприятие «Маршрут взаимной человечности» по оказанию помощи пожилым людям, находящихся в больнице сестринского ухода посёлка Гезгалы, ветеранам Великой Отечественной Войны.



Мини-проект «Что мы знаем о войне?» оздоровительного лагеря «Муравейник» ГУО «Чернельский д/с-БШ» ГУО «Ивьевский РЦТДМ» способствовал проявлению любви детей к своим родителям, близким и родному городу, через организацию поисковой деятельности детей, сбор информации о Великой Отечественной Войне. Участники мини-проекта создали рукописную книгу и презентации «Через горечь потерь к Победе».

Основной идеей мини-проекта «Патриот» палаточного передвижного лагеря оборонно-патриотического профиля «Патриот» УО «Государственная гимназия г.Скиделя Гродненского района, организованный на базе Пограничной заставы №10 «п.Пограничный Берестовицкого района» является формирование гражданско-патриотических чувств через освоение воинской службы. Он позволил создать условия для осознания учащимися своей ответственности за жизнь родной страны. Изучению курса молодого бойца также способствовал мини-проект «В здоровом теле здоровый дух – живи и помни, любезный друг» оборонно-патриотического лагеря с круглосуточным пребыванием «Сокол» ГУО «Вертелишковская СШ» Гродненского района. В течение смены команда лагеря приняла участие в областном слёте военно-патриотических лагерей на заставе им.Усова Гродненского района.

Возрождению национальной культуры, формированию интереса к фольклору, народным праздникам и обрядам способствовал мини-проект «Мастера живут рядом» оздоровительного лагеря «Здоровячок» ГУО «Вересковская сад-СШ» Новогрудского района.

Таким образом, областная акция социально-значимых дел «Узнай -новое! Открой – необычное! Сделай – полезное!» является одной из эффективных форм гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Использование проектных технологий в молодёжной среде содействует развитию инициативы и социально значимой деятельности. Социальное проектирование помогает детям самостоятельно рассчитывать свои силы и возможности в решении поставленных целей и задач и является важным фактором для личностного становления.




1.3.Сюжетно-игровое моделирование в системе

деятельности оздоровительных лагерей
Проектные технологии широко используются при планировании воспитательного процесса в оздоровительных лагерях. Они обеспечивают четкое определение ориентиров по решению поставленных задач, результативности и повышение активности участников совместной деятельности.

Воспитательная деятельность в оздоровительном лагере – это среда, наполненная творчеством, непринуждённостью и свободой выбора. Специфика её организации определена наличием временного детского коллектива. Эффективность педагогического воздействия зависит от выстроенной системы сотрудничества с детьми на основе их желаний, интересов и активности. В связи с этим, игра приобретает особое значение в системе организации воспитательной работы в оздоровительных лагерях.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [1, с.55].

В оздоровительном лагере образовательный программный модуль реализуется по специально-разработанной сюжетной игре. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры и др.) – создает условия для индивидуально – личностного развития ребенка в той сфере, которая наиболее полно позволяет раскрыть и реализовать его способности и возможности. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

Сюжетно-ролевое моделирование – это создание игровой деятельности с включением в неё разработанных ролей и коммуникативных задач [2, с.31-32].

Игровая модель программы позволяет учитывать интересы, склонности, возрастные и психологические особенности детей. Особенность программы лагеря состоит в том, что на 18 дней подростки становятся участниками игрового ролевого взаимодействия.

Использование игровых моделей в организации деятельности оздоровительных лагерей является сложной педагогической задачей. Именно поэтому вопрос о педагогическом управлении игровой деятельностью достаточно сложен. На помощь приходит разграничение игр без правил и игр с правилами. Педагогически важно обсуждать правила игры, корректировать их совместно с детьми, указывать на то, что эти игровые правила могут быть использованы только “здесь” и “сейчас”. Одним из требований к использованию игровых моделей педагогом целей игровой деятельности. Специфика любой игровой деятельности — ее имитационность. Имитация — это живое изображение основных черт реальности. Именно это свойство игры позволяет осваивать различные культурные формы поведения.

Однако, при организации работы оздоровительных лагерей, активно используя игровые формы, следует помнить, что успех зависит, прежде всего, от качества разработки, подготовки и проведении мероприятий.

Существует множество моделей организации работы с детьми и подростками в оздоровительных лагерях разных профилей и типов. Сюжетно-ролевая модель оздоровительной смены предполагает наличие творческого замысла, формы организации и способов взаимодействия его участников, методов и приёмов, гарантирующих эффективное решение педагогических задач на смену. При такой форме организации жизнедеятельности в лагере ребёнок оказывается в необычной для себя ситуации, ему предлагаются на выбор правила, законы, традиции.

В структуру игры как деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.



Основополагающие идеи игровой модели в рамках программы.

Идея патриотизма. Это чувство сопричастности истории и культуре своей страны, гражданская и социальная ответственность перед обществом.

Идея развития. Основной смысл деятельности лагеря – развитие ребёнка, его творческой индивидуальности, способности к самореализации.

Идея творчества. Творчество сопровождает всю жизнедеятельность лагеря, способствует вхождению детей в мир культуры, стремлению ребёнка к самовыражению.

Идея выбора и ответственности. Реализуется в предоставлении учащихся возможности выбрать профиль отряда для удовлетворения интересов, развития способностей.

Значение игры невозможно оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель отношений и проявлений в труде.

В сборнике представлены оригинальные сюжетно-игровые модели смен оздоровительных лагерей всех типов и профилей Гродненской области, основанные на внедрении инновационных подходов, форм и методов воспитательной работы направленные на гражданско-патриотическую направленность.



страница 1 страница 2 | страница 3

Смотрите также: