страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5
Заключение
В процессе исследования осуществлена разработка важнейшего в современных условиях аспекта проблемы подготовки учителя сельской школы - формирования основ его профессионального поведения (деонтологической готовности).
Подтверждена выдвинутая гипотеза, согласно которой формирование деонтологической готовности учителя сельской школы будет эффективным, если данная концепция разработана с учетом теоретико-методологических позиций, то это обусловит системность, целостность, логическую преемственность и внутреннее единство его нормативно-правового, научно-методического и учебно-организационного обеспечения, так как такая концептуализация предусматривает, с одной стороны, конструирование содержания, с другой проектирование процесса деонтологизации образования.
По результатам исследования сделаны следующие общие выводы:
1. Разработка модели формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы носила противоречивый характер. Детерминирующий факторами, влияющими на разработку данной модели, по нашему мнению, является уровень сформированности социального заказа, определенность требований к личности и профессиональному поведению педагогов, отсутствие специально организованной системы вузовской деонтологической подготовки, а также отсутствие теоретических разработок по данной проблеме существующие условия реализации образовательной деятельности.
2. Модель процесса формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы характеризуется следующим:
-
модернизацией содержания, форм и методов деонтологической подготовки будущих педагогов сельской школы к осуществлению профессионального поведения;
-
необходимостью адаптации имеющегося содержания профессионального поведения и подготовки к его осуществлению в условиях университетского образования;
Модель процесса формирования деонтологической готовности студентов, будущих учителей сельской школы должна быть построена и четко ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к осуществлению профессионального поведения. Предложенный нами вариант модели функционирует при соблюдении определенных условий, которые мы подразделили на социальные, психолого-педагогические и организационные.
3. Процесс формирования деонтологической готовности студентов, будущих учителей сельской школы должен носить управляемый характер и свидетельствовать о формировании готовности к осуществлению профессионального поведения на высоком, среднем и низком уровнях.
4. Результатом деонтологической подготовки будущих учителей сельской школы в современных условиях является их готовность к осуществлению профессионального поведения и деятельности. Основным критерием определения сформированности деонтологической готовности будущих учителей сельской школы является продвижение от низкого к среднему, а от него к высокому уровню. Критериями, характеризующими данные уровни сформированности деонтологической готовности студентов, будущих учителей сельской школы являются: личностный, профессиональный и рефлексивный, реализация которых в процессе опытно-экспериментальной работы позволила сделать вывод об их эффективности.
5. Апробация в ходе исследования содержания и технологии проведения практико-ориентированного спецкурса ”Основы педагогической деонтологии” в современных условиях показала, что это реальный путь формирования деонтологической готовности студентов, будущих учителей сельской школы. Эффективными формами, способами реализации перечисленных спецкурсов явились следующие: обучающие лекции и семинары, практические занятия, деловые и имитационные игры, тренинги, деонтологические конференции, круглые столы и т. д.
Наше исследование доказывает, что разработанная нами модель формирования деонтологической готовности студентов, будущих учителей сельской школы является эффективной и действенной. У будущих учителей прослеживается тенденция роста показателей высокого уровня, и понижения на всех этапах низкого уровня, а также повышение показателей среднего уровня сформированности деонтологической готовности будущих учителей сельской школы на первых двух этапах и понижение на третьем этапе. Качественный рост деонтологической готовности будущих учителей сельской школы обусловлен внедрением в процесс деонтологической подготовки разработанного варианта модели, надежность которого подтверждена проверкой данных констатирующих срезов, проводимых на протяжении всех этапов формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы.
Результаты исследования позволяют сформулировать следующие рекомендации:
-
целесообразно включить в учебный план вузов спецкурс «Основы педагогической деонтологии»;
-
увеличить прохождение студентами, будущими учителями сельской школы педагогической практики вшколах.
Перспективы данного исследования мы видим в реализации выше сформулированных рекомендаций, а также в исследовании следующих аспектов проблемы: поиск перспективных направлений деонтологической подготовки будущих учителей сельской школы путем разработки новых вариантов моделей, разработка комплекса диагностических программ изучения уровня сформированности основ профессионального поведения и деятельности педагога, системных диагностик отслеживания проявления профессионального поведения будущих учителей сельской школы.
Сведения об опубликованных научно-методических работах
-
Проблемы обучения детей владению художественными средствами изобразительного искусства в средней школе (арттерапия) Сб.: Республиканская конференция «Торайгыровские чтения» Том 2. - Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2007. - С.178-183(В соавторстве со Р.В.Найманбаевым)
-
Психолого-педагогические основы контроля и оценки деятельности учащихся Сб:. Труды республиканской научно-практической конференции «I Педагогические чтения», посвященной памяти отличника просвещения Казахской ССР Молдабековой Раузы Аскаровны. Том 2. - Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2006. - С.188-193 (В соавторстве со Е.Н.Жуманкуловой)
-
Чем заинтересовать сельских детей. Сб.: Материалы международной научной конференции молодых ученых, студентов и школьников «VII Сатпаевские чтения». Том 1. - Павлодар: ПГУ им. С.Торайгырова, 2007. - С.50-55
-
Сборник тестов по общей психологии. Учебно-методическое пособие. - Павлодар, 2007. - 96 с.
-
Формирование речевой коммуникации для слабоуспевающих учащихся сельской школы. Учебное пособие. - Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2007. - 137с.
-
Проблема соответствия профессиональной подготовки учителя современным запросам общества. Сб:. Материалы международной научно-практической конференции «Аймауытов тағылымы», посвященной 120-летию Ж. Аймауытова. Том 2. - Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2007. - С.122-127.
-
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках рисования общеобразовательной школы. Сб:. Материалы международной научно-практической конференции «Аймаутов тағылымы» Том 2. - Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2007. - С.115-120.( В соавторстве со Р.В.Найманбаевым)
-
Работа с одаренными детьми на современном этапе. Сб.: Материалы научно-практической конференции «IV чтения Машхур Жусипа». Том 2. - Павлодар: ПГУ им. С.Торайгырова, 2007. -С.21-29.
-
Формирование диалогической речи слабоуспевающих школьников через игровую деятельность. «Вестник ПГУ». - 2006. - №2 С.75-82.
-
Методические рекомендации по работе со слабоуспевающими учащимися. Учебно-методическое пособие. - Караганда: Изд-во КарГУ, 2005. -44с.
-
Речевая коммуникация: проблемы слабоуспевающих учащихся сельской школы. Учебное пособие. - Караганда, 2007. (В соавторстве со Л.С.Сырымбетовой)
-
Проблемы этики сегодняшнего дня. «Педагогический вестник Казахстана» - 2008. - №2 С.36-44.( В соавторстве со Н.К.Твердохлебовым, А.Н.Ахмульдиновой)
-
Проблема формирования и развития профессиональной антиципации у студента психолого-педагогического профиля. «Педагогический вестник Казахстана» - 2008. - №4 С.72-84. (В соавторстве со Н.К.Твердохлебовым)
-
Новые подходы в педагогике и образовании. Сб.: Международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию Алтайского края, «Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия с определенных территорий». - Барнаул: АГАУ, 2007. - С.351-353.
-
Кому быть учителем…Сб.: Материалы международной научной конференции молодых ученых, студентов и школьников «VIII Сатпаевские чтения». Том 17. - Павлодар: ПГУ им. С.Торайгырова, 2008. - С.60-65.( В соавторстве со Р.В.Найманбаевым)
-
Проблемы формирования обязательности у будущего специалиста (педагога-психолога. Сб.: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летнему юбилею СГПИ «Педагогическое образование как интеллектуальный и инновационный ресурс Казазахстана». - Том 2. - Семей: СГПИ, 2009. - С.57-60.
-
Формирование эстетической культуры как одно из направлений креативного развития учащихся в современной сельской школе. Сб.: Материалы 5-й ежегодной международной научно- практической конференции «Проблемы самопознания личности и инновационные подходы к их разрешению».- Караганда: МГТИ-ЛИНГВА, 2009. - С.145-147.
-
1Особенности подготовки магистрантов психолого-педагогического профиля в научно-педагогической деятельности. Сб.: Материалы республиканской научно-практической конференции «I Шаяхметовские чтения». - Павлодар: ПГПИ, 2009. - С.81-85.( В соавторстве со Г.И.Менейлюк, С.Е.Булекбаевой)
-
Психолого-педагогические основы формирования деонтологической готовности будущего учителя. Сб.: Материалы международной научно-практической конференции «Национальные виды спорта в формировании социальной адаптации личности». Том 2. - Павлодар: ПГПИ, 2010. - С.83-88.
-
Психолого-педагогические основы развития и обучения одаренных детей в современных условиях. Сб.: Материалы научно-практической конференции «V чтения Машхур Жусипа». Том 3. - Павлодар: ПГУ им. С.Торайгырова, 2008. - С.31-39
-
Формирование деонтологической готовности будущего учителя сельской школы в современных условиях. Сб.: Материалы международной научной конференции молодых ученых, студентов и школьников «VIII Сатпаевские чтения». Том 7. - Павлодар: ПГУ им. С.Торайгырова, 2008. - С.134-139.
-
Учебное занятие как часть целостного образовательного процесса. Сб.: Материалы международной научно-практической конференции «Дала кемеңгері Мәшһүр Жүсіп;-Адамзаттың ұлы ғұламасы». Том 3. - Павлодар: ПГУ им. С.Торайгырова, 2008. - С.107-115.
-
Проблема формирования и развития профессиональной антиципации у студента психолого-педагогического профиля. «Педагогический вестник Казахстана» - 2008. - №3 С.26-34.( В соавторстве со Н.К.Твердохлебовым)
-
Речевая коммуникация: проблемы слабоуспевающих учащихся сельской школы. Учебное пособие. - Павлодар: ПГПИ, 2009. - 138 с.
-
Особенности организации самостоятельной работы учащихся сельской школы. Образовательная среда как формат организации самостоятельной работы студентов высшей школы: Материалы международной конференции научно-практической конференции «Казахстан и Россия: путь дружбы и диалог культур, интеграция образования и науки». – Кокшетау: КУАМ, 2009. –С.107-115.
-
Программа опытно-педагогической работы в Баянаульской средней школы. Менеджмент в образовании. Информац.-метод. вестник РИПК СО. – Алматы, 2008.
-
Как учить неуча…«Педагогический вестник Казахстана» - 2008. - №3 С.26-34.
-
Самосознание как фактор нравственно-духовного воспитания. Вестник КарГУ.-2007.-№4(36)-С.173.
-
Теоретико-методологические аспекты формирования речевой коммуникации слабоуспевающих учащихся. Актуальные проблемы общей и профессиональной педагогики: Материалы междунар. науч.-прак. конф., посв. 80-летию Е.А.Букетова (9-10 июня 2007г.) / КарГУ. – Ч.1.- Караганда: Изд-во КарГУ, 2007. – С. 300-303.
-
Влияние активной учебной деятельности на формирование нравственно-этических качеств школьников. Вестник Казахского национального университета, 2009.- №2.-С.113- 117.
-
Педагогическое измерение профессиональной готовности Вестник Казахского национального университета им. Аль-Фараби.-2007. №1(20).- С.156-165.
-
Из истории педагогического образования в Республике Казахстан (опыт образования сельской школы). Социально-экономические проблемы развития муниципального управления: теория и опыт: Материалы междунар. науч.-прак. конф. / Новосибирский государственный аграрный университет. – Новосибирск, 2007. – С. 143-150.
-
Педагогическая деонтология составляющая содержание образования.. Образование и наука – непрерывный инновационный процесс: проблемы, решения, перспективы: Материалы междунар. науч.-прак. конф. / Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева. – Т.1.- Петропавловск, 2007. – С. 27-30.
-
Формирование деонтологической культуры как одно из направлений креативного развития учащихся в современной сельской школе. «Педагогический вестник Казахстана» - 2009. - №4 С.36-44.
-
Самооценка как фактор влияющий на уровень тревожности у подростков. «Педагогический вестник Казахстана» - 2010. - №1 С.46-54. (В соавторстве со Д.Алидаровой)
-
Различные аспекты формирования деонтологической готовности будущих педагогов. «Сибирский педагогический журнал» (научно-практическое издание). - 2010. - №3.( В соавторстве со Г.М.Кертаевой)
-
Этико-деонтологические нормы профессионального поведения педагога. «Вестник НТУ» (Новосибирского технического университета). – 2010.- №2 С.146-154.
-
Формирование и развитие профессионализма у будущего учителя начальных классов сельской школы в условиях вузовского образования. «Вестник НТУ» (Новосибирского технического университета). – 2010.- №2 С.146-154.
-
Гуманитарные науки как источник раскрытия творческого потенциала личности профессионала. «Вестник КАУ» (Кыргызкого аграрного университета). Бишкек.-2008. –№3 .( В соавторстве со Н.С.Ахтаевой)
-
Особенности формирования общения по педагогической деонтологии. «Педагогический вестник Казахстана» - 2010. - №2 С.36-44. ( В соавторстве со Г.М.Кертаевой)
-
Осмысление и сохранение общественного богатства оставленного предшествующим поколением. «Педагогический вестник Казахстана» - 2010. - №2 С.56-64.
-
Особенности обучения и воспитания учащихся в условиях малокомплектной и малочисленной сельской школе. Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). -2010. №4 С.156-164
-
Формирование деонтологической готовности будущего учителя в условиях высшей школы. Вестник НТУ. (Новосибирский технический университет) -2010.№3. С.126-134.
Түйін
Қайырбекова Бағжанат Дындарбекқызы
Болашақ ауыл мектебі мұғалімінің деонтологиялық даярлығын қалыптастырудың теориясы мен практикасы
13.00.08 – Кәсіби білім берудің теориясы мен әдістемесі
Білім берудің жаңа парадигмасы ауыл мектебі мұғалімдерінен жоғары деңгейдегі теориялық және өнегелі-дүниетанымдық даярлықты талап етуде.
Білім беру саласындағы барлық негізгі құжаттарында таңдау бар жағдайда жауапты шешімді өзіндік қабылдауға қабілетті, мобильдік, серпінді, конструктивті маман екенін көрсетіп, елдің тағдырына жауапкершілік сезімі дамыған жоғары білікті педагогикалық мамандарды дайындау қажеттілігі айрықша көрсетілген. Қазақстан Республикасы білім берудің ұлттық доктринасында оның озық дамуын жариялап, негізгі мақсат пен міндеттердің ішінде білім беру мазмұнын жүйелі түрде жаңартуды, оның өмір бойы үздіксіздігін, білім беру мекемелерінің алуан түрлілігі баяндалған.
Зерттеу нысаны: кәсіби-педагогикалық білім беру үдерісі.
Зерттеу мақсаты: болашақ ауыл мектебі мұғалімінің деонтологиялық даярлығын қалыптастырудың бастапқы теориялық қағидалар жүйесі ретінде тұжырымдамасын теориялық-әдіснамалық тұрғыдан негіздеу және әдістемесін жасау.
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5
|