страница 1 страница 2 страница 3 Глава 2. Гражданско-патриотического воспитания детей и подростков через реализацию игровых моделей программ воспитания оздоровительных лагерей
-
Досугово-развлекательная сюжетно-ролевая игра «Город мастеров»
Представляется педагогический опыт по системе гражданско-патриотического воспитания автора программы, Зданович Лилии Мечеславовны, заместителя директора по воспитательной работе ГУО «Средняя школа № 31 г.Гродно», Клыс Ирины Станиславовны, начальника оздоровительного лагеря «Беларускі хутарок».
Цель программы: создание оптимальных условий для самореализации детей и подростков, для развития познавательной и творческой активности через игровую деятельность, привитие интереса к духовному наследию белорусского народа.
Задачи программы:
-
обеспечить условия для укрепления и сохранения здоровья детей и подростков;
-
содействовать становлению активной гражданской позиции;
-
способствовать формированию трудовой, правовой и экологической культуры учащихся;
-
развивать навыки конструктивного общения и эффективного взаимодействия, двигательной и познавательной активности детей и подростков; лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены.
Краткое содержание программы:
В дни летних каникул в оздоровительном лагереорганизована досугово - развлекательная сюжетно-ролевая игра-путешествие «Город мастеров». Дети погружены в мир волшебства, приключений. Название лагеря ассоциируется с расположением школы: школа находится на окраине города, вдалеке от центра – своего рода на «хуторке». С целью расширения сферы использования белорусского языка, а также популяризации среди подрастающего поколения духовного наследия белорусского народа, большинство мероприятий в лагере имеют патриотическую направленность и проводятся на белорусском языке.
В «хуторке» насчитывается 17 домиков (17отрядов). «Хуторок» огорожен условным забором, на котором каждый день вывешивается «збан» - план работы лагеря на день. Фиксируются планы и достижения. Каждый лагерный день ознаменован определенной тематикой: «Я - гражданин», «Лето – пора спортивная», «Сказочные старты» и пр. В штабе лагеря на таблице фиксируется при помощи условных обозначений результаты работы каждого отряда в течение дня: участие в праздниках, выставках, конкурсах и др. В городе насчитывается 18 улиц (дни работы лагеря). Экспедицию по улицам города осуществляют 10 туристических профильных отрядов. На каждой улице отряды открывают достопримечательные места по итогам участия в тематических КТД, работе профильных объединений. По итогам заочной игры составляется карта Города мастеров. Игровая цель смены – необходимо каждому ребенку (туристу) собрать достаточное количество «букв» (единица системы поощрения активности ребенка) и помочь составить название достопримечательного места на каждой улице города.
В структуру программы была встроена система поощрения активности ребенка. Каждый ребенок (турист) может их получить за любую положительную активную деятельность (творческую работу, работу в кружке, спортивных соревнованиях).В конце работы лагеря подводятся итоги в разных номинациях.
Игра способствует удовлетворению интеллектуальных, эстетических и культурных запросов учащихся, воспитанию патриотизма, формированию трудолюбия, правовой культуры, нравственных и духовных ценностей, навыков здорового образа жизни.
Направление деятельности, направленность программы:
●Воспитывать патриотизм, чувство гордости и уважение к Родине, к наследию;
● Формировать активную гражданскую позицию;
● Укреплять и сохранять здоровье детей;
● Развивать навыки конструктивного общения и эффективного взаимодействия;
● Укреплять связи с родителями, с учреждениями дополнительногообразования, культуры.
Уровни реализации:
-
Личностный («букв» - единица системы поощрения активности ребенка);
-
Отрядный (составление название достопримечательных мест);
-
Общелагерный (составление карты города)
Социально-педагогическое обоснование программы.
Лагерь – своеобразное творческое «поле», где общими усилиями педагогов и детей создается особый уклад жизни, при котором для каждого ребенка открывается широкая возможность познания и понимания себя как личности, своих интересов и устремлений. Создаются реальные условия для самореализации, творения нового, а не только подражания, приобретения дополнительных знаний и умений, а также навыков общения с окружающим миром.
Создание условий для саморазвития ребенка, творческого, интеллектуального потенциала личности, оказание им помощи в самоорганизации и самореализации – главная цель деятельности педагогического коллектива оздоровительного лагеря с дневным пребыванием ГУО «Средняя школа № 31 г. Гродно». Эта цель с учетом возрастных особенностей воспитанников реализуется с помощью игровых технологий. Использование разнообразных форм и средств организации досуга, максимальное вовлечение детей в разные виды деятельности позволяют обеспечить максимальную эффективность и результативность педагогического взаимодействия.
Использование игровых технологийимеет ряд важных для воспитания функций: включение ребенка в культуру, его самореализация, приобретения им коммуникативных навыков, диагностика личности ребенка, терапия стрессовых состояний, коррекция поведения. Кроме того, использование игры как форма педагогического взаимодействия обеспечивает:
1. Развитие субъектности во взаимодействии представляет собой педагогическое регулирование социальных ожиданий, что предполагает, с одной стороны, ценностную ориентацию на осуществление взаимовыгодного сотрудничества, а с другой — формирование умений самостоятельно прогнозировать, планировать, анализировать и рефлексировать ситуации взаимодействия.
2. Транспарентность деятельности — для педагога означает прозрачность взаимодействия (отказ от манипулирования), а для ребёнка — ясность и доступность в понимании результатов совместной деятельности.
3. Амбивалентность построения педагогического процесса предполагает ориентацию на диалектичность как механизм интеграции исключающих друг друга сторон — взаимоизменения, взаимодополнения и взаимопроникновения полюсов дуальной оппозиции. То есть, организация процесса предполагает сочетание непрерывности и дискретности, событийности и повседневности.
4. Фасилитация взаимодействия состоит в снижения тревожности и опасений ребёнка за возможный неуспех в игровом взаимодействии.
Воспитательный процесс в лагере с дневным пребыванием ГУО «Средняя школа №31 г.Гродно» – это увлекательная сюжетно-ролевая игра-путешествие, в которой реализуются основы детского самоуправления и разносторонняя социально и личностно значимая творческая деятельность детского и педагогического коллектива. Она способствует удовлетворению интеллектуальных, эстетических и культурных запросов учащихся, воспитанию патриотизма, формированию нравственных и духовных ценностей, навыков здорового образа жизни.
Опыт педагогической деятельности представлен в программе оздоровительного лагеря «Город мастеров».
При разработке программы использовались принципы:
-
уважение и развитие личности ребенка (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, отношение к ребенку как к неповторимой и уникальной личности, уважение его мнения, создание комфортных условий для отдыха и деятельности детей);
-
преемственности в воспитании детей в урочное и внеурочное время, что выразилось в главных направлениях деятельности отрядов.
Основное внимание направлено на эмоциональное состояние ребенка, помощь в решении возникающих проблем. Программа основана на потребностях и интересах детей, с учетом их психофизиологических особенностей. Ведущими технологиями совместной деятельности педагогов и детей являются игровая, конструктивная;. сопутствующими - коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.
В программе использован многолетний положительный опыт проведения лагерных тематических смен лагеря с дневным пребыванием в ГУО «Средняя школа №31 г.Гродно».
Ожидаемый результат:
-
Повышение активности участия детей и подростков в тематических КТД, отрядных мероприятиях, работе профильных кружков, спортивных мероприятиях;
-
Повышение уровня воспитанности среди детей и подростков;
-
Развитие интеллектуальных, творческих, духовных и физических способностей;
-
Творческий рост участников проекта, максимальная ступень их самореализации;
-
Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном коллективе.
Анализируя работу оздоровительного лагеря «Беларускі хутарок» можно прийти к выводу, что такая форма организации летней занятости детей создаёт условия для формирования и развития активной гражданской позиции у детей и подростков.
2.2. Познавательно-игровая игра «Радуга-тур»
Для осуществления деятельности по формированию гражданско-патриотического воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием ГУО «Остринская средняя школа имени А.С.Пашкевич» г.п.Острино Щучинского района была разработана программа воспитания с познавательно-игровой моделью.Описываемая оригинальная игровая модель отражает педагогическую деятельность автора-составителя Скоринко Ю.Р., педагога-организатора учреждения образования «Остринская средняя школа имени А.С.Пашкевич (Тётки)» Щучинского района.
В соответствии с направленностью была подготовлена профильная смена краеведческой направленности, которая носила познавательно-игровой характер и проводилась в виде деятельности туристической фирмы «Радуга-тур», предлагающая широкий спектр туристических услуг для отдыхающих детей.
Цель программы: обеспечение личностного роста ребенка путем активизации его творческого потенциала через формирование краеведческих знаний, патриотических чувств детей и подростков и вовлечение их в активные формы культурного и оздоровительного досуга
Задачи программы:
-
обеспечить условия для проявления активной жизненной позиции посредством проведения мероприятий культурно-просветительского характера;
-
организовать интересный, познавательный и увлекательный досуг;
-
создать каждому отдыхающему в лагере возможности для творческой реализации;
-
содействовать повышению уровня знаний по основным факторам риска для здоровья, альтернативным формам поведения, культивированию осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;
-
способствовать формированию чувства глубокого уважения к своей малой Родине;
-
создать условия для повышения образовательного краеведческого уровня детей.
Познавательная деятельность
В основе познавательной деятельностипрофильной смены пришкольного оздоровительного лагеря «Радуга» лежит приобретение новых, разносторонних сведений по истории родного населенного пункта. 18 дней смены – это 18 направлений в краеведческом познании г.п.Острино, отражение объективного мира в сознании ребят, результатом которого являются новые знания, открытие законов природы и общества, обнаружение способов действия с предметами и явлениями.
Методы и формы организации гражданско-патриотической работы в условиях профильной смены достаточно разнообразны:
-
заочная игра «Происхождение моего имени, моего региона, названия моего поселка»;
-
«Ярмарка интересных сообщений» (экологический урок);
-
кинолекторий;
-
час профилактики «За что в ответе подросток»;
-
устный журнал «Наши земляки в мире»;
-
заочное знакомство «Народные умельцы Острино»;
-
«Летопись школы. Что нового я узнал?»;
-
литературная викторина«Мой любимый герой”;
-
игра «На что потратить свободное время»;
-
заочное путешествие «Наши торговые точки»;
-
устный журнал «Кто работает в нашей больнице»;
-
час открытий «Зачем нужна почта?»;
-
А.Торик «Dimon» - книга про вас и для вас (встреча-комплемент);
-
заочная экскурсия «Достопримечательности Щучина»;
-
заочная экскурсия «Труд моих родителей»;
-
«Что такое электросети?»;
-
презентация профессии «Моя мама-швея»;
-
«Когда человек на своем месте» (встреча с людьми интересной судьбы);
-
экскурс «Что такое ПМС?»;
-
мультимедийная презентация «Коласу и Купале посвящается»;
-
«Выбор профессии – выбор жизни» (дегустация новых профессий);
-
митинг, посвященный началу Великой Отечественной войны;
-
презентация «Молодежь Остринского региона в годы Великой Отечественной Войны».
Творческая деятельность
Творческая деятельность - моделирование самой смены в виде функционирования туристической фирмы «Радуга-тур», где каждый ребенок и сотрудник лагеря выполнял определенную роль в соответствии со своими творческими способностями и приоритетами.
Игровая деятельность
Деятельностная игра в пришкольном оздоровительном лагере «Радуга» способствовала проецированию работы туристической фирмы во временный детский коллектив. Ежедневно дети в качестве группы отдыхающих приобретали горящие путевки от фирмы «Радуга-тур» с целью проведения разностороннего отдыха в рамках г.п.ОстриноЩучинского района.
Сотрудники лагеря были «заиграны» в новые должности менеджеров по продажам туристических услуг, администратора баз данных, менеджера по рекламе и т.д. Все это способствовало повышению интереса не только к «теме» отдыха, но и к построению отношений детей со взрослыми, а также взаимоотношениям самих сотрудников пришкольного лагеря.
С целью повышения образовательного краеведческого уровня учащихся было принято решение построить работу смены оздоровительного лагеря «Радуга»на основе летописи населенного пункта «Астрына: гісторыя, сучаснасць, перспектывы».
Как показывает время в теории и практике современного патриотического воспитания и обучения обнаруживаются некоторые противоречия:
-
детей не достаточно знакомят с понятиями краеведческого толка, необходимыми для состоятельности человека;
-
утверждая необходимость и важность краеведческой подготовки детей и молодежи, принижена роль разноплановых знаний. В воспитательной системе не отводится большого внимания местному краеведению, который может отыгрывать роль важнейшего направления воспитания;
-
проблемы этики и истории большинство ученых рассматривают вне взаимосвязи. Этика — одно, история — другое. Целесообразно не разделять, а учитывать богатый опыт обеих сфер и их взаимовлияние на полноценное развитие личности ребенка.
Особое значение сегодня приобретает необходимость разработки технологий краеведческого воспитания, отвечающих запросам времени, позволяющих грамотно осуществлять данный процесс.
Основная идея смены заключалась в том, чтобы совместными усилиями всех воспитателей и отрядов создать краеведческое равновесие путем обучения детей, отдыхающих в лагере, основам краеведческих знаний местного значения и воспитания у них правильного исторического мышления посредством проекции краеведческих основ в жизнь лагерной смены и разрешения ситуаций в игровой форме.
Эти противоречия обусловили выбор темы смены в оздоровительном лагере «Радуга» - краеведение. Весьма выигрышной формой является познавательная деятельность, которая и заложена в основу деятельности туристической фирмы «Радуга-тур». Ежедневно отряды получали горящие путевки согласно направлениям горящих туров в г.п. Острино. Задача работников лагеря (сотрудников турфирмы) обеспечить проживание, пропитание и развлечения прибывших в однодневный тур ребят. Отряды также получали “Гістарычную даведку”, которая рассказывала историю предложенного направления. Педагог-организатор ежедневно проводила среди учащихся разнообразные мероприятия согласно теме направления.
Игровое поле смены
На информационном стенде размещалась карта Острино, на которой в завершении ежедневного тура появлялся флажок с отметкой в том месте, где учащиеся виртуально побывали, с чем ознакомились. Также стенд дополнялся по-возможности редкими фотокадрами по теме направления. Там же каждый день помещался вид путевки для ознакомления посетителями школы. На тематическом стенде размещался и так называемый календарь с направлениями горящих туров, где цифра обозначала номер дня работы пришкольного лагеря, а словосочетания - историю каких объектов в г.п.Острино изучали в этот день.
Итоговая задача
Построить наиболее эффективную систему получения краеведческих знаний.Познавательно-игровой проект способствовал реализации образовательного потенциала смены. В ходе реализации проекта предусматривалосьповышение уровня знаний по имеющимся уже у детей краеведческим основам, а также приобретение новых не только отдыхающими детьми, но и воспитателями.
Ожидаемый результат: понимание и представление детьми программы смены, формирование бережливых отношений в «Радуга-тур», овладение детьми общими краеведческими знаниями, овладение детьми знаниями по истории различных объектов населенного пункта
Организационный период позволяет раскрыть перспективы деятельности детей, заложить основы временного детского коллектива, совместно с детьми разработать положение об их правах и обязанностях, правила общения, узнать новые краеведческие понятия.
Основной периодпозволяет добиться активной деятельности ребят в выполнении поставленной цели работы пришкольного оздоровительного лагеря «Радуга» и реализации намеченных задач на данном этапе помогает ролевая игра в туристическое путешествие по горящим путевкам.
Итоговый период дети рассказывают обо всем, за счет чего они получили полноценный отдых. С целью подведения итогов профильной краеведческой смены всем отрядам предлагался мини-опросник «Что нового узнал о поселке?». Итоги этого опроса дают основание полагать какие виды направлений горящих туров по г.п.Остринодетям наиболее зафиксировались в памяти. С одной стороны ребята повысили свой образовательный уровень. С другой стороны, наметились контуры работы на следующий период, когда можно будет посредством различных форм и методов работы углубить краеведческие знания ребят.
Подводя итоги педагоги сделали вывод о том, что большинство ребят знают основные достопримечательности поселка и основные вехи в его истории (исходя, например, из наглядного материала в коридорах школы), ребята интересовались темой истории своего поселка, ориентируются в основных направлениях развития населенного пункта. Однако следует работать в этом направлении и дальше, поскольку ребятам важно не только знать о своей истории, но и уметь применять эти знания в жизни.
В результате реализации познавательно-игрового проекта у воспитателей повысился интерес к вопросам по краеведческому воспитанию, расширилась база материалов по данной теме в методических уголках кабинета, что позволяет более качественно проводить массовые и индивидуальные мероприятия для всех возрастных категорий воспитанников. Ребята на проводимых мероприятиях учились самостоятельно искать ответы, анализировать увиденное, каждый ребенок старался стать активным участником, а не пассивным слушателем. Предлагаемый комплекс мероприятий повысил информационный уровень ребят.
Проводимые мероприятия содействовали переосмыслению проблемы патриотического воспитания и у родителей, поскольку 52% родителей отдавали детей в лагерь с целью самовыражения личности ребенка, развития его кругозора и интеллекта. Они продолжают работу по краеведческому образованию своих детей, знакомят их с историей своих рабочих мест, с интересными людьми на своей улице, делятся воспоминаниями о своем отдыхе в лагерях и т.д.
Таким образом, итог работы показал, чем богаче представление воспитанников о своей истории, тем успешнее формируются их взгляды и развивается их моральное сознание.
страница 1 страница 2 страница 3
|