Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 | страница 5

2 этап (2007-2008 гг.) – осмысление итогов первого этапа исследования, наполнение новым качественным содержанием программы формирования деонтологической готовности студентов вузов и слушателей курсов повышения квалификации; внедрение методики исследования и программы опытно-экспериментальной работы, апробация, корректировка и использование исследовательских методик; опытно-экспериментальная проверка гипотезы. Проведение формирующего эксперимента, связанного с проверкой и уточнением критериев и показателей формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, определением организационно-педагогических условий данного качества, создание экспериментальной площадки в Баянаульском и Качирском районах Павлодарской области.

3 этап (2008 – 2009 гг.) – обработка полученных данных, корректировка содержания, форм и методов формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы за счет изучения мнения расширившегося круга кадров, использующих рекомендации, основанные на выводах исследования;

4 этап (2009 – 2010 гг.) – систематизация и обобщение исследовательского материала, формулировка выводов и рекомендаций, редакционное оформление диссертационного исследования, прогноз перспектив исследования.

База исследования. Решение исследовательских задач осуществлялось в школах Павлодарской области, высших педагогических учебных заведениях (факультеты Павлодарского государственного университета им. С.М. Торайгырова и Павлодарского государственного педагогического института). Научно-теоретическая подготовка, разработка концепции формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы осуществлялись на кафедре теоретической и прикладной психологии и педагогики Павлодарского государственного педагогического института.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  • выявлены социально-педагогические предпосылки актуализации проблемы формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  • раскрыта сущность деонтологичекой готовности будущего учителя сельской школы;

  • разработана концепцию формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  • определены методологические подходы к проблеме формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  • обоснованы принципы и технологии формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  • спроектирована структурно-содержательная и критериальная модель деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  • построено дидактическое обеспечение процесса формирования деонтологической готовности студента будущего учителя сельской школы и экспериментально доказана его эффективность.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные теоретико-методологические основы формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы в системе образования создают базу для ее научного прогнозирования; дополнен терминологический аппарат педагогической науки за счет уточнения сущности таких понятий, как «деонтологическая готовность», «деонтологическая готовность будущего учителя сельской школы», «деонтологическая направленность», «деонтологическое образование», «педагогическая деонтология и подготовка», «содер­жание педагогического образования», «преемственность профессионального образования», «непрерывное профессиональное образование»; выявлены тенденции развития деонтологической готовности будущего учителя сельской школы в системе образования с учетом динамики требований, предъявляемых к современному педагогу, способного мыслить в рамках гуманистической педагогики и общей теории толерантности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная концепция формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы позволили:

  • предложить рекомендации по созданию сис­темы, обеспечивающей преемственность формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы на всех иерархических уровнях: довузовский (пропедевтический, направленный на профессиональное самоопределение, формирование деонтологической направленности), вузовский (профессиональное становление и нравственное развитие, получение базового педагогического образования, присвоение личностных смыслов профессиональной деятельности и профессионального поведения), послевузовский (профессиональное развитие, нравственное совершенствование и самосовершенствование, активная профессиональная деятельность, постоянная работа над развитием собственной личности, повышением квалификации и уровня педагогического мастерства);

  • создать специальные курсы: «Деонтологическая направленность учителей сельской школы»; «Основы деонтологической готовности будущего учителя сельской школы», «Основы педагогической деонтологии» и др.;

  • организовать и внедрить в практику дидактическое обеспечение, включающее учебно-методические комплексы, пособия, дидактические материалы, диагностические методики, которые используются в процессе реализации программ формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. социально-педагогические предпосылки актуализации проблемы формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  2. сущность деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  3. концепция формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  4. методологические основы концепции формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  5. принципы и технологии формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  6. структурно-содержательная и критериальная модель деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  7. дидактическое обеспечение работы по формированию деонтологической готовности будущего учителя сельской школы и результаты экспериментальной проверки его эффективности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: теоретико-методологическими позициями, логикой предположений и выводов, которые проверялись анализом и моделированием конкретных организационно-педагогических условий и ситуаций; применением исследовательских методов, адекватных предмету, объекту, задачам исследования; многоаспектным методологическим обоснованием разработанной концепции и модели формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы; репрезентативностью исследуемой выборки, полученной на основе анализа организации педагогического процесса в разных типах образовательных учреждений; подтверждением гипотезы исследования результатами эксперимента, выразившимися в развитии гуманистически ориентированных ценностей личности педагога, в позитивных изменениях межличностных отношений и профессиональном поведении будущего учителя сельской школы, усилении роли духовно-нравственного компонента в системе профессиональной подготовки педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений автора на конференциях, посвященных современным проблемам воспитания и образования: (конференции, чтения). Разработанные автором подходы к формированию у будущих учителей сельской школы деонтологической готовности стали основой работы сельских школ Павлодарской области, Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова, Павлодарского государственного педагогического института. Программы реализуются школами, вузами и курсами повышения квалификации, они стали основными компонентами системы их педагогической деятельности. Созданные программы подготовки педагогических кадров реализованы в практике Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова, Павлодарского педагогического института, института повышения квалификации работников образования.

Структура диссертации отражает общую логику исследования и состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, раскрывается степень ее разработанности, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, характеризуются методологические основы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются положения, выносимые на защиту, сообщается о достоверности полученных результатов.

В первом разделе диссертации «Социально-педагогические предпосылки актуализации проблемы формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы» характеризуются социально-экономические реформы, происходящие в современном Казахстане, как фактор актуализации формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, выявляются теоретические и научно-эмпирические предпосылки разработки концепции формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, а также излагается структура и содержание концепции формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы.

Во втором разделе «Методологические основы формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы» определяются методологические подходы к исследованию проблемы формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, выявляются и характеризуются особенности формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы в рамках современной парадигмы образования, а также описываются формы и методы формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы в системе непрерывного педагогического образования.

В третьем разделе «Теоретические основы формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы» отбираются и обосновываются принципы формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, его технологии, а также подробно описывается структурно-содержательная и критериальная модель формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы.

В четвертом разделе «Опытно-экспериментальная работа по формированию деонтологической готовности будущего учителя сельской школы» дается полная характеристика дидактического обеспечения работы по формированию деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, анализируются и обобщаются результаты опытно-экспериментальной работы по формированию деонтологической готовности тудентов, будущих учителей сельской школы, делается прогноз перспектив развития теории и практики формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы.

В заключении подведены итоги исследования деотологической готовности будущего учителя сельской школы, разработаны рекомендации по внедрению результатов проведенного исследования в практику образования.

В приложении даны акты и справки о внедрении результатов исследования в учебный процесс вуза, проект Концепции «Деонтологическая готовность будущего сельского учителя», учебные программы спецкурса и спецсеминара «Основы педагогической деонтологии».

Основная часть
Реформы, происходящие в системе образования Республики Казахстан, коснулись всех ее сфер: содержания образования, форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся, учебников и учебных пособий, педагогических кадров, управленческих аспектов. В настоящее время продолжается модернизация системы образования в соответствии с «Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года». Особое внимание уделяется совершенствованию обучения в сельской школе.

Реформирование системы образования особым образом коснулось и сельских тружеников, для которых получение образования их детьми в колледжах и вузах стало первейшей жизненной необходимостью и потребностью, важнейшим фактором благополучия начавшегося формирования семейного бизнеса – крестьянского хозяйства. Это обусловило постепенное понимание родителями того, что успешность обучения их детей в сельской школе во многом зависит от педагогического мастерства учителя. Поэтому вполне объяснимо повышение требовательности родителей к учителям. Для решения этой проблемы нужны другие подходы, необходимо формировать стратегическое направление развития образования, оно должно развиваться с опережением по отношению к обществу. В частности, этот касается специфической подготовки для сельской школы учителя с высоким уровнем деонтологического сознания. Поэтому формирование деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, на наш взгляд, должна основываться на инновационных принципах. В связи с этим одной из основных задач нашего диссертационного исследования является разработка концепции формирования искомой готовности. Концепцию мы рассматриваем как систему исходных теоретических положений, поэтому ее мы разработали с целью поиска и научного обоснования таковых в области формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы. В соответствии с этой целью мы сформулировали задачи концепции, последовательность которых определена нами следующим образом:



  1. уточнить сущность деонтологической готовности будущего учителя сельской школы;

  2. определить приоритетные направления и основные тенденции ее формирования;

  3. разработать структурно-содержательную и критериальную модель формирования искомой готовности.

Для уточнения сущности деонтологической готовности будущего учителя сельской школы мы посчитали необходимым установить социально-педагогические предпосылки актуализации соответствующей проблемы, которые свидетельствуют о том, что проблемы педагогической деонтологии, как специальный объект, мало привлекали внимание мыслителей прошлого. Отдельные вопросы педагогической деонтологии ставились в порядке критики той или иной реальной системы воспитания и существовавшей нравственности учителя. Внутренняя связь между моральной и технологическими сторонами поведения учителя, с одной стороны, и целями, задачами и методами воспитания, с другой, не осознавалась отчетливо. Критика отрицательных явлений в характере учителей давалась на эмпирическом уровне. Вместе с тем, историческая тенденция развития образования в сторону гуманистических идеалов, способов и форм существования диктует все более возрастающие требования к профессиональному поведению педагогов.

В настоящее время любой специалист сферы образования понимает, что для успешной работы недостаточно овладеть профессиональными знаниями и умениями. В качестве внутренней формы любого акта профессиональной деятельности педагога должна присутствовать педагогическая культура. Для каждой педагогической цивилизации, понимаемой как ступень развития мирового историко-педагогического процесса, характерно изменение элементов педагогической культуры. Одним из элементов этой культуры, на наш взгляд, является педагогическая деонтология, содержание и форма существования которой представляют собой проекцию содержания педагогического процесса, степени его вариативности и уровня информационности, специфики технологии и способа видения мира, человека и его проблем.



Понятие «педагогическая деонтология» включено в практику педагогической деятельности на эмпирическом уровне, однако, как научное понятие оно исследовано недостаточно. Особый вклад в развитие данной проблемы внесли труды К.М. Левитана, К.М. Кертаевой. В педагогике наиболее прочно утвердилось их определение «педагогической деонтологии», когда оно трактуется как наука о профессиональном поведении педагога. Изучение ряда научных трудов позволило нам выделить основные сущностные характеристики рассматриваемого нами феномена, а именно:

  1. деонтологическая готовность будущего учителя интерпрети­руется нами как установка на педагогическую деятельность, носящей длительный характер и переходящей в качество лич­ности;

  2. для возникнове­ния такой установки необходимо формирование соответствующей направленности лично­сти, положительной мотивации;

  3. внутриличностные предпосылки делают возможным перевод концептуальной модели деонтологической готовности в план профессионального саморазвития и нравственного самосовершенствования учителя;

  4. формирование деонтологической готовности будущего учителя сельской школы способствует активизации учебной деятельности учащихся.

Другими словами, деонтологическая готовность будущего учителя сельской школы - это пози­тивное профессиональное состояние сознания будущего учителя в действии (деонтологическое сознание), которое затем трансформируется в его самосознание. Проявлением самосознания будущего учителя является возникновение рефлексии, осознание им мотивов своего поведения, понимание профессионального долга в условиях сельской школы. Иначе его можно назвать деонтологическим самосознанием будущего педагога сельской школы. Содержание деонтологического самосознания будущего педагога сельской школы составляют следующие установки:

    • установка на формирование высокой педагогической культуры, предусматривающая веру в святость принципа «Не навреди психическому, физическому здоровью ученика в нашем исследовании сельской школы»;

    • установка на наличие обостренного чувства справедливости, выражающееся в умении безошибочно, объективно оценивать труд сельского учителя, знания сельских учащихся, в умении критически оценить свое и чужое поведение, и самокритичном отношении к собственным действиям в условиях сельской школы;

    • установка на формирование общего и специально-профессионального интеллекта, эрудированности, оперативной информационной насыщенности не только в узкой сфере своей профессиональной деятельности, но и в смежных с нею областях, овладение пассионарной индукцией (заражением своими идеями, настроением других людей), педагогическим мастерством.

Итак, деонтологическая готовность будущего учителя – это состояние сознания, при котором вырабатывается внутренняя убежденность, обеспечивающая эффективные результаты профессионального поведения, профессиональной деятельности и профессионального становления. В силу этого в структуре данной готовности мы выделяем три основных компонента: нормативный, личностный, поведенческий (рисунок 1).




Рисунок 1 – Структура деонтологической готовности будущего учителя

Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, однако, мы обособленно выделяем поведенческий компонент, так как профессиональное поведение является индикатором сформированности деонтологического сознания, этот компонент, в свою очередь, полностью зависит от признаков нормативного и личностного компонентов.

Деонтологическая готовность будущего учителя всегда нуждается в конкретизации относительно специфики педагогической деятельности. Иными словами искомая готовность учителя математики всегда имеет отличительные признаки от подобной готовности воспитателя детского сада и т.д.

В контексте нашего исследования актуализируется, прежде всего, социальный аспект, так как речь идет о будущем учителей сельской школы. Поэтому в структуре формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы мы, в соответствии со второй задачей концепции, выделяем три приоритетных направления: социальный, психологический и педагогический.

Социальное направление характеризуется тем, что формирование деонтологической готовности будущего учителя сельской школы должно осуществляться в соответствии с такими программами, как «Годы аула» 2002-2004 годы, «Ауыл мектебі» на 2003-2005 годы, а также с программой «С дипломом в село». Кроме того, социальный статус семьи как фактора формирования личности сельского школьника имеет свою специфику, семья на селе выполняет особые социальные функции, поэтому и формирование искомой готовности в обязательном порядке должно учитывать эту специфику через отбор и конструирование содержания, форм и методов деонтологического образования.

Психологическое направление определяется тем, что искомая готовность должна формироваться на основе педагогического диалога и общения как факторов позитивной социальной идентичности и деонтологического сознания у будущего учителя сельской школы, которые обуславливают адекватную самооценку, деонтологическое поведение и деонтологическое мышлениея будущего учителя сельской школы. В этом смысле доентологическая готовность будущего учителя сельской школы основана на Кодексе чести психолога и Кодексе чести педагога. Основными видами формирования данной готовности являются индивидуальные и групповые психологические тренинги, индивидуальные и групповые упражнения по формированию коммуникативных навыков общения будущих учителей сельской школы.

Собственно педагогическое направление формирования искомой готовности основано на Законе РК «Об образовании», Государственной программе развития образования на 2005-2010годы; Государственных стандартах начального, среднего, высшего профессионального образования Республики Казахстан и других стратегических документах РК в сфере образования. Данное направление предполагает создание базы для научного прогнозирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, дополнения терминологического аппарата педагогики («деонтологическая готовность будущего сельского учителя». Основными формами м средствами реализации деонтологического образования в анализируемом направлении являются: организация и проведение специальных курсов «Педагогическая деонтология» (для студентов педагогических вузов), «Деонтологическая направленность» (для учителей сельских школ, слушателей курсов ИПК)»; разработка и осуществление комплексного педагогического мониторинга и т.д.

Основные тенденции формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы в сфере образования характеризуются тем, что в новых условиях сельская школа, являясь частью инфраструктуры социума в целом, является социокультурным педагогическим центром, исполняющим в сельской местности не только образовательные, но и множество других социальных функций. Педагогическое творчество сельского учителя, его моральный облик, его духовность и нравственность наиболее ярко выражены именно в деонтологии, здесь связь моральных и профессиональных качеств, выраженных в поведении и действиях специалиста, представляется не как навязанное извне требование, а как нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости следования определенной линии поведения, где долг связан с ответственностью.

Практика показывает, что как бы ни были хороши условия труда, учебно-материальная база сельской школы, ее режим, ус­пех дела все же зависит от учителя, его педагогического мастерства, эрудиции и культуры. Он — главная фигура в школе, и не только в школе, но и в жизни села. Его личность, педагогическая и общественная деятельность должны соответствовать духу времени и требованиям общества. Учитель сельской школы должен не только обладать глубокими знаниями, быть всесторонне развитым, но и любить сельскую природу, жизнь и быт села, его людей, жить их заботами, мыслями. Как правило, такими учителями становятся выпуск­ники сельских школ, окончившие педагогические институты.

Однако, до сих пор нет сколь-нибудь системной работы по подготовке учителя специально для села. И это, несмотря на острейшую необходимость в этом вопросе. Современная сельская школа в большинст­ве своем малокомплектная. Сельской шко­ле нужен учитель, в совершенстве владеющий методикой обучения не по одному предмету, а нескольким. Помимо этого, сельский учитель имеет дело с детьми различных клас­сов, состав которых неоднороден по возрасту, способно­стям, развитию и т. п.

В связи с этим созданная нами концепция формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы является свообразным синтезом его профессионального и личностно-нравственного становления.

Механизмом реализации данной концепции послужила следующая классификация педагогических условий: нормативно-правовое, научно-методическое и учебно-организационное обеспечение.

Взаимосвязь обозначенных нами групп условий в различных сферах педагогической деятельности обусловлена единством их целей. Система целей в своей совокупности и комплексности, конкретизируясь в различных сферах педагогической деятельности, определяет ее основные направления по формированию деонтологической готовности будущего учителя сельской школы. Так целью нормативно-правового обеспечения формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы является законодательное обоснование данного процесса за счет изучения, знания и соблюдения основных государственных документов, обеспечивающих преемственность формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы на всех иерархичеких уровнях: довузовский, вузовский, послевузовский. Целью научно-методического обеспечения является психолого-педагогическое сопровождение деятельности субъектов процесса формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, а целью учебно-организационного обеспечения ставится внедрение новых или адаптация известных психолого-педагогических методик и технологий, а также практическая реализация педагогических программ по формированию деонтологической готовности будущего учителя сельской школы.

Для практической реализации предлагаемой концепции была разработана структурно-содержательная и критериальная модель формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы (рисунок 2).

Под моделью мы понимаем описание и теоретическое обоснование процесса формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы.. Данная модель, в отличие от других, связана не столько с воздействием на личность, сколько с взаимодействием преподавателя и студента, переводом субъект-объектных отношений в статус субъект-субъектных.

Целью в данной модели является формирование деонтологической готовности будущего учителя сельской школы. Содержание этого процесса реализуется через культурологический, психолого-педагогический и деонтологический блоки. Определение результативности процесса связано с выявлением уровней сформированности деонтологической готовности будущего учителя сельской школы. В качестве основных критериев выступили: деонтологические знания, положительная установка на педагогическую деятельность в условиях сельской школы, деонтологическое поведение.

Данные критерии позволили нам выявить уровни сформированности деонтологической готовности будущих учителей сельской школы, которые мы использовали в экспериментальной работе: высокий, средний, низкий.

Этим критериям соответствуют определенные показатели, которые дают эталон для сравнения, сопоставления и выяснения результативности разработанной нами модели формирования искомой готовности. Результатом данного процесса является сформированная деонтологическая готовность будущих учителей сельской школы.

Формирование у будущих учителей сельской школы деонтологической готовности может осуществляться только при условии системного подхода и обеспечивается изучением всех дисциплин учебного плана. Содержание курсов ориентировано на формирование системы знаний и системы ценностей, личностно и профессионально значимых для будущего учителя сельской школы, система умений и навыков, способов и педагогических технологий, обеспечивающих условия для формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы.

Приоритетность некоторых дисциплин для формирующейся в процессе обучения деонтологической готовности будущих учителей сельской школы определяется исходя из следующих оснований: анализ содержания дисциплины в контексте функциональной деонтологической грамотности специалиста, учет особенностей организации образовательного процесса в рамках той или иной дисциплины.

Так, для формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы, по нашему мнению, значимо усвоение знаний по следующим учебным курсам: «Педагогическая этика учителя», «Педагогическое мастерство», «Основы философии», курсы культурологического и психологического содержания. Дисциплины, образующие тот или иной цикл учебного плана, вносят интегративно и в отдельности свой вклад, специфику которого нельзя игнорировать.

Принимая во внимание блочно-модульный принцип построения содержания педагогического образования, мы рассматриваем содержание и технологию реализации каждого из блоков модели как условие, обеспечивающее формирование деонтологической готовности будущего учителя сельской школы.

Так, культурологический блок, ориентирован на создание условий, достаточных для развития у студентов мировоззрения, для выработки своего профессионального и деонтологического кредо, концепции собственного профессионального поведения. Он представлен следующими дисциплинами: «Философия», «Культурология», «Этика», «Эстетика», «История религии и права», «Мировая художественная культура».

Психолого-педагогический блок ставит задачей не только усвоение студентами теоретических знаний, но и овладение технологиями их практического применения, формирование на этой основе у студентов деонтологического мышления, эффективных средств саморазвития, самосовершенствования. Данную информацию студенты получают на занятиях по педагогике, общей, возрастной и педагогической психологии, спецкурсах психолого-педагогического цикла.

Деонтологический блок направлен непосредственно на отработку умений и навыков в вопросах профессионального поведения и реализуется через спецкурсы «Основы педагогической деонтологии», «Психопрофилактика сельской школы», «Психолого-педагогические основы слабоуспевающих учащихся сельской школы».

В процессе формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы необходимо учитывать возможности педагогической практики – содержания, форм, планируемого результата. Образовательный процесс в период практики ориентирован не только на овладение студентами отдельными и часто разорванными элементами педагогических техник и технологий, но и на создание условий, достаточных для совершенствования своего профессионального поведения. Педагогические технологии основаны на определенных мыслительных процессах. Деонтологическое образование предполагает развитие природных мыслительных способностей, качественное их преобразование.

Содержание деонтологического образования, на наш взгляд, должно быть ориентировано на создание условий для перехода от интуитивных, ненаучных форм и путей решения этических дилемм к научно обоснованным решениям педагогических ситуаций. При проектировании содержания формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы учитывалось, что специфическая задача педагогической деонтологии – изучение влияния, оказываемого профессиональным трудом на формирование нравственных качеств личности. Это проявилось в том, что содержание обучающей программы основам педагогической деонтологии рассматривалось не как совокупность знаний, обеспечивающих развитие деонтологической готовности будущих учителей сельской школы, а как система проблемных ситуаций, разрешение которых создает условия для реализации свободы выбора позиций, средств, стиля поведения будущих учителей сельской школы. Тематика занятий, входящих в систему деонтологической подготовки будущих учителей сельской школы, непосредственно или опосредованно связана с проблемами профессионального поведения педагога. Возможность дополнить каждый блок темами по выбору также способствует повышению качества условий для реализации донтологического образования.

Формирование деонтологической готовности студентов, будущих учителей сельской школы – это целенаправленный и управляемый процесс, который имеет начало в педагогическом учебном заведении и продолжается в процессе дальнейшей социальной адаптации педагогов. Как и любой другой процесс, процесс формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы имеет свою структуру, систему управления, временные рамки и комплекс условий, необходимых для его осуществления. Единый подход к пониманию результата деонтологического образования студента, будущего учителя сельской школы создает одно из условий для формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, используя различные пути и формы образовательного процесса профессиональной подготовки.

Теоретико-методологическое обоснование разработанной нами концепции формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы мы осуществляли за счет определения методологических подходов к изучению данного феномена, а также выявления особенностей формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы в рамках современной парадигмы образования

В итоге, мы установили, что многочисленные исследования по проблемам подготовки будущего учителя к работе в сельской школе важным фактором считается деятельность педагога. Классически разработанный деятельностный подход в педагогике в рамках нашей проблемы проецируется на подход, именуемый профессиографическим. Его автор В.А. Сластенин предлагает строить качественно-описательную модель специалиста, включающую в себя следующие разделы:


  • свойства и характеристики, определяющие мировоззренческую, профессионально-педагогическую и познавательную направленность;

  • требования к его психолого-педагогической подготовке;

  • объем и состав специальной подготовки;

  • содержание специальной методической подготовки по специальности.

На наш взгляд, наиболее перспективен подход к разработке профессиограммы деятельности учителя, предложенный Л.Ф. Спириным. Он анализирует деятельность с точки зрения социального управления, разлагая на этапы и применяя задачный подход к решению педагогических проблем. Это позволило ему выявить следующую структуру функционирующей системы педагогических умений. Не мене важным мы считаем подход, характеризуемый как стратегии «ускорения», сущность которой заключается не в качественной переработке содержания, а, в первую очередь, в изменении скорости обучения.

Немаловажным является и диалогический подход, определяющий субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры общения участников педагогического процесса в сельской школе, самоактуализацию и самоопределение личности будущего специалиста.

В основе всех выше перечисленных подходах лежит принцип системности, который позволил нам, прежде всего, выявить особенности изучаемого феномена. Так, особенностями формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы мы считаем устойчивые обстоятельства, определяющие общий ход, специфику и условия протекания данного процесса. Все особенности мы сгруппировали следующим образом:

1) социальные особенности – воздействие ближайшей окружающей среды (наличие положительных и негативных примеров деонтологического поведения в ближайшем окружении будущего учителя сельской школы), воздействие вузовской среды (наличие материальной и экспериментальной базы, компетентность преподавателей в вопросах деонтологического поведения будущего учителя сельской школы), семейное воспитание (позитивное влияние родителей и их знания об особенностях работы учителей в сельской школе).

Социальные особенности формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы обусловлены также особенностями факультетов, на которых протекает процесс обучения;

2) психолого-педагогические особенности представлены субъективными психологическими характеристиками и наличием объективной педагогической реальности, которые в своей совокупности влияют на процесс формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, к ним относятся: готовность преподавателей к осуществлению процесса формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы; наличие у студентов профессионально-педагогической направленности работы в сельской школе; личностно-деятельностный подход к организации обучения в сельской школе; взаимосвязь теории и практики в формировании деонтологической подготовки будущего учителя сельской школы;

3) к организационным особенностям мы относим осуществление руководства формированием деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, программно-целевую направленность учебно-воспитательного процесса в сельской школе; оперативную диагностику и коррекцию деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, единый подход к пониманию результата деонтологического образования будущего педагога сельской школы.

Далее в соответствии с задачами исследования нами были выявлены принципы формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы, которые мы рассматриваем как систему базовых концептуальных идей.

К числу общих принципов относятся:

а) вертикальная и горизонтальная целостность образовательного процесса;

б) интеграция учебной и практической деятельности;

в) учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей;

г) содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы;

д) единство профессионального, общего и гуманитарного образования;

е) самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности;

ж) интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих непрерывного образовательного процесса;

з) гуманистический характер образования;

и) приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

к) воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

В контексте нашего исследования мы опираемся на принципы педагогической деонтологии, понимаемых нами как исходные непререкаемые требования, предъявляемые к профессиональной деятельности будущего сельского учителя и выполняющие функцию социальных ориентиров его поведения в различных системах взаимоотношений.



Соблюдение данных принципов при формировании деонтологической готовности будущего учителя сельской школы обязывает выполнять определенные функции, а именно:

  • научно-теоретическую, изучающую сущность профессионального долга сельского учителя, его деонтологической готовности, воспитания деонтологических качеств и др.;

  • конструктивно-техническую, обеспечивающую механизмы реализации выполнения профессионального долга сельскими учителями, создания благоприятного морально-психологического климата в ходе взаимодействия сельского учителя со всеми участниками педагогического процесса, методов и форм работы по содействию гармоничному развитию воспитанника – сельскому школьнику, не нанося вреда его физическому и психическому здоровью;

  • прогностическую, изучающую перспективы развития педагогической деонтологии, ее отдельных направлений (деонтологическая готовность будущего учителя к работе с сельскими детьми, деонтологическая готовность педагога к формированию активной личностной позиции у студентов высших учебных заведений к работе в сельской школе и т.д.), появление и развитие новых (деонтологическая готовность будущего учителя сельской школы и т.д.).

Исходя из вышесказанного мы определили следующие принципы формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы:

Смотрите также: