Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Рефлексивно-оценочный компонент как средство повышения эффективности учебного занятия по истории и корректировки знаний и умений
Козлова Светлана Ивановна

заместитель директора по учебной работе ГУО «Богушевская средняя школа №2 Сенненского района».

Как сделать учебное и факультативное занятие эффективным? Какие приемы, методы и формы использовать, чтобы повысить качество знаний учащихся? Как сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету и учению в целом? Такие вопросы ставят перед собой педагоги. А что думают по этому поводу ученики? Практика показывает, что знания, умения и навыки не являются приоритетными для учащихся. Есть желание получить хорошую отметку, при этом сами знания и процесс их получения уходят на второй план. В последнее десятилетие обязательным этапом урока стал рефлексивно-оценочный компонент. Отношение к этому этапу складывалось неоднозначное. Зачем тратить время на уроке на рефлексию, если нужно усвоить большой объем программного материала? И может ли рефлексия повлиять на образовательный процесс, на эффективность учебного занятия? Педагогам необходимо было осознать важность рефлексивной и оценочной деятельности не только учителя, но и учащихся. В традиционном обучении, как и в предметно-ориентированном результат означает степень усвоения программы: «чем ближе учащийся воспроизводит полученные знания и умения, чем ближе к тексту учебника ответит, чем точнее уловит мысль учителя»[2, с.18]. В лично-ориентированных технологиях важнейшим компонентом становятся не предметные знания, а сам учащийся как субъект собственной деятельности. При личностно-ориентированном обучении ученик может предъявить результат своей познавательной деятельности в различных формах, выше оценивается работа в незнакомой ситуации, способность самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, аргументировать. «Оценщиком деятельности ученика и ее результатов является сам ученик. Учитель же организует выработку критериев оценки или вооружает учеников критериями, нормами, являющимися ориентирами при самооценке» [2, с.18] Можно согласиться с Н.И. Запрудским, что «традиционная контрольно-оценочная деятельность подразумевает противостояние: ученики, не имеющие права на осуществление оценки, - с одной стороны, и учитель, наделенный этим правом, - с другой»[1, с.5]

Что же понимается под рефлексией? В переводе с латинского языка рефлексия – это обращение назад, размышление, самонаблюдение и самопознание. В словаре иностранных слов: «Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния». В философском смысле – это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий. Это осмысление результата и метода собственной деятельности; способность осознавать собственную деятельность в сопоставлении с оценкой этой деятельности другими; путь осознания своего мастерства и творческого отчета. К рефлексивным процессам в науке относят самосознание, самоанализ, переосмысление своей деятельности. Рефлексия на лично-ориентированном уроке направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. Поэтому рефлексию, которая проводится на уроке, можно классифицировать следующим образом:1) эмоциональная рефлексия, 2) рефлексия деятельностная, 3) рефлексия содержания учебного материала. Как научить учащихся рефлексивным действиям? На уроке с целью развития рефлексивных умений учащихся необходимо предлагать следующие задания:

1) в начале занятия с помощью учителя или самостоятельно сформулировать основные цели урока, соотнести их с собственными;

2) в конце урока вовлекать детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, - чему научились, какие умения проявили;

3) нацеливать на активное слушание, используя метод рецензирования учащимися ответов у доски (уточнять положительные и отрицательные стороны, дополнять ответ и оценивать);

4) при комментировании отметок называть не только те знания и умения, которые усвоил ученик, но и усилия, которые он затратил и сам процесс;

5) использовать рефлексивную технологию для вовлечения учащихся в анализ и самоанализ, самооценку, взаимооценку.

Эмоциональную рефлексию состояния целесообразно проводить на этапе мотивации с целью установления эмоционального контакта с классом, группой и в конце деятельности. Для такой рефлексии используются смайлики, бабочки, цветы, кораблики, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, настроения.

Деятельностная рефлексия дает возможность осмысления учащимися способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных из них. Этот вид рефлексивной деятельности возможен на этапе проверки домашнего задания, а также в конце занятия. Дает возможность оценить активность учащихся на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи, проблемной ситуации можно оформить в виде графического изображения «рыбья кость». Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью анализируют свою работу, пути достижения результата, а значит, сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня усвоения содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта, прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Рефлексивно-оценочные умения можно формировать и при групповой форме работы. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы. Учащимся предлагаются следующие вопросы: Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? Какие трудности испытывали участники группы при выполнении задания? Какой стиль общения преобладал в работе?

Подводя итоги учебного занятия, учащиеся обсуждают то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый может оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, выполнение своей цели, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учащиеся заканчивают предложения из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…; я понял, что…; теперь я могу…; я почувствовал, что…; я приобрел…; я научился…; у меня получилось …; я смог…; я попробую…; меня удивило… и т.д. Рефлексивно-оценочный этап позволяет учителю установить обратную связь, а значит осуществлять коррекцию знаний и умений.

Можно сделать вывод, что рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной деятельности. Позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.

Литература:

1.Запрудский, Н.И. Контрольно – оценочная деятельность учителя и учащихся / Н.И. Запрудский. Минск: Сэр – Вит, 2012. 160с.



2. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2/ Н.И. Запрудский. Минск: Сэр – Вит, 2010 251с.



страница 1

Смотрите также: