Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:

 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4

В приложении содержатся материалы по систематизации историко-педагогических исследований.
Основная часть
Интерес к изучению истории педагогики и образования продиктован необходимостью формирования целостного представления педагогов о становлении и развитии образования как социального института в Казахстане, особенностях постановки и решения актуальных проблем воспитания и обучения в контексте взаимодействия педагогической теории и практики. Всестороннее рассмотрение педагогических явлений и процессов в рамках истории педагогики и образования позволит этой отрасли выполнять интегративную функцию по отношению к другим областям педагогического знания. Адекватно логике исследования нами были раскрыты сущностные характеристики и базовых понятий: «наука», «знание», «научное знание», «историко-педагогическое знание».

Наука-деятельность, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая цель постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

Наука предвидит тенденции развития окружающей действительности и способствует ее изменению, а также рассматривается как творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности. В совокупности наука содержит ряд основных характеристик.

Научное знание имеет свои специфические характеристики, отличающие его от понятия «знание». Научное знание: а) это система познаний о законах, свойствах, отношениях объектов, социокультурная деятельность; б) научное упорядочивание, систематизация, обоснование и способы получения знаний, выражение ступени развития науки, которое, постоянно функционируя, вырабатывает новые знания; в) особый язык - язык науки. Его отличает высокая точность, определенность, однозначность; законы научных знаний подтверждаются, проверяются и оцениваются на основании эмпирических исследований.

В дидактике термин «знание» характеризуется как цель обучения, средство педагогического воздействия, содержание, внут­ренняя сторона педагогического процесса; мате­риал, в котором воплощается педагогический замысел.

Учебное знание это производное от результатов сравнительного анализа учебного и научного по­знания. Ли­митированное во времени, вторичное и несамостоятельное по­знание. Процес­с познания и обучения в совокупности ведут к учебному позна­нию, то есть к процессу научного познания.

Научное познание трактуется как общественно-исторический, а учебное — как индивидуально-пси­хологический процессы. По своей гносеологической сущности гуманитарное знание является разновидностью исторического знания. Исторические науки наделены следующими признаками: 1) Индивидуализация способа образования понятий, тогда как для естественных наук характерны - генерализация (действительность рассматривается с точки зрения общего, повторяющегося); 2) Аксиологичность и ценностность гуманитарного, исторического способа познания действительности. Они выявляют ценные, значимые с точки зрения общества события и явления; обладают монологической формой знания, где только один субъект - познающий и говорящий, то гуманитарные знания имеют диалогическую природу. Исследование строится на основе опроса и беседы, т.е. диалога; 3) Наделены эстетическими и эмоциональными компонентами, свойствами открытости, органичности, целостности, гибкости, способностью порождать «мыслеобразы».

Историко-педагогические знания входят в состав гуманитарного знания, обладают вышеперечисленными признаками и характеристиками. В нем синтезируются историческая и педагогическая проблематики, так как история образования занимает пограничное положение между двумя науками - историей и педагогикой, которые позволяют выяснить, знание и незнание в педагогике. История педагогики и образования создает научно-исторически обоснованную базу для прогнозирования в педагогике и выступает «экспериментальным полем» для педагогического познания. На основе того, что в пределах истории педагогики и образования педагогические феномены исследуются исторически, то в результате интеграции - уподобления, взаимопроникновения, ассимиляции исходных компонентов возникает новое синтетическое знание. Поэтому историко-педагогическое знание необходимо понимать как интегрированный вид знаний, который обладает признаками и педагогического и исторического знания.



Выделенные общие характеристики отражают сущность истории педагогики как науки, которая изучает состояние и развитие теории приращения нового: законы преемственности и новаторства, бережное отношение к лучшему в наследуемой культуре, ее приумножение и дальнейшее развитие в ходе практического осуществления того, чему она учит.

Учитывая, что историко-педагогическое знание в своем составе имеет как историческое, так и педагогическое знания, необходимо их разграничить. Историческое знание рассматривает явления в диахронии - в процессе своего становления, развития, а педагогическое знание анализирует те же явления в синхронии.

Историко-педагогическое знание как интегрированный вид знаний, который обладает признаками и педагогического, и исторического знания. Его отличают следующие черты принадлежность к гуманитарному знанию; антропонаправленность рассмотрение человека в качестве основной мировоззренческой категории; аксиологический характер - отражение образовательных ценностей различных исторических эпох; идеологичность - зависимость содержательного и оценочного компонентов знаний от существующего периода.

Для нашего исследования большой интерес представляет исследование А.Н. Ильясовой «Cтановление и развитие педагогической теории Казахстана (1900 - 1960 гг.)» (1997). В работе ученого охарактеризованы условия становления педагогической теории в республике, дана характеристика периодов развития педагогической теории в хронологии и динамике, а также особенности развития педагогической теории. Впервые определены и охарактеризованы основные направления развития педагогической теории, основанные на анализе научных изысканий ученых-педагогов 40-50-60-х годов. Дана их теоретическая оценка.

В исследовании А.Д. Кайдаровой «Становление и развитие содержания высшего педагогического образования в Республике Казахстан (1928-2005 гг.)» представлена авторская модель логики построения и исследования историко-структурного анализа развития содержания высшего педагогического образования в РК, даны теоретико-методологическое обоснование параметров анализа и проектирования содержания высшего педагогического образования, основные тенденции и этапы развития этого педагогического феномена. В исследовании ученого рассматривается содержание высшего педагогического образования как совокупность основополагающих идей, ценностей и приоритетов в рамках педагогических парадигм.

В докторском исследовании Арынгазина К.М. «Развитие педагогики путем совершенствования теоретико-методологической смысловой основы» Рассмотрены основные проблемы педагогики и системы образования, происхождение новых идей, ценностей и направлений. Выдвигаются новые парадигмы педагогического общения, раскрываются генетически исходные понятия, выявлены тенденции развития педагогической науки, которые способствуют раскрытию необходимости учета системно-смысловой и ценностно-профессиональной структурности материального мира.

В докторской диссертации Игибаевой А.К. «Генезис и тенденции развития системы образования в Казахстане (конец ХІХ- ХХ середина ХХ века)» выявлены теоретические и методологические проблемы в историографии системы образования Казахстана конца ХІХ- ХХ середина ХХ века, с позиции современного историко-педагогического мышления показаны становление и развитие образования в Казахстане, обоснована его периодизация, систематизировано знание о направлениях динамики образовательных процессов, тенденциях развития образовательных систем. Дается обоснование методологии истории образования, раскрываются сущностная характеристика историография истории образования и педагогики, даны периоды и этапы становления образовательной системы.

В исследовании Джанзаковой Ш.И. «Этнопедагогиканы жеке оқу пәні ретінде құрудың ғылыми негіздері» разработана структурно-содержательная модель этнопедагогики как самостоятельной учебной дисциплины, основанная на методологии соотношения научной и учебной дисциплины в философии и науковедении.

В этих работах наиболее целостно рассмотрены методологические, теоретические и концептуальные основы проблемы содержания педагогического образования, аккумулирован опыт создания новой учебной дисциплины, отслеживания генезиса развития педагогических теорий, концепций, идей, тенденций становления и совершествования историико-педагогического феномена, что безусловно явилось отправной точкой для систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана.

Недостаточно изучены такие историко-педагогические направления, как этнопедагогика, историография, национальная педагогическая мысль, история религиозной школы и воспитания и др. До сих пор не уделялось достаточного внимания их освещению в СМИ. Во многих исследованиях вопросы развития школьной системы были изложены вне общей периодизации.



Функции истории педагогики и образования заключаются: в анализе воспитательно-образовательных систем, отражающих специфические исторические, региональные и национальные особенности образовательных учреждений различных типов; в исследовании отношений между педагогической наукой и широко понимаемой социальной и педагогической практикой; в объективизации оценок анализа истории развития образования и педагогической науки, в переосмыслении исторических этапов, пройденных отечественной школой и педагогикой; интерпретации необходимости всемерного возвышения педагогического труда, опережающего развития системы педагогического образования; в анализе состояния и перспектив развития педагогических исследований, позволяющих реализовать не только описательные, объяснительные и диагностические, но и прогностические функции педагогической науки.

Историко-педагогическое знание многофункционально. Оно обладает описательной, объяснительной, экспертной, трансляционной, оценочной, образовательной, воспитательной, научно-познавательной, мировоззренческой ценностно-целевой, ценностно-смысловой функциями (Рисунок 1).

Сегодня значительное внимание уделяет­ся вопросу интеграции, обобщения, систематизации и конструирования образования. Содержание образования, являясь элементом педагогической системы, представляет собой систему знаний, умений, на­выков и способов, опыта творческой деятельности, ценностного отношения к человеку. В педагогике систематизация определяется как мыслительная дея­тельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в опреде­ленную систему на основе выбранного принципа. Система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учеб­ную информацию, средства педагогической коммуникации педагогов и обучающихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности.

Систематизация знаний способствует формированию структуры базовых понятий, историко-педагогического познания, которые используются в дальнейшей теоретической и практической деятельности.

Выделены следующие основные элементы систем знаний: а) научные факты, б) понятия, в)законы, г) теории, научные факты - понятия - законы - теории. В историко-педагогическом знании - историко-педагогические законы, теории, принципы, концепции, методы, факты, явления, процессы, категории понятия, термины.


Рисунок 1 – Характеристика историко-педагогического знания

При систематизации историко-педагогических знаний мы руководствовались утверждением науковедов о том, что системный подход в педагогике, то есть педагогическая системология означает педагогическую фактологию (факты-объекты истории педагогики), педагогическую феноменологию (сущностная характеристика фактов, явлений, процессов), педагогическую концептологию (концептуализация и систематизация фактов, явлений, процессов на основе определенных принципов), педагогическую конструктологию (структурирование и конструирование содержания учебной дисциплины на основе определенных принципов для реализации с помощью рациональной методики и технологии обучения). Систематизация историко-педагогических знаний осуществляется с помощью таких логических операций как анализ и синтез (выделяются явления и раскрывается связь между ними), сравнение (установление признаков, являющихся общими для сходных историко-педагогических явлений), обобщение (объединение однородных историко-педагогических явлений в одну группу на основе существенных признаков).

В систематизации и конструировании содержания истории и педагогики образования мы ориентировались на основные цели и приоритеты в историко-педагогическом образовании, профессионально-ориентированную концепцию, реализацию принципов государст­венной политики в сфере образования (ориентация на национальную культуру; отказ от идеологических догм и стереотипов; гуманизацию и гуманитаризацию содержания образования).

Вы­членены основные принципы систематизации и конструирования содержания истори­ко-педагогического образования: интеграция как ведущий принцип построения содержания образования, дифференциация, антропоцентризм, культурологический принцип, теоретизация исторических и социальных знаний, преемственность.

Конструирование выступает как метод поэтапного форми­рования содержания, способствующий совершать логическую мыслительную деятельность, синтез знаний. Конструирование содержания предусмат­ривает специфические педагогические средства, которые являются дейст­вующими механизмами построения знаний.

Конструирование содержания истории педагогики и образования предполагает следующее: 1) формирование историко-педагогического знания и его компонентов: объекты, факты, процессы и явления; упорядочение знаний, группируя понятия и устанавливая соподчиненность между ними; 2) поэтапное осуществление учебной деятельности: установка на построение содержания; 3) организация и развертывание разнообразных видов деятельности; 4) анализ достигнутых результатов и выдвижение новых перспектив.

Постановка и предварительное исследование проблемы систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана обнару­жили ее многогранность, сложность и недостаточную разработанность в тео­рии и практике образования.

Основными элементами систематизации научных знаний выступает: научные факты - понятия - законы – теории, которые находятся во взаимосвязи и находят отражение в содержании учебной дисци­плины. Систематизация знаний помогает установить причинно-следственные связи между изучаемыми фактами и понятиями. Раскрытие связей приводит к пониманию главного в педагогических фактах, объектах, явлени­ях и служит опорным моментом в познании ре­альной действительности и выступает своеобразным итогом ее познания. Условиями конструирования содержания историко-педагогических знаний определены: планирование в учебной дисциплине последовательных умственных и практических действий; осуществление взаимосвязи процесса обучения с личным опытом обучающихся; самостоятельного поиска и решения профессиональных задач на основе учебных моделей.

В процессе систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана в первую очередь необходимо решить проблему выбора и обоснования исходных методологических подходов. При этом на методологическом и теоретическом уровнях используются общие положения социогуманитарных наук, позволяющие обосновать исходные принципы, предпосылки научно-педагогической деятельности. История педагогики и образования в Казахстане как отрасль науки в качестве методологии рассматривает совокупность философских и общенаучных методов, ко­торые ориентированы на анализ особенностей образовательных структур и логики развития образования.

Методологический подход, как модель авторского видения, понимания и интерпретации явлений, фактов и событий в истории образования, осуществить целостный анализ исследуемых явлений и процессов. Он определяет ракурс понимания логики и этапов историко-педагогического процесса, регламентирует отбор и интерпре­тацию фактологического материала, закладывает аксиологические параметры оценки изучаемых фактов и явлений (рисунок 2)

Анализ историко-педагогического знания показывает, что оно основывается на полипарадигмальном подходе, интегрирующем культурологическую, аксиологическую, цивилизационную, синергетическую концепцию (таблица 1).

Каждый из базовых подходов в исследовании историко-педагогического процесса обладает специфическими возможностями концептуализировать и в системном виде оформить научные взгляды на историко-педагогическую действительность как слож­ную, находящуюся в нелинейном развитии, целостную социально-историческую реальность.

Системное их использование обеспечивает объективность и достоверность историко-педагогического знания усиливает их ценностно-смысловое и ценностно-содержательное наполнение.

Полипарадигмальный подход отражает основные измерения историко-педагогического процесса, фактов и явлений: а) собственно педагогическое измерение, фиксирующее качественную определенность историко-педагогического процесса и обращенность к внут­ренней логике его развития.

Данное измерение направлено на вычленение в массе педагогических фактов и феноменов системы устойчивых, качественно определяемых внутренних связей и свойств, группирует эти феномены и факты, осуществляет их сравнение, строит типологию;




Методологическая основа истории педагогики и образования Казахстана




Философское, социальное и общеисторическое обоснование субъектно-объектных отношений в историко-педагогическом познании с учетом раскрытия специфических механизмов обеспечения процесса движения образования: от идеи построения теории до практического применения




Методологические подходы

Культурологический

Аксиологический

Цивилизационный

Системный

Гносеологический

Инновационный

Методологические принципы



Методы истории педагогики и образования Казахстана

историзм

Единство логического и исторического

объективность

системность

Нелинейность процессов развития

комплексность

Полипарадигмальный


общенаучные

Методы педагогического исследования

Методы исторического

исследования



ретроспективный

историко-генетический

историко-сравнительный

историко-системный

историко-типологический




Методика историко-педагогического исследования

Рисунок 2 – Методология и методы истории педагогики и образования Казахстана


б) антропологическое измерение, обращено к человеку как субъекту и объекту педагогической деятельности, позволяющее проследить, каким образом в различ­ных исторических обстоятельствах осмысливались и решались вопросы образования и воспитания, духовное становление качеств человека; в) социокультурное измерение, обращено к общест­венным предпосылкам и обстоятельствам исторического развития образова­ния и историко-педагогического знания. Культурологический, аксиологический, цивилизационный подходы раскрывают эти измерения и обеспечивают наполнение педа­гогической теории и практики социокультурным смысловым и ценностным содержанием.
Таблица 1 – Характеристика проецирования методологических подходов к систематизации и конструированию содержания истории педагогики и образования Казахстана


Подходы

Сущность

Трансформация подходов на систематизацию и структурирование содержания истории педагогики и образования

Культурологический

Изучает педагогические факты и явления на общекультурном фоне в русле интеграции педагогики и культуры. Определяет системообразующие признаки культуры и стратегию образования с ориентацией на эти признаки.

Помогает выявлять связи изучаемых явлений с настоящим и будущим и таким образом осуществить прогностическую функцию исследования, поднимает уровень объективности полученных данных.

Аксиологический

Совокупность ценностных ориентаций на уровне общества в целом и дает возможность видеть общую его направленность. На личностно-смысловом уровне помогает раскрыть значение этой категории для анализа явлений конкретной педагогической реальности

В историко-педагогических исследованиях позволяет рассматривать проблемы образования и воспитания с позиций гуманизации педагогического процесса.

Цивилизационный

Позволяет анализировать педагогические явления разных эпох в сравнительно-сопоставительном плане.


Способствует рассмотрению историко-педагогического процесса с учетом специфики социальных и культурных образцов казахстанского общества.

Синергетический

Логика самоорганизации, саморазвития, существования, закономерности развития, актуализации внутренних духовных резервов.

Помогает последовательно систематизировать историко-педагогические знания

Полипарадигмальный

Изучать педагогические явления и процессы многовекторно с позиций разных парадигм.


Дает возможность как дифференциации, так систематизации и интеграции знаний в содержании дисциплины



При систематизации и обобщении стало возможным выделить глав­ные структурные элементы новых знаний и обобщить позиции исследователей в области истории педагогики и образования. Научно-практическая ценность обобщения и систематизации результатов историко-педагогических исследований заключается в возможности использования полученных результатов в преподавании не только истории педагогики и образования Казахстана, но и других дисциплин педагогического цикла.

Проблема конструирования учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана» предполагает:

1) использование моделирования в процессе систематизации знаний об историко-педагогических фактах, процессах и явлениях;

2) упорядочение знаний и установление соподчиненности между ними;

3) прогнозирование приоритетных направлений исследований.

Самостоятельность любой науки, в том числе, истории педагогики и образования определяется наличием собственного предмета исследования и методологии, служащей надежным инструментом обеспечения её непре­рывного, восходящего генезиса. Изучение истории педагогики и образования Казахстана, позволяет рассматривать в ретроспективе различные педагогические течения, школы, теории деятельности и педагогическое наследие выдающихся педагогов прошлого.

Систематизация и конструирование содержания интегрированной учебной дисциплины имеет теоретическое и практическое значение. На основе анализа большого количества источников мы систематизировали фонд теоретических положений в области истории педагогики и образования Казахстана (таблица 2).
Таблица 2 – Фонд теоретических положений в области истории педагогики и образования Казахстана (направления, результаты, идеи)

Направления исследований


Результаты исследования



Основные идеи, вошедшие в содержание дисциплины «История педагогики и образования Казахстана»

1

2

3

История стано-вления и разв-ития системы образования в разные пер/ды

Осуществлен анализ особенностей становления и тенденций развития системы образования в Казахстане в разные периоды исторического развития общества; определены пути совершенствования образовательной деятельности. Расширена фактологическая база исследования.

Тенденции становления и развития системы образования в различные периоды, периодизация системы образования

Педагогические идеи персоналий

Раскрывается сущность просветительских и педагогических идей мыслителей, просветителей и педагогов казахского народа в разные периоды; представлены в системе и генезисе наиболее важные выводы и концептуальные положения их идей по обеспечению качества обучения и воспитания; определено их место в педагогической науке; раскрывается ретроспективное применение их идей в практике образовательно-воспитательной деятельности. Изучено педагогическое наследие.

Просветительские, научно-педагогические идеи и деятельность персоналий, пути применения их достижений в современных условиях

История развития учебно-воспитательных учреждений

Определены условия становления и развития разных типов образовательных учреждений в Казахстане; определено место образовательных учреждений в социокультурной реальности; раскрыты роль и место каждого из них в общей системе образования; осмыслен теоретический и практический позитивный опыт; охарактеризованы потенциальные возможности отечественного опыта по повышению эффективности и качества образовательного процесса.

Становление и развитие учебно-воспитательных учреждений и их положительный опыт для трансформации с учетом требований современности

Продолжение таблицы 2

1

2

3

История профессиональной подготовки педагогических кадров в республике

Выявлены теоретические и практические основы подготовки специалистов; педагогические условия и закономерности оптимального построения сети школ и рационального их размещения; различные типы учебной деятельности; результаты деятельности учреждений разного типа; определены периоды их становления и развития.

Исторический опыт, основные принципы и функции деятельности системы подготовки кадров. Вычленение методической работы как составной части непрерывного образования, организационных форм и методов обуч.

История развития содержания образования

Раскрыты в историческом аспекте идеи интеграции и дифференциации обучения, система обучения учащихся грамоте, звуковая и звукобуквенная модель обучения, принципы обучения и их роль в разработке содержания учебников, показаны особенности изучения родного языка в школе.

Тенденции развития содержания образования в Казахстане

История становления педагогической науки в Казахстане

Теоретико-методологические основы казахской этнопедагогики; разработаны категориальный аппарат этнопедагогики; определена методологическая основа содержания педагогического образования; методологические основы периодизации содержания педагогического образования. Активизировалась разработка методологических проблем истории педагогики, начата источниковедческая работа, введены в научный оборот новые историко-педагогические источники.

Понятие «этнопедагогика», методологические основы этнопедагогики, содержание педагогического образования в Казахстане

История развития образования в регионах Казахстана

Раскрыты особенности исторического развития образования в разных регионах Казахстана, рассматривались отдельные направления обучения и воспитания в регионах.

История становлении и развития системы образования в регионах республики, а также просветительские и педагогические идеи региональных персоналий

История просветительской и педагогической деятельности в Казахстане

Историко-педагогические условия формирования культурно-просветительской деятельности и активной позиции ученичества.



Научные школы в Казахстане и их основные концепции, теории и опыт

История развития теории воспитания и обучения в Казахстане

В историко-педагогическом аспекте дана сущностная характеристика учебно-воспитательного процесса; описана область деятельности педагогов; осмыслено структурирование и обновление содержания образования в разных типах образовательных учреждений; разработаны концептуальные основы подготовки и переподготовки учительских кадров; теоретически осмыслен позитивный опыт органов ученического самоуправления; охарактеризованы наиболее значимые формы их организации; раскрыты научные подходы и принципы организации обучения и воспитания на различных этапах развития системы образования Казахстана; выявлены и обоснованы педагогические условия повышения их эффективности.

Характеристика учебно-воспитательного процесса в организациях образования Казахстана, описание форм организации обучения, педагогических условия повышения эффективности обучения и воспитания



Вместе с тем, в истории педагогики и образования Казахстана продолжают оставаться «белые пятна». До настоящего времени практически не удавалось целостно изложить приоритетные направления исследований историко-педагогического характера. Систематизация научного историко-педагогического знания как определенной целостности позволила наполнить его особым ценностно-смысловым содержанием.

Конструирование содержания учебной дисциплины предполагает вы­членение основных принципов отбора и конструирования содержания истори­ко-педагогического образования:

-принцип интеграции как ведущий принцип построения содержания. Необходимость интеграции знаний обусловлена и современной тенденцией поиска взаимосвязей различных областей знания между собой и их взаимосвязи с культурой в целом;

- принцип дифференцированности (изучение персоналий, истории школ, ис­тории становления и развития педагогических дисци­плин и т. д.), позволяет составить целостный взгляд на историю педагогики и образования;

-принцип антропоцентризма ( человекоцентризма) обеспечивает обращенность к миру ма­териальной и духовной жизни человека в разные исторические эпохи;

-культурологический принцип отбора и конструирования историко-педагогического материала способствует общей ориента­ции в культуре, то есть формированию общей и педагогической культуры субъектов познания;

-принцип теоретизации историко-педагогических и социальных знаний характеризует связь между ис­торико-педагогическими фактами, показывает взаимосвязь социальных и педагогических явлений.

Отбор, систематизация и конструирование содержания учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана» строились с учетом системы иерархически взаимосвязанных принципов: природосообразности, социосообразности, культуросообразности.

Мы учитывали, что рост научного знания осуществляется двумя наиболее известными путями: кумулятивным и антикумулятивным. Первый подход - кумулятивный (от лат. cumaula - увеличение, скопле­ние).



страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4

Смотрите также: