Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3
Глава 2. Гражданско-патриотического воспитания детей и подростков через реализацию игровых моделей программ воспитания оздоровительных лагерей


    1. Досугово-развлекательная сюжетно-ролевая игра «Город мастеров»

Представляется педагогический опыт по системе гражданско-патриотического воспитания автора программы, Зданович Лилии Мечеславовны, заместителя директора по воспитательной работе ГУО «Средняя школа № 31 г.Гродно», Клыс Ирины Станиславовны, начальника оздоровительного лагеря «Беларускі хутарок».



Цель программы: создание оптимальных условий для самореализации детей и подростков, для развития познавательной и творческой активности через игровую деятельность, привитие интереса к духовному наследию белорусского народа.

Задачи программы:

  • обеспечить условия для укрепления и сохранения здоровья детей и подростков;

  • содействовать становлению активной гражданской позиции;

  • способствовать формированию трудовой, правовой и экологической культуры учащихся;

  • развивать навыки конструктивного общения и эффективного взаимодействия, двигательной и познавательной активности детей и подростков; лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены.

Краткое содержание программы:

В дни летних каникул в оздоровительном лагереорганизована досугово - развлекательная сюжетно-ролевая игра-путешествие «Город мастеров». Дети погружены в мир волшебства, приключений. Название лагеря ассоциируется с расположением школы: школа находится на окраине города, вдалеке от центра – своего рода на «хуторке». С целью расширения сферы использования белорусского языка, а также популяризации среди подрастающего поколения духовного наследия белорусского народа, большинство мероприятий в лагере имеют патриотическую направленность и проводятся на белорусском языке.

В «хуторке» насчитывается 17 домиков (17отрядов). «Хуторок» огорожен условным забором, на котором каждый день вывешивается «збан» - план работы лагеря на день. Фиксируются планы и достижения. Каждый лагерный день ознаменован определенной тематикой: «Я - гражданин», «Лето – пора спортивная», «Сказочные старты» и пр. В штабе лагеря на таблице фиксируется при помощи условных обозначений результаты работы каждого отряда в течение дня: участие в праздниках, выставках, конкурсах и др. В городе насчитывается 18 улиц (дни работы лагеря). Экспедицию по улицам города осуществляют 10 туристических профильных отрядов. На каждой улице отряды открывают достопримечательные места по итогам участия в тематических КТД, работе профильных объединений. По итогам заочной игры составляется карта Города мастеров. Игровая цель смены – необходимо каждому ребенку (туристу) собрать достаточное количество «букв» (единица системы поощрения активности ребенка) и помочь составить название достопримечательного места на каждой улице города.

В структуру программы была встроена система поощрения активности ребенка. Каждый ребенок (турист) может их получить за любую положительную активную деятельность (творческую работу, работу в кружке, спортивных соревнованиях).В конце работы лагеря подводятся итоги в разных номинациях.

Игра способствует удовлетворению интеллектуальных, эстетических и культурных запросов учащихся, воспитанию патриотизма, формированию трудолюбия, правовой культуры, нравственных и духовных ценностей, навыков здорового образа жизни.

Направление деятельности, направленность программы:

●Воспитывать патриотизм, чувство гордости и уважение к Родине, к наследию;

● Формировать активную гражданскую позицию;

● Укреплять и сохранять здоровье детей;

● Развивать навыки конструктивного общения и эффективного взаимодействия;

● Укреплять связи с родителями, с учреждениями дополнительногообразования, культуры.



Уровни реализации:

  • Личностный («букв» - единица системы поощрения активности ребенка);

  • Отрядный (составление название достопримечательных мест);

  • Общелагерный (составление карты города)

Социально-педагогическое обоснование программы.

Лагерь – своеобразное творческое «поле», где общими усилиями педагогов и детей создается особый уклад жизни, при котором для каждого ребенка открывается широкая возможность познания и понимания себя как личности, своих интересов и устремлений. Создаются реальные условия для самореализации, творения нового, а не только подражания, приобретения дополнительных знаний и умений, а также навыков общения с окружающим миром.

Создание условий для саморазвития ребенка, творческого, интеллектуального потенциала личности, оказание им помощи в самоорганизации и самореализации – главная цель деятельности педагогического коллектива оздоровительного лагеря с дневным пребыванием ГУО «Средняя школа № 31 г. Гродно». Эта цель с учетом возрастных особенностей воспитанников реализуется с помощью игровых технологий. Использование разнообразных форм и средств организации досуга, максимальное вовлечение детей в разные виды деятельности позволяют обеспечить максимальную эффективность и результативность педагогического взаимодействия.

Использование игровых технологийимеет ряд важных для воспитания функций: включение ребенка в культуру, его самореализация, приобретения им коммуникативных навыков, диагностика личности ребенка, терапия стрессовых состояний, коррекция поведения. Кроме того, использование игры как форма педагогического взаимодействия обеспечивает:



1.  Развитие субъектности во взаимодействии представляет собой педагогическое регулирование социальных ожиданий, что предполагает, с одной стороны, ценностную ориентацию на осуществление взаимовыгодного сотрудничества, а с другой — формирование умений самостоятельно прогнозировать, планировать, анализировать и рефлексировать ситуации взаимодействия.

2.  Транспарентность деятельности — для педагога означает прозрачность взаимодействия (отказ от манипулирования), а для ребёнка — ясность и доступность в понимании результатов совместной деятельности.

3.  Амбивалентность построения педагогического процесса предполагает ориентацию на диалектичность как механизм интеграции исключающих друг друга сторон — взаимоизменения, взаимодополнения и взаимопроникновения полюсов дуальной оппозиции. То есть, организация процесса предполагает сочетание непрерывности и дискретности, событийности и повседневности.

4.  Фасилитация взаимодействия состоит в снижения тревожности и опасений ребёнка за возможный неуспех в игровом взаимодействии.

Воспитательный процесс в лагере с дневным пребыванием ГУО «Средняя школа №31 г.Гродно» – это увлекательная сюжетно-ролевая игра-путешествие, в которой реализуются основы детского самоуправления и разносторонняя социально и личностно значимая творческая деятельность детского и педагогического коллектива. Она способствует удовлетворению интеллектуальных, эстетических и культурных запросов учащихся, воспитанию патриотизма, формированию нравственных и духовных ценностей, навыков здорового образа жизни.

Опыт педагогической деятельности представлен в программе оздоровительного лагеря «Город мастеров».

При разработке программы использовались принципы:



  • уважение и развитие личности ребенка (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, отношение к ребенку как к неповторимой и уникальной личности, уважение его мнения, создание комфортных условий для отдыха и деятельности детей);

  • преемственности в воспитании детей в урочное и внеурочное время, что выразилось в главных направлениях деятельности отрядов.

Основное внимание направлено на эмоциональное состояние ребенка, помощь в решении возникающих проблем. Программа основана на потребностях и интересах детей, с учетом их психофизиологических особенностей. Ведущими технологиями совместной деятельности педагогов и детей являются игровая, конструктивная;. сопутствующими - коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.

В программе использован многолетний положительный опыт проведения лагерных тематических смен лагеря с дневным пребыванием в ГУО «Средняя школа №31 г.Гродно».


Ожидаемый результат:

  • Повышение активности участия детей и подростков в тематических КТД, отрядных мероприятиях, работе профильных кружков, спортивных мероприятиях;

  • Повышение уровня воспитанности среди детей и подростков;

  • Развитие интеллектуальных, творческих, духовных и физических способностей;

  • Творческий рост участников проекта, максимальная ступень их самореализации;

  • Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном коллективе.

Анализируя работу оздоровительного лагеря «Беларускі хутарок» можно прийти к выводу, что такая форма организации летней занятости детей создаёт условия для формирования и развития активной гражданской позиции у детей и подростков.
2.2. Познавательно-игровая игра «Радуга-тур»
Для осуществления деятельности по формированию гражданско-патриотического воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием ГУО «Остринская средняя школа имени А.С.Пашкевич» г.п.Острино Щучинского района была разработана программа воспитания с познавательно-игровой моделью.Описываемая оригинальная игровая модель отражает педагогическую деятельность автора-составителя Скоринко Ю.Р., педагога-организатора учреждения образования «Остринская средняя школа имени А.С.Пашкевич (Тётки)» Щучинского района.

В соответствии с направленностью была подготовлена профильная смена краеведческой направленности, которая носила познавательно-игровой характер и проводилась в виде деятельности туристической фирмы «Радуга-тур», предлагающая широкий спектр туристических услуг для отдыхающих детей.



Цель программы: обеспечение личностного роста ребенка путем активизации его творческого потенциала через формирование краеведческих знаний, патриотических чувств детей и подростков и вовлечение их в активные формы культурного и оздоровительного досуга

Задачи программы:

        • обеспечить условия для проявления активной жизненной позиции посредством проведения мероприятий культурно-просветительского характера;

        • организовать интересный, познавательный и увлекательный досуг;

        • создать каждому отдыхающему в лагере возможности для творческой реализации;

        • содействовать повышению уровня знаний по основным факторам риска для здоровья, альтернативным формам поведения, культивированию осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;

        • способствовать формированию чувства глубокого уважения к своей малой Родине;

        • создать условия для повышения образовательного краеведческого уровня детей.

Познавательная деятельность

В основе познавательной деятельностипрофильной смены пришкольного оздоровительного лагеря «Радуга» лежит приобретение новых, разносторонних сведений по истории родного населенного пункта. 18 дней смены – это 18 направлений в краеведческом познании г.п.Острино, отражение объективного мира в сознании ребят, результатом которого являются новые знания, открытие законов природы и общества, обнаружение способов действия с предметами и явлениями.

Методы и формы организации гражданско-патриотической работы в условиях профильной смены достаточно разнообразны:


  • заочная игра «Происхождение моего имени, моего региона, названия моего поселка»;

  • «Ярмарка интересных сообщений» (экологический урок);

  • кинолекторий;

  • час профилактики «За что в ответе подросток»;

  • устный журнал «Наши земляки в мире»;

  • заочное знакомство «Народные умельцы Острино»;

  • «Летопись школы. Что нового я узнал?»;

  • литературная викторина«Мой любимый герой”;

  • игра «На что потратить свободное время»;

  • заочное путешествие «Наши торговые точки»;

  • устный журнал «Кто работает в нашей больнице»;

  • час открытий «Зачем нужна почта?»;

  • А.Торик «Dimon» - книга про вас и для вас (встреча-комплемент);

  • заочная экскурсия «Достопримечательности Щучина»;

  • заочная экскурсия «Труд моих родителей»;

  • «Что такое электросети?»;

  • презентация профессии «Моя мама-швея»;

  • «Когда человек на своем месте» (встреча с людьми интересной судьбы);

  • экскурс «Что такое ПМС?»;

  • мультимедийная презентация «Коласу и Купале посвящается»;

  • «Выбор профессии – выбор жизни» (дегустация новых профессий);

  • митинг, посвященный началу Великой Отечественной войны;

  • презентация «Молодежь Остринского региона в годы Великой Отечественной Войны».

Творческая деятельность

Творческая деятельность - моделирование самой смены в виде функционирования туристической фирмы «Радуга-тур», где каждый ребенок и сотрудник лагеря выполнял определенную роль в соответствии со своими творческими способностями и приоритетами.



Игровая деятельность

Деятельностная игра в пришкольном оздоровительном лагере «Радуга» способствовала проецированию работы туристической фирмы во временный детский коллектив. Ежедневно дети в качестве группы отдыхающих приобретали горящие путевки от фирмы «Радуга-тур» с целью проведения разностороннего отдыха в рамках г.п.ОстриноЩучинского района.

Сотрудники лагеря были «заиграны» в новые должности менеджеров по продажам туристических услуг, администратора баз данных, менеджера по рекламе и т.д. Все это способствовало повышению интереса не только к «теме» отдыха, но и к построению отношений детей со взрослыми, а также взаимоотношениям самих сотрудников пришкольного лагеря.

С целью повышения образовательного краеведческого уровня учащихся было принято решение построить работу смены оздоровительного лагеря «Радуга»на основе летописи населенного пункта «Астрына: гісторыя, сучаснасць, перспектывы».

Как показывает время в теории и практике современного патриотического воспитания и обучения обнаруживаются некоторые противоречия:


  • детей не достаточно знакомят с понятиями краеведческого толка, необходимыми для состоятельности человека;

  • утверждая необходимость и важность краеведческой подготовки детей и молодежи, принижена роль разноплановых знаний. В воспитательной системе не отводится большого внимания местному краеведению, который может отыгрывать роль важнейшего направления воспитания;

  • проблемы этики и истории большинство ученых рассматривают вне взаимосвязи. Этика — одно, история — другое. Целесообразно не разделять, а учитывать богатый опыт обеих сфер и их взаимовлияние на полноценное развитие личности ребенка.

Особое значение сегодня приобретает необходимость разработки технологий краеведческого воспитания, отвечающих запросам времени, позволяющих грамотно осуществлять данный процесс.

Основная идея смены заключалась в том, чтобы совместными усилиями всех воспитателей и отрядов создать краеведческое равновесие путем обучения детей, отдыхающих в лагере, основам краеведческих знаний местного значения и воспитания у них правильного исторического мышления посредством проекции краеведческих основ в жизнь лагерной смены и разрешения ситуаций в игровой форме.

Эти противоречия обусловили выбор темы смены в оздоровительном лагере «Радуга» - краеведение. Весьма выигрышной формой является познавательная деятельность, которая и заложена в основу деятельности туристической фирмы «Радуга-тур». Ежедневно отряды получали горящие путевки согласно направлениям горящих туров в г.п. Острино. Задача работников лагеря (сотрудников турфирмы) обеспечить проживание, пропитание и развлечения прибывших в однодневный тур ребят. Отряды также получали “Гістарычную даведку”, которая рассказывала историю предложенного направления. Педагог-организатор ежедневно проводила среди учащихся разнообразные мероприятия согласно теме направления.

Игровое поле смены

На информационном стенде размещалась карта Острино, на которой в завершении ежедневного тура появлялся флажок с отметкой в том месте, где учащиеся виртуально побывали, с чем ознакомились. Также стенд дополнялся по-возможности редкими фотокадрами по теме направления. Там же каждый день помещался вид путевки для ознакомления посетителями школы. На тематическом стенде размещался и так называемый календарь с направлениями горящих туров, где цифра обозначала номер дня работы пришкольного лагеря, а словосочетания - историю каких объектов в г.п.Острино изучали в этот день.



Итоговая задача

Построить наиболее эффективную систему получения краеведческих знаний.Познавательно-игровой проект способствовал реализации образовательного потенциала смены. В ходе реализации проекта предусматривалосьповышение уровня знаний по имеющимся уже у детей краеведческим основам, а также приобретение новых не только отдыхающими детьми, но и воспитателями.



Ожидаемый результат: понимание и представление детьми программы смены, формирование бережливых отношений в «Радуга-тур», овладение детьми общими краеведческими знаниями, овладение детьми знаниями по истории различных объектов населенного пункта

Организационный период позволяет раскрыть перспективы деятельности детей, заложить основы временного детского коллектива, совместно с детьми разработать положение об их правах и обязанностях, правила общения, узнать новые краеведческие понятия.

Основной периодпозволяет добиться активной деятельности ребят в выполнении поставленной цели работы пришкольного оздоровительного лагеря «Радуга» и реализации намеченных задач на данном этапе помогает ролевая игра в туристическое путешествие по горящим путевкам.

Итоговый период дети рассказывают обо всем, за счет чего они получили полноценный отдых. С целью подведения итогов профильной краеведческой смены всем отрядам предлагался мини-опросник «Что нового узнал о поселке?». Итоги этого опроса дают основание полагать какие виды направлений горящих туров по г.п.Остринодетям наиболее зафиксировались в памяти. С одной стороны ребята повысили свой образовательный уровень. С другой стороны, наметились контуры работы на следующий период, когда можно будет посредством различных форм и методов работы углубить краеведческие знания ребят.

Подводя итоги педагоги сделали вывод о том, что большинство ребят знают основные достопримечательности поселка и основные вехи в его истории (исходя, например, из наглядного материала в коридорах школы), ребята интересовались темой истории своего поселка, ориентируются в основных направлениях развития населенного пункта. Однако следует работать в этом направлении и дальше, поскольку ребятам важно не только знать о своей истории, но и уметь применять эти знания в жизни.

В результате реализации познавательно-игрового проекта у воспитателей повысился интерес к вопросам по краеведческому воспитанию, расширилась база материалов по данной теме в методических уголках кабинета, что позволяет более качественно проводить массовые и индивидуальные мероприятия для всех возрастных категорий воспитанников. Ребята на проводимых мероприятиях учились самостоятельно искать ответы, анализировать увиденное, каждый ребенок старался стать активным участником, а не пассивным слушателем. Предлагаемый комплекс мероприятий повысил информационный уровень ребят.

Проводимые мероприятия содействовали переосмыслению проблемы патриотического воспитания и у родителей, поскольку 52% родителей отдавали детей в лагерь с целью самовыражения личности ребенка, развития его кругозора и интеллекта. Они продолжают работу по краеведческому образованию своих детей, знакомят их с историей своих рабочих мест, с интересными людьми на своей улице, делятся воспоминаниями о своем отдыхе в лагерях и т.д.

Таким образом, итог работы показал, чем богаче представление воспитанников о своей истории, тем успешнее формируются их взгляды и развивается их моральное сознание.



страница 1 страница 2 страница 3

Смотрите также: