Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:

 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4

С точки зрения развития научного знания в истории человечества - это идея накопления, создания «библиотеки», свода всеобщей мудрости. Роль кумулятивного подхода в развитии науки довольно значительна. В процессе кумуляции путем накопления фак­тов, теории, методов, создаются база научных данных.

Антикумулятивизм, напротив, означает смену парадигм различных теорий и методов, между которыми нет логической и содержательной преемственности.

Проектирование содержания дисциплины «История педагогики и образования Казахстана» осуществлялось некумулятивно, т.е. не по пути простого воспроизведения образовательного «проекта» прошлого, а через установление соотношения прошлого и настоящего в теории и практике воспитания и обучения, определение его природы, механизмов и возможностей с позиций современных концептуальных подходов.

В процессе построения теоретической модели дисциплины «История педагогики и образования Казахстана» мы изучили рассматриваемые данной отраслью педагогической науки проблемы ранжирования структур «Истории педагогики и образования Казахстана» по масштабу их объектов, рассматриваемых проблем и выполняемые функции.

История педагогики и образования Казахстана была обоснована как:

1) отрасль педагогической науки - это деятельность людей по производству научно-педагогических знаний; результат этой деятельности - совокупность новых знаний, образующих «научную картину» развития историко-педагогических явлений, процессов; научная (учебная) дисциплина, изучающая систему образования, явления и процессы.

2) дисциплинарная модель, имеющая объект, предмет, цели, функции, деятельность и результат;

3) отрасль историко-педагогической науки производящая историко-педагогическое знание с новым содержательным наполнением;

4) исследовательская программа, направленная на изучение истории образования и педагогической мысли, теории, концепции, которые выполняют прогностическую функцию;

5) научно-педагогическое знание как результат научной деятельности, играющий аксиологическую, прогностическую, синергетическую, системообразующую, дифференцирующую и интегрирующую роли;

6) учебная дисциплина, трансформирующая научное знание в учебное.

Таким образом, история педагогики и образования Казахстана, с одной стороны, имеет межнаучный и комплексный статус, с другой - является отраслью педагогической науки.

Для понимания истории педагогики и образования Казахстана важными являются, во-первых, представление о педагогических феноменах прошло­го как неотъемлемых составных частях развивающихся социокультурных традиций, что обусловливает их историческую вариативность, многообразие и динамику. Во-вторых, представление об универсаль­ных антропологических основаниях постановки и решения проблем образования, позволяет соотносить педагогические феномены с единой для всех эпох и культур природой человека. История педагогики и образования Казахстана рассматривалась нами как: а) история постановки и решения проблем воспитания и обучения; б) критерий достоверности историко-педагогического знания; в) история накопления опыта образования и приращения педагогического знания; г) история становления и трансформации традиций образования; д) диалог педагогических культур, подходов, концепций, мнений; е) драма идей и судеб ее участников.

Эти положения нашли отражение в теоретической модели «История педагогики и образования Казахстана» как научной дисциплины. При создании данной модели мы опирались на фундаментальные положения концепции Ж.У. Алиева по построению общедисциплинарной модели научной дисциплины (рисунок 4).

Исходным элементом интегральной предметной модели данной научной дисциплины выступает ее субъект. Историк педагогической науки не только изображает, реконструиру­ет, описывает и оценивает, он еще и отражает тот или иной процесс в истории образования, наделяет его свойствами конкретности и эмоциональной насыщенности. Поэтому историко-педагогическое описание всегда имеет субъективную форму и основывается на критическом анализе историко-педагогических источников в целях установления объективной историко-научной истины. Субъект истории педагогической науки рассматривается многогранно:

Рисунок 4 - Теоретическая модель «История педагогики и образования Казахстана» как научной дисциплины.


формальный и неформальный. Объект истории педагогики и образования включает в себя "объект познания", "объект исследования", "объект изучения", "объект знания".

Понятие же "объект изучения"-это само знание, где требуется установление закономерностей, педагогических фактов и явлений, истин, т.е. конечная цель исследователя истории педагогической науки. "Объект знания" - объективные события и явления, ситуации, процессы, к которым относится само историко-педагогическое знание. Понятие «предмет», является как "исходным, так и конечным пунктом" научной дисци­плины. Предмет- результат или продукт деятельности субъекта научной дисциплины, изучаемый под определенным «углом зрения». Природу истории педагогики и образования Казахстана, ее место в системе научного знания на сущностном уров­не определяет связь ее предмета с предметом педагогики, которому она дает последовательное историческое отражение.В структуре предмета исторической науки выделяют два основных компонента: во-первых, исторические факты, во-вторых, средства выражения. Место факта в предмете исторической науки понималось по-разному.

Его определяли и как эквивалент всего предмета науки, и лишь как элемент этой системы. Ее предмет состоит, прежде всего, в интеграции достижений гражданской истории и научной педагогики, в изучении многовековой истории мировой и отечественной образовательной мысли и практики. Она должна превратиться из суммы эмпирических суждений в науку.

Отечественная история педагогики и образования не­редко утрачивала позитивные педагогические идеи, которые позже возрождались в ином виде. Обретая собственно-предметное самоопределение, предмет научной дисциплины дает отличительную характеристику данной научной дисциплины. Следовательно, предмет, субъект, объект диалектически взаимообусловлены.

Следующей категориальной единицей научной дисциплины является метод. История педагогики и образования использует следующие методы: общенаучные – применяемые во всех науках: логический, исторический, системно-структурный и функциональный анализ. Методы исторического исследования: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, ретроспективный. Методы педагогического исследования: анализ документов, моделирование, системный анализ, статистические методы.

В систему понятий, раскрывающих структуру предмета любой дисциплины, входит понятие "проблема". Научные проблемы истории педагогики и образования Казахстана по дисциплинарному признаку можно разделить на монодисциплинарные (внутри самой научной дисциплины), бидисциплинарные (на стыке двух наук), полидисциплинарные (на стыке многих групп наук). Полипарадигмальность истории и педагогики и образования усиливает важность и перспективность междисциплинарных проблем, которые носят комплексно-научный характер.

Выяснение методологических проблем истории педагогики и образования Казахстана объясняется потребностью в построении методологической основы историко-педагогического исследования, в целостном осмыслении истории образования и педагогической науки. Расширение поля исследований в области педагогики и образования, направленных на воспроизведение в научном познании общего хода его развития, обусловливает разработку проблем источниковедения и историографии. Широкая ис­точниковедческая база, призвана помочь педагогу глубже понять методологические и теоретические задачи истории педагогики и образования Изучение источников по истории педагогики и образования, отражающих факты и реалии непрерывного развития институтов образования, и педагогической теории, базируется на общих и методологических принципах исторического источниковедения. Разработка научного статуса источниковедения позволяет более основательно выполнять современные историко-педагогические исследования. Источниковедение истории педагогики и образования Казахстана как самостоятельную отрасль педагогической науки, изучающую закономерности воз­никновения, развития и функционирования историко-педагогических источников с целью реконструкции прошлого педагогической науки и образования для более объективного понимания его состояния и тенденций ее разви­тия (рисунок 4).



Рисунок 4 – Источники историко-педагогического знания


Важной исследовательской задачей источниковедения является классификация источников. В истории педагогики и образования Казахстана правомерно выделить следующие типы источников: письменные, вещественные и устные. К письменным источникам относятся сообщения авторов, над­писи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних мыслителей, писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны жизни общества.

Одной из методологических проблем истории образования Казахстана является проблема историографии. Историография дает исследователю понимание современного состояния науки в освещенном круге вопросов, тем самым повышая качество и результативность дальнейших конкретно-исторических исследований. Следовательно, историография выступает как один из рычагов повышения качества и эффективности осмысления история педагогики и образования Казахстана (рисунок 5).

Историография будет базироваться на результатах предшествующего развития науки и, опираясь на них, двигаться дальше. Понимание связи историогра­фии с науковедением расширяет область проблем исто­риографии истории педагогики образования Казахстана и повышает об­щий исследовательский интерес к ее пробле­матике. Главным основанием для постановки вопроса о предмете историографии истории образования Казахстана является выявление объективных оснований для построения ее хронологии и периодизации.

Методологичность проблемы периодизации заключается в том, что она помогает выявить и осмыслить внутренние закономерности процессов и явлений, дает возможность научного обобщения и обеспечивает их подлинность. Периодизация историко-педагогической науки и образования не­отрывна от общей периодизации истории. На современном этапе в методологии истории педагогики уже признано, что попытки выведения периодизации историко-педагогического процесса напрямую из периодизации гражданской истории оказались непродуктивными. Но для достоверного описания историко-педагогических явлений, истоков историко-педагогических мыслей и духовности, необходимо рассмотреть варианты поиска общеисторической периодизации.


Рисунок 5 – Историография истории педагогики и образования Казахстана


В рассмотрении периодизации развития отечественной педагогической науки и образования были использованы разные подходы. В условиях суверенного Казахстана изменение государственной политики в области образования, законодательно дало возможность отойти от единообразного подхода в воспитании, свойственного советскому периоду. Перемены последних лет, выдвинули на первый план культурологический и цивилизационный подходы в изучении периодизации истории педагогики и образования в Казахстане.

С учетом новых историко-культурных реалий мы попытались дать следующую периодизацию истории педагогики и образования Казахстана:

1. Тюркский период (VI- ХIV века). Период памятников педагогической литературы на территории Казахстана.

2. Средневековый период, который охватывает XV-XVII века. Казахские акыны и жырау.

3. Период пребывания в составе Российской империи (XVIII – вторая. пол XIX в.в.). Период зарождения научной педагогической мысли и системы образования в Казахстане.

4. Советский период - ХХ век. (1917-1990). Период совершенствования педагогической науки и системы образования Казахстана

5.Период суверенного Казахстана. Конец ХХ века и по настоящее время.

Такой подход к периодизации истории педагогики и образования Казахстана позволяет реально оценить историко-педагогические и образовательные процессы и явления, осознать их ценностно-смысловое содержание и усилить, практическую ориентацию историко-педагогических знаний, а также создает предпосылки для определения содержания учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана».

В разработке содержания истории педагогики и образования Казахстана как научного знания вопрос о систематизации и упорядочивании понятийно-терминологического аппарата педагогики приобрел статус самостоятельной методологической про­блемы. Острая потребность в понятийно-терминологической системе (глоссарий) объясняется, прежде всего, тем, что история педагогики и образования Казахстана впервые выдвигается как самостоятельное научное знание и отрасль науки. Основными факторами, определяющими актуальность становления и развития понятийно-терминологического ап­парата истории педагогики и образования Казахстана, являются следующие:


  • необходимость упорядочения понятийно-терминологического аппарата педагогических дисциплин по истории становления и разви­тия;

  • необходимость раскрытия и теоретического обоснования процесса разработки словарей, отражающих историю становления и развития понятийно-терминологического аппарата педагогических дисциплин;

  • помощь студентам педагогических специальностей в подготовке к профессиональной деятельности.

Функция это реализация на деле предмета научной дисциплины, т.е. способ существования и обнаружения предмета. Функцией истории образования Казахстана является объективное научно-историческое изучение и характеристики компонентного состава целостного историко-педагогического процесса. Многофункциональность предмета истории педагогики и образования Казахстана предполагает следующие функциональные направления: теоретико-познавательная (гносеологическая), социальная и аксиологическая, доказательная и критериальная, праксеологическая, воспитательная. Теоретико-познавательная функция связана с хранением и воспроизводством разностороннего теоретико-педагогического и этнопедагогического эмпирического наследия, содержащегося в истории педагогики. Эвристиче­ская и прогностическая функции предусматривают совершенствование методологии и методов исследования, расширение источниковедческой базы, инструментально технических средств исследования. Это обеспечивает уточ­нение, расширение и углубление историко-педагогических знаний, выведение их на более высокий научный уровень. Прогно­стическая функция базируется на объективной закономерности детерминации будущего настоящим и прошлым. Социальная и аксиологическая функции аккумулируют и обобщают накопленные предыдущими поколениями педагогов научные и практи­ческие знания, как в прошлом, так и в настоящем. Доказательная и критериальная функции используются в качестве реальной, действительной аргументации при исследовании и обосновании современных педаго­гических явлений, а также при обобщениях и выводах. Воспитательная функция подчеркивает значимость историко-культурных, этнопедагогических, историко-педагогических, духовно-нравственных традиции и уроков прошлого, зафиксированных в историко-педагогическом наследии и научных знаниях, широко используемых в педагогической науке (см. рисунок 2).

Завершающим этапом предметной модели дисциплины является конечный результат. Результат дисциплины - показатель эффективности ее применения в профессиональной подготовке педагогов.

В существующей образовательной системе подготовки педагогов национальная составляющая содержания историко-педагогического знания по истории педагогики и образованию слабо представлена в профессиональной педагогической подготовке:

1. недостаточно систематизированы историко-педагогические знания в области истории образования и педагогики Казахстана;

2. историко-педагогические знания носят фрагментарный характер, отсюда их декларативность и недостаточное применение на практике для решения профессиональных задач;

3. существуют противоречия между необходимостью осознания современной педагогической теории в связи с историей отечественного педагогического знания и отсутствием учебно-методической системы его включения в профессиональную педагогическую подготовку;

4. состояние содержания историко-педагогических знаний в Казахстане свидетельствует об актуальности исследуемой проблемы, необходимости систематизации отечественных историко-педагогических знаний и конструирования специальной дисциплины по истории педагогики и образования Казахстана.

В целях трансформации теоретической модели научной дисциплины в учебную дисциплину была подготовлена Концепция разработки механизма систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана.



Задачи Концепции:

- выработать основные принципы и методы систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана;

-разработать структурно-логическую модель содержания истории педагогики и образования;

-обосновать структуру учебно-методического обеспечения дисциплины.

Концепция включает в себя следующие разделы:

1. Реальное состояние содержания истории педагогики и образования Казахстана.

2. Принципы и методы систематизации содержания истории педагогики и образования Казахстана.

3. Структурно-логическая модель содержания истории педагогики и образования;

4. Учебно-методическое обеспечение процесса обучения дисциплине «История педагогики и образования Казахстана».

5. Этапы и результаты реализации концепции

Согласно действующему стандарту высшего педагогического образования историко-педагогическое знание преимущественно сосредоточено в учебной дисциплине бакалавриата «История педагогики». Однако освоение будущими учителями историко-педагогического знания характеризуется рядом недостатков. Традиционный способ организации усвоения историко-педагогического знания предусматривает изучение истории педагогики и образования в качестве пропедевтического, вводного материала перед изучением основных педагогических дисциплин. Существенно затрудняет практическую реализацию всего многообразия его функций. Содержание учебной дисциплины разворачивается в довольно узкой событийно-хронологической последовательности, зачастую не обеспечивающей синхронность в изложении педагогического прошлого государства и других стран. Историко-педагогическое знание, как правило, излагается фрагментарно, по персоналиям, в связи с этим оно практически ограничивается изучением наследия трех выдающихся просветителей казахского народа – Ш. Уалиханова, Ы. Алтынсарина и А. Кунанбаева. Их взгляды и просветительская деятельность представляются односторонне, преимущественно в контексте приверженности идее сближения казахского народа с Россией.

При организации усвоения будущими педагогами учебного материала основной акцент делается на необходимость запоминания историко-педагогических фактов, событий, т.е. не уделяется должного внимания осмыслению сущности изучаемых явлений и процессов. Это снижает эффективность потенциала историко-педагогических знаний для понимания будущими педагогами состояния педагогической реальности.

История педагогики как история научных исследований по проблемам образования охватывает развитие просветительских и педагогических идей, мыслей, взглядов, воззрений педагогического наследия просветителей ученых, видных деятелей образования. Но наряду с этим всегда существовала реальная история конкретных образовательных систем, организаций, образовательных учреждений. Однако до настоящего времени продолжает сохраняться изолированное рассмотрение понятий «история образования» и «история педагогики», о чем свидетельствует дисциплинарное оформление в основном истории научной мысли.

Систематизация и конструирование содержания истории педагогики и образования Казахстана основаны на идее разработки содержания образования, на теоретических положениях о научных знаниях и на исходных принципах подготовки к педагогической деятельности. В современных условиях в Казахстане возникли реальные предпосылки для создания целостной научной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана» и ее трансформации в соответствующую учебную дисциплину. Накоплен значительный фонд научных знаний по истории педагогики и образования Казахстана.

Структурно-логическая модель содержания истории педагогики и образования состоит из 6-ти основных разделов, где систематизированы материалы, охватывающие интеграцию знаний по истории педагогики и образования Казахстана. Включены знания по методологии истории педагогики и образования Казахстана, а также по истории развития педагогической науки и уровней образовательных структур. Включены учебные материалы начиная с тюркского периода (VI-IVв.в) по настоящее время, содержащие как педагогические персоналии, а также научные школы педагогической науки и образования Казахстана.

Система учебно-методического обеспечения процесса обучения дисциплине «Истории педагогики и образования Казахстана» предусматривает включение в его состав: учебную программу «История педагогики и образования Казахстана», учебник «История педагогики и образования Казахстана», учебные пособия для преподавателей и студентов, учебные словари, справочники.

С целью реализации концепции нами были разработана теоретическая и структурно-логическая модель дисциплины истории педагогики и образования (рисунок 5).

Систематизирован теоретический фонд исследований по истории педагогики и образования Казахстана. Подготовлены учебная программа «История педагогики и образования Казахстана», учебники «История педагогики и образования Казахстана» на русском и казахском языках, определены перспективы исследования проблемы для дальнейшей разработки содержания истории педагогики и образования Казахстана. Результаты теоретического поиска апробированы в ходе опытно-педагогической работы по реализации содержания учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана» в процессе подготовки студентов педагогических вузов республики.

Учебно-методическое обеспечение «Истории педагогики и образования Казахстана» как самостоятельной учебной дисциплины соответствует требованиям к образовательно-профессиональным программам. Учебно-методическое обеспечение отражает целостность историко-педагогического знания, учитывает специфику профессиональной подготовки, теории и практики педагогики и образования, а также содержит необходимый педагогу и студенту учебный материал.

Разработанный учебно-методический комплекс включает: учебную программу «История педагогики и образования Казахстана», учебные пособия «История педагогики и образования Казахстана» и «Қазақстандағы педагогика және білім тарихы», аналитический сборник «Диссертации по проблемам истории педагогики и образования Казахстана». Совокупность программ, учебных пособий, дидактических материалов достаточно полно характеризует цели и задачи обучения разрабатываемой дисциплине. Идеи, методы способствуют осмыслению историко-педагогических знаний и применению их в практической деятельности.

Анализируя знания в развитии воспитания и образования, история педагогики и образования Казахстана формирует не только общую мировоз­зренческую и педагогическую, но и национальную культуру человека. Обраще­ние к истории отечественных педагогических учений позволяет уяснить ход и результаты взаимодействия общества и пе­дагогики. Возникают систематические представления, каков механизм педагогических ответов на веяния време­ни, как воспитание и обучение закрепляют приобретаемые национальные культурные ценности. Формируются убеждения, что педагогика, является если не единственным, то очень важным двигателем культурной и общественной эволюции.


Учебная дисциплина

«История педагогики и образования Казахстана»


Разделы

Методологические основы


Тюркский период

VI – IVв.в

Период развития казахских акынов и жырау (XV – пер. половина XIXв.в.)

Период зарождения просветительских и педагогических идей в Казахстане

Советский период

1917 – 1990г.г.



Структура

Главы

Параграфы


Предмет, цели и задачи; .методологические подходы, принципы и методы исследования; историко-педагогический факт, явление и процесс; проблемы периодизации, источниковедения, историографии, категориально-терминологического аппарата,





История педагогики и образования как отрасль науки

Методологические проблемы истории педагогики и образования Казахстана







Памятники педагогической литературы территории

Казахстана VI – IVв.в







Система образования и просвещения Средневекового Казахстана, педагогические памятники тюркского периода VI-VIII-XIV в.в. Орхон – енисейские памятники (VI-VIII в.в.) Коркыт-ата, аль-Фараби, Жусуп Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки Ходжа Ахмед Ясави и др.

Система образования и просвещения XV – первая половина XIXв.в.




Асан кайгы Мухаммед Хайдар Дулати Жиембет Бартогаш – улы Шалкииз Тленши – улы, Актамберды – жырау Сары улы, Бухар – жырау Калкаманулы, Шал акын, Махамбет Утемисулы, Дулат Бабатайулы и др.



Педагогические идеи и зарождение научно-педагогической мысли во второй половине XIX в. – начала XX в.



Система просвещения и образования Казахстана во второй половине XIX в. – начала XXв. Ш.Уалиханов Ы.Алтынсарин А.Кунанбаев Ш. Кудабердыулы С.Торайгыров и др.


Развитие педагогической науки и школ Казахстана до Великой отечественной войны и во время ВОВ





А.Байтурсынов, М. Дулатов, М.Жумабаев, Ж.Аймауытов, Х. Досмухамедов, М. Шокай Н.Кулжанова, и др.



Развитие педагогической науки и образования Казахстана после Великой отечественной войны до 1991 г




С.Кобеев, С Асфандияров, Р.Лемберг, А.Сембаев, Т.Т. Тажибаев, К.Бержанов, А.Ситдыков, М. Габдуллин и др.

Современный период

с 1991 по настоящее время

Вопросы истории педагогики; содержание общего среднего и высшего педагогического образования; проблемы подготовки педагогических кадров; народная и этническая педагогика профессиональная педагогика, повышение квалификации педагогических кадров, сравнительная педагогика и др.



Научные школы в Казахстане по проблемам педагогики и образования и их представители. Персоналии.

«История педагогики и образования Казахстана» как учебная дисциплина

Рисунок 5 - Структурно-логическая модель учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана»

Этот подход был отражен нами в содержании подготовки будущих педагогов. Опытно-педагогическая работа проходила на базе четырех вузов республики: Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, Евразийского гуманитарного института (г. Астана), Аркалыкского государственного педагогического института имени Ы. Алтынсарина и Жезказганского университета имени А.О. Байконурова. В опытно-педагогической работе участвовали студенты и педагоги. Объектом опытно-педагогической работы явился специально организованный процесс усвоения студентами педагогических специальностей историко-педагогических знаний с новым содержательным наполнением в области «Истории педагогики и образования Казахстана» как самостоятельной учебной дисциплины.

Целью опытно-педагогической работы является разработка и проверка ценностного содержания «Истории педагогики и образования Казахстана» как самостоятельной учебной дисциплины.

Опытно-педагогическая работа состояла из трех этапов. На первом этапе была проведена диагностическая работа, задачей которой было выявление уровня сформированности у будущих педагогов умения решать учебно-профессиональные задачи на основе ценностно-смыслового опыта.

Второй этап – реализация учебной программы «Истории педагогики и образования Казахстана». Задача данного этапа заключалась в организации усвоения историко-педагогических знаний в процессе изучения «Истории педагогики и образования Казахстана». Определялись и уровни сформированности историко-педагогического знания студентов, ориентированного на применение историко-педагогических знаний в области истории педагогики и образования Казахстана в будущей профессиональной педагогической деятельности.

Третий этап опытно-педагогической работы посвящен определению усвоения ценностного содержания историко-педагогических знаний студентов.

В ходе опытно-педагогической работы были использованы методы наблюдения и анализа лекций и практических занятий; анкетирование студентов, участвующих в данной работе; проведение контрольных занятий, тестирование и изучение результатов самостоятельных работ.

В качестве критериев сформированности у будущих педагогов умения решать учебно-профессиональные задачи на основе ценностной ориентации были предложены следующие умения:

-устанавливать причинно-следственные связи всех компонентов сферы образования в Казахстане на разных этапах общественного развития;

- систематизировать историко-педагогические публикации;

-самостоятельно анализировать и критически оценивать философские и педагогические источники, относящиеся к истории педагогики и образования Казахстана;

-ориентироваться в многообразии ретроспективных моделей образования с целью выявления их демократической и гуманистической направленности;

-отстаивать личностную позицию в усвоении знаний, формирующую педагогическую «Я-концепцию».

Основным показателем ценностного критерия является отношение личности будущего педагога к профессиональной деятельности, то есть направленность ее отношений. Когнитивный критерий был направлен на выявление уровня решения учебно-профессиональных задач, определяющих не только ценностные отношения, но и знания. В структуре функциональной педагогической деятельности историко-педагогические знания характеризуются оперативностью, востребованностью, действенностью. Большое значение имеют умение оперировать знанием и применять его при решении педагогических ситуаций. Основополагающим критерием готовности знания к применению являются профессиональные убеждения, которые основываются на собственных познаниях, твердой уверенности в их истинности и общественной значимости и выступают в качестве движущей силы профессиональной педагогической деятельности.

Деятельностный критерий проявляется через самостоятельное применение теоретических знаний для решения конкретных учебно-профессиональных задач, рефлексивно-оценочный показатель - в способности к самоанализу и самооценке будущих педагогов.

Описанные критерии и показатели умений решать учебно-профессиональные задачи. ( таблице 3 )
Таблица 3 – Критерии и показатели сформированности у студентов историко-педагогических знаний


Критерии

Показатели

Ценностный

- Ценностные личностные и профессиональные качества и мировоззрение будущего педагога.

- Интеграция личностных и профессиональных качеств будущих педагогов.

- Ценностное отношение к профессии.


Когнитивный

- Овладение историко-педагогическими знаниями.

- Умение оперировать историко-педагогическими знаниями и применять их при решении учебно-профессиональных задач.

-Овладение профессиональными убеждениями, которые выступают в качестве средства профессионально-педагогической деятельности.


Деятельностный

-Самостоятельное применение теоретических знаний для решения конкретных учебно-профессиональных задач.

-Способность к организации самоанализа и самооценки будущими педагогами.


Проведена диагностическая работа, основной задачей которой было выявление исходного уровня усвоения содержания историко-педагогического знания, и их умения решать учебно-профессиональные задачи, обращенность будущих учителей к отечественному историко-педагогическому материалу. Другой важной задачей диагностического этапа было исследование проблемы изучения историко-педагогического знания в профессионально-педагогической подготовке, анализ отношении преподавателей и студентов к проблеме использования историко-педагогического знания и обобщение опыта преподавателей, использующих в своей работе историко-педагогическое знание.

В рамках опытно-педагогической было проведено анкетирование студентов и преподавателей кафедры педагогики Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, Аркалыкского государственного педагогического института имени И. Алтынсарина, Жезказганского университета имени О.А. Байконурова.

На начальном этапе диагностической работы изучено ценностно-целевое и ценностно-ориентационное содержание историко-педагогического знания у будущих учителей и их использование в решении учебно-профессиональных задач в процессе изучения курсов «История педагогики» и «История образования и педагогической мысли». Эти дисциплины входят в инвариантную часть учебных планов профессиональной подготовки по педагогическим специальностям. Программой данных учебных дисциплин предусматривалось изучение истории педагогики и образования России и зарубежной педагогики, а также истории педагогики Казахстана.

В качестве респондентов приняли участие 350 студентов - высших педагогических учебных заведений городов Астана, Аркалык, Жезказган. Все студенты прослушали вышеобозначенные учебные курсы, следовательно, получили объективную картину ценностно-целевого и ценностно-ориентационного содержания историко-педагогических знаний студентов.

Для определения содержательного наполнения историко-педагогических знаний был составлен комплекс учебных заданий, согласно учебной программе по истории педагогики и образования Казахстана, утвержденной на заседании кафедр.

Выбор заданий был обусловлен содержанием историко-педагогического знания, ценностной природой педагогической деятельности, ее культурологической направленностью и востребованностью в современном обществе, также на изучение структурного построения системы образования и ключевых научных направлений в педагогической науке Казахстана. Комплекс заданий включал в себя тестовые задания, направленные на выявление уровней усвоения историко-педагогических знаний по истории педагогики и образования Казахстана. Как выяснилось, студенты отождествляют историю отечественного образования с историей образования в России, не выделяют особенности развития отечественной педагогики и образования, дали неправильные ответы по истории педагогики и образования Казахстана. В диагностические задания вошло также написание мини-сочинения на разные темы.

Как показали результаты исследования, большая часть студентов практически отождествляет содержание понятий «история образования» и «история педагогики», что проявилось в дисциплинарном оформлении. По содержанию работы их ответы отличались достаточной полнотой, хорошей аргументацией, в них были сделаны обоснованные выводы.

Однако эти ответы не соответствовали требованиям целостности знания по истории педагогики и образования Казахстана. Имело место прямой перенос педагогических фактов прошлого без учета современной отечественной образовательной ситуации и исторического контекста.

Будущие педагоги не владеют в достаточной мере педагогической и историко-педагогической терминологией, характеризующей систему отечественного образования, что создает затруднения в решении практических задач.

В базовых учебных заведениях было проведено анкетирование среди студентов и педагогов. Было изучено состояние использования историко-педагогического знания в процессе изучения педагогических дисциплин «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики, теория обучения», «Теория и методика воспитания и педагогические технологии», «История педагогики».

Результаты анкетирования показали, что преподаватели и будущие педагоги осознают значимость историко-педагогического знания для профессиональной подготовки. По их мнению, историко-педагогические знания заключаются в отдельных историко-педагогических фактах, теориях и т.д. Чаще всего они используются в качестве примера. Осознается то, что историко-педагогические знания способствуют формированию педагогической культуры и мировоззрения. Но целенаправленного использования историко-педагогического знания для ценностной ориентации явно недостаточно.

Студенты ясно определили, что история педагогики как история научных исследований по проблемам образования охватывает развитие просветительских и педагогических идей, педагогических взглядов, историко-педагогического наследия видных деятелей образования. Но не раскрыли, что наряду с развитием просветительских и педагогических идей, педагогических взглядов, историко-педагогического наследия видных деятелей образования всегда существовала реальная история конкретных образовательных систем, организаций, образовательных учреждений. В части работ не были выделены связи между знанием значения основных категорий истории педагогики и реальной педагогической практикой.

Данные анкетирования студентов, опросов преподавателей, оценок педагогов показывают, что престиж истории отечественного образования и педагогики невысок. Студенты не видят смысла в изучении истории образования и педагогики, преподаватели сетуют на отсутствие программы по предмету, отсутствие литературы.

Диагностические исследования позволяют утверждать, что умения будущих учителей решать учебно-профессиональные задачи носят фрагментарный характер, нет целостного представления о системе образования Казахстана как ценности, имеющей многовековое развитие. Обучение не охватывает формирование необходимых умений, не учитывается при этом контекст практической деятельности будущих педагогов. Такой подход к историко-педагогическому знанию не позволяет на практике использовать весь многофункциональный арсенал истории отечественного образования в профессиональном становлении будущих педагогов.

Анализ действующей образовательной практики позволяет утверждать, что историко-педагогические знания в действующем стандарте высшего педагогического образования сосредоточены в учебных дисциплинах «История образования и педагогической мысли» и «История педагогики», где материалы по истории образования Казахстана либо совсем отсутствуют, либо даны хрестоматийно.

Учителя-педагоги, характеризуя историко-педагогическое знание, отмечают ряд недостатков. Мы их классифицировали следующим образом: учебный материал упорядочен в довольно узкой событийно-хронологической последовательности, зачастую не обеспечивающей синхронность в изложении педагогического прошлого нашего государства и других стран. Историко-педагогическое знание, как правило, изложено фрагментарно, по персоналиям, в связи с этим история образования предстает в виде эволюции взглядов и изложения деятельности лишь некоторых, наиболее крупных, педагогов. Сравнительные характеристики различных педагогических концепций и их соотнесение с современностью встречаются только в отдельных исследованиях, в контексте узко изучаемых направлений.

Усвоение материала при этом рассчитано в основном на запоминание историко-педагогических фактов, событий, т.е. не уделяется должного внимания осмыслению сущности изучаемых явлений и процессов. Это затрудняет использование потенциала историко-педагогических знаний для понимания современного состояния педагогической реальности в Казахстане. Чтобы целостно осмыслить и охарактеризовать отечественное историко-педагогическое наследие, необходимо рассматривать его в более широком контексте общественно-политических процессов многовековой истории казахского народа и его богатой духовной культуры. Данная необходимость продиктована научно-педагогическим сообществом.

Все это позволяет констатировать, что в процессе изучения вышеуказанных курсов освоение историко-педагогического знания, его ценностного содержания и ценностной направленности незначительно. Результаты работы первого этапа свидетельствуют о том, что профессиональное становление будущего учителя в вузе, понимаемое с позиций накопления ценностного отечественного опыта для решения учебно-профессионалъных задач является недостаточным. Исследование подтвердило, что такой подход к историко-педагогическому знанию довольно распространен. Ценность отечественного историко-педагогического знания признается и декларируется, но на практике его потенциал используется не в полной мере. Чаще всего при изучении педагогики историко-педагогическое знание используют для примеров, иллюстраций, для демонстрации становления отдельных педагогических теорий, концепций. Целенаправленное формирование у будущих учителей целостного знания об истории становления и развития отечественной образовательной системы и педагогики явно недостаточно.

В ходе изучения курсов «История педагогики» и «История образования и педагогической мысли» нами было установлено, что чаще всего на занятиях используются отдельные историко-педагогические факты из истории зарубежного образования и педагогики. Это негативно отражается на процессе профессионального становления будущих учителей. Уровень умения решать учебно-профессиональные задачи на основе ценностно-смыслового опыта отечественной истории образования и педагогики Казахстана невысок.

Только четвертая часть опрошенных студентов знают отдельные факты и отдельные произведения казахских педагогов и просветителей, педагогические теории, концепции в их развитии, владеют историко-педагогическими знаниями эмпирического характера.

Среди трудностей в усвоении историко-педагогических знаний по истории отечественной педагогики и образования опрошенные студенты и педагоги отметили отсутствие специального учебного курса, учебных книг, содержащих систему историко-педагогических знаний по истории педагогики и образованию Казахстана.

В качестве обобщенного показателя знаний студентов рассматривались оценки студентов, полученные согласно правилам кредитной технологии обучения.

В 2005-2006 году в опытно-педагогической работе участвовали 180 студентов, из них были охвачены 92 – в экспериментальной группе, - 88 в контрольной группе. Результаты формирующего этапа опытно-педагогической работы отражены в следующих таблицах (Таблица 4,5,6,7) и диаграмме (рисунок 61).


Таблица 4 – Показатели результатов знаний студентов


Количество

студентов



Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во студентов

баллы

Кол-во

студентов



баллы

3

4

5

3

4

5

180

92

8

57

27

88

39

36

13

Таблица 5 – Показатели результатов знаний студентов (%)




группы

низкий

средний

высокий

Показатели экспериментальной группы

9

62

29

Показатели контрольной группы

44

40,9

14,7

В 2007-2008 году в опытно-педагогической работе участвовали 170 студентов, из них были охвачены 84 - экспериментальной группе, - 86 контрольной группе. Результаты формирующего этапа опытно-педагогической работы отражены в следующих таблицах и диаграммах (таблица 6-7).

Таблица 5- Показатели результатов знаний студентов


Количество

студентов



Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во студентов

баллы

Кол-во

студентов



баллы

3

4

5

3

4

5

170

84

5

50

29

86

34

39

13

Таблица 6- Показатели результатов знаний студентов (%)




группы

низкий

средний

высокий

Показатели экспериментальной группы

5,9

59,5

34,5

Показатели контрольной группы

40,4

45,3

15,1


Рисунок 6 – Динамика знаний студентов по учебной дисциплине «Истории педагогики и образования Казахстана»


Сопоставительная диаграмма позволяет обнаружить повышение уровня знаний по истории педагогики и образования Казахстана в ходе опытной работы.

По сравнению с соответствующими значениями диагностической работы ярко проявилась тенденция увеличения знаниевого показателя. Об этом свидетельствует качественные изменения в динамике. Высокие и средние значения показателей подтверждают, что разработанная нами учебная программа по внедрению в учебный процесс курса «История педагогики и образования Казахстана» оказывает заметное влияние на объем знаний и качество знаний студентов по истории отечественной педагогики и образования Казахстана.

Основным показателем опытно-педагогической работы является уровень освоения историко-педагогического знания. Поэтому второй этап проверки заключался в проверке ценностного и ценностно-целевого содержания историко-педагогических знаний студентов.

Качественный анализ ответов студентов по окончании опытно-педагогической работы показывает, что они умеют различать причины и следствия историко-педагогических событий, процессов и явлений вычленять зависимость между отдельными фактами и событиями, ориентироваться в историко-педагогическом материале и датировать события, отслеживать основные тенденции развития отечественной педагогики и образования.

По сравнению с исходным уровнем сформированности этого показателя мы обнаружили качественное улучшение умений студентов планировать, анализировать, рефлексировать свою деятельность. Уровень выполнения заданий характеризуется целостным, всесторонним анализом, характеризующим глубину проникновения в проблему, учетом всех исходных данных, проявлением умения видеть причины и следствия. При составлении отчетов и устных ответов прослеживается «глубина анализа», «психолого-педагогическая обоснованность», «широта привлечения педагогического опыта», «вариативность предлагаемых решений», «глубина рефлексии», «четкость планирования». Ценностный и деятельностный показатели ответов студентов увеличились более чем в два раза.

В целом, преподаватели и студенты отметили удовлетворение от изучения курса. В анкете не было ни одного негативного отзыва. Опытно-педагогическая работа по реализации и внедрению учебной программы «Истории педагогики и образования Казахстана» как самостоятельной учебной дисциплины показала результативность подготовки будущих педагогов к целостному, ценностному и ценностно-целевому усвоению историко-педагогического опыта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленные в диссертации теоретико-методологические основы разработки содержания истории педагогики и образования Казахстана и повышения историко-педагогических знаний позволяют подвести некоторые итоги исследования.

В итоге проведенного исследования подтверждена выдвинутая гипотеза, решены поставленные задачи, получены теоретические и практические результаты, намечены пути продолжения поиска в данном направлении.

Результаты опытно-педагогической работы по реализации модели и логике разработки содержания истории педагогики и образования и апробированное содержание «Истории педагогики и образования Казахстана» подтверждают правомерность отбора принципов систематизации и конструирования учебной дисциплины и позволяют сделать следующие выводы:

1.Проецирование методологических подходов на предмет изучения позволило квалифицированно осуществить историко-педагогическое исследование и обеспечить учебно-методическое обеспечение освоения содержание историко-педагогических знаний.

Методологическую основу истории педагогики и образования Казахстана составляет система взаимосвязанных подходов: полипарадигмальный, цивилизационный, культурологический, аксиологический и синергетический. Каждый из базовых подходов в систематизации и конструировании содержания истории педагогики и образования обладает специфическими возможностями, позволяет раскрыть историко-педагогическую действительность как слож­ную, находящуюся в нелинейном развитии целостную социально-историческую реальность. Системное их использование обеспечивает объективность и достоверность историко-педагогического знания, что усиливает их ценностно-смысловое и ценностно-содержательное содержание.

2. Результаты исследования подтверждают, что история педагогики и образования Казахстана как научное знание предполагает разработку целого ряда методологических проблем: источниковедения, историографии, периодизации, понятийно-терминологического аппарата. Динамика теоретического развития историко-педагогических знаний прямо пропорциональна логике роста и насыщения содержания историко-педагогических знаний.

3. Общедидактические принципы и требования систематизации и конструирования содержания учебной дисциплины обеспечивают создание отобранным учебным материалом условия формирования у студентов интегративных знаний; содержание профессионально значимых структурных элементов знаний и формирование устойчивой мотивации и изучение истории педагогики и образования Казахстана. Исследованием установлено, что историко-педагогическое знание входит в состав гуманитарного знания, как социальный феномен и целостный результат историко-педагогической науки традицион­но изучается в различных ракурсах.

4. Историко-педагогическое знание занимает пограничное положение между двумя науками - историей и педагогикой. Поэтому историко-педагогическое знание можно определить как междисциплинарную область знаний, в которой синтезировано и историческое, и педагогическое знание. История педагогики и образования Казахстана как интегрированный вид знаний принадлежит к гуманитарному знанию рассматривает человека в качестве основной мировоззренческой категории, отражает образовательные ценности различных исторических эпох, зависит от существующей в данном обществе идеологии.

Систематизация историко-педагогического знания и внедрение его в учебный процесс вуза способствуют непрерывному совершенствованию образовательного процесса.

5 Исследованием установлено, что содержание учебной дисциплины «История педагогики и образования» должно быть основано на социальной природе истоков отечественной педагогической науки, выполнять ценностно-целевую и ценностно-смысловую функцию, обеспечить преемственность с педагогическими ценностями прошлого, на этой основе способствовать развитию собственных ценностных ориентаций и пониманию целей, смыслов педагогической деятельности.

6. Совокупность программ, учебных пособий, дидактических материалов в основном реализует цели и задачи конструируемой дисциплины. Идеи, положения теории, методы способствуют осмыслению историко-педагогических знаний и применение их в практической деятельности. Полученные результаты опытно-педагогической работы доказывают эффективность внедрения в учебный процесс учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана», которая способствует реализации всех необходимых функций дисциплины, как инвариантного компонента целостной системы подготовки педагогических и научно-педагогических кадров.

Результаты исследования позволяют сделать следующие рекомендации:

-. Необходимо открыть республиканский научно-методический центр по разработке проблем истории педагогики и образования Казахстана и учебно- методического обеспечения;

- Создать банк данных по исследованиям в области истории педагогики и образовании Казахстана;

- Научно-исследовательские институты, центры и институты повышения квалификации работников образования Республики Казахстан должны быть ориентированы на проведение конкурсов проектов НИР в области истории педагогики и образования, разработку учебно-методического обеспечения историко-педагогического образования, организацию выставок лучших дидактических материалов по истории отечественной педагогики;

- Организовать республиканский семинар по методологическим проблемам теории и истории педагогики и образования, международные поиски в области интеграции историко-педагогических знаний в мировое образовательное пространство, подготовить учебное пособие «Методология и методика историко-педагогических исследований».

- Необходимо организовать углубленное изучение «Истории педагогики и образования Казахстана» в магистратуре и докторантуре;

- Подготовить методическое пособие «Методика обучения истории педагогики и образования Казахстана»;

- Конкретные научно-методические рекомендации проведенного исследования отражены в опубликованных нами учебной программе, учебных пособиях и справочниках, которые были использованы в процессе подготовки педагогических кадров.

Проведенное исследование вносит определенный вклад в решение проблемы подготовки педагогических кадров и представляет собой один из альтернативных подходов к структуризации историко-педагогического знания.

На наш взгляд, перспективы дальнейших исследовательских поисков направлены на конкретизацию отдельных проблем разработки содержания истории педагогики и образования: историко-педагогическое источниковедение, историко-педагогическая историография, периодизация и терминология, обогащение методов историко-педагогических исследовании, учебная классификация историко-педагогического знания, региональное историко-педагогическое исследование, педагогического краеведение, потенциал цивилизационного и синергетического подходов в повышении эффективности историко-педагогических исследований.

Список опубликованных работ по теме диссертации
1. Учебники И. Алтысарина. Монография. -Жезказган: ЖезУ им.А.О. Байконурова, 2002.- 137с.

2. История педагогики и образования в Казахстане: системный и полипарадигмальный анализ. Монография. - Аркалык, 2010. - 129с.

3. Диссертации по проблемам педагогики и образования Казахстана (аналитические сборник). - Аркалык, 2010. – 97с. (в соавтортсве с Таубаевой Ш.Т.)

4. История образования и педагогической науки Казахстана (учебное пособие). - Аркалык, 2010.- 222с. (в соавторстве с Ахметовой П.А., Алькуатовой А.Л.)

5. Қазақстандағы білім және педагогика ғылымдарының тарихы. Учебное пособие.-Арқалық, 2010.- 209с ( в соавторстве с Ахметовой П.А., Бижановой Г.К.).

6. История педагогики и образования Казахстана. Учебная программа. - Аркалык, 2010. -17с.

7. Место истории педагогики Казахстана в философии и истории образования //Национальные и этнические приоритеты в решении социально-экономических проблем мировой культуры и цивилизации: Материалы международной научно-практической конференции -Новосибирск, 2006. - С 40-45.

8. К вопросу о методологическом подходе при изучении курса истории педагогики Казахстана //Национальные и этнические приоритеты в решении социально-экономических проблем мировой культуры и цивилизации. Материалы международной научно-практической конференции - Новосибирск,2006.- С.40-45.

9. Проблема региональной тематики в историко-педагогических исследованиях.-Гадаад хэл заах арга зүйн асуудал.- Улаанбаатар хот-2008. - № 17 . С. 83-86.

10. Культурологическая концепция в изучении историко-педагогических исследований //Современные тенденции развития мировой культуры и цивилизации: культура, образование, экономика: Материалы Международной научно- практической конференции. – Новосибирск, 2007. - С. 216-220

11. Национальные аспекты историко-педагогического знания //Формирование интеллектуального, творческого и духовного потенциала личности обучающихся в современных условиях: Сборник научно-методических статей в 24 частях. Ч. 11. Ташкент, 2009.- С.157-161.

12. Национальное самосознание как структурные компоненты национального составляющего историко-педагогического образования //Формирование интеллектуального, творческого и духовного потенциала личности обучающихся в современных условиях. Сборник научно-методических статей в 24 частях. Ч.2 Ташкент, 2009. С.157-161.

13. К проблеме истории педагогики Казахстана //Высшая школа Казахстана №3, 2005. – С.65-69.

14. Источниковедение как особая область педагогических знаний //Вестник Евразийского гуманитарного института.– 2005.- № 4. – С.155-163.

15. Идеи разработки содержания образования и их использование в моделировании истории педагогики Казахстана// Вестник КарГУ. Серия Педагогика. – 2006.– № 3. – С.197-202.

16. История педагогики - уникальная лаборатория педагогической науки //Вестник Евразийского гуманитарного института.– 2006.- № 2.-C.107-111.

17. Из общенаучной проблематики истории педагогики Казахстана//Вестник Западно-Казахстанского государственного университета.-2008.-№4(32).-С.272-280.

18. Междисциплинарная модель истории педагогики Казахстана //Білім - Образование.-2008.-№4 (40). С.93-96.

19. Общепедагогические концепции в учебнике И. Алтынсарина “Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку”//Международные Байконуровские чтения. Книга 1. Жезказган, 2001. С 23-27.

20. Цивилизационный подход как арсенал переосмысления социокультурных процессов в истории образования Казахстана//Материалы научно-практической конференции «Национальное составляющее истории образования и науки Казахстана». Аркалык, 2009.-С.78-81 (в соавторстве с Бондаренко Л.Н. )

21.Эволюция научного знания в области педагогики//Материалы научно-практической конференции «Национальное составляющее истории образования и науки Казахстана». Аркалык, 2009.-С.5-8.

22. Компоненты историко-педагогического знания//Материалы научно-практической конференции «Национальное составляющее истории образования и науки Казахстана». Аркалык,2009. –С.154-157 (в соавторстве с Фалеевой Е.М.)

23. И. Алтынсарин и духовность//Материалы международной научно-практической конференции “Проблемы духовности и место религии в современном обществе” посвященной 10-летию Независимости Республики Казахстан. Том 1 Шымкент, 2001. С. 43-47.

24. О сохранении духовности в инновационных процессах//Международные Байконуровские чтения. Книга1. Жезказган, 2002.(в соавторствеДюсембаевой А.К.)

25. Байконуров – педагог с большой буквы//Международные Байконуровские чтения. Книга 1. Жезказган, 2002 . (в соавторстве с Орумбаеваой З.М.)

26. Современные методологические подходы к изучению истории педагогики Казахстана: факты, явления, процессы//Сб. научных трудов «V Международные Байконуровские чтения”. Книга 1. - Жезказган, 2005. –С.126-133.

27. Т.Т. Тажибаев и проблемы истории педагогики Казахстана.- Международная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию академика Е. А. Букетова “Актуальные проблемы общей и профессиональной педагогики”, часть1. Караганда, 2005. –С.80-82.

28. Проблемы источниковедения в изучении истории педагогики Казахстана// Международная конференция. Международный Казахско-турецкий университет им. А. Ясави. Туркестан, 2005. –С.221-225.

29. Предпосылки становления и развития педагогической науки в Казахстане. -Материалы международной научно-практической конфренции молодых ученых, часть 2 .-Астана: Ассоциация молодых ученых Казахстана, 2007. С.32-35.

30. Проблемы терминологии в историко-педагогических исследованиях. - Материалы международной научно-практической конференции «Валихановские чтения-13».-Кокшетау: Кокшетауский государственный университет, 2008. С.61-65.

31. Цивилизационные и культурологические подходы к предмету исследования историко-педагогических проблем//Международная научно-практическая конференция “Валихановские чтения-10”, том ІІ - Кокшетау, 2005. С. 217-223.

32. Историко-педагогическое знание как ценность//Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в образовании одаренных детей: состояние и перспективы развития». Ч. 1- Костанай, 2008.- С.211-214.

33. Педагогическое проектирование как условие повышения качества учебного процесса//Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в образовании одаренных детей: состояние и перспективы развития». Ч.1 - Костанай, 2008.-С.214-218.

34. Методологическое осмысление предмета исследования истории педагогики Казахстана//Международная научная конференция, посвященная 75-летию КазНУ им. аль-Фараби «Университеты XXI века: инновации и новые технологии». - Алматы, 2009. –С.263-267. (в соавторстве с Таубаевой Ш.Т.)

35. Проблемы конструирования национального составляющего содержания истории педагогической науки//Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы подготовки специалистов высшего профессионального образования в ХХI веке: прошлое, настоящее и будущее».Том-1. Шымкент, 2009. –С.202-205.

36. Просветительские идеи как национальное составляющее историко-педагогического образования. //Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы подготовки специалистов высшего профессионального образования в ХХI веке: прошлое, настоящее и будущее». Том 1. -Шымкент, 2009. с. 223-227.

37. К методологической проблеме истории педагогики Казахстана//Материалы Республиканской научно-практической конференции “Актуальные вопросы обеспечения конституционных основ безопасности личности, общества и государства”. - Костанай, 2005. –С.213-220.

38. Зарождение основ педагогической науки и теории в Казахстане//“IV Республиканские Маргулановские чтения. Качество, инновации и трудоустройство: опыт университетов”, Жезказган.– Жезказганский университет им. О.А. Байконурова, 2006.-С.14-145.

39. Современные подходы в историко-педагогическом исследовании//Труды республиканской научно-практической конференции: “Проблемы и перспективы развития Прибалхашья”. – Балхаш, 2007. – С.300-303.

40. Историко-педагогическое наследие А.И. Сембаева как источник истории педагогики Казахстана //Материалы Республиканской научно-практической конференции: “Педагогическое образование в условиях модернизации казахстанского общества: проблемы и персективы”.- Жезказган,2007. С. 154-157. (в соавторстве с Касымбековой С.Н.)

41. Методическая система И. Алтынсарина при построении учебника «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку»//Материалы Республиканской научно-практической конференции: “Педагогическое образование в условиях модернизации казахстанского общества: проблемы и перспективы”.- Жезказган,2007. -С.160-163. ( в соавторстве с Байменовой Н.)

42. Педагогическое источниковедение как самостоятельная отрасль педагогической науки//Материалы Республиканской научно-практической конференции: “Педагогическое образование в условиях модернизации казахстанского общества: проблемы и перспективы”.- Жезказган,2007.-С.163-167.

43. Национальное составляющее в содержании учебников И. Алтынсарина// Ы.Алтысаринның 167 жалдығына арналған Республикалық ғылыми-әдіснамалық семинардың материалдары «Ыбырай Алтынсарин және білімнің қазіргі мәселелері»- Астана, 2008. –С.47-52.

44.Тарихи-педагогикалық білім мәселесі хақында //«Педагогическое мастерство и передовой опыт самопознания». Международная научно-практическая конфернция.- Аркалык,2010.-С.508-507.




страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4

Смотрите также: