2. Атлас : Начальный курс географии. 6–7 классы / под общ. ред. И. П. Галая. – Минск : РУП «Белкартография», 2006.
№ урока
|
Дата проведения
|
Тема раздела, урока
Практические работы
|
Основные изучаемые вопросы
|
Материал учебного пособия. Домашнее задание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Введение (1 ч)
|
1
|
|
География как наука. Значение географии. Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера
|
География – наука о природе Земли и причинах её разнообразия, населении и его хозяйственной деятельности. Значение географии в жизни и хозяйственной деятельности людей. Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера
|
Введение
|
РАЗДЕЛ І. Лик Земли. Географические открытия (3 ч)
|
2
|
|
Континенты. Океаны. Части света. Состав суши
|
Соотношение воды и суши на поверхности Земли. Континенты. Океаны. Части света. Состав суши: материки, полуострова, острова, архипелаги
|
§ 1
|
3
|
|
Географические открытия в Древнем мире и в средние века. Эпоха Великих географических открытий
|
Зарождение географии. Путешествия Христофора Колумба и Фернана Магеллана
|
§ 2
|
4
|
|
Истоки современных географических исследований. Изучение Земли из Космоса. Изучение Мирового океана
|
География нового времени. Географические исследования в XX столетии. Изучение Земли из космоса. Значение географии в современный период. Изучение Мирового океана в прошлом и современные исследования
|
§ 3
|
Раздел ІІ. Изображение поверхности Земли на плане местности, глобусе и карте (11 ч)
|
Тема 1. План местности (4 ч)
|
5
|
|
Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. Азимут
|
Что значит ориентироваться? Стороны горизонта. Азимут и его определение. Компас. Движение по азимуту
|
§ 4
Вопросы
|
6
|
|
Понятие о плане местности, условные знаки. Масштаб и его виды
|
Виды изображения местности. План местности. Условные знаки. Способы измерения расстояний на местности. Масштаб. Виды масштабов: численный, именованный, линейный
|
§ 5
|
7
|
|
Определение азимутов и направлений с помощью компаса.
Практическая работа № 1 Ориентирование на местности. Определение азимутов и направлений по заданным азимутам с помощью компаса
|
Определение азимутов и направлений с помощью компаса
|
§ 6
|
8
|
|
Составление плана местности.
Практическая работа № 2* Составление плана небольшого участка местности способом глазомерной съёмки. Измерение расстояний на местности и на плане
|
Составление плана местности. Глазомерная съёмка. Полярная и маршрутная съёмки плана местности. Использование планов местности в практической деятельности человека
|
§ 7
|
Тема 2. Географическая карта (6 ч) |
9
|
|
Форма и размеры Земли. Изображение земной поверхности на глобусе. Градусная сетка. Часовые пояса
|
Форма и размеры Земли. Особенности изображения земной поверхности на глобусе. Градусная сетка. Географические полюса. Экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан. Часовые пояса
|
§ 8
|
10
|
|
Географическая карта. Виды географических карт
|
Географическая карта. Легенда карты. Различия карт по масштабу (мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные), по охвату территории (мировые карты, карты отдельных материков и океанов, карты частей материков), по содержанию (общегеографические и тематические карты)
|
§ 9
|
11
|
|
Топографическая карта. Абсолютная и относительная высоты. Рельеф.
Практическая работа № 3
Чтение топографической карты
|
Понятие о топографической карте. Условные знаки на топографической карте. Абсолютная и относительная высоты. Рельеф. Горизонтали. Изображение рельефа горизонталями
|
§ 10
|
12
|
|
Географические координаты
|
Градусная сетка на карте. Географические широта и долгота. Географические координаты. Современные способы определения географических координат
|
§ 11
|
13
|
|
Практическая работа № 4* Определение географических координат по картам и нанесение географических объектов по заданным координатам на контурную карту
|
Градусная сетка на карте. Географические широта и долгота. Географические координаты
|
Повторить § 11
|
14
|
|
Отличие географической карты от плана местности. Значение карт. Контурные карты
|
Отличие географической карты от плана местности. Значение карт в географии, жизни и хозяйственной деятельности людей. Контурные карты
|
§ 12
|
15
| | Обобщающее повторение |
|
§ 13
|
Раздел ІІІ. Природа Земли (19 ч)
|
Тема 3. Литосфера и рельеф Земли (8 ч)
|
16
|
|
Внутреннее строение Земли. Понятие о литосфере
|
Изучение земных глубин. Внутренние оболочки Земли. Ядро Земли, мантия, земная кора. Строение и мощность земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Литосфера
|
§ 14
|
17
|
|
Внутренние силы Земли. Землетрясения, вулканизм
|
Внутренние силы Земли. Землетрясения, вулканизм. Очаг и эпицентр землетрясения. Вулканы, магма, лава, жерло, кратер, вулканический конус
|
§ 15
|
18
|
|
Внешние силы Земли. Выветривание
|
Внешние силы Земли. Выветривание, физическое, химическое, биологическое
|
§ 16
|
19
|
|
Горные породы и минералы, слагающие земную кору
|
Разнообразие минералов и горных пород.
Горные породы: магматические, осадочные метаморфические. Полезные ископаемые
|
§ 17
|
20
|
|
Рельеф Земли. Основные формы рельефа. Горы и горные страны. Различие гор по высоте
|
Основные формы рельефа: равнины и горы. Горы, горные страны. Различие гор по высоте (низкие, средние, высокие).
Горный хребет, вершина, горная долина
|
§ 18
|
21
|
|
Равнины.
Практическая работа № 5* Описание по карте отдельных равнин и горных стран
|
Равнины. Плоские и холмистые равнины. Различия равнин по высоте – впадины, низменности, возвышенности, плоскогорья
|
§ 19
|
22
|
|
Рельеф дна Мирового океана. Практическая работа № 6 Определение глубины морей и океанов по карте
|
Рельеф дна Мирового океана. Изучение дна Мирового океана. Основные формы рельефа дна океанов: материковая отмель (шельф), материковый склон, ложе океана, океанический жёлоб
|
§ 20
|
23
|
|
Использование и охрана недр Земли и поверхности суши
|
Охрана богатств литосферы. Окультуривание нарушенных земель
|
§ 21
|
Тема 4. Гидросфера (10 ч)
|
24
|
|
Понятие о гидросфере. Основные части гидросферы. Мировой океан и его части
|
Вода на Земле. Мировой океан и воды суши. Соотношение воды и суши на поверхности земли. Моря (внутренние и окраинные), заливы, проливы
|
§ 22
|
25
|
|
Температура и солёность вод Мирового океана
|
Солёность вод. Температура вод
|
§ 23
|
26
|
|
Движение воды в Мировом океане
|
Морские волны, цунами. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Приливы и отливы
|
§ 24
|
27
|
|
Воды суши. Подземные воды. Родники. Роль подземных вод в формировании рельефа
|
Воды суши. Подземные воды (грунтовые и напорные (артезианские) и безнапорные воды). Родники. Роль подземных вод в формировании рельефа. Оползни, карстовые явления
|
§ 25
|
28
|
|
Поверхностные воды. Река и её части
|
Поверхностные воды. Части реки: исток, устье, дельта, приток. Речная долина и её элементы: русло, пойма, склон, терраса. Речная система, речной бассейн, водораздел
|
§ 26
|
29
|
|
Равнинные и горные реки. Уклон и падение рек. Питание и режим рек
|
Равнинные и горные реки. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги, водопады, плёсы. Уклон и падение рек. Питание рек (снеговое, дождевое, ледниковое, подземное, смешанное) и режим рек (половодье, паводок, межень)
|
§ 27
|
30
|
|
Озёра и болота
|
Озёра и болота. Озёра сточные и бессточные, пресные и солёные. Образование озёрных котловин. Тектонические, вулканические, ледниковые, запрудные, карстовые, старичные озёра. Водохранилища
|
§ 28
|
31
|
|
Ледники
|
Ледники и их образование. Материковые и горные ледники. Воздействие ледников на рельеф. Значение ледников
|
§ 29
|
32
|
|
Значение Мирового океана в жизни людей и охрана океанических вод. Охрана вод суши
|
Значение Мирового океана в жизни людей. Океан – человеку. Человек – океану. Охрана вод суши
|
§ 30
|
33
|
|
Практическая работа № 7 Экскурсия. Изучение природного объекта своей местности
|
|
§ 31
|
34
|
|
Обобщающее повторение
|
|
|
35
|
|
Резервное время
|
|
|
1. География материков и стран. 9 класс / Н. В. Науменко [и др.]. – Минск : Народная асвета, 2006.
2. Атлас : География материков и стран. 8–9 классы / под общ. ред. П. С. Лопуха. – Минск : РУП «Белкартография», 2007.
№ урока
|
Дата проведения
|
Тема раздела, урока.
Практические работы
|
Основные изучаемые вопросы
|
Материал
учебного пособия.
Домашнее задание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Раздел 2. Региональный обзор земного шара (34 ч)
Тема 1. Евразия. Общий обзор (12 ч)
|
1
|
|
Географическое положение Евразии. Регионы Европы и Азии
|
Географическое положение Евразии. Размеры и очертания. Состав территории материка: Европа и Азия. Регионы Европы и Азии.
|
Выборочно учебный материал из § 13–14, 24
|
2
|
|
Географические исследования и открытия в Евразии. Вклад уроженцев Беларуси в исследование природы Евразии
|
Географические исследования и открытия в Евразии. Путь из «варяг в греки» и «Великий шёлковый путь». Афанасий Никитин. Вклад Семёнова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, В. С. Обручева в исследования Азии. Вклад уроженцев Беларуси в исследование природы Евразии. Николай Радзивилл, Б. И. Дыбовский, И. Д. Черский, А. И. Вилькицкий, О. Ю. Шмидт
|
Выборочно учебный материал из § 13–14, 58
|
3
|
|
Геологическое строение. Основные формы рельефа материка. Размещение полезных ископаемых
|
Геологическое строение. Платформы и области современной складчатости. Основные формы рельефа материка. Роль древних материковых оледенений в формировании рельефа Евразии. Карстовый рельеф. Размещение полезных ископаемых
|
Выборочно учебный материал из § 15–17
|
4
|
|
Общая характеристика климата Евразии
|
Общая характеристика климата Евразии. Факторы, обуславливающие разнообразие климатов материка. Влияние размеров территории, рельефа и океанов на климат материка. Континентальность климата. Особенности формирования муссонных типов климата Евразии
|
Выборочно учебный материал из § 18–19
|
5
|
|
Климатические пояса и типы климата Евразии.
Практическая работа № 1* Сопоставление климатических характеристик территории Евразии при движении с запада на восток (по 50-й параллели северной широты). Объяснение выявленных различий
|
Климатические пояса и типы климата Евразии. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения
|
Выборочно учебный материал из § 18–19
|
6
|
|
Внутренние воды. Многолетняя мерзлота
|
Внутренние воды. Крупнейшие речные системы Евразии. Озёра. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота. Изменение состояния водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности населения
|
Выборочно учебный материал из § 20–21
|
7
|
|
Природные зоны Евразии. Зоны арктического, субарктического, умеренного, субтропического климатических поясов
|
Природные зоны Евразии. Зоны арктического, субарктического, умеренного, субтропического климатических поясов
|
Выборочно учебный материал из § 22–23
|
8
|
|
Природные зоны Евразии. Высотная поясность в Гималаях и Альпах. Национальные парки, заповедники
|
Природные зоны тропического, субэкваториального и экваториального климатических поясов. Высотная поясность в Гималаях и Альпах. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы. Проблемы охраны природных комплексов Евразии. Национальные парки, заповедники
|
Выборочно учебный материал из § 22–23, 68
|
9
|
|
Население материка. Демографическая политика в странах Евразии
|
Население материка. Особенности демографических процессов. Демографическая политика в странах Евразии. Демографический переход
|
Выборочно учебный материал из § 24
|
10
|
|
Особенности размещения населения и урбанизации на материке. Особенности развития сельских территорий Евразии
|
Неравномерность размещения населения на материке. Особенности урбанизации и мегалополисы Евразии. Социальные и этнические проблемы развития городов. «Ложная урбанизация» в странах Азии. Особенности развития сельских территорий Евразии. Миграция населения на материке
|
Выборочно учебный материал из § 24
|
11
|
|
Политическая карта Евразии и особенности этнического и религиозного состава населения. Интеграционные группировки стран
|
Политическая карта Евразии и особенности этнического и религиозного состава населения. Политические и этнорелигиозные конфликты. Интеграционные группировки стран Евразии. ЕС. СНГ. АСЕАН. ОПЕК
|
Выборочно учебный материал из § 24, с. 155, 233, 297
|
12
|
|
Типы стран Евразии по уровню социально-экономического развития. Особенности размещения современного хозяйства на материк
|
Типы стран Евразии по уровню социально-экономического развития. Новые индустриальные страны. Страны нефтеэкспортёры. Страны БРИК. Особенности размещения современного хозяйства на материке. Основные промышленные районы. Европейская ось развития. Концентрация промышленного производства в прибрежных районах и формирование портовых зон
|
Выборочно учебный материал из § 24
|
13
|
|
Обобщающее повторение
|
|
|
Тема 2. Европа (4 ч)
|
14
|
|
Германия
|
Германия. Географическое положение. Физико-географические условия территории. Рельеф и полезные ископаемые. Климатические условия и внутренние воды. Население. Отраслевая структура хозяйства. Машиностроение и химическая промышленность – отрасли международной специализации ФРГ. Сельское хозяйство. Туризм – одна из ведущих отраслей экономики страны. Проблемы социально-экономического развития Рура
|
Выборочно учебный материал из § 32, 33
|
15
|
|
Великобритания и Франция: сравнительная характеристика.
Практическая работа № 2* Построение сравнительной диаграммы «Отраслевая структура хозяйства Франции и Великобритании». Объяснение черт сходства и различия
|
Великобритания и Франция: сравнительная комплексная географическая характеристика. Особенности географического положения стран. Природные условия и ресурсы. Сопоставимость стран по численности населения и особенностям демографических процессов. Урбанизация и её проявления в странах. Многоотраслевой характер экономик Франции и Великобритании. Роль сложного и наукоёмкого машиностроения и химической промышленности в хозяйстве стран. Сельское хозяйство Великобритании и Франции: различия в специализации. Транспорт. Морские порты. Евротуннель. Развитие туризма
|
Выборочно учебный материал из § 30–31, 34–35
|
16
|
|
Страны Северной Европы
|
Страны Северной Европы. Географическое положение. Состав территории. Фенноскандия. Лапландия. Физико-географические условия территории. Геологическое строение и рельеф. Полезные ископаемые. Климатические условия и внутренние воды. Влияние природно-сырьевой базы на отраслевую структуру хозяйства Финляндии, Швеции, Дании, Исландии, Норвегии. Специализация промышленности стран. Природно-ресурсный потенциал морей. Развитие нефтедобычи. Рыболовство. Сельское хозяйство. Развитие туризма. Внешнеэкономические связи стран региона
|
Выборочно учебный материал из § 25–27
|
17
|
|
Страны Южной Европы
|
Страны Южной Европы. Географическое положение и состав территории. Природные условия и ресурсы стран. Население. Особенности миграции населения. Сходства и различия в специализации хозяйства стран. Туристско-рекреационный потенциал стран региона и его использование. Италия – страна «большой семёрки». Ведущая роль машиностроения и химической промышленности в отраслевой структуре экономики Италии. Развитие и размещение лёгкой и пищевой промышленности, их роль в структуре итальянского экспорта. Сельское хозяйство. Транспортная система Италии. Проблема развития Севера и Юга страны
|
Выборочно учебный материал из § 41–44
|
Тема 3. Азия (5 ч)
|
18
|
|
Япония
|
Япония. Особенности географического положения. Природно-сырьевой потенциал страны. Население Японии и особенности его размещения. Особенности материальной и духовной культуры населения. Отраслевая структура хозяйства страны. Отрасли международной специализации: автомобиле-, судостроение, электроника, робототехника. Высокоинтенсивное сельское хозяйство. Развитие аквакультуры (марикультура). Тихоокеанский промышленный пояс
|
Выборочно учебный материал из § 56–57
|
19
|
|
Китай
|
Китай. Территория, природные условия и ресурсы. Китай – крупнейшее по численности населения государство мира. Индустриально-аграрный характер отраслевой структуры экономики страны. Отрасли специализации хозяйства: лёгкая промышленность, машиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Неравномерность территориального развития. Социально-экономическая отсталость внутренних районов. Роль Восточного Китая в хозяйстве страны
|
Выборочно учебный материал из § 54–55
|
20
|
|
Индия
|
Индия. Природные контрасты и разнообразие природных условий. Население Индии. Многонациональный состав населения. Религиозный состав. Неравномерность размещения населения. Урбанизация и социальные проблемы агломераций. Индия – аграрно-индустриальная страна. Специализация сельского хозяйства. Особенности развития промышленности. Развитие машиностроения и химической промышленности. Территориальные проблемы развития бассейна реки Дамодар
|
Выборочно учебный материал из § 50–51
|
21
|
|
Казахстан и государства Центральной Азии.
Практическая работа № 3*
Оценка ресурсообеспеченности Казахстана и стран Центральной Азии с помощью карт и статистических показателей
|
Казахстан и государства Центральной Азии. Состав территории: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизстан. Разнообразие ландшафтов и богатство природных ресурсов. Проблема освоения природно-ресурсного потенциала Каспийского моря. Население. Особенности специализации хозяйства стран. Традиционные сферы занятия населения, ковроткачество. Различия в специализации сельского хозяйства. Проблема орошения сельскохозяйственных угодий. Богарное земледелие. Проблемы социально-экономического и экологического развития региона Аральского моря
|
Выборочно учебный материал из § 53
|
22
|
|
Государства Закавказья
|
Государства Закавказья. Состав территории: Грузия, Армения, Азербайджан. Природные условия и ресурсы. Геологическое строение и рельеф. Минеральные ресурсы. Разнообразие климатических условий. Размещение населения и городов региона. Этнополитические проблемы стран Закавказья. Особенности специализации хозяйства стран региона. Особенности специализации сельского хозяйства. Бальнеологические курорты Закавказья
|
Выборочно учебный материал из § 45, 46–47
|
Тема 4. Страны Белорусского порубежья (11 ч)
|
23
|
|
Польша
|
Польша. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Охраняемые территории. Население. Характер естественных демографических процессов. География белорусской диаспоры. Урбанизация. Отрасли международной специализации хозяйства: развитие электроэнергетики и угольной промышленности, цветная и чёрная металлургия, химическая промышленность (производство минеральных удобрений и фармацевтика), машиностроение, текстильная промышленность. Специализация сельского хозяйства страны. Развитие туризма
|
§ 40
|
24
|
|
Государства Балтии
|
Государства Балтии: Литва, Латвия, Эстония. Общность географического положения. Роль Балтийского моря в формировании природных условий и хозяйственной деятельности населения. Рельеф территории. Полезные ископаемые. Климатические условия. Реки и озёра. Население и характер воспроизводственных процессов. Отрасли международной специализации хозяйства: пищевая и рыбоконсервная промышленность, судостроение и судоремонт, деревообработка, лёгкая промышленность, электроэнергетика. Сельское хозяйство стран
|
Конспект (публикация в журнале «Геаграфія: праблемы выкладання», 2009, № 5)
|
25
|
|
Украина
|
Украина. Территория и географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Геологическое строение и рельеф страны. Минерально-сырьевые ресурсы. Климатические условия. Внутренние воды. Господствующие типы природных комплексов (лесостепные и степные). Население. Украина – индустриально-аграрная страна. Отрасли международной специализации промышленности: чёрная металлургия, угольная промышленность и электроэнергетика, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство Украины. Зональная специализация растениеводства. Транспортный комплекс. Морские порты. Развитие туризма и рекреационные ресурсы Крыма
|
Выборочно учебный материал из § 38–39
|
26
|
|
Российская Федерация. Территория и географическое положение, административно-территориальное деление России
|
Российская Федерация. Территория и географическое положение России. Административно-территориальное деление Российской Федерации. Россия на политической карте мира. Роль России в глобальной политике и экономике. Географические предпосылки развития межгосударственных отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией
|
Выборочно учебный материал из § 58
|
27
|
|
Природные условия и ресурсы России.
Практическая работа № 4 Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам России
|
Природные условия и ресурсы страны. Геологическое строение. Крупные формы рельефа России и их размещение. Полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды и водные ресурсы. Почвы и земельные ресурсы России
|
Выборочно учебный материал из § 59–63
|
28
|
|
Население России
|
Население России. Динамика численности и естественного прироста населения. Возрастно-половая структура населения России. Национальный и религиозный состав населения. Размещение населения России. Основная зона расселения (и хозяйственного освоения). Городское и сельское население. Города-миллионеры. Миграции населения
|
Выборочно учебный материал из § 64–65
|
29
|
|
Отраслевая структура и размещение хозяйства России
|
Отраслевая структура и размещение хозяйства России. Нефтяная и газовая промышленность. Угольная промышленность. Электроэнергетика
|
Выборочно учебный материал из § 64–65
|
30
|
|
Отраслевая структура и размещение хозяйства России
|
Отраслевая структура и размещение хозяйства России. Чёрная и цветная металлургия. Принцип комбинирования производства. Машиностроение. Принцип кооперирования производства
|
Выборочно учебный материал из § 64–65
|
31
|
|
Отраслевая структура и размещение хозяйства России.
Практическая работа № 5 Характеристика железнодорожной магистрали (трансконтинен-тального контейнерного моста) Брест – Москва – Владивосток по типовому плану
|
Отраслевая структура и размещение хозяйства России. Химическая и лесная промышленность. Транспорт. Особенности развития и размещения транспортной сети
|
Выборочно учебный материал из § 64–65, 66–67
|
32
|
|
Отраслевая структура и размещение хозяйства России
|
Отраслевая структура и размещение хозяйства России. Сельское хозяйство: особенности развития и размещения. Основные отрасли животноводства и растениеводства. Зональная специализация сельского хозяйства
|
Выборочно учебный материал из § 66 – 67
|
33
|
|
Географические особенности крупных регионов России.
Практическая работа № 6* Сравнительная комплексная характеристика Европейской и Азиатской частей России
|
Географические особенности крупных регионов России. Природные условия, ресурсы и размещение хозяйства Европейской и Азиатской частей России
|
Конспект
|
34
|
|
Обобщающее повторение
|
|
|
35
|
|
Резервное время
|
|
|