Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 | страница 5

принцип содействия гармоничному развитию сельского воспитанника в соответствии с его природой, предполагающий постоянное повышение учителем уровня своей квалификации, изучение им психологии каждого ученика с целью стимулирования у ребенка интереса к учению, активизации его познавательной деятельности, реализацию идей развивающего обучения;

  • принцип справедливости, согласно которому будущий учитель сельской школы должен оценивать себя и всех участников учебно-воспитательного процесса по реальным заслугам и пропорционально затраченным усилиям;

  • принцип благотворного влияния на сельского ученика, который предполагает уважительное отношение учителя к каждому конкретному ученику, коллеге с учетом их индивидуальных особенностей, умение поставить себя на место партнера по общению и посмотреть на ситуацию с его позиции.

  • принцип социально-значимой целенаправленности на решение задач всесторонней подготовки будущих учителей сельской школы по вопросам педагогической деонтологии в условиях сельской школы;

  • принцип взаимосвязи всех компонентов учебно-воспитательного комплекса высшего учебного заведения с целями, задачами, содержанием образования и знаниями особенностей работы в сельской школе;

  • принцип соотнесения всех компонентов конструированного учебно-воспитательного комплекса с уровнем готовности будущих учителей сельской школы к образованию по вопросам педагогической деонтологии;

  • принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм воздействия субъектов данного процесса на основе учета уровня их готовности к образованию и потребностей к работе в условиях сельской школы;

  • принцип оптимальности учебно-воспитательного комплекса формирования основ педагогической деонтологии у будущих учителей сельской школы;

  • принцип самостоятельности усвоения знаний означает, что будущим учителям сельской школы необходимо создавать все условия для формирования деонтологической готовности.

    Кроме того, принципами формирования деонтологической готовности будущего учителя сельской школы является изучение предпосылок профессионального поведения учителей сельского региона, способов устранений неблагоприятных факторов, конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

    Следующей задачей исследования являлось разработка дидактического обеспечения формирования искомой готовности и экспериментальная проверка его эффективности.

    В связи с этим был организован эксперимент, в котором приняли участие 220 студентов психолого-педагогического и филологического факультета ПГУ им.С.Торайгырова и ПГПИ, а также 56 преподавателей.

    В целом, методика опытно-экспериментальной работы включал в себя: определение исходного уровня деонтологических качеств и свойств студентов, экспериментальное обучение по программе «Основы педагогической деонтологии», проведение срезов в период обучения по данной программе, методику определения уровней исследуемой деонтологической готовности будущих учителей сельской школы после экспериментального обучения.

    Выбранная нами методика опытно-экспериментальноного исследования позволила решить проблему апробации дидактического обеспечения формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы.

    Для исследования каждого показателя были использованы следуюшие методики:



    • с целью диагностики профессионально-педагогической направленности студентов применялся набор анкет и опросников, направленных на выявление спектра мотивов, которые придают испытуемые профессиональному поведению (методики Л.Ф. Спирина «Я на лесенке», Н.В.Кузьминой «Индекс удовлетворенности профессией»);

    • для получения комплексной степени сформированности личностных качеств, необходимых для осуществления профессионального поведения, применялись методика оценки и самооценки профессионально-значимых качеств В.С. Черепанова, тест «Пожелание» (вариант методики Н.Е. Шафажинской), ранжирование профессионально значимых качеств, методика диагностики сформированности индивидуальных личностных качеств Гильманова.

    В основу диагностики взяты критерии и показатели сформированности деонтологической готовности будущих учителей сельской школы. Эксперимент проводился традиционно в три этапа.

    Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня готовности будущего учителя сельской школы, анализ программ психолого- педагогических учебных курсов. В связи с этим были поставлены и решались следующие задачи:



    • определить качество вузовской работы по формированию деонтологической готовности будущих учителей сельской школы;

    • разработать критерии и показатели оценки результативности опытно-экспериментальной работы;

    • разработать рекомендации по формированию деонтологической готовности будущих учителей сельской школы.

    Обобщенные результаты выявленных уровней деонтологической готовности будущих учителей сельской школы на констатирующем этапе представлены в таблицах 1, 2.

    Таблица 1 – Уровни деонтологической готовности будущих учителей сельской школы на констатирующем этапе




    Уровни деонтологической готовности будущих учителей сельской школы

    Самооценка респондентов

    студенты

    преподаватели




    в %

    количество

    в %

    количество

    Высокий

    14

    51

    18

    10

    Средний

    28

    75

    50

    26

    Низкий

    58

    94

    38

    20

    Таблица 2 – Степень удовлетворенности качеством деонтологической готовности будущих учителей сельской школы




    Степень удовлетворенности

    Студенты выпускных курсов

    Преподаватели

    количество

    %

    количество

    %

    Удовлетворен полностью

    20

    5,4

    9

    6,6

    В основном удовлетворен

    45

    10,2

    10

    10,8

    Не знаю

    40

    8,4

    11

    7,8

    В основном не удовлетворен

    55

    15,6

    18

    14,4

    Не удовлетворен

    60

    18,6

    8

    7,2

    Анализ результатов первичной диагностики показал, что большинство будущих учителей сельской школы оценивают свою деонтологическую готовность на низком уровне, а преподаватели на среднем. Выявленные данные заставили искать средства совершенствования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы в условиях вуза.

    Деятельностный подход в профессиональной подготовке студентов предполагал поиск путей и способов формирования комплекса деонтологических умений для решения деонтологических задач. В понятие педагогической деонтологии включалась совокупность умений, позволяющая применять систему сформированных действий в различных педагогических ситуациях. Базу для их формирования представляли специальные дисциплины, влияющие своим научным потенциалом на профессиональное становление выпускника вуза.

    На занятиях культурологического цикла, входящих культурологический блок предложенной нами модели формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы, студенты получали базовые знания, необходимые для осуществления их дальнейшей педагогической деятельности: знания по основам философии, культурологии, этики, эстетики, мировой художественной культуры. Эти знания способствуют формированию общей культуры будущих учителей, их мировоззрения и системы ценностей.

    На занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла («Общая и возрастная психология», «Общая педагогика», «Философия и история образования» и др.) формировалась положительная установка студентов на приобретение знаний по вопросам педагогической деонтологии, а также знания о психологических и возрастных особенностях учащихся, о приемах и способах саморегуляции.

    В процессе деонтологической подготовки нами был разработан спецкурс «Основы педагогической деонтологии». Мы исходили из следующих условий:

    во-первых, спецкурс должен быть в логике деонтологического блока модели формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы;

    во-вторых, содержание спецкурса должно быть подчинено учебным целям;

    в-третьих, основными мотивами исследований в рамках данного спецкурса должны быть не только познавательные, но и ориентирующие на решение педагогических задач.

    Спецкурс «Основы педагогической деонтологии» рассчитан на 36 часов, из них 18 часов лекционных и 18 практических занятий, на которых студенты не только углубляли свои теоретические знания, в вопросах профессионального поведения, но и закрепляли приобретенные знания на практике (в процессе практических занятий, тренингов, затем на педагогической практике).

    В ходе экспериментальной работы мы убедились в том, что занятия, проводимые со студентами по экспериментальной программе «Основы педагогической деонтологии», разработанной нами, позволили в условиях вуза не только синтезировать педагогические знания и умения через моделирование педагогической деятельности, тренинг, но и осмысливать знания по педагогической деонтологии в процессе проигрывания педагогических ситуаций и осуществлять главное – связь знаний и умений, полученных студентами в лабораторных условиях вуза с умениями и навыками профессионального поведения, необходимыми для их дальнейшей педагогической деятельности.

    В процессе формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы, в ходе реализации содержания всех предложенных блоков нами были разработаны и внедрены ряд инновационных форм работы, позволяющих по-новому организовать учебную деятельность будущих учителей. Смысл разработки и использования в образовательном процессе нетрадиционных форм обучения мы видим не в эффекте новизны, оригинальности, а в повышении качества деонтологической подготовки специалиста.

    Обычные формы учебной работы (лекции, семинары, лабораторные и практические работы, консультации, экзамен, зачет) имеют, на наш взгляд, ограниченные возможности в формировании деонтологической готовности будущих учителей сельской школы. Нетрадиционные формы обучения, в одном случае, ставят студента в позицию режиссера, в другом – в позицию учителя, в третьем – в позицию консультанта, в четвертом – организатора деятельности сокурсников и т.д. И чем разнообразие выполняемые студентом роли и занимаемая им в деятельности позиция, тем разносторонне развивается личность студента, его мыслительная деятельность приобретает системный характер, вырабатывается гибкость мышления и действий, формируется деонтологическая готовность будущих учителей сельской школы.

    Так, в процессе работы мы использовали такую форму работы, как лекция вдвоем, лекция с ошибками, семинар-игра, семинар-шоу, заседание клуба знатоков психологии, семинар-аукцион, уроки вежливости, занятий по этикету, нравственному воспитанию и др. Наиболее эффективными оказались такие педагогические технологии, как деонтологическая конференция, диагностические занятия, педагогические тренинги, поведенческие конкурсы, занятия по технике саморегулирования и обобщения.

    Диагностика уровней сформированности искомой готовности проводилась в три этапа. Их результаты приведены ниже:


    • первый этап эксперимента: на высоком уровне личностные качества сформированы у 16,9 % студентов, на среднем - у 38,4 %, на низком уровне - у 44,7%;

    • второй этап эксперимента: высокий уровень – 23,5 % студентов, средний уровень - 54,8 %, низкий уровень - 21,7%;

    • третий этап эксперимента: высокий уровень - 34,8%, средний уровень - 48,9 %, низкий уровень -16,3 %.

    Динамика показателей сформировапнности искомой готовности отражена в материалах таблицы 3.

    Данные таблицы позволяют увидеть динамику роста формируемых показателей деонтологической готовности. По некоторым показателям прирост и убыль в уровнях готовности не соотносятся, так как у части студентов не произошло изменений в компонентах деонтологической готовности.

    Полученные данные свидетельствуют о том, что наблюдается абсолютный прирост уровня сформированности исследуемых показателей. Это позволяет предположить, что разработанное и апробированное нами дидактическое обеспечение формирования деонтологической готовности студентов достаточна эффективна.

    Состояние деонтологичеекой готовности будущих учителей сельской школы в сравнительном аспекте (на начало и конец формирующего эксперимента) представлено в таблице 4 и на рисунке 3.

    Таблица 3 – Динамика развития показателей деонтологической готовности (в%)


    Показатели

    Прирост по уровням

    Без изменений

    В

    С

    Н

    Знание теории педагогической деонтологии

    +69,9

    -22,1

    -47,9

    0,1

    Знание теории социальной педагогики

    +41,3

    +3,1

    -19,4

    25

    Знание теории социальной психологии

    +32,5

    -17,0

    -23,5

    8

    Сформированность деонтологического мышления

    +22,4

    + 13,0

    -24,1

    11,3

    Сформированность

    деонтологических качеств



    +14,0

    -9,4

    -4,6

    0

    Сформированность деонтической модальности

    +22,5

    -19,3

    -3,2

    0

    Сформированность деонтологических взаимоотношений

    +4,0

    +15,0

    -19,0

    20

    Сформированность

    деонтологической рефлексии



    +7,4

    -4,9

    -2,5

    0

    Сформированность

    деонтологической позиции



    +27,8

    -20,5

    -7,3

    0

    Таблица 4 – Состояние уровня деонтологической готовности на начало и конец формирующего эксперимента (в%)




    Уровень готовности

    Начало эксперимента


    Конец эксперимента

    Y (в%)

    Высокий

    12,8

    47,4

    +34,6

    Средний

    38,2

    30,9

    -7,3

    Низкий

    49

    21,7

    -27,3

    Средний показатель

    1,578

    2,165




    Ту

    1,371







    Рисунок 3 – Сравнительные показатели сформированности деонтологической готовности будущих учителей сельской школы

    Полученные данные свидетельствуют об эффективности предлагаемых путей и средств формирования деонтологической готовности. Эффективность формирования деонтологической готовности студентов, будущих учителей сельской школы проверялась нами по коэффициенту эффективности. В таблице 5 представлены полученные результаты.


    Таблица 5 – Коэффициент эффективности формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы


    Год «замера»

    2006

    2008

    2010

    Коэффициент эффективности

    0,52 (неэффективен)

    0,7

    (min эффективен)



    0,85

    (эффективен)



    Анализ изменения коэффициента эффективности показывает, что на начало эксперимента (констатирующий этап) формирование готовности оценивалось нами как неэффективное. При реализации разработанного нами дидактического обеспечения формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы наблюдается увеличение коэффициента эффективности с 0,7 (min эффективность) до 0,85 (достаточный уровень эффективности).

    Проверку гипотезы в нашем экспериментальном исследовании мы осуществляли с помощью , использование которого позволяет ответить на вопрос: имеются ли существенные положительные изменения в уровне формирования деонтологической готовности будущих учителей в конце эксперимента по отношению к первоначальному уровню, и каковы причины этих изменений, если они имеются. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в повышении уровня искомой готовности произошло в результате внедрения разработанной и реализованного нами дидактического обеспечения формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы экспериментально подтвердилась: готовность значительно повысилась, и это мы можем утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,01 %.

    Подтверждена выдвинутая гипотеза, согласно которой формирование деонтологической готовности будущего учителя сельской школы будет эффективным, если ее концепция разработана с учетом теоретико-методологических позиций, то это обусловит системность, целостность, логическую преемственность и внутреннее единство его нормативно-правового, научно-методического и учебно-организационного обеспечения, так как такая концептуализация предусматривает, с одной стороны, конструирование содержания, с другой проектирование процесса деонтологизации образования.

    Модель формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы ориентирована на конкретную цель подготовить будущих учителей к осуществлению профессионального поведения.

    В ходе опытно-экспериментальной работы учитывался поэтапный процесс формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы.

    Последовательное прохождение этапов формирования деонтологической готовности исключало стихийность в деятельности преподавателей и студентов, обеспечивало последовательность и осознанность овладения будущих учителей сельской школы знаниями, умениями и опытом профессионального поведения, позволило им реализовать свои внутренние резервы самосовершенствования, проявить творческую индивидуальность.

    Среди личностных новообразований будущих учителей сельской школы, появившихся в результате проведенной нами работы, мы выделяем следующие: личностно-значимые ценности, направленность личности, педагогические способности, умения и навыки деонтологического содержания, деонтологическое мышление и ряд других.

    Анализируя имеющийся опыт деонтологического образования в вузах, а, также опираясь на результаты, полученные в ходе проведенной нами экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что формирование деонтологической готовности будущих учителей сельской школы рассматривается как специально организованный процесс обучения и воспитания, включающий в себя содержание, методы, формы и средства, направленнных на овладение будущими учителями сельской школы приемами и способами профессионального поведения, основанных на достижениях современной науки и передовой педагогической практики. Это, во-первых. Во-вторых, цель данной подготовки мы видим в формировании будущих учителей сельской школы ценностно-ориентационной основы для разнообразия приемов осуществления профессиональной деятельности. В-третьих, деонтологическая подготовка включает широкий спектр деятельности по развитию у будущих учителей сельской школы разнообразных интересов, склонностей, духовных потребностей, формирование идеалов и установок. В-четвертых, культура профессионального поведения неотделима от творчества, поэтому в деонтологической подготовке большое место занимает творческая деятельность будущих учителей сельской школы. Важнейшей задачей деонтологической подготовки является развитие творческого потенциала личности, создание условий для творческой самореализации каждого будущего учителя сельской школы.

    В ходе опытно-экспериментальной работы нами были решены следующие задачи:



    • определенно качество учебной, методической, воспитательной работы по формированию деонтологической готовности будущих учителей сельской школы;

    • разработаны критерии и показатели оценки результативности опытно-экспериментальной работы;

    • определено реальное состояние уровня деонтологической готовности будущих учителей сельской школы;

    • на основе результатов проведения педагогического эксперимента разработаны рекомендации по формированию деонтологической готовности будущих учителей сельской школы.

    Как показала опытно-экспериментальная работа, успешному осуществлению и руководству процессом формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы может способствовать последовательное вычленение трех условно названых этапов данного процесса. Каждый этап сопровождался введением определенной группы условий, причем на первом этапе работы мы констатировали присутствие первой группы условий (социальных), из которых воздействие ближайшей окружающей среды и семейное воспитание оказывало влияние на студентов еще до их поступления в вуз в процессе их социальной адаптации и профессиональной ориентации, а воздействие университетской среды стало ощутимо влиять на студентов после их поступления в вуз.

    Итак, в результате проведения опытно-экспериментальной работы нами была апробировано дидактическое обеспечение формирования деонтологической готовности будущих учителей сельской школы, эффективность реализации которой возможна при наличии комплекса социальных, психолого-педагогических и организационных условий.



    страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 | страница 5

  • Смотрите также: