Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 ... страница 4 | страница 5
УДК 37.013 На правах рукописи

КАИРБЕКОВА БАГЖАНАТ ДЫНДАРБЕККЫЗЫ


Теория и практика формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы

13.00.08– Теория и методика профессионального образования




Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук


Республика Казахстан

Караганды, 2010

Работа выполнена в Павлодарском государственном университете им. С.Торайгырова





Научный консультант:

доктор педагогических наук,

профессор Кертаева К.М.




Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Малибекова М.С.


доктор педагогических наук, профессор Абдиров А.М.
доктор педагогических наук, профессор Адильгазинов Г.А.



Ведущая организация:

Восточно-Казахстанский университет им.С.Аманжолова

Защита состоится «___»_____________ 2010 года в ______ часов на заседании объединенного диссертационного совета ОД 14.50.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганды, ул. Университетская, 28, главный корпус, зал заседания Ученого Совета

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганды, ул. Университетская, 28.

Автореферат разослан «___» _____________ 2010 года

Ученый секретарь

объединенного

д

иссертационного совета Минжанов Н.А.



Введение
Актуальность темы исследования обусловлена становлением новой парадигмы образования, требующей от учителей сельских школ высокого уровня фундаментальной теоретической и нравственно-мировоззренческой подготовки.

Практически во всех основных документах в области образования подчеркивается необходимость подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Национальная доктрина образования Республики Казахстан, провозглашая его опережающее развитие, в числе основных целей и задач называет систематическое обновление содержания образования, его непрерывность в течение всей жизни, многообразие типов и видов образовательных учреждений.

В этой связи ряд исследователей акцентируют акцентируют внимание на общее падение нравственности, девальвацию ценностей, падение престижа педагогической профессии. Высокая степень индивидуализации труда учителей сказались на нравственном облике педагогов как членов социума (А.И. Абдурахманов, Э.Г. Гарунов, Н.В. Махова, Г.Ж.Менлбекова, Л.В.Мардахаев, Н.Д. Никандров, Б.К. Кертаева К.М., Цатуров и др.).

Не противоречит этому мнению и другая группа исследователей, утверждающих, что современной школе необходим учитель, способный мыслить в рамках гуманистической педагогики и общей теории толерантности (труды отечественных ученых: Б.Ш. Алиева, М.Ч. Алирзаев, К.М.Арынгазин, Ш.М. Гаджиев, З.Т. Гасанов, А.А.Бейсембаева, С.К Бондырева, А.Н. Ермоленко, Е.С. Каменева, В.А. Лекторский А.М. Магомедов; Д.М. Маллаев, Т.Г. Саидов Т.Г., З.Я. Якубови др.; зарубежных – М. Валзера, Е.Геллнера, Ж.Дюби, Ч.Тейлора, К. Ясперса и др.).

Особое место в разработке проблемы профессионального развития личности педагога занимают исследования, связанные с совершенствованием его профессионального поведения (К.М. Левитан, Н.В. Мацуй, Кертаева К.М.), различным аспектам профессиональной культуры учителя: гуманитарному (В.А.Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), духовному (Б.З. Вульфов, Л.П. Илларионова, М.М. Мукомбаева и др.), гражданско-патриотических личностных образований (Каргин С.Т., Нургалиева А.К.) методологическому (Е.В.Бережнова, В.В. Краевский, А.Н.Ходусов и др.), исследовательскому (А.И. Кочетов, Я. Скалкова, Ш.Т.Таубаева, Ш.М. Мухтарова и др.), технологическая (В.П.Беспалько, Каргин С.Т., М.М. Левина, М.В. Николаева, Н.Е. Орлихина, Л.И. Уман, Н.Е. Щуркова и др.), коммуникативному (В.С. Грехнев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, В.В. Соколов и др.), нравственно-этическому (В.И. и И.Я. Писаренко, Е.Г. Силяева, И.И. Чернокозов, А.И. Шимшурина и др.), политехническому (Ю.К.Васильев, В.А.Комелина и др.), психолого-педагогической компетентности учителя (Бурдина Е.И., Е.В. Веселова, М.И.Лукьянова, Ф.Ш.Мухаметзянова и др.), физическому (М.Я. Виленский, Пфейфер Н.Э. и др.).

В новых условиях возрастает ответственность специалистов за подготовку педагогических кадров для школ, в том числе и сельских, при этом мы считаем оправданным принятие в качестве методологической установки.

Мировоззренческие позиции философского учения А.Кунанбаева, имеющими непосредственное отношение к проблеме личности и ее становления, сущности социологической концепции Ш.Валиханова, а также идеями казахских просветителей и педагогов Алтынсарина Ы., Аймаутова Ж., Байтурсынова А., Жумабаева М. и др., позволяющими осознавать значимость образования в развитии личности.

Среди работ отечественных ученых важное значение для нашей работы имеют разработки в области 1) теории и методики профессионального образования (Архангельский С.И., АбдыкаримовБ.А., Абдраман Ш.А., Бурдина Е.И., Каргин С.Т., Кертаева К.М., Пфейфер Н.Э., Успанов К.С., Шкутина Л.А. и др.), 2) методологических подходов к исследованию педагогических явлений: конкретно-исторического (Тажибаев Т.Т., Таубаева Ш.Т., Сембаев А.И., Ильясова А.Н., Храпченков Г.М.), этнопедагогического (Жарикбаев К.Б., Калиев С.К., Кожахметова К,Ж., Наурызбай Ж.Ж., Узакбаева С.А., Жуматаева Е. и др.), подготовка учителей сельской школы (Г.А.Адильгазинов, Е.А.Ушуров и др.).

Интенсифицировались исследования, посвященные проблемам профессионального развития личности педагогов. В русле этой проблематики выполнен ряд диссертационных исследований: Е.В. Андриенко, О.В. Госсе, И.Ф. Исаева, Т.Д. Колябиной, Е.Е. Кузьминой, Н.В. Мартишиной, Е.Г. Скворцовой, М.С.Малибековой, А.М.Абдирова и др.

Несмотря на известное количество работ по проблеме гуманизации нет однозначного и аргументированного ответа на вопросы, относящиеся к деонтологической готовности будущего учителя сельской школы как научной категории, к его целостной профессиональной подготовке в синтезе с нравственной культурой, воспитания профессионального сознания.

Истинность суждения о важности нравственного, интеллектуального, профессионально-педагогического, деонтологического потенциала сегодня особо неоспорима в силу перехода от объяснительно-разъясняющей парадигмы образования к творчески-развивающей и личностной.

Из-за отсутствия теоретико-прикладных разработок, отвечающих за деонтологическую подготовку, будущим учителям трудно присваивать и объективизировать нравственные ценности, соответствовать профессиональным поведенческим реакциям. Внутриличностные предпосылки делают возможным перевод концептуальной модели деонтологической культуры в план профессионального саморазвития и нравственного самосовершенствования будущего учителя сельской школы. Так возникла проблема формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы.

О наличии в современной педагогике отдельных диссертационных исследований, монографий, учебных пособий посвященных вопросам деонтологической готовности специалистов свидетельствует труды К.М. Левитана (педагогическая деонтология); Мордохаева Л.В.(социально-педагогические основы деонтологии), Е.В. Коробовой (деонтологическая готовность студентов университетов); Е.К. Веселовой (психологическая деонтология); В.П. Соколова (педагогические основы деонтологической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД); Г.М. Кертаевой (основы педагогической деонтологии); Г.А. Карахановой (деонтологическая культура).

Анализ вышеназванных трудов позволяет сделать вывод относительно того, что деонтологическая готовность будущего учителя прежде не была рассмотрена в социально-педагогическом контексте, в частности в рамках подготовки учителей для сельской школы. Поэтому перед педагогической наукой остро встает задача построения концепции формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы как синтеза его профессионального и личностно-нравственного становления.

Изложенное выше позволило выявить ряд сложившихся противоречий между:


  • постоянно возрастающими требованиями к профессиональной подготовке будущего учителя сельской школы, предопределяющих наличие норм профессионального поведения, моральных императивов, идеалов, ценностей, того, что составляет содержание деонтологической готовности будущего учителя сельской школы и недостаточной ориентированностью традиционной модели профессионально-педагогического образования обеспечить формирование ее должного уровня;

  • сложившейся системой профессиональной подготовки специалистов в педагогической сфере и необходимостью уточнения и дополнения её содержания с учетом потребностей деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  • усилением научного интереса к проблеме деонтологической составляющей профессионального образования и недостаточной разработанностью парадигмы формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы в системе образования.

Изложенные противоречия определили проблему исследования: недостаточность теоретико-методологического обеспечения процесса формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы.

В соответствии с этим тема исследования сформулирована следующим образом: «Теория и практика формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы».



Объект исследования: процесс профессионально-педагогического образования.

Предмет исследования: формирование деонтологической готовности будущего учителя сельской школы.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование и практическая разработка концепции как системы исходных теоретических положений по формированию деонтологической готовности будущего учителя сельской школы.

Гипотеза исследования: формирование деонтологической готовности будущего учителя сельской школы будет эффективным, если будет разработана концепция с учетом теоретико-методологических позиций, что обусловит системность, целостность, логическую преемственность и внутреннее единство его нормативно-правового, научно-методического и учебно-организационного обеспечения, так как такая концептуализация предусматривает, с одной стороны, конструирование содержания, с другой проектирование процесса деонтологизации образования.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:



  1. выявить социально-педагогические предпосылки актуализации проблемы формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  2. раскрыть сущность деонтологичекой готовности будущего учителя сельской школы;

  3. разработать концепцию формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  4. определить методологические основы формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  5. обосновать принципы и технологии формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  6. спроектировать структурно-содержательную и критериальную модель деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  7. построить дидактическое обеспечение процесса формирования деонтологической готовности студента будущего учителя сельской школы и экспериментально проверить его эффективность.

Ведущая идея исследования: формирование деонтологической готовности будущего учителя сельской школы является условием его нравственно-ориентированной и профессионально-педагогической деятельности.

Методологические основы исследования обусловлены концепцией профессионального образования педагогических кадров, положениями гуманистической парадигмы образования и теории содержания образования; идеями системного, синергетического, аксиологического, компетентностного, культурологического подходов в методологии и педагогики; теоретическими разработками в области педагогической деонтологии, педагогической инноватики и современного педагогического менеджмента.

Источники исследования определены следующими теоретическими концептами:



  • философской и педагогической антропологии, опирающихся на идею гуманизации в области педагогического и профессионального знания (идеи К.Н. Вентцеля, В.П. Вахтерова, К.М.Арынгазина, Г.К.Ахметова, А.А.Бейсембаевой, Э.А.Шнибекова о формировании нравственного идеала, включающего в себя понятие совершенства, оценки и цели, предполагающего приобщение личности к духовно-нравственным ценностям);

  • преемственности формирования учебной деятельности, подготовки к профессиональной деятельности (Н.Г. Барышниковой, P.M. Асадуллина, Л.Н. Мазаевой, С.Л. Суворовой, Н.Д.Хмель, Г.Ж.Менлибековой, С..Т.Каргина);

  • в области нравственной культуры личности (Н.Д. Никандрова, Е.В. Бондаревская, Е.Г. Силяева, Т.Е. Конникова, Б.Т. Лихачева, Т.Ж. Шилимбаева), духовных потребностей в нравственном воспитании личности (О.С. Богдановой, Л.П. Илларионова, И.С. Марьенко, Н.М. Романенко, Е.Ф. Харламова, А.И. Шемшурина, М.Е. Щуркова, К.Б. Кертаевой);

  • в области современных подходов к проблеме профессионального образования и преемственности (Б.А. Абдыкаримова, Ш.А.Абдрамана, P.M. Асадуллина, Е.И. Артамонова, Н.В. Кузьмина, А.Н. Маркова, Т.С. Полякова, В.В. Сериков, В.А. Сластенина, Б.А. Жетписбаевой и др.).

Кроме того, источниками исследования явились: законодательные акты и официальные документы в сфере образовательной политики государства; правительственные документы в области образования; ежегодное Послание Президента страны народу Казахстана; материалы официальных сайтов в сети Интернет; учебная документация; педагогический и исследовательский опыт соискателя.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, социологической культурологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме, мониторинг отдельных направлений массовой практики, касающихся формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы в системе образования; методы теоретического моделирования, анкетирования, изучения продуктов творческой деятельности, анализ учебной документации; опытно-экспериментальная работа; метод включенного наблюдения; диалога как субъектно-субъектного педагогического общения; метод пролонгированного, систематического, сравнительного изучения индивидуальных уровней деонтологической готовности будущего учителя сельской школы; диагностические методы (тестирование, анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, ранжирование, шкалирование, экспертная оценка); эмпирические методы (изучение опыта работы педклассов школ, педагогических колледжей и вузов, нормативной и учебно-методической литературы, отчетной документации, систематическое педагогическое наблюдение).

Этапы исследования.

1 этап (2006 – 2007 гг.) – осмысление проблем формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, формирование подходов к разработке программы исследования на базе сельских школ, изучение опыта работы преемственности образовательных учреждений по формированию деонтологической готовности; первичный анализ педагогического потенциала системы среднего и высшего образования в нравственном и интеллектуальном развитии личности сельского ученика..


страница 1 страница 2 ... страница 4 | страница 5

Смотрите также: