страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4
В приложении содержатся материалы по систематизации историко-педагогических исследований.
Основная часть
Интерес к изучению истории педагогики и образования продиктован необходимостью формирования целостного представления педагогов о становлении и развитии образования как социального института в Казахстане, особенностях постановки и решения актуальных проблем воспитания и обучения в контексте взаимодействия педагогической теории и практики. Всестороннее рассмотрение педагогических явлений и процессов в рамках истории педагогики и образования позволит этой отрасли выполнять интегративную функцию по отношению к другим областям педагогического знания. Адекватно логике исследования нами были раскрыты сущностные характеристики и базовых понятий: «наука», «знание», «научное знание», «историко-педагогическое знание».
Наука-деятельность, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая цель постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Наука предвидит тенденции развития окружающей действительности и способствует ее изменению, а также рассматривается как творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности. В совокупности наука содержит ряд основных характеристик.
Научное знание имеет свои специфические характеристики, отличающие его от понятия «знание». Научное знание: а) это система познаний о законах, свойствах, отношениях объектов, социокультурная деятельность; б) научное упорядочивание, систематизация, обоснование и способы получения знаний, выражение ступени развития науки, которое, постоянно функционируя, вырабатывает новые знания; в) особый язык - язык науки. Его отличает высокая точность, определенность, однозначность; законы научных знаний подтверждаются, проверяются и оцениваются на основании эмпирических исследований.
В дидактике термин «знание» характеризуется как цель обучения, средство педагогического воздействия, содержание, внутренняя сторона педагогического процесса; материал, в котором воплощается педагогический замысел.
Учебное знание это производное от результатов сравнительного анализа учебного и научного познания. Лимитированное во времени, вторичное и несамостоятельное познание. Процесс познания и обучения в совокупности ведут к учебному познанию, то есть к процессу научного познания.
Научное познание трактуется как общественно-исторический, а учебное — как индивидуально-психологический процессы. По своей гносеологической сущности гуманитарное знание является разновидностью исторического знания. Исторические науки наделены следующими признаками: 1) Индивидуализация способа образования понятий, тогда как для естественных наук характерны - генерализация (действительность рассматривается с точки зрения общего, повторяющегося); 2) Аксиологичность и ценностность гуманитарного, исторического способа познания действительности. Они выявляют ценные, значимые с точки зрения общества события и явления; обладают монологической формой знания, где только один субъект - познающий и говорящий, то гуманитарные знания имеют диалогическую природу. Исследование строится на основе опроса и беседы, т.е. диалога; 3) Наделены эстетическими и эмоциональными компонентами, свойствами открытости, органичности, целостности, гибкости, способностью порождать «мыслеобразы».
Историко-педагогические знания входят в состав гуманитарного знания, обладают вышеперечисленными признаками и характеристиками. В нем синтезируются историческая и педагогическая проблематики, так как история образования занимает пограничное положение между двумя науками - историей и педагогикой, которые позволяют выяснить, знание и незнание в педагогике. История педагогики и образования создает научно-исторически обоснованную базу для прогнозирования в педагогике и выступает «экспериментальным полем» для педагогического познания. На основе того, что в пределах истории педагогики и образования педагогические феномены исследуются исторически, то в результате интеграции - уподобления, взаимопроникновения, ассимиляции исходных компонентов возникает новое синтетическое знание. Поэтому историко-педагогическое знание необходимо понимать как интегрированный вид знаний, который обладает признаками и педагогического и исторического знания.
Выделенные общие характеристики отражают сущность истории педагогики как науки, которая изучает состояние и развитие теории приращения нового: законы преемственности и новаторства, бережное отношение к лучшему в наследуемой культуре, ее приумножение и дальнейшее развитие в ходе практического осуществления того, чему она учит.
Учитывая, что историко-педагогическое знание в своем составе имеет как историческое, так и педагогическое знания, необходимо их разграничить. Историческое знание рассматривает явления в диахронии - в процессе своего становления, развития, а педагогическое знание анализирует те же явления в синхронии.
Историко-педагогическое знание как интегрированный вид знаний, который обладает признаками и педагогического, и исторического знания. Его отличают следующие черты принадлежность к гуманитарному знанию; антропонаправленность – рассмотрение человека в качестве основной мировоззренческой категории; аксиологический характер - отражение образовательных ценностей различных исторических эпох; идеологичность - зависимость содержательного и оценочного компонентов знаний от существующего периода.
Для нашего исследования большой интерес представляет исследование А.Н. Ильясовой «Cтановление и развитие педагогической теории Казахстана (1900 - 1960 гг.)» (1997). В работе ученого охарактеризованы условия становления педагогической теории в республике, дана характеристика периодов развития педагогической теории в хронологии и динамике, а также особенности развития педагогической теории. Впервые определены и охарактеризованы основные направления развития педагогической теории, основанные на анализе научных изысканий ученых-педагогов 40-50-60-х годов. Дана их теоретическая оценка.
В исследовании А.Д. Кайдаровой «Становление и развитие содержания высшего педагогического образования в Республике Казахстан (1928-2005 гг.)» представлена авторская модель логики построения и исследования историко-структурного анализа развития содержания высшего педагогического образования в РК, даны теоретико-методологическое обоснование параметров анализа и проектирования содержания высшего педагогического образования, основные тенденции и этапы развития этого педагогического феномена. В исследовании ученого рассматривается содержание высшего педагогического образования как совокупность основополагающих идей, ценностей и приоритетов в рамках педагогических парадигм.
В докторском исследовании Арынгазина К.М. «Развитие педагогики путем совершенствования теоретико-методологической смысловой основы» Рассмотрены основные проблемы педагогики и системы образования, происхождение новых идей, ценностей и направлений. Выдвигаются новые парадигмы педагогического общения, раскрываются генетически исходные понятия, выявлены тенденции развития педагогической науки, которые способствуют раскрытию необходимости учета системно-смысловой и ценностно-профессиональной структурности материального мира.
В докторской диссертации Игибаевой А.К. «Генезис и тенденции развития системы образования в Казахстане (конец ХІХ- ХХ середина ХХ века)» выявлены теоретические и методологические проблемы в историографии системы образования Казахстана конца ХІХ- ХХ середина ХХ века, с позиции современного историко-педагогического мышления показаны становление и развитие образования в Казахстане, обоснована его периодизация, систематизировано знание о направлениях динамики образовательных процессов, тенденциях развития образовательных систем. Дается обоснование методологии истории образования, раскрываются сущностная характеристика историография истории образования и педагогики, даны периоды и этапы становления образовательной системы.
В исследовании Джанзаковой Ш.И. «Этнопедагогиканы жеке оқу пәні ретінде құрудың ғылыми негіздері» разработана структурно-содержательная модель этнопедагогики как самостоятельной учебной дисциплины, основанная на методологии соотношения научной и учебной дисциплины в философии и науковедении.
В этих работах наиболее целостно рассмотрены методологические, теоретические и концептуальные основы проблемы содержания педагогического образования, аккумулирован опыт создания новой учебной дисциплины, отслеживания генезиса развития педагогических теорий, концепций, идей, тенденций становления и совершествования историико-педагогического феномена, что безусловно явилось отправной точкой для систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана.
Недостаточно изучены такие историко-педагогические направления, как этнопедагогика, историография, национальная педагогическая мысль, история религиозной школы и воспитания и др. До сих пор не уделялось достаточного внимания их освещению в СМИ. Во многих исследованиях вопросы развития школьной системы были изложены вне общей периодизации.
Функции истории педагогики и образования заключаются: в анализе воспитательно-образовательных систем, отражающих специфические исторические, региональные и национальные особенности образовательных учреждений различных типов; в исследовании отношений между педагогической наукой и широко понимаемой социальной и педагогической практикой; в объективизации оценок анализа истории развития образования и педагогической науки, в переосмыслении исторических этапов, пройденных отечественной школой и педагогикой; интерпретации необходимости всемерного возвышения педагогического труда, опережающего развития системы педагогического образования; в анализе состояния и перспектив развития педагогических исследований, позволяющих реализовать не только описательные, объяснительные и диагностические, но и прогностические функции педагогической науки.
Историко-педагогическое знание многофункционально. Оно обладает описательной, объяснительной, экспертной, трансляционной, оценочной, образовательной, воспитательной, научно-познавательной, мировоззренческой ценностно-целевой, ценностно-смысловой функциями (Рисунок 1).
Сегодня значительное внимание уделяется вопросу интеграции, обобщения, систематизации и конструирования образования. Содержание образования, являясь элементом педагогической системы, представляет собой систему знаний, умений, навыков и способов, опыта творческой деятельности, ценностного отношения к человеку. В педагогике систематизация определяется как мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагогов и обучающихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности.
Систематизация знаний способствует формированию структуры базовых понятий, историко-педагогического познания, которые используются в дальнейшей теоретической и практической деятельности.
Выделены следующие основные элементы систем знаний: а) научные факты, б) понятия, в)законы, г) теории, научные факты - понятия - законы - теории. В историко-педагогическом знании - историко-педагогические законы, теории, принципы, концепции, методы, факты, явления, процессы, категории понятия, термины.
Рисунок 1 – Характеристика историко-педагогического знания
При систематизации историко-педагогических знаний мы руководствовались утверждением науковедов о том, что системный подход в педагогике, то есть педагогическая системология означает педагогическую фактологию (факты-объекты истории педагогики), педагогическую феноменологию (сущностная характеристика фактов, явлений, процессов), педагогическую концептологию (концептуализация и систематизация фактов, явлений, процессов на основе определенных принципов), педагогическую конструктологию (структурирование и конструирование содержания учебной дисциплины на основе определенных принципов для реализации с помощью рациональной методики и технологии обучения). Систематизация историко-педагогических знаний осуществляется с помощью таких логических операций как анализ и синтез (выделяются явления и раскрывается связь между ними), сравнение (установление признаков, являющихся общими для сходных историко-педагогических явлений), обобщение (объединение однородных историко-педагогических явлений в одну группу на основе существенных признаков).
В систематизации и конструировании содержания истории и педагогики образования мы ориентировались на основные цели и приоритеты в историко-педагогическом образовании, профессионально-ориентированную концепцию, реализацию принципов государственной политики в сфере образования (ориентация на национальную культуру; отказ от идеологических догм и стереотипов; гуманизацию и гуманитаризацию содержания образования).
Вычленены основные принципы систематизации и конструирования содержания историко-педагогического образования: интеграция как ведущий принцип построения содержания образования, дифференциация, антропоцентризм, культурологический принцип, теоретизация исторических и социальных знаний, преемственность.
Конструирование выступает как метод поэтапного формирования содержания, способствующий совершать логическую мыслительную деятельность, синтез знаний. Конструирование содержания предусматривает специфические педагогические средства, которые являются действующими механизмами построения знаний.
Конструирование содержания истории педагогики и образования предполагает следующее: 1) формирование историко-педагогического знания и его компонентов: объекты, факты, процессы и явления; упорядочение знаний, группируя понятия и устанавливая соподчиненность между ними; 2) поэтапное осуществление учебной деятельности: установка на построение содержания; 3) организация и развертывание разнообразных видов деятельности; 4) анализ достигнутых результатов и выдвижение новых перспектив.
Постановка и предварительное исследование проблемы систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана обнаружили ее многогранность, сложность и недостаточную разработанность в теории и практике образования.
Основными элементами систематизации научных знаний выступает: научные факты - понятия - законы – теории, которые находятся во взаимосвязи и находят отражение в содержании учебной дисциплины. Систематизация знаний помогает установить причинно-следственные связи между изучаемыми фактами и понятиями. Раскрытие связей приводит к пониманию главного в педагогических фактах, объектах, явлениях и служит опорным моментом в познании реальной действительности и выступает своеобразным итогом ее познания. Условиями конструирования содержания историко-педагогических знаний определены: планирование в учебной дисциплине последовательных умственных и практических действий; осуществление взаимосвязи процесса обучения с личным опытом обучающихся; самостоятельного поиска и решения профессиональных задач на основе учебных моделей.
В процессе систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана в первую очередь необходимо решить проблему выбора и обоснования исходных методологических подходов. При этом на методологическом и теоретическом уровнях используются общие положения социогуманитарных наук, позволяющие обосновать исходные принципы, предпосылки научно-педагогической деятельности. История педагогики и образования в Казахстане как отрасль науки в качестве методологии рассматривает совокупность философских и общенаучных методов, которые ориентированы на анализ особенностей образовательных структур и логики развития образования.
Методологический подход, как модель авторского видения, понимания и интерпретации явлений, фактов и событий в истории образования, осуществить целостный анализ исследуемых явлений и процессов. Он определяет ракурс понимания логики и этапов историко-педагогического процесса, регламентирует отбор и интерпретацию фактологического материала, закладывает аксиологические параметры оценки изучаемых фактов и явлений (рисунок 2)
Анализ историко-педагогического знания показывает, что оно основывается на полипарадигмальном подходе, интегрирующем культурологическую, аксиологическую, цивилизационную, синергетическую концепцию (таблица 1).
Каждый из базовых подходов в исследовании историко-педагогического процесса обладает специфическими возможностями концептуализировать и в системном виде оформить научные взгляды на историко-педагогическую действительность как сложную, находящуюся в нелинейном развитии, целостную социально-историческую реальность.
Системное их использование обеспечивает объективность и достоверность историко-педагогического знания усиливает их ценностно-смысловое и ценностно-содержательное наполнение.
Полипарадигмальный подход отражает основные измерения историко-педагогического процесса, фактов и явлений: а) собственно педагогическое измерение, фиксирующее качественную определенность историко-педагогического процесса и обращенность к внутренней логике его развития.
Данное измерение направлено на вычленение в массе педагогических фактов и феноменов системы устойчивых, качественно определяемых внутренних связей и свойств, группирует эти феномены и факты, осуществляет их сравнение, строит типологию;
Методологическая основа истории педагогики и образования Казахстана
Философское, социальное и общеисторическое обоснование субъектно-объектных отношений в историко-педагогическом познании с учетом раскрытия специфических механизмов обеспечения процесса движения образования: от идеи построения теории до практического применения
Методологические подходы
Культурологический
Аксиологический
Цивилизационный
Системный
Гносеологический
Инновационный
Методологические принципы
Методы истории педагогики и образования Казахстана
историзм
Единство логического и исторического
объективность
системность
Нелинейность процессов развития
комплексность
Полипарадигмальный
общенаучные
Методы педагогического исследования
Методы исторического
исследования
ретроспективный
историко-генетический
историко-сравнительный
историко-системный
историко-типологический
Методика историко-педагогического исследования
Рисунок 2 – Методология и методы истории педагогики и образования Казахстана
б) антропологическое измерение, обращено к человеку как субъекту и объекту педагогической деятельности, позволяющее проследить, каким образом в различных исторических обстоятельствах осмысливались и решались вопросы образования и воспитания, духовное становление качеств человека; в) социокультурное измерение, обращено к общественным предпосылкам и обстоятельствам исторического развития образования и историко-педагогического знания. Культурологический, аксиологический, цивилизационный подходы раскрывают эти измерения и обеспечивают наполнение педагогической теории и практики социокультурным смысловым и ценностным содержанием.
Таблица 1 – Характеристика проецирования методологических подходов к систематизации и конструированию содержания истории педагогики и образования Казахстана
Подходы
|
Сущность
|
Трансформация подходов на систематизацию и структурирование содержания истории педагогики и образования
|
Культурологический
|
Изучает педагогические факты и явления на общекультурном фоне в русле интеграции педагогики и культуры. Определяет системообразующие признаки культуры и стратегию образования с ориентацией на эти признаки.
|
Помогает выявлять связи изучаемых явлений с настоящим и будущим и таким образом осуществить прогностическую функцию исследования, поднимает уровень объективности полученных данных.
|
Аксиологический
|
Совокупность ценностных ориентаций на уровне общества в целом и дает возможность видеть общую его направленность. На личностно-смысловом уровне помогает раскрыть значение этой категории для анализа явлений конкретной педагогической реальности
|
В историко-педагогических исследованиях позволяет рассматривать проблемы образования и воспитания с позиций гуманизации педагогического процесса.
|
Цивилизационный
|
Позволяет анализировать педагогические явления разных эпох в сравнительно-сопоставительном плане.
|
Способствует рассмотрению историко-педагогического процесса с учетом специфики социальных и культурных образцов казахстанского общества.
|
Синергетический
|
Логика самоорганизации, саморазвития, существования, закономерности развития, актуализации внутренних духовных резервов.
|
Помогает последовательно систематизировать историко-педагогические знания
|
Полипарадигмальный
|
Изучать педагогические явления и процессы многовекторно с позиций разных парадигм.
|
Дает возможность как дифференциации, так систематизации и интеграции знаний в содержании дисциплины
|
При систематизации и обобщении стало возможным выделить главные структурные элементы новых знаний и обобщить позиции исследователей в области истории педагогики и образования. Научно-практическая ценность обобщения и систематизации результатов историко-педагогических исследований заключается в возможности использования полученных результатов в преподавании не только истории педагогики и образования Казахстана, но и других дисциплин педагогического цикла.
Проблема конструирования учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана» предполагает:
1) использование моделирования в процессе систематизации знаний об историко-педагогических фактах, процессах и явлениях;
2) упорядочение знаний и установление соподчиненности между ними;
3) прогнозирование приоритетных направлений исследований.
Самостоятельность любой науки, в том числе, истории педагогики и образования определяется наличием собственного предмета исследования и методологии, служащей надежным инструментом обеспечения её непрерывного, восходящего генезиса. Изучение истории педагогики и образования Казахстана, позволяет рассматривать в ретроспективе различные педагогические течения, школы, теории деятельности и педагогическое наследие выдающихся педагогов прошлого.
Систематизация и конструирование содержания интегрированной учебной дисциплины имеет теоретическое и практическое значение. На основе анализа большого количества источников мы систематизировали фонд теоретических положений в области истории педагогики и образования Казахстана (таблица 2).
Таблица 2 – Фонд теоретических положений в области истории педагогики и образования Казахстана (направления, результаты, идеи)
Направления исследований
|
Результаты исследования
|
Основные идеи, вошедшие в содержание дисциплины «История педагогики и образования Казахстана»
|
1
|
2
|
3
|
История стано-вления и разв-ития системы образования в разные пер/ды
|
Осуществлен анализ особенностей становления и тенденций развития системы образования в Казахстане в разные периоды исторического развития общества; определены пути совершенствования образовательной деятельности. Расширена фактологическая база исследования.
|
Тенденции становления и развития системы образования в различные периоды, периодизация системы образования
|
Педагогические идеи персоналий
|
Раскрывается сущность просветительских и педагогических идей мыслителей, просветителей и педагогов казахского народа в разные периоды; представлены в системе и генезисе наиболее важные выводы и концептуальные положения их идей по обеспечению качества обучения и воспитания; определено их место в педагогической науке; раскрывается ретроспективное применение их идей в практике образовательно-воспитательной деятельности. Изучено педагогическое наследие.
|
Просветительские, научно-педагогические идеи и деятельность персоналий, пути применения их достижений в современных условиях
|
История развития учебно-воспитательных учреждений
|
Определены условия становления и развития разных типов образовательных учреждений в Казахстане; определено место образовательных учреждений в социокультурной реальности; раскрыты роль и место каждого из них в общей системе образования; осмыслен теоретический и практический позитивный опыт; охарактеризованы потенциальные возможности отечественного опыта по повышению эффективности и качества образовательного процесса.
|
Становление и развитие учебно-воспитательных учреждений и их положительный опыт для трансформации с учетом требований современности
|
Продолжение таблицы 2
|
1
|
2
|
3
|
История профессиональной подготовки педагогических кадров в республике
|
Выявлены теоретические и практические основы подготовки специалистов; педагогические условия и закономерности оптимального построения сети школ и рационального их размещения; различные типы учебной деятельности; результаты деятельности учреждений разного типа; определены периоды их становления и развития.
|
Исторический опыт, основные принципы и функции деятельности системы подготовки кадров. Вычленение методической работы как составной части непрерывного образования, организационных форм и методов обуч.
|
История развития содержания образования
|
Раскрыты в историческом аспекте идеи интеграции и дифференциации обучения, система обучения учащихся грамоте, звуковая и звукобуквенная модель обучения, принципы обучения и их роль в разработке содержания учебников, показаны особенности изучения родного языка в школе.
|
Тенденции развития содержания образования в Казахстане
|
История становления педагогической науки в Казахстане
|
Теоретико-методологические основы казахской этнопедагогики; разработаны категориальный аппарат этнопедагогики; определена методологическая основа содержания педагогического образования; методологические основы периодизации содержания педагогического образования. Активизировалась разработка методологических проблем истории педагогики, начата источниковедческая работа, введены в научный оборот новые историко-педагогические источники.
|
Понятие «этнопедагогика», методологические основы этнопедагогики, содержание педагогического образования в Казахстане
|
История развития образования в регионах Казахстана
|
Раскрыты особенности исторического развития образования в разных регионах Казахстана, рассматривались отдельные направления обучения и воспитания в регионах.
|
История становлении и развития системы образования в регионах республики, а также просветительские и педагогические идеи региональных персоналий
|
История просветительской и педагогической деятельности в Казахстане
|
Историко-педагогические условия формирования культурно-просветительской деятельности и активной позиции ученичества.
|
Научные школы в Казахстане и их основные концепции, теории и опыт
|
История развития теории воспитания и обучения в Казахстане
|
В историко-педагогическом аспекте дана сущностная характеристика учебно-воспитательного процесса; описана область деятельности педагогов; осмыслено структурирование и обновление содержания образования в разных типах образовательных учреждений; разработаны концептуальные основы подготовки и переподготовки учительских кадров; теоретически осмыслен позитивный опыт органов ученического самоуправления; охарактеризованы наиболее значимые формы их организации; раскрыты научные подходы и принципы организации обучения и воспитания на различных этапах развития системы образования Казахстана; выявлены и обоснованы педагогические условия повышения их эффективности.
|
Характеристика учебно-воспитательного процесса в организациях образования Казахстана, описание форм организации обучения, педагогических условия повышения эффективности обучения и воспитания
|
Вместе с тем, в истории педагогики и образования Казахстана продолжают оставаться «белые пятна». До настоящего времени практически не удавалось целостно изложить приоритетные направления исследований историко-педагогического характера. Систематизация научного историко-педагогического знания как определенной целостности позволила наполнить его особым ценностно-смысловым содержанием.
Конструирование содержания учебной дисциплины предполагает вычленение основных принципов отбора и конструирования содержания историко-педагогического образования:
-принцип интеграции как ведущий принцип построения содержания. Необходимость интеграции знаний обусловлена и современной тенденцией поиска взаимосвязей различных областей знания между собой и их взаимосвязи с культурой в целом;
- принцип дифференцированности (изучение персоналий, истории школ, истории становления и развития педагогических дисциплин и т. д.), позволяет составить целостный взгляд на историю педагогики и образования;
-принцип антропоцентризма ( человекоцентризма) обеспечивает обращенность к миру материальной и духовной жизни человека в разные исторические эпохи;
-культурологический принцип отбора и конструирования историко-педагогического материала способствует общей ориентации в культуре, то есть формированию общей и педагогической культуры субъектов познания;
-принцип теоретизации историко-педагогических и социальных знаний характеризует связь между историко-педагогическими фактами, показывает взаимосвязь социальных и педагогических явлений.
Отбор, систематизация и конструирование содержания учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана» строились с учетом системы иерархически взаимосвязанных принципов: природосообразности, социосообразности, культуросообразности.
Мы учитывали, что рост научного знания осуществляется двумя наиболее известными путями: кумулятивным и антикумулятивным. Первый подход - кумулятивный (от лат. cumaula - увеличение, скопление).
страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4
|