Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3

1.3.Сюжетно-игровая модель в программе воспитания оздоровительного лагеря «Искатели»
По патриотическому воспитанию ярким примером может послужить игровая модель программы оздоровительного лагеря «Искатели» ГУО «Гимназия №1г.Мосты», которая помогает раскрыть у детей и молодежи гражданственность, патриотизм, готовность активно участвовать в созидательном процессе на благо Родины.

Описываемый педагогический опыт этой программы разработан и реализован авторами педагогом-организатором Остапченя Людмила Степановна, заместителем директора по методической работе Бочко Ирина Петровна (начальник лагеря «Искатели» ГУО «Гимназия №1 г.Мосты»).



Цель программы:

  • воспитание гражданско-патриотического воспитания у детей;

  • создание комфортной психологической среды и организация творческого пространства для самопознания, самореализации и развития ребенка через включение его в различные виды деятельности, объединенные одной сюжетной линией (путешествием), (экскурсиями), (кинолекториями).

Задачи:

  • способствовать возникновению интереса к своим эмоциональным переживаниям, способностям, личностным особенностям;

  • формировать уверенность в собственных силах, возможностях, самостоятельность мышления;

  • развивать терпимость к людям, активную жизненную позицию, гражданско-патриотическую направленность, расширять социокультурный опыт, кругозор;

  • содействовать пониманию реальностей взаимозависимого мира, развитию положительного отношения к окружающим;

  • организация творческого пространства с целью представления возможности реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности

Идея программы:

Гражданско-патриотическая направленность и оздоровление заключается в перевоплощении участников программы в пассажиров экспресс-поезда (поезд формируются исходя из возрастных особенностей участников), которые осуществляют движение по определенному, разработанному маршруту. В ходе путешествия предполагается остановка экспресс-поезда на следующих станциях: «Великая Отечественная Война», «Мы и закон», «Архитектурные памятники», «Личности», «Основные вехи истории». На каждой из станций пассажиров ожидают различные открытия, знакомства, испытания, проходя которые они учатся понимать себя, свои особенности, способности, анализировать собственную деятельность, поведение и достигнутые результаты. Сопровождают пассажиров во время путешествия проводники – вожатые. Конечным результатом путешествия являются «Путевые отчёты», которые составляются пассажирами каждого вагона (отряда), поведение и достигнутые результаты. Сопровождают пассажиров во время путешествия проводники – вожатые. Конечным результатом путешествия являются «Путевые отчёты», которые составляются пассажирами каждого вагона (отряда). В лагере создана атмосфера «путешествия»: плакаты с приглашением в путешествие, указатели места регистрации пассажиров, места расположения «вагонов». В каждом «вагоне» проводники–вожатые подготовили информацию для провожающих, сюрпризы для каждого пассажира (открытки с приветствием и пожеланием счастливого пути).



ДЕНЬ 1.

В лагере создана атмосфера «путешествия»: плакаты с приглашением в путешествие, указатели места регистрации пассажиров, места расположения «вагонов». В каждом «вагоне» проводники–вожатые подготовили информацию для провожающих, сюрпризы для каждого пассажира (открытки с приветствием и пожелаем счастливого пути).

Далее воспитатель организует знакомство детей с миром, который будет окружать их в течение всего путешествия, используя задания, приведенные в игровом приложении. Для этого дети объединяются в малые группы по 3-4 человека, каждая группа получает задание, которое она выполняет, свободно перемещаясь по территории лагеря. Кульминацией первичного знакомства с лагерем становится интеллектуальное шоу, которое проводится во второй половине дня для всех участников путешествия. В рамках этого мероприятия детям рассказывают о путешествии, предлагают принять участие в разработке его маршрута.

ДЕНЬ 2.

Основная идея дня – создание команды пассажиров, путешествующих в одном вагоне, и ее презентация. Ключевым событием дня становится веревочный курс (фотографии расположены на данной странице), дополнением к нему в отрядах проводятся игры на создание благоприятной атмосферы и выявление лидера.

Планирование путешествия осуществляется вожатым с помощью метода «Метаплан». Каждому пассажиру предлагается на листах формата ½ А 4 написать названия тех событий, которые должны обязательно произойти в лагере во время путешествия (в которых они с удовольствием приняли бы участие). Затем все листы развешиваются на стене, при этом листы, одинаковые по содержанию, вывешиваются один под одним. Полученная «картина» позволяет увидеть, что интересно пассажирам и в какой степени. Наиболее интересные предложения от каждого отряда выносятся на обсуждение всех путешественников (листы с предложениями в форме метаплана вывешиваются на информационной стене в лагере). Таким образом, все участники путешествия могут познакомиться с разными вариантами направления путешествия. Окончательный маршрут путешествия принимается на Большом совете путешественников.

В рамках смены во временном коллективе моделируется игровая ситуация: участники проекта на 18 дней становятся путешественниками. Которым необходимо побывать на следующих станциях:



ДЕНЬ 3.

Оформление составов экспресс-поездов и маршрута путешествия на информационном стенде лагеря.



ДЕНЬ 4. ДЕНЬ 5. «Остановка на станции «Великая Отечественная Война»

На станции путешественников ждет много сюрпризов, но все они направлены на создание положительного эмоционального настроения и стимулирования активности детей. Поэтому деятельность, в которую включаются дети, не требует от них дополнительной подготовки, кроме проявления собственной активности.

Ребята рисуют то, что им больше всего запомнилось на этой станции (это занятие позволяет человеку расслабиться, получить удовлетворение, как от творческого процесса, так и от полученного результата).

В этот день и последующие путешественники начинают писать «Путевые заметки».



ДЕНЬ 6. ДЕНЬ 7.«Личности»

В эти дни проводятся:

- экскурсия в РОЧС;

- экскурсия в РОВД;

Каждый ребенок, сможет увидеть и узнать работу работников РОЧС и РОВД. Узнать свои права и обязанности.

Еще каждый пассажир примет участие в интерактивном голосовании, которое позволит выбрать лучшего знатока закона.

Заняв свои места в вагоне, пассажиры отправятся дальше и под стук колес, при свечах, будут обсуждать то, что с ними произошло в течение дня.

Рисуют то, что им больше всего запомнилось на этой станции (это занятие позволяет человеку расслабиться, получить удовлетворение, как от творческого процесса, так и от полученного результата).

Путешественники продолжают писать «Путевые заметки».



ДЕНЬ 8. ДЕНЬ 9. Станция «Памятники архитектуры»

На этой станции путешественники изучают историю города, изучают эмблему, самым активным вручают медали, (и в честь их звучит в качестве гимна отрядная песня).

Заняв свои места в вагоне, пассажиры отправятся дальше и под стук колес, при свечах, будут обсуждать то, что с ними произошло в течение дня.

Рисуют то, что им больше всего запомнилось на этой станции (это занятие позволяет человеку расслабиться, получить удовлетворение, как от творческого процесса, так и от полученного результата).

Путешественники продолжают писать «Путевые заметки».

ДЕНЬ 10. ДЕНЬ 11. ДЕНЬ 12. Станция «Мы и закон»

Экспресс-поезд сделал остановку. Участники путешествия отвечают на вопросы викторины, рисуют рисунки, пишут заметки о новых личностях этого города страны, обсуждают затем свои впечатления на вечерней встрече отряда. Основная идея этих дней – моя страна, мой город, моя улица и люди которые там живут. (Приложение 2)

Заняв свои места в вагоне, пассажиры отправятся дальше и под стук колес, при свечах, будут обсуждать то, что с ними произошло в течение дня.

Рисуют то, что им больше всего запомнилось на этой станции (это занятие позволяет человеку расслабиться, получить удовлетворение, как от творческого процесса, так и от полученного результата). Путешественники продолжают писать «Путевые заметки».



ДЕНЬ 13. ДЕНЬ 14. ДЕНЬ 15. Станция «Основные вехи истории»

В эти дни проводятся:

- презентация страны;

- национальные игры;

- самые важные исторические события.

Заняв свои места в вагоне, пассажиры отправятся дальше и под стук колес, при свечах, будут обсуждать то, что с ними произошло в течение дня.

Рисуют то, что им больше всего запомнилось на этой станции (это занятие позволяет человеку расслабиться, получить удовлетворение, как от творческого процесса, так и от полученного результата).

Путешественники продолжают писать «Путевые заметки».

ДЕНЬ 16-17-18. Завершение путешествия

Задачи дней:


  • создание условий для оценки и самооценки участниками путешествия личностно-значимых результатов участия в программе;

  • подготовка материалов для участия в выставке «К истокам»;

  • подготовка детей к участию в заключительном этапе оформления маршрутного листа (плаката-коллажа);

  • выявление личностных характеристик детей и степени их удовлетворенности жизнью в лагере.

Несмотря на то, что путешествие подходит к концу, путешественникам необходимо определить то важное, что произошло с ними в ходе путешествия, отвечая на вопросы анкеты и готовясь к выставке открытий. Экспонатами выставки «Открытия, сделанные во время путешествия» являются не только впечатления и открытия,сделанные во время путешествия, самые интересные записи из «Путевых заметок» отряда, зафиксированные на ладошках, ромашках, геометрических фигурах и т.п., но и работы, выполненные детьми в процессе их участия в параллельных площадках (фигуры из бумаги) или в отряде.

В это время также происходит награждение самых активных путешественников и лучший вагон-отряд.



Ожидаемый результат:

  • интересный и правильный подход к проблеме уважения и сохранения ценностей истории своего края, архитектурных памятников, участников Великой Отечественной Войны;

  • успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даёт уверенность в своих силах и талантах;

  • осуществление экскурсий, походов помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Посредством путешествия по станциям достигается главная цель игровой программы: формирование гражданско-патриотических качеств личности черезвключение в разнообразные виды деятельности.
2.4. Патриотическое воспитание в рамках программы «Прикосновение к истокам»
Данная программа основана на ознакомлении детей с белорусской традиционной культурой: фольклором, праздниками, обрядами, ремёслами и др., которые у белорусов отличаются национальной самобытностью; и являются основой для воспитания таких качеств личности как доброта, гуманность, духовность, трудолюбие, чувство гордости за нашу синеокую Беларусь.

Разработана и реализована программа авторами: методистом ГУО «Слонимского районного ЦТДиМ» Логвинова И.Ф. – начальником оздоровительного лагеря «Мечтатель» (1 смена) и методистом ГУО «Слонимского районного ЦТДиМ» Якута Н.Н. – начальником оздоровительного лагеря «Мечтатель» (2 смена).



Цель программы:

Создание условий для оздоровления, воспитания и отдыха детей в летний период, через приобщение к народной культуре.



Задачи:

1.Создать комфортную психологическую среду для отдыха и оздоровления детей через сотрудничество, содружество, сотворчество.

2.Способствовать формированию нравственных, гражданских и патриотических качеств у детей и подростков через ознакомление с культурой белорусского народа.

Ожидаемые результаты реализации программы: сформированность у детей таких качеств личности как:


  • доброта, гуманность, духовность, трудолюбие, чувство

  • гордости за нашу синеокую Беларусь;

  • повышение уровня знаний о декоративно-прикладномискусстве, фольклоре, традициях белорусского народа;

  • умение лепить из глины, делать из соломки сувениры;

  • подарки, аксессуары к одежде;

  • выполнять коллективные творческие работы.

ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

Для эффективной реализации воспитательной программы создана модель сюжетно-творческой игры,которая поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Сюжет игры-путешествия во времени по родному краю. Приходя в лагерь, дети окунаются в то время, когда жили и творили их бабушки и дедушки.Каждый день в лагере - тематический день, в который заложена какая-нибудь идея, и ей будут подчинены все мероприятия этого дня. Занятия в творческих мастерских, отрядные, общелагерные мероприятия проводятся согласно обозначенной теме. Символически дни обозначены:



Понедельник: «Путешествие в народную мудрость».

Проводятся мероприятия познавательно-воспитательного характера по ознакомлению с белорусскими народными летними праздниками, устным народным творчеством белорусов, традициями, архитектурными памятниками г. Слонима.



Вторник: «Беларусьфильм представляет…».

Просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов о Беларуси.



Среда:«Ярмарка забав».

Проведение конкурсно-игровых программпознавательно-воспитательного характера.



Четверг: «Картофельные игрища».

Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий: подвижных игр, спортландий, соревнований и т.д.



Пятница:«Пятничные посиделки».

Проведение мероприятий в форме «посиделок», где кружки представляют отчёты о работе в своих творческих мастерских за неделю.



Суббота : «В лаптях по родному краю».

Проведение походов, экскурсий.

Каждый день на утренней линейке дети открывают «бабушкин сундук» и узнают, куда они отправятся сегодня. В конце дня подводятся итоги путешествия, победителям вручаются эмблемы-символы каждого дня, результаты фиксируются в лагерной газете.

К концу смены по эмблемам – символам определяется лучший отряд в творческой и интеллектуальной деятельности, спорте и т.д.

Игровой аспект смены раскрывается через игровые модули и организацию игрового взаимодействия внутри их.На каждом модуле предусмотрены определённые формы и методы работы.Каждый из этих модулей имеет очерченную цель, свою специфику и направленность.

Подводя итоги работы лагеря, можно сделать вывод, что использование игровой модели в условиях этой смены позволяет усовершенствовать планирование и организацию воспитательного процесса в оздоровительном лагере, которая позволила получить разнообразные и содержательные знания о родном городе г.Слонима.


Заключение
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является важным ориентиром развития образовательной и государственной политики. В формировании патриотизма и гражданственности значимым является осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание.

Единений усилий учреждений образования и общественных организаций способствует обеспечению высокой результативности в организации совместной деятельности взрослых и детей. Эффективность взаимодействия достигается благодаря целостности и непрерывности.

В оздоровительных лагерях Гродненской области созданы эффективные условия для реализации и проявления личностных гражданских и патриотических позиций детей и учащейся молодёжи. Это комплексы разноплановых мероприятий, открытость и непринуждённость взаимоотношений, свобода выбора. Организация воспитательной работы требует от педагогов профессионализма в применении разных современных форм, методов организации воспитательного процесса, инновационных и проектных технологий.

Практика свидетельствует, что успех педагогическое взаимодействие зависит также от создания условий, в которых дети станут равноправными «партнёрами». Программы воспитания оздоровительных лагерей, в которых разработана оригинальная игровая модель, с поставленными целями и задачами, на принципах системности и единства педагогических требований, преемственности, непрерывности и последовательности реализации содержания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей способствуют развитию творческих способностей учащихся, включения их в различные виды социально значимой деятельности.

Анализ педагогического опыта позволяет сделать вывод о том, что включение детей в игровую деятельность и участие в социально-значимых делах создаёт условия для взаимодействия и сотрудничества педагогов, родителей и детей, позволяет ощущать учащихся социально и нравственно защищёнными. Проектирование игровой модели является средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования - и детей, и взрослых.

Сюжетно-ролевое моделирования в воспитательной работе с детьми и подростками - эта форма работы является одним из эффектных и современных методов воспитания. Разработка социально-значимых проектов имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности.

Таким образом, исходя из опыта работы педагогов оздоровительных лагерей, можно сделать вывод, что разрабатывая интересные и новые формы работы гражданско-патриотической направленности, а также социальное проектирование способствует формированию гражданско-патриотической позиции детей и подростков. На основе комплексного и системного подхода к воспитательному процессу, применения инновационных подходов, форм, методов в оздоровительных лагерях будут созданы все условия для организации активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни коллектива детей и педагогов, воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности, способной к самореализации.
Литература
1. Волохов, А.В. Внимание,каникулы!: методическое пособие/ А.В.Волохов, И.И. Фришман.-М.:ЦГЛ,2005-с.55

2. Майлычко, С.Н. Педагогическая поддержка детства средствами сюжетно-ролевого моделирования / С.Н. Майлычко // Навукова-метадычны часопіс / Установа “Выдавецтва “Адукацыя і выхавання” - Мінск, 2005.-Вып. 45.- № 4. -Праблемы выхавання. – С. 31-32.

3. Малиновский, А.В. Давайте поиграем. – Минск, 1997.
Приложение 1
Положение

о проведении акции-конкурса «Фотокроссинг»
Цели и задачи:


  1. Поиск инновационных подходов организации воспитательного пространства в условиях оздоровительных лагерей.

  2. Презентация эффективных, результативных форм педагогического взаимодействия с временным детским коллективом.

  3. Развитие творческого потенциала и креативного взгляда детей и подростков на систему организации летней оздоровительной кампании.

Сроки проведения: с 1 июня 2012 года по 15 августа 2012 года.

Участники акции-конкурса: дети и подростки, педагоги оздоровительных лагерей.

Условия проведения:

Акция-конкурс «Фотокроссинг» - это реализация совместной творческой деятельности педагогов, детей и подростков, направленной на создание презентации материала (мультимедийной презентации) о системе организации воспитательного процесса в условиях оздоровительного лагеря. Мультимедийные презентации включают комплекс (коллаж) креативных фотографий на заданную тему: «Летний отдых глазами детей».

Фотографии должны отражать наиболее успешные с позиции детей формы педагогического взаимодействия. Они сопровождаются с кратким текстовым описание (содержанием).

Критерии оценки работ участников акции-конкурса:



  • Оригинальность идеи.

  • Эстетика оформления.

  • Полнота содержания материала, отражающего разноплановость форм воспитательных мероприятий в оздоровительном лагере.

Творческие работы присылаются в отдел методик и технологий дополнительного образования УО «ГГОДТДМ» до 20 августа 2012 года на CD-дисках с сопровождающей информацией: указатьимя и фамилию автора,возраст, названия лагеря, указание сроков проведения смены; по адресу: 230023 г.Гродно, Коложский парк, 1, каб.301, тел.: 8(0152) 720876.


Подведение итогов: сентябрь 2012 года. Итоговая информация и результаты акции будут размещены на сайте: www.dtdm.grodno.unibel.by

Победители акции-конкурса «Фотокроссинг» награждаются дипломами УО «ГГОДТДМ».



Приложение 2

Положение

о проведении акции социально-значимых дел

«Узнай - новое! Открой - необычное!

Сделай - полезное!»
Цель акции: формирование единой информационно-образовательной среды в оздоровительно-воспитательных учреждениях на основе организации и активизации социально значимой деятельности детей и учащейся молодёжи.

Задачи:

  1. Создать условия для проявления активной гражданской позиции детей и учащейся молодёжи посредством проведения мероприятий культурно-просветительского характера и участия в социально-значимой деятельности;

  2. Содействовать внедрению инновационных подходов в системе педагогического взаимодействия с временным детским коллективом;

  3. Организовать разноплановую деятельность детей и учащейся молодёжи, направленную на познание окружающего мира, формирования патриотических и гражданских позиций, развитие творческих способностей;

  4. Развивать детские и молодёжные инициативы через реализацию проектных технологий.


Сроки проведения: с 1 июня 2012 года по 15 августа 2012 года.

Участники акции: подростки и дети воспитательно-оздоровительных учреждений (лагеря с дневным и круглосуточным пребыванием).
Основное содержание акции:

Реализация в воспитательно-оздоровительных учреждениях мини-проектов детей и учащейся молодёжи, направленных на решение социально значимых проблем современного общества: сохранение культурного и исторического наследия Родины, изучение народных традиций, благоустройство территории, формирование толерантности и милосердия, формирование здорового образа жизни и др.

Мини-проектэто итог осуществления коллективной творческой деятельности, которая объединяет пути изучения и поиск решения проблемы, обоснование значимости и описание этапов организуемой деятельности, определение ожидаемого результата. Это модели сотрудничества взрослых, детей, подростков.
Итоги подведения акции:

До 20 августа 2012года представить в отдел методик и технологий дополнительного образования УО «ГГОДТДМ» отчёт согласно представленной форме:




Название лагеря

Название мини-проекта

Сроки реализации

Количество участников

Краткое описание

Итог реализации
























страница 1 | страница 2 страница 3

Смотрите также: